Симонов монастырь план. Храмы моего города. Симонов монастырь. Фрагмент монастырской стены

Православные святыни. Симонов монастырь. Москва.

Симонов монастырь в Москве - славная и трагическая страница русской истории. Славная - потому что с этой обителью связаны многие достопамятные события русской истории, а трагическая - потому что эта страница была безжалостно вырвана глубоко чуждыми России руками...

Древний Симонов монастырь основан в 1370 году по благословению св. Сергия Радонежского его учеником и племянником - преподобным Федором, уроженцем Радонежа, принявшим постриг в Покровском Хотьковом монастыре. Во главе Симонова монастыря преподобный Федор прославился как авторитетный духовный наставник, он был личным духовником Дмитрия Донского. В 1388 году преподобный Федор стал Ростовским архиепископом. Умер он 28 ноября 1394 года. Его мощи покоились в Ростове, в Успенском соборе.

Свое название монастырь получил по имени инока Симона, в миру боярина Стефана Васильевича Ховрина, пожертвовавшего землю для монастыря. На этих землях - к югу от Москвы, в десяти верстах от Кремля - и был заложен монастырь.

Первоначально Симонов монастырь располагался несколько ниже по Москве-реке, у большой дороги в Москву, и Федор, стремясь найти большее уединение, выбрал для монастыря другое место, неподалеку от старого. В 1379 году монастырь был перенесен на его нынешнее место. На старом месте осталась только приходская церковь Рождества в Старом Симонове, под колокольней которой во второй половине XVIII века были обнаружены могилы знаменитых иноков Троице-Сергиевой лавры, Александра Пересвета и Родиона Ослябы, героев Куликовской битвы. Пережившая страшные разрушения, долгое время служившая компрессорной станцией завода «Динамо», эта церковь ныне снова возрождена к жизни.


Преподобный Сергий Радонежский считал Симонов монастырь «отраслью» своей Троицкой обители и всегда останавливался здесь во время приездов в Москву. Из стен Симонова монастыря вышла целая плеяда выдающихся подвижников и церковных деятелей: св. Кирилл Белозерский (1337 - 1427), св. Иона, митрополит Московский (ум. в 1461 году), патриарх Иосиф (ум. в 1652 году), митрополит Геронтий, архиепископ Ростовский Иоанн, знаменитый деятель нестяжательства инок Вассиан, в миру князь Василий Иванович Косой-Патрикеев. В монастыре жил и работал преподобный Максим Грек.

Монастырь был известен по всей России, и сюда стекались огромные вклады. Симонов монастырь особенно любил посещать царь Федор Алексеевич. Специально для него здесь были устроены кельи, где царь молился во время Великого поста. В 1771 году, при Екатерине II, монастырь был упразднен и по случаю распространившейся в ту пору эпидемии чумы превращен в чумной карантин. В 1795 году по ходатайству графа Мусина-Пушкина обитель была восстановлена.


По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». За долгие годы своего существования Симонов монастырь не раз принимал на себя натиск вражеских полчищ, подвергался татарским набегам, в Смутное время был разорен и разрушен едва не до основания.

Башни и стены монастыря строились в XVI веке. Как считают, их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь - строитель Смоленского кремля. Укрепленный при Борисе Годунове, монастырь отразил в 1591 году набег крымского хана Казы-Гирея. Новые стены монастыря и часть башен были сооружены в 1630 году, при этом в состав новой крепости вошли фрагменты старой крепости, построенной Федором Конем. Окружность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Из сохранившихся башен особенно выделяется угловая башня «Дуло», увенчанная высоким шатром с двухъярусной дозорной башенкой. Две другие уцелевшие башни - пятигранная Кузнечная и круглая Солевая - построены в 1640-е годы, когда велась перестройка оборонительных сооружений монастыря, пострадавших в Смутное время.



В монастырь вели трое ворот: восточные, западные и северные. В память об отражении нападения крымского хана Казы-Гирея в 1591 году была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. Над восточными воротами в 1834 году была возведена надвратная церковь Св. Николая Чудотворца.

В 1812 г. монастырь пострадал от французов, были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи
В Москве император Наполеон всё ещё надеялся на ответ Александра I, а Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР любовался оставшимися в целости красотами Москвы...

Симонов монастырь в Москве 7 октября 1812 года
Христиан Вильгельм Фабер дю ФОР

В 1832 году было принято решение о постройке новой колокольни Симонова монастыря. Средства для строительства дал купец Иван Игнатьев. Первоначальный проект в стиле классицизма составил известный архитектор Н. Е. Тюрин. Колокольня была заложена в 1835 году, но затем ее проект был изменен, и возводилась она уже в «русском» стиле по проекту К. А. Тона. Строительство завершилось в 1839 году. По своему силуэту и местоположению - близ монастырской ограды - колокольня повторяла колокольню Новодевичьего монастыря. Ее высота составляла более 90 метров. Огромная пятиярусная колокольня Симонова монастыря зрительно замыкала перспективу излучины Москвы-реки и была видна на много верст вокруг. Самый большой из висевших на колокольне колоколов весил 1000 пудов. На четвертом ярусе были установлены часы.

Еще в 1405 году в монастыре была построена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1476 году купол собора сильно пострадал от удара молнии. В конце XV века храм перестраивался одним из учеников Фиораванти по образцу Успенского собора в Кремле.

В конце XVII века собор был расписан артелью московских царских мастеров. Тогда же был выполнен резной золоченый иконостас, в котором находилась главная реликвия монастыря - Тихвинская икона Богоматери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Здесь же хранился золотой крест, осыпанный алмазами и изумрудами - дар царевны Марии Алексеевны.

В монастырском соборе были похоронены Симеон Бекбулатович - крещеный касимовский царевич, по прихоти Ивана Грозного венчанный в 1574 году «царем и великим князем всея Руси» и через два года свергнутый. Ослепленный в 1595 году по проискам Бориса Годунова, в 1606 году он был пострижен на Соловках и умер в Симоновом монастыре под именем схимника Стефана. Здесь же погребен сын Дмитрия Донского Константин Дмитриевич (во иночестве Кассиан), князья Мстиславские, Темкины-Ростовские, Сулешевы, бояре Головины и Бутурлины.


Трапезная Симонова монастыря сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича артелью каменщиков во главе с Парфеном Петровым. В ее состав вошли фрагменты предыдущей постройки 1485 года. При строительстве нового здания Парфен Петров, вероятно, уже человек немолодой и строивший в традициях первой половины XVII века, использовал детали раннемосковской архитектуры, которые не понравились монастырским властям. Они возбудили против мастера судебную тяжбу, и три года спустя трапезная была перестроена заново. На этот раз работами руководил известный московский мастер Осип Старцев, много строивший в Москве и в Киеве. Наряду с Яковым Бухвостовым он является самым выдающимся зодчим конца 17-го столетия. Имена Старцева и Бухвостова часто стоят рядом в документах того времени: это были своего рода «друзья-конкуренты», работавшие в стиле московского барокко, но обладавшие ярко выраженной индивидуальностью.

Новая трапезная Симонова монастыря стала одним из самых значительных сооружений конца XVII века. Пышно украшенное здание было ярко раскрашено «в шахмат» - стиль росписи, имитирующий каменную ограненую кладку. Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.

А в век дворянских любезностей и сентиментальных повестей обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».


итая эти строки, невольно пытаешься увидеть окрестности монастыря конца XVIII века. Увидеть и сравнить их с теперешними...

А тогда, после того, как Б.М. Федоров переделал сентиментальную повесть Карамзина «Бедная Лиза» в пьесу, и роль главной героини сыграла в ней несравненная М.С. Воробьева, влюбленные москвичи толпами стали гулять по берегу пруда, названного Лизиным, и вырезали на деревьях свои имена. Появилась даже язвительная эпиграмма на это паломничество:

«Здесь Лиза утонула, Эрастова невеста,
Топитесь, барышни, для всех здесь будет место».

Немного сегодня осталось от некогда богатого монастыря. На месте Святого (Лизиного) пруда высится ныне административное здание завода «Динамо».

Интересные воспоминания оставил о начале XX века писатель А. Ремизов.
«Симонов – место встречи «порченых» и «бесноватых». Их свозили со всех концов России в Москву: среди белых попадали черные – кавказские, и раскосые – сибирские, и желтые – китайские. После обедни их «отчитывал» неустрашимый, быстрый голубоглазый иеромонах о. Исаакий: говорком, шелестя, как листьями, словами молитв, изгонял он бесов. Но не столько само изгнание – бесы что-то не очень слушались Симоновского иеромонаха! – а подготовка во время обедни – это подлинно «бесовское действо!» – зрелище потрясающее. ... Бесовский пожар в Симонове ни с чем не сравним – зрелище ошеломляющее. Еще показывали: под стену монастыря подкапывающуюся гигантских размеров лягушку-демона, обращенного в камень; эта лягушка, о ней знала вся Москва, была как раз к месту и дополняла бесовское скопище. Есть странные любители смотреть покойников, а бесовское зрелище еще заразительнее: стоит раз взглянуть, как потянет еще и еще, не пропуская. В Симоновом народу и в будний день, как на праздник; на недостаток богомольцев нельзя было пожаловаться!»

В 1919 году было закрыто знаменитое Симоновское кладбище. Но до сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

Некрополь на территории Симонова монастыря также был разорён в советское время. Сейчас найденные надгробия установлены у ограды, отделяющей монастырскую территорию от ДК ЗИЛ.




До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

В 1923 году в помещении монастыря был открыт музей, который вел активную археологическую работу. Он просуществовал до 1929 года. А ночью 21 января 1930 года, в канун годовщины смерти В.И. Ленина, были взорваны все церкви, большая часть стен и башен. И через три недели здесь уже возводили по проекту братьев Весниных Дворец культуры ЗИЛ.

Давайте посмотрим старые фотографии Симонова монастыря и представим, каким он был


Вид с бывшей колокольни Симонова монастыря на территории современного завода ЗИЛ и сохранившуюся церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Справа церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, сохранившиеся и поныне.


Некрополь Симонова монастыря. Снимок сделан от стены собора. На заднем плане - Сторожевая башня монастыря.




Симонов монастырь. Постройки у южной стены


Симонов монастырь, собор и трапезная

Успенский собор Симонова монастыря

Симонов монастырь. Успенский собор

Симонов монастырь. Трапезная и Успенский собор

Симонов монастырь. Вынос церковкой утвари после закрытия монастыря


Симонов монастырь. Царская палата и паперть церкви Тихвинской Божией Матери


Симонов монастырь

Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., на его территории был организован музей, который существовал с 1923 по 1930 г. (находился в новой трапезной). Освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы, в них разместили 300 семей. Несколько храмов оставались действующими. В 1929-1930 гг. в монастыре работал П.Д. Барановский, который возглавлял здесь работу по созданию филиала ГИМа - Музея военно-крепостной обороны на базе уже существующего музея бывшего Симонова монастыря, он принимал активное участие в спасении древних памятников обители. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер. В конце июля 1929 г. приступили к раз­борке колокольни. Январь 1930 г. стал роковым для древней обители. 23 января был взорван Успенский собор, разрушена церковь Александра Свирского, Сторожевая и Тайницкая башни и часть стены. На следующий день 8 тысяч рабочих Ленинской слободы участвовали в разборке развалин Симонова монастыря. В сентябре приступили к разборке Никольской церкви. Летом были сломаны водяные ворота XVI в., постепенно разбирали монастырскую стену. Позже была разобрана Спасская церковь. На месте большей части монастыря в 1932-1937 гг. братья Л.А., В.А., и А.А. Веснины построили Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). Из всего некрополя были перезахоронены только С.Т. Аксаков с сыном Константином и Д.В. Веневитинов, теперь их могилы находятся на Новодевичьем кладбище. В перезахоронении, которое состоялось 22 июля 1930 г., принимала участие будущая жена П.Д. Барановского Мария Юрьевна. При извлечении останков С.Т. Аксакова оказалось, что корень березы, покрывавший всю семейную могилу, пророс через левую часть грудной клетки в области серда писателя; с пальца Веневитинова был снят знаменитый перстень, теперь он хранится в Литературном музее.

Общежитие на территории Симонова монастыря сохранялось до 1962 г. В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. Реставрационные работы велись в Симонове монастыре в 1955-1966 гг. В начале 1980-х гг. здания были заняты промкомбинатом московского общества "Рыболов-спортсмен" Росохотрыболовсоюза. В середине 1980-х гг. здания были переданы объединению "Росмонументискусство" Министерства культуры РСФСР, которое подрядило мастерскую № 1 Мосреставрации начать восстановление оставшихся памятников. Принимала в восстановлении памятников Симонова монастыря и шевская секция при МГО ВООПИК, которая проводила здесь субботники (руководитель - Н.В. Чарыгин). В 1992 г. реставрация была прекращена из-за отсутствия средств. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых. Первая служба состоялась в ноябре 1994 г.

В настоящее время от монастыря сохранились следующие постройки: старая трапезная у южной стены 1485 г. с позднейшими переделками, новая трапезная с церковью Тихви нской Богоматери (1680-1685 гг.), царскими палатами в западной части (архитекторы Парфен Петров и Осип Старцев), с южной пристройкой 1820 г. и приделами 1840 г.; корпус Сушило XVII в.; южные заложенные ворота 1-й трети XVII в., келейный корпус у южных ворот начала XIX в.; казначейские кельи в западной части 1-й трети XVII в.; башни Дуло XVI в., Солевая, Кузнечная и три прясла стены 1-й трети XVII в.






Самая внушительная и притом старинная постройка Симонова монастыря - хозяйственная постройка "Сушило"


Строительство Сушила датируется 16 веком.



Около Сушила - казначейский корпус, построенный в 1-й трети 17 века.


У стен - келарский корпус, построенный в середине 16 века.




Состояние стен и башен - не самое лучшее.



У храма Тихвинской Божией матери находится камень указывающий место, где был монастырский колодец.









Ныне в трапезной уже идут богослужения. Хочется надеяться, что когда-нибудь этот древнейший монастырь Москвы будет полностью восстановлен.

Симонова обитель ранее была одним крупнейших столичных монастырей, а сегодня является подворьем Патриарха. На ее территории действует общество слабослышащих христиан – единственное в мире, поэтому нередко сюда направляются паломники, которые имеют проблемы со слухом.
Изначально обитель, основанная во второй половине XIV века, находилась на другом месте, однако в конце столетия ее перенесли. Интересно, что на территории старого Симонова монастыря нашли останки Андрея Оляби и Александра Пересвета, героев Куликовской битвы, которые и ныне сохраняются в храме Рождества Богородицы.
Что касается самого Симонова монастыря , история обители была богатой событиями: здесь всегда останавливался во время своих визитов в столицу Сергий Радонежский, была собственная келья у брата Петра Первого Федора Алексеевича; считается, что главная героиня повести «Бедная Лиза» сентименталиста Николая Карамзина утопилась в пруду именно возле этой обители. Были в ее истории и черные страницы: в XVIII веке монастырь превратили в чумной изолятор, а в тридцатых годах XX столетия закрыли, снеся пять из имеющихся на территории шести храмов, уничтожив некрополь, разобрав стены и сторожевые башни.

Сегодня в обители находятся несколько святынь, включая список иконы Тихвинской Богородицы , икону «Исцеление слепоглухонемого» . Хотя часть территории монастыря застроена, сохранились некоторые сооружения: трапезная, к которой пристроена церковь Святого Духа, братский корпус, «старая» трапезная, Солодежня (хозяйственное строение, в котором хранили продовольствие, сушили солод), мастеровая палата; также в Симоновом монастыре уцелели три башни, расположенные на южной стене – Кузнечная, Дуло и Солевая.

Где находится обитель

Расположен Симонов монастырь в Даниловском районе столицы по адресу: улица Восточная, строение 4.
Телефон обители (по этому же номеру можно связаться и с обществом слабослышащих христиан): 67-52-195. Код – 495.

Как добраться до Симонова монастыря в Москве

  1. Чтобы посетить эту обитель, удобнее всего воспользоваться метро : добравшись до станции Автозаводская, выйдите из последнего вагона (начинайте отсчет от центра).
  2. Далее двигайтесь по улице Мастерковой в сторону Восточной, направляясь к башне монастыря.
  3. Дорога займет около пяти-десяти минут.
  4. Также добраться сюда можно собственным автотранспортом .

Посещение обители

Поскольку на сегодняшний день монастырь не действует, побывать на его территории можно в любое время . Если вы хотите не только полюбоваться сохранившимися остатками архитектурного комплекса обители, но и больше узнать о ее истории, ознакомиться со святынями, посетите монастырскую библиотеку , которая действует на территории. Открыта она ежедневно, кроме пятницы,

  • в будние дни – с 15.00 до 19.00;
  • в выходные – с 10.00 до 19.00;
  • по воскресеньям здесь проводятся православные беседы, начало которых – в 15.00.

Важно! Отправляясь в эту обитель, помните, что всем паломникам и туристам следует соблюдать определенную форму одежды: женщинам необходимо покрыть голову, надеть юбки или платья, которые закрывают колени, не оголять плечи; мужчинам нельзя находиться на территории в шортах, с оголенным торсом, в головных уборах.

Расписание богослужений в Симоновом монастыре

На текущий момент богослужения проходят не во всех храмах обители, а лишь в церкви Тихвинской иконы Богоматери . Учтите этот момент, собираясь посетить монастырь с паломничеством.

Важно! Богослужения в храме ведутся как словами, так и жестами, что позволяет посещать их даже глухим или людям с сурдологическими проблемами. Также в храме есть резные иконы для слепоглухих.

Фото обители

  • Лучше всего сохранились монастырские башни.
  • Остатки архитектурного ансамбля соседствуют с современными зданиями.
  • Представить общий вид Симонова монастыря сегодня можно лишь по его старым изображениям.
  • Отреставрированная трапезная обители привлекает внимание посетителей.
  • Далеко не все строения получили «вторую молодость».
  • Солодежня – одно из немногих сохранившихся зданий монастыря.
  • Церковь Рождества Божьей Матери, расположенная на территории Старо-Симонова монастыря в Москве, сохранила свой облик.
  • В храме Рождества Богородицы хранятся останки героев Куликовской битвы.
  • Между строениями, которые относятся к ансамблю обители, возвышаются и жилые дома.

Симонов монастырь — видео

Симонов монастырь, который был одной из богатейших и красивейших московских обителей, постепенно возрождается силами общины слабослышащих. Хотя храмы и некрополь, где были родовые усыпальницы многих дворян, еще не восстановлены, территория бывшей обители уже не выглядит заброшенным пустырем, а в храме Тихвинской иконы Богоматери снова звучит молитва.

Симонов монастырь - один из самых крупных, богатых и известных монастырей, расположенных в былые годы в ближайшем Подмосковье. Сейчас он находится на территории столицы, в В Средние века на Руси он входил в укрепленный пояс, состоявший из монастырей, защищавших подступы к столице с южной стороны. Большое количество построек на его территории было уничтожено во время правления советской власти, особенно много в 30-е годы. Территория была частично застроена.

История монастыря

Датой основания Симонова монастыря считается 1379 год. Он появился в нижнем течении Москвы-реки. Земли для него пожертвовал боярин по имени Степан Ховрин, а первым настоятелем был архимандрит Федор, последователь и ученик знаменитого Сергия Радонежского.

Боярин Ховрин, когда отходил от дел, принял иночество и стал зваться Симоном, отсюда и произошло название самого монастыря. И в будущем между монастырем и родом купца сохранилась тесная связь. Например, здесь была обустроена усыпальница потомков Симона.

Историки до сих пор спорят о том, когда был основан монастырь. Долгое время считалось, что это был 1370 год, но современные исследователи все-таки склоняются к версии, что это случилось между 1375 и 1377 годом.

На нынешнее место Симонов монастырь был перенесен в 1379 году, поэтому некоторые отсчитывают возраст монастыря от этой даты. Там, где монастырь находился ранее, сохранилась только церковь, посвященная рождеству Богородицы. В XVIII столетии именно в ней обнаружили могилы легендарных героев Куликовской битвы - Андрея Осляби и Эти захоронения сохранились и сегодня.

Влияние Сергия Радонежского

Так как Симонов мужской монастырь был основан учеником Сергия Радонежского, то тот считал его неким филиалом своей Троицкой обители. Он часто останавливался в этих стенах во время своих визитов в Москву.

Во многом благодаря этому отсюда вышло немало известных церковных деятелей. Это Кирилл Белозерский, патриарх Иосиф, Ростовский Иоанн, митрополит Геронтий. Все они так или иначе были связаны с этим мужским монастырем. В XVI веке тут жили и долгое время работали богослов Максим Грек и инок Вассиан.

История Симонова монастыря не всегда была безоблачной. Он неоднократно подвергался набегам, был практически полностью разрушен в Смутное время.

До революции Симонов монастырь в Москве считался одним из самых почитаемых во всем Подмосковье. Поэтому сюда постоянно приезжали заметные и уважаемые личности за советом или отпущением грехов. Богатые вносили существенные пожертвования, поэтому монастырь, как правило, ни в чем не нуждался. Особенно его любил старший брат Петра I по имени Федор Алексеевич. У него даже была собственная келья, в которой он нередко уединялся.

Черная полоса в жизни монастыря

Проблемы у Симонова монастыря в Москве начались вскоре после того, как к власти пришла Екатерина II. В 1771 году она попросту упразднила его из-за эпидемии чумы, которая стремительно распространялась по стране. В результате монастырь в одночасье превратился в изолятор для чумных больных.

Восстановить в нем привычную деятельность удалось только к 1795 году. Ходатайствовал об этом граф Алексей Мусин-Пушкин. Настоятелем был назначен архимандрит Игнатий, который специально для этого приехал из Новгородской епархии, где служил в Большом Тихвинском монастыре.

Во время правления советской власти монастырь снова упразднили. В 1923 году на его базе основали музей, который просуществовал до 1930 года. Директором был назначен Василий Троицкий, которому удалось наладить отношения с православной церковной общиной. Он даже разрешил проводить службы в одном из храмов монастыря, а в обмен монахи согласились выполнять функции дворников и сторожей. В 1920-е годы архитектор Родионов провел реставрацию построек монастыря.

В 1930 году была собрана специальная комиссия от советского правительства, которая официально признала, что некоторые древние сооружения, располагавшиеся на территории монастыря, необходимо сохранить как исторические памятники, но при этом стены монастыря и сам собор следует снести. В результате сравнять с землей удалось пять из шести церквей, в их числе колокольня, Успенский собор, надвратные церкви. Были уничтожены Тайницкая и Сторожевая башни, а также хозяйственные постройки, которые к ним прилегали. Было организовано несколько субботников, во время которых стены монастыря разобрали, а на этом месте появился дворец культуры ЗИЛа.

Только в начале 90-х годов остатки монастырских зданий вернули Русской православной церкви.

Как добраться до монастыря?

Добраться до Симонова монастыря, часы работы которого - с 8.30 до 19.30, совсем несложно. Если вы пользуетесь общественным транспортом, то садитесь на метро до станции "Автозаводская". Далее следует пройти по улице Мастеркова в направлении улицы под названием Ленинская Слобода. Как только вы окажетесь на перекрестке, увидите Солевую башню, которая принадлежит Симонову монастырю. Адрес: город Москва, улица Восточная, дом 4.

Время в пути от метро до самого монастыря составит около восьми минут пешком.

Колокольня

Сегодня мы можем увидеть, что некоторые постройки монастыря удалось восстановить, а некоторые окончательно утрачены. Отдельно стоит сказать о колокольне Симонова монастыря.

К XIX столетию она сильно обветшала, тогда над северными вратами начали возводить новую пятиярусную колокольню, архитектором которой стал Константин Тон. Через 4 года было построено 94-метровое сооружение, ставшее выше колокольни Ивана Великого в московском Кремле. На время она стала самой высокой в столице.

Четыре крупных колокола для нее отлили специально по указу царей, которые часто бывали в этой обители, молились, общались со старцами.

В феврале на обложке журнала "Огонек" была опубликована фотография с изображением громадного обломка только что взорванной колокольни Симонова монастыря. Колокольня официально прекратила свое существование в 1930 году.

Трапезная

Трапезная Симонова монастыря является памятником русской гражданской архитектуры XVII века. В монастыре она появилась в еще в XV столетии, но со временем перестала удовлетворять потребности многочисленной братии.

Новое здание начали строить в 1677 году под руководством архитектора Потапова. Но его облик не понравился заказчикам, церковному руководству. В итоге строительство на время заморозили. Оно возобновилось в 1683 году, и к 1685 году было завершено. На этот раз работами руководил известный столичный зодчий Осип Старцев.

Современные исследователи относят трапезную к московскому барокко. Справа находится церковь Святого Духа, а слева - башенка, на верхнем ярусе которой есть смотровая площадка.

У трапезной, кстати, есть уникальная особенность. Это ступенчатый шипец на западной стороне. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма, а стены украшены "шахматной" росписью.

Внутри трапезной палаты один большой свод, который перекрывает всю ширину здания. По этому образцу трапезные палаты позже стали строить во многих русских храмах.

Церковь и башни

Монастырь расположен в удивительно красивом живописном месте. Оно не раз вдохновляло многих писателей и поэтому на создание удивительных произведений. Например, описание Симонова монастыря можно найти в повести Карамзина "Бедная Лиза". В пруду именно возле его стен в финале утопилась главная героиня. Это надолго сделало монастырь весьма популярным среди поклонников и последователей сентиментализма.

Первая каменная соборная церковь при монастыре появилась в 1405 году. Она была названа в честь Успения Пресвятой Богородицы. Ее строительство начали как раз в 1379-м. С тех пор Симонов Успенский монастырь считается одной из главных святынь Русской православной церкви.

Купол собора серьезно пострадал в 1476 году, когда в него ударила молния. Поэтому вскоре его пришлось серьезно перестраивать. За дело взялся итальянский архитектор, имя которого не сохранилось до наших дней. К 1549 году храм был отстроен заново. На старом фундаменте был возведен пятиглавый собор, ставший больше в размерах.

На исходе XVII столетия его расписали столичные мастера, тогда же в монастыре появился и резной иконостас в золоте. В нем находилась главная святыня Симонова монастыря - Тихвинская икона Богоматери. Именно ее вручил Сергий Радонежский Дмитрию Донскому, благословив его на победу в Куликовской битве.

Среди редких ценностей тут же можно увидеть золотой крест, усыпанный изумрудами и алмазами, его монастырю подарила царевна Мария Алексеевна.

Среди исследователей бытует мнение, что старые стены и башни монастыря строил один из самых известных русских зодчих Федор Конь. Тот самый, что построил смоленскую крепостную стену. Он всерьез занимался укреплением пограничных рубежей Руси во времена правления царя Бориса Годунова, который и заложил первый камень в смоленский кремль.

Потрудился Конь и в этом монастыре. Труд зодчего не прошел даром. В 1591 году монахи подверглись нападению крымского хана Газы II Гирея, но благодаря крепким стенам сумели выстоять против неприятеля.

Стены некоторых башен Симонова монастыря и самого монастыря сохранились и до наших дней, хоть и были построены в 1630 году. Когда сооружалась новая крепость, в ее состав включили некоторые фрагменты, над которыми работал еще Федор Конь.

Общая протяженность монастырских стен по окружности составляет 825 метров. Высота внушительная - около семи метров. Едва ли не лучше остальных до наших дней сохранилась башня Дуло, которая увенчана шатром с оригинальной дозорной башней. Еще две уцелевших башни называются Солевая и Кузнечная, они появились в 40-е годы XVII века. Тогда как раз велась масштабная перестройка стен и строений, сильно пострадавших в Смутное время.

В перечень зданий и сооружений Симонова монастыря входят и трое ворот. До наших дней сохранились северные, западные и восточные.

После знаковой победы над ханом Казы-Гиреем, которая состоялась в 1591 году, при монастыре была сооружена надвратная церковь Всемилостивого Спаса. В 1834 году еще одна церковь, святого Николая Чудотворца, появилась над восточными воротами.

Важное решение для развития монастыря было принято в 1832 году. Православному комплексу потребовалась новая колокольня, деньги на которую пожертвовал купец Игнатьев. Первоначально был утвержден проект, сделанный архитектором Тюриным. Колокольню должны были построить в стиле классицизма, но позже от этой идеи отказались. Во многом из-за того, что в России все большую силу набирали традиции возвращения к исконной традиционной русской архитектуре. Так в 1839 году и появилась колокольня из пяти ярусов, проектировал которую уже Константин Тон.

Еще десять метров составляла звонница. Самый большой колокол в Симоновом монастыре весил целую тысячу пудов, это около 16 с половиной тонн. Как его удалось поднять на такую высоту в то время, для многих так и остается загадкой. Именно эта колокольня превратилась в один из доминантов для Москвы своего времени. Зрительно ей удавалось завершать картину живописной столицы в южной части города.

В 1929 году колокольню взорвали и велели разобрать на кирпич советские власти.

Некрополь

В древнем монастыре, как и водится, похоронены многие известные люди, про вклад которых в историю России и судьбу монастыря знают многие.

Например, в соборе при монастыре был похоронен крещеный по прихоти Ивана IV Грозного Симеон Бекбулатович, которого в 1575 году неожиданно для всех окружающих нарекли царем на Руси. Правда, уже через год тот же Грозный его благополучно свергнул.

После происков приближенного к царю князя Бориса Годунова ослепили в 1595 году, а в 1606 сослали на Соловки. Там он постригся в монахи. Вернувшись в Москву, был помещен в Симонов монастырь, где и умер под именем схимника Стефана.

В некрополе монастыря покоится тело и Константина Дмитриевича который также перед смертью принял монашеский постриг и умер под именем инока Кассиана. В разное время на монастырском подворье хоронили представителей рода бояр Головиных, Бутурлиных, князей Мстиславских, Сулешевых, Темкиных-Ростовских.

Тут же покоится немало представителей творческой интеллигенции. Умерший в 1827 году талантливый поэт Веневитинов, писатель Аксаков, скончавшийся в 1859-м, композитор Алябьев, написавший знаменитого "Соловья" (смерть его настигла в 1851-м), добившийся признания в коллекционировании и библиофилии Бахрушин, Николай Львович Пушкин (дядя знаменитого поэта), Федор Головин (близкий соратник и сподвижник первого российского императора Петра I).

Можно отыскать и могилы представителей многих знаменитых русских семей дворян, таких как Вадбольские, Оленины, Загряжские, Татищевы, Шаховские, Муравьевы, Дурасовы, Исленьевы, Нарышкины.

Когда в 30-х годах XX века был уничтожен монастырь, не сохранилась и большая часть некрополя. Удалось разыскать только немногие останки. Например, поэта Веневитинова и прозаика Аксакова, их перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Вместо кладбища организовали столярный и После того как монастырь вернули церкви, начались строительно-восстановительные работы, в рамках которых нашли еще некоторые останки и захоронили по православному обычаю.

Священники отмечали, что все найденные могилы были сильно разрушены, большинство осквернены. Останки обретались в процессе вывоза строительного мусора, была проведена громадная работа по разделению человеческих костей от костей животных.

Современное состояние

Сегодня можно увидеть только небольшую часть построек Симонова монастыря, дошедших до наших дней. От самого монастыря осталась южная стена с тремя башнями (Дуло, Солевая и Кузнечная). Сохранилась трапезная XVII века с церковью Святого Духа, а также братский корпус, так называемые трапезные палаты, которые относятся к XV столетию, хозяйственные постройки и мастеровые палаты.

В последние годы Русская православная церковь проводит масштабные восстановительные и реставрационные работы. В частности, трудятся над восстановлением трапезной, братского корпуса и хозяйственных построек. Последние также используют в качестве мастерских. Оставшиеся уцелевшие башни и стены преимущественно пребывают в заброшенном состоянии.

Еще больше узнать можно, попав на экскурсию в Симонов монастырь. Это совсем несложно. Проект "Гуляем по Москве" стартовал в свое время в рамках празднования Дня города. Эти экскурсии оказались настолько востребованными, что их запустили на постоянной основе.

Продолжительность такой познавательной и образовательной прогулки составляет около двух с половиной часов. За это время удается пройтись вместе с опытным и начитанным экскурсоводом по живописным и тихим местам Симоновской слободы, увидеть тот самый пруд, в который бросилась с горя героиня Карамзина, здание вокзала, оставленное поездами на долгие семь десятков лет, узнать о трагической и величественной судьбе монастыря-воина, который не раз оказывался на защите столицы, побывать на могиле героев Куликовской битвы. Здесь же находится место памяти известного композитора Алябьева, так называемое кладбище колоколов.

Среди основных объектов - не только Симонов монастырь и находящиеся на его территории постройки, но и вокзал железнодорожной станции Лизово, церковь Рождества Богородицы, место, на котором Кириллу Белозерскому явилась Богоматерь, православный завод промышленника Александра Бари, могилы Пересвета и Осляби.

Организаторы экскурсии гарантируют, что после ее окончания вы узнаете, почему писатель Карамзин переименовал слободу, хоть и не желал этого, на каком месте снесли храм мракобесия и построили дом просвещения, каким образом монастырская башня превратилась в семафор, по какой причине войска атамана Болотникова не смогли преодолеть монастырские стены, как композитор Алябьев создал свое самое знаменитое произведение "Соловей", где было традиционное место сборов курсантов Спасской башни.

Единственное, о чем стоит помнить, если вы собрались посетить эту экскурсию: что на территории монастыря необходимо соблюдать определенные правила. Быть одетым в соответствии с правилами православного благочестия, в частности нельзя появляться в шортах или коротких юбках.

Маршрут, по которому пройдет экскурсия, начнется возле станции оттуда вы проследуете на улицу Мастеркову, затем на Ослябинский и Пересветов переулки, посетите сам Симонов монастырь, сходите на улицу Ленинская Слобода и снова вернетесь к станции метро "Автозаводская".

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 26.04.2010 и 21.03.15

М."Автозаводская"
Адрес: Восточная улица, 6.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру боярина Ховрина), на землях которого он был построен.
В 1380 г. в церкви Рождества Богородицы, были захоронены останки героев Куликовской битвы иноков Пересвета и Осляби.
Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений. Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.
В XVI в. здесь жил и писал свои сочинения Максим Грек. Впечатляющим был архитектурный ансамбль монастыря. Достаточно сказать, что в Симоновском монастыре было 6 храмов. Главными достопримечательностями монастыря были Собор Успения Богородицы, построенный в 1389-1405 г.г., и пятиярусная колокольня высотой более 94 м, построенная в 1839 г. по проекту архитектора К.А.Тона. Территория монастыря была окружена стеной с пятью башнями.
В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены С.В.Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (1430 г.).
Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С.Пушкиным), дядя А.С.Пушкина Н.Л.Пушкин (1821 г.), коллекционер А.П.Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.
Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер.
В 1930 г. стены монастыря, а также пять из шести его храмов были взорваны. В последующие годы на его территории был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.
От укреплений монастыря остались лишь три южные башни, соединенные остатком стены. Среди уцелевших - угловая башня "Дуло", построенная в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города. Уцелели, хотя и сильно пострадали, церковь Тихвинской Божьей матери, построенная в 1677 г., трапезная монастыря, построенная в 1680 г., а также ряд хозяйственных построек.
В настоящее время церковь Тихвинской Божьей матери передана верующим. Здесь образовалась православная община глухих и слабослышащих.
Сохранилась и церковь Рождества Богородицы ("в Старом Симонове"), которая в 1930-е годы оказалась на территории завода "Динамо" и использовалось под производственные помещения. В настоящее время церковь, нынешнее здание которой было построено в 1509 г., отреставрирована и возвращена Русской Православной церкви, восстановлены могилы Пересвета и Осляби.

в Старом Симонове
Сайт Рождественского храма
Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 г. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена.
В XVIII в. около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы.
В 1785-1787 г. вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849-1855 г.г. они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Св.Николая и Св.Сергия.
В Сергиевском приделе в 1870 г. установлено чугунное надгробие героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
В 1928 г. церковь была закрыта.
В 1932 г. снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви был расположен компрессорный цех завода «Динамо» - в пол церкви врыли мощный мотор, который, работая, сотрясал стены. В результате чего церковь оказалась на грани разрушения.
В 1989 г. церковь была передана верующим.
В 2006 г. восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. В ХХ в. они были причислены к лику святых.

Завод "Динамо" им.Кирова (ул. Ленинская Слобода, 26)
Московский завод «Динамо» им.С.М.Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Часть продукции экспортировалась за границу.
Завод основан в 1897 г. на базе бельгийского акционерного общества, являлся российским подразделением американской фирмы "Вестингауз". Поначалу именовался «Центральное электрическое общество в Москве». Производил полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации.
К 1932 г. завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки - «Владимир Ленин» (ВЛ19).
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. Основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы: действовало более 100 конвейерных и поточных линий общей протяжённостью свыше 3,5 км.
С 2009 г. завод не существует. Производство прекращено, помещения разбираются на металлолом или сдаются в аренду. В основном здесь находятся автосервисы. Часть оборудования перенесена на площадки в других городах.

Симонов монастырь, вид со стороны Москвы-реки

Солевая башня. Построена в 1640-х гг., когда ограда монастыря, разрушенная в Смутное время, строилась заново. Восьмигранный шатер башни с окошечками-слухами опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатер завершается двухъярусной смотровой вышкой.

Кузнечная башня.

Башня "Дуло". Построена в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города.

Старая Трапезная Палата. Построена в 1485 г. Одно из старейших строений Москвы.

Здание трапезной с Тихвинской церковью было построено Парфеном Петровым в 1680 г. Однако стиль работы мастера не удовлетворил заказчика, и спустя три года трапезная была перестроена под руководством известного зодчего Осипа Старцева. Нижняя часть сооружения имеет гораздо более древнюю историю: в подклете храма обнаружены фрагменты постройки конца XV века. Здание, построенное Осипом Старцевым имеет формы "московского барокко". Особенно живописно выглядит западный фасад трапезной, украшенный фигурным ступенчатым фронтоном. В середине XIX в. к церкви пристроили два придела, тогда же, в 1840 г. храм переосвятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Сушило или Солодежня. Оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым и первоначально было окружено галереей на столбах. На втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Камень на месте, где был монастырский святой колодец.

Остатки старых захоронений и вход в церковь.

Солевая башня


Фрагмент монастырской стены


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Углубления в монастырских стенах

Украшение наличников окон церкви Тихвинской икона Божьей матери

Ворота Симонова монастыря

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Кузнечная башня


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Витражи в окнах церкви Тихвинской иконы Божьей матери


Камни в основании башни "Дуло"



Старинные надгробия, которые в советское время использовались в качестве бордюрного камня

Стихи, осуждающие осквернение могил предков

Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове


Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня

Воссозданное надгробие Пересвета и Осляби. Скульптор В.М.Клыков, 1988 г.

Вместо разрушенной колокольни в 1991 г. поставили небольшую каменную звонницу, а восстановление колокольни окончилось только к 2006 г.

Церковная постройка