Уроки по инженерной графике. Основные инвариантные свойства параллельного

Министерство образования Российской Федерации

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Л.В. Белозерцева

А.Г. Коробова

М.Н. Потапова

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ

ГЕОМЕТРИЯ

Конспект лекций по курсу

“Начертательная геометрия и

инженерная графика”

Кемерово 2002

УДК: 744 (075)

Печатается по решению Редакционно - издательского совета

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

Рецензенты:

    зав. кафедрой прикладной механики Кемеровского

сельскохозяйственного института доцент В.М. Радченко;

    доцент кафедры коммерции Кемеровского института Московского государственного университета коммерции Е.И. Харлампенков.

Начертательная геометрия: конспект лекций по курсу НГиИГ

Л.В. Белозерцева, А.Г. Коробова, М.Н. Потапова.

Кемеровский технологический институт пищевой

промышленности. – Кемерово, 2002. - 80 с.

ISBN 5 - 89289 - 131 - З

Конспект лекций предназначен для студентов механических специальностей заочной формы обучения.

Пособие освещает практически все основные вопросы курса начертательной геометрии. В нем последовательно рассматриваются разделы «Точка», «Линия», «Поверхность», решение позиционных и метрических задач.

Пособие содержит 102 ил. и 14 библ. назв.

2004020000

ISBN 5 - 89289 - 131 - З

 Кемеровский технологический

институт пищевой

промышленности, 2002

ВВЕДЕНИЕ.

Все, что создано на земле человеческими руками - здания и сооружения, машины и механизмы, предметы быта сначала родились в мыслях одного человека или группы людей. В строительстве сооружений, производстве машин, предметов быта участвуют коллективы людей. Следовательно, существует необходимость в передачи информации от одного человека к другому. Средством для передачи такой информации является изображение.

Первые изображения при строительстве зданий и сооружений выполнялись прямо на земле в натуральную величину. Дальнейшая деятельность человека привела к появлению таких требований и правил изображениям, чтобы по ним можно было судить о форме, размерах, взаимном расположении элементов предмета. Рисунки становились чертежами.

Уже в древние времена применялись чертежи, на что указывает сложная архитектура крепостей, храмов, дворцов древнего Вавилона, Египта, Греции.

Интенсивно развивалась графика и в России. До настоящего времени дошли планы русских городов Москвы, Пскова, Тихвинского монастыря. По указу Петра! составлен Семеном Ремезовым атлас «Чертежная книга городов и земель Сибири».

Большой толчок в развитии способов изображений вызвала развитие техники и изобретательства. Например, в 1763 году И.И. Ползунов изготовил чертежи изобретенной им паровой машины, сохранились чертежи механика - самоучки И.П, Кулибина.

Одновременно с развитием графических изображений появилась и развивалась наука, определяющая правила и теорию этого процесса. Первые труды в этом направлении появились в III - V веках до н.э. Это работы Гиппократа, Пифагора, Платона, Демокрита, а позже Евклида, Архимеда. Дальнейшее развитие это направление получило в трудах Л. Альбертин (1404- 1462), Леонардо да Винчи (1452- 1519), А. Дюрера (1471- 1528), Р. Декарта (1596- 1658), И.Ламберти (1728- 1777) и другие.

В конце XVIII в. французский ученый Гаспар Монж обобщил ранее накопленный опыт проекционной грамоты и создал стройную научную дисциплину о прямоугольных проекциях. В 1798 г, он издал свой труд «Начертательная геометрия», в котором впервые систематизировал и обобщил теоретические и практические изыскания в области изображения пространственных объектов на плоскости, Он впервые дал методы выполнения чертежа. В это время начертательная геометрия уже широко изучалась при подготовке инженерных кадров.

В нашей стране курс начертательной геометрии был впервые введен в петербургском институте корпуса инженеров путей сообщения в 1810 г. Первым его прочитал ученик Гаспара Мошка -К. Потье, В 1818 г. лекции по начертательной геометрии в этом институте читал профессор Я.А. Севастьянов, который в 1821 г. издал свой курс под названием «Основания начертательной геометрии». Это был первый в России оригинальный курс, сыгравший важную роль в основании этой дисциплины в нашей стране.

Дальнейшее развитие начертательной геометрии связано с именами М.И, Макарова (1824 - 1904), В.И. Курдюмова (1853 -1904), Е.С. Федорова (1853 - 1919) и других ученых.

Начертательная геометрия в настоящее время это не только теоретическая основа для построения чертежа, Методы начертательной геометрии используются при конструировании сложных поверхностей технических форм, применяемых в авиационной, автомобильной промышленности, в судостроении. Методы начертательной геометрии находят широкое применение в физике, химии, механике, кристаллографии и др. науках.

1. МЕТОДЫ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

1.1. Центральное проецирование

Центральное проецирование является наиболее общим случаем получения проекций геометрических фигур. Сущность метода центрального проецирования: пусть даны плоскость  и точка S, не принадлежащая плоскости . Возьмем произвольную точку А, не принадлежащую плоскости . Через заданную точку S и точку А проведем : методическое пособие для И62 студентов очной формы обучения лесотранспортного, сельскохозяйственного, технологического факультетов всех специальностей и направлений бакалавриата: самост. учеб. электрон. изд. / сост. А. А. Митюшев, В. А. Паршукова; Сыкт. лесн. ин-т. – Электрон. дан. (1 файл в формате pdf: 31,6 Мб). – Сыктывкар: СЛИ, 2010.

– Режим доступа: http://lib.sfi.komi.com. – Загл. с экрана.

Издание предназначено в помощь студентам очной формы обучения всех специальностей при изучении ими дисциплины «Инженерная графика». Представлен необходимый теоретический материал. Приведены задания к расчетнографическим работам и методические указания по их выполнению. Даны необходимые рекомендации на конкретных примерах. Определен контроль знаний студентов. Помещен список литературы для самостоятельной проработки.

Темплан 2009/10 учеб. г. Изд. № 89.

Самостоятельное учебное электронное издание

Составители Паршукова Валентина Александровна,Митюшов Альберт Александрович

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

Методическое пособие для студентов очной формы обучения лесотранспортного, сельскохозяйственного, технологического факультетов всех специальностей и направлений бакалавриата

Электронный формат – pdf. Разрешено к публикации 26.11.10. Объем 12,9 уч.-изд. л.; 31,6 Мб

Сыктывкарский лесной институт – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная лесотехническая академия имени С. М. Кирова» (СЛИ). 167982, г. Сыктывкар, ул. Ленина, 39,[email protected], www.sli.komi.com

________________________________________________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел СЛИ. Заказ № 81.

© СЛИ, 2010 © В. А. Паршукова, А. А. Митюшев, составление, 2010

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................

1 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ КУРСА...................................................

1.1. Порядок изучения курса.........................................................................................................

Графические работы................................................................................................................

Контроль знаний.......................................................................................................................

Правила выполнения чертежей...............................................................................................

Основные надписи.................................................................................................................

2 ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 ...............................................................................................

Тема 1 − Требования, предъявляемые стандартами ЕСКД к выполнению чертежей.

Построение очертания кулачка...................................................................................................

Тема 2 − Построение трех видов по данному наглядному изображению предмета.....

Тема 3 − Построение трех изображений и аксонометрической проекции предмета по

его описанию................................................................................................................................

Тема 4 − Построение трех изображений по двум данным. Выполнение разрезов,

сечений и аксонометрической проекции с вырезом ¼ на отдельном формате......................

Тема 5 − Построение линии среза......................................................................................

Тема 6 − Построение третьего изображения по двум данным и линий перехода.........

3 ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 ...............................................................................................

Общие указания......................................................................................................................

Тема 7.1 − Разъемные соединения. Изображение и обозначение резьбы, соединений

на резьбе, изображение и обозначение крепежных деталей – болтов, винтов, шпилек, гаек,

шайб, шплинтов. Общие сведения о резьбе...............................................................................

Тема 7.2 − Шпоночные и шлицевые соединения деталей. Изображение сборочного

чертежа из двух деталей, соединенных между собой шпонкой..............................................

Тема 8.1 − Изображение и обозначение швов неразъемных соединений, выполненных

сваркой. Изображение сборочного чертежа из пяти деталей, соединенных сваркой.........

Тема 9 − Составление эскизов и рабочих чертежей деталей машин............................

4 ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 .............................................................................................

Тема 10 − Выполнение сборочного чертежа машиностроительного изделия.............

Тема 11 − Деталирование чертежа общего вида............................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.....................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Инженерная графика является первой инженерной дисциплиной, изучаемой студентами технических вузов. Цель курса инженерной графики – дать студентам знания, умения и навыки, которые понадобятся инженеру любой специальности для изложения технических мыслей с помощью чертежа, а также для понимания по чертежу конструкций и принципа действия изображенного технического изделия.

Теоретическая часть курса инженерной графики базируется на положениях начертательной геометрии. Отдельные работы по проекционному черчению являются примерами практического применения методов начертательной геометрии. В процессе изучения курса инженерной графики студенты получают представление о деталях, сборочных единицах и их чертежах, а также знакомятся с элементами конструирования деталей и элементами технологии их обработки.

Инженерная графика – первая ступень, на которой изучаются основные правила выполнения и оформления конструкторской документации.

Приобретение устойчивых навыков в выполнении чертежей достигается в результате усвоения всего комплекса технических дисциплин соответствующего профиля, подкрепленного практикой курсового и дипломного проектирования.

Более полно правила оформления чертежей даны в учебных пособиях библиографического списка.

Презентация к уроку













































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Методическая цель: показать методы достижения активизации мыслительной деятельности студентов на основе новых информационных технологий.

Раздел 1. Оформление чертежей

Тема урока: Основные правила нанесения размеров на чертежах.

Основная цель: формирование графической грамотности в оформлении чертежей на основе перехода к компьютерной графике

Цели урока:

– изучение правил нанесения размеров на чертежах с использованием команд редактирования;
– формирование у студентов основ графической грамоты и навыков графической деятельности.

Развивающая:

– развитие способностей к конструкторной технологической деятельности;
– развитие технического мышления;
– развитие пространственных представлений, творческих способностей.

– развитие графических навыков

Воспитательная:

– формирование сознательного отношения к изучаемому материалу;
– воспитание культуры труда;
– формирование навыков самостоятельной работы.

Вид занятия: практическое занятие

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный.
  2. Репродуктивный.
  3. Частично-поисковый.

Средства обучения:

– аудиовизуальный видеопроектор;
– компьютеры;
– система “компас”;
– электронные тесты.

Учебная литература:

  1. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. “Инженерная графика” Машиностроение, 2000
  2. Миронов Б.Г., Миронова Р.С. “Сборник заданий по инженерной графике” Машиностроение, 2000

Домашнее задание:

  1. Учебник §7
  2. В рабочей тетради выполнить упражнение пункт Б
  3. Содержание опорного конспекта

Ход занятия

1. Организация начала урока (3 минуты)

– приветствие;
– проверка присутствия студентов;
– проверка готовности к занятию;
– психологический настрой студентов;
– создание доброжелательного психологического климата в группе.

2. Этап подготовки студентов к активной и сознательной деятельности
(2 минуты)

Введение в тему: сегодня на занятии мы продолжим изучение раздела “Оформление чертежей”. На предыдущих занятиях вы научились оформлять чертежи (форматы, линия, рамка и основная надпись). Сегодня мы познакомимся с правилами простановки размеров на чертежах, так же вы на собственном опыте узнаете, как графические программы помогают конструкторам (студентам) в их графической и творческой деятельности по созданию чертежей. И в то же время еще раз убедитесь, что независимо от того выполняют чертеж на компьютере или от руки, стандарты ЕСКД надо знать и в том и в другом случае.

Цель данного урока:

– изучить правила простановки размеров на чертежах;

– научится выполнять простановку размеров в системе “Компас” с использованием построения графических примитивов (линия, ломаная, окружность, многоугольник, прямоугольник).

3. Проверка домашнего задания:
(15 минут)

– фронтальный опрос по предыдущим темам (15 минут).

– Что такое основная надпись?

– Какие размеры у рамки на чертеже?

– Какой формат можно располагать только вертикально?

– Разделив формат А1 на две одинаковые части,какой формат мы получим?

– Назовите основные форматы?

– Как образуются дополнительные форматы?

– Какой масштаб является самым удобным?

– Нужно ли уменьшать проставленные на чертеже размеры,если чертёж выполнен в масштабе 1:5?

– Что означает масштаб увеличения,уменьшения?

– Где на чертеже ставится масштаб?

– Назначение основной толстой линии на чертеже?

– Назначение основной тонкой линии на чертеже?

– Назначение штриховой линии на чертеже?

– Назначение штрихпунктирной линии на чертеже?

– Что называют шрифтом?

– Назовите размеры основных шрифтов?

– Какой наклон букв и цифр у чертёжного шрифта?

– Как по высоте прописной буквы определить высоту строчной буквы?

Вопросы для электронных тестов:

1.Что такое чертёж:

а) это графическое изображение, выполненное от руки и на глаз;
б) это способ отражения окружающей нас действительности;
в) это графическое изображение, выполненное при помощи специальных чертёжных инструментов.

2.Каким карандашом выполняется основная толстая линия:

а) ТМ,Т;
б) ТМ,М;
в) Т,2Т.

3. Какая длинна штрихов, у штрихпунктирной линии?

а) 3…4 мм;
б) 15…20 мм;
в) 20…30 мм.

4. Назначение штриховой линии:

а) основной контур;
б) линия обрыва;
в) невидимый контур.

5.Лекало используют:

а) для обводки лекальных кривых на чертежах;
б) для построения лекальных линий на чертежах;
в) для обводки окружностей на чертежах.

6. Какой размер имеет формат А0:

а) 841х1189 мм;
б) 549х841 мм;
в) 1000х1000 мм.

7. Формат А4 можно располагать:

а) всегда только горизонтально;
б) всегда вертикально;
в) и вертикально и горизонтально.

8.Основная надпись на чертеже выполняется:

а) в правом нижнем углу;
б) в левом нижнем углу;
в) в правом верхнем углу.

9.Масштаб 1:2 это:

а) масштаб увеличения;
б) масштаб уменьшения;
в) масштаб натуральная величина.

10.В чертёжном шрифте наклон букв должен быть:

а) 30*;
б) 45*;
в) 75*.

11.Масштаб 2,5:1:

а) масштаб увеличения;
б) натуральная величина;
в) такого масштаба не существует.

12. Расстояние между буквами в, должно быть:

а) 2 мм;
б) 5 мм;
в) 3,5 мм.

13.Толщина основной толстой линии должна быть:

а) 0,2…2 мм;
б) 0,5…1,4 мм;
в) не имеет значения.

14.Размер формата А4 должен быть:

а) 210х297 мм;
б) 420х841 мм;
в) 180х420 мм.

15.Основная надпись и рамка на чертеже выполняется:

а) основной толстой линией;
б) основной тонкой линией;
в) штриховой линией.

4. Подготовка к основному этапу занятия
(5 минут)

Размеры на чертежах всегда проставляются по правилам установленными ГОСТом. Размеров на чертеже должно быть столько, что бы ни один элемент объекта не остался без размера и что бы не один размер не повторился. И в то же время нужно стараться не нарушать чертеж размерами. В целом простановка размеров является достаточно сложным и трудоемким техническим и творческим процессом, и каждый новый чертеж требует своего особого подхода к решению этих задач.

5. Изучение нового материала:
презентация 15 минут “Основные правила нанесения размеров на чертежах” (приложение №1):

– инструктаж по выполнению упражнения в программе “Компас”.

6. Закрепление материала:

– выполнение упражнений в компасе (Приложение №2).

7. Подведение итогов и результатов урока:

– оценка студентов за выполнение электронных тестов;
– за фронтальный опрос;
– за выполнение упражнения в компасе;
– краткий анализ работы группы и отдельных студентов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Армавирский механико-технологический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПО ОП.01 ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА

для специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

на тему: «»

Разработал преподаватель: Е.В. Игнатова

ВВЕДЕНИЕ

    ПЛАН- КОНСПЕКТ Урока

    раздаточный материал

    заключение

  1. литература

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Составной частью современных педагогических технологий является форма организации обучения. Как вид учебного занятия, урок с использованием информационно-компьютерных технологий (ИКТ) и междисциплинарной интеграцией предполагает совмещение теории и практики или двух предметов. Это нетрадиционный вид урока.

Цель занятия – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать студентам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.

Практическое занятие с использованием ИКТ и междисциплинарной интеграцией служит средством повышения мотивации изучения предмета, так как создают условия для практического применения знаний; развивают аналитические способности и изобретательность; обладают огромным воспитательным потенциалом.

Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать студентам "мир в целом", преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой-высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Иначе говоря, с практической точки зрения междисциплинарная интеграция предполагает усиление межпредметных связей, например, связь между дисциплинами: «Инженерная графика» и «Процессы формообразования и инструменты» и т.д., снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

Основной целью данной методической разработки является возможность использовать на уроках «Инженерной графики» современных технических компьютерных средств с использованием программы КОМПАС-3D V16.

КОМПАС-3D V16 является наиболее простой и удобной программой при выполнении чертежей. Это система автоматизированного проектирования, разработанный АСКОН с возможностью оформления конструкторской и проектной документации согласно стандартов ЕСКД и СПДС. Предназначен для плоского черчения и трехмерного проектирования.

Компьютерные программы становятся необходимой частью учебного процесса. Использование новых информационных технологий обеспечивает создание, редактирование, хранение и тиражирование чертежей. Освоение студентами КОМПАС-3D V16 поднимает выполнение чертежно-графических работ на качественно новый уровень. Ручной способ выполнения чертежей уходит в прошлое.

Форма проведения практического занятия с использованием информационно-компьютерных технологий позволяет:

Приобрести знания, умения и навыки автоматизированного конструирования;

Значительно ускорить процесс создания чертежей;

Повысить мотивацию к учению, качество и успеваемость студентов;

Овладеть компьютерными технологиями для получения графических изображений;

Добиться оптимального сочетания классических и современных методов и приемов обучения;

Использовать полученные знания при изучении других дисциплин технического цикла;

Для проведения практического занятия с использованием ИКТ и междисциплинарной интеграцией разработана презентация в программе«Power Point», памятка для работы в системе КОМПАС-3D V16. Представлены задания, для выполнения чертежей самостоятельно, с использованием программы КОМПАС-3D V16, имеющие 3 уровня сложности А, В, С.

К данному уроку разработан план- конспект, раздаточный материал, использование которого позволяет ускорить процесс обучения.

Навыки, приобретаемые на данном уроке, позволят студентам подготовиться к выполнению курсовых и дипломной работ.

План-конспект урока по дисциплине ОП.01 Инженерная графика

Преподаватель: Игнатова Е.В.

Группа 2 «А» т/о очной формы обученияспец. 15.02.01

Дата 18.02.2016г.

ТЕМА: « Сборочные чертежи неразъемных соединений »

Цели урока:

Обучающие

Формирование умения применять знания, полученные на уроках по процессам формообразования для решения задач по другим учебным дисциплинам: инженерная графика и т. д.

Овладеть компьютерными технологиями для выполнения объемного 3D моделирования неразъемных соединений;

Сформировать умение разрабатывать сборочный чертеж неразъемного соединения в системе автоматизированного проектирования Компас - 3D V16.

Уметь выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Воспитательные

- воспитание внимательности, аккуратности, добросовестности;

Воспитание интереса к предметам, стремление узнать и применить полученные знания;

Воспитать соблюдение правил организации работы за компьютером;

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Развивающие

- развитие навыков мыслительной деятельности, включая каждого студента в учебно-познавательный процесс и создавая условия работы каждого в индивидуальном темпе;

Развитие пространственного и логического мышления;

Умение анализировать условия задачи, ее решение и полученный результат;

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Вид урока : практическое занятие с использованием информационно-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией

Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Междисциплинарные связи: ОП.02 Компьютерная графика, ОП.03 Техническая механика, ОП.04Материаловедение, ОП06 Процессы формообразования и инструменты, ОП.08 Технология отрасли

Материальное обеспечение практического занятия: компьютеры, мультимедийный проектор, принтер, раздаточный материал, мультимедийная презентация, модели сварных соединений.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап

    постановка цели, которая должна быть достигнута студентами на данном этапе занятия

    определение целей и задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе занятия;

    описание методов организации работы студентов на начальном этапе занятия, настроя студентов на учебную деятельность, тему занятия

Приветствие обучающихся.

Рапорт дежурных.

Проверка готовности к уроку.

Цель студентов : подготовиться к продуктивной работе на занятии

Цель преподавателя : сформулировать цель занятия, обеспечить деловую атмосферу на занятии, настроить студентов на свободное общение с преподавателем.

Задачи :

    мотивировать студентов к работе;

    проверить готовность группы и компьютеров к работе;

    организовать внимание всех студентов;

    помочь студентам быстро включиться в деловой ритм занятия.

Метод: словесный, беседа.

Студенты слушают преподавателя, настраиваются на продуктивную работу во время занятия.

Тема нашего практического занятия

«Сборочные чертежи неразъемных соединений » (слайды 1-3)

Цель урока: самостоятельно, ответственно, технически мысля и анализируя-выполнить неразъемное соединение с использованием информационных технологий.

Осмысливают предстоящую

деятельность

Оформляют тетради

2. Актуализация опорных знаний

Преподаватель задаёт вопросы: (на слайдах – демонстрируются поочередно вопросы и правильные ответы). (Слайды 4-10)

Вопрос 1 Какие соединения называются неразъемными, разъемными?

Разборка неразъемных соединений может быть осуществлена только такими средствами, которые приводят к частичному разрушению деталей, входящих в соединение.

Разъемное соединение позволяет многократно выполнять его разборку и последующую сборку, при этом целостность деталей, входящих в сборку не нарушается.

Вопрос 2 Как называются соединения, представленные на рисунках?

Вопрос 3 Укажите неразъемные соединения. (рис.3,6,7,8,9)

на каждом рисунке? (рис.1-разъемное болтовое соединение, рис.2-разъемное соединение шпилькой, рис.3- неразъемное сварное соединение, рис. 4-разъемное шпоночное соединение, рис. 5 -разъемное шлицевое соединение, рис.6-неразъемное паяное соединение, рис.7-неразъемное клееное соединение, рис.8- неразъемное сварное соединение, рис.9- неразъемное клепаное соединение.

Вопрос 4 Что такое сварка? Какие достоинства и недостатки сварных соединений?

Сварка - это технологический процесс соединения металлических деталей, основанный на использовании сил молекулярного сцепления происходящий при сильном местном.

Вопрос 5 Классификация сварки в зависимости от процессов, происходящих при сваривании. (сварка плавлением, сварка давлением)

Вопрос 6 Назовите виды сварки, изображенные на рисунках. (электродуговая сварка, газовая сварка)

Вопрос 7 Охарактеризуйте каждый вид сварки.

Вопрос 8 Определить по чертежу, каким способом соединены детали? Область применения данных соединений. (сварное, паяное, клееное соединения)

Вопрос9 Охарактеризуйте различные виды сварных соединений по характеру взаимного расположения деталей. (стыковая, тавровая, угловая)

Вопрос10 Расшифруйте условное обозначение сварного шва. (Ручная электродуговая сварка, катет сварного шва 3 мм)

Воспринимают вопросы со слайда

и от преподавателя

Отвечают на вопросы

3. Мотивация учебной деятельности, раскрывающая необходимость данного

практического занятия для будущих специалистов

Труд технолога или конструктора в настоящее время не мыслим без использования современной вычислительной техники. Широкое применение информационных технологий на предприятиях и в организациях, требует от будущих специалистов не только знания традиционных предметов специальности, но и владения этими технологиями.

Наиболее рутинным этапом подготовки производства является разработка чертежей. Раньше конструктор вычерчивал на листе бумаги линии, прямые, окружности, тексты, размеры, символы оформления с помощью циркуля, линейки и других приспособлений, искал необходимую информацию в ГОСТах и справочниках. Время, затрачиваемое на эту не производительную работу, составляло значительную часть всего рабочего времени. Сейчас же при работе с автоматизированной системой конструктор лишь указывает, какие операции надо совершить, а компьютер их выполняет, результат команд немедленно изображается на дисплее. Система при этом может производить арифметические и геометрические вычисления, связанные с подготовкой чертежей. Сделанный с помощью компьютера чертёж затем вычерчивается на плоттере или принтере.

Осмысливают значимость занятия и

будущей профессии

4. Демонстрация создания чертежа

Преподаватель показывает модели сварных соединений (Слайд 11)

    Способ соединения деталей? (сварка)

    Какие виды сварных соединений представлены на «Опоре», «Кронштейне»? (тавровое)

    Из каких геометрических тел состоят изделия? (призма, цилиндр)

Преподаватель демонстрирует выполнение 3D модели сварного изделия и оформление сборочного чертежа «Опора»

Отвечают на вопросы

Осмысливают предстоящую

деятельность

5.Инструктаж по выполнению задания к практическому занятию

-ознакомление с содержанием задания

-порядок выполнения и оформления работы

Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при выполнении задания за компьютером (Слайды 12-13)

Слушают инструктаж по технике

безопасности, расписываются в журнале

по технике безопасности

6. Самостоятельная работа обучающихся по выполнению практического задания (как проверка усвоения и закрепления знаний уч-ся)

Преподаватель консультирует студентов во время выполнения задания (Слайд 14-16)

Выставляются оценки при рассмотрении чертежа на экране

Поуровневое выполнение чертежа

сварного изделия. Чертеж в

ручном или машинном исполнении

сдается на проверку и распечатку

(при необходимости) преподавателю.

7. Подведение итогов

урока

Подведем итоги:

    сегодня я узнал…

    было трудно…

    теперь я могу…

    я почувствовал, что…

    я приобрел…

    я научился…

    у меня получилось …

    я смог…

    я попробую…

    меня удивило…

    мне захотелось…

Сегодня мы с вами неплохо поработали.

Особенно активны были…….. и правильно отвечали…….

Оценки за урок. (Слайд 17-18)

Студенты отвечают на вопросы

8. Домашнее задание

Конышева Г.В. Техническое черчение с. 238-243

Боголюбов С.К. Черчение с.224-227

Формат А3-1 шт.

По возможности на компьютере начертить объемное изображение изделия.

(Слайд 19-20)

Студенты записывают домашнее

Форма проведения практического занятия с использованием информационно-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией была применена мною при проведении открытого урока по дисциплине «Инженерная графика» по теме: «Сборочные чертежи неразъемных соединений».

Выбор данной темы соответствовал основным требованиям, предъявляемым к использованию ИКТ:

1) Была установлена программа KOMTIAC-3D V16 в аудитории «Инженерная графика»;

2) Студенты достигли определенного уровня знаний по дисциплинам; инженерная графика, процессы формообразования и инструменты и т.д.;

3) Получили базовые знания по информатике, компьютерной графике;

4) Необходимый уровень умений и навыков при выполнении чертежей ручным способом.

Использование информационно-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией на занятиях позволяет:

Улучшить результаты работы, здесь наибольший коэффициент индивидуального подхода к каждому студенту;

Воспитать самостоятельность, наблюдательность, точность в построениях;

Активизировать работу студентов;

Повысить мотивацию к учению, качество и успеваемость;

Проходя практику на предприятиях, студенты знакомятся с современным производством и получают необходимые знания в своей будущей профессии;

Растет профессионализм самого преподавателя.

Необходима мотивация учебной деятельности, раскрывающая необходимость данного практического занятия для будущих специалистов. Например, тема нашего практического занятия «Сборочные чертежи неразъемных соединений» Эта тема большая, серьезная и рассчитана не на одно занятие.

А сейчас я расскажу вам одну маленькую притчу:

Путник спросил трех строителей храма, кативших по дороге тачки с камнями: "Что вы делаете?" Один сказал: "Везу тачку, пропади она пропадом!" Второй сказал: "Зарабатываю на хлеб. Семья". А третий сказал: "Я строю храм!"

А говорю я это потому, что вы должны знать и понимать, что инженерная графика, чертежи, в том числе и сборочные - это орудие, с помощью которого современный человек познает и покоряет технику.

Мы живем во времена величайшего технического прогресса. Тысячелетия человечество ездило на телеге, а за последние сто лет техника шагнула далеко вперед, общество переживает бум технической мысли. Нас везде окружают всевозможные машины и механизмы, которые необходимо производить и качественно обслуживать. Вот для этого и нужно разбираться в чертежах, уметь их читать и составлять.

Какова же последовательность подготовки проведения практического занятия с использованием информационных-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой урока. Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет повысить мотивацию деятельности студентов.

Важным этапом подготовки практического занятия является тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования.

Опыт проведения практического занятия с использованием информационных-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией показывает, что подготовка и проведение таких уроков способствует совершенствованию профессиональных компетенций преподавателей и формированию адекватной оценки студентов значимости изучаемых дисциплин для будущей профессиональной деятельности.

    раздаточный материал

Для того чтобы создать объемную модель, на выбранной плоскости проекций вычерчивают плоскую фигуру, называемую эскизом, а затем ее перемещают в пространстве, след от перемещения эскиза определяет форму элемента (например, поворот дуги окружности вокруг оси образует сферу или тор, смещение многоугольника - призму, и т.д.).

Формообразующее перемещение эскиза называют операцией.

Для построения твердотельных моделей используются следующие типы операций







(уровень А, В, С)

Уровень А

Имя файла-Фамилия студента

8.Заполнить основную надпись. Шифр В22.15.02.01.2А-№. ДО.СБ

Работа выполнена на три.

Уровень В

3.Указать позиции.

Работа выполнена на четыре.

Уровень С

Работа выполнена на пять.


ПОУРОВНЕВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА СВАРНОГО ИЗДЕЛИЯ

(уровень А, В, С)

Выполнить сборочный чертеж сварного изделия

Уровень А

1.Ознакомиться с изделием, состоящего из сварного соединения.

2.Проанализировать форму каждой детали.

3.Создать 3d модель сварного изделия.

5.Выполнить ассоциативный (комплексный) чертеж по 3d модели, включая аксонометрическую проекцию.

Имя файла-Фамилия студента

7.Оформить виды (проставить осевые линии, недостающие линии видимого контура).

8.Заполнить основную надпись. Шифр В23.15.02.01.2А-№. ДО.СБ

Работа выполнена на три.

Уровень В

1.Выполнить разрез сборочной единицы.

2.Нанести выносные и размерные линии, проставить размеры.

3.Указать позиции.

Работа выполнена на четыре.

Уровень С

1.Нанести обозначения сварных швов, пользуясь таблицей (см. справ. материал).

Работа выполнена на пять.


ПОУРОВНЕВОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ЧЕРТЕЖА СВАРНОГО ИЗДЕЛИЯ

(уровень А, В, С)

Выполнить сборочный чертеж сварного изделия

Уровень А

1.Ознакомиться с изделием, состоящего из сварного соединения.

2.Проанализировать форму каждой детали.

3.Создать 3d модель сварного изделия.

5.Выполнить ассоциативный (комплексный) чертеж по 3d модели, включая аксонометрическую проекцию.

Имя файла-Фамилия студента

7.Оформить виды (проставить осевые линии, недостающие линии видимого контура).

8.Заполнить основную надпись. Шифр В24.15.02.01.2А-№. ДО.СБ

Работа выполнена на три.

Уровень В

1.Выполнить разрез сборочной единицы.

2.Нанести выносные и размерные линии, проставить размеры.

3.Указать позиции.

Работа выполнена на четыре.

Уровень С

1.Нанести обозначения сварных швов, пользуясь таблицей (см. справ. материал).

Работа выполнена на пять.



    заключение

Результаты проведенного урока показывают, что использование компьютеров, междисциплинарной интеграции, мультимедийной установки, ставит на более высокую ступень преподавание дисциплины «Инженерная графика», развивает у студентов интерес, желание усовершенствоваться, приобрести навыки работы в автоматизированных системах проектирования, поднять свои знания на более высокий уровень.

Применение информационно-компьютерных технологий на практических занятиях существенно сократит время выполнения чертежей, поднимет качество их выполнения, повысит уровень интеллекта студентов, даст возможность их трудоустройства в современных конструкторских бюро и технических отделах предприятий.

Практическое занятие с использованием информационно-компьютерных технологий и междисциплинарной интеграцией предоставляет большие возможности, как преподавателю, так и студентам, позволяет решать широкий круг задач, таких как высвобождение преподавателя, осуществление индивидуального подхода, содействие самостоятельной и творческой работе студента, поддержка коллективной работы.

Методическая разработка заслуживает внимания и, может быть, рекомендована преподавателям для использования в учебном процессе.

  1. литература

    КОМПАС-3D V16 Руководство пользователя

    Конышева Г.В. Техническое черчение. – М.: Дашков и К, 2014

3.Боголюбов С.К Черчение. - М.: Машиностроение, 2010

4.Боголюбов С.К Задания по курсу черчения. - М.: Высшая школа, 2011

5.Гоцеридзе Р.Н. Процессы формообразования и инструменты. – М.: Академия, 2012

6.Черепахин А.А. Технология обработки материалов. -М.: Академия, 2011 г.

Государственные стандарты ЕСКД (Единой системы конструкторской документации)

Интернет ресурсы:

    http://veselowa.ru/

    http://www.metod-kopilka.ru/page-integr-9.html

    http://web.vrn.ru/gorzdrav/document_inf_files/tbcomputer.htm

ОГБОУ СПО У льяновский техникум железнодорожного транспорта

Методическая разработка урока по дисциплине «Инженерная графика»

для специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»

Тема «Чтение архитектурно-строительных чертежей»

Адаева Людмила Анатольевна

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Группа: СД12.5 Дата: 14.05.2014г.

Тема урока: Чтение архитектурно-строительных чертежей.

Цели урока:

- образования

Способствовать формированию понятия об архитектурно-строительных чертежах;

Способствовать формированию понимания учащимися роли строительных чертежей в производственной деятельности и в повседневной жизни;

- воспитания:

Воспитывать ответственное отношение к черчению, культуру графического труда, требовательность к самому себе, самостоятельность.

Проявление интереса к профессии строитель;

Воспитывать самостоятельность, аккуратность;

- развития:

Развивать умение представлять мысленно форму сооружений и составляющих его элементов;

Развивать пространственные представления, пространственное мышление;

Развивать познавательный интерес и творческие способности учащихся;

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

    учебные пособия (учебники),

    чертежные инструменты и принадлежности,

    иллюстрации жилых зданий,

    раздаточный материал ( к арточки),

    чертежи-таблицы,

    компьютер, мультимедиапроектор,

    мультимедийная презентация «Архитектурно-строительные чертежи».

В результате обучающиеся должны:

- уметь:

    наносить размеры на архитектурно-строительных чертежах,

- знать:

    в иды строительных чертежей ,

    у словные знаки топографических планов ,

    г енпланы ,

    чертежи фасадов и планов зданий,

    у словные обозначения элементов планов .

Содержание учебного материала способствует формированию:

ПК 2.1. Организовывать работу персонала по планированию и организации перевозочного процесса и

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Ход занятия

1. Вводная часть (организационный момент – приветствие, перекличка, мотивация темы урока).

2. Основная часть

2.1. Обеспечивающая стадия

Методы:

    объяснительно-иллюстративный;

    метод учебных задач;

    рефлексия.

Средства реализации:

    презентация;

    комплекты учебных задач.

    фронтальная - при постановке задач, при планировании и организации деятельности обучающихся;

    групповая – при моделировании коллективной деятельности;

    индивидуальная – при самостоятельном выполнении заданий.

    предоставление обучающимся учебных материалов;

    организация коллективной и индивидуальной учебной деятельности;

    оценка сформированности теоретических основ учебной деятельности.

1. Мотивация цели перед обучающимися. Изучение архитектурно-строительных чертежей формирует знания, умения, профессиональный опыт и личностные качества обучающихся, а также и профессиональные компетенции, необходимые им как будущим специалистам в их деятельности.

Чертежи дорожного полотна, строительных конструкций и сооружений являются результатом проектирования и входят в пакет документации, необходимой при строительстве железных дорог, путей и обслуживания путевого хозяйства, поэтому трудно переоценить значение графической составляющей в развитии профессиональной компетентности выпускника учреждения профессионального образования. Графическая составляющая обладает наглядной профессиональной направленностью, связанной с тем, что в процессе выполнения различных видов графических работ обучающийся знакомится с объектами своей будущей профессиональной деятельности: чертежами зданий и сооружений, железнодорожным полотном, конструкциями деревянных, железобетонных и металлических сооружений, чертежами земляных сооружений, графиками, диаграммами, технологическим картами.

2. Показ презентации (слайды 2-10)

3. Фронтальный опрос по вопросам карточки №1

    усвоение знаний об архитектурно-строительных чертежах;

    закрепление обобщённых знаний

    Формирование теоретических основ учебного материала по теме занятия (слайды 1-10)

    Актуализация прежних знаний

Отвечают на вопросы карточки №1

    Что такое чертёж.

    Что такое масштаб.

    Как проставляются размеры на машиностроительных чертежах.

    В каких единицах проставляются размеры на чертежах.

    Что такое разрез и что в нём изображается.

    Чем отличаются строительные чертежи от машиностроительных.

2.2. Формирующая стадия

Методы :

    метод решения учебных задач.

Средства реализации:

    комплекты заданий для чтения чертежей;

    алгоритм чтения архитектурно-строительных чертежей;

    учебники;

    таблицы.

Формы педагогического взаимодействия:

    групповая и индивидуальная

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Консультант, координатор.

Организация коллективной учебной деятельности, индивидуальной учебной деятельности

Предоставление обучающимся учебных материалов:

    карточки – задания №2 и №3;

    алгоритм чтения чертежей (слайды 10-14)

    справочный материал.

Формирование готовности к переносу теоретических основ в конкретные условия учебно-практической деятельности.

Каждый обучающийся получает задание для выполнения.

Карточка №2 «Чтение генплана жилого дома»:

    Изучить чертёж.

Карточка №3 «Архитектурно-строительные чертежи жилого дома»

    Изучить чертёж.

    С помощью алгоритма записать план чтения чертежа.

    Подготовить выступление – защиту.

2.3. Результативная стадия

Методы:

Учебные упражнения:

Чтение генплана;

Чтение строительных чертежей.

Средства реализации:

Схема генплана,

Чертежи здания (планы, разрезы, фасады),

Алгоритм чтения чертежей.

Формы педагогического взаимодействия:

Выполнение самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Формирование творческих умений и навыков:

Координация и консультация;

Предоставл ение обучающимся заданий для выполнения конкретных практических работ (выполнить план своей квартиры);

Оценке сформированности умений каждым обучающимся.

    Чтение чертежей по алгоритму.

Рефлексия.

    Отвечают на вопросы карточки №4

(приложение 1)

    Самостоятельное выполнение чертежа «План своей квартиры».

3. Заключительная часть.

1. Деятельность педагога – подведение итога занятия.

2. Рефлексия – обучающиеся подводят итоги по уроку (отвечают на вопросы «Я узнал…» или «Я понял…»)

3. Педагог – выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

4.Домашнее задание – закончить и оформить чертёж, начатый на занятии.

Приложение 1

Вопросы для самопроверки

    Какие масштабы строительных чертежей применяют для вычерчивания планов и фасадов жилых зданий?

    От чего зависит выбор толщин линий обводки видимого контура здания?

    Как называются проекции на архитектурно-строительных чертежах?

    Как графически обозначаются в разрезе кирпичная кладка, древесина, бетон армированный и неармированный?

    Как маркируются координационные оси на плане здания?

    Каковы правила привязки стен к координационным осям?

    Что называется планом этажа?

    Для чего выполняется план этажа и что на нем изображается?

    Какие размеры наносят на плане этажа?

10. Как на планах обозначают площади помещений?

11. Что обозначают стрелки, изображенные в лестничных клетках?

12. Какова последовательность выполнения плана этажа?

13. Что называется фасадом здания?

14. Как обозначают чертежи фасадов?

15. Высотные отметки каких элементов здания указывают на чертеже фасада?

16. Что называется разрезом здания?

17. Как определяется высота этажа здания и какой уровень принят за нулевой?

18. По какому изображению на чертеже можно определить глубину заложения фундаментов?

19. В какой последовательности вычерчивается разрез здания?

20. Как выполняются выносные надписи к многослойным конструкциям?

21. Каково условное изображение в плане оконного проема без четвертей?

22. Как изображается в разрезе дверной проем с четвертями?

23. Что называется фундаментом?

24. Как подразделяются фундаменты по конструкции?

25. Какую роль выполняют перегородки и из каких материалов они изготавливаются?

26. Из каких материалов выполняется цоколь?

27. Назовите элементы оконного блока?

28. Какие функции выполняют перекрытия в здании?

29. Из каких элементов состоят лестницы?

30. Для чего служит отмостка в здании?

31. Какие функции выполняют наружные стены?