Человек в культурной антропологии рассматривается как. Антропология культурная. Вопросы для самоконтроля

По поводу вышесказанного требуется внести кое-какие уточнения. Как мы уже выяснили, антропология направлена на изучение человека. Изучением культур на предмет сходства и различий занимается культурология. Для того, чтобы выяснить, что исследует культурная антропология, вспомним, какие проблемы вставали перед наукой о человеке на протяжении ее существования. Начиная с изучения человека как биологического вида, антропология рассматривала вопрос о границах между человеческим и животным существованием, о точке отсчета, с которой начался антропогенез в процессе общей эволюции жизни на земле. Сегодня большинство исследователей убеждено, что видовым признаком человека является культура, что говорить о феномене человека возможно только с момента появления на арене истории неких артефактов, то есть предметов (пусть даже природного происхождения), несущих на себе следы осмысленной и целенаправленной деятельности, имеющих для человека той эпохи определенный смысл (даже если он нам недоступен). То есть, культурная антропология изучает человека как создателя культуры. Культура рассматривается как атрибут, свойство или эпифеномен человеческого существования, но, к сожалению, не решает проблему сущности антропоса. Мы подспудно понимаем, что человек вне культуры невозможен, что, вероятно, они возникают одновременно, но мы не в состоянии оценить, что чем обусловлено: человек производит культуру потому, что он уже есть человек, или он становится человеком в результате воздействия на него культуры? Иначе говоря: человек создает культуру или культура творит человека? Но тогда непонятно, что находится в основе ее собственного происхождения?

Современные теории в большинстве своем объясняют появление культуры с функциональных позиций, то есть гипотезы строятся на предположениях о роли культуры в обществе, о выполняемых ею функциях в социуме. Так, основатель философской антропологии А. Гелен считал, что культура появляется в качестве механизма, призванного компенсировать изначальную «биологическую недостаточность» человека. Человек у Гелена - существо с ослабленными инстинктами, плохо приспособленное к жизни и в силу этого вынужденное действовать («действующее существо»). К созиданию человека побуждает напряжение между тем, чем человек является, и тем, чем он хочет быть. Для преодоления физических ограничений своего тела создаются вспомогательные культурные средства, в результате можно говорить о становлении человека как культурного существа.

Казалось бы, в этом случае сущность человека определяется как надприродная (культурная). Но биологические исследования заставляют признать, что базисные основания культурных механизмов наличествуют уже у животных: система сигналов, выполняющая функции языка; начала социальной организации с определенной иерархией и нормами поведения. Кроме того, животные тоже создают вторую среду (появление культуры часто характеризуется как создание второй, надприродной, среды), преображая ландшафт и занимаясь возведением «жилья». Некоторым даже приписывается эстетическое чувство и «дизайнерские способности». Трудно выделить какое-либо качество, которое определяло бы всю меру уникальности человека по отношению к другим биологическим видам. Трудно у оснований человеческой истории заметить какое-либо явление, которое в зачатках не существовало бы уже у животных. Собственно, возникло целое направление в науке, разрабатывающее теорию инстинктивных, биологических, основ человеческой культуры. Таким образом, человек и его деятельность вписаны в течение биологической эволюции.

Вместе с тем, ни у кого не возникает сомнений, что человек - другое существо. Философская антропология видит уникальность человека в способности изменять себя и преодолевать свою биологическую ограниченность, выходить за пределы биологического. То есть, человек постоянно творит себя сам, конструирует на основе природного материала новое существо. Крайне интересно было бы рассмотреть, как посредством механизмов культуры происходит становление человеческого в человеке, что мы и определяем как основную задачу нашего пособия. Итак, объектом культурной антропологии является человек как существо культурное. Основной же проблемой выступает не столько происхождение культуры в результате человеческой деятельности (что есть предмет культурологии), сколько самосозида- ние человека. Тем более, что вопрос о происхождении как человека, так и культуры покрыт завесой мрака. Никакие археологические данные не подтвердят и не опровергнут, что было главным стимулом для «рождения» антропоса: биологическая недостаточность или избыток нейронов; случайная (возникшая в результате мутаций) или закономерная цефализация (увеличение объема мозга). Словом, мы не узнаем, что заставило наших далеких предков совершать первые культурные деяния. Но мы знаем, что результатом тех свершений стал современный человек.

Относительно современного общества даже сомнений не возникает в том, что человек становится человеком под воздействием культуры и может быть человеком только в рамках культуры. Воспитанный культурой человек сам становится ее продолжателем и творцом. Чтобы не уйти в область эстетики и истории культуры, а оставаться в русле антропологии, отметим, что и в современном мире только через соотношение с культурой человек способен ответить на вопрос «Кто я?». Психологам, как никому другому, известно, что у индивида существует потребность в постоянном самоудостоверении личности. Нам необходимо иметь опору, ориентиры, позволяющие соотносить свое поведение с некими образцами для того, чтобы идентифицировать себя. Человек ставит жизненные цели в соответствии с системой ценностей, которые выдвигает данная культура. Его поведение обусловлено нормами, принятыми в данной культуре. То есть, самоидентификация возможна только в рамках сообщества. Осознание собственного «Я»; определение себя в качестве представителя этноса, народа; наконец, осмысление себя человеком осуществляется только посредством культуры. Таким образом, изучение культуры способствует самопознанию. Вспомним, К. Леви-Строс был убежден, что познание другого и самопознание - это один и тот же процесс, представляющий собой суть антропологического знания. Интересно было бы рассмотреть, как те или иные культурные механизмы воздействуют на становление человека на уровне филогенеза, этногенеза, онтогенеза, что мы попытаемся сделать вместе в тематических главах учебного пособия.

Специфика определения

Определение 1

Культурная антропология как явление человеческой мысли стоит на стыке двух наук: этнографии и антропологии. Предметом ее изучения является человек как творец культуры и общественных отношений. Культурная антропология стремится узнать, почему человек установил те или иные обычаи, создал произведение искусства и т.п.

Культурная антропология носит характер междисциплинарной дисциплины. К раскрытию понятия культурная антропология и его связи с этнологией в исследовательской литературе сложилось четыре подхода:

  • первая группа исследователей считает, что культурная антропология и этнология являются синонимичными понятиями;
  • другие исследователи склонны считать, что культурная антропология поглощает собой этнологию; в их понимании этнология занимается сравнительным анализом культур, в то время как, культурная антропология изучает основные институты культуры;
  • третья группа исследователей наоборот считают, что этнология шире, а культурная антропология является только лишь наукой о природе человека (биологической, социальной, духовной);
  • последняя группа ученых связывают культурную антропологию и этнологию по принципу общего и частного: если первая – это наука о закономерностях развития культуры в целом, в которой находит свое место и роль человек, то вторая занимается исключительно изучением отдельных этносов и их культур.

Замечание 1

Основными представителями культурной антропологии являются К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, М. Мосс и др.

Основные направления и методологии культурной антропологии

В своих исследованиях культурная антропология использует широкий спектр методов и практик. Охарактеризуем основные.

Методология эволюционизма (Г. Спенсер, Э. Тайлор и др.) имеет основой тезис о единстве человеческого рода и прогрессивном его развитии по пути все большего усложнения. Основной метод – сравнение. Минус методологии эволюционизма заключается в унификации разнообразия культур различных народов.

Диффузионизское направление (В. Шмидт, Ф. Ратцель и др.) за основу брало взгляд на культуру, что живет по законам диффузии («растекание»). Исходя из указанного принципа история развития культуры представлялась как череда столкновений, контактов, взаимовлияний и переносов. Основные методы – сравнение, типология и картография.

Релятивистское направление основывается на утверждении самодостаточности и ценности каждой из культур; отказ от европоцентризма.

Функционалистское направление (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский и др.) считает, что культуры в своем развитии проходят ряд стадий (зарождение, рассвет, старение и умирание) и каждая из институций культуры выполняет определенную функцию. Методологически это направление основывается на двух понятиях: потребность и функция, иными словами, установка на достижение цели и непосредственно сама практика достижения.

Этнопсихологическое направление основывается на идеях психоанализа З. Фрейда. Его основой является утверждение того, что культура является отражением психической жизни каждого ее представителя. Использование исследовательских практик, базирующихся на психоанализе, позволило исследовать психологическую составляющую различных народов и их культур.

Семиотическая антропология основывается на методологии выявления общих для всех людей конструкций мыслительного процесса, позволяющих адекватно реагировать на явления окружающего мира.

Неоэволюционизм вновь задействует старое понятие эволюции, но только в новом ключе. Схематизм традиционного эволюционизма предполагается преодолеть с помощью разграничения общей эволюции, с законами применимыми ко всем культурам, и специфической эволюции для отражения специфических особенностей. Либо преодолеть схематизм предполагается через идею «многолинейной эволюции», утверждающей, что каждая культура, развиваясь в базовых характеристиках одинаково, при этом имеет разнонаправленную специфику.

Данную научную дисциплину нельзя однозначно квалифицировать, потому что неоднозначен сам предмет ее исследования. Именно поэтому в современной трактовке культурная антропология рассматривается как в широком значении, так и в узком.

В широком значении эта научная дисциплина исследует жизнедеятельность различных народов и рас, в зависимости от характерных для этих народов. В этом смысле ее не следует путать с физической антропологией, которая в качестве предмета науки использует преимущественно обобщенные психофизические свойства обществ. Культурная антропология, которая изучает различные проявления человеческой жизни с точки зрения их опосредованности самой природой человеческого рода, отличается этим от

В узком значении эта научная дисциплина сопоставима с так как предметная направленность исследования у них примерно одинакова. Обе они изучают, прежде всего, различные присутствующие в жизнедеятельности разных народов и социальных общностей.

В качестве подтверждения такого тезиса может служить то, что социальная и культурная антропология имеют сходные методологические аппараты. Они пользуются методами исследования, которые, кроме них, широко применяют другие социальные науки - этнография, этнопсихология, статистика и другие.

Собственно культурная антропология занимается решением следующих познавательных задач:

Описание языков, образцов мышления и поведения различных народов;

Изучение тенденций развития взаимодействий и народов, их населяющих;

Рассмотрение вопросов, связанных с изучением идентификационных критериев народов и общностей в современном культурном многообразии;

Изучение генезиса культурных институтов различных народов и их сравнение в пространственно-временном измерении;

Углубление понимания культуры своего народа или общности и ее места в культурном многообразии;

Изучение характера, способов и проявлений влияния культурных феноменов народа на формирование индивидуального мировоззрения населения;

Исследование самой природы культурно-этнических явлений во всех ее противоречивых проявлениях.

Следует подчеркнуть, что в западной научной традиции, термин «культурная антропология» трактуется еще более узко, на уровне самостоятельного учения, которое упоминается под дефинициями «культурализм», «историческая школа», авторами и разработчиками которой признаны Фр. Боас, Э. Сапир, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Херсковиц. Для этого учения характерны описательность и сопоставление культурных феноменов различных народов в их цельности с целью сравнения. Методологически это решается путем сбора актуальной научной информации о жизни того или иного народа (общности), ее классификации, группирования вокруг какого-либо ведущего признака и выделения доминирующих факторов. В результате такого научного подхода культура становится как бы неоспоримой основой обеспечения выживаемости для любого народа или общества.

Как научное явление эта дисциплина характеризуется:

Резким отрицанием эволюции вообще и вида культурного развития народов в частности;

Ярко выраженным культурным релятивизмом - стремлением оценивать явления культуры, исходя из ценностей и критериев самой этой культуры;

Особым вниманием к проблеме взаимодействия «человек - культура», где роль окружающего социума не принимается вообще;

Сводимостью всех культурных явлений к некой целостности, что позволяет без особых трудностей идентифицировать культурный генотип народа и сравнивать его с другими.

Таким образом, данная научная дисциплина представляет собой сложный субстрат, где сложность определяется как множественностью подходов к выделению предмета исследования, так и многообразием применяемых методологий получения знания. Получается, что культурная антропология исследует широкий круг вопросов.

Культурная антропология может быть: антропология изучающая человеческую культуру (в частности, каковы морфологические и психологические условия ее создания и т. п.), и в отличие от этнологии — до культуры, независимой от этнического (и подобных) вариантов. В частности антропология включает в себя:

  1. Этнографию, этнологию и фольклористику.
  2. В более широком смысле также социальную антропологию.
  3. В самом широком смысле археологию, доисторическую историю и лингвистическую антропологию.

Социальная антропология может предполагать:

Антропологию, имеющую дело преимущественно с социальной структурой, и понимающуюся как часть или субдисциплина культурной антропологии .

Антропологию, связанную с первичной социальной структурой (т. е. ценности, институты и практики в контексте социальной структуры), при этом подразумевается, как противоположность культурной антропологии.

Социокультурная антропология (или социальная и культурная антропологии и культурная и социальная антропологии) являются синонимами.

Из-за сходства культурная и социальная антропология в настоящее время во всем мире предполагает концепцию социокультурной антропологии как общепринятого обозначения.

Появление культурной антропологии и социальной антропологии как науки приходится на вторую половину 19 века. Ученые эволюционисты, изучающие этнологию и антропологию, расширили предмет исследования классической антропологии на социокультурное измерение. В США ввели это понятие Ф. Боас и его ученики, а в Великобритании Б. Малиновский и А. Редклифф-Браун. Термин «культурная антропология» как таковой возникает в двадцатых годах 20 века.

Антропологами были кардинально затронуты более широкие определения культуры. Таким образом, была сформирована культурная антропология , в то время как в Великобритании основана социальная антропология.

Американские антропологи понимают концепцию культуры, широко и поэтому считается что изучение социальной структуры является лишь частичным видом культуры (общества). Британские антропологи предпочитают рассматривать культурную антропологию как часть социальной антропологии.

После Второй мировой войны стали исчезать границы, разделяющие культурную антропологию, этнологию и социальную антропологию. Сближению способствовали работы и исследования Лесли А. Уайта и апологета культурной экологии Джулиана Х. Стюарда, в своих усилиях, направленных на синтез структурных, функциональных и генетических исследований.

Предмет исследования в культурной антропологии

Традиционным предметом исследования в культурной антропологии было исследование древних литературных источников. С течением времени, сфера исследования расширилась и на сегодняшний день изучается по нескольким направлениям, в частности антропология городов и феминистская антропология.

Методы культурной антропологии

Основным методом культурной антропологии являются антропологические полевые исследования, основанные на изучении условий жизни представителей аборигенных культур. Используются такие методы, как коллективное наблюдение, анкетирование, психологические тесты, фотографии, фильмы и т. д.

Социальная антропология в немецкой концепции

Социальная антропология это наука, в которой, как правило, рассматривается биологический, а не социокультурный ракурс, касающийся взаимодействия между биологической структурой человека и социальными процессами. Проводятся антропологические исследования, (в частности генетические), уточнение различий между социальными группами (классы, слои, социальные типы, нации), с учетом генетических особенностей населения и дискредитации их социальным дарвинизмом в период нацизма. Позднее занимался, а социальный отбор и факторы отбора, имеющие биологические эффекты. Иногда она также включает в себя демографию. Тесно связана с социальной биологией.

Связь с этнологией

Не разрешенным является вопрос о связи культурной антропологии с этнологией . Существует четыре варианта ответа на вопрос о связи этих дисциплин, причём у каждого из этих вариантов есть свои апологеты .

Так ряд исследователей считают, что этнология и культурная антропология понятия синонимичные . Другие же полагают, что понятие культурная антропология шире понятия этнология и включает в себя последнее. По их мнению, культурная антропология выступает как обобщенное знание об основных институтах человеческой культуры, в то время как этнология представляет собой сравнительный анализ культур . Третьи настаивают на том, что этнология по своему предметному полю значительно шире культурной антропологии, которая по их мнению, не выходит за рамки науки о биологической и физической природе человека . Четвёртый вариант сводится к тому, что хотя оба понятия и связаны, они имеют принципиально разные предметы: предмет культурной антропологии - аспекты культуры человечества, этнологии - изучение отдельных этносов и теоретический анализ этнических общностей как таковых .

В отечественной науке более распространён третий подход, в то время как в западной - первые два . В США и Великобритании термин «этнология» как определение научной дисциплины практически неизвестен. В США используется понятие «культурная антропология» , в Великобритании - «социальная антропология».

История

В то же время, изучаемым культурной антропологией проблемам уделялось внимание ещё в эпоху античности . Демокритом и Титом Лукрецием Каром были сформированы первые концепции антропосоциогенеза . Идея о природно-географической обусловленности социально-психологических и политических явлений была предложена Гиппократом . Корнелий Тацит бывший, вероятно, первым этнографом , противопоставил цивилизованность дикости, указывая на свойственное цивилизации падение нравов .

В XVI-XVIII веках в связи с увеличением знаний о мире в Европе в результате Великих географических открытий интерес предмету антропологии сильно возрос. С именами Пьетро Мартира, Мишеля де Монтеня , Жана Жака Руссо и Дени Дидро связана получившая широкую популярность концепция «счастливого дикаря», идеализирующая общественный лад «примитивных» народов .

В XIX веке появился линейный эволюционизм , рассматривающий культуру человечества как переход от простых форм к более сложным. Основным объектом исследования эволюционистов (Джэймс Фрэзер , Люсьен Леви-Брюль) были «примитивные» общества - коренное население, проживающее на территории колоний в Африке, Южной Америке, Юго-Восточной Азии. Появление этого подхода было связано с накоплением этнографического материала и распространением принципа историзма.

Следующий подход, сохраняющий научную ценность в современной антропологии - функциональный - появился в начале XX века. Его появление было связано с быстрым накоплением этнографических знаний и применением Брониславом Малиновским полевого метода в работе этнографа. Культура «примитивных» народов при ближайшем рассмотрении оказалась необычайно сложна и разнообразна. Функционалисты (Бронислав Малиновский, Альфред Радклифф-Браун) рассматривали культуру как совокупность норм, ценностей, ритуалов, обычаев, связанных друг с другом взаимными функциональными связями.

Современная культурная антропология

См. также

Примечания

Ссылки

  • Терешкович П.В. Антропология культурная // Новейший философский словарь : Энциклопедия / Составитель: Грицанов А.А. . - Минск: В.М. Скакун, 1998. - С. 896. - ISBN 985-6235-17-0 .
  • Антропология . Онлайн Энциклопедия «Кругосвет » (2001-2009). Проверено 31 июля 2009.
  • Сурова Е. Э. Культурная антропология // Введение в культурологию : Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина , Е.Г. Соколова. - СПб. , 2003. - С. 131-141.
  • Скворцов Н.Г. Еще раз к вопросу о предметной области социально-культурной антропологии // Miscellanea humanitaria philosopһiae. Очерки по философии и культуре. К 60-летию профессора Ю.Н. Солонина . - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - В. 5. - С. 198-204.
  • Орнатская Л.А. Понятие культуры в культурной антропологии: некоторые тенденции // Studia culturae. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета . - СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - В. 1. - С. 9-28.
  • Социальная антропология (2005-2009). - Объявления о предстоящих конференциях по социальной антропологии, статьи, этнографические фотографии.. Архивировано из первоисточника 5 апреля 2012. Проверено 26 сентября 2009.
  • Коротаев А. В. Джордж Питер Мердок и школа кросс-культурных исследований // Бюллетень: Антропология, меньшинства, мультикультурализм 3 (2003): 19-74 (статья включает в себя краткий очерк истории западной культурной антропологии).

Литература

  • Боас Ф. Ум первобытного человека. - М ., 1933.
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология / Пер. с фр. В.В. Иванова. - М ., 2001. - 512 с.
  • Малиновский Б. К. Научная теория культуры. - М ., 1999.
  • Мосс М. Общество. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии / Пер. с фр., послесл. и комм. А.Б. Гофмана. Отв. ред. И. С. Кон. - М ., 1996.
  • Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова. - М .: Изд-во МГУ, 1980. - С. 130-140.
  • Морган Л. Г. Лига ходесауни, или ирокезов. - М .: Наука, 1983.
  • Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе = Structure and Function in Primitive Society. - М ., 2001.
  • Эванс-Притчард Э. Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов / Пер. с англ.; Отв. ред. и автор предисл. Л. Е. Куббель. - М ., 1985.
  • Эванс-Притчард Э. Э. История антропологической мысли / Пер. с англ.: А. Л.Елфимова, А. А.Никишенкова; Отв. ред.: В. А. Тишков. - М ., 2003.
  • Тэйлор Э. Б. Антропология: Введение к изучению человека и цивилизации. - Издание И. И. Билибина и Ко. - 1882.
  • Мид М. Культура и мир детства. - M.: Наука, 1988.
  • Mead M., Bunzel R. L. Золотой век американской антропологии = The Golden Age of American Anthropology. - New York: George Brazziller, 1960.
  • Бенедикт Р. Модели культуры = Patterns of Culture. - Boston and New York: Houghton, Mifflin and Company, 1934. - 260 с.
  • Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л. , 1990.

Учебники

  • Васильев М. И. Введение в культурную антропологию: Учебное пособие . - Новгород Великий: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. - 156 с. - ISBN 5-89896-192-5
  • Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию: Учебное пособие. - М .: МГИК, 1994.
  • Культуральная антропология: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - СПб. : СПбГУ, 1996.
  • Воронкова Л. П. Культурная антропология как наука: Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - М .: Диалог-МГУ, 1997.
  • Белик А. А., Резник Ю. М. Социокультурная антропология (историко-теоретическое введение): Учебное пособие / Под ред. Ю. Н. Емельянова и Н. Г. Скворцова. - М .: Изд-во МГСУ, 1998.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культурная антропология" в других словарях:

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая… … Энциклопедический словарь

    См. АНТРОПОЛОГИЯ КУЛЬТУРНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    Культурная антропология - Обычно отличаемая от физической антропологии (исследование человечества с точки зрения биологической и эволюционной перспективы), культурная антропология занимается различными социальными системами, образующими человеческие сообщества, общества и … Большая психологическая энциклопедия

    Сравнительное исследование культурных общностей или обществ; изучение влияния географических, исторических, социальных и психологических факторов на развитие культуры, ее характерные черты и специфику ее изменения. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии

    Культурная антропология - ветвь философской антропологии, главной задачей которой является построение теории человека (и личности) как творца, носителя и продукта культуры. Данное научное знание рассматривает человека во всей его изменчивости под влиянием глобальных… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - См. антропология, культурная … Толковый словарь по психологии

    культурная антропология - (от греч. cultura развитие + anthropos человек + logos учение) отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей. Из числа современных дисциплин социогуманитарного… … Этнопсихологический словарь

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - (от греч. cultu га развитие anthropos человек logos учение) отрасль антропологической науки, занимающаяся изучением различных культур и особенностей развития различных наций и народностей. Из числа современных дисциплин социогуманитар ного цикла… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ (США) - (cultural anthropology) антропология культуры человечества. Отличается от социальной антропологии сосредоточенностью не столько на структурах, сколько на деятельности определенных народов, хотя такое различие можно легко преувеличить. На практике … Большой толковый социологический словарь