План по теме биосоциальное в человеке. Человек как биосоциальное существо. «Научное познание и его основные признаки»

Человек как биосоциальное существо.

План:

1. Понятие «человек». Теории происхождения человека.

2. Бинарная природа человека. Биосоциальность и её сущность.

3. Отличительные особенности человека.

Человек – это целостное биопсихосоциальное существо , которое является и организмом (представитель Homo Sapiens), создателем и носителем культуры, а также главным участников исторического процесса.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:

    Религиозная теория (божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
    Теория палеовизита. Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
    Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным). Естественнонаучная теория Ф. Энгельса (материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюции) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.

Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Бинарная природа человека проявляется в том, что он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.

Человек – биологическое существо

Человек – существо социальное.

Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Основные отличия человека от животного:

Человек

Животное

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы.

1. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;

Обладает прогностической способностью, т. е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

Выражает ценностное отношение к действительности.

2. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру.

3. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.

4. Использует готовые природные материалы, не преобразуя их

Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.

Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало).

© Ольга Александровна Якушенко, 2018

© Ирина Игорьевна Кучерова, 2018

© Элизбар Игорьевич Закарая, 2018

ISBN 978-5-4493-1457-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Вопрос 1. Природное и общественное в человеке (Человек как результат биологической и социокультурной революции)

План №1: «Биологическое и социальное в человеке», «Человек как продукт эволюции», «Природное и общественное в человеке», «Человек как биосоциальное существо», «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции», «Человек и его природа»

1) Понятие «биосоциальное».

2) Теории происхождения человека:

– эволюционная (научная);

– теологическая (религиозная);

– теория палеовизита (космическая).

3) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

4) Биологическое в человеке:

– анатомия и физиология (костная, мышечная, нервная системы);

– физиологические (естественные) потребности;

– инстинкты.

5) Социальное в человеке:

– знания и умения;

– членораздельная речь;

– социальные и духовные потребности.

6) Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

План №2: «Личность в современном обществе», «Личность в системе общественных отношений», «Личность как субъект общественных отношений»

1) Понятие «личность».

2) Индивид, индивидуальность, личность.

3) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

4) Необходимость процесса социализации.

5) Этапы социализации:

– первичная (семья, родственники, друзья);

– вторичная (школа, профессиональная деятельность и пр.).

6) Виды общественных отношений:

– межличностные;

– внутригрупповые;

– межгрупповые;

– этнические;

– международные.

7) Модели взаимодействия личности и общества:

– конструктивная;

– деструктивная.

8) Личность и общество, взаимосвязь и взаимозависимость.

План №3: «Человек, индивид, личность»

1) Понятия «человек» и «индивид».

2) Отличия человека от животного:

– мышление;

– членораздельная речь;

– способность преобразовывать окружающий мир;

– целенаправленная и осознанная деятельность;

– способность изготавливать орудия труда.

3) Понятие «личность».

4) Факторы, влияющие на формирование личности:

– социальное окружение;

– культура;

– наследственность;

– окружающая среда (природа);

– личный опыт.

5) Психологический портрет личности:

– темперамент;

– характер;

– способности;

– интеллектуальность;

– эмоции и чувства.

6) Человек как биопсихосоциальное существо.

Вопрос 2. Мировоззрение, его виды и формы

План №4: «Мировоззрение и его роль в жизни человека», «Мировоззрение, его виды и формы»

1) Понятие «мировоззрения».

2) Структура мировоззрения:

– убеждения;

– знания и опыт;

– ценности и идеалы.

3) Основные этапы формирования мировоззрения:

– мироощущение;

– мировосприятие;

– миропонимание.

4) Исторические формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

План №5: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»

1) Понятие духовной культуры и духовных ценностей.

2) Структура духовной культуры общества:

– ценности;

– языки культуры.

3) Классификация духовных ценностей:

– предметные (научные истины, культурное наследие);

– ценности сознания (представления о нравственности, справедливости).

4) Типы духовных ценностей:

– мировоззренческо-философские;

– нравственные;

– эстетические;

– религиозные;

– художественные.

5) Основные духовные ценности:

– красота;

– истина;

– искусство;

– творчество;

– любовь.

6) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.

План №6: «Внутренний мир человека», «Человек как духовное существо»

1) Понятие «внутренний (духовный) мир человека».

2) Составляющие духовного мира человека:

– память, знания и опыт;

– ценности;

– эмоции и чувства;

– мировоззрение.

3) Основные жизненные ценности человека:

– семья, любовь, дети;

– дружба и общение;

– здоровье и физическое развитие;

– благополучие;

– самореализация и духовный рост.

4) Формы мировоззрения:

– мифологическое;

– религиозное;

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское.

5) Мировоззрение как основа духовного мира человека.

План №7: «Цель и смысл жизни человека»

1) Понятие «цель жизни».

2) Виды целей:

– главная;

– второстепенные.

3) Понятие «смысл жизни».

4) Три временных измерения смысла жизни:

– прошлое (ретроспекция);

– настоящее (актуализация);

– будущее (проспекция).

5) Концепции смысла жизни:

– аскетизм;

– гедонизм;

– прагматизм;

– утилитаризм.

6) Значение цели и смысла жизни в деятельности человека.

План №8: «Бытие человека»

1) Понятие «бытие».

2) Аспекты бытия:

– окружающий, материальный мир;

– внутренний мир человека, его сознание.

3) Основные формы бытия:

– бытие процессов природы, а так же вещей, произведенных человеком;

– бытие человека;

– бытие духовное;

– социальное бытие.

4) Цель и смысл человеческой жизни.

Вопрос 3. Виды знаний

План №9: «Познание как вид деятельности», «Познание – процесс духовного освоения человеком материального мира», «Познание»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

3) Чувственное познание:

– ощущение;

– восприятие;

– представление.

4) Рациональное познание:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

5) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

6) Значение познавательной деятельности в жизни человека.

План №10: «Многообразие путей познания мира», «Познаваем ли мир?», «Проблема познаваемости мира», «Познание мира»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Философские направления по отношению к процессу познания:

– гностицизм;

– агностицизм;

– оптимизм;

– релятивизм;

– скептицизм.

5) Формы и виды знаний:

– практическое (производственное, политическое, педагогическое);

– духовно-практическое или ненаучное (обыденное, художественное);

– теоретическое (научное, вненаучное, философское).

6) Роль познания в жизни человека.

План №11: «Познавательная деятельность», «Роль познавательной деятельности»

1) Понятие «познавательная деятельность».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Особенности обыденного познания:

– опора на повседневный опыт;

– здравый смысл;

– передается из поколения в поколение (народная мудрость).

5) Особенности научного познания:

– стремление к получению достоверных знаний;

– строгая доказанность научных фактов;

– непротиворечивость и проверяемость;

– большая система научных знаний.

6) Особенности социального познания:

– объект и субъект совпадают;

7) Необходимость познавательной деятельности в жизни человека.

План №12: «Формы познания мира»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический;

– теоретический.

3) Формы познания:

– чувственное;

– рациональное.

4) Чувственное познание:

– ощущение;

– восприятие;

– представление.

5) Рациональное познание:

– понятие;

– суждение;

– умозаключение.

6) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

7) Роль познания в жизни человека.

План №13: «Социальное познание и его специфика»

1) Понятие «социальное познание».

2) Особенности социального познания:

– объект и субъект совпадают;

– объект исследования постоянно изменяется;

– высокая вероятность неточности исследований.

3) Источники социального познания:

– социальная действительность;

– исторический опыт;

– общественная практика.

4) Формы социального познания:

– социальный факт;

– научный факт.

5) Методы социального познания:

– эмпирические (анкетирование, интервью, тестирование);

– теоретические (анализ, обобщение, выдвижение гипотезы).

6) Знание как итог социального познания.

План №14: «Самопознание и формирование „Я-концепции“», «Самопознание и развитие личности»

1) Понятие «самопознание».

2) Составляющие самопознания:

– самосознание;

– самооценка;

– самоконтроль;

– самопринятие.

3) Виды самопознания:

– самонаблюдение;

– самоанализ;

– сравнение с другими;

– моделирование личности.

4) «Я-концепция» – теория самого себя:

– «реальное Я»;

– «идеальное Я»;

– «зеркальное Я».

5) Структура Я-концепции:

– когнитивный компонент;

– оценочный компонент;

– поведенческий компонент.

6) Необходимость самопознания для развития личности.

План №15: «Познание человеком мира и самого себя»

1) Понятие «познание».

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Понятие «самопознание».

5) Составляющие самопознания:

– самосознание;

– самооценка;

– самоконтроль;

– самопринятие.

6) Виды самопознания:

– самонаблюдение;

– самоанализ;

– сравнение с другими;

– моделирование личности.

7) «Я-концепция» – теория самого себя.

План №16: «Виды знаний»

1) Знание как результат познания.

2) Уровни познания:

– эмпирический (чувственное познание);

– теоретический (рациональное познание).

3) Виды познавательной деятельности:

– обыденное (житейское);

– научное;

– философское;

– социальное;

– художественное.

4) Форма знаний:

– практическая;

– духовно-практическая (ненаучная);

– теоретическая.

5) Виды практических знаний:

– врачебный опыт;

– педагогическая практика;

– производственные навыки.

6) Виды духовно-практических знаний:

– мифология;

– мораль;

– религиозные учения;

– искусство;

– обыденное знание.

7) Виды теоретических знаний:

– философия.

8) Гносеология – учение о познании.

Вопрос 4. Понятие истины, её критерии

План №17: «Истина и ее критерии», «Истина как цель познавательной деятельности»

1) Понятие «истина».

2) Свойства истины:

– объективность;

– субъективность;

– конкретность.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Заблуждения.

6) Роль истины в научном познании.

План №18: «Истина и заблуждение»

1) Понятие «истина».

2) Свойства истины:

– объективность;

– субъективность;

– конкретность.

3) Виды истины:

– абсолютная;

– относительная.

4) Критерии истины:

– чувственный опыт;

– практика;

– знания.

5) Понятие заблуждения.

6) Причины существования заблуждений:

– ограниченность, неразвитость социальной практики;

– несовершенство методики и инструментария познания;

– внутреннее физическое и духовное (эмоциональное) состояние субъекта познания;

– ограниченность мышления;

– приверженность догмам.

7) Заблуждения и ложь.

Вопрос 5. Мышление и деятельность

План №19: «Мышление»

1) Понятие «мышление».

2) Основные мыслительные операции:

– анализ и синтез;

– обобщение и сравнение;

– абстрагирование и классификация.

3) Виды мышления:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное;

– понятийное.

4) Мышление как основа деятельности человека.

План №20: «Мышление и деятельность»

1) Понятие «мышление».

2) Виды мышления:

– наглядно-действенное;

– наглядно-образное;

– понятийное.

3) Понятие «деятельность».

4) Структура деятельности:

– субъект и объект;

– цель и мотив;

– методы и средства;

– результат.

5) Основные виды деятельности:

– учение;

– общение.

6) Творчество как вид деятельности.

7) Материальная (практическая) деятельность:

8) Духовная деятельность:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

9) Взаимосвязь мышления и деятельности.

План №21: «Деятельность – основа существования и развития», «Деятельность как способ существования людей», «Деятельность человека», «Деятельность человека в ее многообразии»

1) Понятие «деятельность».

2) Структура деятельности:

– субъект и объект;

– цель и мотив;

– методы и средства;

– результат.

3) Основные виды деятельности:

– учение;

– общение.

4) Творчество как вид деятельности.

5) Материальная (практическая) деятельность:

– материально-производственная;

– социально-преобразовательная.

6) Духовная деятельность:

– познавательная;

– ценностно-ориентировочная;

– прогностическая.

7) Деятельность человека и ее преобразовательный характер.

План №22: «Трудовая деятельность»

1) Понятие «трудовая деятельность».

2) Структура трудовой деятельности:

– цель деятельности;

– предметы и средства труда;

– используемые технологии.

3) Основные характеристики труда:

– производительность труда;

– интенсивность труда.

4) Основные виды труда:

– физический и умственный;

– простой и сложный.

5) Функции труда:

– продуктивная;

– социализирующая;

– социально-экономическая.

6) Труд – важное условие существования человека.

План №23: «Игра и ее роль в формировании человеческой личности»

1) Понятие «игра».

2) Виды игр:

– индивидуальные;

– групповые;

– предметные;

– сюжетные;

– ролевые;

– игры по правилам.

3) Основные свойства игры:

– творческий характер;

– наличие воображаемой обстановки;

– освоение новых социальных ролей;

– наличие определенных правил.

5) Функции игры:

– компенсаторная;

– коммуникативная;

– социализирующая.

6) Игра как средство приобретения и проработки знаний.

Проблема изучения человеческой личности всегда интересовала ученых, философов, писателей. Есть разные точки зрения по этому вопросу. Разберемся, что такое человек и что его отличает от животных, и изучим тему по обществознанию «Личность - социальная сущность человека».

Человек - биосоциальное существо

Человек сочетает в себе природные и социальные черты. Именно это сочетание обеспечивает ему возможность не только существовать, удовлетворяя свои естественные потребности, но и выстраивать отношения с другими людьми, реализовывать себя в той или иной сфере.

К биологическим относят:

  • тело человека, мозг;
  • инстинкты;
  • биологические потребности: в пище, сне, жилище.

К социальным относят:

  • речь, мышление, умения человека;
  • потребность в общении;
  • потребность в получении новых знаний.

Существуют разные точки зрения о сочетании природного и социального начал в человеке:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • эти качества противопоставлены друг другу;
  • находятся в неразрывном сочетании.

Сейчас все больше исследователей приходят к выводу, что для нормального существования человека необходимы и биологические, и социальные свойства, и только их сочетание формирует человека как личность.

Называя человека личностью, как правило, подразумевают его социальные качества. Социальная сущность человека проявляется во взаимоотношениях с другими людьми и наличии у него особых ролей, которые он активно реализует, участвуя в общественной жизни.

Первый подход - рассматривать личность как активного участника отношений, стремящегося познавать мир и себя.

Второй подход - рассматривать личность посредством набора ролей.

К таким ролям относятся:

  • родитель;
  • ребенок;
  • работник;
  • покупатель;
  • пешеход;
  • водитель и другие.

Выполнение тех или иных ролей невозможно без связи с другими людьми. То, как они выполняются, зависит не только от особенностей характера человека, но и от исторической эпохи, в которую он жил.

В России отношения в семье в 19 и в 21 веках сильно отличаются: в дореволюционный период главным принципом было беспрекословное подчинение главе семьи, повсеместно использовались телесные наказания для детей, строго соблюдались традиции. Сейчас на первый план вышло взаимопонимание, сотрудничество в семейных отношениях, любовь, поддержка, равные возможности каждого члена на самореализацию.

Также изменилась роль женщины: если в прошлом она занималась ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, то в современных условиях целью многих женщин стала карьера, то есть профессиональное становление.

Самореализация и самосознание

Данные понятия обозначают важные для личности процессы.

Самосознание - это понимание человека своей роли, себя как личности, способности принимать самостоятельные решения, вступать в отношения и быть ответственным за свои действия.

Самореализация - достижение человеком поставленных целей, воплощение идей, максимальное приложение способностей, которое помогает быть успешным в выбранной деятельности, получить желаемый статус.

Что мы узнали?

Биологические и социальные качества человека неразделимы. Тело, здоровье, инстинкты позволяют человеку жить, быть биологическим существом. Социальные черты, такие как потребность в общении, получение новых знаний, признание общества, делают человека личностью. Быть личностью - значит участвовать в общественной жизни, выполняя особые роли, реализуя свои способности, соблюдая установленные нормы и правила. Выполнение особых функций в обществе всегда было присуще человеку, но со временем роли и их особенности менялись.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 488.

Задание 28 ЕГЭ по обществознанию - Составьте развернутый план.

Формулировка из демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2019 года: "Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему... План должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах."

«Биологическое и социальное в человеке»

1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
а) религиозная
б) эволюционная теория Ч. Дарвина
в) трудовая теория Ф. Энгельса
2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
3. Биосоциальная природа человека:
а) человек - часть природы
б) человек - существо общественное
4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

«Мировоззрение».

1. Понятие мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем.
2. Основные типы мировоззрения:
а) обыденное
б) мифологическое
в) религиозное
г) философское (научное)
3. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
а) историческая эпоха
б) уровень знаний и развития науки
в) особенности менталитета
г) природно-климатические условия
4. Уровни мировоззрения:
а) жизненно-практический - мироощущение
б) теоретический - миропонимание

«Мировоззрение и его формы».

1. Мировоззрение - совокупность взглядов человека на мир и своё место в этом мире.
2. Структурные элементы мировоззрения:
а) знания;
б) убеждения;
в) установки и жизненные принципы;
г) духовные ценности, идеи и идеалы.
3. Субъекты мировоззрения:
а) человек;
б) группы людей;
в) общество в целом.
4. Основные формы мировоззрения:
а) обыденное;
б) мифологическое;
в) религиозное;
г) научное.
5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
а) социальная среда;
б) жизненный опыт;
в) образование;
г) профессиональная деятельность.
6. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.

«Мировоззрение, его виды и формы».

1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
2. Исторические виды мировоззрения:а) мифологическое;
б) теологическое (религиозное);
в) философское.
3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
а) преобладание ассоциативности; произвольных связей;
б) фрагментарность, эклектичность и бессистемность взглядов на мир.
3. Основные черты философского мировоззрения:
а) концептуальная обоснованность;
б) систематичность;
в) универсальность;
г) критичность.

«Познание - процесс духовного освоения человеком предметов и явлений материального мира».


2. Цели познания:
а) постижение истины;
б) практическая польза.
3. Структура процесса познания.
4. Формы чувственного познания:
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление.
5. Формы рационального познания:
а) понятие;
б) суждение;
в) умозаключение.
6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
7. Знание как результат познания.

«Познание как вид деятельности».

1. Деятельность как способ существования человека и общества.
2. Разнообразие видов деятельности.
3. Получение истинного знания - цель познания:
а) объективность истины;
б) критерии истины;
в) абсолютная и относительная истина.
4. Виды познания;
а) чувственное познание;
б) рациональное познание.
5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.
6. Особенности научного познания.

«Многообразие путей познания мира».

1. Познание как процесс получения знаний о мире.
2. Основные пути (формы) ненаучного познания мира:
а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;
б) жизненная практика - основной способ познания;
в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;
г) искусство как специфическая форма познания.
3. Научное познание мира и его особенности:
а) теоретический характер знаний;
б) стремление к объективности;
в) доказательность;
г) системность.

«Научное познание».

1. Научное познание - один из видов познания объективного мира.
2. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
в) особые процедуры проверки результатов.
3. Уровни научного знания:
а) эмпирическое знание;
б) теоретическое знание.
4. Методы научного познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) классификация;
г) научный эксперимент;
д) мысленный эксперимент;
е) выдвижение гипотез;
ж) научное моделирование.

«Научное познание и его основные признаки».

1. Научное познание - постижение сущности объектов и явлений.
2. Основные признаки научного познания:
а) объективность;
б) доказательность;
в) логичность;
г) рациональность.
3. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
4. Методы научного познания:
а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);
б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).
5. Специфика социального познания.
6. Особенности научного познания в информационную эпоху.

«Социальное познание и его специфика».

1. Социальное познание - познание общества и человека.
2. Специфика социального познания:
а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
б) ограниченность сферы применения эксперимента;
в) сложность объекта познания - общества и пр.
3. Основные методы социального познания:
а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);
б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);
в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
4. Функции социального познания:
а) выявление причин и следствий социальных процессов;
б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;
в) использование результатов при осуществлении социального управления;
г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.
5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества.

«Самопознание и формирование "Я"-концепции».

1. Самопознание - познание человеком самого себя.
2. Основные методы самопознания:
а) самонаблюдение;
б) самоисследование.
3. Формирование самооценки личности:
а) адекватная самооценка;
б) заниженная самооценка;
в) завышенная самооценка.
4. «Я»-концепция и процесс её формирования.
5. Специфика объектов самопознания:
а) собственные потребности;
б) собственные возможности;
в) смысл собственного бытия;
г) осознание собственных отличий от других людей.
6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

«Познание человеком мира и самого себя».

1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
2. Структура познания:
а) субъект познания
б) объект познания
в) результат познания
3. Теория познания - гносеология:
а) агностицизм
б) скептицизм
в) гностицизм
4. Формы познания:
а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
5. Виды познания:
а) научное и ненаучное познание
б) религиозное, мифологическое, художестве иное познание
6. Методы познания человеком мира и самого себя.
7. Многообразие форм человеческого знания.

«Истина и её критерии».

1. Истина - идеальная цель познавательной деятельности.
2. Виды истины:
а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).
3. Знание истинное и знание ложное.
4. Критерии истины:
а) практика;
б) система теоретических доказательств;
в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
г) компетентное мнение экспертного сообщества учёных.
5. Специфика постижения научной истины на современном этапе.

«Природа человека и его мышление».

1. Человек - продукт творения природы и общества.
2. Сущность и проявления человеческой природы:
а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);
в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
3. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
а) флегматик;
б) холерик;
в) сангвиник;
г) меланхолик.
4. Сложность человеческой сущности:
а) человек как индивид;
б) человек как индивидуальность;
в) человек как личность;
5. Мышление и его типы:
а) образное;
б) понятийное (теоретическое);
в) знаковое.
6. Роль мышления в становлении современного человека.

«Деятельность как способ существования людей».

1. Деятельность как форма активности человека.
2. Отличительные признаки деятельности человека:
а) целенаправленность;
б) осознанность;
в) представление идеальной модели результата;
г) преобразовательный, творческий характер.
3. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) мотив;
г) цель;
д) средства;
е) действия;
ж) результат.
4. Основные виды деятельности человека:
а) игровая;
б) учебная;
в) трудовая;
г) общение.
5. Проявления деятельности в обществе:
а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);
б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).
6. Деятельность и творчество.

«Деятельность человека в ее многообразии».

1. Деятельность как способ человеческого бытия.
2. Специфические особенности человеческой деятельности.
3. Структура деятельности:
а) субъект
б) объект
в) цель
г) средства
д) результат
4. Мотивы деятельности.
5. Два основных типа деятельности:
а) практическая деятельность
б) духовная деятельность
6. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
а) игра
б) учение
в) труд

«Деятельность и мышление».

1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
2. Структура деятельности:
а) субъект;
б) объект;
в) цель;
г) мотивы;
д) действия;
е) результат.
3. Виды деятельности:
а) трудовая;
б) познавательная;
в) эстетическая и др.
4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
5. Мышление - основа рационального познания.
6. Виды мышления:
а) словесно-логическое;
б) наглядно-образное;
в) наглядно-действенное.

«Духовная деятельность: содержание, форма и специфика».

1. Духовная деятельность - производство духовных благ.
2. Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.
3. Основные цели духовной деятельности:
а) формирование общественного сознания;
б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;
в) удовлетворение идеальных потребностей общества;
г) производство духовных благ.
4. Формы духовной деятельности:
а) прогностическая;
б) познавательная;
в) ценностно-ориентировочная.
5. Роль духовной деятельности в современном мире.

«Трудовая деятельность».

1. Труд - деятельность по преобразованию веществ природы.
2. Признаки трудовой деятельности:
а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
3. Основные виды труда:
а) физический и умственный;
б) простой и сложный.
4. Специфика трудовой деятельности в современном обществе:
а) сложный характер труда;
б) наукоёмкость, интеллектуальность труда;
в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.
5. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
а) развитие коммуникативных умений;
б) развитие мышления и креативности;
в) формирование умения действовать нестандартно;
г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;
д) становление сплочённого и эффективного коллектива.
6. Труд - основа благосостояния общества.

«Социальная направленность деятельности».

1. Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразного преобразования.
2. Социальные явления (процессы) как объект социально-преобразующей деятельности:
а) межличностные отношения;
б) производственные отношения;
в) социальные структуры (организации);
г) социальные системы (образование, здравоохранение и т.п.).
3. Общественный характер деятельности:
а) цели деятельности, значимые для общества и самого человека (насколько соотносятся с социально одобряемыми целями)
б) средства реализации целей (насколько признаны и одобрены социумом).
4. Деятельность просоциальная, асоциальная и антисоциальная (преступная).

«Игра и её роль в формировании и развитии человеческой личности».

1. Игра как особый вид человеческой деятельности.
2. Основные свойства игры:
а) творческий характер;
б) наличие воображаемой обстановки;
в) освоение новых социальных ролей;
г) наличие определённых правил.
3. Классификация игр:
а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);
б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);
в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);
г) спортивные и т. д.
4. Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.
5. Игра - необходимое условие развития творческих способностей и общительности.

«Потребности, интересы и способности человека».

1. Потребность как нужда человека в необходимых условиях его существования.
2. Виды потребностей:
а) биологические;
б) социальные;
в) идеальные.
3. Классификация потребностей А. Маслоу:
а) физиологические;
б) экзистенциальные;
в) социальные;
г) престижные;
д) духовные.
4. Интересы человека как основа его потребностей.
5. Способности и их типы:
а) общие (интеллектуальные);
б) специальные.
6. Природные задатки - основа формирования способностей.
7. Талант и гениальность как характеристика выдающихся способностей.

«Свобода и ответственность».

1. Понятие свободы, её сущности.
2. Социальные условия реализации свободы личностью:
а) уровень развития общества;
б) социальные нормы;
в) место человека в обществе;
г) формы общественной деятельности;
д) социализация.
3. Что такое ответственность?
а) регулятор деятельности человека;
б) сознательное следование установленным нормам;
в) оценивание человеком своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.
4. Типологии ответственности:
а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и др.;
б) индивидуальная, групповая, коллективная.
5. Социальная ответственность и роль в жизни человека.

«Общество как система».

1. Понятие общества как системы объединений людей и способов их взаимодействия.
2. Структурные элементы общества:
а) сферы (подсистемы) общества;
б) социальные общности;
в) социальные институты;
3. Специфические системные признаки общества:
а) целостность;
б) открытость;
в) способность к самоорганизации;
г) иерархичность;
4. Общество - динамическая система.
5. Общество - функциональная система.

«Общество и его системное строение».

1. Понятие общества:а) в узком смысле слова;
б) в широком смысле слова.
2. Признаки общества как системы:
а) сложная система;
б) открытая система;
в) динамичная система;
г) саморегулирующаяся система.
3. Особенности общества как саморазвивающейся системы.
4. Системное строение общества:
а) подсистемы и институты;
б) социальные нормы;
в) социальные коммуникации.
5. Основные сферы общественной жизни:
а) социальная;
б) политическая;
в) экономическая;
г) духовная.
6. Взаимосвязь и взаимодействие сфер общественной жизни.
7. Специфика развития современного общества.

«Общество и природа».

1. Общество и природа - органические части материального мира.
2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
а) темпы и качество социальной динамики;
б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.
3. Воздействие общества на природную среду:а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
в) использование флоры и фауны;
г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.
4. Значение природы для человека и общества:
а) кладовая ресурсов;
б) естественная среда обитания;
в) источник вдохновения и красоты и пр.
5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития.

«Основные институты общества».

1. Определение социального института.
2. Основные функции социальных институтов:
а) служат удовлетворению общественных потребностей;
б) организуют совместную деятельность людей;
в) действуют в соответствии с определёнными правилами и нормами;
г) обеспечивают социализацию индивидов.
3. Важнейшие социальные институты:
а) семья;
б) школа;
в) государство;
г) производство и т. д.
4. Социальная динамика - процесс возникновения новых институтов и отмирания старых.
5. Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

«Социальные институты и их функции в обществе».

1.Что такое социальный институт.
2. Основные социальные институты общества:
а) семья как социальный институт;
б) политические институты;
в) финансово-экономические институты;
г) институты в сфере культуры.
3. Функции института семьи:
а) репродуктивная функция;
б) функция первичной социализации;
в) хозяйственно-экономическая функция.
4. Основные функции государства как социального института:
а) внутриполитические функции;
б) внешнеполитические функции.
5. Функции школы как социального института:
а) вторичная социализация;
б) формирование духовно-нравственной культуры.
6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций.

«Культура и её роль в жизни общества».

1. Понятие о культуре.
2. Основные тенденции в развитии культуры:
а) преемственность культурных традиций;
б) новаторство и обновление культуры.
3. Основные функции культуры:
а) гуманистическая;
б) трансляция социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
в) познавательная (гносеологическая);
г) регулятивная (нормативная);
д) целеполагающая, ценностная (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
е) семиотическая, или знаковая (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
4. Основные структурные элементы культуры:
а) понятия и взаимосвязи между ними;
б) ценности и идеалы;
в) нравственные принципы;
г) правила и нормы.
5. Формы культуры:
а) народная культура;
б) элитарная культура;
в) массовая культура;
г) экранная культура.
6. Элементы духовной культуры:
а) наука;
б) религия;
в) мораль;
г) образование и т. д.
7. Многообразие и диалог культур в современном мире.
8. Специфика духовной жизни в современной России.

«Массовая культура».

1. Понятие массовой культуры.
2. Условия возникновения массовой культуры:
а) рост образованности общества;
б) развитие средств массовой коммуникации;
в) рост промышленного производства.
3. Характерные черты массовой культуры:
а) коммерческая направленность;
б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;
в) стандартизация содержания.
4. Массовая культура и средства массовой информации.
5. Взаимовлияние массовой, элитарной и народной культур в современном мире.

«Производство и распространение духовных ценностей».

1. Духовное производство - производство новых духовных ценностей.
2. Формы духовного производства:
а) научные труды;
б) литературные сочинения;
в) произведения скульптуры и архитектуры, музыки и живописи;
г) кинофильмы и телевизионные передачи;
3. Продукты духовного производства:
а) мысли, идеи и взгляды;
б) теории;
в) образы и чувства;
г) оценки и представления.
4. Сохранение и распространение духовных ценностей:
а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;
б) роль библиотек;
в) роль архивов;
г) роль школы;
д) роль средств массовой информации (СМИ).

«Наука и её роль в жизни общества».

1. Понятие о науке:
а) сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний;
б) совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
2. Структурные элементы науки:
а) систематизированные взгляды на окружающий мир;
б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
в) общность людей, научное сообщество.
3. Специфические признаки науки:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык и особая подготовка.
4. Основные функции науки:
а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
в) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
г) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
д) производственная (непосредственная производительная сила).
5. Уровни науки:
а) фундаментальная наука;
б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
6. Классификация наук:
а) точные;
б) естественные;
в) социально-гуманитарные.
7. Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
8. Проблемы развития науки в современной РФ.

«Наука в жизни современного общества».

1. Понятие науки:
а) наука как социальный институт
б) наука как отрасль духовного производства
в) наука как особая система знаний
2. Виды науки:
а) фундаментальные науки
б) прикладные науки
в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
3. Специфические признаки науки.
4. Функции современной науки:
а) культурно-мировоззренческая
б) познавательно-объяснительная
в) прогностическая
г) интеграционная
д) социальная
е) производственная
5. Развитие науки.
6. Особенности научной картины мира.

«Взаимосвязь образования и науки в современном обществе».

1. Наука и образование как области духовной культуры.
2. Наука и образование как социальные институты общества:
а) функции образования в современном обществе;
б) развитие науки как фактор общественного прогресса;
в) государственное регулирование науки и образования.
3. Влияние образования на науку:
а) подготовка научных кадров в высшей школе;
б) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого.
4. Воздействие науки на образование:
а) изучение основ науки в рамках школьных предметов;
б) превращение университетов в научные центры.
5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования.

1. Понятие об образовании.
2. Функции образования:
а) экономическая;
б) социальная;
в) культурная.
3. Система (ступени) образования:
а) дошкольное образование;
б) основное образование;
в) профессиональное образование;
г) дополнительное образование.
4. Тенденции в развитии образования на современном этапе:
а) демократизация;
б) непрерывность;
в) гуманизация;
г) гуманитаризация;
д) интернационализация;
е) компьютеризация и др.
5. Основные пути получения образования.

«Образование как социальный институт».

1. Понятие «социальный институт».
2. Основные функции образования в современном обществе:
а) социализация молодежи;
б) ценностно-мировоззренческая;
в) формирование системы знаний и умений;
г) образование как социальный лифт.
3. Система образовательных учреждений в РФ:
а) образование в детских дошкольных учреждениях;
б) основное и полное общее образование;
в) высшее и постдипломное образование.
4. Государственная поддержка образования:
а) рост государственных затрат на развитие образования;
б) компьютеризация школы.
5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности.

«Образование как социальная ценность».

1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.
2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
а) создание единого мирового образовательного процесса
б) гуманизация образования
в) гуманитаризация образования
г) информатизация образования
д) всеобщность и доступность образования
3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.
4. Структура системы образования в РФ:
а) дошкольное
б) общее
в) профессиональное
г) дополнительное
5. Основные проблемы в развитии современного образования.

«Религии и их роль в жизни общества».

1. Религия как явление культуры.
2. Признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) организованное поклонение высшим силам;
в) стремление согласовать жизнь с установленными требованиями.
3. Разновидности религий и верований:
а) родоплеменные примитивные верования;
б) национально-государственные религии;

4. Роль религии в жизни общества
а) создает религиозную картину мира;
б) способствует осмыслению места человека в мире;
в) упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
г) способствует развитию культуры общества - письменности, книгопечатания, искусства;
д) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

«Специфика и роль религии в жизни общества».

1. Религия как форма духовной культуры.
2. Характерные признаки религии:
а) вера в сверхъестественное;
б) признание теоцентрической картины мира;
в) идея креационизма (сотворения мира высшими силами);
г) иррационализм и мистицизм.
3. Главные элементы религии:
а) вера;
б) учение;
в) религиозная деятельность (культ);
г) религиозные институты.
4. Функции религии:
а) мировоззренческая;
б) воспитательная;
в) компенсаторная;
г) коммуникативная;
д) регулятивная.
5. Этапы развития религии:
а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
6. Религиозное сознание и свобода совести.
7. Взаимоотношения государства и религии.

«Религия как форма духовной культуры».

1. Понятие религии, ее особенности.
2. Причины возникновения религии.
3. Значение, роль и функции религии в обществе.
4. Формы религии:
а) ранние религиозные верования, язычество
б) политеизм
в) монотеизм
5. Основные мировые религии:
а) буддизм
б) христианство
в) ислам
6. Национальные религии:
а) иудаизм
б) синтоизм
7. Взаимосвязь религии с моралью и правом.
8. Свобода совести и вероисповеданий.
9. Государство и религия.

«Искусство как особая форма духовной культуры».

1. Искусство - способ познания мира посредством художественных образов.
2. Характерные признаки искусства:
а) иррационализм;
б) символизм;
в) субъективизм;
г) образность и наглядность.
3. Важнейшие функции искусства:
а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);
в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
4. Основные виды искусства:
а) литература;
б) музыка;
в) живопись;
г) театр;
д) кино и т. д.
5. Универсальное и национальное в развитии искусства.

«Мораль и нравственность в жизни людей».

1. Мораль - совокупность одобренных общественных мнением норм.
2. Важнейшие аспекты морали:
а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
3. Основные категории морали:
а) добро и зло;
б) долг и совесть;
в) справедливость;
г) честь и достоинство;
д) счастье и др.
4. Нравственная культура личности и общества.
5. Соотношение морали и нравственности.
6. Существует ли прогресс морали?
а) нравственный долг и проблема выбора;
б) современные реалии и нравственные нормы.
7. «Золотое правило нравственности» - универсальный закон жизни человека в обществе.

«Мораль как регулятор социальных отношений».

1. Понятие морали как формы общественного сознания.
2. Развитие норм морали:
а) табу
б) обычай
в) традиция
г) моральные правила
3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
4. Соотношение морали и нравственности.
5. Соотношение морали и права:
а) общее
б) различное
6. Важнейшие функции морали в обществе:
а) регулятивная
б) ценностно-ориентационная
в) мотивационная
7. Нравственная культура личности.
8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры.

«Многовариантность и движущие силы развития общества».

1. Источники и движущие силы развития общества:
а) преобразовательная деятельность людей
б) природно-климатические условия
в) выдающиеся личности
2. Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.
3. Современные подходы к развитию общества:
а) формационный подход
б) стадиально-цивилизационный подход
в) локально-цивилизационный подход
4. Формы социального изменения:
а) эволюция
б) революция

«Общественный прогресс».

1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
а) античные мыслители об умственном прогрессе
б) средневековое представление о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
в) эпоха Возрождения - понимание прогресса как усиления власти человека над природой
г) Новое время - идея политического прогресса и его противоречивости
д) XIX век - эволюционная теория прогресса
е) современное понимание прогресса
2. Критерии общественного прогресса:
а) способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии)
б) увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению
в) степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования
г) социально-экономический уровень жизни
3. Противоречивость общественного прогресса.
4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный
прогресс.

«Общественный прогресс как совокупность поступательных изменений в обществе и его противоречия».

1. Сущность понятий «общественный прогресс», «регресс», «циклическое развитие» и неразрывность связи и взаимодействия.
2. Характерные признаки общественного прогресса:
а) совокупность поступательных изменений;
б) противоречивость и сложность изменений;
в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
3. Критерии общественного прогресса:
а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
б) гуманизация отношений между людьми;
в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
г) расширение спектра прав и свобод человека;
д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
4. Противоречивость прогресса:
а) прогресс в технике и разрушение природы;
б) высокая цена прогресса;
в) прогресс в одних сферах общества и регресс в других.
5. Прогресс и модернизация.Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

«Научно-техническая революция - резкий скачок в развитии общества».

1. Понятие научно-технического прогресса и технологических революций.
2. Исторические этапы научно-технического прогресса:
а) неолитическая (аграрная) революция;
б) промышленная революция;
в) НТР.
3. Под влиянием НТР в середине XX в. произошло превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).
4. Характеристика этапов НТР:
а) 1950-1970-е гг. - автоматизация производственных процессов;
б) 1980-е гг. - развитие микроэлектроники, широкое использование компьютеров и прогрессивных технологий.
5. Основные направления НТР:
а) автоматизация и компьютеризация производства;
б) внедрение современных информационных технологий;
в) разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов;
г) освоение новых источников энергии;
д) развитие средств коммуникации и связи.
6. Последствия и противоречия НТР:
а) человек выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, но остаются регулирующие функции;
б) усложняется характер труда и повышаются требования к квалификации и образованию работника
в) обостряется проблема занятости населения;
г) усиливаются глобальные экологические проблемы.
7. Связь НТР и глобальных проблем современности.

«Традиционное общество и его особенности».

1. Традиционное общество - исторический этап формирования современной цивилизации.
2. Характерные признаки традиционных обществ:
а) аграрный характер экономики;
б) сращивание власти и собственности;
в) патриархальный характер общества и государства;
г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
3. Основные разновидности традиционных обществ:
а) общества Древнего и средневекового Востока;
б) античные общества Греции и Рима;
в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
г) древнерусское и средневековое российское общество.
4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
а) кастовый или сословный строй;
б) преобладание предписанных статусов;
в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху

«Информационное общество и его особенности».

1. Информационное общество - современный этап истории человечества.
2. Предпосылки рождения информационного общества:
а) научно-техническая революция;
б) формирование новой научной картины мира;
в) микропроцессорная революция.
3. Характерные признаки информационного общества:
а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
г) признание приоритетности прав и свобод человека;
д) изменение социальной структуры общества.
4. Противоречивый характер информационной цивилизации:
а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
5. Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

«Целостность и противоречивость современного мира».

1. Многообразие мира и единство человечества:
а) современный мир и интеграция;
б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
в) современные коммуникации (Интернет и др.)
2. Противоречивые последствия глобализации:
а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
3. Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

«Процесс глобализации и его противоречия».

1. Глобализация как процесс формирования единого человечества.
2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
3. Основные положительные последствия глобализации:
а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
4. Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
б) «вестернизация», навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
5. Участие России в процессах глобализации.

«Глобальные проблемы человечества - угроза 21 века».

1. Что такое «глобальные проблемы человечества»?
2. Особенности глобальных проблем:
а) планетарный характер;
б) угроза гибели всему человечеству;
в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.
3. Причины возникновения глобальных проблем человечества.
4. Сущность и взаимосвязь глобальных проблем:
а) экологическая;
б) демографическая;
в) продовольственная;
г) сырьевая;
д) энергетическая;
е) мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны);
ж) преодоление отсталости развивающихся стран («Север-Юг») и др.
5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
а) наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
б) чёткая международная система прогнозирования;
в) вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
г) концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем человечества;
д) формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма.

«Экологический кризис как глобальная проблема современности».

1. Какие проблемы стали глобальными для человечества?
2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
3. Чем вызван экологический кризис?
а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
б) потребительское отношение к природе.
4. Проявления и последствия экологического кризиса.
5. Пути преодоления экологического кризиса:
а) изменение отношения людей к природе;
б) наука на службе экологии;
в) международное сотрудничество в решении экологических проблем

«Проблема Севера-Юга и пути её решения».

1. Проблема «Севера-Юга» как одна из глобальных проблем современности.
2. Сущность проблемы «Севера-Юга» и её связь с другими глобальными проблемами.
3. Проявления и последствия данной проблемы:
а) рост народонаселения мира за счёт развивающихся стран («демографический взрыв»);
б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
4. Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
а) осуществление продуманной демографической политики;
б) установление нового мирового экономического порядка;
в) международное сотрудничество в решении проблем «Севера» и «Юга».

«Проблема международного терроризма как глобальная проблема современности».

1. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
2. Причины возникновения международного терроризма:
а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
3. Особенности терроризма на современном этапе:
а) наднациональный характер;
б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
4. Основные направления деятельности международных террористов:
а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
б) подготовка и проведение террористических актов;
в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
5. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами.

«Современные угрозы культуре и духовному развитию человека»

1. Актуальность угроз культуре и духовному развитию человека в современную эпоху.
2. Проявление угроз культуре:
а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании и пр.;
б) отчуждённость человека от культуры;
в) материальное потребительство;
г) массовая культура и антикультура.
3. Пути преодоления проблемы:
а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
б) возможность получения образования;
в) гуманизация общества;
г) всестороннее развитие и совершенствование личности и др.
4. Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.