Как стать служителем православной церкви. Как становятся священнослужителями

Священник - это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования нее должен соответствовать следующим правилам:

    возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;

    семейное положение: женат впервые или холост;

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен - изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование - это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии - это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии - это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества - это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: "Можно ли и как стать священником без семинарии?" На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это для получения сана.

в Беларуси

Для многих важным является вопрос о том, как стать священником в Беларуси. В данной стране есть большое количество соответствующих заведений, в которых могут обучиться желающие посвятить себя церкви. Попробуем их перечислить. Итак, в Беларуси сейчас действуют три училища, расположенные в Минске, Витебске и Слониме. Кроме этого, в столице работает семинария, а также духовная академия. Еще нужно упомянуть Институт теологии при Белорусском государственном университете.

При этом в Академию принимаются исключительно мужчины, обладающие высшим богословским образованием. Будущий священник должен быть холост или состоять в первом браке, обязательно крещеным. В семинарию Минска принимают как тех, у кого есть высшее образование, так и лиц, имеющих только среднее богословское образование. Кроме того, сюда может попасть только тот, кто отслужил в армии или документально освобожден от нее. Отметим, что на некоторые отделения духовных училищ могут поступать и девушки.

Таким образом, выбор учебных заведений велик, и здесь все тоже в первую очередь определяется искренностью побуждений и веры будущего священнослужителя.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором - восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: "Можно ли в этом случае стать священником?"

Вариантом для таких людей может стать в духовной академии - там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.

В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь - это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество - это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Разговор пойдёт о священническом призвании. Иногда, встречаются на жизненном пути люди, которым, кажется просто прописано быть священниками, а они мирские. Часть людей, окончив семинарию, а часто и духовную академию, отказываются от рукоположения, часто ссылаясь на отсутствие призвания. Что ж оно такое, это призвание?

Вот, на мой взгляд, два вида призвания, не реализовать которые, это точно «зарыть талант в землю». Последствия всем известны(((.

1. Призыв Бога. Те люди, которые были обращены в веру осенением благодати, считают, что точно так же должно произойти и призвание на священство. Не ощутив этого, они не решаются стать на путь служения. И только ощутив получение дара Святого Духа в виде сверхестественного ощущения на пастырство, они готовы будут стать на путь служения. Такие призывы бывают. История знает примеры даже убегания от священства молитвенников и учителей, но священство, а потом и епископство их неумолимо настигало, как настигло призвание в миссионерство Савла.

2. Зов веры. Ещё одно определение призвания, с которым я встречался в рассуждениях семинаристов и священников, основано на внутренней убежденности безальтернативности их жизненного пути в статусе священника. Т.е., у человека внутри нет никаких сомнений. Как, не священником?! А кем же тогда? Нет! Только служить Богу. Не то что третьего, второго не дано! Причём, никакого получения дара пастырства такие люди не испытывают. Но все, кто так рассуждали, впоследствии оказались добрыми пастырями и очень активными церковными деятелями, хоть в 17 лет, хоть в 50.

Это и есть два вида именно призвания. Одно через прямое призвание, а другое – через горение веры и желание быть полезным Богу. Но священниками становятся не только таким путём. Если бы к сану было только этих два пути, то священников бы радикально не хватало. Потому встречаются не призвания, а приходы в священство. Вот те, с которыми мне довилось познакомиться, наблюдая за семинаристами и будучи знакомым со многими священниками.

3.Есть священники без призвания, но по наследству или благословению духовника, которому показалось , что его сын/духовный сын может быть священником. Они могут относиться к служению как к простой работе. Отслужил Литургию, требки отслужил, и день прошел. Если был пример с детства, то такой путь очень знакомый и понятный. И на него ступают, и служат, без энтузиазма, профессионально, иногда без души. Хотя есть у меня примеры наследственного священства с горением сердца и безальтернативностью служения. Но путь «наследственный» в стиле «ни рыба ни мясо» присутствует. Но он, кстати, ещё не самый худший.

4.Есть сознательный, чисто человеческий выбор служения, без ощущения безальтернативности, в надежде, что за желание быть полезным делу спасения людей, Господь укрепит веру и благословит служение священника. Часто бывает в зрелом возрасте, после прихода понимания, что служить Богу и людям в радость. А то, чем до этого занимался, только отвлекало в сторону. Опасность есть в принятии таких решений сгоряча, без знания содержания служения священника. Столкнувшись с приходской рутиной, может поломаться «красивая картинка» учительства и миссионерства, и возникнет сожаление о принятом решении.

Есть и опасные приходы на служение.

5.Выбор максималиста: если уж стал верующим, то только священником. Идущие по этому пути часто перегорают и могут жалеть о выбранном пути. Иногда и сходят с него, не выдержав напряжения внутреннего ропота.

6.Приход по тщеславию. Насмотревшись внешней стороны жизни некоторых знаменитых священников, или желая выделиться, или испытывая слабость к почитанию людей, которого часто удостаиваются священники. Бывают экземпляры, которым нравится ходить в священнических одеждах (не так как все). Некоторые считают себя потенциально великими богословами, не понимая, что на богословие у не священников времени намного больше. Кстати, хоть и опасный мотив, но если есть вера и понимание пути спасения, то в конце концов, после стабилизации, могут быть неплохими пастырями и учителями. Но не сразу.

Очень неблагочестивые мотивы:

7.Не нравится светская работа, вроде верю, и больше ничего не умею делать и ничему не хочу учиться. А не пойти ли мне в священники? Кадилом махать та проповеди читать. Сори за цинизм, это не мой подход, но он имеет место.

8.Предлагают по связям или за взятку «жирный приход», а у настоятеля мерс в гараже. Может и я себе наколядую/намахаю кадилом по-быстрому.

Самое страшное, что и такое бывает, хоть и не часто. Я знаю, что есть люди, ждущие осенения свыше, но которые и так горят живой верой и ищут любви. Поступая так, они остаются вне сана, оставляя места для исполнителей, а не служителей. Потому у меня и рождаются определённые соображения, не согласные с такой позицией. Если тщеславные, поправьте.

Представим человека, который прекрасно из многолетнего опыта знает суть служения иерея. Веру имеет достаточно глубокую. Давно и успешно работает по своей светской профессии. Но к нему приходит постепенное понимание того, что он мог бы служить с верой, и не служит. Он тратит кучу времени на изучение науки, совершенно бесполезной с позиций Царства небесного и даже где-то вредной с позиций спасения. Он понимает, что лучше эти усилия потратить на подготовку «Домой» себя и окружающих. Если у него есть опыт обращения людей из неверия в веру, то у него есть некоторые основания думать, что он может в служении выступить орудием Бога для спасения большего количества людей.

Он еще думает о том, что какой-то талант, с учетом вышесказанного у него есть. Он его получил от Господа, и зарывать его в землю нельзя, последствия из Евангелия всем верующим прекрасно известны. Человек понимает, что если он будет ждать призыва, как некоего разряда благодати у него в душе, то может и не дождаться. Не всех так призывают, даже если подобное произошло во время обращения в веру. И потом он не оправдается тем, что боялся войти в служение без явного призвания.

И вроде бы уже человек готов уйти в служение Богу. Но тут врубаются тормоза. А вдруг я только возомнил, что могу быть священником? А вдруг это во мне тщеславие говорит, и нет у меня вообще никакого таланта, и никто мне его не давал. Хотя я глубоко уверен, что те, кто получили обращение явным посещением благодати, уже имеют дар Святого Духа. И если к ним приходят мысли о священстве, то с большой вероятностью, что они от Бога. А вдруг это прельщение от бесов, которые знают, что потом я пожалею о выборе служения, и во мне проявится ропот? Вопросы правильные. И их самокритичный самопризывник должен задавать. Но откуда, ты, ограниченное творение, можешь знать, как благословится Господом твоё служение в его процессе, если ты будешь верен и старателен? Ведь даже козни бесов по их последствиям известны Богу, и Он их попускает, чтобы реализовался Его Промысел!!! И эти соображения всплывают в голове. А ещё понимание предоставленной мне Богом свободы выбора, которую он у меня не желает отбирать. И голова идёт кругом. При слабом уровне духовности не различить, где своё, а где привнесенное в голову извне.

Кстати, момент чёткого призвания, явного дара Духа, может отчасти бывает тем, кто внутри принял подобное решение самостоятельно. Если нет решения, то Бог через дар призывает редко, не нарушая свободы человека. Может давать дар тому, кто окажется орудием для Промысла, или тому, кто потом будет явно рад и будет благодарить Бога за призвание, а пока этого не осознаёт. Но в большинстве, человек сам должен проявить волю ко взятию креста служения. Или я не прав?

Обращаюсь с большой просьбой к священникам, которые дочитают статью до конца. Нам очень важны ответы на вопросы, чтобы понять, не слишком ли верующие осаживают порывы своей веры? Или не слишком ли они уповают на явный призыв, ожидая его, сложив руки? Ведь призыв оставить всё, взять крест и следовать за Христом и так постоянно звучит из Евангелия. Но кто уже связан семьёй и детьми, или не чувствует призвания к монашеству, тот может служить Христу диаконом или иереем. Понятно, можно оставаться на месте, и, совершенствуясь, спастись самому и помочь окружающим. Но если мысли о служении всё же регулярно и настойчиво всплывают, гнать их прочь (если нет первых двух видов призвания), или всё же есть другие правильные мотивы на служение, коих я не учел? Ведь в любом случае основным двигателем должна быть вера и желание послужить, даже если «побочные» мотивы не всегда святы (как то желание учительства или миссионерства).

Итак, вопросы, на которые хотелось бы получить ответы от действующих священнослужителей . Естественно, в обсуждении статьи могут принимать участие все желающие.

1.Расскажите, хоть инкогнито, хоть официально, что именно вас подвигло стать священником? Рассказ может быть лаконичным и без подробностей, если они не важны.

2.Чувствовали ли вы призвание от Бога на священство?

3.Что было у вас первичным: личный акт выбора или призыв благодати?

4.Как для себя понять, регулярные мысли о священстве – это прельщение с самомнением, максимализм веры или это таки готовность и желание к служению?

5.Может ли быть человеку предложение на священство не от Бога (если сам человек только размышлял об этом пути)?

6.Может в перечисленных выше видах становления на путь служения (8) я что-то упустил? Какие ещё есть мотивы становления священниками из вашего опыта или знакомых служителей?

Отвечать на вопросы можно и полностью, и выборочно. Как у кого будет со временем, вдохновением и готовности к открытости.

Не забывайте, что своими ответами, вы, возможно, поможете некоторым людям стать решительнее в поиске своего онтологически-правильного места под Солнцем.

После долгих гонений на религию при советской власти Православная Церковь России переживает период возрождения. Восстанавливаются храмы и монастыри, с каждым днем увеличивается количество прихожан. Для правильного воцерковления верующим людям нужны опытные, доброжелательные священнослужители.

Где и сколько учат на священника

Для того, чтобы стать священником в России, духовную семинарию. Обучение длится 4-5 лет, сроки зависят от учебного заведения. После окончания семинарии новоиспеченные священнослужители поступают в распоряжение Церковных Патриархатов Русской Православной Церкви и распределяются по приходам.

Высшее церковное образование делится на два этапа: бакалавриат и магистратуру. Для того, чтобы закончить первую ступень, нужно учиться 4 года. Вторая ступень духовного образования длится 2 года.

Магистратура приравнивается к академическому образованию и возможна только при окончании бакалавриата, то есть семинарии. Духовных в России много, можно выбрать из большого количества учебных заведений то, которое абитуриенту ближе по расположению и духу.

Семинарии есть в Москве, Санкт-Петербурге, средней полосе России, а также за Уралом и на Дальнем Востоке. Программы обучения в русских духовных семинариях позволяют получить качественное и бесплатное для духовное образование.

Существуют в семинариях и заочные формы обучения. Учатся таким образом 5 лет, существуют ежегодные пожертвования на обучение в размере 4 тысяч рублей и плата за проживание на период сессий.

Как поступить в семинарию

В семинарии принимаются только мужчины в возрасте от 18 до 35 лет, обязательно православного вероисповедания. Поступающие должны закончить полную среднюю школу, иметь аттестат и быть воцерковленными.

При поступлении нужны рекомендации священников из местных приходов, заверенные архиереями и перечень документов, необходимых абитуриенту всех ВУЗов России. Это справка о состоянии здоровья, паспорт, копия медицинского полиса и военный билет. Полный перечень документов нужно уточнять в учебном заведении.

В семинарии сдаются вступительные экзамены по Закону Божьему, а также поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тематику. Стать священнослужителем в России можно только при наличии до этого духовной жизни в Русской Православной Церкви и очень большого желания служить людям, неся им Слово Божие.

Источники:

  • Как живут и учатся будущие священники
  • Правила поступления в Донскую Духовную семинарию

Для поступления в духовную семинарию нужно соответствовать внутренним требованиям, предъявляемым Русской православной церковью к абитуриентам. Согласно им, в семинарию принимаются лица православного исповедания мужского пола в возрасте до тридцати пяти лет, имеющие среднее или высшее образование, холостые или женатые первым браком.

Инструкция

Для в духовную семинарию необходимо подготовить следующие документы:
прошение на имя ректора (заполняется по прибытии в канцелярии);
рекомендацию епархиального архиерея или приходского священника, заверенную епархиальным архиереем;
две фотографии формата 3х4 и шесть 6х8;
заполненную анкету (заполняется по прибытии в канцелярии);
автобиографию (заполняется по прибытии в канцелярии);
паспорт (в паспорте должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство);
билет или приписное свидетельство (должна быть отметка о постановке на воинский учёт);
страховой полис обязательного медицинского страхования, выданный по месту постоянного проживания (для граждан Российской Федерации) или международный страховой полис (для граждан ближнего и дальнего зарубежья, в том числе Белоруссии);
свидетельство о рождении;
документ об (духовном и светском);
справку о составе семьи;
свидетельство о Крещении;
свидетельство о брака и о Венчании (для женатых);
медицинскую справку ( № 086/у);
копию удостоверения о хиротесии во чтеца (для чтецов), копию удостоверения о рукоположении в сан священника (диакона) и копию последнего указа правящего архиерея о назначении на приход (для священнослужителей).

Порядок поступления в духовную семинарию един для всех учебных заведений. Различия встречаются только в дисциплинах, по которым экзамены. Поэтому, разумеется, нужно удостовериться о правилах поступления непосредственно в выбранном учебном заведении:
«Библейская », «Вероучение Церкви» и «Православное богослужение» (комплексный экзамен)
«Церковнославянский язык»;
Сочинение или изложение на церковно-исторические темы.
«Церковное пение» (прослушивание).

На собеседовании абитуриент должен продемонстрировать знание и понимание молитв:
: «Слава Тебе, Боже наш, Тебе», «Царю Небесный...», «Святый Боже...», «Пресвятая Троице...», «Отче наш...», «Приидите поклонимся...»;
утренних: «От сна востав...», «Боже, очисти мя, грешнаго...», Ангелу-Хранителю;
вечерних: «Боже Вечный...», «Вседержителю, Слово Отчее...», «Благаго Царя Благая Мати...», Ангелу-Хранителю;
Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся...», «Достойно есть...», «Взбранной Воеводе...», «Милосердия двери...», «Не имамы иныя помощи...»;
Символ веры. Молитва святого Ефрема Сирина. Молитва перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую...». Десять заповедей. Заповеди Блаженств. Тропари двунадесятых праздников. Тропарь своему святому. Псалом 50-й и 90-й.

Обратите внимание

Порядок поступления в духовную семинарию на заочное отделение отличается от обычного. На сектор заочного обучения принимаются священнослужители Русской Православной Церкви, возраст неограничен. Зачисление на сектор заочного обучения происходит по рекомендации епархиального архиерея без вступительных экзаменов. Поступающие на заочный сектор лично предоставляют в семинарию следующие документы:

Связанная статья

Источники:

  • Сайт Московской Правослвной Духовной Академии

Признанными центрами церковного образования в Русской Православной Церкви являются Московская Духовная Академия и Московская Духовная Семинария. Выпускники этих образовательных учреждений внесли огромный вклад в развитие духовности России. Главным условием для христиан, пожелавших обучаться в Академии, будет являться прохождение ими курса обучения в Семинарии.

Инструкция

Прежде всего, следует , что в духовную семинарию принимают не каждого, а только тех православных, кто получил опыт духовной жизни и намерен посвятить себя служению церкви. Поэтому обязательным условием в духовную семинарию будет благословение духовника, утверждаемое правящим архиереем.

Возраст лиц, принимаемых на обучение в Семинарию – от 18 до 35 лет. Кандидат должен иметь законченное общее среднее . Поступление в духовное учебное заведение сопровождается приемными экзаменами. Кроме того, кандидатам предстоит собеседование с членами приемной комиссии.

Особое внимание уделяется определению общеобразовательного уровня кандидата, интересам и увлечениям, знанию истории страны, ее культурного и духовного наследия. В ходе беседы, которая обычно не носит вид экзамена, члены приемной комиссии выясняют также, насколько хорошо поступающий понимает процессы, происходящие в современном обществе.

В Московскую Духовную Семинарию может представитель из любого региона России и стран СНГ. Есть поступающие и из тех республик бывшего Советского Союза, где христианство не является преобладающей религией. Первое место из регионов России по числу обучающихся занимают Московская область и Москва. Впрочем, столицу всегда отличало не столько количество поступающих в Семинарию, но также их достаточно высокий образовательный уровень.

Православные Духовные Семинарии являются высшими учебными заведениями христианской Церкви. Образовательный процесс может длиться четыре года (по системе бакалавриат) плюс еще пару лет (система магистратуры).


В Духовных семинариях основой учебного процесса является изучение традиций православной веры и основных постулатов христианских (догматических и нравственных). Можно сказать, что в семинарии обучают самой христианской жизни. Но нельзя думать, что в таких учебных заведениях ничего, кроме Библии студенты не читают. В каждой семинарии существует несколько кафедр. Среди них выделяют кафедры богословия (теологии), церковно-исторические, филологические (например, классического и зарубежного языкознания), литургические, церковно-практические, отечественной истории и некоторые другии (в зависимости от специфики заведения).


Основными предметами считаются Священное Писание Нового и Ветхого Заветов, догматическое богословие, литургика, патрология, церковная история. Кроме дисциплин сугубо христианских, студенты изучают множество светских наук. Так, преподаванию древних языков (латыни, древнегреческому и древнееврейскому) может уделятся особое внимание. Учащиеся стараются вникнуть в различные виды историй, причем не только церковных, но и светских (отечественная история, всемирная история и другие).


В семинариях преобладают гуманитарные дисциплины. Студенты изучают философию религиозную и светскую, занимаются изучением различных отраслей психологии. Специальные курсы могут читаться по основам работы с заключенными и спецификам преподавания теологии. В некоторых семинариях есть высшая математика, а также такие предметы, как наука и даже физическая культура.


Отдельное место в образовательном процессе занимают изучения вероучения инославных церквей (католических и протестантских) и сектоведение. Умение дискуссировать читается на лекциях по риторике и ораторскому искусству, а на гомелетике студентов учат правильно составлять проповеди.


Получается, что человек, получивший диплом об окончании семинарии, является не только специалистом в области богословия, но и может разбираться в основных гуманитарных науках.

Как стать священником?

Дата публикации 03.06.2010

Образу православного священнослужителя за последние годы в нашей стране посвящены художественные фильмы. Представители Русской Православной Церкви являются частыми гостями различных телепередач на светских телеканалах и непременными участниками важнейших государственных церемоний. Однако до сих пор для невоцерковленной части общества мир священнослужителей во многом остается закрытым. Корреспондент газеты «Вакансия» решил узнать, а как же обучают священников в нашем городе? Для этого мы обратились к преподавателю семинарии, настоятелю Церкви Иконы Божией Матери Скоропослушницы протоиерею отцу Борису (БЕЗМЕНОВУ).

– Бытует мнение, что в семинарию принимают чуть ли не с порога. Так ли это на самом деле?

– При советской власти поступать к нам было очень рискованно. Поэтому около 60% семинаристов составляли выходцы из сел Западной Украины, где сохранялись сильные духовные традиции. Я даже выучил украинский язык, пока работал в приемной комиссии. Из экзаменов в 60–70-е годы у нас были только диктант, собеседование и пение. Сегодня же уровень поступающих заметно повысился, к нам приходят «люди с ноутбуками», так что приемной комиссии есть из кого выбирать.

– А какой сегодня конкурс? Условно говоря, сколько претендентов на одно место и каковы общие требования к будущим семинаристам?

– Трудно назвать конкретную цифру, поскольку желающему поступить в семинарию придется пройти серьезное отборочное сито. Начнем с того, что, согласно установленным правилам, в Санкт-Петербургскую православную духовную семинарию, являющуюся высшим специальным учебным заведением, принимают лиц мужского пола в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих как минимум среднее образование, холостых или женатых первым браком. Чтобы быть допущенным к собеседованию и устным экзаменам, абитуриентам необходимо заручиться рекомендацией епархиального архиерея или заверенной им рекомендацией приходского священника. А далее помимо сдачи устных экзаменов по библейской истории Ветхого и Нового Завета, Катехизису, общецерковной истории, истории Русской Православной Церкви, Церковному уставу поступающие должны написать изложение на библей-скую или церковно-историческую тему. Также приемная комиссия проверяет знание основных молитв, церковных песнопений, наличие музыкального слуха. Обязательным условием является умение читать Псалтирь на церковно-славянском языке.

– И когда начинаются вступительные экзамены?

– Экзамены в семинарию начинаются с середины августа. Сами занятия – с 1 сентября. Кстати, срок обучения составляет пять лет. Студентам выплачивается стипендия. Иногородним, а также всем холостым учащимся предоставляется общежитие и бесплатное питание. Причем, понятное дело, они могут выходить в город, но ночевать должны в общежитии.

– Поступить не просто. Но как затем решается судьба выпускника? По какому принципу идет распределение?

– Наши семинаристы не только из Санкт-Петербург-ской епархии, а со всей России. Более того, у нас есть факультет для иностранных студентов. Каждый окончивший семинарию затем возвращается в свою епархию, где священноначалие распределяет выпускников по приходам. Бывает, что оставляют в Петербурге способных студентов из других епархий, но для этого необходимо благословение епископа, рекомендовавшего для поступления. А все местные идут к нашему митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру, он и решает, куда направить выпускников на служение. Конечно же, каждый выпускник семинарии драгоценен. Сегодня почти в каждой епархии есть свои семинарии и духовные училища. Поэтому многие наши выпускники становятся преподавателями.

– Правда ли, что до окончания обучения в семинарии студенту необходимо либо найти супругу, либо стать монахом?

– Принять духовный сан можно, только предварительно решив свою участь. Нужно определиться – идешь ли ты по монашеской стезе или женишься. После принятия сана менять свой статус нельзя. Есть три варианта: человек принимает монашеский постриг, либо он женится и у него остается одна жена на всю жизнь, либо третий, крайне редкий и нежелательный путь: человек не постригся, не женился, но не готов стать монахом. Это называется целибатом.

– А где будущие священнослужители находят себе невест? Ведь на танцы в ночной клуб, к примеру, семинаристу идти нельзя...

– Раньше найти невесту для семинариста было большой проблемой. Сегодня у нас в семинарии открыт регентский класс, где готовят дирижеров духовного хора. В основном там обучаются девушки из верующих семей, желающие получить духовное образование. Многие из них выходят замуж за студентов семинарии, становятся матушками. Есть у нас примеры, когда браки заключаются после знакомства на православных сайтах.

Священники: кто они такие?

Начнем тему с того, кто такие священники. Правильнее называть их не священниками, а священнослужителями, но первое определение богослужителей более привычное для россиян, но и более короткое, удобное. Однако стоит учитывать, что священник или иерей имеет только вторую степень священства, а значит не имеет права на таинство рукоположения! Назначают священников епископы или архиереи, имеющие высшую степень священства. Назначение происходит через таинство рукоположения. В России давно обращение к священнику звучит как «батюшка», а так же «отец», но правильнее всего обращаться к священнослужителю данного чина «Ваше преподобие». В зарубежной церкви такое обращение относилось к священнику монаху, а если священник был женат, то необходимо было обращаться «Ваше благословение».

Нельзя не отметить и такое обращение, и название священнослужителя, как «Поп» (вспомните, например, сказку «О попе и его работнике Балде»). Однако обращение это имело довольно простонародный и даже негативный смысл, хотя лет пять в середине 18 века священников было официально принято называть попами. А название богослужителей, как «священников» появилось и укрепилось позднее, при Екатерине 2 и ее духовном наставнике Панфилове Иване. Под названием «папа» осуществляют свою деятельность католические священники. Интересно и название жены священника. Раньше их звали «попадьями», сейчас же они «матушки».

Путь к священству.

Для того, как стать священником, необходимо готовиться, многое знать о себе, о своей вере. Давайте разберем, какие «ступени карьерной лестницы» могут ожидать и готовятся перед будущими и действующими священнослужителями. Священнослужители различаются по степени доступных священств для них:

1. Диакон. Этот священнослужитель может служить при проведении различных таинств;

2. Священник. Священнослужитель данного «уровня» может совершать таинства, т.е. проводить их;

3. Епископ. Высшая стадия священности, священнослужитель может не только проводить службы и таинства, но и посвящать желающих и готовых к проведению таинств.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо окончить семинарию. Поступить туда не так легко, как может показаться. Вот что предстоит, чтобы стать студентом семинарии:

— быть мужчиной старше 18 и моложе 35 лет,

— иметь минимальное образование (т.е. среднее),

— быть не женатым или иметь первый брак,

— сдать устно экзамены по истории Библии (Ветхий и Новый Завет), общецерковной и Русской Православной истории, Катехизису и Церковному уставу,

— письменно сдать изложение на церковную историческую тему или на библейскую тему,

— ответить на дополнительные вопросы приемной комиссии (могут проверить умеете ли вы читать Псалтирь, знаете ли молитвы, песнопения и есть ли у вас музыкальный слух).

Сдача экзаменов начинается в августе, а обучение как обычно с 1 сентября. Учиться необходимо не больше, чем в простом учебном заведении – 5 лет. Кроме того, студенты семинарии получают стипендию, а иногородние и неженатые получают комнату в общежитии и питание.

Через 5 лет обучения в семинарии выпускник приезжает в епархию, где совершается распределение бывших студентов по приходам. Важно вот еще что: лучше всего будущему священнослужителю сразу определиться станет ли он монахом или женится. Путей развития событий всего три:

— женитьба (один раз на всю жизнь!) до принятия сана,

— отказ от пострига, неготовность к женитьбе и отложение принятия сана (целибат).

Как только духовный сан будет принят, поменять его будет невозможно! Потому стоит определиться с решением как можно раньше, и если не хочется, то жену стоит найти во время обучения в семинарии. Это не очень сложно, т.к. найти невесту можно, например, в духовном хоре, на православном сайте или форуме и т.д.