Женский александровский монастырь начало службы 7 апреля. Александровский монастырь (Суздаль): история и архитектура. Как работает монастырь: режим

В городе Суздаль, на одном из берегов речки Каменка стоит старинный Александровский монастырь. Согласно древним легендам, он был выстроен при поддержке Александра Невского, ведь в 1240 году он решил возвести монастырь в честь победы над шведскими войсками и освятить его во имя своего ангела-хранителя.

Известно, что в 14 столетии монастырь пользовался особой популярностью среди московских князей, например, сам Иван Калита, а также его сын Иван завещали монастырю большие земельные наделы. Именно с этого момента Александровская женская обитель, вскоре ставшая мужской, стала называться как «Великая лавра». Существует мнение, что в этот промежуток времени обитель была усыпальницей, предназначенной для суздальских княгинь, ведь об этом доказательно свидетельствует несколько сохранившихся надгробий, на которых имелись надписи – Агриппина (1362) и Мария (1363).

Первые постройки были сделаны из дерева и до настоящего времени не сохранились. Начиная с 1608 и заканчивая 1610 годами, польско-литовское войско буквально полностью сожгло Суздаль, а вмести с ним и Александровскую обитель. Прошло много десятилетий, когда началось долгожданное возрождение монастыря. В 1695 году митрополит города Суздаль получил от Натальи Кирилловны – матери Петра Великого и царицы – денежные средства для цели возведения нового храма с колокольней, которую после постройки освятили во имя праздника Вознесения Господня.

В первые десятилетия 18 столетия один из наиболее востребованных и талантливых мастеров города Суздаль И. Грязнов самостоятельно обнес Александровский монастырь высокой каменной оградой, оснащенной башенками, которые были изящно стилизованы под оборонительные сооружения; этот человек выстроил и Святые ворота.

В середине 1764 года, когда императрица Екатерина II проводила реформу, касающуюся секуляризации земель, было предусмотрено закрытие некоторого количества монастырей. Согласно сохранившимся источникам Александровская обитель подлежала упразднению, при этом главная церковь монастыря – Вознесенская – стала действовать как приходская.

В конце 2006 года Александровский монастырь был передан под власть Владимиро-Суздальской епархии, поэтому он снова возобновил свою работу только как мужской монастырь.

При обители находится колокольня, которая расположена рядом с Вознесенской церковью. Колокольню можно заметить издалека, она поражает своей высотой и статностью по причине стройного шатра. Уникальность колокольни состоит в том, что она является единственной во всем Суздале, выстроенной согласно шатровому типажу и совершенно не содержащей фасадных украшений. Для звонницы характерен восьмигранный массивный столп, который выставлен на небольшой низкий четверик, фактически полностью лишенный декорного оформления. Шатер декорирован при помощи скромных арочных проемов, а также оснащен слуховыми оконными проемами; он отлично подчеркивает чистые и ровные грани четверика. С самой вершины звонницы можно увидеть удивительной красоты панораму, которая открывает все окрестности города Суздаль.

Александровская обитель по всему периметру окружена кирпичной оградой, построенной в 18 веке; от нее сохранились только некоторые фрагменты, а также главные ворота, оснащенные надвратной башней. Архитектурное оформление ворот очень просто – имеются два восьмерика, которые поставлены друг на друга и перекрыты при помощи тёса. В самом первом ярусе ворот размещается проездная широкая арка, при этом верхняя часть башни венчается небольшой главкой. Важно отметить, что совершенно неслучайно весь ансамбль ворот очень похож на Святые ворота известного Ризоположенского монастыря. Оба объекта проектировал и выстраивал один и тот же мастер по имени Иван Грязнов, который играл ключевую роль в строительстве Ризоположенского монастыря.

Одной из самых главных церквей Александровской обители является Вознесенский собор, который на сегодняшний день называется Александрийским собором. Храм имеет два придела, один из которых теплый и предназначен для богослужений в зимнее время года.

Упоминается в 14 в. в грамоте Ивана Калиты как Александровская слобода, в 16 в. Александрова слобода. В 18 в. снова Александровская слобода. Название от православного личного имени, но лицо, носившее это имя остаётся неизвестным. В 1513 был построен загородный дворец великого князя Василия III и освящена новая церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне Троицкий собор). В 1564-1581 в слободе находилась резиденция Ивана Грозного. В 1578 основана первая на Руси типография. С 1778 уездный город Александров. В 19 в. действовали крупнейшие в России ткацкие мануфактуры - Троицко-Александровская и Соколовская. В 4 км к северо-востоку от Александрова - природно-ландшафтный комплекс Невской горы, где в 1689 юный Пётр I с генералом П. Гордоном проводил манёвры потешных полков.

Судьба Александровской Слободы удивительна и неожиданна. По воле Великого московского князя Василия III в начале XVI века из небольшого охотничьего стана она превратилась в загородную правительственную резиденцию, где вершилась история Российского государства. С приездом сюда в 1564 году царя Ивана IV Слобода стала выполнять роль фактической столицы России. Отсюда грозный царь завершил объединение русских земель, учредил опричнину и сделал это место одним из крупнейших центров культуры. В Слободе были созданы первая русская консерватория и продолжено дело первопечатника Ивана Федорова. Здесь, на Государевом дворе, решались важнейшие вопросы международной политики, принимались посольства из многих европейских государств: Швеции, Дании, Австрии, Англии, Речи Посполитой, заключались торговые договоры.

После отъезда Ивана Грозного в Москву, Слободу посетили в XVII-XVIII вв. все цари рода Романовых: Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр Алексеевич. Дочь Петра I Елизавета, сосланная в свою дворцовую вотчину в 1730 году, прожила здесь 10 лет и отсюда уехала венчаться на царство. Много легенд и загадок таит в себе и сегодня Александровская Слобода: исчезнувшая библиотека Ивана Грозного, царские семейные драмы, полет первого русского Икара... Хранителем этих легенд и загадок, главной достопримечательностью древнего города является музей-заповедник "Александровская Слобода", находящийся на территории Государева двора. Архитектурный ансамбль Государева двора Александровской Слободы - уникальный средневековый дворцовый комплекс. Созданный итальянскими и московскими мастерами, он был вторым после Кремля Москвы по величине, красоте и богатству. Как и в былые времена, Александровский Кремль до сих пор поражает своим великолепием и таинственностью. В древних памятниках, в камне, в красках, в колокольных звонах оживают яркие страницы истории становления русской государственности.

Троицкий собор (1513 г.) - дворцовый храм царской резиденции, самое грандиозное и величественное сооружение Александровой Слободы. В этих стенах происходили общественно-важные, политически значимые события - Иван IV Грозный венчался со своей третьей женой Марфой Собакиной и пятой женой Анной Васильчиковой, его сын Иван Иванович - с Евдокией Сабуровой. Снаружи и изнутри храм украшен белокаменной резьбой. В интерьере - фресковая роспись XVI века. В порталах храма - военные трофеи царя Ивана IV - строгие медные Тверские врата (XIV в.) и торжественные "злаченые" Новгородские двери (1336 г.). Распятская церковь-колокольня (XVI в.) - доминанта дворцового комплекса Александровской Слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура колокольни ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского средневекового зодчества. С ней связана память о кровавом карательном походе грозного царя на Великий Новгород и одна из самых красивых легенд Александровского Кремля о холопе Никите, взлетевшем на деревянных крыльях в небеса "аки птица свободная".

Успенская церковь (XVI-XVII вв.) - домовый храм великой княгини. Это небольшая по объему изысканных пропорций церковь, расположенная на высоком белокаменном подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба - надежные хранилища сокровищ московских государей Василия III и Ивана IV. Легенда рассказывает, что именно из этих погребов в XVI веке по таинственному подземному переходу - "Государевой трубе" - можно было проехать па тройке лошадей и беспрепятственно покинуть царскую резиденцию. Покровская церковь (XVI-XVII вв.) - редчайший памятник русской средневековой архитектуры, древнейшим ядром которого является знаменитый домовый храм царя Ивана. На гранях его шатра сохранилась уникальная, не имеющая аналогов, фресковая роспись, заказчиком которой был сам Иван Грозный. Роспись поражает совершенством утонченного рисунка, лаконичностью художественного языка, неординарным подбором изображенных святых. Долгие часы проводил первый русский царь Иван IV в этом храме, творя молитвы и размышляя о судьбе вверенного ему государства.

С Александровской Слободой связано много легенд. Реальные события, происходившие здесь, обрастали новыми подробностями и фактами, былями и небылицами. Так, по одной версии царевич Иван погиб от удара железным посохом, а по другой - он умер после продолжительной болезни. Однако наиболее распространенная версия утверждает, что, придя как-то утром на половину сына, Иван Васильевич застал невестку в исподнем. Осерчав, ударил ее по лицу. Молодая женщина, ждавшая в ту пору ребенка, заплакала. Подоспевший царевич заступился за жену, но царь в гневе замахнулся на него жезлом и случайным ударом в висок убил сына. Царь Иван Васильевич жил в постоянном страхе заговоров и покушений на свою жизнь и потому большую часть времени проводил он в допросах, пытках и казнях. Заговоры раскрывались ежедневно; ежедневно приговаривались к смертной казни знатные военачальники и чиновники. Князь Иван Куракин, будучи воеводой в Вендене, был найден пьяным во время осады города королем Стефаном. За это князь был раздет донага, брошен в телегу и до смерти засечен на торговой площади проволочными кнутами. Старший конюх царя Иван Обросимов был подвешен за пятки на виселице. Четыре палача резали его тело ножами. Один из них ткнул нож чуть глубже, чтобы прекратить мучения несчастного, но был уличен. И тотчас сам отправился на другой эшафот. Ему отрезали руку, и от заражения и потери крови он умер на следующий день.

Князь Борис Тулупов, бывший когда-то царским фаворитом, был уличен в связи с опальной знатью. За это его посадили на кол, заостренный так, что пройдя через тело,он вышел у горла. Князь оставался живым пятнадцать часов, мучаясь от нестерпимой боли. Мать его привели посмотреть на это ужасное зрелище. За тот же проступок почтенная женщина была отдана по приказу царя на поругание стрельцам. Тело несчастной бросили псам, и те растащили его на куски. Существуют легенды о том, что на территории кремля есть подземный ход и всевозможные тайники, в которых спрятана царская библиотека. Среди царских книг, унаследованных от Софьи Палеолог, были греческие пергаменты, латинские хронографы, древнееврейские манускрипты. Книги хранились в трех сводчатых подвалах возле покоев царя.Об этом свидетельствуют источники. Но знаменитая библиотека таинственно исчезла и до сих пор не найдена. Принято считать, что след ее обрывается именно в Александровской Слободе.

Троицкий собор - крестово-купольный четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм с повышенными подпружными арками. В архитектуре Троицкого собора Александровской слободы, первоначально бывшего дворцовой церковью Покрова при Государевом дворе, соединены черты раннемосковского зодчества (конца XIV - начала XV вв.) и новшества, привнесенные итальянскими архитекторами, работавшими в Кремле при Иване III и Василии III. Белокаменный орнаментальный фриз, опоясывающий фасады и апсиды храма, восходит к резному поясу Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (1422); использование повышенных подпружных арок в основании барабана, определяющее пирамидальное построение центральной части четверика, характерно для раннемосковского зодчества. Следует подчеркнуть, что архитектура собора ориентируется на образцы более чем вековой давности, а не на непосредственных предшественников конца XV в., что позволяет предположить сознательное обращение к образцу (таковым, вероятно, мог быть собор Троице-Сергиева монастыря). Однако влияние "фряжской" архитектуры рубежа XV-XVI вв. здесь также очень значительно. Резные порталы и капители пилястр на фасадах напоминают рисунок порталов Благовещенского собора Московского Кремля, в свою очередь близкий орнаментальным мотивам северо-итальянского Возрождения. Полуциркульная форма архивольтов закомар, завершающих фасады (вместо раннемосковских килевидных), вновь осваивается русскими зодчими только после появления Успенского собора Фиораванти. Небольшое повышение подпружных арок по отношению к щелыге сводов, нехарактерно для раннемосковской архитектуры. Еще одна характерная черта архитектуры собора - активное использование белокаменной кладки. Из белокаменных блоков выложены внутренние поверхности стен и основные своды.



Успенский монастырь, 1 класса, в городе Александрове. Основан старцем Лукианом при Успенской церкви, построенной еще Иоанном Грозным, который в 1564 году, оставив Москву, поселился в Александровской слободе, составил из своих опричников монастырскую братию, надел на себя и на них иноческое платье и установил монашеский образ жизни (не исключавший, впрочем, собою самого широкого и необузданного разгула) и впоследствии часто проживал здесь. После Иоанна Грозного слобода не раз была разоряема врагами русской земли, но затем снова обстраиваема. Некоторые же из разграбленных храмов оставались неисправленными. При одном из таких храмов при участии Лукиана и с разрешения царя Алексея Михайловича и возникла в половине XVII века женская обитель, которая находилась под руководством Лукиана. После кончины его много потрудился для благоустроения обители отец Корнилий (игумен Лукиановой пустыни), скончавшийся в 1681 году. Памятниками пребывания здесь Иоанна Грозного сохранились две кельи и два древних храма: вышеупомянутый храм Успения Богородицы, близ которого указывают «место бывшего двора Государева», и Троицкий собор, им же построенный, со своеобразного вида высокой колокольней; в этом соборе замечательны входные так называемые «Васильевские» двери, сооруженные в 1336 году в Новгороде для Софийского храма по повелению архиепископа Василия и привезенные сюда Иоанном Грозным в 1570 году, после разгрома города. Здесь же находится чудотворная Владимирская икона Божией Матери. Под алтарем Троицкого собора погребен отец Корнилий, память о котором доныне жива в монастыре, где ежегодно в день его кончины (11 августа) совершается по нем заупокойное богослужение. Ризница заключает в себе много достопримечательных вкладов царских и других лиц XVII и XVIII веков, в библиотеке не мало рукописей и синодиков XVI и XVII веков. При монастыре школа и рукодельная мастерская (с 1889 года), больница и странноприимный дом.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Вскоре после своего основания Успенский монастырь был ограждён деревянным забором. Указ царя Алексея Михайловича, повелевавший расширить обитель ("старого монастыря прибавить"), предписывал устроение новой ограды, но тоже пока деревянной. Сооружение капитальных монастырских стен с башнями началось при преподобном Корнилии. Только в 70-80-е годы ХVII века стали возводить каменные монастырские стены в том виде, в котором сегодня мы их знаем. В документах 1678-1681 годов указаны западная и северная части ограды - остальных тогда ещё не было. Позже появились башни и недостающие участки стен. Монастырская ограда не слишком высока: в отдельных местах её высота достигает 8,5 метра, в большей же части - 6,5 метра. Стены при этом довольно узкие - 1,5 метра. Ограда, военного значения, в общем-то, не имевшая, возводилась тем не менее по всем правилам фортификационного искусства. На стенах имелись зубцы, бойницы, арки "подошвенного боя" и пр. При игумении Елисавете (1835-1883) стены монастыря покрыли железом и укрепили контрфорсами. На башнях в ХVIII веке купольные кровли со шпилями и флюгерами сменили прежние деревянные шатры. К этому же времени относятся небольшое здание сторожки у южных ворот и кирпичный колодец в виде восьмигранной часовни с куполообразной кровлей. При преподобном Корнилии дворцовые крестьяне построили семь деревянных келий для сестёр. Затем их разобрали и на их месте возвели одноэтажный каменный корпус. Позже было сооружено двухэтажное келейное строение. В 1858 году в обители случился пожар, и келии сильно пострадали. В ходе ремонта два здания келий объединили в одно, с двумя перпендикулярными крыльями. В начале ХIХ века был возведён отдельно стоящий игуменский корпус.

К началу 1990-х годов существовавший в бывшей Успенской обители музей перешёл в федеральное подчинение (до того он числился филиалом крупного музея), получив статус государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Но историческая справедливость требовала того, чтобы на территории Успенского монастыря возобновилась монашеская жизнь. И инокини здесь вскоре появились. Перед праздником Пасхи, в марте 1991 года, часть монастырских сооружений передали Владимирской епархии. Распятская церковь-колокольня вновь "зазвучала" после десятилетий молчания. К тому времени были завезены колокола, самый мощный из которых весил более тонны. Столь тяжёлые колокола подняли на большую высоту с помощью вертолёта - очень помогли тогда в этом лётчики Киржачского авиаотряда (помогли они, к слову, и позже - в 1992 году именно вертолётчики установили новый крест на Троицкий собор). 10 ноября 1991 года Успенская обитель была возрождена.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №129, 2015 г.



Некогда старинное село Великая Слобода, позже Царская резиденция Иоанна Грозного, в последующие годы появившаяся на этом месте Александрова Слобода с Успенским женским монастырём, ставшим неотъемлемым украшением, образованного в ХVIII веке уездного города Александрова - города с интересным историческим прошлым. Первое достоверное известие о Великой Слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского князя Юрия Дмитриевича Стефано-Махрищскому монастырю от 1434 года. В начале ХV века Великая Слобода была волостным центром, где жили люди княжеской администрации. В начале ХVI века название "Великая Слобода" исчезает и появляется село Александровское. Возможно, что пожар уничтожил Великую Слободу, а с нею и название.

В первой половине ХVII века село Александровское служит "путевым станом" при царских разъездах по монастырям. Около 1635 года строится для царя Михаила Фёдоровича деревянный дворец "Верх о трех житиях" вблизи от северо-западной башни кремля. Судя по количеству печей (20), это было обширное помещение. Под названием "старого дворца" оно дожило до царевны Елизаветы Петровны (1730 г.). Позже из-за этих печей, по недосмотру, оно сгорело и не восстанавливалось. В тревожные годы царствования Алексея Михайловича, когда под ногами помещиков "земля качалась", надумали слободские купцы на развалинах "кровопийственного града" основать женский монастырь. Они обратились за ходатайством к строителю ближнего монастыря иеромонаху Лукиану.

В музее хранится "Летопись о зачатии Успенского монастыря", составленная в начале ХVIII века неизвестной монахиней по воспоминаниям своей юности и переписанная полвека спустя подканцеляристом И. Зубовым. В ней подробно излагаются события начальных лет монастырской жизни. "В лето 7159-е (1650 г.) строитель Лукиан из обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Болоте, постриг прежде всех троицкого священника Федора, вдовую попадью Анну с дочерью семи лет и назвал ее Анисьей. Через малое время постриг вдову Феклу и назвал ее Феодорой. Жили они тогда у приходской церкви Рождества Христова", в собственных домах. "Мирские люди стали роптать на них: на что постригаются в монахини, не имея монастыря для жительства". Эпитафия на могильной плите Лукиана излагает дальнейшую историю: "Некогда прийдоше к сему отцу, Александровой Слободы купецкие люди и молили его, да сотворит обитель у них в Александровой Слободе на собрание монахинь, идеже стоит церковь каменная Успения Богородицы от многих лет запустевшая. Он же много отрицался, но по их прошению убежден был и приступил к сему делу с купцами в Москву и просили через боярина Ртищева великого государя... Алексея Михайловича и святейшего патриарха Никона". И царь "повелел строить монастырь своим коштом". Собралось вначале семь монахинь. Успенская церковь представляла тогда собой домовую церковь князя Василия III.

Согласно монастырской летописи, каменное строительство началось 15 апреля 1650 года с ремонта Успенской церкви и постройки семи келий. В 60-е годы ХVII в. стали возводить стены и пристраивать к ним угловые башни. В 1654 году в монастыре было 18 монахинь. Однако эпидемия чумы, пронёсшаяся по округе, сократило число насельниц. В сентябре 1655 года умер основатель и духовник Успенского монастыря иеромонах Лукиан. Монахини ютились в подклете Успенской церкви, терпя всяческие невзгоды от местных жителей, "ибо тогда они много приняли страха и от диавола: иногда их за власы влачавше, иногда камением метавше и сосуды опровергая. Много раз и в образе человеческом являлся..." С 1662 года духовником Успенского монастыря поставили преемника Лукиана иеромонаха Корнилия. Судя по монастырской летописи, это был крутой человек, выходец из купеческой семьи Троицкой слободы. С его именем связан почти двадцатилетний период монастырского строительства. Существовавшие семь келий были разобраны и выстроен одноэтажный каменный корпус вдоль северной стены ограды с восточным крылом. На постройку корпуса, хозяйственных зданий и ограды, с разрешения царя Алексея Михайловича, пошёл материал разобраннных монахинями дворцов времён Иоанна Грозного.

За время строительства в монастыре появились палаты: казначейская, крестовая, келарская, житейная, швейная, чернильная (для окраски материй), сушильня. До 1681 года к северному приделу Успенской церкви пристроили "впритык" и нынешнюю сводчатую палату на месте разобранного монахинями древнего здания. Рукописная "сказка", хранящаяся в местном музее, приводит под 1670 годом известие о разборке каменной стены, "а стена та была близ придела Николая Чудотворца, потом был придел Марии Египетской". Это известие снимает сомнения о существовании на этом месте "двора великого князя Василия III". Возможно, после разборки развалин, в монастырское время, построили на старом фундаменте нынешнюю палату по образу и подобию предшественницы". Строительные работы выполняли "царские работники", артель каменщиков из крестьян подмосковных сёл. Десятником был присланный из Москвы Иван Герасимов.

С расширением строительства потребовались монастырю рабочие руки. Корнилий вынужден был пополнить монашескую общину из купчих другим народом. И действительно, сто сорок монахинь (так выросло население монастыря к 1670 году) не уступали в работе сотне каменщиков, с той лишь разницей: каменщики строили монастырь, а монахини разбирали дворцы ХVI века. Однажды монахи Лукьяновой пустыни возмутились на отца Корнилия. "Не добро, - говорили они, что ты свою обитель оставил, о другой печешься! К нашей церкви поставлен в священники и в строители учинен, а живешь в женском монастыре, без святительского благословения, единственно по просьбе игуменьи. И начаша отца Корнилия злословить при благодетелях, боярах Ртищеве, Лихачеве, и везде нелепая на него глаголити". Игуменья Анисья поехала в Москву и, доказав боярину Ртищеву несостоятельность слухов о земной жизни строителя, получила от патриарха согласие проживать Корнилию в Слободе постоянно. Но от злых языков пятидесятилетнего старца переселили из женского монастыря. Перед восточными воротами, в осыпи, построили дом для Корнилия и Феофана. Опекали их двое служек-монахов: Варлаам и Исихий, последний переведённый сюда из Лукьянова монастыря. С тех пор редко Корнилий посещал Лукьянову пустынь, а если и бывал, то "не один, а с провожатыми". А в женский монастырь Корнилий стл заходить только днём, в келью у западных врат, где прежде жил. "И приходили к нему под оконце монахи и били челом о своих нуждах".

Монастырская ограда заняла две трети площади царского кремля. Земляные валы с восточной стороны ограды показывают, сколько от "вора государева" не вошло в монастырь. В трёх стенах ограда имеет по 225 м, южная стена - 275 м за счёт квадратного выступа против Успенской церкви. В стенах - щели для литья расплавленной смолы на осаждающих. Бойницы верхнего, среднего и подошвенного боя. Пристроенные к ограде позже четыре круглые башни на углах, как и западные Святые ворота, выдвинуты за линию стен. Ограду строили в два приёма. После указания царя Алексея Михайловича "прибавить монастыря" восточную стену в 1671 году сломали и, удлинив северную и южную стены (швы на стыках и теперь видны), поставили обычную монастырскую ограду, законченную строительством около 1680 года. Через 50 лет эту ограду потребовалось укреплять подпорами. Часть южной стены всё же обрушилась, башни покосились и отошли от стен. Даже печи, сложенные крестьянами, развалились. Монахиням пришлось их заново перекладывать. В 1661 году рядом с Михайловским дворцом выстроили деревянную церковь Богоявления. Шесть лет спустя крестьяне Красной Рощи по соглашению с батюшкой её за ночь разобрали и перевезли к себе в деревню, "... чтобы не ходить к богу далеко". В 1698 году на этом месте была поставлена каменная церковь - единственный образец раннего барокко в Александровской Слободе. При Корнилии монастырь значительно вырос и разбогател. Он по-прежнему не лишён был царского внимания, особенно первой жены Алексея Михайловича - Марии Ильиничны.

В 1677 году царь Федор Алексеевич, в честь которого строилась надвратная церковь Феодора Стратилата, передал в вечное владение монастырю две мельницы. Через два года царским указом была отобрана у крестьян Старой Слободы мельница и отдана монастырю, поскольку она многие годы стояла без действия при размытой плотине. В 1675 году передана без оброка, "по бедности монастыря", земля "что около государева двора, во рву и около рва и ям (постоялый двор), да садовое место две десятины". С постройкой ограды к монастырю отошёл и Троицкий собор. В царствование Феодора Алексеевича Успенскому монастырю ежегодно отпускалось жалование на 200 монахинь "без московской волокиты". В царской грамоте от 10 октября 1678 года на имя управляющего дворцовыми сёлами Переславского уезда, стольника и воеводы Осипа Яковлевича Тухачевского. приказано: "... Озеро Каринское, мерою четыре десятины, да озеро Дичково, мерою десять десятин, да мельница... и винокуренный деревянный завод и всякое строение, что под пустошью Горьевой (у села Каринского)... и пустой воловной двор отдать безоброчно в Успенский девичь монастырь... и написать в писцовые книги... За помол зерна на монастырских мельницах для "кружечного" кабацкого двора в Слободе царь приказал давать ежегодно монастырю по 192 рубля, да кроме того "за пропускную воду" от реки. Из этого указа видно, что монастырь обслуживал царскую винокурню. В 1689 году, после прихода в Слободу царя Петра со своим "потешным полком", через монастырь прошло огромное количество продовольствия (для прокормления гостей), свезённого от купцов и помещиков. Неделю продолжались военные учения под Александровой Слободой на Немецких горках, с пушечной пальбой и конными манёврами. Когда же из Москвы прискакал гонец с радостной вестью о подавлении мятежа Милославских, Пётр отстоял благодарственный молебен в Троицком соборе и через два дня двинулся "с потешным полком" к Москве наводить там порядок. В память посещения Петром Слободы клирошанкам было дано 12 рублей за хорошее пение.

В 1694 году Наталья Кирилловна, мать царя Петра, подарила в Успенский монастырь крест-мощевик с надписью на нём: "Сей животворящий крест господен великая государыня, благоверная и великая княгиня Наталья Кирилловна изволила, по своему обещанию, построить в Успенский девичь монастырь, зовомый Александрова пустынь, для своего... многолетнего здравия и для многолетнего здравия сына своего, великой государыни и царя и великого князя Петра Алексеевича всея Великая и Малыя и Белыя России самодержца, и для многолетнего здравия внука своего, великия государыни, великого государя благоверного царевича и великого князя Алексея Петровича всея Великая и Малыя и Белыя России нынешнего лета 7202". Царское жалованье, дарение сестрой Петра, царевной Натальей в 1716 году, крепостных крестьян 113 душ для работы на скотном дворе и "дачи на помин души купцов и помещиков, доходы от трёх мельниц, четырёх постоялых дворов (один в Москве), храмов, часовен, от аренды за лес, озёра, землю способствовали процветанию обители.

После подавления мятежа 1689 года из московского дворца привезли в Александрову слободу сестру Петра царевну Марфу Алексеевну. Её постригли в монашество с именем Маргариты. Она прожила в монастыре безвыездно девять лет в каменной палате из четырёх комнат, пристроенной к Распятской колокольне. В последней была её домовая церковь, обставленная "иконами итальянского письма". К царевне-монахине приезжали из Москвы её сёстры, царевны Мария и Феодосия, и подолгу гостили у неё в обители. Умерла царевна в 1707 году и похоронили её в склепе на кладбище в юго-восточном углу монастыря. В царствование Анны Иоановны "по изволению сестёр ее... царевен Марии Алексеевны и Феодосии Алексеевны перенесли останки царевны-монахини Маргариты Алексеевны под церковь Сретения Господня". В подклете под этой церковью стоят два белокаменных саркофага, в которых упокоились и эти мятежные сёстры Марфа и Феодосия. Местное духовенство исправно служило панихиды над царственными гробницами, возжигало лампады и свечи, но воздержалось причислить их к лику мучениц. Ещё до появления царевны в монастырь привезли из Переславля-Залесского игуменью Клеопатру на положение простой монахини за какую-то провинность. В 1708 году из Покровского монастыря в Суздале привезли родственницу генерал-фельдмаршала Трубецкого монахиню Варсонофью. Поместили её в отдельной келье, приставив к ней прислужницу. Затем привезли под конвоем из Суздальского монастыря игуменью Марфу и старицу Капитолину с наказом: "... быть им там в тюрьме под крепким караулом за их непотребные дела". В 1727 году была привезена в Успенскую обитель своячница князя Меньшикова Варвара Арсеньевна. После царицы Екатерины Первой (1727) Слобода перешла в наследственное владение её дочери Елизаветы Петровны. С 1728 года царевна со своим окружением из дворян, псовых охотников, шутов и певчих жила в старом Михайловском дворце. Затем ей построили деревянный на каменном низе дворец на "Царёвой горе", где она прожила все годы ссылки. В период слободской жизни ходила царевна в мужском костюме, смущая слободских мещан. Летом каталась на лодке, зимой - на голландских коньках по льду реки Серой. Была большая охотница травить по осени собаками зайцев. Долгое время после Елизаветы Слобода славилась "стромиловскими" гончими собаками. С воцарением Анны Иоановны, по совету Бирона, вместо заточения царевны в монастырь, ей запретили выезд из Александровой Слободы. По праздникам и воскресеньям Елизавета аккуратно отстаивает утомительные церковные службы. Став царицей, она с лихвой возместила упущенное: никогда не надевала ни одного платья дважды. А после смерти оставила такое количество платьев, что в них можно было одеть всех женщин Александровой Слободы. После переезда Елизаветы в Петербург слободской дворец опустел.

С основанием города Александрова (1778), при Екатерине Второй, его отдали первому городничему Ильину. Затем дворец сгорел и больше не восстанавливался. Теперь на том месте стоит одноэтажный деревянный дом. Последующие годы Александрова Слобода оставалась дворцовой вотчиной, что тормозило её дальнейшее развитие. Река разделяла город на две части. На правом берегу располагался административный центр уездного города с площадью, с трактирами и лавками, а на левом берегу возвышался Свято-Успенский, 1-го класса женский монастырь. Почти на километр (950 м) протянулась белая стена "Александровского кремля" с четырьмя боевыми круглыми башнями по углам. Высота его стен от шести до восьми метров, толщина - до двух. В зелени деревьев, отражаясь в водах реки Серой, возвышаются на холме древние строения обители. А над куполами горделиво вознесся на фоне голубого неба удлинённый шатёр монументальной Распятской церкви-колокольни, видной из многих точек города Александрова.

Из книги Куницын М. "Александрова Слобода". Верхне-Волжское книжное издательство. Ярославль, 1976

Славен Александровским мужским монастырем Суздаль. Сюда съезжаются паломники со всего СНГ и заграницы. Он находится на берегу реки под названием Каменка. Первоначально монастырь был женским.

История монастыря

Основатель монастыря — Александр Невский. Дата возникновения - 1240 год. Князя ждали жестокие бои с немцами, и он решил построить перед войной монастырь в честь своего покровителя небесного, Александра Римского. Почему он построил его именно в Суздале? Дело в том, что это родина Невского. Правил в г. Суздали на тот момент его младший брат — Андрей Ярославич. Первое название святыни — Большая Лавра - Александровский девичий монастырь.

К сожалению, во время польского нашествия (1608 - 1610 гг.) монастырь был полностью уничтожен огнем. Ничего памятного, что принадлежало монастырю до этой даты, не сохранилось.

Новую монастырскую церковь выпросила в челобитной игуменья Домника у царя Петра Алексеевича в 1695 году. Здание было построено на деньги матери царя — Натальи Кирилловны. Ее назвали церковью Вознесения Господня и снабдили колокольней, представляющая собой двухъярусный четверик, у которого было пять главок.

Шатровая колокольня

Колокольня Александровского монастыря в Суздали представляет собой восьмигранный столп, который стоит на невысоком четверике. У ее основания расположена лестница. Колокольня единственная в городе Суздали не имеет никакого декора, что делает ее неповторимой. Все же у нее есть весьма скромное украшение — резные наличники над окнами-слухами и такое же обрамление арок.

В XVIII веке (первая половина) Александровский монастырь в Суздали был обнесен низким ограждением. Ограда была украшена башенками, которые стилизованы под оборонительные.

Святые ворота Александровского монастыря в Суздали

В тоже время при входе в монастырь были установлены Святые ворота. Они декорированы резной башней, такой же, как установлена возле Святых врат Троицкого монастыря. И в этом нет ничего удивительного, ведь проектом занимался Иван Грязнов. Тот же человек, который руководил возведением Троицкого монастыря.

Екатерина II во время процесса секуляризации земель в 1764 году отдала монастырь городским властям. Он был упразднен и переименован в приходской храм города.

2006 год стал переломным в истории святыни. Его заново окрестили мужским Александровским монастырем. В Суздале отец Авель (Ургалкин) стал его настоятелем. Святыня была отнесена к Владимиро-Суздальской епархии.

Святые захоронения

Во время своего расцвета комплекс из здания назывался Великой Лаврой. Покровителями святыни стали Иван Калита и его семья. Сыновья его дарили монастырю угодья для того, чтобы священнослужители поминали души умерших. Когда-то здесь была усыпальница для княжеских жен. На территории находятся останки:

  • княгини Суздальской Марии;
  • великой княгини Агрипины.

Во времена борьбы с монголо-татарскими захватчиками здесь могли найти кров все, кто в этом нуждался. Настоятели принимали убогих и сирых. Здесь находили утешение овдовевшие жены, люди, которые потеряли близких, а дома их были уничтожены.

В архиве чудом сохранилась бумага (грамота), в которой речь идет о том, что в 1738 году сюда направили двух преступниц (раскольниц). Одна дама вступила в сговор с охраной и совершила побег. После этого у настоятельницы были большие проблемы, но ей удалось подтвердить свою непричастность.

Как работает монастырь: режим

За вход в святыню платить не нужно. Зайти в церковь можно в любое время. Дамам нужно покрыть голову платком, а на лице желательно не иметь яркого макияжа. Косынки можно взять при входе. Женщинам также нежелательно быть в брюках, а все же надеть юбку, но и в джинсах никто не выгонит. Паломникам предлагают остаться на службу, могут накормить обедом, предоставить кров.

Экскурсии

Сами обитатели монастыря экскурсии не проводят и на территорию так просто не попасть. Если вы хотите увидеть жизнь суздальской святыни изнутри, то придется заплатить за тур по многочисленным монастырям города. Его стоимость примерно 3 000 российских рублей. Можно собрать группу и нанять гида частным образом. Стоимость услуг сопровождающего - 1,5 тысячи рублей.

Как проехать в мужской монастырь в г. Суздаль?

Монастырь расположен в 500 км от Красной площади. Возле нее есть бесплатная стоянка и можно припарковать автомобиль. Далее нужно идти пешком, повернуть налево по ул. Фридриха Энгельса и дойти до ул. Гастаева. Пройти по этой улице и повернуть направо. Весь путь, если хотите, можно преодолеть на машине. Авто оставить возможно возле Святых ворот. Здесь нет запрета на парковку.

Александровский монастырь скромен и не так величествен, как, например, Покровский. Зато прихожане находят здесь спокойствие, уют, уединение и тишину. В его стенах хорошо вести тихий разговор с Господом посредством молитвы. Туристы могут насладиться панорамой и архитектурой. Они видны с высокого берега Каменки. Пройдитесь по этим святым местам, и в душе воцарятся покой и гармония.

На северной окраине Московской области, в селе Маклаково, что в 30 километрах от районного центра Талдом, находится Александровский женский монастырь, имеющий более чем столетнюю историю. Обитель, процветавшая до 1917 года, в советское время пришла в запустение. Ныне она переживает свое второе рождение...

В октябре 1888 года на железнодорожной станции Борки несколько вагонов императорского поезда сошли с рельсов и перевернулись. Ряд сопровождавших Александра III лиц погибли или сильно пострадали, однако сам царь и его дети остались невредимы. Это событие ознаменовалось появлением в разных концах России церквей и монастырей, посвященных небесному покровителю императора. Так, в 1892 году калязинский купец Иван Данилович Бачурин ходатайствовал о постройке в своих владениях при сельце Маклаково Калязинского уезда Тверской губернии храма во имя благоверного князя Александра Невского с богадельней и приютом. 4 октября 1892 года1 здесь состоялась закладка каменного трехпрестольного храма. Одновременно в двухэтажном доме устроили домовую церковь, освященную 16 марта 1896 года в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали", привезенной с Афона. Тот же Бачурин исходатайствовал разрешение открыть при церкви женскую общину, н начальницей которой стала монахиня Казанского Вышневолоцкого монастыря Адриана. Короткое время в Маклакове служили священники Феодор Колоколов и Петр Можжухин. Затем указом Синода от 15 июня 1896 года при Александро-Невской общине учреждается самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Протоиерей Никанор СудницынПервым иереем общины стал Никанор Васильевич Судницын, мой прапрапрадед.

Он родился в 1835 году в селе Скнятине Калязинского уезда Тверской губернии в семье священника. По окончании Тверской духовной семинарии был рукоположен во иерея и определен к скнятинской Богородицерождественской церкви (1861), где прослужил 35 лет - до назначения в Александровскую женскую общину. В Скнятине отец Никанор активно занимался просветительской деятельностью. "В 1871 году изъявлена ему признательность епархиального начальства за преподавание катехизических поучений. 1875 года, 30 августа, преподано ему благословение Святейшего Синода без грамоты. (...) 1889 года, 23 марта, вторично преподано благословение Святейшего Синода с грамотой"2. С особым усердием в течение 27 лет он исполнял должность законоучителя в Скнятинском земском училище (с 1869 года), а также другие ответственные должности - духовника благочиния, благочинного, сотрудника Тверского епархиального попечительства о бедных духовного звания, удостоившись в числе прочих наград наперсного золотого креста и ордена Святой Анны 3-й степени.

В 1897 году настоятельницей общины назначается монахиня Тверского Христорождественского монастыря Измарагда, племянница И. Д. Бачурина. Уже были готовы дома для причта и заканчивалось строительство храма. Первый его Никольский придел освятил 30 августа 1897 года священник Никанор Судницын. Вскоре рядом с храмом поднялась четырехъярусная каменная колокольня с десятью колоколами (самый большой весил 90 пудов).

На новом месте отец Никанор продолжал активно заниматься просветительской деятельностью. Практически сразу же после освящения храма он начал проводить здесь внебогослужебные собеседования и религиозные чтения. 10 января 1898 года в сельце открылась церковноприходская школа, заведующим и законоучителем которой состоял отец Никанор, а первой учительницей - его свояченица Вера Ивановна Сретенская, окончившая курс в Царскосельском женском училище духовного ведомства.

26 мая 1901 года в Троицком соборе Калязинского монастыря архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий возвел отца Никанора в сан протоиерея3. Прослужив в Маклакове еще два года и отметив свое 70-летие, протоиерей Никанор Судницын 3 августа 1905 года вышел за штат и вскоре скончался.

Преобразованная в монастырь община имела свое подворье в Санкт-Петербурге, где проживало около 40 насельниц. В 1910 году там построили деревянную церковь во имя мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии, а в 1912-м заложили каменный храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. На подворье (не сохранилось) действовала церковноприходская школа.

По данным на 1913 год, в Александровском монастыре состояло 8 монахинь, 50 рясофорных послушниц и 60 живущих на испытании. Угодий обитель имела довольно много: Иван Данилович Бачурин позаботился и об этом.

После революции игуменья Измарагда, управлявшая обителью почти четверть века, была арестована и скончалась в тверской тюрьме. Собор долгое время стоял закрытым, постепенно разрушаясь; в нем погибли настенные росписи, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Каменный двухэтажный сестринский корпус, где находилась домовая церковь, переоборудовали под больницу, затем - под базу отдыха. В настоятельском корпусе разместилась школа. Во времена перестройки из-за отсутствия детей ее закрыли, а здание перешло в частную собственность. Остальные постройки отдали под жилье; в одном из них была почта.

В 1993 году началось восстановление обители. Сначала в Маклакове был зарегистрирован приход Александровского храма, а в 1996 году открылся и сам монастырь.

С тех пор здесь очень многое изменилось. Идет восстановление храма, сооружены сестринский корпус, три келейных дома, ряд хозяйственных построек. Восстановили было и домовую церковь. В том же здании разместились трапезная, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека, кельи сестер. Однако зимой 2000 года здание сгорело. На просьбу сестер о помощи откликнулось много людей и организаций. И в 2000 году состоялось освящение нового деревянного храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали".

В память об игуменьи Измарагде и духовенстве монастыря и в ознаменование столетия обители у алтарной части Александровского храма был установлен крест. К сожалению, монастырское кладбище не сохранилось, не осталось и могил тех, кому Александровский монастырь обязан своим рождением и расцветом - Ивана Даниловича Бачурина и протоиерея Никанора Судницына.

А. Н. Сурков, Москва

Паломнические поездки к Александро-Невскому женскому монастырю в с. Маклаково

Александровский общежительный женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра III и Его Августейшего семейства в катастрофе 17 октября 1888 года.

По указу Священного Синода от 4 сентября 1895 года основанная в 1892 году в сельце Маклаково женская община была официально утверждена. Указ на имя Преосвященнейшего Саввы, Архиепископа Тверского и Кашинского гласил: «Ваше Преосвященство ходатайствуете об учреждении в память событий 17 октября 1888 года женской общины в сельце Маклаково, имении крестьянина деревни Медвежьей, Калязинского уезда, Ивана Бачурина, с наименованием сей общины «Александровскою»...

Далее в указе говорилось: "Названный крестьянин, вознамерившийся ознаменовать событие 17 октября 1888 года, сначала сооружением в сельце Маклакове трехпрестольной церкви, а потом учреждением при сей церкви женской общины, жертвует в пользу оной 63 дес. 1774 кв. сажени принадлежащей ему при сельце Маклакове земли (доходностью до 500 руб. в год). Сверх того Бачурин внес на содержание сестер общины 10000 руб., и обязался внести другие 10000 на содержание при ней причта. Обсудив изложенное и принимая во внимание, что со стороны Министра Внутренних Дел препятствий к учреждению в сельце Маклакове женской общины не встречается, Святейший Синод, руководствуясь ВЫСОЧАЙШИМ повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года (Собр. указ. и расп. Прав. 1881 г. №82 ст. 552), определяет: учредить при сельце Маклакове, Калязинского уезда, женскую общину, с наименованием ея «Александровскою», с таким числом сестер, какое община в состоянии будет содержать на свои средства, о чем и уведомить Ваше Преосвященство указом Сентября 4 дня 1895 года."

Первая настоятельница монахиня Адриана введена в управление общиною 19 мая 1896 года викарием Тверской епархии Епископом Старицким Гавриилом. Короткое время в Маклакове служили священники Феодор Колоколов и Петр Можжухин. Затем указом Синода от 15 июня 1896 года при Александро-Невской общине учреждается самостоятельный причт, состоящий из священника и псаломщика. Первым иереем общины стал Никанор Васильевич Судницын.

В 1897 году были удовлетворены неоднократные прошения купца Ивана Даниловича в Тверскую Духовную Консисторию и в Святейший Правительствующий Синод о назначении его племянницы на должность начальницы основанной Бачуриным общины вместо монахини Адрианы. Согласно ведомости о начальнице Александровской женской общины Калязинского уезда Тверской епархии, датируемой примерно 1899 годом, монахиня Измарагда (мирское имя неизвестно) поступила семи лет в Угличский женский монастырь 14 марта 1863 года. В 1876 году была определена в число послушниц этого монастыря. 16 апреля 1895 года указом Тверской Духовной Консистории была переведена в Тверской Христорождественский монастырь, в котором находилась при продаже свеч. В монашество пострижена 14 ноября 1896 года. Монахиня Измарагда по определению Святейшего Правительствующего Синода от 29 мая 1897 года за №2744 и по указу Тверской консистории от 18 июня того же года за № 6112 определена на должность начальницы Александровской общины. Указом Святейшего Синода от 3 февраля 1906 г. Александровская женская община была преобразована в женский монастырь того же наименования и с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства. Тем же указом настоятельницей монастыря была назначена настоятельница общины монахиня Измарагда с возведением её в сан игуменьи. В "ведомости о церквах и об обители", датируемой позднее 1913 года, ошибочно указывается об утверждении общины как монастыря уже в 1895 году, тогда как во всех документах до 1899 года упоминается лишь Александровская община.

В монастыре находилось два храма - соборный и домовой. Соборный храм, построенный в 1897 году, был освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского и имел два придела: по правую сторону - во имя святителя Николая Чудотворца, а по левую - во имя преподобного Иоанна Лествичника. Домовой храм во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" первоначально был построен в 1895 году, затем в1903 году перенесен в каменный двухэтажный корпус, на первом этаже которого размещалось училище для детей. В монастыре находилась особо чтимая икона Божией Матери "Утоли моя печали", перенесенная со Старого Афона. Крестные ходы с этой иконой собирали множество верующих со всех окрестных деревень. Богослужение в монастыре совершалось ежедневно. В храмовый праздник 30 августа ст. ст.(12 сентября н. ст.) совершалась торжественная служба с участием местного духовенства. Монахинь в монастыре в 1913 году состояло 8 человек, рясофорных послушниц - 50 человек, живущих на испытании - 60 человек. Сестры исполняли следующие послушания: клиросное пение, чтение Псалтири, печение просфор, шитье церковных облачений, летние полевые работы.

Храмы и корпуса в обители были построены на средства купца Ивана Даниловича Бачурина, который также пожертвовал монастырю значительное количество земли. По преданию Иван Данилович был похоронен за алтарем собора, но, к сожалению, сейчас его могила не сохранилась - в годы безбожия монастырское кладбище было уничтожено. В метрической книге церкви Александровской женской общины в с. Маклаково за 1899 год имеется запись о смерти основателя обители купца Ивана Даниловича Бачурина:
Дата смерти - 2 октября 1899 г.
Дата погребения - 7 октября 1899 г.
Умерший - Калязинский купец землевледелец Иоанн Даниилов Бачурин, прежде бывший крестьянин дер. Медвежья Калязинского уезда.
Возраст - 65 лет
Причина смерти - от сухой гангрены.
Отпевали - Александровской женской общины священник Н.Судницын с дияконом в должности псаломщика П.Меньшагиным на местном кладбище близ церкви.

С 1893 года при монастыре имелась церковно-приходская школа для мальчиков и девочек всякого звания. Содержание на школу шло от монастыря. Учащихся состояло в 1915 году 41 человек. Учительница была родом из села Капшино, а законоучителем был монастырский священник Николай Казанский. При монастыре в 1893 году также открылась богадельня на пять кроватей на полном монастырском содержании.

Рядом с соборным храмом в 1897 году была построена каменная четырехъярусная колокольня, где находилось десять колоколов. Первый большой колокол весил 90 пудов, второй - 50 пудов, а остальные восемь - позвоночные, и все вместе весили на 60 пудов. На территории монастырского двора внутри ограды кроме указанных храмов существовали следующие здания: настоятельский двухэтажный корпус, где жили настоятельница, ее келейницы и экономка; двухэтажный корпус, где помещалась трапеза для сестер, келарня, квасная и хлебопекарня, здесь же читалась "неусыпаемая псалтирь"; колодец в виде часовни, из которого брали воду на весь монастырь; одноэтажный корпус, в котором помещалась регентша и сестры, занимающиеся пением; двухэтажный большой корпус, где жили сестры, занимающиеся шитьем церковных облачений, разным рукоделием и другими послушаниями; флигель для казначеи монастыря и канцелярия; одноэтажный домик для сестер свечниц; одноэтажный домик для стариц-монахинь; конюшня для лошадей. Также здания монастыря находились и вне ограды: три деревянных домика с надворными строениями, из которых два были заняты священниками, а третий служил помещением для странников; скотный двор с двухэтажным корпусом для сестер, занимающихся скотоводством, а также с ледником для заготовки овощей, сараями для склада сена и хозяйственных орудий и амбаром для ссыпки зерна; баня и прачечная; домик для рабочих; кузница; пчельник; деревянная рига и в ней сложена печь для сушки хлеба и машина для обмолота хлеба.

Монастырь имел подворье в Петрограде, где жили сестры, занимающиеся разными послушаниями: чтением псалтири, печением просфор и шитьем церковных облачений. В 1910 году здесь была выстроена деревянная церковь во имя св. мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови. При подворье имелась церковно-приходская школа на 120 человек. Всего здесь жило 40 сестер. В 1912 году с разрешения местного епархиального начальства была заложена каменная четырехпрестольная церковь во имя свт. Алексия Митрополита Московского. Закладку престолов в Санкт-Петербурге совершал Митрополит Санкт-Петербургский Владимир. Причет подворья состоял из двух священников. Попечительницей и благотворительницей была графиня София Сергеевна Игнатьева. Ныне на месте подворья ничего не сохранилось.

Причет самого монастыря в с. Маклаково состоял из одного священника, который получал жалование с процента капитала монастыря. Весь капитал монастыря был положен строителем монастыря Иваном Даниловичем Бачуриным на вечный вклад, можно было пользоваться лишь одними процентами. В 1913 году производился капитальный ремонт соборного храма (малярная, живописная, орнаментная работы, позолота иконостаса) и хозяйственный ремонт по монастырю (окраска крыш, малярные работы, отделка сестринских келий).

Все приведенные здесь сведения взяты из "Ведомостей о церквах и об обители" за 1915 г. Документ подписан настоятельницей Александровского женского монастыря игуменией Измарагдой, казначеей монахиней Августой и благочинной монахиней Михаилой.

После революции монастырь постигла та же участь, что и большинство других монастырей. В 1919 году игумения и сестры монастыря подписали договор с Новосеменовским Волостным Советом Рабочих и Крестьянских депутатов о принятии в бессрочное бесплатное пользование зданий Александровского монастыря, обязуясь не допускать политических собраний враждебного Советской власти направления и совершения любых враждебных новой власти действий. Несмотря на это, уже в 1923 году обитель была закрыта. Старожилы рассказывают, что игумения умерла в заключении в Тверской тюрьме. В 1927 - 31 гг. последние насельницы монастыря вынуждены были покинуть это место. Вскоре после закрытия монастыря каменный двухэтажный корпус, в котором находился домовой храм во имя иконы Божией Матери "Утоли моя печали" был отдан под больницу, судьба святой иконы неизвестна. В настоятельском двухэтажном корпусе разместилась школа. Еще один большой двухэтажный корпус, невдалеке от соборного храма, стал использоваться как жилой дом для колхозников. Из трех деревянных домиков, расположенных за монастырской оградой, два были отданы под жилье колхозникам, а в третьем разместили почту. Здание собора использовалось как мастерская по ремонту сельхозтехники, затем в нем хранили удобрения. Ограда монастыря была разобрана.

После закрытия в с. Маклаково животноводческой фермы и резкого уменьшения количества постоянных жителей села, школа, почта, больница были также закрыты. Здание собора стояло полуразрушенным, пол разобран, в центре храма после вывоза удобрений вырыт котлован. Когда прохудилась крыша – погибли фрески, выполненные мастерами Санкт-Петербургской академии художеств. Летом в соборе прятались от жары коровы, молодежь жгла костры и разрисовывала стены, дети катались на импровизированных качелях, подвешенных к цепи от паникадила. Здание школы (настоятельский корпус) было приватизировано и заброшено, дом колхозников (сестринский корпус) и здание почты пришли в аварийное состояние. Каменный корпус с храмом Божией Матери перешел в собственность завода ЗЭЛТА и использовался как база отдыха.

Александровский женский монастырь имел большое значение в жизни игуменьи Серафимы (Варвары Васильевны Черной) – первой настоятельницы Новодевичьего монастыря после возрождения в нем монашеской жизни.

По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в 1993 году в селе Маклаково был открыт православный приход храма во имя святого благоверного князя Александра Невского. Священником возрождающегося прихода был назначен клирик храма Архангела Михаила г. Талдома иерей (впоследствии протоиерей) Василий Соловьев. В этот период начались работы по восстановлению собора Александра Невского, а богослужения совершались в комнате жилого дома (бывший сестринский корпус), переоборудованной под домовую церковь.

Согласно рапорту митрополита Ювеналия от 21 марта 1996 года Священный Синод благословил открытие Александровского женского монастыря в селе Маклаково, преобразовав его из ранее действующего прихода, и назначил насельницу Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря монахиню Елизавету (Семенову) настоятельницей. 25 марта 1996 года монахиня Елизавета и несколько сестер Ново-Голутвина монастыря приехали в село Маклаково возрождать Александровскую обитель.

К моменту открытия монастыря у собора была покрыта крыша прохода между колокольней и центральной частью храма, и начаты работы по замене покрытия куполов, но собор в это время еще представлял собой огромный котлован, в котором стояла вода. В сестринском деревянном корпусе, который находился в аварийном состоянии, проживали люди, но часть помещений, малопригодных для проживания в них людей, пустовало, и дом был передан монастырю в долгосрочную аренду. Здание почты, также в крайне аварийном состоянии, было передано монастырю сразу после его открытия. Помещение кирпичного здания с домовой церковью продолжало использоваться как база отдыха, но через некоторое время каменный корпус был передан монастырю, и в нем немедленно началось восстановление домовой церкви Божией Матери «Утоли моя печали». В 1997 году на месте полуразвалившихся сараев с помощью администрации района был построен новый настоятельский корпус.

В 1996 году исполнилось 100 лет со времени введения первой в истории монастыря настоятельницы в управление Александровской общиной. Ко дню главного престольного праздника монастыря, дню памяти святого благоверного князя Александра Невского, который совершается 12 сентября нового стиля, в соборе были настелены черновые полы, вставлены окна, был установлен временный иконостас. В этот праздничный день торжественное богослужение в возрожденном соборе совершал Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

21 февраля 2000 года Александровский монастырь постигло тяжкое испытание. У обители не было денег на солярку для системы отопления большого корпуса с домовым храмом, и пришлось ставить железные печи в сам корпус. В келье, где находилась одна из печей, отпала часть печной трубы, полетели искры, и Божиим попущением начался пожар. Когда он был замечен, сестры, как могли, тушили огонь, но было уже поздно, а пожарные смогли приехать лишь через час после начала пожара, когда весь дом уже был охвачен пламенем (в селе нет телефонной связи, и оно находится далеко от города). В этом корпусе, где протекала в основном вся жизнь обитателей монастыря, находились домовый храм, полностью восстановленный, трапезная, кухня, кельи сестер, иконописная, керамическая и пошивочная мастерские, библиотека. Сгорело все, лишь удалось вынести иконы из храма, в том числе икону Святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей, и небольшую часть монастырского имущества.

После пожара монастырь начал быстро восстанавливаться. В 2001 году был построен и освящен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также построен новый деревянный сестринский келейный корпус. Затем построено здание трапезной, монастырь обнесен оградой, разбиты цветники и газоны. 12 сентября 2006 года три престола восстановленного собора (святого благоверного князя Александра Невского, святителя Николая и преподобного Иоанна Лествичника) были освящены Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием при большом стечении духовенства и народа. К этому празднику помогла подготовиться администрация Талдомского района, с которой у монастыря сложились дружественные отношения.

В 2012 году Александровский женский монастырь был переименован в Александро-Невский женский монастырь.

11 августа 2014 года после тяжелой продолжительной болезни отошла ко Господу игумения Александро-Невского женского монастыря Елизавета (Семенова). С глубокой сердечной скорбью сестры монастыря, прихожане и паломники, а также все, кто знал игумению Елизавету, восприняли известие о ее безвременной кончине.

2 ноября 2014 года в Александро-Невском женском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, согласно решению Священного Синода от 23 октября 2014 года, новая настоятельница обители монахиня Тамара (Гончаренко), назначенная на место почившей игумении Елизаветы (Семеновой), была возведена в игуменский сан, ей был вручен жезл в знак управления монастырем.

День сестер начинается с полунощницы и Литургии, затем сестры несут различные послушания. В монастыре ежедневно совершается суточный круг богослужений. На полунощнице и Литургии присутствуют все сестры, кроме больных и несущих послушание на кухне. Присутствие на вечернем богослужении зависит от послушания, которое несет сестра. В нашем монастыре каждой сестре предоставляется отдельная келья. Келейное правило у сестер состоит из трех канонов, 1 главы Евангелия, 2-х глав Апостола. Акафист Спасителю или Божией Матери совершается попеременно в будние дни перед обеденной трапезой или читается келейно.

Монастырь небольшой, поэтому общение с матушкой всегда доступно для сестер. Сестры несут послушания: казначеи, благочинной, эконома, клиросное, церковницы, алтарницы, просфорницы, повара, трапезарника, прачки, огородницы, травницы, пасечницы, садовницы, птичницы, молочницы, делопроизводителя, преподавателя воскресной учебно-воспитательной группы, библиотекаря. Кроме того в нашей обители есть творческие мастерские: иконописная, мозаичная, керамическая. За большинством сестер послушания закреплены постоянно, клиросное послушание несут все сестры поочередно. Послушания назначаются сестрам в зависимости от способностей и внутреннего устроения. Послушания, связанные с общением со светскими людьми чаще всего исполняют игумения, казначея и благочинная монастыря.