Кто рассматривал человека как духовное существо. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. B. Образования и воспитания
На тему духовного мира человека можно рассуждать бесконечно, так как эта тема остается изученной довольно поверхностно. В чем заключается духовность, а в чем - бездуховность? Почему один человек считается духовно развитым, а другой - нет?
Человека как духовное существо и духовный мир
Чем взрослее становится человек, тем чаще задумывается о своем саморазвитии и об уровне осознанности в своей жизни. Чем больше опыта и впечатлений получает сознание человека, тем шире и ярче становится его духовным мир.
Дать конкретное определение понятию «духовный мир» практически невозможно. Духовный мир означает его внутреннюю духовную жизнь, включающую в себя чувства, знания, веру и высокие цели человека.
Можно описать духовную жизнь людей, как богатство достижений разума и чувств, которые объединены в духовные ценности и ведут к созиданию новых и более высоких ценностей.
Если говорить о человеке, который духовно развит, то о нем можно сказать, что он стремится к высоте помыслов и идеалов, и соответственно своему духовному развитию и поступает. Потому что о духовности нельзя говорить только в сознательном ключе, духовность также означает и практику.
А человек, который слабо развит духовно, не может оценить красоту окружающего мира, и его внутренняя жизнь бедна и бесцветна.
Таким образом, духовность означает высший уровень развития человека и саморегуляцию зрелой личности. Он руководствуется высшими духовными ценностями, а не своими личными потребностями и желаниями.
Мировоззрение
Мировоззрением называют совокупность взглядов человека на мир, окружающий его. От других элементов духовного мира человека мировоззрение отличается тем, что оно представляет собой взгляд на целый мир, а не только на какую-то его часть.
В мировоззрении заключается отношение человека ко всему окружающему, мировоззрение отображает те чувства, которые мир дает человеку. Поэтому мировоззрение можно назвать целостным представлением человека об обществе, человеке, природе и то, в какие моральные ценности и идеалы эти представления формируются.
Каждому историческому периоду присуще определенно мировоззрение, как и каждому отдельному человеку - тоже. Так как каждой эпохе были свойственны определенные проблемы и доступны лишь некоторые знания, но и общее мировоззрение людей отвечало этим параметрам.
Но независимо от общества или вида государства, в котором живет человек, его мировоззрение - это индивидуально. Но люди могут быть со сходными мировоззрениями, ведь есть факторы, которые обстоятельственно объединяют людей и их представления о жизни становятся похожими.
Ценностные ориентиры человека
Если говорить о духовности человека и о его духовном мире, то следует обратить внимание и на ценностные ориентиры человека. Это как раз то, что является наиболее дорогим и даже святым для определенного человека. Ценностные ориентиры отражают отношение человека к событиям, явлениями и фактам, ко всей действительности.
Поэтому ценностные ориентиры совершенно разные для различных обществ, наций и стран. При помощи ценностных ориентиров формируются жизненные приоритеты и цели деятельности. Выделяют такие виды ценностей, как нравственные, политические, религиозные, профессиональные и художественные.
Тема: Человек как духовное существо
Выполнила
Якунина Е.Н. учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 1р. П. Пачелма
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_1.jpg)
Цель: формирование у учащихся моральных ориентиров, гуманистического мировоззрения, гражданственности и общей культуры.
Задачи:
- выработка понимания понятия “духовность”;
- формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции;
- воспитание нравственно-духовных ценностей.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_2.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_3.jpg)
Что же такое духовный мир человека?
- В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
- Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_4.jpg)
- Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путем общения и особенно путем обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_5.jpg)
Что такое мораль? Кто же устанавливает моральные нормы?
- Мораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_6.jpg)
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_7.jpg)
- Не придавайте Аллаху в сотоварищи другое божество (Коран, 17:22) .
- Почитайте своих родителей (Коран, 17:23) .
- Отдавайте другим то, что им положено (Коран, 17:26) .
- Обращайтесь ласково с сиротами (Коран, 17:34) .
- Будьте верны в мере, когда взвешиваете и взвешивайте правильными весами (Коран, 17:35) .
- Выполняйте свои обещания (17:34) .
- Не убивайте своих детей из боязни обеднения (Коран, 17:31) .
- Не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе, как по праву (Коран, 17:33) .
- Не приближайтесь к прелюбодеянию (Коран, 17:32) .
- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания (Коран, 17:36) .
- Не ходи по земле горделиво (Коран, 17:37) .
- Не расточай своё богатство безрассудно, а придерживайся середины (Коран, 17:26, 27) .
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_8.jpg)
«Золотое правило» нравственности
- Оно гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе».
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_9.jpg)
Задание: выберите каждый по одному высказыванию, которое ближе всего вашим убеждениям. Напишите в тетрадях краткое эссе, используя уже известную вам схему
- Самое верное средство остаться бедным - быть честным человеком.
Наполеон Бонапарт
- Есть тысяча способов быть очень дурным человеком, не нарушая ни одного закона.
Жермена де Сталь
- Не надо думать, что человек, поступающий в соответствии со своими убеждениями, уже порядочный человек. Надо проверить, а порядочны ли его убеждения.
Федор Михайлович Достоевский
- Один из самых обычных и ведущих к самым большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами "Все так делают".
Лев Николаевич Толстой
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_10.jpg)
- 1. Внимательно изучи высказывание, уясни его содержание
- 2. Сформулируй проблему
- 3. Раскрой отношение автора высказывания к проблеме (2-3 предложения)
- 4. Аргументируй свою позицию (2-3 аргумента)
- 5. Сделай выводы
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_11.jpg)
Задание: на этом слайде вы видите таблицу, в которой заполнена только левая часть. Используя материал параграфа на стр. 37-39 найдите определения для данных терминов
Идеал
Ценности
Совесть
Патриотизм
Гражданственность
ОТВЕТ
безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств.
Идеал
совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке
Ценности
то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе.
Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло.
Совесть
способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.
Патриотизм
ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ
Гражданственность
социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_13.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_14.jpg)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_15.jpg)
Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
Обыденное (житейское)
Религиозное
Научное
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_16.jpg)
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
Язы к
Культура
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_17.jpg)
История народа
ЧТО ВЛИЯЕТ НА МИРОВОЗЗРЕНИЕ?
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_18.jpg)
Какую же роль играет мировоззрение в деятельности людей?
- Во-первых, дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
- Во-вторых, именно мировоззрение позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности.
- В-третьих, человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_19.jpg)
Каждое мировоззрение имеет свои достоинства и недостатки
Виды мировоззрения
Достоинства
Обыденное мировоззрение
Недостатки
опирается на непосредственный жизненный опыт человека
Религиозное мировоззрение
тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей.
мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры
Научное мировоззрение
проявляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование.
прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социальной деятельностью людей
человек еще не занял в научном мировоззрении подобающего ему места
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_20.jpg)
- Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не дает ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_21.jpg)
Закрепление (тест)
- 1. Популярный композитор работает над новой песней, посвященной защите мира. Какой вид деятельности иллюстрируется этим примером?
1) духовная
2) экономическая
3) политическая
4) социальная
- 2. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической и социальной. К социальным характеристикам человека относят
1) возрастные особенности
2) расовые отличия
3) проявления наследственности и изменчивости
4) духовные идеалы и ценности
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_22.jpg)
Подумайте
- 3. Вставьте пропущенное в схеме слово:
Вторичные (приобретенные потребности)
социальные
престижные
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_23.jpg)
Не спешите!
- 4. Из приведенных примеров выберите те, которые относятся к духовной деятельности человека
- материально-производственная деятельность
- познавательная деятельность
- социально-преобразовательная деятельность
- прогностическая деятельность
- ценностно-ориентировочная деятельность
- 5. К духовным ценностям относится:
1) микроскоп
2) компьютер
3) научное открытие
4) телевидение
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_24.jpg)
Соотнесите правильно
- 6.Мировоззрение формируется под влиянием:
A. Личного опыта.
Б. Окружающей культурной среды.
1) верно А и Г
2) верно А В Г
B. Образования и воспитания.
Г. Психологических особенностей личности.
3) верно В и Г
4) верно А Б В Г
![](https://i0.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_25.jpg)
Выбери правильно
- 7. Способность личности к моральному самоконтролю называется:
1) совестью
2) убеждением
3) талантом
4) этикетом
- 8. Фундаментом духовной жизни общества является:
1) познание
2) искусство
4) культура
![](https://i2.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_26.jpg)
- Есть очень много самых разных мнений о морали и нравственности - про то, что цель оправдывает средства, и что победителей не судят. Наверное, те кто так считает- имеет на это право.
- Все можно простить, но не извращение тех высших истин, до которых с таким трудом дошло человечество. (Л.Н. Толстой)
![](https://i1.wp.com/arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_544e48132449d/img_user_file_544e48132449d_27.jpg)
Домашнее задание
- 1.Параграф 4 учебника, задание 1-4.
- 2.В сети Интернет найти определение понятия «гуманистическое мировоззрение»
У р о к 7
Человек как духовное существо
(продолжение)
Цель: сформировать представление учащихся о роли мировоззрения в жизни человека.
Тип урока : изучение нового материала.
Х о д у р о к а
I. Работа по теме урока.
Духовный мир личности (микрокосм человека) – целостное и в то же время противоречивое явление. Это сложная система, элементами которой являются:
1) духовные потребности в познании окружающего мира;
2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;
3) убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении, и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;
4) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;
5) способность к различным формам социальной деятельности;
6) чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом;
7) цели, которые человек сознательно ставит перед собой;
8) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.
Ценности представляют собой предмет устремлений человека, являются важнейшим моментом смысла его жизни.
– Как вы думаете, меняются ли ценности на протяжении истории или остаются неизменными? Что влияет на их изменение? Приведите примеры.
Современная цивилизация выработала общечеловеческие ценности, в основе которых лежит гуманизм. Общечеловеческие ценности отражают духовный опыт всего человечества и создают условия для реализации общечеловеческих интересов, обеспечивают полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.
Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение.
Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир, который его окружает, определенные моральные представления, верования, установки, свойственные личности и используемые в качестве фундамента при построении отношений с окружающим миром.
Мировоззрение – совокупность обобщенных взглядов на объективную реальность и место человека в ней, на отношения людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, принципы, идеи и идеалы.
Мировоззрение воздействует на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер его жизненных стремлений, на быт, вкусы, интересы.
Наше мировоззрение складывается под влиянием окружающих нас людей и того опыта, который передают нам старшие. В семье ребенок учится ходить, говорить, понимать окружающий его мир, пытается разобраться в добре и зле, усваивает простейшие правила поведения.
– Существует ли конфликт поколений? В чем его причина? Можно ли его преодолеть?
Молодежи следует понимать и уважать находящихся рядом, помня о том, что старая мудрость направляет юную бодрость, а юная бодрость и сила поддерживает старую мудрость. Не следует полностью отказываться от опыта предков, забывать древние традиции и обычаи, смеяться над прежними представлениями. Только тот народ способен сохранить себя и быть счастливым, который чтит свою историю, берет из нее все самое лучшее и извлекает уроки из прошлых ошибок.
Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.
Р а б о т а в г р у п п а х.
З а д а н и е:
1-я группа – с. 45, № 5 (вопросы для самопроверки);
2-я группа – с. 45, № 6 (вопросы для самопроверки);
3-я группа – с. 45, № 7 (вопросы для самопроверки);
4-я группа – с. 45, № 8 (вопросы для самопроверки).
II. Закрепление изученного.
З а д а н и е. Изучив с. 40–44, выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей.
Домашнее задание: § 4.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»
Выполнила:
ученица класса М-10-2
Егорова Мария Сергеевна
Чебоксары, 2016
Человек как духовное существо
Помня слова известного писателя-публициста В. А. Сухомлинского, о том, что человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой, а для того, чтобы оставить о себе след вечный, многие люди стремятся осознать свое место в общественных отношениях и намечают свои направления развития и самовоспитания. Этот процесс в философии называют «человеческим самостроительством». Объектом такого строительства является духовный мир человека.
Мир человека многогранен и определяет его внутреннюю, духовную жизнь, которая включает сознания, веру, чувства, стремления, мечты. В научном понимании духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижения разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых. Вообще духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности: добро, истина, красота….
Человек живя в социуме не может не подчиняться определенным правилам, важнейшими из них являются нормы и морали. Мораль – это система норм и правил, регулирующих общение и поведение людей. Моральные установки личности исследовались многими великими философами. Например, немецкий мыслитель И. Кант. так сформулировал категорический императив морали: не делай другому того, чего себе не желаешь, т.е. он утверждает личную ответственность за совершенные деяния.
Также духовный мир личности включает в себя ценности и идеалы. Идеал – это совершенство, высшая цель стремления человека, представление о высших моральных требованиях. Ценности – это то, что наиболее дорого и свято человеку. На основе этих ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты и появляются цели деятельности. Я считаю, что к числу самых важных ценностных ориентиров можно отнести патриотизм. Этим понятием обозначаются отношения человека к своему государству и народу и любовь к своему Отечеству.
В истории философской и этической мысли существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку с момента его рождения. Так некоторые французские философы полагали, что человек по своей природе добр и искренен. А представители восточной философии считали наоборот, что человек по своей природе является носителем зла. Однако, со временем философы все-таки пришли к единому мнению, что моральные начала не заложены в человека с рождения, а формируются в семье, на том примере, который находится у них перед глазами, в процессе общения с другими людьми, в процессе воспитания и обучения, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Самовоспитание представляет собой самоконтроль, высокие требования к самому себе и во всех видах деятельности.
- Чем духовный человек отличается от бездуховного?
- Есть ли кормчий у корабля по имени «личность»?
- Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?
Человек, взрослея, все чаще задумывается о жизненном пути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться, самовоспитываться. Этот процесс один из философов назвал «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.
Что же такое духовный мир человека? Начнем со слова «мир». Оно многозначно. В данном случае оно обозначает внутреннюю, духовную жизнь человека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей.
В научном обиходе понятие духовная жизнь людей охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности, поэтому некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека. Духовное характеризует не только сознание, но и практику.
Напротив, человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен, не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира.
Итак, духовность , согласно современным философским взглядам,- это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности. На этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких, как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т. е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.
Нет двух людей с абсолютно одинаковой судьбой, одинаковым духовным миром. Каждый человек индивидуален и неповторим. Но означает ли это, что каждый человек «сам по себе» и его ничто не объединяет с другими? Разумеется, нет. Людей объединяет многое: родина, язык, положение в обществе, возраст. Но зачастую то, что объединяет, одновременно и разъединяет: люди различаются и по языку, на котором говорят, и по возрасту, и по своему социальному положению. Духовный мир также весьма разнообразен: у разных людей - разные духовные интересы, жизненные позиции, ценностные ориентации, уровень знаний. Изучение памятников духовной культуры человечества, так же как и исследования духовного мира наших современников, показывает, что важнейшими элементами человеческой духовности являются ценности, мораль, мировоззрение.