Инженерная графика обозначения на чертежах. Техническое рисование. Методические рекомендации для студентов всех направлений подготовки, изучающих дисциплину «Начертательная геометрия и инженерная графика. Задания к §15 и главе III

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ

высшего образования Республики Беларусь по химико-технологическому образованию в качестве

учебно-методического пособия для студентов учреждений высшего образования заочной формы обучения химико-технологических специальностей

Это должно быть понятно всем и легко понять. Таким образом, технический конструктор соблюдает стандартизованные стандарты. Это профессия, где строгость в форме является незаменимой. Среди стандартов, регулирующих промышленный дизайн, есть несколько важных моментов.

Согласно объекту технического чертежа, не всегда можно представить его в реальном размере. Весы используются для уменьшения или увеличения модели для представления ее на листе. Форматы также стандартизированы. Существует 5 форматов. Складные листья тоже ничего не дают. При складывании картридж всегда будет выглядеть так, чтобы его можно было видеть, не разворачивая лист.

А в т о р ы:

Г. И. Касперов, А. Л. Калтыгин, С. Э. Бобровский, В. И. Гиль, Б. В. Войтеховский, В. Т. Лукаш, С. В. Ращупкин, Ю. Ф. Капыш

Р е ц е н з е н т ы:

кафедра инженерной графики УО «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники»

(кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой В. А. Столер );

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой инженерной графики строительного профиля Белорусского национального технического университета И. М. Шуберт

Это упрощает архивирование документов. Это структура, которая собирает определенное количество обязательной информации, касающейся чертежа. Среди перечисленных предметов есть. Название части, применяемая шкала, название дизайнера и компании, режим проецирования, дата, формат рисунка. Размеры картриджа также четко определены, как и его положение на листе. Традиционно он находится в правом нижнем углу чертежа. В зависимости от методов классификации эта позиция может различаться. Цель картриджа - действительно иметь возможность идентифицировать содержимое чертежа, не открывая его.

Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения образования «Белорусский государственный технологический университет».

Инженерная графика. Проекционное черчение : учеб.-

И62 метод. пособие для студентов заочной формы обучения химикотехнологических специальностей / Г. И. Касперов [и др.]. –

Толстые линии, тонкие линии, очень мелкие черты, пунктирные линии, сплошные линии, смешанные линии. Этот набор функций позволяет дизайнеру дать конкретную информацию о представленных элементах. Например, пунктирные линии представляют собой скрытые элементы, и тонкие линии будут использоваться для определения размеров.

Технический чертеж представляет объект подробно. Взгляды находятся в центре работы технического чертежника. Таким образом, дизайнер-дизайнер представляет объект благодаря различным представлениям, что позволяет полностью представить объект со всех сторон.

Минск: БГТУ, 2012. – 108 с. ISBN 978-985-530-175-3.

В учебно-методическом пособии в соответствии с учебной программой по дисциплине «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» представлены методические указания по изучению раздела «Проекционное черчение», краткий теоретический материал и варианты индивидуальных графических заданий. Приведены чертежи с примерами выполнения самостоятельных графических работ студентами.

Таким образом, рисунок может отображать 6 различных видов: передний, задний, левый, правый, верхний и нижний. Их расположение также точно определено. Существуют две конвенции: американская и европейская. Согласно Европейской конвенции, мнения позиционируются с учетом проекционной системы мнений. Конкретно, считается, что, когда мы сталкиваемся с правой стороной объекта, вид, который у нас есть, проецируется слева. Поэтому мы будем представлять правильный вид слева от рисунка. На техническом чертеже мы найдем.

Какие профессии ведут технический чертеж?

Как было показано выше, технический чертеж используется во многих секторах деятельности. Существует также много технических черт. Вы хотите сделать карьеру в этой области? Промышленный дизайн также является коллективным. Промышленные или технические группы проектируют несколько профессий. Как правило, позиции предлагаются в консалтинговых фирмах или в промышленных компаниях. Технический чертежник может также практиковать как либерал. В зависимости от уровня опыта и начального обучения, таким образом, можно.

УДК 744:62(075.8)+514.18(075.8) ББК 30.11я73+22.151.3я73

ISBN 978-985-530-175-3 © УО «Белорусский государственный технологический университет», 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Инженерная графика является составной частью общетехнической учебной дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика», знание которой необходимо для инженеров всех специальностей. Проектирование, строительство объектов машиностроения, понимание принципа действия изображаемого технического изделия, разработка и применение новых технологий в строительстве тесно связаны с изображениями – чертежами, рисунками, эскизами. Это ставит перед дисциплиной «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» ряд важных задач. Раздел «Инженерная графика» должен обеспечить будущих специалистов умениями и навыками изложения технических идей с помощью чертежа. Инженерная графика – первая ступень обучения студентов конструкторской документации.

Технический чертежник: после примерно 5-летнего опыта, став техническим чертежником, мы привели к детальным чертежам чертежей, чертежщику и дизайнеру: 10-летний опыт, эксперименты необходимы, чтобы стать дизайнером-дизайнером. Эта работа состоит в управлении командой дизайнеров и вмешательстве в решение проблем, возникающих при проектировании и реализации проекта. Технический разработчик должен знать, как работать в команде. Он сказал, что должен быть строгим и точным в своей работе. Также важно иметь научный.

Когда модель не может быть отлита или измельчена непосредственно с машины, например, она слишком велика или требует ручной сборки после того, как детали готовы, обычно необходимо объяснить другому человеку, как это сделать. В технической области, это обычно делается с рисунками, объясняющими, как это сделать и доставляться к голове сборки конечного продукта.

Основная цель дисциплины – приобретение знаний и навыков, необходимых студентам для выполнения и чтения технических чертежей, выполнения эскизов деталей, составления конструкторской и технической документации.

Изучение дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» должно основываться на теоретических положениях начертательной геометрии, нормативных документах, а также стандартах Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

  • Вы можете выбирать между версией.
  • Повторите операцию дважды, чтобы добавить еще два вида.
Теперь у нас есть размеры и направления на чертеже. Здесь мы будем использовать этот «последний метод». Перейдите в среду измерения чертежа Нажмите кнопку «Добавить линейное измерение». Нажмите две из этих точек, затем нажмите третью точку, чтобы поместить размерную линию. Инструмент линейного измерения, как и большинство других инструментов рисования чертежей, не выходит после завершения и позволяет размещать несколько измерений. Повторите операцию до тех пор, пока не будут расположены все размеры, на которые вы хотите указать. Попробуйте на мгновение переместиться по различным параметрам на панели «Действия» линейных размеров. Например, сняв флажок «Автотекст», вы можете позиционировать в другом месте, как показано на рисунке ниже. Теперь разместите два текста с помощью инструмента «Добавить текст» и измените их свойство текста с содержимым по своему усмотрению. Теперь чертеж завершен, все, что вам нужно сделать, это компилировать информацию в листовой клен.
  • На странице чертежа доступные узлы выделены зеленым цветом.
  • Когда вы закончите, просто нажмите кнопку «Закрыть» на панели «Задачи».
  • Нарисуйте две строки, как показано на рисунке выше.
Лабораторные занятия практичны, информативны и проводятся по методу проектов.

Графические задания настоящего издания охватывают теоретический материал раздела «Проекционное черчение» дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» и представлены в виде отдельных учебных тем.

1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ

При изучении дисциплины «Начертательная геометрия, инженерная и машинная графика» рекомендуется, прежде всего, ознакомиться с учебной программой и требованиями к выполнению контрольных работ. Изучить стандарты ЕСКД, необходимые для выполнения индивидуальных графических заданий по данной теме, а также рекомендуемую литературу. Желательно законспектировать в рабочей тетради основные положения и выполнить отдельные чертежи. Ответить на вопросы для самопроверки к каждой теме.

Выполнять индивидуальные графические задания следует в последовательности, приведенной в методических указаниях к каждой теме.

Все индивидуальные графические задания по проекционному черчению для студентов заочной формы обучения объединены в контрольные работы. Число контрольных работ, номера и количество заданий, входящих в каждую контрольную работу, определяются кафедрой инженерной графики во время зачетно-экзаменационной сессии в зависимости от специальности.

Все задания даны по вариантам. Студент выполняет тот вариант задания, номер которого соответствует сумме трех последних цифр шифра его зачетной книжки. Если, например, шифр зачетной книжки студента 11-23411, то индивидуальные графические задания по проекционному черчению выполняются по варианту 6 (4 + + 1 + 1 = 6).

Каждая контрольная работа отправляется на рецензию в полном объеме. Представленная частями работа возвращается без рецензирования. На каждую контрольную работу составляется рецензия. Замечания рецензента должны быть приняты студентом к исполнению. Работа, получившая положительную рецензию, условно до-


пускается к собеседованию, а окончательная устная защита работы происходит во время очередной сессии. Если работа не допущена к собеседованию, в рецензии указывается, какую ее часть следует исправить, переделать, а при наличии большого количества ошибок ее необходимо выполнить заново. На повторную рецензию следует высылать исправленную работу в полном объеме со всеми замечаниями рецензента.

Контрольная работа представляется на рецензию строго в сроки, указанные в индивидуальном графике.

По всем вопросам, связанным с выполнением контрольной работы, следует обращаться за консультацией на кафедру инженерной графики.

Чертежи выполняются на листах чертежной бумаги формата А3 (297× 420 мм) в соответствии с требованиями государственных стандартов ЕСКД. Линии и надписи на чертеже должны быть четкими и аккуратными. Все построения выполняются только с помощью чертежных инструментов. Обводка линий от руки не допускается.

Работа над чертежом начинается с нанесения рамки чертежа и построения в правом нижнем углу основной надписи по ГОСТ 2.104-68. Можно использовать листы чертежной бумаги с готовой рамкой и основной надписью. В любом случае основная надпись должна быть полностью аккуратно заполнена. Все надписи должны быть выполнены стандартным чертежным шрифтом размером 3,5, 5 и 7 мм, согласно ГОСТ 2.304-81. Пример заполнения основной надписи показан на рис. 1.

Рис. 1. Пример заполнения основной надписи

При обводке линий видимого контура изображений толщина линий берется в соответствии с ГОСТ 2.303-68 (рекомендуется выполнять сплошные толстые основные линии толщиной 1 мм). Чертежи контрольной работы складываются до формата А4 (210× 297 мм) и представляются в деканат заочного факультета для рецензирования.

Примечание . Отдельные размеры на индивидуальных графических заданиях нанесены с отклонением от требований ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений» (с целью экономии места в пособии), вследствие чего чертежи заданияне могут являться примером выполнения контрольной работы. При нанесении размеров детали и оформлении чертежей следует руководствоваться требованиями государственных стандартов ЕСКД, а также чертежами – примерами выполнения заданий, приведенными в данном пособии.

Раздел «Проекционное черчение» является первой ступенью обучения студентов инженерной графике и ориентирован преимущественно на изучение основных требований действующих государственных стандартов ЕСКД по выполнению и оформлению чертежей. Кроме того, при изучении данного раздела студенты получают знания и практические навыки по построению проекционных изображений в выбранном масштабе, выполнению разрезов и сечений, нанесению размеров, выполнению аксонометрических проекций.

Основными задачами изучения раздела «Проекционное черчение» являются:

получение основных сведений о правилах выполнения и оформления чертежей, предусмотренных стандартами ЕСКД (форматы, масштабы, линии, шрифты чертежные, нанесение размеров и т. д.);

развитие навыков геометрического черчения – выполнение сопряжений различных геометрических элементов, наиболее часто встречающихся в очертаниях изображений деталей на машиностроительных чертежах, выполнение и обозначение уклонов и конусности в соответствии со стандартами ЕСКД;

обучение правилам и технике выполнения проекционных изображений геометрических тел на основе начертательной геометрии и требований стандартов ЕСКД – видов, разрезов, сечений, с учетом применяемых на чертежах условностей и упрощений;

– изучение теоретических основ и развитие навыков выполнения аксонометрических проекций деталей в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Учебные темы раздела «Проекционное черчение». Общие правила оформления чертежей, обзор стандартов ЕСКД: назначение стандартов; форматы и оформление чертежных листов; основные надписи и заполнениеихграф; масштабы; линии; шрифтычертежные; нанесениеразмеров.

Геометрические построения: деление окружности на равные части; построение правильных вписанных и описанных в окружность многоугольников; правила выполнения сопряжений различных геометрических элементов; построение лекальных и циркульных кривых; построение уклона и конусности и их обозначение на чертежах.

Основные правила выполнения чертежей. Изображения – виды, разрезы, сечения: основные положения и определения; названия видов на основных плоскостях проекций; дополнительные и местные виды и их расположение, обозначение видов; типы разрезов – простые горизонтальные, вертикальные (фронтальные и профильные), наклонные; обозначение разрезов; местные разрезы; соединение части вида с частью разреза; сложные разрезы (ломаные и ступенчатые); сечения; обозначение сечений; условности и упрощения на изображениях.

Нанесение размеров: общие требования к нанесению размеров; нанесение линейных размеров; нанесение размера диаметра; нанесение размеров радиусов дуг окружностей; нанесение угловых размеров; основные понятия о базах в машиностроении и нанесение размеров от баз.

Аксонометрические проекции: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и косоугольные проекции (фронтальная и горизонтальная изометрические и фронтальная диметрическая); положение аксонометрических осей, приведенные коэффициенты искажений по осям; изображение окружностей, положение осей эллипсов, размеры большой и малой осей эллипсов; нанесение штриховки на аксонометрическом разрезе; рациональный выбор типа аксонометрической проекции.

1.2. Тематика индивидуальных графических заданий

В комплект индивидуальных графических заданий по проекционному черчению входят следующие задачи:

задача 1. Построение трех видов по данному наглядному изображению предмета;

задача 2. Построение трех видов заданной детали. Выполнение необходимых простых разрезов. Построение аксонометрической проекции детали;

задача 3. Построение трех видов по двум данным. Выполнение необходимых сложных ступенчатых разрезов;

задача 4. Построение сложного ломаного разреза, целесообразных местных разрезов;

задача 5. Построение главного вида детали, обозначенных сечений, целесообразных местных разрезов и выносных элементов;

задача 6. Построение линий среза и линий взаимного пересечения поверхностей детали;

задача 7. Построение трех видов и целесообразных разрезов детали. Выполнение аксонометрического изображения.

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

2.1. Изображения – виды

2.1.1. Задача 1. Условие задания

Построить три вида детали по данному наглядному изображению предмета. Индивидуальные графические задания даны в табл. 1. Пример выполнения задания на формате А3 представлен на рис. 2 (чертеж БГТУ.010114.001) (см. на с. 12).

2.1.2. Методические указания по выполнению задания

Изучить общие правила выполнения чертежей, изложенные в ГОСТ 2.301-68, ГОСТ 2.302-68, ГОСТ 2.303-68, ГОСТ 2.304-81, ГОСТ 2.305-2008 (разделы 1, 2), ГОСТ 2.307-2011 (разделы 4, 5).

На формате А3 начертить тонкими линиями рамку чертежа и основную надпись. Можно использовать чертежный лист с напечатанной типографским способом рамкой и основной надписью.

По наглядному изображению детали ознакомиться с конструкцией и особенностями формы. Выбрать главный вид с учетом того, что он должен давать наиболее полное представление о форме и размерах детали.

Выполнить планировку чертежа, т. е. начертить осевые линии и габаритные контуры всех трех видов, отметить зоны для нанесения размеров.

Построить в тонких линиях карандашом все линии видимого и невидимого контуров. Нанести размерные и выносные линии, чертежным шрифтом проставить размерные числа (высота шрифта 5 мм). Заполнить основную надпись.

Проверить правильность выполнения чертежа и обвести карандашом линии видимого контура в соответствии с ГОСТ 2.303.


2.1.3. Вопросы для контроля знаний

1. Какое изображение называется видом?

2. Перечислите названия шести основных видов и укажите, как они располагаются на чертеже.

3. Какоеизображениепринимается начертежевкачествеглавного?

4. Когда применяют дополнительные виды?

5. Перечислите названия линий, применяемых при выполнении чертежа.

6. В каких пределах следует выбирать толщину сплошной основной линии?

Таблица 1

Тема: Технический рисунок

Цель: научиться наглядно выполнять ту или иную фигуру от руки, соблюдая пропорциональность отдельных частей фигуры.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Образовательная (дидактическая):

иметь представление:

о роли и месте технического рисунка в инженерной деятельности будущего специалиста;

знать:

Основные понятия, принципы и методы построения технического рисунка;

Правила применения аксонометрических проекций в рисунке

уметь:

Строить рисунки плоских фигур, геометрических тел;

Выполнять рисунки деталей и сборочных единиц с натуры и по чертежу;

Определять оптимальные способы выполнения поставленной задачи;

овладеть навыком:

Построения рисунков в перспективе;

Определения метода решения построения теней;

Основами технического рисования по правилам аксонометрических проекций;

Умением построения изображений геометрических фигур на плоскости.

Развивающая:

развить логическое и аналитическое, пространственное мышление, умение рассуждать, умения работать карандашом без чертёжных инструментов, познавательный интерес, развитие внимания и наблюдательности.

Воспитательная:

воспитывать точность построения, аккуратность, внимательность и усидчивость; формирование потребности в интеллектуальном развитии и самоорганизации для решения прикладных задач, формирование навыков самостоятельной работы.

Актуальность темы (мотивация): В производственных условиях иногда необходимо пояснить рисунком техническую мысль или конструкцию детали непосредственно на рабочем месте. Это значит, что мастер, технолог, конструктор должны уметь выразить свою мысль техническим рисунком карандашом и пером на бумаге или мелом на фанере, доске и листовом металле. Выполнение технического рисунка облегчает и упрощает при предварительном выполнении эскизов, технических или перспективных рисунков.

Образовательные технологии. Технология объяснительно-иллюстрированного обучения,коллективного взаимообучения. Используется групповой метод обучения и здоровьесберегающая технологии. В результате применения представленных технологий каждый обучающийся имеет эмоциональную и содержательную поддержку и продуктивнот работает в течении ввего занятия, сохраняя концентрацию внимания, способность воспринимать и удерживать информацию. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний. Применена ИКТ технология для упрощения восприятия преподносимого материала, что в целом повышает качество образования.

Элементы методики преподавания.

Словесные методы – для формирования теоретических и фактических знаний.

Наглядные методы – для развития наблюдательности и повышениявнимания к изучаемым вопросам.

Практические навыки – для равития практических умений и навыков.

Методическое обеспечение: Образцы графических работ, доска классая, компьютер , интерактивная доска, электронная учебная программа.

Раздаточный материал: Варианты заданий.

Материалы и принадлежности.

Чертежная доска, кнопки. Чертежная бумага формата А3, мягкие графитные карандаши (3М, 2М) и карандаши средней твердости (ТМ и М), мелкая резинка.

Литература: Куликов В.П. Инженерная графика (2013 г),

Томилина С.В. Инженерная графика (2012 г)

Последовательность проведения учебного занятия

1 Организационный момент.

3 Проверка домашнего задания.

4 Изучение нового материала

5 Физкультминутка

6 Изучение нового материала

7 Закрепление изученного материала

8 Домашнее задание

Ход занятия:

1 Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой, выявление отсутствующих, проверка подготовленности к занятию.

2 Ознакомление с темой занятия, постановка его целей. Мотивация.

Форма: рассказ- выступление.

Техническим рисунком люди пользовались давно и в самых разных его видах: инженеры-конструкторы чаще всего использовали реалистический рисунок (перспективный), примером могут служить многочисленные рисунки Леонардо да Винчи. Модельеры мужской и женской одежды используют условный рисунок. Художники-прикладники пользуются своими особыми приемами. Даже в обыденной жизни мы часто прибегаем к помощи технического рисунка, объясняя друзьям свой адрес и расположение домов.

Следовательно, раскрывая понятие термина «технический рисунок», нельзя узко и односторонне трактовать его содержание и назначение.

Чаще всего технический рисунок используется при создании новых объектов. Рождающаяся в сознании человека новая идея, возникший неожиданно новый образ объекта требуют немедленного закрепления, и наиболее простой, удобной и быстрой формой фиксации творческой мысли оказывается рисунок. Отмечая это качество технического рисунка, Генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев писал: «Очень помогло мне в будущей моей работе умение рисовать. Ведь когда инженер-конструктор задумывает какую-нибудь машину, он мысленно во всех деталях должен представить себе свое творение и уметь изобразить его карандашом на бумаге».

Активная творческая деятельность изобретателя, архитектора, инженера, художника-конструктора всегда начинается с технического рисунка.

Технический рисунок позволяет сразу увидеть преимущество новых конструкционных усовершенствований и дает основание приступить к переоборудованию или замене отдельных деталей машины. Но главное достоинство технического рисунка состоит в том, что он заставляет автора идти дальше, вносить в свой рисунок добавления и исправления, активизирует и совершенствует его творческую мысль. А это, в свою очередь, принуждает конструктора переходить к новым рисункам до тех пор, пока автор не приблизится к идеалу.

3 Проверка домашнего занятия

Применена технология уровневой дифференциации., для выявление остаточных знаний у студентов с учетом их возможностей.

Студенты выбирают доступный для себя вопрос и формулирует ответ.Результатом является выявление положительной динамики и создание ситуации «успеха».

Вопросы, выносимые на обсуждение при актуализации знаний:

1 Какие методы проецирования вы знаете?

2 Назовите виды аксонометрических проекций.

3 Каков коэффициент искажения в диметрии?

Ответ 1: Центральная проекция предмета получается следующим образом: из точки схода лучей, называемый центром проекций, проводят ряд проецирующих лучей через все наиболее характерные точки предмета до пересечения с плоскостью проекций.

Аксонометрическая проекция предмета получается, если точку схода лучей (центр проецирования) мысленно перенести в бесконечность(отодвинуть от плоскости проекций бесконечно далеко). Аксонометрические проекции дают наглядные, но искаженные изображения предмета: прямые углы преобразуются в тупые и острые, окружности в эллипсы и т.п.

Прямоугольные (ортогональные) проекции. Здесь центр проекций удален от плоскости проекций бесконечно далеко, проецирующие лучи параллельны и составляют с плоскостью проекций прямой угол (отсюда и название – прямоугольные проекции).

Ответ 2: Виды аксонометрических проекций.

Прямоугольная изометрическая проекция

Прямоугольная диметрическая проекция

Косоугольная фронтальная изометрическая проекция

Косоугольная фронтальная диметрическая проекция

Косоугольная горизонтальная изометрическая проекция

Ответ 3: Коэффициент искажения в диметрии:

Ось Х-1; ось У-0,5; ось Z -1.

4 Изучение нового материала

Технический рисунок это такое наглядное графическое изображение объекта, выполненное от руки в глазомерном масштабе, в котором ясно раскрыта техническая идея объекта, правильно передана его конструктивная форма и верно найдены пропорциональные отношения.

Прежде чем приступить к выполнению технического рисунка, полезно проделать ряд упражнений, к которым относятся: 1) рисование линий, 2) деление отрезков на равные части, 3) рисование углов, 4) деление углов на равные части. Необходимо помнить, что все построения выполняются в карандаше, без использования чертежных инструментов. Кроме того,необходимо уметь правильно определять на глаз размеры и соотношения частей, разделять линии и плоскость листа на равные части.

Рисование линий

Линии бывают прямые, ломаные и кривые. В практике рисования наиболее часто применяются горизонтальные и вертикальные прямые.

Горизонтальная прямая рисуется следующим образом. Наметим несколько точек, отстоящих на равном расстоянии от верхнего края листа, и

сделаем движение правой руки слева направо по воздуху, как бы соединяя намеченные точки. Такое упражнение повторяют несколько раз, после чего рисуют прямую линию длинными тонкими штрихами. Получившиеся искривления надо поправить, проводя карандашом более яркую линию.

Ластиком пользуются после исправления рисунка

Вертикальная прямая рисуется движением руки сверху вниз по тем же правилам, что и горизонтальная

Наклонная прямая рисуется движением руки слева направо. Взависимости от угла наклона прямой движение будет направлено сверху вниз или снизу вверх

Далее следует упражняться в делении проведенных отрезков прямых на равные части: сначала – на две, четыре, восемь, затем – на три, шесть, пять, семь. Развивая глазомер, следует проверять циркулем – измерителем, равны ли части, на которые был разделен отрезок прямой.



Построение углов.

Для деления угла на равные части необходимо сначала нарисовать вспомогательную дугу и разделить ее на глаз на требуемое число равных частей. Затем провести через полученные засечки и вершину угла прямые линии. На рисунке дана примерная последовательность упражнений.


Подготовка к рисованию плоских фигур.

Для приобретения навыков в проведении линий без отрыва карандаша от бумаги полезно выполнять следующие упражнения:


Рисование плоских фигур.

Приобретенный навык в предыдущих упражнениях надо использовать для рисования некоторых плоских фигур: прямоугольника, правильных треугольника и шестиугольника, окружности и эллипса.

5 Физкультминутка

6 Изучение нового материала


Рисование плоских фигур, расположенных в аксонометрических координационных плоскостях.

Умение от руки правильно изображать плоские фигуры поможет быстро строить их в аксонометрических координатных плоскостях.


При построении овала необходимо учитывать коэффициенты искажения по осям

Умение рисовать геометрические тела с натуры, а также по представлению в аксонометрии позволяют перейти к рисованию по ортогональному чертежу, что часто встречается в практике проектирования.

Построение рисунка начинается с построения общей формы по пропорциям заданным чертежам. Затем геометрическое тело делят на части. И наконец, выявляют объем предмета, убирают ненужные линии и заканчивают рисунок нанесением штриховки


7 Закрепление материала

Ответьте на вопросы

    Чем отличается технический рисунок от аксонометрической проекции?

    Какой должна быть последовательность выполнения технического рисунка?

    Какими правилами пользуются при выполнении технического рисунка?

Выполните несколько заданий, приведенных на рисунке.

По двум заданным проекциям модели четко представить себе её форму.

Общую форму предмета, его отдельных частей, а также пропорции определяют по чертежу. Процесс чтения чертежа осуществляется в две стадии:

    Предварительное ознакомление;

    Пробный анализ-синтез.

Предварительное ознакомление заключается в выяснении общих данных – названия детали, масштаба, материала, массы и др. подробный анализ- синтез- это прочтение чертежа, которое прежде всего заключается в мысленном воссоздании пространственного образа детали по плоскому чертежу. При этом, анализируя форму предмета, мысленно расчленяют на составные геометрические формы, элементы и рассматривают каждую часть на изображениях чертежа. Этот порядок создаёт условия для изучения общего размера и размеров отдельных элементов, их отношения к габаритным размерам. Прочтение условных знаков, обозначений и технических требований дополняет картину представления и даёт возможность мысленно объединять (синтезировать) все данные чертежа.

Для рисования применять изометрическую прямоугольную проекцию.

Простота и наглядность изображения являются необходимыми условиями для упрощения и облегчения выполнения графических работ. Выполняя рисунок, выдерживать размеры не требуется, но следует обязательно сохранять их пропорциональность соответственно заданному предмету, детали. Габаритные размеры рисунка выбирать такими, чтобы удачно заполнить поле чертежа. Компоновка рисунка на листе, т.е. расположение его пропорционально формату листа, имеет большое значение для построения целостного произведения. Положение листа может быть горизонтально или вертикально по отношению к рисующему и зависит от формы изображаемого предмета.

Изображение предмета должно занимать на листе примерно около ¾ полезной площади листа. Оно не должно быть слишком мелким или очень крупным по отношению к формату. Недопустимо изображение предмета, которое будет выходить за пределы формата.

Чтобы композиционно правильно расположить рисунок, необходимо слегка наметить линиями общую форму и взаимное расположение его основных частей.

Выполняя рисунок, выдерживать размеры не требуются, но следует обязательно учитывать не только конструкцию (строение, взаимное расположение частей предмета), но и пропорции - размерные отношения высоты к ширине, одной части к другой и к форме предмета в целом. Нарушение пропорции искажает правильность рисунка – сходство изображение с натуры. Все построения осуществляются без чертёжных инструментов. Чтобы придать рисунку наглядность, нанести светотени.


8 Домашнее задание: повторить материал по изученной теме, выполнить графическую работу « технический рисунок модели»

Графическая работа «Технический рисунок модели».

Тема: «Технический рисунок».

Содержание: На формате A3 по заданному комплексному чертежу выполнить технический рисунок модели.

Цель: Чтение пространственной формы тел по комплексному чертежу, развитие пространственного мышления, овладение техникой ручной графики.

Ход выполнения работы.

1. По двум заданным проекциям представить форму модели.

2. Определить основные пропорции целого и частей модели.

3. Проанализировать конструкцию модели, связи и зависимости между отдельными частями.

4. Определить положение модели относительно осей проекций.

5. Выполнить аксонометрические оси (для рисования применить изометрическую прямоугольную проекцию, правильно изобразив наклон осей).

6. Выполнить рисунок без использования чертежных инструментов (изображение в технике «ручной графики») Построение надо начинать с нижнего основания модели, постепенно наращивая на него другие её элементы.

7. Проверить правильность построений, соответствие пропорций и взаимосвязь всех элементов модели.

8. Обвести рисунок.

9. Для наглядности рисунка нанести светотени (штриховой или шрафировкой). Принять, что свет падает на горизонтальную поверхность под углом 45°, из-за левого плеча.

Отчет по заданию:

Технический рисунок модели, выполненные на формате А3 в технике «ручной графики».