Что такое аскеза или аскетизм. Аскетизм - что такое? Основные принципы аскетизма Аскетичная жизнь

Аскезы, или ограничения, присутствуют в почти каждого человека, даже если он не подозревает об этом: чтобы заработать денег, нужно ходить на работу, чтобы получить знания, нужно много времени уделить книгам и т. д. Многие люди с целью самосовершенствования, и очищения осознанно прибегают к ограничениям различного плана. Однако для правильного выполнения аскезы нужно четко понимать, что это такое, каковы цели и результаты подобных действий.

Аскетизм, или аскеза

Аскезой называют осознанное, смиренное и добровольное принятие определенных телесных, умственных неудобств и ограничений. Основной акцент делается на словах «осознанное, добровольное принятие», в противоположном случае выполнение аскезы приносит страдания, и весь комплекс . К примеру, если человек осознанно решает ограничивать себя в потребительстве, общении и прочем - это идет ему во благо, способствует духовному и очищению кармы.


Если же человек испытывает материальные трудности, не может или обустроить свою жизнь - это является вынужденной аскезой, сопряженной с болью и страданием. Аскетизмом не считают ограничения во время войн, любых социальных и природных катаклизмов, потому как вызывают в людях чувство несправедливости, лишения и беспомощности.

Аскезы присутствуют во многих культурах и религиозных направлениях, кроме иудаизма и других менее распространенных. В широком значении слова аскетизм - это такой при котором ограничивается роскошь, быстрое удовольствие, потакание своим слабостям и желаниям. Синонимами аскетизма можно назвать скромность, воздержание и смирение.

Важно! Нужно четко понимать, что аскеза не является самоцелью, это лишь инструмент для личностного развития, совершенствования и роста.

Согласно индуистской философии, аскезы могут выполняться в благости, страсти и невежестве:

  1. В первом случае практика идет на пользу человеку, который ее практикует, и на благо всех остальных.
  2. Если аскеза выполнена в страсти, ее целью было обретение материальных благ, денег, уважения и статуса, часто обманным и нечесным путем.
  3. Практики, выполненные в невежестве (глупости), подразумевают жестокие истязания и самобичевания с целью что-либо доказать другим.

Виды аскез

Согласно буддистскому учению и ограничения могут быть физическими и ментальными, потому выделяют три основных вида практик: ограничения тела, ума и речи. Аскезы тела обычно соблюдать проще, нежели аскезы ума и языка. Ведь при современном темпе жизни редко когда удается замедлиться, избежать или конфликтной ситуации, вовремя обуздать свои .


Тела

Этот вид практики явно противоположен современным жизненным ценностям, привычкам и стремлениям. Обычный человек прикладывает массу усилий на работе, чтобы иметь возможность вкусно и разнообразно питаться, отдыхать в пятницу вечером, иметь много красивых модных вещей и т. д. При соблюдении телесной аскезы на вышеперечисленные удовольствия накладывается ограничение.

При соблюдении телесных аскез важно придерживаться главного принципа - не навредить телу. То есть любые телесные ограничения не должны ухудшать физическое состояние, доставлять нестерпимый дискофорт и боль. Физические ограничения нельзя приравнивать к самоистязанию и самобичеванию. На телесном уровне аскетизм проявляется в следующем:

  • чистое питание без отравляющих, токсичных веществ и плоти любых живых существ;
  • регулярная в умеренных количествах;
  • ранние
  • соблюдение ежедневного режима;
  • омовения прохладной водой;
  • посещение святых мест;
  • содержание тела и одежды в чистом, опрятном виде;
  • внешняя простота.

Знаете ли вы? Индийские отшельники садху в качестве аскезы подвергают свои тела тяжелым испытаниям: могут годами пребывать в стоячем положении, высушивают свои конечности, не моются или ходят нагишом, подолгу голодают. Целью таких жестких ограничений является показать, что духовный мир преобладает над материальным.

Речи

Данный вид практики также является крайне актуальным в современном мире, в котором для обмена используется не только устная речь, но и сообщения, звонки. И даже если мы молчим, наш ум все равно постоянно пребывает во внутреннем диалоге с самим собой. Очевидно, что в наших словах имеется огромная сила и влияние как на других, так и на свою собственную судьбу.


Говоря грубо, злостно и с ненавистью человек накликает на себя несчастье. Пустословие приводит к распылению и утрате энергии, а добрые приятные слова способны буквально «возродить из пепла» того, к кому направлены.

Словесная аскеза имеет следующие проявления:

  • только с теми, кто готов и хочет вас
  • не говорить понапрасну;
  • говорить только правду;
  • избегать в изреканиях критики, осуждения, злословия;
  • не говорить о других плохо за глаза;
  • не сплетничать;
  • не перебивать собеседника и не спорить;
  • не повышать голос;
  • не стремиться убедить человека в своей правоте;
  • научиться слушать и слышать собеседника;
  • молчание - основное условие аскетизма.
Высочайшая степень аскетизма - это способность искренне (!) произносить добрые слова в самых непростых ситуациях, говорить мягко и спокойно, без злости грубости.

Ума

Соблюдение этого ограничения чрезвычайно сложно по двум причинам: во-первых, наш ум постоянно пребывает в движении, анализируя, вспоминая, планируя и обдумывая что-либо. Во-вторых, в век современных технологий за день обычный человек впитывает огромное количество информации, причем не всегда добровольно или осознанно. Большая часть этой информации не имеет никакой истинной ценности и лишь засоряет наше сознание. Потому практиковать аскезу ума особенно полезно, хоть и сложно.


Для умственной аскезы необходимо соблюдение следующих условий:

  • контроль своих эмоций и
  • восприятие только благостной, полезной информации;
  • чтение священных текстов, молитв;
  • избавление от гордыни, высокомерия;
  • стремление замедлить или остановить внутренний диалог.

Знаете ли вы? Вопреки распространенному мифу, что женщины болтливее мужчин, мексиканские ученые совместно с исследователями США доказали обратное - представители обоих полов за сутки произносят приблизительно одинаковое количство слов: 15 000-16 000. Однако мужчины имеют тенденцию чаще женщин задавать вопросы.

Для чего они нужны

Разобравшись, кто такой аскет и какими бывают практики аскезы, важно понять цели и возможные «плоды» подобных ограничений. Регулярно практикуя добровольный отказ от привычного комфорта, можно достичь следующих результатов:

  1. С каждой выполненной аскезой узелки будут развязываться, будет постепенно очищаться от долгов в прошлом и будущем.
  2. Стимуляция жизненной увеличение потенциала.
  3. Исполнение желаний, обретение материальных благ.
  4. Тренировка силы воли.
  5. Улучшение физического состояния.
  6. Очищение сознания от информационного мусора, переоценка ценностей, приоритетов.
  7. Избавление от разрушительных качеств характера: жадности, алчности, высокомерия, корыстолюбия, эгоизма.
  8. Умение жить в настоящем моменте: не переживая о будущем и не зацикливаясь на прошлом.


Так, главная цель аскетичного ограничения - это духовное очищение и рост, перестройка сознания на более высокий уровень, обретение контроля над своими желаниями и страстями.

Известно, что некоторые аскеты (особенно в и других азиатских странах) прибегают к крайне жестким ограничениям, которые больше напоминают издевательства над своим телом и умом. Цль подобных истязаний - приближение своего естества к божественному. Но обычному человеку нет смысла повторять такую жертву, ведь уровень сознания и условия жизни совершенно разные.

Как практиковать аскезы

Практика аскезы принесет пользу только в том случае, если выполнена добровольно, без страха и переживаний, с готовностью преодолевать любые трудности. Очень важно не допускать фанатизма - аскеза в таком случае превращается в пытку и не дает никаких результатов, а если они есть - то временные. К тому же строгие ограничения могут напрочь отбить желание повторять практику.

Руководствуйтесь такими правилами:

  1. Лучше довести до конца несложную и недлительную практику, чем нарушить строгое ограничение.
  2. Проводите практики регулярно.
  3. Научитесь быть удовлетверенными во время и после практик.
  4. Продумайте свою практику: ее длительность, условия и прочее.
  5. По возможности постарайтесь никому не говорить о намерениях сделать аскезу, если она не проявляется при взаимодействии с социумом (например, ограничения в питании).


Если вы в практиках аскетизма новичок, можете сначала прибегнуть к уже существующим и хорошо описанным практикам - к примеру, день Экадаши, то есть сухой голод. Он начинается ровно на 11-е лунные сутки, у практики есть четкая длительность, правила входа и выхода. Христианские посты - это также аскезы. Однако помните, что попытки подстроить пост под свои желания (например, изобретать более вкусные постные блюда) также нивелируют всю пользу от ограничения.

Особенности духовной практики

В Аюрведе считается, что и обладают разными энергиями: мужская управляется а женская - Луной. Солнце отвечает за деятельность, решительность, физические проявления, в то время как Луна - за психоэмоциональную сферу и интуицию. Поэтому аскезы для женщин и мужчин будут отличаться.

Важно! Выполнение мужских аскез может развить в женщине грубость, черствость и притупить истинно женские черты. Это правило работает и в отношении мужчин. Потому так важно понимать преданзначение практик.

Мужчинам

Мужские аскезы, прежде всего, касаются телесной плоскости. Выполняя аскезы тела, мужчина способен увеличить солнечную энергию, набраться сил для новых свершений. Так, мужская практика состоит из следующих ограничений:

  1. Ранний подъем (около 3-4 часов утра).
  2. Обливания холодной водой.
  3. часто сложные, с применением силы.
  4. Содержание своего тела и одежды в чистом, строгом виде.
  5. Ограничение в материальном комфорте.
  6. Усиленный, длительный .
  7. Ограничения в пище.
  8. Хождение пешком, босиком.


Женщинам

Женские аскезы касаются в основном умственной и словесной плоскостей. Соблюдение этих практик способно сделать женщину более мягкой, наполнить ее существо любовью, увеличить жизненную энергию, заставить «сиять» изнутри. В результате польза от аскезы будет проявляться не только для самой женщины, но и для ее семьи и близкого окружения.

Женские практики основываются на таких принципах :

  1. Осознанная любовь во всех домашних делах (уборка, приготовление еды, стирка).
  2. Просьбы о помощи, если это необходимо.
  3. Пребывание в хороших отношениях с окружающими.
  4. Занятия рукоделием.
  5. Забота о своем теле, .
  6. Проявление сострадания, любви к другим, бескорыстная помощь.
При выполнении практики женщины должны избегать голоданий, истязаний своего тела и спартанскими условиями. Основным является духовный рост и любовь. Также аскеза у женщины проявляется в беспрекословном подчинении и служении мужу. Очень важно не воспринимать эту позицию как унизительную или рабскую. Ведь только когда жена подчиняется супругу, она может по-настоящему раскрыться в семье, создать комфорт и уют, за что в ответ получит безмерную любовь и щедрость мужа.


Истинный аскетизм: как не попасть в ловушку

Часто люди практикуют аскезу, руководствуясь неверными мотивами. К примеру, многие стремятся отказаться от или на спор или чтобы доказать свою крутость, заработать уважение и признание. Если аскеза выполнена до конца, человеком восхищаются, Эго при этом раздувается до бесконечных размеров, сознание затуманивается, человек вязнет в глупости, тщеславии и невежестве, отчего не может осознать всю неправильность своих действий. Результат от подобной практики ровно нулевой.

Аскетический образ жизни - это не стремление стать показательно святым и правильным, быть в почете. Также не стоит считать, что, страдая, вы заслужите материальные или другие блага, исполнение желаний и тому подобное. Практика аскезы помогает очистить ум, научиться слышать себя и понимать, что действительно важно и необходимо для вас. Регулярные практики избавляют человека от бездумного потребительства, учат жить по своим собственным принципам, а не навязанным обществом.


Практикуя аскетизм, избегайте показухи, не делайте из себя жертву, не пытайтесь вызвать сострадание или восхищение. Поймите для себя - зачем вам нужна практика, чего вы хотите достичь путем добровольного ограничения, каковы ваши истинные мотивы.

Надеемся, что теперь ваше понимание того, что такое аскетизм и кто такой аскет, стало более глубоким и четким. Если вы не практиковали осознанное ограничение, можете начать с малого - бодрого подъема с восходом солнца. Приучите себя быть осознанным в своих каждодневных действиях: поступках, мыслях, словах, в выборе пищи и одежды. Прислушивайтесь к своим истинным потребностям - со временем вы непременно заметите, как возросло качество вашей жизни!

Человека, посвятившего свою жизнь духовному совершенству, называют аскетом. Слово «аскет» в переводе с греческого языка означает «упражняющийся в чем-либо». Изначально имелась в виду подготовка атлетов к соревнованиям, затем считали, что аскетичность - это стремление к добродетельной жизни, борьба с дурными привычками и пороками.

Суть аскетизма

Аскет отличается от человека, который живет духовной жизнью, но при этом женат и не стремится уйти от мирских благ, тем, что он отказывается от какой бы то ни было собственности и не вступает в брачные отношения. Одним словом, отшельник. Аскетичность - это исключительно строгий, воздержанный образ жизни, при котором человек занимается исключительно духовными упражнениями, недоступными для понимания мирских людей.

Основное предназначение аскета - достижение собственного нравственного совершенства или блага других людей. Аскет готов ради этого терпеть духовные испытания, испытывать физические страдания и переносить материальные лишения.

Аскетичность присуща философии стоиков. Ее проповедовал Аскетизм - это нравственный принцип, который утверждает превосходство духа над плотью и требует ограничения чувственных наслаждений. Это направление философии было свойственно нескольким школам, провозгласившим свободу духа от желаний. Широкое распространение аскетизм получил в различных религиозных течениях. Христианский аскетизм имел своей целью усмирение и умерщвление чувственных желаний человека. Имелось в виду не только половое воздержание, но и отречение от удовольствий, доставляемых слуховыми и вкусовыми ощущениями, созерцанием и так далее.

Аскетичность - это особое душевное состояние, при котором человек стремится к познанию Бога. Таким людям сложно жить в обычном мире, они с рождения предназначены для жизни подвижника. Аскетизм необходим и той категории лиц, которые стремятся познать истину, но преобладание чувственных желаний и отсутствие веры мешает им достичь желаемого. Для таких людей аскетичность - это возможность познать истину.

Они не могут быть счастливы в мире, в обычных жизненных условиях, их беспокойному мятущемуся духу необходим аскетизм. К примеру, если они женаты, то и сами страдают в семейной жизни, и своих жен делают несчастными.

Философия аскетизма - это протест высшего «я» человека против преобладания чувственных желаний над ним. Чтобы подчинить свой организм (психический и физический) воле, нужен целый ряд особых упражнений, которые противоречат желаниям плоти.

Значит, аскетизм является средством для подчинения своей плоти высшему «я» человека в интересах духовного развития. И если у человек смог достичь такого состояния и получил власть над своими страстями, то он может жить и в обычных жизненных условиях, не опасаясь, что желания победят его дух. Многие святые подвижники именно так и поступали - они жили среди людей как проповедники истины.

Путь аскетизма - это путь рассуждения о своих подвигах. И этот путь необходим для того, чтобы человек осознавал и соразмерял свои возможности, дабы были посильными и не привели к обратным результатам.

Аскетизм (от греч. asketes — упражняющийся в чем-либо), – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний («умерщвление плоти») как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей.
Большая советская энциклопедия

Аскетизм - пренебрежение чувственным, нынешним миром, его умаление или даже отрицание ради духовного, будущего мира. В простых формах аскетизм предполагает ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение боли, страданий и т.п.; в более радикальных случаях он требует отказа от собственности, семьи и т.п. для обеспечения приоритета духовного над материальным, желаемого совершенного мира над реальным миром.
Сайт Лотоса | http://ariom.ru

Самопопустительство

Аскетизм

Чрезмерное воздержание

Крылатые выражения об аскетизме

Когда аскетизм превращается в самоцель, то стремление к подавлению страстей само становится всепоглощающей страстью. - Рабиндранат Тагор - Как много, однако же, есть вещей, которые мне вовсе не нужны! - Сократ - Аскетизм есть школа человеческой личности в направлении сокращения своих чувственных желаний в пользу таких, которые материально не ограничены. - Михаил Пришвин - Аскетизм есть очищение сердца от злых страстей. - Иоанн Кассиан - С. М. Зарин / Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование Книга профессора Петроградской Духовной Академии посвящена феномену православной аскетики и его эволюции. Автор анализирует также западный аскетический идеал и католическую аскетику. Плутарх / Моралии Античный автор в своем сочинении посвятил воинским добродетелям, в том числе аскетизму немало строк. Плутарх анализирует черты спартанского характера и аскетизм полководцев прошлого.

А скетизм - это инструмент саморазвития. Для правильного его использования важно понимать, как он работает, какие аскезы, как и когда практиковать, чтобы результат шёл во благо. Я начала соблюдать аскезы задолго до практики йоги, но не понимала, чем именно я пользуюсь, и что мне это даёт. Став преподавателем, и увидев аскетизм под новым для себя углом, я поняла, что , а никак не были инструментами развития. В данной статье я постараюсь разобраться в этом вопросе и обозначить важные моменты осознанной и ответственной работы с аскезами, ибо, как за любое действие в этой жизни за совершение аскез и наше отношение к ним, мы также несём ответственность.

Что такое аскеза?

Аскеза - это добровольное принятие дискомфорта (физического, психологического или любого другого), а также определённые усилия, которые мы к этому прикладываем. Важный акцент на слова «добровольное» и «принятие». То есть мы не страдаем и не рассчитываем на то, что это «зачтётся». Более того, мы спокойно и смиренно это принимаем.

Какими бывают аскезы?

Аскезы бывают разными. Йоги и буддисты выделяют 3 типа: аскезы Тела; аскезы Речи и аскезы Ума.

Аскезы Тела:

  • питание, способствующее духовному росту (саттвичное, неубойное, без интоксикаций),
  • умеренные физические нагрузки,
  • паломничества,
  • нахождения только в благостных местах,
  • чистота тела и одежды,
  • простота,
  • ненасилие (может быть аскезой речи и ума тоже), контроль страстей и пр.

Совершая аскезы для тела, важно помнить, что цель ни в коем случае не навредить телу и пострадать, а через аскезу научиться контролировать свои желания и чувства. Фанатизм и садо-мазохизм неуместны, более того, самоистязание не имеет с аскезой ничего общего. Здесь можно возразить и вспомнить массу примеров из жизнеописаний йогов, которые вытворяли со своими телами, с нашей точки зрения, именно садо-мазо. Я это объясняю разными уровнями духовного развития: что для нас аскеза, для них - естественное состояние, поэтому для действенного неудобства нужно что-то более изощрённое.

Аскезы Речи:

  • сатья (правдивость),
  • не критиковать,
  • не обсуждать,
  • не злословить,
  • не говорить плохо о ком-либо за спиной,
  • не перебивать,
  • не кричать,
  • не «насиловать» речью тех, кто не хочет слушать или не готов принять сказанное,
  • избегать споров,
  • не переубеждать никого ни в чём и не стремиться «перетянуть в свою веру, йога-кружок и т.д.».

Аскезы Ума:

  • контроль чувств и эмоций,
  • чтение Писаний и размышления,
  • джняна-йога,
  • самоанализ,
  • обуздание чувств,
  • усмирение гордыни,
  • покаяние (раскаяние),
  • почтительное отношение к людям,
  • проявление уважения и тому подобное.

Аскезы могут делиться на вынужденные и добровольные. Хотя, это не совсем верно. То, что можно назвать вынужденной аскезой - «отработка» кармы, и аскезой не является. Вынужденный дискомфорт и боль напоминают о неизбежности страданий в этом мире и необходимости работы над собой, добровольные помогают отработать или уменьшить долги будущего. Интересно, что не все добровольные пойдут на благо. Аскезы желательно совершать предписанные.

На мой взгляд, весьма показательной является история Гандхари - жены Дхритараштры из Махабхараты.

Образ царицы очень благочестив и скромен, как и предписано женщине, но страшная аскеза, на которую она себя обрекла, не была предписанной. Женщине надлежит спрашивать совета и разрешения у отца или мужа, ибо она находится под их защитой и пожинает плоды их деятельности. Гандхари из самых благих побуждений сострадания и желания понять слепого от рождения мужа обрекла себя на добровольную слепоту. Муж это воспринял как насмешку. Мудрецы также не одобрили сей поступок, ибо в писаниях он не упоминался и доселе не использовался, но, тем не менее, принимая во внимание благие мотивы, аскеза была разрешена Гуру династии, хотя и против воли мужа. Кармические связи трудны для понимания, так как нелинейны. Точно сказать, к чему привела данная аскеза, трудно. Но счастья в том воплощении у Гандхари не было - 100 сыновей родились с демоническими наклонностями, мужа не оставляла ни на мгновение и туманила его ум жажда власти, принося массу страданий его жене и подданным. А брат Шакуни считается главным зачинщиком боя на Курукшетре. Конечно, причиной не является одна лишь аскеза, но в непонятной до конца «многоходовке» всё играет роль.

В любом случае, аскеза - дело серьёзное и требует чёткого понимания цели и инструментария. Лучше пользоваться предписанными, по крайней мере, до тех пор, пока уровень личной практики и духовного роста не позволит видеть вещи глубже и сопоставлять действие с последствием.

Как и любой поступок, аскеза может совершаться в разных гунах - в страсти (раджас), невежестве (тамас) или благости (саттва). Зависит это, в первую очередь, от цели аскезы. Аскезы с целью духовного развития - это , с целью получения для себя материальных благ - в страсти, и аскезы с целью получения энергии для проклятия других - это уже невежество. Нужно различать аскезы для своего блага и на благо других. Это совершенно разные категории, однако, последовательность выполнения должна быть такой - сначала очищаем внутренним огнём себя, затем работаем на благо других.

Какие плоды от аскез мы можем получить?

  1. Сжигание кармы («Совершившие великий грех и остальные, совершающие недостойные дела, освобождаются от греха хорошо исполненным аскетическим подвигом» Ману-смрити, XI 240).
  2. Накопление тонкой энергии шакти (или тапаса) переработкой грубой энергии накопленных заслуг, что увеличивает жизненную энергию и повышает наш потенциал.
  3. Получение материальных или духовных благ - удачное замужество, благословение богов, деньги, сиддхи, могущество, власть, уважение и многое другое.

В соответствии с законом кармы, все события в мире сбалансированы между тем, что мы получаем и тем, что отдаём простым механизмом. Механизм этот известен как 3-ий закон Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие, иначе, взаимодействия двух тел друг на друга равны и направлены в противоположные стороны». И если мы переживаем аскезы, то, согласно механизму кармы, это страдание должно быть компенсировано неким количеством «счастья», чаще всего исполнением желаний (выздороветь, выйти замуж, получить много денег и т.д.). «Вознаграждение» во многом зависит от уровня развития аскета.

Цель аскезы.

Цель должна быть чёткой и ясной. Иначе легко попасться на удочку Эго, и совершать аскезы ради самих аскез. При этом взращивая чувство собственного Я, параллельно «просвещая» всех и вся вокруг, и наблюдая за взлетом чувства важности, как собственной, так и совершаемых действий, привязываясь к результату и ещё крепче сжимая руки кармы на своей шее.

Видеть и понимать цель очень важно. Нам неизвестно, почему йоги Индии подолгу морят себя голодом, холодом и Бог знает ещё чем. Это другой уровень. И нет смысла практиковать такие вещи во имя Эго. Например, мы решаем совершить аскезу и 10 дней не мыться. Это серьёзная аскеза. Но какова цель? Ведёт ли это к повышению уровня сознания и духовному росту? В качестве примера приведу такую притчу:

Умер человек и попал на Божий суд и спрашивает Бога:
- Господи, что с долей моей? Я заслужил царствие небесное? Я ведь страдал! - с достоинством заявил человек.
- А с каких это пор, - удивился Бог, - страдания стали считаться заслугой?
- Я носил власяницу и вервие, - упрямо нахмурился человек. - Вкушал отруби и сухой горох, не пил ничего, кроме воды, не притрагивался к женщинам. Я изнурял своё тело постом и молитвами...
- Ну и что? - заметил Бог. - Я понимаю, что ты страдал - но за что именно ты страдал?
- Во славу твою, - не раздумывая, ответил человек.
- Хорошенькая же у меня получается слава! - усмехнулся грустно Господь. - Я, значит, морю людей голодом, заставляю носить всякую рвань и лишаю радостей любви?
Повисло молчание... Бог всё так же задумчиво взирал на человека.
- Так что с моей долей? - напомнил о себе человек.
- Страдал, говоришь, - тихо произнёс Бог. - Как тебе объяснить, чтобы понял... Вот, например, плотник, что был перед тобой. Он всю жизнь строил дома для людей, в жару и холод, и голодал порой, и часто попадал себе по пальцам, через это и страдал. Но он всё-таки строил дома. И потом получал свою честно заработанную плату. А ты, получается, всю жизнь только и делал, что долбил себе молотком по пальцам.
Бог на мгновение замолчал...
- А где же дом? Дом где, Я спрашиваю?!

Как совершать аскезы?

Кришна в Бхагавад-Гите говорит: «Что бы ты ни делал, что бы ты ни ел, что бы ни приносил в жертву или в дар, какой бы подвиг ты ни совершал, о Каунтея, - всё это совершай как приношение Мне!» (БГ 9.27). «Знай, что свершающие не предписанные святыми Писаниями жестокие аскетические подвиги ради самолюбования и с гордостью, в то же время одолеваемые половой страстью, привязанностями и насильственностью, неразумные, терзающие элементы, из которых состоят их тела, а также Меня, находящегося внутри их тел, - знай, что их решения демонические!» (БГ 17.5-6).

Самая главная опасность, подстерегающая любого аскета, состоит в том, что, получая шакти (тапас) посредством аскез, гордыня начинает «зашкаливать». Благодаря аскезам уважение к практику в социуме автоматически повышается, и Эго радостно потирает ручки. Без веры и без Бога внутри, аскезы превращаются в палача. Все результаты следует предлагать Богу и делать на благо всех живых существ (даже совершая аскезы для своего собственного очищения и духовного роста, необходимо понимать, что в долгосрочной перспективе это должно принести благо всем).

Поэтому важно не обсуждать аскезу с другими, не хвастаться, не выставлять напоказ, а лучше не говорить вообще про неё ни с кем, кроме как с Учителем (Наставником), если таковой имеется. На этот счёт есть замечательная притча:

Во времена Будды Шакьямуни жил один богатый царь, вознамерившийся поднести Будде и сотням сопровождающих его монахов несметные дары. Он пригласил их всех на особый праздник, который проходил в его саду. Много недель подряд царь подносил всем собравшимся бесчисленные дары в виде вкуснейшей еды, одежды и денег. По традиции того времени после совершения благого действия выполнялось посвящение заслуг, так что человек получал награду за свои дела. Когда грандиозное торжество подходило к концу, царь попросил о посвящении заслуг последних нескольких недель. Будда согласился выполнить его просьбу, но прежде чем сделать это, задал очень необычный вопрос: «Должен ли я за все твои материальные подношения и подарки совершить посвящение в твою пользу или в пользу того человека, который в действительности накопил наибольшую заслугу?».

Царь был сбит с толку. Он думал, что самая большая заслуга принадлежит ему, ведь это он организовал праздник и был столь щедр со всеми, однако ответил: «Разумеется, ты должен посвятить заслугу тому, кто её заслужил».

Тогда Будда посвятил заслугу старухе-нищенке, сидевшей у ворот сада. Собравшиеся были потрясены. Спутник Будды Ананда спросил его: «Почему ты посвятил заслугу от этого праздника нищенке, которая совершенно ничего не сделала, а не царю, который всё это оплатил?» Будда ответил: «Деньги потратил царь, а у нищенки нет и рупии, но она радовалась, что совершаются такие обильные подношения. Поскольку сама она ничего не давала, она не испытывала гордости. Царь был щедр, но самодоволен, восхищаясь собственными благими поступками. Заслуга старухи оказалась больше заслуги царя благодаря тому, что она была искренней и скромной».

Собираясь соблюдать аскезу, необходимо заранее спланировать продолжительность аскезы и следовать плану. Если появляется соблазн соблюдать дольше - вероятно, Эго укрепилось; если же наоборот появилось желание быстрее покончить с ней это показатель того, что сила воли слабая или внешние силы мешают. Фанатичность, равно как и потакание слабостям, показатель неблагой аскезы. Предписанные аскезы имеют определённое время входа-выхода согласно писаниям. Например, жительницы Индии соблюдают пост на Навратри - 9 дней и 9 ночей ограничений. И эти дни определены весенним и осенним равноденствием (существует летнее и зимнее Навратри, но их меньше празднуют). Также на постящегося может оказывать влияние планета, соответствующая конкретному дню недели во время соблюдения поста и других аскез. Например, экадаши выпадают на 11-ые лунные сутки, и время выхода чётко обозначено. Православные посты тоже имеют временные рамки и другие условия. То есть временной фактор важен как с точки зрения продолжительности, так и начала-окончания аскезы. Для себя я поняла, что хорошо бы следовать уже существующим предписаниям и не изобретать велосипед.

«Пост как приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим. Посему заботящиеся о пользе поста, должны беречься вреда его, то есть тщеславия». (Преподобный Марк Подвижник)

«Правила» выполнения аскез, которые я вывела для себя:

Во-первых, постоянство (признак саттвы). Как и любой другой аспект садханы, аскеза должна быть постоянной, если не предусмотрен конкретный период её выполнения.

Во-вторых, предложение результатов аскез Богу, и изначально делать это для Бога, другими словами, не привязываться к плодам. Стоит быть благодарными просто за возможность совершить аскезу, служить людям и двигаться на пути самосовершенствования.

В завершение хотелось бы сказать. Лучшая аскеза - следовать своей дхарме и налаживать отношения с Богом, каждое действие совершать беЗкорыстно и подносить плоды Всевышнему. Тогда кармические узелки будут постепенно уменьшаться, и жизнь будет проходить в благих аскезах. Вот что говорится в Ману-смрити про дхарму «Аскетизм для брахмана - приобретение священного знания, аскетизм для кшатрия - охрана народа, аскетизм для вайшу - хозяйственная деятельность, аскетизм для шудры - служение» (XI 236).

Пусть все живые существа будут счастливы!

мои сладости это финики, банановые чипсы

никаких пирожных, тортов не ем, когда хочу пирожное ем батон с маслом и мёдом

два, три раза в неделю делаю глоток масла по очереди оливкогого, льняного, подсолнечного с запахом

ем красную рябину прямо так или засахаренную

калину пару раз в неделю сьедаю ложку, мне без разницы вкусно это или нет

По гардеробу. Меня абсолютноне интересует мода и стиль. Главное чтобыодеждабыла удобная и чистая. У меня есть дорогая брендовая одежда, но я её не ношу и она мне не интересна.Годами надеваюпростую классику. Не был ни в одном торговом центре. Вообще не хожу по магазинам.

Зимой хожу в куртке без шарфаи перчаток. Моржевал, не понравилось. Потом текст поправлю.

Знаю состав всех продуктов, что происходит при варке. Утро начинаю со стакана родниковой воды. Завтрак часто 2-3 варёных яйца и родниковая вода, Вместо обеда часто выпиваю банку геркулесового киселя. И я в порядке. Кашу есть долго, а выпить легко и быстро. Хлеба почти не ем. Какой смысл есть углеводы с углеводами.

Мневсё равно, что есть и как выглядит блюдо. Хотя я люблю готовить. В основномпитаюсь зерновыми. Перловая каша с солёными огурцами один в один по вкусу рассольник. Мяса ем очень мало и редко. Стейки даром не надо. Шашлыки я могу есть бесплатно. У меня есть знакомые грузины-шашлычники, у них кафе граничит с лесом. Они меня уважают и угощают. Но мне не надо.

Белок получаю изрыбы и яиц.Ем много рыбы. Рыба сейчас тоже есть химическая. Советую океаническую дешевую,её не выгодно выращивать. Ем сырую селёдку, солю сверху и ем. Килька с костями очень полезна.

Иду к вегетарианству. У меня много знакомых вегетарианцев, которые отлично выглядят. Как-нибудь возможно напишу, что я думаюо вегетарианцахи мясоедах.

Ел лягушек из леса. Когда их жаришь стоит приятный запах и сразу понимаешь, что это съедобно. Больше естьне буду. Разделывать неприятно и есть там нечего. Ел улиток. Вкусно, но собирать долго и нудно. Чувствовал себя первобытным человеком. Пока на тарелку соберёшь полдня пройдёт. Ел саранчу. Не понимаю, зачем её травить на полях, когда её можно есть.

Почти не ем продукты глубокой переработки. Торты, конфеты и др.Заменяю сухофруктами.Лучше куплю килограмм фиников, чем килограмм конфет. Когда хочу сладкое, беру финик или урюк.В последнее время добавил банановые чипсы. Все сухофруктысчитаю очень хорошей едой.

Редкоем в ресторанах, кафе. Эта привычкаещё с советских времён. Редко пью кофе, чай, в основном пью родниковую воду. Еду запиваю водой. Ем мало сахара. Предпочитаю сложные углеводы.

Ем много овощей, фруктов, зелени,зелёного лука, чеснока, листья деревьев.Лучше съемв лесу несколько листьев, чем пойду покупать огурцы,делать из него салат.

Всё, что нужно я с едой получаю.Моё питание полноценно и дешево.И ещё экономия на лекарствах. Другие едят химические деликатесы, потом болеют и покупают дорогие лекарства. Хорошо понимаю аскетов. Они мыслят другими категориями. В общем, я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

И вот результат. Хорошее здоровье,вхорошей физической форме. Белые, своизубы.Говорюмало,голова не болит.В больнице лежал один разтри дня в 17 лет по глупости.В жизни почти не пил лекарств.

Голос у менявосемнадцатилетнегомолодого человека. Голос является одним из индикаторов общего здоровья человека.Когда разговариваю по телефону, все думают, что говорят с молодым юношей.Могу любому молодомуфору дать во всех отношениях.