Церковь успения богородицы новодевичьем монастыре. Новодевичий монастырь: прогулка сквозь века. История обители от Годуновых до времен Петра I

Этот церковный комплекс располагается на изгибе Москвы-реки, на Девичьем поле. Приставка «Ново» призвана отличать этот монастырь от Стародевичьего (Зачатьевского), возведенного в Кремлевских стенах. Основателем обители считается Василий III, а идеей для постройки послужила благодарность иконе Пречистой Девы «Одигитрия» за то, что она помогла русским войскам в 1514 г. под Смоленском.

История основания монастыря

Архитектурный ансамбль, сформировавшийся в первое столетие жизни этого церковного комплекса, до сегодняшнего дня практически не претерпел изменений. Новодевичий монастырь в Москве имеет колоссальную популярность и славу в христианском мире, сюда стекается большое количество паломников.

Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь

Церковный комплекс основал Василий III, который дал обет обязательно построить ее в честь Пречистой Девы, если сумеет вернуть Москве Смоленск. Правитель праздновал победу, и в 1524 г. дал указание возложить первый камень Новодевичьего монастыря.

На заметку! 10 августа установили церковную дату, восхваляющую возвращение Смоленска в границы Руси. В этот день также славят икону Пречистой Девы «Смоленскую» . Торжество знаменуется крестным ходом, проложенным от стен Кремля в Новодевичью обитель.

Для возведения церковного комплекса правительство пожаловало 3 тысячи серебряников, сельские земли, угодья, а также особые грамоты, освобождающие от платы в государственную казну.

  • В 1525 г. в монастырь торжественно, крестным ходом, перенесли из Кремля Смоленский образ Пречистой Девы. Во главе шествия стоял сам Василий III и тогдашний митрополит Даниил.
  • Игуменьей правитель назначил благочестивую монахиню из суздальского монастыря Елену, высоко почитаемую за праведный образ жизни, силу ее веры, а также княжеский род. Выбор подобного человека в управление обителью привносит некоторую стойкость и терпимость для послушниц.
  • Инокиня Елена обладала высокой мудростью и руководила делами монастыря до преклонных лет. Когда её постигли слепота и глухота, чин игуменьи приняла Евникия. Написанная преподобной Еленой духовная грамота считалась законодательным уставом поведения в храме Господа. В этом послании также содержались данные о постриге женщин из знатных родов. Первая игуменья-настоятельница покинула бренный мир в 1547 г. Её тело похоронили на территории обители. Почитание преподобной началось еще при царствовании Алексея Михайловича.
  • Когда власть принадлежала Ивану IV, в Новодевичьем комплексе официально поселились его родственницы, поэтому за обителью утвердился статус придворной. В 1564 г. постриг приняла Иулиания Палецкая, вдова князя Юрия. Княгиня имела отдельную келью, личных придворных, погреба и столовые. Через некоторое время она переселилась в другую обитель. Однако её постигла страшная участь от рук И. Грозного, слуги которого утопили монахиню в реке.
Интересно! Летописи утверждают, что идея возведения Новодевичьего монастыря возникла у Василия III одновременно с личным бракоразводным процессом.

Изначально обитель сооружалась для его супруги Соломонии, которая за 20 лет брака не сумела родить князю наследника. Василий III ревностно относился к потомству и запрещал братьям бракосочетания, пока он не родит сына. Соломонию насильно постригли в монахини, а вторая супруга царя Елена Глинская родила Иоанна IV.

История обители от Годуновых до времен Петра I

В 1598 г. в обитель селится вдова Федора I Ирина Годунова, которая являлась единственной законной наследницей российского престола. Несмотря на отречение, царица продолжила принимать официальные доклады и подписывать государственные договоры. Вместе с Ириной здесь поселился и Борис Годунов, которого провозгласили царем в стенах Смоленского монастыря в 1598 г.

Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве

Новодевичья обитель пользовалась особенным положением при этом правителе: обновлялись и украшались иконостасы и внутреннее убранство , реставрировались церкви, строились обширные монашеские кельи. Вся собственность Ирины отошла обители после её смерти.

  • С XVI столетия монастырь стал укреплением против западных захватчиков. Однако он не являлся эффективным военным оплотом, неумело держал оборону, поэтому хан Девлет сжег обитель в 1571 г. Б. Годунов возводил по периметру каменные стены с бойницами и многочисленными стрелковыми башнями, в каждой из которых находилось до 350 воинов-стрельцов.
  • В начале XVII столетия обитель являлась домом для 120 монахинь, малая часть которых принадлежала княжескому роду. Правительство занималось финансированием церковного комплекса, покрывая расходы на предметы быта и жалования послушницам.
  • Новодевичий монастырь приютил царственных особ, пострадавших в Смутное время, а также являлся объектом военных действий и политических решений. После долгих и упорных сражений обитель перешла под контроль ополчения во главе с героическим князем Пожарским. Литовский полководец Я. Ходкевич потерпел поражение и отступил от Москвы.
  • Монастырь восстановили и освободили от отягчающих податей при М. Романове. К 1656 г. обитель приобрела славу самой богатой на территории Руси. Здесь же приняла постриг дочь царя Михаила Татьяна, а также две сестры Петра Великого.
Интересно! Икона Пречистой Матери «Смоленская», которой посвящен Новодевичий монастырь, попала на территорию Руси в 1046 г. В XII столетии В. Мономах переместил святыню в Смоленск, где основал Церковь Успения Девы Марии.

Читайте о других почитаемых иконах Богородицы:

Через три века икона послужила божественным поводом к противостоянию за изначально русский город (Смоленск). Этот священный образ являлся символом преемственности и родовой близости Византии и Руси.

Амвросиевская церковь при монастыре

История обители от конца XVII века

В 1689 г. здесь была заточена и насильно пострижена в монахини царевна Софья, а спустя некоторое время Петр I поместил в темницы ее сестер. Вскоре на глазах царевны повесили участников стрелецкого бунта.


О других православных монастырях:

  • Переславский Горицкий Успенский монастырь
  • Московский Сретенский мужской монастырь
Интересно! Предание гласит: на месте, где изначально желали основать монастырь, забил сильнейший ключ, поэтому строительство перенесли. На источник, который символично назвали «Вавилоном» (так как библейский Вавилон тоже не смогли достроить), положили большую плиту и воздвигли часовню. Сооружение было передано Чудову монастырю в начале XIX столетия.

Особенности архитектуры

В составе церковного комплекса расположено 14 зданий: 8 храмов, 1 собор, 4 церкви, колокольня, две небольшие часовни и хозяйственные сооружения.

Некоторые исследователи называют обитель «Кремлем в миниатюре». В конце XVIII зодчий С. Родионов проводил реставрационные работы. Он изменил форму покрытия Смоленского собора, возвратил прежний объем окнам, переделал галерею и крыльцо, а фрески освободил от старого масла.

  • В самом центре расположен грандиозный Смоленский собор, выделяющийся фресковой интерьерной живописью XVI столетия. Картины повествуют о святых старцах и русских князьях, а также чудесах главной иконы. Прообразом этого сооружения стал кремлевский Успенский храм. Во время правления Софьи Смоленский собор стал центром архитектурной композиции. Эти работы возлагались на плечи зодчего по имени Петр Потапов.
  • Вторыми по значимости идут Храм Успения Пречистой Девы (с трапезной) и праздничного вида Храм Спаса Преображения, который открыт для свободного посещения прихожан.
  • В церкви святого Амвросия проживала и правила царица Ирина Годунова. Эта постройка выглядела как отдельная усадьба с трапезной и богатыми палатами. Сооружение потеряло свой первичный облик после пожара 1796 г.
  • Преображенская церковь, отличающаяся собственным резным иконостасом, возведена над святыми вратами, при взгляде на этот архитектурный памятник создается ощущение, что она парит в воздухе. К ней примыкают Лопухинские палаты, получившие свое название от Евдокии, первой супруги Петра Великого. На фасаде красуются изящные солнечные часы, а интерьер отличается изразцовыми печами. К Покровскому храму примыкают Мариинские палаты, сооруженные из кирпича с применением белого камня.
  • Здешняя колокольня имеет высоту 72 м, в ее структуре чередуются ажурные и простые ярусы. Архитектором здания являлся Я. Бухвостов.
  • Обитель окружает кирпичная стена, модифицированная 12 стрелковыми башнями, вооруженными в XVII столетии.
  • Со времен образования Новодевичий монастырь стал местом успокоения монахинь, знатных инокинь и прославленных людей. Некрополь стал формировать с 1771 г, после особого указа, запрещающего хоронить тела близко к городской черте. В XX столетии на территории обители практически не осталось погребальной земли для усопших. Только в 1898 г. правительство выделило землю за южной стеной комплекса. В 1930 г. Некрополь подвергся поруганию со стороны большевиков, в результате чего уцелела только десятая часть надгробий.
На заметку! До церковного комплекса можно дойти по улице 10-летия Октября за 10 минут от станции «Спортивная». Прихожане посещают достопримечательность, чтобы насладиться архитектурой и навестить могилы знаменитых людей (военачальников, ученых, политиков).

Новодевичий монастырь в Москве является одной из крупнейших обителей Московской области. История церковного комплекса насыщена яркими поворотами: от мирного существования до борьбы с вражескими силами.

Монастырь принимал множество женщин дворянского рода и считался самым богатым. Архитектура обители близка к построениям московского Кремля и привлекает взоры исследователей и мирских прихожан.

Богородице Смоленский Новодевичий монастырь в Москве

Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Как доехать до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком. Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

24 января 2009 года из запасников Государственного исторического музея в Успенский храм московского Новодевичьего монастыря была доставлена древняя Иверская икона Божией Матери. Великую православную святыню встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, архиепископ Можайский Григорий с собором духовенства, сестры обители и множество паломников, сообщает пресс-служба Московской епархии .

Приняв икону из рук духовенства, святители перенесли её в Успенский храм, после чего Владыка митрополит совершил молебное пение, которое предварило всенощное бдение. По окончании молебна митрополит Ювеналий обратил к молящимся свое слово:

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Григорий всечестные отцы, всечестная матушка игумения Маргарита с сестрами святой обители, возлюбленные и дорогие братья и сестры!

Мы были сейчас свидетелями и участниками святого события для этой древней обители. В храм возвращена для поклонения Иверская икона Божией Матери. Это первый образ, который был написан для России и доставлен в Москву. С тех пор установлено было празднование в честь Иверской иконы Божией Матери.

Мы знаем много списков с этой иконы, которые находятся и в Москве, и во всех епархиях Русской Православной Церкви. Для нас очень ценно, что эта икона только однажды в истории покидала обитель для того, чтобы можно было ей поклониться в Чудове монастыре. Она всегда находилась в Новодевичьей обители.

Последние десятилетия она находилась в Государственном историческом музее в запасниках. И вот сегодня согласно принятому договору Государственным историческим музеем эта икона доставлена нам для молитвенного поклонения.

Я очень счастлив видеть вас задолго ещё до начала службы прибывших сюда для встречи этого чудотворного образа, нашей национальной русской святыни.

Между утренним и вечерним богослужением ежедневно в этом святом храме будут совершаться молебны с акафистом перед образом Божией Матери Иверской, для чего будут из наших благочиний прибывать духовенство, монашествующие и прихожане. Всякому, кто пожелает паломничать сюда, будет открыта такая возможность.

Мы должны возблагодарить Господа за ту милость, которую оказывает нам Пресвятая Владычица Богородица. Она Своим явлением этой иконы перед нами напоминает, что как Мать заботится о всех нас, помогает нам в жизни, в трудах, в служении, в исправлении, чтобы готовить нас к Царствию Небесному.

Пусть же благословение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы пребывает над всеми вами, над нашей святой обителью, над нашим градом Москвой, над нашей великой Россией. Аминь».

Успенский трапезный храм был построен в 1685-1687 гг. Архитектурный облик постоянно менялся: сначала храм и трапезную окружала открытая галерея, потом в начале 19 в. ее разобрали и у входов в храм и в трапезную были сделаны крытые пристройки с лестницами. Пятиглавие тоже не сохранилось, оно было заменено в 19 в. одной главою. Трапезный храм был освящен в 1687 г. В 1812 г. были устроены два придела: северный - во имя апостола Иакова Алфеева, в память об избавлении обители от взрыва французскими войсками; южный - во имя апостола Иоанна Богослова, в напоминание о существовавшем ранее одноименном храме в монастырской колокольне. В настоящее время оба придела упразднены. Убранство южного придела передано в храм Архангела Михаила в Тропарево.

После революции в монастыре был создан музей, все храмы были закрыты. Успенский храм возвращен церкви в 1945 г. С 1964 г. в храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1988 г. в храме установлен иконостас из разрушенного храма Успения на Покровке. Главный престол храма освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, западный придел - во имя благоверного князя Даниила Московского, приставной придел - во имя апостола Иоанна Богослова.



На территории .

Успенская церковь с трапезной палатой 1685-1687 гг. Это необычное по сути сооружение было построено в 1685-1687 гг. Это здание уникально для своего времени: помещение палат является бесстолпным, то есть свод не поддерживают столбы, а само здание стоит на высоком подклете. Эта церковь изначально выглядела немного не так, как сейчас. Храм был украшен величественным пятиглавием, которое погибло в пожаре 1796 года. Восстановительные работы XIX века преобразили верхнюю часть храма и заставили попрощаться с белокаменной галереей, окружавшей всё строение, – слишком уж она была ветхой. Успенский храм примечателен находящимся на втором его этаже приделом в честь Сошествия Святого Духа и хранящимся там древним иконостасом.

Успения Пресвятой Богородицы в Новодевичьем монастыре церковь (Новодевичий проезд, дом № 1).

Выстроена в трапезной обители в 1684-1687 гг. Сразу же после завершения строительства храм расписали снаружи и внутри. Одновременно под руководством мастера Оружейной палаты Карпа Золотарева был сооружен резной золоченый иконостас и написаны для него иконы. Белокаменный декор храма выполнил зодчий и резчик Кондратий Мымрин. Над декоративной росписью интерьера работали Богдан Дмитриев и Иван Масюков. К храму примыкают обширная трапезная и три палаты меньших размеров, одна из которых служила кухней. Все палаты были возведены на едином подклете.

Первоначально Успенская церковь была еще стройнее и наряднее, так как ее основной объем завершался кокошниками и пятиглавием (в настоящее время она представляет собой восьмерик, увенчанный барабаном с одной луковичной главкой; утрачена также открытая галерея, вместо которой возведены крытые пристройки с лестницами). Несмотря на поздние искажения, здание остается одним из значительных памятников того времени. Первоначальные росписи XVII века погибли при пожаре. Внутри храм расписал заново в 1870 г. художник Н.Ф. Федоров. В 1817 г. фасады трапезной окрасили «под кирпич».

Храм закрыли в 1922 г. В 1934 г. Новодевичий монастырь передали Историческому музею, и до сих пор он является его филиалом. Успенскую церковь освятили 29 декабря 1945 г. В ней установили деревянный иконостас XVII века из московской церкви Троицы в Хохлах. В 1980-е гг. его заменили отреставрированным иконостасом уничтоженной Успенской церкви на Покровке. В правой части трапезной в 1945 г. восстановили придел святителя Иоанна Богослова, для которого в 1956 г. создали новый иконостас. Роспись трапезной поновлялась в 1946 г. После разрушения в 1964 г. храма апостолов Петра и Павла на Преображенской площади в Успенскую церковь перевели кафедру митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в западной части трапезной создан крестильный храм во имя святого благоверного князя Даниила Московского. В верхнем этаже церкви - придел во имя Сошествия Святого Духа. В середине 1990-х гг. проводилась реставрация росписи свода трапезной. Чтимые святыни храма - Смоленская и Тихвинская иконы Божией Матери, написанные в XVI в.

Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни".

http://rutlib.com/book/21735/p/17