Аксиологическая академия общечеловеческие ценности. Ценности общечеловеческие. Общечеловеческие ценности есть

УДК 316.752 A. С. Комаров

ББК 87 Диссертант

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ОПЫТ АПОЛОГИИ

В статье предпринята попытка философского обоснования общечеловеческих ценностей через поиск нравственного смысла. Раскрывается коммуникативная, социально-воспитательная роль этой системы принципов, а также значение общечеловеческих ценностей для современного человека и общества.

Ключевые слова: общечеловеческие, национальные, ценности, человечество, права, нравственность, достоинство, гуманизм.

A. S. Komarov Dissertator

UNIVERSAL VALUES: THE EXPERIENCE OF APOLOGY

The article attempts philosophical justification of universal values through a search for moral sense. Disclosed communicative, social and educational role of this system principles, as well as the importance of human values for the modern person and society.

Key words: universal, national, values, humanity, law, morals, dignity, humanism.

Общечеловеческие ценности - это такие нравственные и эстетические нормы и принципы, поведенческое значение которых признаёт и разделяет большинство людей, независимо от национальной, расовой, культурной, религиозной, социальной и т. д. принадлежности. Одним из примеров такой ценности является нравственное осуждение убийства себе подобных. Несмотря на широту и релятивность этого принципа нравственным признаётся общее неприятие насильственного причинения смерти другому человеку. Как бы не варьировалось наше частное отношение, какие бы нюансы не имелись в этих понятиях насилие, воровство, ложь и т. д. признаются безнравственными большинством людей. Исходя из этого, можно предположить наличие общепризнанных норм и принципов поведения и отношений людей, которые являются приемлемыми, положительно воспринимаемыми большинством человечества. Семантика выражения «общечеловеческие ценности», несмотря на признаваемую большинством мыслителей релятивность понятия «ценность», позволяет ориентировать социализацию человека, его личностное становление так, чтобы этот процесс был социально значимым и взаимополезным и для общества, и для человека. Большинство норм и принципов, подходящих под это понятие существует в среде людей уже давно, и воспринимаются большинством, как естественные, присущие человеку, как таковому. Для их культивирования не нужно каких-то специальных затратных усилий, они прививаются в социуме через давно отработанные приёмы семейного, социального, школьного образования и воспитания, через культуру. Они обеспечивают важнейшую

эмоциональную потребность всех людей, как обязательную составляющую счастья, - потребность в удовлетворении. Человек нуждается в том, чтобы его созидательный труд или нравственные качества получали одобрение, поддержку, были востребованы. Неудовлетворённость, разочарование и др. противоположные чувства порождают апатию, отчаяние, разочарование и т. д., состояния угнетённости, подавляющие созидательную волю человека. В этом аспекте потребность в эмоциональном удовлетворении является важнейшим социально-психологическим фактором человеческого существования. Общечеловеческие ценности являются для этого самым популярным обыденным средством, позволяющим всегда его испытывать. М. А. Баркова пишет о непреходящем характере общечеловеческих ценностей , что особенно востребовано в условиях стремительно меняющейся действительности. Фактически общечеловеческие ценности являются нравственным языком столетий развития мировой цивилизации. Эти ценности формировались не наперекор человеку, а в процессе развития его социальных потребностей и самосознания. Универсальность, вседоступность и постоянство делают эти ценности общечеловеческими. Таким образом, как принципы жизнеустройства, общечеловеческие ценности наиболее социально-выгодные, удобные в использовании основания.

Общечеловеческие ценности необходимы для мирного сосуществования и народов, и отдельных людей. Они основываются на признании системы общих нравственных принципов человечества. Общечеловеческие ценности - наиболее благотворная среда формирования достоинства человеческой личности (положительного качества личности, выраженного в совокупности высоких моральных качеств и уважении этих качеств в самом себе). Признание того или иного этического убеждения высоким нравственным основанием возможно только в условиях личного сравнительного сопоставления нравственных норм и выделения данного убеждения, как соответствующего определённому стандарту качества. Это не возможно в изолированных условиях. Современное общество не может существовать без высоких нравственных стандартов, как ориентиров социализации личности.

Доктрина общечеловеческих ценностей неоднократно подвергается критике со стороны сторонников так называемых «национальных ценностей», которые они противопоставляют общечеловеческим. В действительности никаких общенациональных нравственных или идеологических начал не может существовать и само это противопоставление не корректно. Природа человеческого мировоззрения и

поведения индивидуальна. Обычно человек руководствуется личными потребностями при выборе типа поведения. Это значит, что по тем же основаниям, по каким критикуются общечеловеческие ценности, могут подвергаться критике и национальные ценности. И, более того, уникальность национальных ценностей требует наличия более сложного аксиологического обобщения, чем это нужно общечеловеческим ценностям. Итак предположим, что общечеловеческое (гуманистическое) начало основано только на обобщении, а национальное на обобщении (своих) и обособлении (от других). До настоящего времени попытки найти такие особенности были неудачны, из-за чего можно предположить, что их не может существовать. Особенно сложно это сделать для крупной нации, географически расселённой в разных природно-климатических зонах. Обычно поборники этих поисков апеллируют к небесспорной античной традиции и к «античным ценностям» или делают попытку найти основания в современных националистических мифологемах о всевозможных «атлантах», «ариях», «гипербореях», «русах» и т. д., не имеющих почти ничего общего с их реальными прототипами. При этом происходит активная спекуляция на нередко недостаточном знании этих народов. В отношении же античных источников подобного аксиологического выделения следует назвать греческую и римскую этимологию понятия «варвар» и его социальную значимость. Но, даже историческая практика применения этого понятия не застраховала античные государства от внутреннего разложения и исчезновения, не сделала их исторически исключительными и эталонными. Кроме того, эллинизм и римская имперская идея опирались не на изоляцию, а на взаимодействие с «варварским» миром, в том числе и культурное. Римляне считали свои культурные ценности достойными статуса общечеловеческих, и стремились их распространить на завоёванных территориях.

Общечеловеческие ценности являются субъективным обобщением объективных начал человеческого сосуществования и включают в себя многие этические и эстетические основания, которые присущи и понятны Человеку, которые Он желал бы назвать своими. Это и любовь, дружба, добро, милосердие, альтруизм и т. д. Противники общечеловеческих ценностей считают, что они не могут принадлежать всем людям всегда. Действительно, человеческие ценности претерпевают эволюцию вместе с человеком, но современный уровень развития человечества предусматривает соответствующий набор ценностей, адекватных этому уровню его социального и биологического развития. Прогресс общества обусловит и

прогресс общечеловеческих ценностей. Независимо от того, как эти ценности называются нелепо доводить их до такого состояния, когда они превращаются в свою противоположность. Отсутствие приоритета прав человека во многих древних обществах, не делает эти общества привлекательными для современного человека. Решение проблемы человеческих страданий всегда волновало мыслителей всего мира, но лучшие из них никогда не искали это через увеличение страдания других людей. Победить смерть болезнь, голод, лишения нельзя причиняя их другим людям.

Национальные ценности, если такие и есть, не могут противопоставляться общечеловеческим. Почти не существует таких понятий, которые невозможно было бы перевести на другие языки. При этом подавляющее большинство относящихся к этой категории слов не являются гуманитарными ценностями, рассматриваемым в контексте предложенного понятия. Такими, например, являются автобус, космос, квадрат и т. д. Кроме того для всех существующих языков свойственно лексическое заимствование так, что очень быстро новые понятия «перекочёвывают» из одного языка в другой. Например: компьютер, Интернет и т. д. Следовательно, независимо от фонетики, синтаксиса, морфологии и других особенностей языков лексические значения понятий тождественны у разных народов. Понятийное мышление, лежащее в основе всех языков, является естественной средой обеспечения взаимопонимания людей. Общечеловеческие ценности также, благодаря своей рациональной природе, могут быть могут быть понятны людям разных народов и культур.

Никакие национальные ценности так же не возможны без общечеловеческих. Они могут быть выделены только из общечеловеческого, так как для этого необходимо, как минимум, наличие человека, думающего о собственном благе и о благе подобных ему. Находясь в поиске этого блага, человек не может не сопоставлять одни ценности с другими, анализировать, выделять общее. Найдя какие-либо нравственные качества в одном народе, он не может не замечать их наличия в тех народах, культура и менталитет которых также включает в себя эти качества. Культура, язык (общение) и нравственное чувство являются главными основаниями общечеловеческих ценностей. Есть немало предметов культуры, зародившихся локально, но получивших почти повсеместное распространение и применение. При этом эти предметы продолжали развиваться и вне ареала первоначального существования. Некоторые из них создавались на протяжении столетий, и ни одна нация не может назвать их своими. Иные возникли сравнительно

недавно и продолжают развиваться и обогащать культуру многих народов. Изобретённый в США интернет в настоящее время является наиболее доступным и востребованным творческим полем для представителей самых разных народов, а также самым популярными средством коммуникации. Но и при знании языков это общение не состоится, если отсутствует нравственное согласие. Не может существовать нация насильников или убийц, и потому не может быть национальных ценностей наперекор общечеловеческим. Кроме того, понятие «национальные ценности», вряд ли следует рассматривать, как уникальные. Ведь, в таком случае, не менее справедливы притязания, например, расовых, половых и прочих «ценностей». Несомненно, есть понятие «человек» и как общее по отношению к нему может быть только «человечество», или в данном контексте «общечеловеческое». В этом понятии нет политики, оно не акцентируется на разобщении, но ищет основания для интеграции, опираясь на общие для homo sapiens представления о добре, справедливости, красоте и истине. И не очень важно при этом наличие субъективных различий, которые сами по себе вторичны, если их некому слушать или не с чем сравнивать. Кроме того, можно сравнить ценности народов по различным философским, историческим, литературным, политическим и религиозным источникам и большинство из них всё же совпадёт или будет весьма близким. Только, если акцентироваться, при этом, нужно больше на поисках общего, а не различий.

Общечеловеческие ценности позволяют людям понимать друг друга. У различных народов не было бы общих понятий (пусть даже по-разному звучащих) без их существования. Немало свидетельств в поддержку этого можно найти в мировом искусстве. Например, самые массовые его виды: литература и кинематограф утверждают общие нравственные чувства. Так, почему индийские фильмы и латиноамериканские сериалы нашли огромную популярность у русских женщин? Потому, что перипетии чувственной любви одинаково близки и понятны и русским, и латиноамериканцам (или индийцам). Классическими художественные произведения могут стать только, если становятся общечеловеческим достоянием. Не существует по-настоящему национально изолированного искусства. Такое «искусство» пытались создать, например, в Германии III Рейха, но оно так и не стало ни народным для Германии, ни частью мирового искусства. Демонстрация в искусстве национализма или иной агрессивной формы выражения «национального духа» не может восприниматься представителями иных народов, как нечто родное и ценное. Культурное взаимопонимание обязательно основано на поиске возможности диалога и взаимопонимания.

Это обеспечивается общими нравственными представлениями. Например, аллегорический рассказ Дж. Беньяна «Путешествие Пилигрима в Небесную страну», повествует о духовном странствовании возрождённой души-христианки, представленной образом Пилигрима. В пути его спутниками являются аллегорические образы добродетелей (Верный, Доброжелатель, Благоразумие и т. д.) и угрожают опасности (Глупость, город Суета, лорд Приспособленец и т. п.). В других аллегориях этого автора тема была продолжена. Написанная англичанином в XVII веке, эта книга отразила общехристианские ценности, понятные и близкие многим верующим разных деноминаций и народов настолько, что эта книга остаётся одной из известнейших в мировой литературе? Именно она вдохновила А. С. Пушкина написать в 1835 г. стихотворение «Странник» .

Наличие общих нравственных представлений - главное основание и доказательство общечеловеческих ценностей. Т. А. Андреева справедливо полагает, что «общечеловеческими ценностями надо считать те нормы, которые способствуют формированию толерантного, равнозначного отношения к инаковости, которая не противоречит гуманизму» . По её мнению они являются всеобщим языком общения людей, универсалиями культуры. Можно сказать, что общечеловеческие ценности являются универсальными воплощениями нравственного достоинства человека, его способности культивировать в себе высшие моральные ценности. И. Г. Фихте писал о гуманности, как об универсальном нравственном языке общения людей, позволяющим им лучше понимать друг друга и проявлять больше взаимного внимания. Гуманность - это универсальный принцип отношений между людьми, основанный на человеколюбии, как высшей цели. Л. М. Столович эту известную всеобщую нравственную максиму называет общечеловеческой ценностью и доказывает её мировой общекультурный характер. Действительно, эта нравственная норма является основополагающей для большинства мировых этических систем и также может рассматриваться, как универсальное основание общечеловеческих ценностей. Она же обеспечивает достоинство человека нравственным смыслом. Сами по себе нравственные нормы, отчуждённые от потребностей человека, от обстоятельств и целей его существования, остаются невостребованными. Но, гуманизация сосуществования людей делает нравственные нормы жизненно необходимыми. Их воплощение в нравственном достоинстве обеспечивается через общечеловеческие ценности, которые реализуются в жизни человека, как высшие нравственные качества. Важнейшее свойство нравственного состоит в том, что каждое

качество можно бесконечно совершенствовать. Но, в этом процессе можно выделить два основных положения, стадии нравственного «интерфейса» человека. 1. Ego - совокупность инстинктивных, неокультуренных

принципов поведения, направленных на реализацию естественных потребностей; начальная стадия. 2. Homo - совокупность высших

нравственных качеств, культивируемых и поощряемых их носителем в себе и востребованных обществом. Нравственное достоинство существует лишь на уровне Homo, здесь оно определяет «нравственный портрет» человека. Конечно, это идеальная схема, основанная на том, что в человеке есть мотивация стремления к совершенству. Но, нравственное достоинство, ориентированное на общечеловеческие ценности, - лучший стимул к нравственному совершенству. Достоинство позволяет человеку принимать ответственность за себя и свою жизнь и действовать в соответствии со своим разумным выбором. «Выбирая своё собственное бытие, решая быть верным самому себе, человек обладает самим собой» . Это побуждает его к творческому преобразованию действительности, самокритично оценить себя и подняться над своим «я». Направление этих побуждений могут создавать только общие ценности, обеспечивающие коммуникацию человека с миром и чем они неограниченнее, тем больше возможностей приобретает в них человек.

Признание общечеловеческих ценностей социально-значимым достоянием позволит дать ещё одно новое обоснование для важнейших современных принципов общежития. Прежде всего, это права и свободы человека. Современное общество не возможно без их признания и функционирования. Очень часто права и свободы человека отождествляются с общечеловеческими ценностями. Это обусловлено объективным характером их применения и тем, что их признание чаще всего утверждалось в результате борьбы. То, что приобретается усилием, обычно становится значимым и ценным.

Таким образом, общечеловеческие ценности являются ценностями «в себе» и одновременно социально-нравственными необходимыми ценностями, обуславливающими нравственное достоинство - основание и содержание личностных нравственных процессов. Они же являются и культурными ценностями, обеспечивающими нравственное

взаимопонимание между людьми, меж- и внутри- культурную коммуникацию. Это делает их наиболее востребованными принципами современной цивилизационной этики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Т. А. Общечеловеческие ценности и универсальный язык коммуникаций.

http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/CONF/10/articles/sec3/s3a1.html (Дата обращения 05.12.2012).

2. Баркова М. А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В. М. Шукшина// Педагогическое образование в России. 2011. № 3, сс. 237-243.

3. Беньян Дж. Путешествие Пилигрима. - Корнталь: «Свет на Востоке», 1991. - 271 с.

4. Волков В. Н. Онтология личности.- Иваново: ИвГУ,2001.- 378 с.

5. Милитарев А. "Общечеловеческие ценности" и их библейские корни. -

[Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://realchrist.narod.ru/raznoe/Militarev1.htm (Дата обращения 20.11.2012).

6. Пушкин А. С. «Странник» (стихотворение).// Пушкин А. С. Соч.: в 3-х тт., т. 1. М.:Худож. лит., 1985 - 735 с..

7. Середа В. Развитие общечеловеческих ценностей. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (Дата обращения 20.11.2012).

8. Столович Л. М. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность.

- [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (Дата обращения 20.11.2012).

9. Фихте И. Г. О достоинстве человека.// Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792 - 1801 гг. М.: НИЦ «Ладомир», 1995. - 656 с.

1. Andreeva T. A. Human values and universal language of communication. Available at: http://www.iai.donetsk.ua/_u/iai/dtp/C0NF/10/articles/sec3/s3a1.html (accessed at 5 December 2012).

2. Barkova M. A. Universal values of traditional pedagogy in the works of A. M. Shukshina. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii - Pedagogical education in Russia, 2011, no.3. pp.237-243 (in Russian)

3. Ben"ian Dzh. PuteshestviePiligrima . Korntal, Svet na Vostoke, 1991. 271 p.

4. Volkov V. N. Ontologiialichnosti. Ivanovo, IvGU, 2001. 378 p.

5. Militarev A. "Obshchechelovecheskie tsennosti"iikh bibleiskie korni ["Universal human

values" and their biblical roots]. Available at:

6. Pushkin A. S. «Strannik» (stikhotvorenie) ["Stranger (a poem)"]. Moscow, Khudozh. lit., 1985. 735 p.

7. Sereda V. Razvitie obshchechelovecheskikh tsennostei . Available at: http://www.sunhome.ru/philosophy/1640 (accessed at 20 November 2012).

8. Stolovich L. M. «Zolotoe pravilo» nravstvennosti kak obshchechelovecheskaia tsennost" . Available at: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html (accessed at 20 November 2012).

9. Fikhte I. G. O dostoinstve cheloveka . Moscow, Ladomir, 1995. 656 p.

Комаров Антон Станиславович (Россия, с. Новоклязьминское) - Диссертант. Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. E-mail: [email protected]

Information about the author

Komarov Anton Stanislavovich (Russia, s. Novokliaz"minskoe) - Dissertator. Nekrasov Kostroma State University. E-mail: [email protected]


Ценности в жизни человека: определение, особенности и их классификация

08.04.2015

Снежана Иванова

Важнейшую роль в жизни отдельного человека и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации...

Важнейшую роль не только в жизни каждого отдельного человека, но и всего общества в целом играют ценности и ценностные ориентации, которые выполняют в первую очередь интегративную функцию. Именно на основе ценностей (при этом ориентируясь на их одобрение в социуме) каждая личность делает свой собственный выбор в жизни. Ценности, занимая центральную позицию в структуре личности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям. Поэтому, потеря человеком смысла жизни – это всегда результат разрушения и переосмысливание старой системы ценностей и что бы обрести этот смысл вновь, ему необходимо создать новую систему, основываясь на общечеловеческом опыте и используя принятые в обществе формы поведения и деятельности.

Ценности являются своеобразным внутренним интегратором человека, концентрируя вокруг себя все его потребности, интересы, идеалы, установки и убеждения. Таким образом, система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности, а такая же система в обществе является стержнем ее культуры. Системы ценностей, функционируя как на уровне личности, так и на уровне общества, создают своеобразное единство. Это происходит благодаря тому, что личностная система ценностей всегда формируется, основываясь на ценностях, которые являются доминирующими в конкретном обществе, а они в свою очередь влияют на выбор индивидуальной цели каждого отдельного человека и на определение способов ее достижения.

Ценности в жизни человека являются основой для выбора целей, способов и условий деятельности, а также помогают ему ответить на вопрос, ради чего он совершает ту или иную деятельность? Кроме того, ценности представляют собой системообразующее ядро замысла (или программы), деятельности человека и его внутренней духовной жизни, ведь духовые принципы, намерения и человечество относит больше не к деятельности, а к ценностям и ценностным ориентациям.

Роль ценностей в жизни человека: теоретические подходы к проблеме

Современные человеческие ценности – наиболее актуальная проблема и теоретической, и прикладной психологии, так как они влияют на формирование и являются интегративной основой деятельности не только отдельно взятого индивида, но и социальной группы (большой или малой), коллектива, этноса, нации и всего человечества. Трудно переоценить роль ценностей в жизни человека, ведь они освещают его жизни, наполняя при этом ее гармонией и простотой, которая обуславливает стремление человека к свободе воли, к воле творческих возможностей.

Проблема ценностей человека в жизни изучается наукой аксиологией (в пер. с греч. axia/аксио – ценность, logos/логос – разумное слово, учение, изучение ), точнее отдельная отрасль научных знаний философии, социологии, психологии и педагогике. В психологии под ценностями принято понимать нечто значимое для самого человека, то, что дает ответ на его актуальные , личностные смыслы. Под ценностями также видят понятие, которое обозначает объекты, явления, их свойства и абстрактные идеи, отражающие общественные идеалы и поэтому являются эталоном должного.

Необходимо отметить, что особая важность и значение ценностей в жизни человека возникает лишь в сравнение с противоположностью (так люди стремятся к добру, потому что на земле существует зло). Ценности охватывают всю жизнь как человека, так всего человечество, при этом они затрагивают абсолютно все сферы (познавательную, поведенческую и эмоционально-чувственную).

Проблема ценностей интересовала многих известных философов, социологов, психологов и педагогов, но начало изучения данного вопроса было положено еще в далекой античности. Так, например, Сократ был одним из первых, кто пытался понять, что же такое благо, добродетель и красота, причем эти понятия отделялись от вещей или поступков. Он считал, что достигнутое благодаря пониманию этих понятий знание и является основой морального поведения человека. Здесь стоит также обратиться к идеям Протагора, который считал, что каждый человек уже является ценностью как мера существующего и несуществующего.

Анализируя категорию «ценности», нельзя пройти мимо Аристотеля, ведь именно ему принадлежит возникновение термина «тимия» (или ценимое). Он считал, что ценности в жизни человека являются и источником вещей и явлений, и причиной их разнообразия. Аристотель выделял следующие блага:

  • ценимые (или божественные, к которым философ относил душу и разум);
  • хвалимые (дерзкая похвала);
  • возможности (сюда философ относил силу, богатство, красоту, власть и т.п.).

Существенный вклад в разработку вопросов о природе ценностей внесли философы Нового времени. Среди наиболее значимых фигур той эпохи стоит выделить И. Канта, который центральной категорией, которая могла помочь в решении проблем ценностной сферы человека, называл волю. А наиболее развернутое объяснение процесса формирования ценностей принадлежит Г. Гегелю, который описывал изменения ценностей, их связей и структуры в трех ступенях существования деятельности (более подробно они описаны ниже в таблице).

Особенности изменения ценностей в процессе деятельности (по Г. Гегелю)

Ступени деятельности Особенности формирования ценностей
первая возникновение субъективной ценности (ее определение происходит еще до начала действий), происходит принятие решения, то есть ценность-цель должна конкретизироваться и соотноситься с внешними изменяющимися условиями
вторая Ценность находится в фокусе самой деятельности, происходит активное, но в тоже время противоречивое взаимодействие между ценностью и возможными способами ее достижения, здесь ценность становиться способом для формирования новых ценностей
третья ценности вплетаются непосредственно в деятельность, где они проявляются в качестве объективированного процесса

Проблема ценностей человека в жизни глубоко изучалась зарубежными психологами, среди которых стоит отметить работы В. Франкла. Он говорил, что в системе ценностей находит свое проявление смысл жизни человека как его базовое образование. Под самими же ценностями он понимал смыслы (он их называл «универсалиями смыслов»), которые свойственны большему количеству представителей не только конкретного общества, но и человечеству в целом на протяжении всего пути его развития (исторического). Виктор Франкл акцентировал внимание на субъективной значимости ценностей, которая сопровождается в первую очередь принятием человеком ответственности на себя за ее реализацию.

Во второй половине прошлого столетия ценности зачастую рассматривались учеными через призму понятий «ценностные ориентации» и «личностные ценности». Наибольшее внимание уделялось изучению ценностных ориентаций личности, под которыми понималось и как идеологическое, политическое, моральное и этическое основание для оценки человеком окружающей действительности, и как способ дифференцирования объектов по их значимости для индивида. Главное, на что обращали внимание почти все ученые, так это то, что ценностные ориентации формируются только лишь благодаря усвоению человеком социального опыта, а свое проявление они находят в целях, идеалах, и других проявлениях личности. В свою очередь система ценностей в жизни человека является основой содержательной стороны направленности личности и отображает ее внутреннее отношение в окружающей действительности.

Таким образом, ценностные ориентации в психологии рассматривались в качестве сложного социально-психологического феномена, который давал характеристику направленности личности и содержательной стороне ее активности, чем определял общий подход человека к себе, другим людям и к миру в целом, а также придавал смысл и направленность его поведению и деятельности.

Формы существования ценностей, их признаки и особенности

В течение всей своей истории развития, человечеством были выработаны общечеловеческие или универсальные ценности, которые на протяжении многих поколений не меняли своего смысла и не уменьшали свою значимость. Это такие ценности как истина, красота, добро, свобода, справедливость и многие другие. Эти и многие другие ценности в жизни человека связаны с мотивационно-потребностной сферой и являются важным регулирующим фактором его жизнедеятельности.

Ценности в психологическом понимании могут быть представлены в двух значениях:

  • в форме объективно существующих идей, предметов, явлений, действий, свойств продуктов (как материальных, так и духовных);
  • в качестве значимости их для человека (системы ценностей).

Среди форм существования ценностей выделяют: социальные, предметные и личностные (более подробно они представлены в таблице).

Формы существования ценностей по О.В. Сухомлинской

Особое значение в изучение ценностей и ценностных ориентаций имели исследования М. Рокича. Он понимал под ценностями позитивные или негативные идеи (причем абстрактные), которые никаким образом не связаны с каким-то конкретным объектом или же ситуацией, а лишь являются выражением человеческих убеждений о типах поведения и преобладающих целях. По мнению исследователя, все ценности имеют следующие признаки:

  • общее число ценностей (значимых и мотивируемых) невелико;
  • все ценности у людей схожи (различны только ступени их значимости);
  • все ценности организуются в системы;
  • источниками ценностей являются культура, общество и социальные институты;
  • ценности оказывают влияние на большое количество феноменов, которые изучаются самыми различными науками.

Кроме того, М. Рокич установил прямую зависимость ценностных ориентаций человека от многих факторов, таких как уровня его дохода, пола, возраста, расы, национальности, уровня образования и воспитания, религиозной направленности, политических убеждений и т.д.

Некоторые признаки ценностей также были предложены Ш. Шварцем и У. Билиски, а именно:

  • под ценностями понимается либо понятие, либо убеждение;
  • они относятся к желаемым конечным состояниям индивида или же к его поведению;
  • они обладают надситуативным характером;
  • руководствуются выбором, а также оценкой поведения человека и действий;
  • они упорядочиваются по важности.

Классификация ценностей

На сегодняшний день в психологии существует огромное количество самых различных классификаций ценностей и ценностных ориентаций. Такое разнообразие появилось благодаря тому, что ценности классифицируются по самым различным критериям. Так они могут объединяться в определенные группы и классы в зависимости от того, какие виды потребностей эти ценности удовлетворяют, какую роль они играют в жизни человека и в какой сфере они применяются. Ниже в таблице представлена наиболее обобщенная классификация ценностей.

Классификация ценностей

Критерии Ценностей могут быть
объект усвоения материальными и морально-духовными
предмет и содержание объекта социально-политическими, экономическими и моральными
субъект усвоения общественными, классовыми и ценности социальных групп
цель усвоения эгоистичными и альтруистичными
уровень обобщенности конкретными и абстрактными
способ проявления стойкими и ситуативными
роль человеческой деятельности терминальными и инструментальными
содержание деятельности человека познавательными и предметно-преображающими (творческими, эстетичными, научными, религиозными и пр.)
принадлежность индивидуальными (или личностными), групповыми, коллективными, общественными, национальными, общечеловеческими
отношение группы и общества позитивными и негативными

С точки зрения психологических особенностей ценностей человека интересна классификация, предложенная К. Хабибулиным. Ценности им были поделены следующим образом:

  • в зависимости от субъекта деятельности ценности могут быть индивидуальными или выступать как ценности группы, класса, общества;
  • по объекту деятельности ученый выделял материальные ценности в жизни человека (или витальные) и социогенные (или духовные);
  • в зависимости от вида человеческой деятельность ценности могут быть познавательными, трудовыми, воспитательными и социально-политическими;
  • последнюю группу составляют ценности по способу выполнения деятельности.

Также существует классификация, основанная на выделении жизненно важных (представления человека о добре, зле, счастье и горе) и универсальных ценностей. Данная классификация была предложена в конце прошлого столетия Т.В. Бутковской. Универсальные ценности, по мнению ученой, бывают:

  • витальными (жизнь, семья, здоровья);
  • общественного признания (такие ценности как социальный статус и трудоспособность);
  • межличностного признания (проявление и честности);
  • демократическими (свобода высказывания или свобода слова);
  • партикулярными (принадлежность семье);
  • трансцендентными (проявление веры в Бога).

Стоит также отдельно остановиться на классификации ценностей по М. Рокичу – автору наиболее известной в мире методике, главная цель которой заключается в определение иерархии ценностных ориентаций личности. Все ценности человека М. Рокич делил на две большие категории:

  • терминальные (или ценности-цели) – убежденность человека в том, что конечная цель стоит всех усилий для ее достижения;
  • инструментальные (или ценности-способы) – убежденность человека в том, что определенный способ поведения и действий является наиболее удачным для достижения цели.

Существует еще огромное количество различных классификаций ценностей, краткое изложение которых приведено ниже в таблице.

Классификации ценностей

Ученый Ценности
В.П. Тугаринов духовные образование, искусство и наука
социально-политические справедливость, воля, равность и братство
материальные различные виды материальных благ, техника
В.Ф. Сержантов материальные орудия труда и способы выполнения
духовные политические, моральные, этические, религиозные, правовые и философские
А. Маслоу бытия (Б-ценности) высшие, характерные для личности, которая самоактуализируется (ценности красоты, добра, истины, простоты, уникальности, справедливости и т.д.)
дефицитные (Д-ценности) низшие, направленные на удовлетворение потребности, которая была фрустрирована (такие ценности как сон, безопасность, зависимость, спокойствие и т.п.)

Анализируя представленные классификацию, возникает вопрос, а какие главные ценности в жизни человека? На самом деле таких ценностей огромное множество, но наиболее важными являются общие (или универсальные) ценности, которые, по словам В. Франкла, основываются на трех главных человеческих экзестенциалах – духовности, свободы и ответственности. Психологом было выделено следующие группы ценностей («вечные ценности»):

  • творчества, которые позволяют людям понять, что они могут дать данному обществу;
  • переживания, благодаря которым человек осознает то, что он получает от социума и общества;
  • отношения, которые дают возможность людям осознать свое место (позицию) относительно тех факторов, которые каким-либо образом ограничивают их жизнь.

Необходимо также отметить, что наиболее важное место занимают нравственные ценности в жизни человека, ведь именно они играют ведущую роль при принятии людьми решений связанных с моралью и моральными нормами, а это в свою очередь говорит об уровне развития их личности и гуманистической направленности.

Система ценностей в жизни человека

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

понятие культурологии, характеризующее совокупность идеалов, принципов, нравственных норм, прав, имеющих приоритетное значение в жизни людей, независимо от их социального положения, национальности, вероисповедания, образования, возраста, пола и т. п. Они позволяют наиболее полно воплотить родовую сущность человека. Противопоставляются ценностям классовым, которые в рамках классового подхода претендуют на роль общечеловеческих, подменяют их. Общечеловеческие ценности близки и понятны каждому (как минимум, потенциально), объединяют людей на основе общезначимого характера выражаемых ими интересов и потребностей, ориентируют в отношениях друг к другу, к обществу. Системообразующим для общечеловеческих ценностей является принцип гуманизма, абсолютного приоритета ценности человеческой жизни. Фундаментальное значение в системе общечеловеческих ценностей принадлежит нраву человека на самобытное существование и свободное развитие, приоритету личного над общественным. К числу общечеловеческих ценностей обычно относят право на жизнь, свободу, почитание старших, собственности, любовь к детям, заботу о близких, патриотизм, трудолюбие, честность и др. Утверждение таких ценностей предполагает наличие соответствующих условий - экономических, политических, духовных. Общечеловеческие ценности выступают существенным фактором успеха современных интеграционных процессов, своего рода универсальным языком диалоги различных Культур.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. Проблема О.Ц. драматически возобновляется в эпохи социального катастрофизма: преобладания деструктивных процессов в политике, дезинтеграции социальных институтов, девальвации моральных ценностей и поиска вариантов цивилизованного социокультурного выбора. Вместе с тем, основополагающей ценностью во все времена человеческой истории являлась сама жизнь и проблема ее сохранения и развития в природной и культурной формах. Многообразие подходов к исследованию О.Ц. порождает множественность их классификаций по различным критериям. В связи со структурой бытия отмечают ценности природные (неорганическая и органическая природа, полезные ископаемые) и культурные (свобода, творчество, любовь, общение, деятельность). Соответственно структуре личности, ценности бывают биопсихологического (здоровье) и духовного порядка. По формам духовной культуры ценности классифицируют на нравственные (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство), эстетические (прекрасное, возвышенное), религиозные (вера), научные (истина), политические (мир, справедливость, демократия), правовые (закон и правопорядок). В связи с объектно-субъектной природой ценностного отношения можно отметить предметные (результаты человеческой деятельности), субъектные (установки, оценки, императивы, нормы, цели) ценности. В целом, полифония О.Ц. порождает и условность их классификации. Каждая историческая эпоха и определенный этнос выражают себя в иерархии ценностей, определявшей социально допустимое. Ценностные системы пребывают в становлении и их временные масштабы не совпадают с социокультурной реальностью. В современном мире значимы нравственные и эстетические ценности античности, гуманистические идеалы христианства, рационализм Нового временя, парадигма ненасилия 20 в. и мн. др. О.Ц. образуют ценностные ориентации как приоритеты социокультурного развития этносов или личности, закрепленные социальной практикой или жизненным опытом человека. Среди последних выделяют ценностные ориентации на семью, образование, труд, общественную деятельность, другие сферы самоутверждения человека. В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истицы и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. И, поскольку актуальное социокультурное измерение определяется сегодня не столько бытием, сколько его изменением, добро, красота, истина и вера означают не столько приверженность абсолютным ценностям, сколько их поиск и обретение. Среди О.Ц. следует специально выделить нравственные ценности, традиционно представляющие общезначимое в его взаимосвязи с этнонациональным и индивидуальным. В общечеловеческой морали сохраняются некоторые единые формы общежития, отмечается преемственность моральных требований, связанных о простейшими формами взаимоотношений людей. Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа. Общечеловеческой в морали является и форма предъявления нравственного требования, связанная с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности. (См. Ценность).

Вопросы, затрагиваемые в этом материале, вроде бы очевидны и простыми кажутся на первый взгляд. Но заставляют задуматься в первую очередь взрослых, задача которых является донести до в простой и понятной им форме ту истину, о которой они сами забывают в водовороте жизни. Дети, достигая определенного возраста, могут оценивать и понимать окружающую их жизнь. Ученики 4 класса с примерами общечеловеческих ценностей, приводимых им в доступной форме, относятся к этой возрастной группе.

Общее понятие

Общечеловеческие ценности - теоретически существующая некая система моральных норм, содержание которой не связано с временным историческим периодом. Учитывая тот факт, что на сегодня происходит тесное общение между представителями всех культур и национальностей, существование общечеловеческой системы ценностей просто необходимо.

Жизнь как ценность

На сегодня общество достигло того уровня развития в технологическом плане, что возможно взаимоуничтожение. Существующая система общечеловеческих ценностей может быть или должна быть неким сдерживающим барьером между народами.

Самым главным и первым пунктов в этой системе должна быть жизнь человека. Она является неприкасаемым фактом, покушение на жизнь человека недопустимо.

Давайте приведем пример общечеловеческой ценности - жизни. Родился человек. При рождении каждый имеет огромный потенциал и неисчерпаемые ресурсы. Но каждый сам решает, как ему распоряжаться дарованными ему ресурсами. Один человек - мастер: из груды железа создаст что-то ценное и необходимое, например, автомобиль. Другой, например, хирург, который в течение многих лет может спасти многие жизни. За счет знаний и умений, которые он приобрел, за счет своих природных ресурсов.

Третий пример, человек пьющий и нигде не работающий, при рождении имел те же ресурсы и тот же потенциал, но не воспользовался ими. На основании приведенного примера такая общечеловеческая ценность, как жизнь, является главной и несоизмеримой ни с чем на свете величиной. И не важно, какая профессия или возраст, или здоровье у любого человека, каждый должен знать и понимать тот факт, что жизнь любого человека представляет собой не соизмеримую ценность.

Ценность здоровья

Также к этой системе относится и здоровье человека: каждый человек в современном обществе имеет право на сохранение своего здоровья, имеет право на лечение. Не имея крепкого здоровья построить цепочку других ценностей для человека практически невозможно.

Во всем мире, в каждой стране развитие системы здравоохранения считается важным этапом. Больницы, поликлиники, санатории, госпитали: все это создано для поддержания и, что также немаловажно, контроля над здоровьем человека. Вот, приведем пример общечеловеческой ценности - здоровья. Мы часто желаем друг другу крепкого здоровья. Так повелось из поколения в поколение. Ведь имея крепкое здоровье, человек сможет преодолеть все жизненные трудности, а если придется, то и пережить серьёзные перегрузки.

Право на образование. Значение образования как ценность

Продолжим наше повествование об общечеловеческих ценностях, примером 4 классу может служить право на образование. Его, безусловно, можно отнести к этой системе. На сегодня эта ступень для человека в мир, где он сможет занять своё место, принести пользу обществу, получить блага для себя и, что самое важное, для своих близких.

Семья как главная ценность человека

Семья. Семь «я». Важнейшая общечеловеческая ценность, примером может быть любая семья, будь то семья друга, соседа, одноклассника. Если оглядеться вокруг, то можно обратить внимание, что они бывают разными: веселыми и шумными, строгими и консервативными, полными и неполными.

Семья и семейные ценности - это две ветви, которые плотно переплелись друг с другом. Эти ценности для каждого человека представлены в виде длинного-длинного списка, что доказывает важность и необходимость существования семьи. Это и любовь: матери к своему ребёнку, между супругами, забота о старшем поколении.

Семья и семейные ценности важны и необходимы любому человеку, как корень для могучего дуба, сила и мощь которого иссякнет, если корень будет поврежден или болен. Так и с семьей. Примерами общечеловеческих ценностей пусть послужат описанные выше моменты.

Наука в системе ценностей

Наука в системе общечеловеческих ценностей занимает ведущее положение. На сегодня сложилась экологическая угроза для нашей планеты, тому виной, безусловно, сам человек. Экосистемы претерпевают вмешательство в свою структуру, но именно развитие науки является тому причиной. Это ситуация с одной стороны.

С другой - развитие науки воздвигло тот окружающий мир, в котором мы живем. Примером привести можно открытия, сделанные на основании исследований физиками, химиками, математиками, астрологами, дали толчок к дальнейшему развитию человечества в различных отраслях.

Условно влияние науки можно разделить на бессознательное формирование понимания мира в целом, и осознанное, которое формируется у человека под влиянием социума, то есть общества. К этому факту можно отнести и общеобразовательную систему воспитания, самообразование. Бессознательное формирование подразумевает факт, как природная сущность человека, то есть при рождении в каждом из нас уже заложена, как говориться, «человеческая сущность», свойственна любознательность, желание узнать что-то новое для себя. И неважно, в какой сфере деятельности это произойдет, важен тот факт, что этот механизм начинает работать вновь и вновь. Это и является тем, что отличает человека от животного.

Физическая культура и спорт. Их место в данном случае

Физическая культура и спорт в системе общечеловеческих ценностей занимают своё важное и значимое положение. Они направлены на укрепление здоровья человека, также на развитие физических и морально-волевых способностей, все это в комплексе ведет к развитию сильной и гармоничной личности человека.

Спорт является общечеловеческой культурной ценностью, примером этого может послужить сама история развития: это и олимпиады, и соревнования, и исторически сформированные виды спорта. Значение физической культуры и спорта велико и формируется в нескольких направлениях:

  • Во-первых, под воздействием данных факторов происходит формирование человека как личности.
  • Во-вторых, сам он уже в процессе занятия спортом вносит вклад в его развитие, раскрывает или усовершенствует виды спорта.
  • В-третьих, вносит свой вклад в развитие самого общества в целом.

Литература в жизни человека

Возникновение и формирование самой литературы из века в век доказывает тот факт, что это важнейшая ценность для человечества. Литература затрагивает душу человека, она помогает раскрыть и понять всю ее глубину, её темные и светлые стороны, заставляет задуматься, почему происходили некоторые события именно так, с чем это связано, что могло быть, если бы человек поступил по-другому.

Ответы на все эти вопросы можно получить из книг. Любая книга, любое произведение может служить тому доказательством. Примером общечеловеческих ценностей из литературы может послужить произведение «Слово о полку Игореве...», где приводится описание служения своей Родине, её защита, жизнь главных героев посвящена высокой идее. Помимо этого, примером может послужить верность и нежность русских жен в этом произведение, которое, в свою очередь, также является примером общечеловеческой ценности семья. Семья, которая даёт человеку силы, желания творить.

Приведем еще один пример из классической литературы по произведению Антона Павловича Чехов «Ионыч». Здесь описана жизнь молодого человека, желанием которого было служить обществу, приносить пользу, но переломным моментом в его жизни явилась любовь. Он полюбил молодую красивую девушку, которая не ответила ему взаимностью. Главный герой сделал ей предложение руки и сердца, а в ответ получил лишь насмешки. Нет, он не умер, не заболел, но он потерял тот интерес к жизни, в нем потух тот самый огонёк, который давал ему желание жить интересной полной жизнью. И со временем он обрюзг, пристрастился к азартным играм, и существование его стало пустым и бессмысленным.

Автор на примере своего героя хотел показать, что утрата таких общечеловеческих ценностей как любовь и семья, завели главного героя в тупиковую ситуацию. Пусть также этот опыт послужит примером молодому поколению: нельзя останавливаться в жизни, если случилась какая-то неприятность, всегда нужно идти вперед к своей мечте, всегда нужно стараться осуществлять задуманные тобой планы. Ведь если у тебя будет что-то получаться, то награда для самого себя не заставит долго ждать - чувства самоуважения и удовлетворения от жизни будут тебе порукой. Вот такой пример общечеловеческих ценностей был приведен автором.

Заключение

В заключение еще раз хотелось бы отметить важность моральных ориентиров на сегодня для каждого человека в отдельности, и для общества в целом. Фото примеров общечеловеческих ценностей представлены в данной статье.

Хотелось бы отдать должное мастерам своего дела, их работы также могут быть для нас примером, вносимого ими в общее понятие общечеловеческих ценностей. Ведь созерцание прекрасного - напоминание того, что это все рядом, вокруг тебя, береги и люби, дари себя, учись - учись с удовольствием, учись каждый день, пусть это будет один шажочек, но пусть он будет сделан.

Общечеловеческие ценности - это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ценности «вечные»:
1. Базирующиеся на добре и разуме, истине и красоте, миролюбии и человеколюбии, трудолюбии и солидарности мировоззренческие идеалы, нравственные и правовые нормы, отражающие исторический духовный опыт всего человечества и создающие условия для реализации общечеловеческих интересов, для полноценного существования и развития каждой отдельной личности.
2. Благополучие близких, любовь, мир, свобода, уважение.
3. Жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром.
4. «Золотое правило нравственности» - не делай другим того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе.
5. Истина, красота, справедливость.
6. Мир, жизнь человечества.
7. Мир и дружба между народами, права и свободы личности, социальная справедливость, человеческое достоинство, экологическое и материальное благополучие людей.
8. Моральные требования, связанные с идеалами гуманизма, справедливости и достоинства личности.
9. Основные законы, существующие в большинстве стран (запрет на убийства, воровства и т.п.).
10. Религиозные заповеди. Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
11. Сама жизнь, проблема её сохранения и развития в природной и культурной формах.
12. Система аксиологических максим, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом, воспроизводится в любом типе культуры в качестве ценностей.
13. Ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение.
14. Ценности моральные, существующие теоретически и являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Общечеловеческие ценности делят на несколько видов :
1.Культурные.
2.Социальные.
3.Нравственные.
Культурные ценности - это достояние определённой этнической, социальной, социографической группы, которые могут быть выражены некоторыми формами художественного, изобразительного и других видов искусств.
Культурные ценности человека :
-Литература - как основной накопитель бесценного опыта поколений
-Религия - религиозные или заменяющие их идеологические (в том числе политические) убеждения, которые являются основными составляющими повседневной жизни человека, в том числе формирующими его внутреннюю культуру.
-Искусство - всё то, что даёт одному человеку выразить себя, а другому - через познание творчества другого вырасти духовно. Это очень сложные аспекты культуры.
Итак - литература, религия, искусство - являются формирующими частями внутренней культуры личности. Они же являются основными ценностями, без которых само существование культуры либо невозможно, либо представляется маловероятным.
Социальные ценности - это мир внутренних устремлений, незыблемые, сокровенные жизненные ориентации человека; жизненные идеалы и цели, которых, по мнению большинства в данном обществе следует достигнуть.
В систему ценностей социальных ценностей субъекта могут входить различные ценности :
-смысложизненные ценности — представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни;
-универсальные ценности — жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование, квалификация, правопорядок;
-ценности межличностного общения — честность, бескорыстие, доброжелательность;
-ценности общественного признания — трудолюбие, социальное положение;
-демократические ценности — свобода слова, совести, партий, национальный суверенитет.
На основе социальных ценностей формируются социальные нормы. Социальная норма (от лат. norma — правило, образец, мерило) — установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.
Виды социальных норм: обычаи, традиции, ритуалы, нормы морали, правовые и религиозные нормы.
Высшие нравственные ценности человека :
-Взаимопомощь - стремление человека к благу (помощи, спасению) по отношению к окружающим.
-Милосердие - отказ от осуждения и готовность помочь ближнему.
-Сострадание - Жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека; снисхождение к слабому, увечному, больному.
-Честность - еще одна из высших нравственных ценностей. Самый простой способ определить уровень моральности человека - это проследить, насколько часто он лжет. Единственное практическое оправдание лжи - ложь во спасение.