Чудотворная икона «всемилостивого спаса» в тутаеве. Икона спас всемилостивый Активный отдых — кто ЗА

Выпуск 21

О, как же мы, люди, нетерпеливы! Небеса содрогаются от извечного вопля: «Почто? Почему Ты послал на меня хворь или страдания?» Ропщем мы, забывая, что если нет скорбей, то нет и спасения. Есть и другой путь - покаяние. Но кто может определить меру человеческому покаянию? Кто как не Всемилостивый Спас — Господь Вседержитель? Он не посылает несчастий, но позволяет войти им в нашу жизнь, дабы мы обратились к Нему — любящему Отцу Небесному.

В старинном городе Тутаеве есть удивительная икона Всемилостивого Спаса, перед которой вот уже несколько веков возносят покаянные молитвы. По преданию тутаевскую икону «Нерукотворный образ Всемилостивого Спаса» написал в XV веке Дионисий Глушицкий для храма св. Бориса и Глеба. Поражает размер этой иконы — 3 метра в высоту и почти столько же в ширину. Дело в том, что Нерукотворный образ Спасителя был написан для купола деревянного храма. Ныне он хранится в храме города Тутаева. К чудотворному образу притекают многие тысячи верующих с молитвами о помощи и покаянии.

О Спасе Moй Премилостивый, призри на раба Твоего, утопающаго в мори житейских искушений и бед, и, яко же древле Петра утопающа, спаси благодатию Твоею, освяти душу и утверди на стези заповедей Твоих, да чистым сердцем и усты вопию Ти с любовию: Аллилуиа.

В квартире было бесповоротно и оглушающе тихо. Первое, что выяснила Марина Львововна, оказавшись на заслуженном отдыхе — жизнь со всеми её звуками течёт мимо твоего дома, ставшим островом безмолвия. Второе открытие — время стало тягучим и неповоротливым. Сейчас каждый день был выходным. Протирая невидимую пыль (ибо она не успевала скапливаться) женщина обмахнула рамку с портретом заокеанской внучки — родного но непонятного человечка, называвшего её грендмаза и часами сидящего с ноутбуком.

— Ну что это за занятие для ребёнка — ноутбук? — сама у себя вопросила Марина Львововна. Вот помню в моём детстве…

И вспомнился ей солнечный день в лесу, в котором юная Маринка с друзьями играли в «войнушку». Пробираясь сквозь парк в поисках армии противника она услышала стон. Оглядевшись она увидила Пашку Морозова с неловко подогнутой ногой. Марина чувствуя себя медицинской сестрой, выносящего с поля раненного, она ободряюще пробормотала: «Ничего боец, всё будет хорошо!». А Пашка, стрельнул в неё карими глазами и клюнул неловко в щёку. И тут же парк взорвался смехом и шишками, которые заменяли их армиям боевые снаряды…

Улыбнувшись воспоминанию, Марина Львововна покачала головой — жизнь, что вода, бежит — не удержишь. Вдруг всё закачалось перед её глазами: от старой ещё бабушкиной иконы, на которой был изображён Нерукотоворный образ Спасителя, пролился нестерпимый свет.

— Иди, приказал ей незнакомый голос. И она пошла… вышла к лифту, а там увидела на лестничной клетке упавшего пожилого мужчину.
— Что с Вами, — испуганно спросила Марина Львововна. Вам плохо? Давайте я вызову скорую. Как Ваше имя?
— Морозов Павел Сергеевич. Мне с сердцем плохо.
— Как? Паша… это ты?

И Марина Петровна закричала в телефонную трубку так, словно хотела докричаться до горних вершин:
— Помогите, пожалуйста помогите. И вспомнив об иконе — Спас Всемилостивый, не оставь, помоги!

На берегах Волги в городе Романове-Борисоглебске (нынешнем Тутаеве) стоит прекрасный храм Воскресения Христова. В нем хранится великое сокровище – наследие Святой Руси – икона Спаса Вседержителя. Это самое большое изображение Лика Спасителя в России – размеры иконы около трех метров в высоту и ширину. Икона была написана в XIV–XV веках и с тех пор не поновлялась, поэтому образ поначалу плохо виден под потемневшим слоем олифы. Но по мере того, как вглядываешься в него, Лик Спасителя начинает проступать из глубины веков в мерцающем свете лампад и свечей.


Ныне он свободен от окладов и риз, от рам и стекол, так часто создающих преграду между образом и молящимися пред ним. Драгоценный венец вокруг Лика лишь усиливает впечатление. Это образ поразительной силы – здесь чувствуешь себя стоящим пред Живым Богом. Икона находится слева напротив фрески западной стены храма с изображением Страшного Суда Божия. Все внутреннее убранство церкви – старинный иконостас, древние иконы и скульптуры, дивные фрески – помогает воспринять глубину образа. Этот храм будто специально был построен для того, чтобы стать вместилищем и хранителем великой святыни нашей земли. Cогласно местному преданию, образ был написан в конце XIV века и находился в потолке (куполе) деревянного храма мужского монастыря. На месте этого храма в 1652 г. началась постройка шатровой каменной церкви (уже приходской) во имя Смоленской иконы Божией Матери. Но в 1670 г. своды храма треснули, и спустя 8 лет ярославские мастера возвели на том же месте новый храм – Воскресенский, куда и поместили икону.


При посещении храма в 1749 г. митрополит Ростовский Арсений Мациевич, увидев эту икону Спасителя, распорядился взять ее в свой архиерейский дом, где она и находилась более 40 лет. В 1793 г. при архиепископе Ростовском Арсении Верещагине (1783-1799) по просьбам жителей Борисоглебска святыню разрешили перенести в родной город. На руках от самого Ростова несли люди свою икону. Не доходя до города трех верст, они остановились близ ручья Ковати и решили обмыть образ от дорожной пыли и потом уже нести его в город. И на том месте, где стоял образ, и до сего дня бьет ключ чистой воды, почитаемой святой и целебной. Перенесение иконы из Ростова в Борисоглебск совершилось 18 сентября 1793 г.

В память этого события на образ был сделан драгоценный венец. Борисоглебский образ Спасителя очень любили и почитали в дореволюционной России. Четыре раза в году десятки тысяч паломников со всех концов России собирались в Романове-Борисоглебске, чтобы молитвенно участвовать в торжествах, посвященных иконе. Два раза в году образ Спасителя носили с Крестным ходом вокруг города по обеим сторонам Волги, для чего имелись огромные (до сих пор сохранившиеся) носилки. Это происходило в десятое воскресенье по Пасхе – местный праздник иконы – в воскресенье перед праздником святого пророка Илии 20 июля (2 августа).

Кроме того, дважды в году образ переносили из летнего Воскресенского собора в зимний – во имя Смоленской иконы Божией Матери – и обратно. Совершался этот перенос в последнее воскресенье перед праздником Покрова Божией Матери и в воскресенье перед праздником святителя Николая. Особое празднование образу совершается 1 (14) августа в день празднества Всемилостивому Спасу.


Замечательно написал о Борисоглебском образе Спасителя Ю. Шамурин в 1912 году в первом выпуске «Культурных сокровищ России», посвященном городам Ярославской земли: «Почти саженный, темный и строгий лик, окаймленный золотом резной рамы, одиноко вырисовывается в перспективе храма. В папертях светло и просторно, снопы лучей льются в окно, оживляют бархатные тона фресок… Каково бы ни было происхождение образа, он необыкновенно уместен в соборе XVII века: он дает выразительный контраст с радостной красотой окружающего, углубляет и обосновывает ее.

В храме, воплощающем миропонимание и художественные стремления XVII века, он является отзвуком прежних веков – тревожных и грозных. Если в Борисоглебских стенописях мы узнаем о кроткой и безмятежной душе художников XVII века, то страдающие и строгие глаза Спаса напоминают о другом искусстве, более древнем, но и более вдохновенном, воплотившем трепетное смирение народа-страдальца. Спас грозный и страдающий, проникновенно глядящий широко открытыми печальными глазами, – весь лик, незабвенно прекрасный своей одухотворенностью, свидетельствует о иконописном мастерстве XV и XVI веков… Не только небесная строгость, но и любовь, не только Божественное величие, но и земное страдание, жалость к грешному и беспомощному человечеству исходит от лика Борисоглебского Спаса… Неясны и условия, создавшие в захолустной глуши Поволжья дивный храм; перенесенный в Москву, он был бы лучшим ее украшением.


Ни Москва, ни богатый Ярославль, несмотря на ревностное храмоздательство, не сумели создать таких колоссальных памятников; в каждой детали Воскресенского собора проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, – словно не хотели знать удержу люди, решившиеся прославить родной город невиданным в округе храмом… Стоя перед Воскресенским собором, совершенно непосредственно ощущаешь тишину, спокойствие русского церковного зодчества… Торжественная красота его охватывает с первых же шагов. Едва минуешь двери крыльца, идущая кверху лестница с нависшими расписными сводами сразу сбивает внимание с позиции равнодушного наблюдения и вызывает какой-то благоговейный интерес… Когда двери, ведущие из паперти в церковь, открыты, за ними расстилается перспектива обширного храма, залитого стенописью, с мерцающим вдали золотом иконостаса, с просторными легкими сводами. Из западной галереи виден стоящий недалеко от входа огромный образ Нерукотворенного Спаса…».


Юрий Шамурин назвал икону образом Нерукотворенного Спаса, и это не ошибка. Хотя иконографически икона написана как образ Спаса Вседержителя, внутренне он неразрывно связан с образом Нерукотворенного Спаса и раскрывается духовному взору именно как Нерукотворенный Лик Спасителя. Лик Спаса Вседержителя, что в Романове-Борисоглебске, написан был в то самое время, когда среди правителей русских княжеств царили небратолюбие, междоусобицы и предательство, поэтому в нем отразилась боль Русской земли, великая печаль о разделении рода человеческого, об ужасах войн и страданий народных.

XIV век – время жестоких татарских нашествий и кровавых междоусобиц, но это и время величайшего подъема духовности на Руси, расцвета монашеского делания, когда на Севере Русского государства явилась миру великая Русская Фиваида во главе с преподобным Сергием Радонежским – игуменом Русской земли, ее взбранным воеводой, молитвенником и защитником. Эта глубина и сила святости нашего XIV века, явившего сонм великих святых подвижников, также воплотилась в образе.

Знаменательно, что этот образ явился на Ярославской земле. Ярославль был основан ростовским князем Ярославом Владимировичем (978–1054) – сыном святого равноапостольного князя Владимира. По преданию, сам князь боевым топором зарубил священного медведя язычников и приказал срубить над Волгой деревянную крепость, названную по его имени Ярославлем. Своей законодательной деятельностью, заботой о распространении христианства, просвещении народа, внутреннем благоустройстве и безопасности Руси он так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого. В его княжение Русь стала равноправной державой среди европейских стран. Ярослав был женат на дочери шведского короля Олофа Шётконунга Святого – Ингигерде (в крещении Ирина), которая после кончины мужа приняла монашеский постриг и прославилась в лике русских святых как преподобная Анна Новгородская.

Киев времен Ярослава Мудрого иностранцы считали соперником Константинополя. В своем завещании, разделив Русскую землю между сыновьями, Ярослав предостерегал их от междоусобиц и призывал жить в любви и братстве. Ярославская земля прославилась своими святыми князьями. Среди святых земли Ростово-Ярославской имена Ярославских чудотворцев – святых благоверных князей Василия, Константина, Феодора и чад его Давида и Константина, а также угличских чудотворцев – благоверного князя Романа и царевича Димитрия. Ярославские князья никогда не претендовали на ведущую роль в Русской земле; они сразу и бесповоротно стали на сторону Москвы в ее борьбе за объединение русских земель. Со времен Ивана Калиты они были постоянными союзниками Москвы.


Древний Романов-Борисоглебск расположен в пятидесяти километрах выше Ярославля на обоих берегах Волги, вдоль прибрежных скатов, достигающих сорокаметровой высоты. Это одно из самых поэтичных и запоминающихся мест нашей земли, где раскрываются глубина России, ее дух, история и судьба. Сохранившиеся до наших дней многочисленные храмы являются одной из самых ярких страниц русского зодчества XVII века. Волга делит город на две части, до конца XVIII считавшиеся разными городами. Древнейший из них – левобережный Романов – основан в середине XIII века по указу святого благоверного князя Романа Угличского (+ 1285 г., память 3/16 февраля).

«Князь Роман Владимирович собрал бояр и духовенство, долго с ними рассуждал и советовался. Потом, призвавши мастеров и рабочих, отправился с ними к слободе Борисоглебской и напротив ее, на высоком берегу Волги, заложил соборную церковь во имя Воздвижения Креста, распределил, где быть крепости, потом собрал множество рабочих людей тамошнего края, распорядясь работами, возвратился в Углич. Через три года донесли князю, что город кончен. Князь поехал туда и удивился, видя город цветущ и преизрядне. Князь Роман, довольный своим созданием, отслужил благодарственный молебен, распорядился управлением новой крепости, и потом возвратился в престольный град Углич». Так пишет Ф. Киссель в книге «История города Углича».


Святой князь Роман прославился своим благочестием. Он построил 15 каменных храмов, устраивал богадельни и странноприимные дома, часто беседовал с опытными в духовной жизни иноками, любил читать духовные книги. Вдовый и бездетный, он посвятил свою жизнь молитве, посту и доброделанию. Прекрасны храмы Романова – среди семи сохранившихся храмов города три действующих: Покровский, Леонтьевский Крестовоздвиженский и Спасо-Архангельский. Особенно замечателен среди них Покровский храм (1674 г.), бывший ранее монастырским, сохранивший древние иконы и скульптуру. Наиболее замечательна редчайшая чудотворная икона Божией Матери «Прибавление ума».

Среди святынь храма – киот с крестом, где хранятся частицы мощей 96 святых. На правом берегу Волги раскинулась Борисоглебская слобода. В «Сказании о Борисоглебской слободе», найденном в одной из церквей города, говорится о том, что город основали беженцы из Ярославля, спасавшиеся от врагов: «И приидоша иные скитальцы и такоже ставиша клети. Тече паки в другое лет приидоша мнихи и постави храм во имя святых Бориса и Глеба и прозвашеся весь Борисоглебска, а по них же премножися есть слобода Борисоглебская».

Сегодня на правом берегу сохранились полуразрушенная Благовещенская церковь, построенная в 1660 г. московскими мастерами, и Воскресенский собор, хранящий образ Спаса. Еще в XIX веке историки удивлялись «непостижимому капризу истории, забросившему в тихий приволжский городок этот памятник, значительно превосходящий ярославские храмы не только размерами, но и роскошью», как упоминает Ю. Шамурин. Но дело не в «капризе истории», а в духовном значении города в деле утверждения пути святых благоверных князей на Русской земле. Воскресенский собор был создан ярославцами, но не в Ярославле, а в Борисоглебске.

Царственный Лик Спасителя должен был находиться в царственном храме. Для понимания духовного значения Ярославля и Романова-Борисоглебска существенно их географическое положение. Оба города находятся на берегах Волги – священной реки не только русского, но и многих других народов. Есть серьезные основания считать, что Волга является священной рекой для всей индоевропейской общности народов, обитавших до их рассеяния в районе между Днепром и Волгой. Об этом свидетельствует и древнейшее имя Волги – «Ра», сохранившееся во многих языках.

Русский народ называет Волгу Матерью, и великая река – одна из величайших рек на земле и самая длинная и полноводная в Европе – является символом пути Руси, ее духовности и исторической судьбы. Являясь древнейшей границей Европы и Азии, Волга указывала русскому народу его путь – утверждение единства, соединение духовности Востока и Запада, служение всему миру без различения народов, земель, стран.


Много городов основали русские люди на берегах Волги. Уже в XIII веке были известны Кострома, Юрьевец, Нижний Новгород и другие города. Но первым городом, основанным русским князем на великой реке, стал Ярославль – в этом его особое значение. Ярославская земля играет особую роль в деле утверждения единства русского народа в сильном государстве, объединенном царской властью. Романов, воздвигнутый в Ярославской земле на левобережье Волги, основан святым благоверным князем Романом, благочестивым и добродетельным правителем. Город же, возникший на правом берегу Волги, был посвящен святым князьям-мученикам Борису (в крещении также Роману) и Глебу. В этом соединении раскрывается значение княжеской, а впоследствии и царской власти, духовное знамение правителя народа.

Управление народом – это не властвование, а жертвенное служение. Святые русские князья, давшие имя городу, и весь сонм святых благоверных русских князей показали, каким должен быть истинный правитель народа: он должен обрести веру в истинного Бога, жить праведно, исполняя заповеди Божии, заботиться не только о материальном благополучии народа, но и об утверждении в нем веры и благочестия. Он должен устроить жизнь своего народа и только после этого может, если на то будет благословение Божие, всецело посвятить свою жизнь служению Богу, сменив княжеские одежды на иноческие. Истинный правитель должен быть готов, как святые князья Борис и Глеб, отдать свою жизнь по слову Спасителя: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).


О понимании на Руси духовного значения подвига святого царя свидетельствует глубокое почитание святого Иоасафа, царевича индийского. Индия даровала человечеству замечательные образы праведных царей, и через образ Иоасафа, святого царевича индийского, духовный опыт Индии пришел на Русь. Святой царевич Иоасаф первым из христианских царей оставил правление и ушел в пустыню к своему учителю преподобному Варлааму для завершения жизни в монашеском подвиге. Он соединил в своем духовном подвиге путь святых благоверных царей (князей) с путем преподобных.

Стремление соединить эти пути святости было особенно велико на Руси. Вот имена русских князей и княгинь, прославленных в лике преподобных: князья Феодор Смоленский, Александр Невский, Даниил Московский, княгини Анна Новгородская, Анна Кашинская, Евфросиния Московская – и многие другие имена, составляющие славу Русской Церкви и Русской державы. В самом слове «правитель» раскрывается, каким должно быть управление народом: корень его – «прав», как и в слове «правда». Это означает, что правитель есть не только у-правитель (т. е. устроитель), но и хранитель правды Божией. Он должен так управлять народом, чтобы лик правды Божией вообразился в нем самом и во всем народе. Вот почему именно лик Спаса Вседержителя (Нерукотворенного Спаса) стал главной святыней города благоверных князей.


Подобно тому, как существуют девять чинов Ангельских Сил в Небесной Ангельской иерархии, девять чинов святости составляют иерархию святости сынов человеческих: праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, блаженные, преподобные, праведники, благоверные цари. Господь Иисус Христос, воплотившись, явил Собой на земле всесовершеннейший образ Человека. Искупив род человеческий, Христос восстанавливает Собой все великие дары и достоинства первого человека Адама. Он восстанавливает и утверждает три достоинства, утраченные человеком после грехопадения: пророческое, священническое и царское. О пророческом достоинстве человека сказано в книге пророка Иезекииля: «И он сказал мне: „Посему изреки на них пророчество. Пророчествуй, сын человеческий“» (Иезек. 11, 4).

Святой апостол Петр в день Пятидесятницы – день основания Святой Церкви Христовой – повторяет слова пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всяку плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян. 2, 17).

Пророчество – достояние немногих избранников Божиих, это достоинство не распространяется на весь род человеческий. Миссия пророков – особая в деле спасения людей. Как говорят святые отцы, до скончания века не оскудеют на земле пророки Всевышнего. О священническом достоинстве Отец Небесный говорил пророку Моисею: «Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, и вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход, 19, 5–6). Святой апостол Петр в своем послании говорит: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2, 9). Священническое достоинство – также удел избранников Божиих, и не каждый человек станет священником в Царстве Славы. Царское достоинство было даровано Отцом Небесным первозданному человеку. Адам был введен в сотворенный Богом мир как царь, призванный владычествовать миром и творчески трудиться в нем (Быт. 1, 26–28).

После грехопадения человек утратил свое царское достоинство, и мир перестал воспринимать его как царя. Святой апостол Иоанн Богослов по вдохновению Божию говорит в «Апокалипсисе» о царском достоинстве человека, которое восстанавливается Владыкой царей земных – Христом Спасителем, Его Великой Жертвой. «И от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбивше му нас и омывшему нас от грехов Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Свое му, слава и держава во веки веков! Аминь» (Апок. 1, 5–6). «Ибо Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Апок. 4, 9–10). Если пророческое и священническое достоинство – удел избранников Божиих, то царское достоинство – дар Божий каждому человеку.


Святые благоверные цари и князья по благодати Божией восстанавливают царское достоинство человека. И потому не случайно этот чин святости находится в основании иерархии святого человечества. Они имеют особые возможности помогать людям в восстановлении их царского достоинства, а в этих трудах должен участвовать каждый человек, это одна из главных духовных задач человечества. Восстановление царского достоинства человека – делание, которое должно и будет совершаться, не прерываясь ни на мгновение, вплоть до самого момента Второго Пришествия Христова и начала новой жизни. В наши дни, когда в духовной жизни видны главным образом утраты, так радостно восстановление славной духовной традиции. Снова царственный чудотворный образ Спасителя из Воскресенского собора Романова-Борисоглебска шествует по обеим сторонам Волги, освящая и ограждая град и жителей его.


Нам довелось пройти с Крестным ходом по тому же пути, каким многие годы назад носили любимый свой образ наши благочестивые предки. Но этот Крестный ход был особенным, ибо исполнилось 200 лет со дня возвращения образа в город. Удивительное и незабываемое зрелище представлял собой в этот день город, казалось, что на время Крестного хода воскресла прежняя, крепкая верой и молитвой, могучая Русь.

Мы видели тысячи людей, реально ощущали ту радость, которая горела в сердцах многих. Крестный ход вокруг города с чудотворным образом совершается в память Небесных покровителей града – святых благоверных князей Бориса и Глеба. Четыре часа непрерывных молитв, пения, священники окропляют святой водой людей, встречающих икону, деревья, дома, храмы. У каждого из храмов делается остановка, совершается особый молебен. Пел не только сводный хор из всех действующих храмов города – знакомые слова молитв и песнопений подхватывали сотни голосов. Казалось, что пело само небо, солнце, деревья, цветы и травы, птицы – вся природа, все славили Творца, поистине всякое дыхание хвалило Господа в этот удивительный день. Очень трудно передать словами, какое это было торжество, истинный праздник, когда во временном проступает вечность. И все же попытаемся рассказать об основных моментах торжества.


После Литургии и молебна в Воскресенском соборе образ принимают на руки те, кто в этот раз удостоился нести святыню в Крестном ходе. Традиционно это делают только мужчины. Во дни переноса образа из зимнего храма в летний и обратно с Лика Спасителя снимают венец, который несут только женщины – так повелось с давних времен. Икону выносят на руках из храма по широкой лестнице и ставят на огромные носилки. Вокруг них становятся согласно многолетней традиции те 40 мужчин, которым на четыре часа Крестного хода доверяется главная святыня города.

И вот звучит пропетый сотнями голосов тропарь образу Спасителя, и икона начинает свое шествие по городу. На всем пути с обеих сторон дороги стоят жители города с букетами цветов, садовых и полевых, с охапками трав – их бросают перед иконой.

Пройдя по Борисоглебской стороне, Крестный ход направляется к пристани, где икону ожидает большой паром. Носилки с иконой ставят в носовой части парома, и сразу начинается молебен, продолжающийся во все время переправы через Волгу. При выходе из храма начал накрапывать дождик, но, когда подошли к Волге, появилось солнце, и уже до конца дня на землю не упало ни капли влаги. На левом берегу икону встречает множество народа. Открывается борт парома – и вот икона в Романове.

На подъеме от переправы икону встречает Крестный ход из Романовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы со своими древними святынями. Священники и верующие приветствуют друг друга. Крестный ход перестраивается – появляются новые ряды, хоругви, иконы, кресты. Мы уже отвыкли от подобных зрелищ, но на эту встречу Крестных ходов невозможно смотреть без слез радости и умиления. На вершине подъема, у самого моста через овраг, к шествию присоединяется еще один Крестный ход – из Леонтьевской церкви Романова. И снова радость встречи с дорогими и близкими людьми, снова торжественный молебен, снова Крестный ход перестраивается и усиливается. Присоединяются к шествию и многие жители Романовской стороны.


Теперь путь лежит к Крестовоздвиженскому собору, находящемуся на месте, где святой князь Роман основал свой город. Сохранились валы древней цитадели и замечательный храм XVII века, построенный в традициях XVI века, с прекрасно сохранившимися фресками знаменитых ярославских мастеров – Василия Ильина и Гурия Никитина. Здесь, на месте основания города, служится молебен Спасителю, Божией Матери, всем небесным покровителям града. Но вот Крестный ход приближается к дому, где живет старец архимандрит Павел (Груздев) (1910–1993). Отец Павел встречает икону в полном облачении, в сопровождении гостивших у него монахов и инокинь. Громко и четко произносится начальный возглас – и снова служится молебен.


Следующая остановка у храма Покрова Божией Матери – здесь служится молебен Божией Матери с чтением Евангелия. Наконец приближается последний храм Романовской стороны – Спасо-Архангельский. После молебна здесь ожидает всех «велие утешение братии» – праздничная трапеза. Приходы Романова-Борисоглебска устроили трапезу для всех, кто участвовал в Крестном ходе. После трапезы – снова путь через весь Романов вдоль Волги, к пристани. Как и несколько часов назад, паром принимает святыню и всех, кто возвращается в Борисоглебск. Икона возвращается в Воскресенский собор, поднимается на свое место, отслужен последний молебен, пропето величание. Так заканчивается это торжество.

Хочется сказать: «Приди и посмотри!» Побывав здесь, во всей полноте сознаешь, какое счастье быть православным, сколько возможностей у нас приобщиться к той красоте, благодатной силе и радости духовной, которые несет вера православная: «Русь Святая, храни веру Православную, в ней же тебе утверждение».


Воскресенский храм Романова-Борисоглебска, священство и прихожане его бережно хранят традиции поколений верующих града. Богослужение в храме совершается ежедневно, что нечасто бывает в провинциальных приходских храмах. После каждого богослужения все молящиеся преклоняют колена пред образом Спасителя и поют 13-й кондак акафиста Иисусу Сладчайшему. По воскресеньям перед образом поется весь акафист Иисусу Сладчайшему, соединяемый с молебном. На это пение специально приезжают верующие из Рыбинска, Ярославля и других окрестных городов и мест Ярославской земли. Приходят и жители Романова-Борисоглебска, еще не обретшие веру в Бога. Люди чувствуют особенность этого молитвенного пения пред Ликом Спасителя. Сердца умиляются, и никто не уходит, пока служба не закончится: священник окропляет каждого святой водой и благословляет на все доброе и полезное для души человека.


Для всех, кто пожелает совершить паломничество в этот поистине святой град, хранящий драгоценное духовное наследие Древней Руси, сообщаем, как можно приехать в Романов-Борисоглебск. Проезд поездом или автобусом до Ярославля-главного. Рядом с вокзалом автостанция, откуда за один час автобус довезет до г. Тутаева (так называется пока древний Романов-Борисоглебск). Есть от Ярославля и другой путь – по Волге: от речного вокзала за полчаса «ракета» или «метеор» домчит прямо до Тутаева, с пристани которого виден храм Воскресения Христова.

Молитва, читаемая перед образом Спаса в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска

ПРЕОБРАЖЕНСКО-КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РОМАНОВЕ-БОРИСОГЛЕБСКЕ

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Кондак 13 из акафиста Иисусу Сладчайшему,
который поется пред образом Спаса в Воскресенском соборе города Романова-Борисоглебска

О, пресладкий и всещедрый Иисусе! Приими ныне малое моление сие наше, якоже приял еси вдовицы две лепте, и сохрани достояние Твое от враг видимых и невидимых, от нашествия иноплеменник, от недуга и глада, от всякия скорби и смертоносныя раны, и грядущия изми муки всех, вопиющих Ти: Аллилуиа.

Тропарь Всемилостивому Спасу, глас 8

С Вышних призирая, убогия приемля, посети нас, озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве, молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Всякия скверны, Всемилостивый Спасе, аз бых делатель и во отчаяния ров впадеся, но стеню от сердца и вопию к Тебе, Слове: ускори, Щедрый, и потщися на помощь нашу, яко Милостив.

Тропарь Нерукотворенному образу Спасителя, глас 2

Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Кондак, глас 2

Неизреченнаго и Божественнаго Твоего к человеком смотрения, неописанное Слово Отчее, и образ неписанный, и богописанный победителен, ведуще неложнаго Твоего воплощения, почитаем, того лобызающе.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем образ Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Я давно хотела посетить Воскресенский собор в Тутаеве..и вот,наконец-то,такая возможность нам представилась.На работе нам организовали поездку и на Крещение Господне мы поехали в Воскресенский собор...Впечатление было неисгладимое....
Правда фотографировать нам не разрешили и поэтому фотографии я нашла на просторах интернета...Мне захотелось и вас познакомить с этим святым местом нашего края....

Живописный городок - Тутаев (бывший Романово-Борисоглебск) .
Икона Всемилостивого Спаса – в главном храме города Воскресенском соборе.
Эта икона расположена в Воскресенском соборе г. Тутаева Ярославской области. Называется «Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса» . Принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Икона такая мутная из-за того, что в то время иконы покрывали подсолнечным маслом для сохранности, а оно от времени темнеет. Со всех икон собора слой масла сняли, а с этой почему-то не стали.

Существует давняя традиция: с любовью и молитвой проползать под чудотворной иконой Спасителя на коленях. В киоте под иконой устроено специальной окошко. Ежедневно под образом проползают многие люди. В доске под святым образом, по которой ежедневно проползают многие люди, за два столетия вытерли как бы две колеи. Это снимает многие болезни, проблемы и просто душевную боль.

Одно из проявлений «чудотворности» иконы заключается в том, что женщина, хоть раз изменившая мужу, не может увидеть на иконе Иисуса.
Икона - Образ Спаса Всемилостивого
Икона Спаса Всемилостивого в Тутаеве Главная святыня Воскресенского собора - чудотворная икона "Нерукотворный Образ Всемилостивого Спаса". Эта огромная, около трех метров, потемневшая от времени икона принадлежит кисти святого преподобного Дионисия Глушицкого, уроженца Вологодской губернии, жившего в XV веке. Сначала икона принадлежала мужскому монастырю Борисоглебска (правый берег современного Тутаева) и помещалась в куполе (была "небом") обители... В 18 веке икона Спасителя была вывезена митрополитом Арсением Мацеевичем в Ростов. Спустя 40 лет она вернулась. Возвращая икону из Ростова Великого, люди несли ее на руках. В том месте, где они остановились обмыть ее от дорожной пыли, на реке Ковать забил целебный родник... Все прошлые века велся список исцелений от чудотворной иконы. Образ Всемилостивого Спаса - одна из самых почитаемых икон не только для отдельно взятого тутаевского храма, но и для всей ярославской епархии.

Изображение огрудное; правая рука Иисуса Христа поднята для благословения, в левой - раскрытое Евангелие. От времени икона сильно потемнела.

По преданию, икона написана в первой трети XV века святым преподобным Дионисием Глушицким для деревянной церкви князей Бориса и Глеба. Первоначально она располагалась в куполе, была как бы «небом» храма. Позднее её переместили в придел святых Бориса и Глеба над Царскими вратами, а в XVIII веке, после поновления, разместили в основном помещении храма.

За многие века пребывания в храме этот образ Всемилостивого Спаса неоднократно прославлялся чудесами - икона стала чудотворной. По этой причине с неё неоднократно делали списки. Один из них, созданный в Романове - важном иконописном центре Поволжья, ныне находится в Музее имени Андрея Рублёва.

В 1749 году по распоряжению митрополита Ростовского Арсения икону взяли из собора в архиерейский дом. И хотя в 1763 году за критику екатерининской политики Арсений был лишён сана митрополита, разжалован в монахи и сослан в монастырь, икона продолжала оставаться в митрополичьих покоях. Только почти через полвека, в 1798 году икону возвратили, уже в Воскресенский собор. От Ростова до Борисоглебска образ несли на руках.

По преданию, за три версты до Борисоглебска, на берегу реки Ковать решили омыть образ от дорожной пыли, и на этом месте забил ключ, который доныне почитается святым и целебным. В память этого события около этого места совершаются молебны, а также установлен обычай совершать крестный ход с образом Спасителя по городу в десятое воскресенье по Пасхе. До конца XIX века процессия шла только по Борисоглебской стороне. После празднования 900-летия крещения Руси было установлено совершать крестный ход и по левому берегу - в последний воскресный день перед праздником Илии Пророка.

Каждый год, уже несколько десятилетий, 2 июля, в Тутаеве отмечается соборный праздник. Благочестивые христиане от Воскресенского храма по берегу Волги совершают крестный ход с иконой Спасителя. Металлическую конструкцию создали для переноса иконы во время крестных ходов. Арки придумали, скорее всего, для удобства - мужчины несут конструкцию с иконой на плечах, желающие проходят под иконой. Арки - чтоб не пригибаться при этом. А потом додумались лазить под ними во время остановок.

Воскресенский собор - главное украшение города. Построенный на правом берегу Волги, он занимает господствующее положение, как бы парит над городом, и виден со всех сторон. В небольшом приволжском городке смогли построить "всем миром" храм, который своими огромными размерами, изысканностью и богатством убранства может соперничать с крупнейшими сооружениями Москвы и Ярославля.
Во время двух посещений Тутаева в Воскресенском соборе вел богослужение Патриарх Алексий II, который назвал собор "величественным, благолепным".

Осенью 2010 года Воскресенский собор посетил Патриарх Кирилл.

14 августа по новому стилю (1 августа по старому стилю) православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Этот праздник установлен по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

День Всемилостивого Спаса — история

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Другое народное название праздника — «Медовый Спас». Это название связано с тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день — это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной церковью в этот день.

В этот раз я хочу рассказать вам про город Тутаев, достопримечательности которого вызывают бурю эмоций у путешественников, судя по их отзывам в интернете. Особенно сильное впечатление производит Воскресенский собор Тутаева и икона, под которой подлезают. Звучит очень даже необычно, интригующе…

И мне захотелось увидеть всё своими собственными глазами! Поэтому включаем этот старинный город в наш автомобильный маршрут. И вот летним солнечным днем мы на машине въезжаем в Тутаев или Романов-Борисоглебск на Волге.

История возникновения города не совсем обычна. Местные жители с гордостью за свою малую родину рассказывают, что город построен на семи холмах, на семи ключах и на семи оврагах. Сначала, ещё в 14 веке на левом берегу Волги возник город Романов, который основал князь Роман Ярославский.

Намного позже, лет эдак через 100, на правом берегу русской реки стала знаменита Борисоглебская слобода, где в 17 веке из камня был построен фантастически роскошный храм Воскресения Христова.


Позже по указу Екатерины Великой слобода стала городом, у которого появился и свой герб.

И в 1822 году эти два города объединились в один: Романов-Борисоглебск. По сути, это и сейчас два разных города на разных берегах Волги, только название у них одно.

А вот моста-переправы через реку как не было никогда, так и нет. И когда в Тутаеве откроют переправу — никому не известно. Подробнее о современных методах передвижения между волжскими берегами смотрите в конце статьи.

А история переименования Романова-Борисоглебска в Тутаев совсем неудивительна. После революции 1917 года город решили назвать по фамилии какого-нибудь известного партийного деятеля. И в конце-концов остановились на названии Тутаев. Это была фамилия молодого красногвардейца, погибшего в перестрелке с белогвардейцами.

Но каким бы ни было название, в Тутаеве или в Романове-Борисоглебске, на правом берегу Волги или на левом берегу, как и положено старинному русскому городу, там было и есть сейчас большое число православных храмов.

Русь православная!

Правда, было в истории города такое время, когда он чуть было не стал столицей мусульман. Иван Грозный по своей царской воле отдал его во владение татарам. И совсем через короткое время мечетей здесь было столько же, сколько и православных храмов. Но воцарившаяся на престоле чуть позже Екатерина Великая взяла ситуацию в свои руки, навела в центре России порядок, и всё вернулось на свои места: всё, как положено в православии.

А о времени татарского засилья напоминают теперь лишь романовские овцы, которые были выведены именно в то время и именно на территории Романова. До сих пор меховые изделия, изготовленные из шерсти романовских овец, славятся по всей России, да и не только в России.

Главный собор Тутаева

На левом берегу Волги Борисоглебскую сторону украшает прекрасный Воскресенский собор Тутаева с трёхметровой иконой Спасителя, под которой проползают. Огромный величественный и внешне очень нарядный пятиглавый храм Воскресения Христова в Тутаеве возвышается на главной площади города и включён в список достопримечательностей Золотого кольца России.


Построен он был в середине 17 века на месте разрушившейся от времени деревянной церкви, освященной во имя Бориса и Глеба, и представляет собой редчайший по сохранности образец ярославского зодчества того периода.


Даже не верится, что в храме освящено 7 престолов! Удивительно, что в советское время этот собор не был закрыт и смог сохранить все свои ценности и святыни на своих местах.

Уже вступая на храмовое крыльцо, понимаешь, что внутри тебя ждет нечто необычное и даже сказочное.


И это действительно так! Внутри очень красиво — стены, свод покрыты многочисленными росписями, сюжеты которых взяты из Нового и Ветхого Заветов.


Это сцены из жизни Адама и Евы в раю, история Ионы, ковчег Ноя, различные исторические сюжеты. Фреска огромных размеров рассказывает о строительстве Вавилонской башни.

Интересно внутреннее устройство храма. Главное, внутренне помещение собора окружено расписным коридором, который расположен по периметру. А вот для того, чтобы попасть в саму церковь, нужно пройти сквозь удивительные сводчатые двери.


Но, конечно, самое главное сокровище Воскресенского собора — икона Спаса Всемилостивого. Она известна как икона, под которой нужно пролезать в Тутаеве. Она находится в левой части храма, если стоять лицом к алтарю. Не заметить ее невозможно: настолько она огромна. Ее точный размер: 298 х 276 см.


Написана эта чудотворная икона в 15 веке преподобным Дионисием Глушицким. Когда-то она была куполом существующей церкви. После революции Тутаевский Спас Нерукотворный был потерян. Но позже был обретён чудесным образом: женщины стирали на реке бельё и вдруг заметили, что доска, на которой они стояли, потемнела, и там стал проступать образ.

Теперь это икона, под которой нужно пролезать по традиции 3 раза, находится в главном Воскресенском соборе Тутаева. Внизу есть специально сделанный «целебный» лаз, по которому под иконой проползают на коленях. Проём не очень широкий, так что тому, кто чуть потолще приходится тяжеловато. Но мы справились!


Во время этого обряда, когда подлезают под иконой, верующие молятся об устранении болей в ногах, позвоночнике, о восстановлении здоровья физического тела и обретении внутренней гармонии.

Очень легко молиться в этом удивительном храме, который внутри очень небольшой, но просторный и, по-домашнему, уютный.


Из-под высокого купола на тебя тоже смотрит Спаситель в окружении ангелов, архангелов и прочих небесных жителей,


а со старинного иконостаса — лики Богородицы и многочисленных христианских святых.


Если обойти храм слева и пройти вдоль автомобильной дороги 200 метров по улице Ярославской, а затем по тропинке свернуть направо, в сторону Волги, то можно оказаться возле святого источника, освященного в честь Николая Чудотворца (карта с расположением всех достопримечательностей Тутаева есть в конце статьи).


Рядом построена деревянная купальня. Координаты родника: 57.87569, 39.524.

Нам очень хотелось окунуться в этот жаркий день в ледяную воду святого источника, но не смогли дождаться, когда искупаются все желающие. Поэтому решили, что волжские воды на городском пляже доставят нам не меньше удовольствия.

Координаты, где можно купаться в Тутаеве: 57.87146, 39.54125. Правда, нам там не очень понравилось.

Скромный храм с животворящей иконой

Не менее почитаемая чудотворная икона «Прибавление ума» находится в Покровской церкви Тутаева.


По легенде, один человек страдал тяжёлой болезнью, при которой проявлялось ослабление ума. Однажды, во сне он увидел Богородицу, которая дала ему совет: написать Её образ. После окончательного написания иконы «Прибавление ума», когда работа была закончена, симптомы болезни полностью исчезли, а человек выздоровел.

Многие верующие, читая акафист и молитву Пресвятой Богородице возле ее иконы «Прибавление ума», просят Царицу Небесную о помощи лучше учиться, быстрее запоминать, хорошо сдать экзамены. Они верят, что этот образ Божией Матери помогает при нервных и умственных расстройствах. И очень часто помощь приходит!


Поэтому мы с большим желанием зашли в этот храм вместе с моими племянниками-школьниками. Им еще предстоят долгие годы учебы в школе и в других учебных заведениях. Да и мне еще есть чему учиться в этой жизни. 🙂

Сам же Покровский храм небольшой, одноэтажный. Находится он на Романовской стороне Тутаева. Его толстые стены говорят о том, что планировалось построить 2-х-этажную церковь. Почему строительство не было завершено — неизвестно. Рядом находится очень красивая, довольно высокая, колокольня. Она украшена зелёными изразцами.


В правой части паперти при церкви сохранилась древняя могила. Никто уже не помнит, кто в ней похоронен. Но в знак памяти и уважения могилу не сносят.

Небольшая территория храма ухожена, вокруг красивые клумбы и лавочки, есть колодец. Как же было приятно умыться и выпить немного воды в жаркий июльский день и даже немного налить за шиворот своим спутникам. 😆


Покровский храм открыт для посещения каждый день с 9 до 18 часов. В выходные и праздничные дни здесь совершаются богослужения:

  • утренние начинаются исповедью с 8.30, далее в 9 часов служится Божественная Литургия;
  • вечерние службы начинаются в 17.00.

Сияющие украшения Волжских берегов

Рядом с Покровской находится Троицкий храм Тутаева, который был построен приезжими московскими мастерами в 1660 году, а также Спасо-Архангельская церковь.


Крестовоздвиженский собор — самый древний храм города Тутаев на Романовской стороне. Он знаменит своими многосюжетными фресками и росписями, хорошо сохранившимися до наших дней с 17 века.

Несмотря на то, что располагается он на многочисленных земляных валах, его купола с трудом можно разглядеть среди высоких деревьев.


Казанская Преображенская церковь Тутаева Ярославской области была построена в 1588 году, когда одному из жителей Романова в видении явилась Богородица и велела доставить именно на это место свою чудотворную икону.

В строительстве нового храма участвовали все жители города, а красные кирпичи для церкви поставлялись кораблями по Волге. Этот храм расположен на самом берегу реки, поэтому предстает и туристам, и жителям города во всей своей красе.


В советское время здесь размещалось телеателье, пивной завод, даже спасательная станция. В настоящее время храм восстанавливается, но очень медленно, так как все работы производятся силами и на средства исключительно прихожан.


Ну и, конечно же, с левого берега Волги во всей своей красе открывается Храм Воскресения Христова и весь правобережный Тутаев.


А еще на Борисоглебской стороне есть небольшая, но очень необычная Благовещенская церковь. Покидая этот небольшой волжский городок, мы проехали мимо нее.


Это единственная бесстолпная церковь в Тутаеве.

Музей — экскурс в историю города

Конечно, не только храмами православия гордится старинный Романов-Борисоглебск, есть в нём и другие памятники, музеи и тематические выставки. Так что вам не придётся долго думать о том, что можно посмотреть в Тутаеве.

Например, на улице Луначарского, 40-А вам будут рады в музее, который так и называется “Борисоглебская сторона”. Кроме понедельника, он работает ежедневно с 10 до 17 часов. Все экспонаты там разделены на 5 тем, 5 экспозиций:

  • Зал “Царская овца” посвящён романовской породе овец, а также другим тутаевским брендам: это гвозди и кружево, которыми славился город.
  • “Мануфактура Классена” расскажет о жизни купца, который открыл в городе свои фабрики по производству изделий из льна.
  • “Квартира Букваря” представлена небольшим учебным классом с деревянными партами, учебниками прошлого века, чернильницами-непроливайками и многими другими вещами учеников не такого уж и далёкого прошлого.
  • “Советская провинция” расскажет о жизни людей советского времени, об их радостях и заботах.
  • Экспозиция “И помнит мир спасённый” поведает о знаменитых уроженцах города, о героях, защищавших свою Родину на военных фронтах.

Эх, Тутаев-городок

Все неоднозначно

Какой он, Тутаев? Очень разный! На окраине — это современный город с многоэтажными домами и привычной городской инфраструктурой: супермаркеты, кафе, кинотеатры, фитнес-центры.

А вдоль волжских берегов он остался провинциальным и очень милым деревенским городком. Но, честно говоря, какое-то унылое впечатление произвела романовская сторона.

Выйдя на берег, рядом с пристанью нас приветствовали памятник Ушакову и просто деревянные скульптуры во дворе одного из жилых домов.


Мы шли вдоль улицы Ушакова к Покровскому храму. Иногда встречались очень милые и обустроенные деревянные дома.


Однако, больше по дороге было полуразрушенных, но жилых зданий, с облупленными стенами и грязными окнами. Но… с непременными признаками современной цивилизации — спутниковыми антеннами.


Вот такой он, современный Тутаев — город контрастов.

Немного необычно…

Очень интересно будет посетить музей под открытым небом “Парк Советского периода — СССР” на правом берегу города. Живописный сквер с зелёными насаждениями, скульптурами советского времени и с выставкой ретро-автомашин, куда ведут ворота с советской символикой, давно стал уютным местом для отдыха горожан и гостей города.


Здесь действительно хорошая атмосфера, свежий воздух и просто очень интересно! Приходите, вход бесплатный!

А ещё в городе Тутаев Ярославской области существует завод по производству колоколов: больших и маленьких, сувенирных с надписями и рисунками, и самых что ни на есть настоящих! Говорят, что в нашей стране всего 4 таких завода, и Тутаевский славится своими чисто звучащими изделиями. Так что Тутаевские колокола на хорошем счету!

Активный отдых — кто ЗА?

На окраине Тутаева не очень давно для активного отдыха взрослых и малышей открылся горнолыжный курорт “Николина гора”. На насыпном склоне здесь оборудованы два горнолыжных спуска, для людей установлены подъёмники.

Все необходимые принадлежности для катания на лыжах и последующего отдыха вам здесь с удовольствием предоставят напрокат! Приезжайте, горки в Тутаеве ждут вас!

Где находится, как добраться

Город Тутаев расположен в Ярославской области. Добраться до него довольно просто. Но нужно уделить планированию этой экскурсии чуть больше внимания, чем обычно.

От Ярославля до Тутаева около 40 км, там регулярно ходят автобусы. От Рыбинска до Тутаева 50 км, поезда здесь не ходят, зато постоянно ездят автобусы.

Расстояние от Москвы до Тутаева 300 километров. Но прямого сообщения нет и в скором времени не предвидится.

Придётся добираться с пересадкой в Ярославле или же ехать через Рыбинск. Но ведь для настоящих любителей путешествий — это не препятствие, не правда ли?

Переправа, переправа — берег левый, берег правый

А эту тему нужно непременно изучить каждому путешественнику, планирующему поездку в Тутаев.

Как же перебраться между волжскими берегами: с правого тутаевского берега на левый и обратно? Летом в этом нет особой проблемы — через Волгу ходит паром.


Он отходит каждый час от речной пристани.


Паром перевозит как пеших жителей и туристов, так и автотранспорт. Он нам напомнил другую переправу в городе Ярославской области, который мы посетили 2 дня назад. Там мы перебирались на противоположный берег Волги вместе со своей машиной.

В Тутаеве же мы решили оставить свой автомобиль на правом берегу и совершить пешую прогулку по левобережной стороне города.

Стоимость паромной переправы со взрослого человека 27 руб, за ребенка — 13.50 руб. Вот полное расписание и прайс-лист на перевозку машин и людей летом 2016 года.

В связи с тем, что поток людей, которые переправляются между берегами очень большой, на пароме было очень тесно. Плюс множество машин, которые весьма плотно парковались друг к другу. Да еще нужно было ждать точного времени отправления, стоя на солнцепеке, так как в небольшой тени на пароме было очень мало места…

Короче говоря, такой вид транспорта нам не понравился. И это еще нужно учесть, что вместе с нами не провозили крупный рогатый скот. Хотя, это нормальное явление для местных, так как даже в прайс-листе перевозок на это есть специальные тарифы! 😆

Возможно, в будние дни все не так плохо. Но мы попали в Тутаев на празднование «Романовской овцы», поэтому в субботний день весь город перебирался вместе с нами на левый берег.

И поэтому на обратном пути мы решили «потестировать» альтернативный способ переправы: частный извоз. Мы воспользовались своеобразной «маршруткой» — моторной лодкой. Они возят людей чаще и быстрее, в порядке живой очереди.


В лодку сажают только по 3 человека, но если пассажиры — маленькие дети, то можно и четверо. Стоимость 30 рублей с человека. Это чуть дороже, чем на пароме, да и за детей берется полная оплата.


И вот так свободно, с ветерком, любуясь окружающими пейзажами, мы замечательно добрались до нужного нам берега, получив гораздо больше удовольствия от такой маршрутки. 😀


Правда, чтобы вернуться к нашей машине, которую мы оставили возле Воскресенского собора, нам пришлось подниматься вверх по длинной городской лестнице по самому солнцепеку. Когда мы спускались вниз к набережной и паромной переправе, мы как-то не заметили огромное количество ступеней. Их мы преодолели очень легко, любуясь открывающимися видами. Подъем обратно в горку запомнился нам больше. 🙂


Непросто приходится жителям Тутаева перебираться с берега на берег зимой. Для некоторых жителей города, а численность населения города Тутаев более 40 тысяч человек, — это вопрос выживания. Ведь многие проживают на одном берегу Волги, а работают на другом. Вот и приходится им ездить зимой на автобусе 2 часа через Рыбинск или Ярославль: в тех случаях, когда перейти по льду невозможно.

Поэтому, если вы покупаете билет в Тутаев на автобус или на поезд, обязательно уточняйте, куда вам нужно попасть в городе: на Романовскую сторону или в Тутаев правобережный. Потому что со всей этой путаницей вполне реально потерять здесь много времени и нервов.

Ведь если вам надо в Тутаев левобережный, бывший Романов, то туда можно доехать на автобусе Ярославль-Тутаев, расстояние между городами примерно 40 км. Если же вы собираетесь в Тутаев на правом волжском берегу, где раньше был Борисоглебск, то вас туда без проблем довезёт автобус Ярославль-Рыбинск. Обратите на это внимание, это важно!

Маршруты Романово-Борисоглебска

Вот лишь немногое из того, куда сходить и что можно посмотреть в Тутаеве.

Правда, за 1 день невозможно обойти все эти объекты. Мы выделили на самостоятельную экскурсию всего 1 день, и смогли осмотреть совсем немного достопримечательностей.

Наш автомобильный маршрут был очень насыщен. Рано утром мы выехали из , где провели несколько дней, осматривая город и окрестности. Проехав 60 километров мы оказались в Тутаеве. А уже вечером после 127 километров пути нас ждала .

Вы можете найти все описанные с этой статье достопримечательности на карте Тутаева (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Наша прогулка по Тутаеву состоялась 16 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.