Общечеловеческие культурные ценности список. Общечеловеческие ценности и их роль в современном мире. Право на образование. Значение образования как ценность

Культура и цивилизация, их соотношение.

Цивилизация и культура - понятия тесно связанные друг с другом. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. Этапы становления соотношения между цивилизацией и культурой: 1. Первобытнообщинное общество – средние века. Культура и цивилизация не разведены, культура рассматривается как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения. 2.Возрождение. Культура впервые связалась с индивидуально-личностным творчеством человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества, но несовпадений еще не возникло. 3.Просвещение – новое время. Культура – индивидуально-личностная, одновременно общественно-гражданское устройство общества понятия наложились друг на друга. Европейские просветители использовали термин «цивилизация» для обозначения гражданского общества, в котором царит свобода, равенство, образование, просвещение. 4.Новейшее время. Культура и цивилизация разведены, не случайно уже в концепции Шпенглера культура и цивилизация выступают как антиподы.

Наука, ее роль и место в культуре.

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука - один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей . Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.). Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Главные функции: 1) познавательная -познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания; 2) мировоззренческая функция - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания. 3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. 4) культурная, образовательная - наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др.

Проблема человека в философии.

Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-

теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях. Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек - венец природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы. Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек - ручное животное. Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда.

Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек

уникален - он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека, рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не определили.

Личность и общество.

Личность и общество - социально-философская проблема, суть которой состоит в том, какие условия каждое исторически конкретное О. представляет для становления и развития Л. и в какой мере деятельность Л. сказывается на О., как увязываются интересы О. и л. В основе домарксистских социальных теорий лежит идея о неустранимости и вечности противоречия между О. и л., взгляд на них как на некие самостоятельные целостности. Так, в рабовладельческом О. наряду с теориями Платона и Аристотеля, обосновывавшими необходимость подчинения л. политическому целому - государству, существовали теории стоиков, скептиков, эпикурейцев, в которых власть государства рассматривалась как подавляющая, враждебная Л. сила. В феодальной формации жесткое закрепление положения, прав и обязанностей Л,; сословно-кастовой структурой О. находило свое отражение в безраздельно господствовавшей религиозной идеологии с ее апологией иерархичности! проповедью повиновения богу и т. п.: Возникновение капитализма уничтожает сращенность человека с общиной, сословием, кастой, цехом и формирует т. зр. отделившегося индивидам. О. предстает перед ним как совокупность формально равных частных собственников, которым оно должно обеспечить наилучшие возможности для проявления личных способностей и энергии. В 17 - 18 вв. усиленно разрабатываются теории общественного договора, согласно которым общественное и государственное устройство есть продукт договора индивидов и может быть преобразовано, если оно перестает служить благу людей, т. е. нарушает договор. Однако утверждение и развитие капитализма, особенно в эпоху империализма, показало, что освобождение Л. оказалось на самом деле ее закабалением вещными отношениями, денежными связями. Дегуманизация и обезличение человека охватывают здесь не только сферу труда, но и сферу умственной деятельности, обюрократившуюся сферу управления и даже сферу досуга и развлечений. Этот процесс находит свое отражение в буржуазной философии, неспособной вскрыть зависимость конфликта О. и л. от частнособственнических отношений, превращающей его в некое извечное, неустранимое метафизическое противоречие. Марксизм, показав, что развитие и смена формаций есть вместе О. тем исторический процесс становления и развития человеческой Л., связал возникновение противоречия между О. и л. с существованием антагонистических общественных отношений, раскрыл конкретный характер его проявления и пути его неизбежного преодоления. Ликвидация антагонистических классов и исторически унаследованных форм разделения труда создает условия для формирования всесторонне развитых, творчески активных Л. Уже на стадии развитого социализма возрастают возможности для гармоничного сочетания общественных и личных интересов, когда, с одной стороны, О. все делает во имя человека и для его блага, а с др.- члены О. сознательно служат общественным интересам, повышая для этого свой профессиональный и общекультурный уровень, социальную ответственность, организованность и дисциплину, т. е. развивая себя как социально богатую Л.

Свобода и ответственность.

Свобода - это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Во Всеобщей Декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.

Ответственность - саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности. Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести, умения осуществлять самоконтроль и самоуправление. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный человеком выбор, принятое решение означают, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности и даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать "не то" или "не так", предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности: и при принятии решения, и в процессе его реализации, и, особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением человека сделать правильный выбор, с его мужеством и с рядом других факторов.

Общечеловеческие ценности и их роль в современном мире.

Общечелове́ческие це́нности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох

Существует мнение, что общечеловеческие ценности обосновываются исходя из этологии, например, как ценности, сохранение которых способствует сохранению человеческого вида. По другой точке зрения доминирующие моральные ценности выделись в результате процесса цивилизационной конкуренции. Цивилизация, преуспевшая в такой конкуренции и утвердила свои ценности в качестве «общечеловеческих».Общечеловеческие ценности могут находиться в подсознании, например в виде архетипов. Однако не все культуры считают общечеловеческие ценности значимыми. «Золотое правило» противоречит, например, принципу «око за око», принятому в некоторых обществах, а также практическим следствиям из последнего, таким как кровная месть. Многие культуры отдают предпочтение принципу «сильный всегда прав».

Ценности - это стержень культуры общества, объединяющее звено всех отраслей духовного производства, всех форм общественного сознания. Ценность - это особо значимые для человека качества, соответствующие триаде общечеловеческих - Добро, Истина, Красота. Личность, обладающая духовными ценностями, расположена к любви, милосердию, заботе об окружающих. Ценность - это то, что необходимо человеку, определяет его жизненный путь.

Никандров Н.Д. считает, что важной задачей современного образования является воспитание молодежи в духе российских традиций и ценностей. По мнению многих современных ученых, жизнь, Родина для ребенка начинаются всегда с ближайшего окружения. Лишь потом идет постепенное расширение его горизонта. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. За последний десяток лет мы в очередной раз грешно меняем - во многом уже сменили - всю систему ценностей нашего общества. Ценности часто не меняются, так как не создаются по заказу, они вызревают столетиями и тысячелетиями. То, что мы сейчас называем российским менталитетом, развивалось с момента принятия христианства на Руси в Х веке.

Белозерцев Е.П. выстраивает в три своеобразных ряда ценностные ориентиры, или идеалы, человека. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью (индивидуальные): семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные (конкретно-исторические): нация, государство, определенный социальный строй. В третий входят идеалы, которые принято называть высшими (общечеловеческие). Они символизируют духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия. В этом выражалось русское понимание цели существования Человека на Земле.

Обобщая все сказанное, можно отметить, что проблема духовного воспитания, воспитания духовных ценностей представляет собой один из вечных вопросов, постоянно требующих поиска и обновления. Духовность личности - одна из основных проблем гуманитарного знания, а воспитание человеческих качеств на основе богатой русской духовной традиции - одна из приоритетных задач современной педагогической науки.

В.С. Соловьеву принадлежит ценностно-иерархическая шкала трех основных областей человеческой жизнедеятельности: духовное, интеллектуальное, социальное. Несомненно, что эти области человеческого существования одновременно являются и его главными ценностями, в том числе и индивидуальными. Несомненно также, что в поиск их конкретных форм и взаимосвязей, в поиск путей их достижения должна вносить существенный вклад система воспитания.

Путь в будущее сегодня лежит через нравственно-духовное воспитание личности. Как справедливо отмечают ведущие ученые-педагогики, школа сегодня нуждается не столько в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо это не только место получения знаний, но и центр детского общежития, где впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.

В течение жизни человека одни ценности подкрепляются, другие отбрасываются или видоизменяются, и, в конечном счете, формируется индивидуальная, специфическая иерархия личностных ценностей, присущая только ему. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, чем большинство ближних, а на другом - более слабый». Столкновения индивида с новыми ценностными системами, а также противоречия между реальной жизнью и уже усвоенными ценностями нередко приводят к формированию «многослойных» ценностных систем, в которых декларируемые ценности в значительной степени расходятся с действительными.

Проявляясь в различных формах (целях, установках, оценках, нормативных представлениях, императивах, запретах и т.д.), ценностная ориентация выступает ориентиром деятельности индивида и позволяет ему оценивать окружающий мир в плане добра и зла, правды или лжи, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого. «Перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы потребности, которой раньше у него не было».

Ценности не всегда осознаются индивидом, при этом их регулятивное влияние остается. «Сам человек может вообще не осознавать, осуществляет ли он ценностное отношение к действительности, и если да, то какое. Действенная же сила ценностного отношения от этого не потеряется». Таким образом, ценности представляют собой базовые представления о том, что определенные идеи, цели, формы поведения или институты являются индивидуально или социально предпочтительнее иных идеей, целей, форм поведения и т.д. Ценности несут в себе нравственные представления индивида о том, что является правильным, положительным или желательным, они - осознанный или интуитивный нравственный выбор того, что для человека является важным и стоящим.

Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продиктована классификация ценностей, предлагавшаяся в свое время В.П. Тугариновам. Он разделил все ценности на «ценности жизни» /это утилитарные, или экономические ценности/ и «ценности культуры» /этические и эстетические/. Принимая эту классификацию как одну из возможных, следует отметить, что различие между материальными и духовными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все ценности без исключения имеют «духовную» функцию, поскольку в конечном счете «работают» на универсальное развитие личности /с учетом, естественно, указанных выше двух моментов/. Так, и вещная среда /т.е. совокупность материальных ценностей/, если она организована должным образом /по рекомендациям, например, современного дизайна/, может в значительной мере духовно воздействовать на человека, развивать его. И наоборот, недоброкачественные духовные продукты /типа «чернухи» и «порнухи»/ снижают ценностный потенциал личности, духовно растлевают ее.

Если обратиться к работам С.Ф. Анисимова, то в них ценности классифицируются по уровням общественного бытия и общественного сознания. Соответственно - «высшими ценностями» у него выступают человек и человечество, затем идут ценности материальной жизни, социальные ценности и наконец - ценности духовные. Надо сказать, этот «истматовский» подход вызывал возражения - отмечалась, в частности, нечеткость самого понятия «высшая ценность». Близка к этой по сути, но иначе по выводам выглядит классификация, делящая ценности на *первичные /удовлетворяют биологические, хотя и очеловеченные потребности человека/, вторичные /создания рук человеческих, прежде всего орудия труда/ и третичные /средства коммуникации в самом широком смысле слова/.

Социально-деятельный подход подразделяет все ценности по объекту и субъекту деятельности. Но объекту - указывают на ценность природных предметов: ценность человека, группы людей, общественных явлений. Наиболее трудное здесь - обоснование ценности природных предметов; решение проблемы усматривается в учете того, что у этих предметов два бытия: природное /их собственные естественные свойства, которые сами по себе вне ценностны и социальное /те же свойства, но вовлеченные в сферу человеческой, деятельности и подчиненные удовлетворению потребностей человека/.

Но субъекту - говорят о ценностях общечеловеческих, классовых, национальных, профессиональных, возрастных, личностных. Особенно важно уяснить соотношение ценностей общечеловеческих и классовых, социальных и личностных.

Соотношение общечеловеческого и классового в ценностях у нас активно обсуждалась в годы перестройки в рамках «нового политического мышления», стремившегося учесть обострение в мире глобальных проблем - угрозы ядерной войны, экологического кризиса, сложной демографической ситуации, проблемы бедности и т.д. В итоге сфера общечеловеческих ценностей была распространена на область межгосударственных и меж формационных отношений и был обоснован приоритет этих ценностей перед всеми другими - классовыми, национальными, государственными. До этого же преобладало подчеркивание в ценностях не общечеловеческого, а классово-группового содержания, что вполне отвечало конфронтационному сознанию с его абсолютизацией классового подхода и жестко понятой формационной теорией. Общечеловеческие. ценности как таковые либо вовсе не учитывались, либо понимались крайне узко /например, сводились к простым нормам нравственности/, Ценности же и оценки одной противоборствующей стороны превозносились и возводились в ранг общечеловеческих, а другой - развенчивались и компрометировались. На практике это вело к идеологической: нетерпимости, запретам на занятия кибернетикой, генетикой и т.д., искажению и извращению таких ценностей мировой цивилизации, как «рынок», «собственность», «демократия», «права и свободы граждан» и т.д.

Ныне ситуация резко изменилась. Утвердился иной, цивилизованный подход к ценностям: акцент делается на преемственности в историческом развитии материальной и духовной культуры человечества, накоплении, в ходе этого развития, крупиц «вечного» и непреходящего, тлеющего общечеловеческую значимость; их позитивным обобщением и выступает понятие «цивилизация»; при этом классовое не отбрасывается, а рассматривается как часть целого. И общечеловеческие ценности, при таком подходе, предстают как выражение общих черт в совокупном социально - культурном опыте человечества, в смене исторических эпох сохраняющих и приумножающих свою позитивную значимость для людей.

Исторически общечеловеческое в ценностях обогащается и расширяется, постепенно выходя за локальные и этно-национальные рамки и становясь действительно всеобщим /т.е. охватывающим всех землян/. Эта всеобщность складывается по мере осознания человечеством своего планетарного единства и формирования мирового сообщества, что стало фактом сравнительно недавно, на протяжении текущего столетия. Что же конкретно мы квалифицируем как общечеловеческие ценности?

Главная из них сегодня - человек, его жизнь, здоровье, физическое и нравственно-духовное, его достоинство, честь, свобода самоутверждения и саморазвития. Говоря о сфере экономики, особо следует отметить собственность как ценность: в своем точном значении она есть отношение субъекта деятельности к предметам природы и средствам труда как к своим, т.е. это форма их присвоения человеком. Это обусловливает, во-первых, высокопроизводительный труд, ибо у подлинного собственника налицо постоянный и растущий интерес к эффективному использованию объектов собственности, и во-вторых, высокую ответственность в распоряжении своим имуществом, бережливость, рачительность, «хозяйский глаз», и социальной сфере - консенсус всех общественных сил как основа социальной стабильности в обществе, защищенность граждан, особенно детей, инвалидов и престарелых. В политико-правовой сфере - гарантированные _ права человека, плюралистическая демократия, равенство всех перед законом, и духовной - ценности морали, искусства и религии, науки в философии. Именно на этой базе формируется /и сформируется/ та система ценностей, которая объединит всех россиян, придаст их жизнедеятельности высокий человеческий смысл.

Но как, с помощью каких конкретных механизмов это всеобщее становится достоянием каждого отдельного человека? Это - вопрос о механизмах трансформации социальных ценностей в ценности индивидуально-личностные. Такая трансформация, согласно психологам, происходит в ходе интериоризации. или превращения социальных ценностей во внутренние устойчивые структуры человеческой психики. Осуществляется этот процесс не автоматически, а в самостоятельном поиске индивидом приоритетных для него ценностей, при участии как осознаваемых, так и неосознаваемых уровней его сознания. Опорное объясняющее понятие здесь - установка, или состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной деятельности в определенных условиях. Сама эта предрасположенность предстает как «целостная модификация субъекта» /Д.Н. Узнадзе/ и включает в себя не только простейшие установки /на биологическом уровне/, но и более сложные, социальные, высшим уровнем которых являются ценностные ориентации.

В ценностных ориентациях концентрируются наиболее важные, фундаментальные элементы сознания личности и ей особенно дорогие; а поскольку они выстраданы ею всей ее жизненной судьбой, постольку они составляют ядро внутренней структуры личности, стержень ее убеждений, основу ее мировоззрения. Элементы эти - нравственные, политические, художественные, религиозные и другие установки; в структуре личности они интегрируются в определенную систему, сочетающую в себе «императивы времени» и то, что идет от личного своеобразия данного индивида. Но степени развитости ценностных ориентации судят о зрелости личности, мере ее соответствия своему времени паяный показатель их развитости - иерархия ценностей, или определение места той или иной ценности на шкале значений: какие ценности данная личность рассматривает как приоритетные, а какие как производные, второго, так сказать, порядка. Критерий оценки - идеал, или предельное совершенство; конкретно: нравственно-высшее - это добро, эстетически-высшее - красота, высшая ценность в.познании - истина, в политико-правовом ряду - справедливость и т.д. Помимо идеала в качестве образца для сравнения выступают также правила и нормы, стандарты и эталоны.

Реально нередки случаи внутренней противоречивости систем ценностных ориентации личности. Наиболее типичный - расхождение «между декларируемыми и реальными ценностями» /Д.А. Леонтьев. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, №4, 1996, с. 21/. Причина этого расхождения - не только в лицемерии, когда на официально-публичном уровне следуют одним ценностям, а на уровне обыденного сознания и повседневной практики - другим; может также наблюдаться дисгармония сознательных и бессознательных структур психики индивида; ценностная система личности может только складываться, быть еще неустойчивой; может сказываться присутствие в сознании личности разнородных ценностей, вызванное одновременной принадлежностью ее к различным социальным группам с их собственным набором ценностей /государство, нация, семья, профессиональная, возрастная и др. группа/. Указывается и то, что ценностные ориентации личности могут изменяться /подчас весьма радикально/ в ходе всей ее жизни.

Завершая рассмотрение теории ценностей, следует уяснить их принципиальную роль в осознании человеком смысла своей жизни и его предназначения в мире. Для этого необходимо прежде всего вернуться к идее приоритета духовных ценностей перед ценностями материального порядка, ибо, как уже отмечалось, подлинный смысл собственной жизни личность обретает преимущественно в духовной сфере, в производстве и потреблении духовных ценностей, что отвечает сущности человека как био-социального существа, обладающего высокоразвитым сознанием.

Раскрывая далее проблему смысла жизни, следует речь здесь вести не просто о приоритете духовных ценностей, но и подчеркнуть роль в их структуре высших духовных ценностей, концентрирующихся в понятии «духовность». «Духовность» - это мера человечности, позволяющая, говоря образно, измерить «рост» человека в каждом из нас, высоту «планки» каждого, а она у всех - своя, сугубо индивидуальная. Ей противопоставляют бездуховность как синоним приземленности, эгоистичности, погруженности в мир чисто потребительских интересов, социальной пассивности, равнодушия и безответственности.

В силу своей интегративности, того, что в духовности представлен синтез разумно-логических и чувственно-волевых структур, она с трудом поддается точному определению в понятиях науки, однако поиск в этом направлении сейчас интенсивно ведется. И первое, что уже прочно установлено, это то, что духовность - характеристика качественная, а потому направленная: она указывает на определенное состояние внутреннего мира человека, задаваемое высшими духовными ценностями его эпохи, - в них он усматривает идеальный образец совершенства и с ними соразмеряет всю свою жизнедеятельность. Поэтому подлинная духовность - всегда показатель высокого развития человека /речь идет о приближении и идеалу/, всегда свидетельство его высокого предназначения в мире, полноты смысла его жизни.

Какие же это ценности? это - добро, истина, красота, Они были выделены еще в глубокой древности, всем последующим ходом мировой истории подтвердили свою абсолютную и всечеловеческую значимость и ныне рассматриваются как основные «несущие конструкции» духовности и достойного образа жизни. Указанные ценности должны браться в нерасторжимом единстве, поскольку выражают, по словам В.С. Соловьева, «одно и то же» - стремление человека уяснить высший смысл жизни и те святыни, в которых концентрируется феномен человечности и следование которым обусловливает праведную, совершенную жизнь.

Вместе с тем каждая из них несет свою смысловую нагрузку. Так, место истины в структуре ведущих духовных ценностей человечества определено заключенными в ней критериями объективности, обоснованности и доказательности, Формирующими человека знающего и рационального, мыслящего и действующего на основе разумных норм. Красота как выразитель эстетического отношения к миру - своего рода противоядие от узкого и голого рационализма, напоминание человеку о необходимости полноты его бытия, универсального и гармонического проявления его творческих сил и способностей /шиллеровская «игра физических и духовных сил»/, ощущения жизни не только как трудовых будней, но и как «праздника» /М.М. Бахтин/. Несомненна важность в структуре духовности добра как наиболее полного выражения нравственного начала. Более того, оно в ней играет ведущую и доминирующую роль, поскольку ориентировано на самое существенное - на определение социального значения действий и поступков людей для их цивилизованной совместной жизни. В этом своем предназначении добро обращено как к самому индивиду /совесть как способность осуществлять самоконтроль, отсекая все низменное и эгоистическое/, так и к другим людям /милосердие, сострадание, любовь/ и к миру в целом /теории русских космистов, этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера и др.

понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются ценностям классовым, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Общечеловеческие ценности близки и понятны каждому (как минимум, потенциально), объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу. Системообразующим для общечеловеческих ценностей является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит нраву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий - экономических, политических, духовных. Общечеловеческие ценности выступают существенным фактором успеха современных интеграционных процессов, своего рода универсальным языком диалоги различных Культур.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность).

УДК 316.752 A. С. Комаров

ББК 87 Диссертант

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ОПЫТ АПОЛОГИИ

В статье предпринята попытка философского обоснования общечеловеческих ценностей через поиск нравственного смысла. Раскрывается коммуникативная, социально-воспитательная роль этой системы принципов, а также значение общечеловеческих ценностей для современного человека и общества.

Ключевые слова: общечеловеческие, национальные, ценности, человечество, права, нравственность, достоинство, гуманизм.

A. S. Komarov Dissertator

UNIVERSAL VALUES: THE EXPERIENCE OF APOLOGY

The article attempts philosophical justification of universal values through a search for moral sense. Disclosed communicative, social and educational role of this system principles, as well as the importance of human values for the modern person and society.

Key words: universal, national, values, humanity, law, morals, dignity, humanism.

Общечеловеческие ценности - это такие нравственные и эстетические нормы и принципы, поведенческое значение которых признаёт и разделяет большинство людей, независимо от национальной, расовой, культурной, религиозной, социальной и т. д. принадлежности. Одним из примеров такой ценности является нравственное осуждение убийства себе подобных. Несмотря на широту и релятивность этого принципа нравственным признаётся общее неприятие насильственного причинения смерти другому человеку. Как бы не варьировалось наше частное отношение, какие бы нюансы не имелись в этих понятиях насилие, воровство, ложь и т. д. признаются безнравственными большинством людей. Исходя из этого, можно предположить наличие общепризнанных норм и принципов поведения и отношений людей, которые являются приемлемыми, положительно воспринимаемыми большинством человечества. Семантика выражения «общечеловеческие ценности», несмотря на признаваемую большинством мыслителей релятивность понятия «ценность», позволяет ориентировать социализацию человека, его личностное становление так, чтобы этот процесс был социально значимым и взаимополезным и для общества, и для человека. Большинство норм и принципов, подходящих под это понятие существует в среде людей уже давно, и воспринимаются большинством, как естественные, присущие человеку, как таковому. Для их культивирования не нужно каких-то специальных затратных усилий, они прививаются в социуме через давно отработанные приёмы семейного, социального, школьного образования и воспитания, через культуру. Они обеспечивают важнейшую

эмоциональную потребность всех людей, как обязательную составляющую счастья, - потребность в удовлетворении. Человек нуждается в том, чтобы его созидательный труд или нравственные качества получали одобрение, поддержку, были востребованы. Неудовлетворённость, разочарование и др. противоположные чувства порождают апатию, отчаяние, разочарование и т. д., состояния угнетённости, подавляющие созидательную волю человека. В этом аспекте потребность в эмоциональном удовлетворении является важнейшим социально-психологическим фактором человеческого существования. Общечеловеческие ценности являются для этого самым популярным обыденным средством, позволяющим всегда его испытывать. М. А. Баркова пишет о непреходящем характере общечеловеческих ценностей , что особенно востребовано в условиях стремительно меняющейся действительности. Фактически общечеловеческие ценности являются нравственным языком столетий развития мировой цивилизации. Эти ценности формировались не наперекор человеку, а в процессе развития его социальных потребностей и самосознания. Универсальность, вседоступность и постоянство делают эти ценности общечеловеческими. Таким образом, как принципы жизнеустройства, общечеловеческие ценности наиболее социально-выгодные, удобные в использовании основания.

Общечеловеческие ценности необходимы для мирного сосуществования и народов, и отдельных людей. Они основываются на признании системы общих нравственных принципов человечества. Общечеловеческие ценности - наиболее благотворная среда формирования достоинства человеческой личности (положительного качества личности, выраженного в совокупности высоких моральных качеств и уважении этих качеств в самом себе). Признание того или иного этического убеждения высоким нравственным основанием возможно только в условиях личного сравнительного сопоставления нравственных норм и выделения данного убеждения, как соответствующего определённому стандарту качества. Это не возможно в изолированных условиях. Современное общество не может существовать без высоких нравственных стандартов, как ориентиров социализации личности.

Доктрина общечеловеческих ценностей неоднократно подвергается критике со стороны сторонников так называемых «национальных ценностей», которые они противопоставляют общечеловеческим. В действительности никаких общенациональных нравственных или идеологических начал не может существовать и само это противопоставление не корректно. Природа человеческого мировоззрения и

поведения индивидуальна. Обычно человек руководствуется личными потребностями при выборе типа поведения. Это значит, что по тем же основаниям, по каким критикуются общечеловеческие ценности, могут подвергаться критике и национальные ценности. И, более того, уникальность национальных ценностей требует наличия более сложного аксиологического обобщения, чем это нужно общечеловеческим ценностям. Итак предположим, что общечеловеческое (гуманистическое) начало основано только на обобщении, а национальное на обобщении (своих) и обособлении (от других). До настоящего времени попытки найти такие особенности были неудачны, из-за чего можно предположить, что их не может существовать. Особенно сложно это сделать для крупной нации, географически расселённой в разных природно-климатических зонах. Обычно поборники этих поисков апеллируют к небесспорной античной традиции и к «античным ценностям» или делают попытку найти основания в современных националистических мифологемах о всевозможных «атлантах», «ариях», «гипербореях», «русах» и т. д., не имеющих почти ничего общего с их реальными прототипами. При этом происходит активная спекуляция на нередко недостаточном знании этих народов. В отношении же античных источников подобного аксиологического выделения следует назвать греческую и римскую этимологию понятия «варвар» и его социальную значимость. Но, даже историческая практика применения этого понятия не застраховала античные государства от внутреннего разложения и исчезновения, не сделала их исторически исключительными и эталонными. Кроме того, эллинизм и римская имперская идея опирались не на изоляцию, а на взаимодействие с «варварским» миром, в том числе и культурное. Римляне считали свои культурные ценности достойными статуса общечеловеческих, и стремились их распространить на завоёванных территориях.

Общечеловеческие ценности являются субъективным обобщением объективных начал человеческого сосуществования и включают в себя многие этические и эстетические основания, которые присущи и понятны Человеку, которые Он желал бы назвать своими. Это и любовь, дружба, добро, милосердие, альтруизм и т. д. Противники общечеловеческих ценностей считают, что они не могут принадлежать всем людям всегда. Действительно, человеческие ценности претерпевают эволюцию вместе с человеком, но современный уровень развития человечества предусматривает соответствующий набор ценностей, адекватных этому уровню его социального и биологического развития. Прогресс общества обусловит и

прогресс общечеловеческих ценностей. Независимо от того, как эти ценности называются нелепо доводить их до такого состояния, когда они превращаются в свою противоположность. Отсутствие приоритета прав человека во многих древних обществах, не делает эти общества привлекательными для современного человека. Решение проблемы человеческих страданий всегда волновало мыслителей всего мира, но лучшие из них никогда не искали это через увеличение страдания других людей. Победить смерть болезнь, голод, лишения нельзя причиняя их другим людям.

Национальные ценности, если такие и есть, не могут противопоставляться общечеловеческим. Почти не существует таких понятий, которые невозможно было бы перевести на другие языки. При этом подавляющее большинство относящихся к этой категории слов не являются гуманитарными ценностями, рассматриваемым в контексте предложенного понятия. Такими, например, являются автобус, космос, квадрат и т. д. Кроме того для всех существующих языков свойственно лексическое заимствование так, что очень быстро новые понятия «перекочёвывают» из одного языка в другой. Например: компьютер, Интернет и т. д. Следовательно, независимо от фонетики, синтаксиса, морфологии и других особенностей языков лексические значения понятий тождественны у разных народов. Понятийное мышление, лежащее в основе всех языков, является естественной средой обеспечения взаимопонимания людей. Общечеловеческие ценности также, благодаря своей рациональной природе, могут быть могут быть понятны людям разных народов и культур.

Никакие национальные ценности так же не возможны без общечеловеческих. Они могут быть выделены только из общечеловеческого, так как для этого необходимо, как минимум, наличие человека, думающего о собственном благе и о благе подобных ему. Находясь в поиске этого блага, человек не может не сопоставлять одни ценности с другими, анализировать, выделять общее. Найдя какие-либо нравственные качества в одном народе, он не может не замечать их наличия в тех народах, культура и менталитет которых также включает в себя эти качества. Культура, язык (общение) и нравственное чувство являются главными основаниями общечеловеческих ценностей. Есть немало предметов культуры, зародившихся локально, но получивших почти повсеместное распространение и применение. При этом эти предметы продолжали развиваться и вне ареала первоначального существования. Некоторые из них создавались на протяжении столетий, и ни одна нация не может назвать их своими. Иные возникли сравнительно

недавно и продолжают развиваться и обогащать культуру многих народов. Изобретённый в США интернет в настоящее время является наиболее доступным и востребованным творческим полем для представителей самых разных народов, а также самым популярными средством коммуникации. Но и при знании языков это общение не состоится, если отсутствует нравственное согласие. Не может существовать нация насильников или убийц, и потому не может быть национальных ценностей наперекор общечеловеческим. Кроме того, понятие «национальные ценности», вряд ли следует рассматривать, как уникальные. Ведь, в таком случае, не менее справедливы притязания, например, расовых, половых и прочих «ценностей». Несомненно, есть понятие «человек» и как общее по отношению к нему может быть только «человечество», или в данном контексте «общечеловеческое». В этом понятии нет политики, оно не акцентируется на разобщении, но ищет основания для интеграции, опираясь на общие для homo sapiens представления о добре, справедливости, красоте и истине. И не очень важно при этом наличие субъективных различий, которые сами по себе вторичны, если их некому слушать или не с чем сравнивать. Кроме того, можно сравнить ценности народов по различным философским, историческим, литературным, политическим и религиозным источникам и большинство из них всё же совпадёт или будет весьма близким. Только, если акцентироваться, при этом, нужно больше на поисках общего, а не различий.

Общечеловеческие ценности позволяют людям понимать друг друга. У различных народов не было бы общих понятий (пусть даже по-разному звучащих) без их существования. Немало свидетельств в поддержку этого можно найти в мировом искусстве. Например, самые массовые его виды: литература и кинематограф утверждают общие нравственные чувства. Так, почему индийские фильмы и латиноамериканские сериалы нашли огромную популярность у русских женщин? Потому, что перипетии чувственной любви одинаково близки и понятны и русским, и латиноамериканцам (или индийцам). Классическими художественные произведения могут стать только, если становятся общечеловеческим достоянием. Не существует по-настоящему национально изолированного искусства. Такое «искусство» пытались создать, например, в Германии III Рейха, но оно так и не стало ни народным для Германии, ни частью мирового искусства. Демонстрация в искусстве национализма или иной агрессивной формы выражения «национального духа» не может восприниматься представителями иных народов, как нечто родное и ценное. Культурное взаимопонимание обязательно основано на поиске возможности диалога и взаимопонимания.

Это обеспечивается общими нравственными представлениями. Например, аллегорический рассказ Дж. Беньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну», повествует о духовном странствовании возрождённой души-христианки, представленной образом Пилигрима. В пути его спутниками являются аллегорические образы добродетелей (Верный, Доброжелатель, Благоразумие и т. д.) и угрожают опасности (Глупость, город Суета, лорд Приспособленец и т. п.). В других аллегориях этого автора тема была продолжена. Написанная англичанином в XVII веке, эта книга отразила общехристианские ценности, понятные и близкие многим верующим разных деноминаций и народов настолько, что эта книга остаётся одной из известнейших в мировой литературе? Именно она вдохновила А. С. Пушкина написать в 1835 г. стихотворение «Странник» .

Наличие общих нравственных представлений - главное основание и доказательство общечеловеческих ценностей. Т. А. Андреева справедливо полагает, что «общечеловеческими ценностями надо считать те нормы, которые способствуют формированию толерантного, равнозначного отношения к инаковости, которая не противоречит гуманизму» . По её мнению они являются всеобщим языком общения людей, универсалиями культуры. Можно сказать, что общечеловеческие ценности являются универсальными воплощениями нравственного достоинства человека, его способности культивировать в себе высшие моральные ценности. И. Г. Фихте писал о гуманности, как об универсальном нравственном языке общения людей, позволяющим им лучше понимать друг друга и проявлять больше взаимного внимания. Гуманность - это универсальный принцип отношений между людьми, основанный на человеколюбии, как высшей цели. Л. М. Столович эту известную всеобщую нравственную максиму называет общечеловеческой ценностью и доказывает её мировой общекультурный характер. Действительно, эта нравственная норма является основополагающей для большинства мировых этических систем и также может рассматриваться, как универсальное основание общечеловеческих ценностей. Она же обеспечивает достоинство человека нравственным смыслом. Сами по себе нравственные нормы, отчуждённые от потребностей человека, от обстоятельств и целей его существования, остаются невостребованными. Но, гуманизация сосуществования людей делает нравственные нормы жизненно необходимыми. Их воплощение в нравственном достоинстве обеспечивается через общечеловеческие ценности, которые реализуются в жизни человека, как высшие нравственные качества. Важнейшее свойство нравственного состоит в том, что каждое

качество можно бесконечно совершенствовать. Но, в этом процессе можно выделить два основных положения, стадии нравственного «интерфейса» человека. 1. Ego - совокупность инстинктивных, неокультуренных

принципов поведения, направленных на реализацию естественных потребностей; начальная стадия. 2. Homo - совокупность высших

нравственных качеств, культивируемых и поощряемых их носителем в себе и востребованных обществом. Нравственное достоинство существует лишь на уровне Homo, здесь оно определяет «нравственный портрет» человека. Конечно, это идеальная схема, основанная на том, что в человеке есть мотивация стремления к совершенству. Но, нравственное достоинство, ориентированное на общечеловеческие ценности, - лучший стимул к нравственному совершенству. Достоинство позволяет человеку принимать ответственность за себя и свою жизнь и действовать в соответствии со своим разумным выбором. «Выбирая своё собственное бытие, решая быть верным самому себе, человек обладает самим собой» . Это побуждает его к творческому преобразованию действительности, самокритично оценить себя и подняться над своим «я». Направление этих побуждений могут создавать только общие ценности, обеспечивающие коммуникацию человека с миром и чем они неограниченнее, тем больше возможностей приобретает в них человек.

Признание общечеловеческих ценностей социально-значимым достоянием позволит дать ещё одно новое обоснование для важнейших современных принципов общежития. Прежде всего, это права и свободы человека. Современное общество не возможно без их признания и функционирования. Очень часто права и свободы человека отождествляются с общечеловеческими ценностями. Это обусловлено объективным характером их применения и тем, что их признание чаще всего утверждалось в результате борьбы. То, что приобретается усилием, обычно становится значимым и ценным.

Таким образом, общечеловеческие ценности являются ценностями «в себе» и одновременно социально-нравственными необходимыми ценностями, обуславливающими нравственное достоинство - основание и содержание личностных нравственных процессов. Они же являются и культурными ценностями, обеспечивающими нравственное

взаимопонимание между людьми, меж- и внутри- культурную коммуникацию. Это делает их наиболее востребованными принципами современной цивилизационной этики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т. А. Общечеловеческие ценности и универсальный язык коммуникаций.

http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/10/articles/sec3/s3a1.html (Дата обращения 05.12.2012).

2. Баркова М. А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. М. Шукшина// Педагогическое образование в России. 2011. № 3, сс. 237-243.

3. Беньян Дж. Путешествие Пилигрима. - Корнталь: «Свет на Востоке», 1991. - 271 с.

4. Волков В. Н. Онтология личности.- Иваново: ИвГУ,2001.- 378 с.

5. Милитарев А. "Общечеловеческие ценности" и их библейские корни. -

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://realchrist.narod.ru/raznoe/Militarev1.htm (Дата обращения 20.11.2012).

6. Пушкин А. С. «Странник» (стихотворение).// Пушкин А. С. Соч.: в 3-х тт., т. 1. М.:Худож. лит., 1985 - 735 с..

7. Середа В. Развитие общечеловеческих ценностей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (Дата обращения 20.11.2012).

8. Столович Л. М. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность.

- [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (Дата обращения 20.11.2012).

9. Фихте И. Г. О достоинстве человека.// Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. М.: НИЦ «Ладомир», 1995. - 656 с.

1. Andreeva T. A. Human values and universal language of communication. Available at: http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/C0NF/10/articles/sec3/s3a1.html (accessed at 5 December 2012).

2. Barkova M. A. Universal values of traditional pedagogy in the works of A. M. Shukshina. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2011, no.3. pp.237-243 (in Russian)

3. Ben"ian Dzh. PuteshestviePiligrima . Korntal, Svet na Vostoke, 1991. 271 p.

4. Volkov V. N. Ontologiialichnosti. Ivanovo, IvGU, 2001. 378 p.

5. Militarev A. "Obshchechelovecheskie tsennosti"iikh bibleiskie korni ["Universal human

values" and their biblical roots]. Available at:

6. Pushkin A. S. «Strannik» (stikhotvorenie) ["Stranger (a poem)"]. Moscow, Khudozh. lit., 1985. 735 p.

7. Sereda V. Razvitie obshchechelovecheskikh tsennostei . Available at: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (accessed at 20 November 2012).

8. Stolovich L. M. «Zolotoe pravilo» nravstvennosti kak obshchechelovecheskaia tsennost" . Available at: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (accessed at 20 November 2012).

9. Fikhte I. G. O dostoinstve cheloveka . Moscow, Ladomir, 1995. 656 p.

Комаров Антон Станиславович (Россия, с. Новоклязьминское) - Диссертант. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. E-mail: [email protected]

Information about the author

Komarov Anton Stanislavovich (Russia, s. Novokliaz"minskoe) - Dissertator. Nekrasov Kostroma State University. E-mail: [email protected]

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ценности «вечные»:
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди. Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности делят на несколько видов :
1.Культурные.
2.Социальные.
3.Нравственные.
Культурные ценности - это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
Культурные ценности человека :
-Литература - как основной накопитель бесценного опыта поколений
-Религия - религиозные или заменяющие их идеологические (в том числе политические) убеждения, которые являются основными составляющими повседневной жизни человека, в том числе формирующими его внутреннюю культуру.
-Искусство - всё то, что даёт одному человеку выразить себя, а другому - через познание творчества другого вырасти духовно. Это очень сложные аспекты культуры.
Итак - литература, религия, искусство - являются формирующими частями внутренней культуры личности. Они же являются основными ценностями, без которых само существование культуры либо невозможно, либо представляется маловероятным.
Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека; жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть.
В систему ценностей социальных ценностей субъекта могут входить различные ценности :
-смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
-универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
-ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
-ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
-демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Виды социальных норм: обычаи, традиции, ритуалы, нормы морали, правовые и религиозные нормы.
Высшие нравственные ценности человека :
-Взаимопомощь - стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим.
-Милосердие - отказ от осуждения и готовность помочь ближнему.
-Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека; снисхождение к слабому, увечному, больному.
-Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.