Формирование мировоззрения в ранней юности. Личность в юности. Самовоспитание. Формирование жизненных ценностей и убеждений. Кризис возраста В ранней юности формируется мировоззрение

Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.

В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели, как верно подчеркивает А. Н. Леонтьев, – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.

Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.

Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы» (А.С. Макаренко), которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».

Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя «битниками», потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др. Стараясь подвести какую-то теоретическую базу под проблему «загадочной молодежи», одни социологи объясняют это упорное нежелание молодых людей взрослеть психологическим конфликтом отцов и детей, истолкованным с позиций психоанализа, другие – конфликтом между молодежью и обществом, третьи – конфликтом нового поколения с современной культурой и цивилизацией в целом.

Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.

Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.

Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.

В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.

Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.

Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.

Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфантильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.

Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.

В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.

Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.

Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.

Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.

Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.

Становление мировоззрения

Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

Юность -- решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

Мировоззрение -- это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение -- не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная. Первый момент - это, что существование в мире смыслов есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность. Ценность обретается личностью, поскольку “... иного способа обращаться с ценностью, кроме ее целостно-личностного переживания, не существует. Таким образом, обретение ценности есть обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны.

Акцентуации и выбор профессии

Развитие личности и формирование мировоззрения - очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций...

Биография Зигмунда Фрейда

Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета...

Влияние мировоззрения на уровень притязаний личности

Гендерные особенности антикриминального мировоззрения учащихся профильных классов

Итак, в нашем опросе принимали участие учащиеся 10 классов: 1. Класс гуманитарного направления ("А") Анкеты заполнили 11 девушек и 5 юношей. 2. Класс технического направления ("Б") Анкеты заполнили 10 девушек и 10 юношей...

Зрелый возраст

Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор. Основоположник научно - психологического подхода к проблеме профессионального становления личности Ф...

История развития и становления психодиагностики в России

История современной психодиагностики начинается с первой четвери XIX в., то есть с начала так называемого клинического периода в развитие психологических знаний. Этот период характеризуется тем...

Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания

Во многих культурах мира термин «мировоззрение» имеет общее лингвистическое значение, является составленным из двух слов «мир» и «зрение» или «взгляд». В немецком языке это «weltanschaunung»...

Мировоззренческие установки у людей с различными стилями питания

Рассматривая понятие «мировоззрения» в научно-психологическом контексте, можно рассмотреть понятия, являющиеся связанными, родовыми, чтобы более точно и определенно понять смысл первого. Так, Д.А. Леонтьев считает, что понятие «образ мира»...

Особенности эмоциональной сферы личности киберспортсменов

Взрывы, летящие снаряды из ракетной установки, протянутые из стороны в сторону, словно линии высоковольтных передач, дуги лучевого ружья, слепящие молнии и громовые раскаты после них, когда электро-пушка в действии. Это не третья мировая война...

Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе

Как уже отмечалось работы З.Фрейда имеют первостепенное значение с точки зрения понимания возникновения религии. В данной главе мы попробуем сделать обзор и систематизировать встречающиеся в разных работах мысли З...

Завоевание средствами массовой коммуникации все более широкой аудитории для источников информации представляет один из важнейших практических результатов информационной и идеологической деятельности государства...

Связь акцентуации характера с выбором будущей профессии старшими школьниками

Развитие личности и формирование мировоззрения -- очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций...

Я-концепция и воспитание

Ананьев выделяет основные стадии в формировании самосознания в связи с развитием предметных действий и общения. На 1-й стадии ребенок отделяет свои действия от предметов своих действий. Это происходит в конце 1-го года жизни...

Юность - это этап формирования нравственного сознания, выработки ценностных ориентаций, устойчивого мировоззрения как системы взглядов на жизнь, идеалов, и гражданских качеств личности. Это финальный этап первичной социализации, развития человека как личности и начало включения его в систему общественно-трудовых отношений. В юношеском возрасте окончательно преодолевается зависимость от взрослых и утверждается самостоятельность личности. Юность отличается ярко выраженными социальными потребностями.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 Юность как стадия развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Психологические особенности юношеского возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Личностное развитие в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Нравственное развитие в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2 Ценности и мировоззрение в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.1 Формирование мировоззрения в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.2 Ценности и ценностные ориентации в юности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Глоссарий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список используемых источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Введение

Работа содержит 1 файл

Для юношеского возраста особенно важны процессы развития самосознания, динамика самостоятельной регуляции образов «Я». Судя, по имеющимся данным, все юноши начинают с периода относительно диффузного, расплывчатого «Я», это характерно тем что молодой человек, не сделав еще окончательного выбора, в попытках «найти себя» как бы примеривает различные роли, занятия, знакомится с реальностью, приобретает знания и навыки «про запас». Завершается же социально-психологическое и личностное самоопределение уже за пределами школьного возраста, в среднем между 18 и 21 годами, когда молодой человек начинает воспринимать себя как сформировавшуюся личность, как социально значимого индивида. В период личностного развития и роста молодые люди сталкиваются с некоторыми сложностями. Первой из них является формирование собственного образа, стиля жизни. Молодые люди занимаются саморазвитием, выбирают свою социальную роль, становятся взрослее и начинают лучше понимать себя. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Появляется желание добиться определенного социального положения, для чего нужно освоить социальные роли, правила и особенности поведения в социуме. В ходе личностного развития юноши и девушки постепенно достигают социальной зрелости (усваивает нормы общества, включается во взрослую жизнь), наступление которой зависит от экономических и культурных условий. Живя в настоящем, они своей внутренней позицией обращены в будущее, в самостоятельную жизнь.

В сущности, юность и есть не что иное, как переход от чисто физической зрелости к зрелости социальной. Главное ее содержание - вовлечение во «взрослую» жизнь, усвоение тех норм и правил, которые существуют в обществе. 1

  • 1.3 Нравственное развитие в юности

  • Нравственное развитие является неотъемлемой частью образования и обучения человека в период юности. Всесторонне развитый человек должен вырабатывать у себя принципы общественного поведения, милосердия, стремление служить людям, проявлять заботу об их благополучии, поддерживать установленный порядок и дисциплину. Он должен преодолевать эгоистические наклонности, выше всего ценить гуманное отношение к человеку, владеть высокой культурой поведения.

    Юношеский возраст считается решающим временем в нравственном становлении человека. В этот период возникает немало трудностей и проблем. На еще не окрепшее моральное сознание обрушивается поток жизненных противоречий между «хочу» и «надо», «можно» и «нельзя», «для себя» и «для других». Постоянно сталкиваясь, эти противоречия осложняют моральный выбор личности и могут приводить к неожиданным результатам: стеснительности, развязности, потребительству, цинизму, легкомыслию и др. 1

    Моральный контроль со стороны сверстников помогает избегать подобных «неожиданных результатов». Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает анализ и самооценку собственной личности как условие успешных взаимоотношении. Особое внимание подросток уделяет своим недостаткам и способам их устранения. Размышления о себе становятся самостоятельным внутренним процессом; наблюдается недовольство собой и попытки самовоспитания. Все это подстегивается анализом взаимоотношении, которые часто не устраивают подростка. Возрастает самостоятельность в суждениях о себе, хотя самооценка бывает не только неадекватной, но и непостоянной. От успешных или неуспешных поступков самооценка то неоправданно повышается, то резко снижается, и подросток чувствует себя никчёмной личностью. Других он оценивает более объективно, чем себя.

    Велика роль моральных принципов в нравственном развитии юношей и девушек. И это понятно: прогресс общества могут обеспечивать только люди с совершенной моралью, добросовестным отношением к труду и собственности. Вместе с тем огромное значение придается духовному росту членов общества, приобщения их к сокровищам литературы, искусства, формированию у них высоких эстетических чувств и качеств. Все это, естественно, требует эстетического воспитания.

    Воспитание - это целенаправленное формирование личности на основе формирования:

      • определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;
      • мировоззрения;
      • поведения (как проявления отношений и мировоззрения). Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т. д.). 1

    Вместе с тем, нравственность следует определить как установку внутренних норм поведения человека с усилением сознательных мотивов на основе чувства долга, честности, и правдивости.

    В плане нравственного развития юность характеризуется и расширением круга личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, приобщением к нравственным ценностям общества, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины. В юности заметно расширяется сфера эстетических чувств, юмора, иронии, сарказма, странных ассоциаций. К проблемам нравственности в юности особый интерес. Юноши и девушки живо и охотно откликаются на любые предложения обсудить моральные проблемы. Особенно привлекает их разговор о человеке, о духовных качествах личности, о нормах взаимоотношений между людьми.

    Для юности особое значение имеет выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных ценностей - оно позволяет острее и полнее чувствовать себя, свое «Я». Поэтому вера, мировоззрение, идеалы приобретают в молодости устойчивую форму. И хотя большинство этих ценностей, конечно, не создается личностью, а усваивается как социально-культурный опыт, их понимание и принятие в качестве индивидуальных ценностей создают у молодого человека ощущение своего достоинства, «полноты жизни», чувство собственной значимости и принадлежности к ней.

    Сформировавшаяся система знаний, так же как возникающие на ее основе мировоззренческие установки, духовно-нравственные ценности, мораль, правила поведения и т.п., в той или иной степени «присваиваются» каждым членом общества и становятся существенной частью его индивидуального сознания, во многом определяют его. 1

    В юности моральное сознание обеспечивает ориентации на все явления жизни и на выбор стиля поведения. Именно в этом возрасте человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту. Между тем в юности углубляется разрыв между молодыми людьми в сфере ценностных ориентаций и притязаний на признание, в способности к рефлексии и в сфере других особенностей, характеризующих личность.

    Именно в юности человек делает один из принципиально значимых для себя выборов: следовать сформулированным для себя ценностям, прилагая для этого всю свою волю, все душевные силы, или следовать велению возникающих страстей. В юности человек способен дать себе отчет в том, на какой стадии моральных ориентаций находится: стадии аномии, когда отсутствуют определенные нормы и ценности, регулирующие нормативное поведение человека; стадии конвенциональной морали; стадии автономии, когда личность способна самостоятельно создавать или выбирать моральные правила для своих ориентаций в жизни, самостоятельность становится сущностной ценностью.

  • 2 Ценности и мировоззрение в юности
  • 2.1 Формирование мировоззрения в юности

  • В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. 1

    Старший школьный возраст - это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения. В этот период происходит непросто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний теоретических способностей, так же как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в этом направлении наблюдаются у всех - они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда - устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего, существования и развития всего человечества.

    Характерное приобретение ранней юности - формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов, существует ряд противоречий. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек - недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Цели, которые ставят перед собой будущие выпускники, оставаясь непроверенными на соответствие их реальным возможностям, нередко оказываются ложными, страдают "фантазийностью". Порой, едва опробовав нечто, молодые люди испытывают разочарование и в намеченных планах, и в самом себе. Намеченная перспектива может быть или очень конкретной, и тогда не достаточно гибкой, для того, чтобы её реализация завершилась успехом; или слишком общей, и затрудняет успешную реализацию неопределённостью.

    Юношеский возраст связан с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости. Все это неотделимо от формирования мировоззрения как системы взглядов на мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний. Развитие мышления создает все предпосылки для формирования мировоззрения, а продвижение в личностном плане обеспечивает его устойчивость и мотивированность. 1

    Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?», молодой человек формирует:

    – самосознание - целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

    – мировоззрение - целостная система взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

    – мировоззренческий поиск - социальная ориентация личности, осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    Но мировоззрение - это не только система взглядов, но и система убеждений, переживание которых сопровождается чувством их правильности. Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности проблем смысла жизни, осознанием и осмыслением своей жизни не как цепочки случайных событий, а как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл.

    Становление мировоззрения, само по себе, ни что иное как стремление свести многообразие усвоенных знаний в более или менее стройную систему взглядов на мир как нечто целостное и закономерное, когда проявляется тяга к обобщениям. Иногда это выражается в попытках создать свою систему мироустроиства, иногда в участии в различного рода социальных движениях.

    С мировоззренческими установками непосредственно связано моральное и профессиональное самоопределение. Решая вопросы выбора жизненного пути, юноша исходит из складывающихся у него основных жизненных позиций, убеждений, нравственных идеалов, ценностных ориентации. Становление мировоззрения, морального и профессионального самоопределения осуществляется, таким образом, в тесном переплетении друг с другом.

    Остается чрезвычайно важной и та сторона жизни, что связана с общением. В общении с близкими взрослыми появляется новый аспект - заинтересованность в опыте и знаниях старших, их оценках и рекомендациях. Это имеет значение не только для решения вопросов собственного самоопределения; это еще и новый аспект отношения - отношения к близкому взрослому как к наставнику, учителю в той или иной сфере выступающему носителем соответствующего идеала.

    Юность - первый период взрослой, самостоятельной жизни. Ответственность за свою судьбу, за всю последующую жизнь определяет специфику этого возрастного этапа. Для кого-то в юности начинается реализация жизненных планов, четко намеченных еще в старших классах школы, идет проверка их правильности в жизненной практике. Многие же продолжают поиски себя во взрослой жизни, пытаясь решить проблему самоопределения методом проб и ошибок. Несмотря на то что мировоззренческие установки сформировались в предыдущем возрастном периоде, очень многое еще уточняется и окончательно осознается в ходе этих зачастую мучительных поисков. Окончательное самоопределение, позволяющее начать утверждать себя в жизни, является центральным возрастным новообразованием юности.

    Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

    Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно напряженными. Некоторые старшеклассники плавно и непрерывно продвигаются к переломному моменту жизни, а затем относительно легко включаются в новую систему отношений. Они больше интересуются общепринятыми ценностями, в большей степени ориентируются на оценку окружающих, авторитет взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные изменения, которые благодаря хорошо развитой саморегуляции не вызывают сложностей в развитии.

    Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Ведущее место у старшеклассников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся значимыми. Подавляющее большинство юношей и девушек – это учащиеся либо общеобразовательной школы, либо средних профессиональных или специальных учебных заведений. Вместе с тем определенная часть юношей и девушек начинают самостоятельную трудовую деятельность. Основные закономерности развития в юности конкретизируются в специфическом содержании и условиях образования и развития молодого человека. Для ранней юности характерно формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план – это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, существует ряд противоречий. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены.

    Одно из достижений этой ступени – новый уровень развития самосознания: 1) открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; 2) стремление к самопознанию; 3) формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; 4) самоуважение; 5) становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может вслух сказать: «Я лично отвечаю за это!»

    Взросление как процесс социального самоопределения многомерно и многогранно. Рельефнее всего его противоречия и трудности проявляются в формировании жизненной перспективы, отношения к труду и морального сознания.

    «В каждой молодости,- писал И. А. Бунин,- есть некоторое особенное время расцвета ее, когда кажется, что это время есть лишь начало чего-то бесконечного, что будет еще множество времен, событий, встреч, и все замечательных». Человек в эти годы «все приготовляется к чему-то, хотя и не знает к чему - и странно - об этом мало заботится к чему, как будто совершенно уверен, что само найдется».

    Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.

    Мировоззрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

    Но мировоззрение - не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

    Юность - решающий этап формирования мировоззрения , потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию».

    Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы. Разнообразная, противоречивая, поверхностно усвоенная информация складывается в голове подростка в своеобразный винегрет, в котором перемешано все что угодно. Серьезные, глубокие суждения странным образом переплетаются с наивными, детскими. Старшеклассник может, не замечая этого, в течение одного и того же разговора радикально изменять свою позицию, одинаково пылко и категорично отстаивать прямо противоположные, несовместимые друг с другом взгляды. Он часто оказывается в ситуации Алисы в стране чудес: «Ты... кто... такая?- спросила Синяя Гусеница.- Сейчас, право, не знаю, сударыня,- отвечала Алиса робко.- Я знаю, кем была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась». Но, в отличие от Алисы, юноша склонен утверждать, что всегда говорил и думал одно и то же.

    Наивные взрослые часто приписывают этот сумбур недостаткам обучения и воспитания. На самом деле - это нормальное свойство ранней юности. Как справедливо заметил польский психолог К. Обуховский (1972):

    Потребность в смысле жизни, в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл,- одна из важнейших потребностей личности. В юности, когда человек впервые ставится перед сознательным выбором жизненного пути, эта потребность переживается особенно остро.

    Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

    В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования, и перспективы развития всего человечества. Но где взять такую формулу?

    Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл,- такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

    Это не значит, конечно, что рефлексия и самоанализ - «излишество» человеческой психики, от которого нужно по возможности избавляться. Такая точка зрения, при последовательном ее развитии, привела бы к воспеванию животного или растительного образа жизни, полагающего счастье в том, чтобы полностью раствориться в какой угодно деятельности, не задумываясь о ее смысле. Критически оценивая свой жизненный путь и свои отношения с окружающим миром, личность возвышается над непосредственно «данными» ей условиями, ощущает себя субъектом деятельности. Поэтому мировоззренческие вопросы не решаются раз и навсегда, каждый поворот жизни побуждает личность снова и снова возвращаться к ним, подкрепляя или пересматривая свои прошлые решения. В юности это делается наиболее категорично, причем в постановке мировоззренческих проблем для нее характерно то же противоречие между абстрактным и конкретным, что и в стиле мышления.

    Вопрос о смысле жизни ставится в ранней юности глобально и на него ждут универсального, годного для всех ответа.

    «Столько вопросов, проблем мучают и волнуют меня,- пишет восьмиклассница.- Для чего я нужна? Зачем я появилась на свет? Зачем я живу? С самого раннего детства ответ на эти вопросы мне был ясен: «Чтобы приносить пользу другим». Но сейчас я думаю - что же такое «приносить пользу»? «Светя другим, сгораю сам». В этом, безусловно, и есть ответ. Цель человека «светить другим». Он отдает свою жизнь работе, любви, дружбе. Человек нужен людям, он не зря ходит по земле». Девочка не замечает того, что в своих рассуждениях по сути дела не продвигается вперед: принцип «светить другим» столь же абстрактен, как и желание «приносить пользу».

    Трудности юношеской рефлексии о смысле жизни - в правильном совмещении того, что А. С. Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Расширение временной перспективы вглубь (охват более длительных отрезков времени) и вширь (включение своего личного будущего в круг социальных изменений, затрагивающих общество в целом) - необходимая психологическая предпосылка постановки мировоззренческих проблем.

    Но совмещение ближней и дальней перспективы дается человеку нелегко. Есть юноши, и их немало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения на «потом». Установка (как правило, неосознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна, так как является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности. Юность - прекрасный, удивительный возраст, который взрослые вспоминают с нежностью и грустью. Но все хорошо в свое время. Вечная юность - вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие. «Вечный юноша», каким он известен по художественной литературе и психиатрической клинике, - вовсе не счастливчик. Гораздо чаще это человек, который не сумел в положенный срок разрешить задачу самоопределения и не пустил глубоких корней в важнейших сферах жизнедеятельности. Его изменчивость и порывистость могут казаться привлекательными на фоне бытовой приземленности и будничности многих его сверстников, но это не столько свобода, сколько неприкаянность. Ему можно скорее сочувствовать, чем завидовать.

    Не лучше обстоит дело и на противоположном полюсе, когда в настоящем видят только средство достижения чего-то в будущем. Чувствовать полноту жизни - значит уметь видеть в сегодняшнем труде «завтрашнюю радость» (А. С. Макаренко) и вместе с тем ощущать самоценность каждого данного момента деятельности, радость преодоления трудностей, узнавания нового и т. д.

    Педагогу важно знать, представляет ли старшеклассник свое будущее как естественное продолжение настоящего или как его отрицание, как нечто радикально другое, и видит ли он в этом будущем продукт своих собственных усилий или что-то такое (все равно - плохое или хорошее), что «само придет». За этими установками (обычно неосознанными) стоит целый комплекс социальных и психологических проблем.