Оливковая гора. Масличная гора. Особенности оливковой горы

[Елеон, Масличная гора; греч. ῎Ορος ᾿Ελαίων], короткий горный кряж, облегающий Иерусалим с востока и ограждающий его от разрушительного соседства пустыни. Обращенные к Иерусалиму, зап. склоны и в наст. время сохранили остатки оливковых рощ, от которых произошло название горы. Кряж состоит из 3 вершин. Средняя, самая высокая (815 м над уровнем моря), на к-рой произошло Вознесение Господне , называется горой Вознесения, северная - Малой Галилеей, т. к. здесь, по преданию, был постоялый двор, на к-ром останавливались приезжие из Галилеи, в т. ч. св. апостолы. Именно в этом месте в пасхальную ночь ангел обратился к женам-мироносицам со словами: «...идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он (воскресший Христос.- Авт. ) предваряет вас в Галилее; там Его увидите...» (Мк 16. 7). Юж. вершина именуется горой Соблазна (Σκάνδαλον), название связано с тем, что Соломон разрешил здесь своим женам-язычницам строить капища, ставить идолов и приносить им жертвы.

Считается, что Е. г. находится от города на расстоянии «субботнего пути» - 1 тыс. шагов, к-рые разрешается благочестивому иудею пройти в субботу.

Впервые Е. г. упоминается в Свящ. Писании в связи с бегством Давида из Иерусалима от восставшего Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2 Цар 15. 30). Указание того же источника о вершине «горы, где он [Давид] поклонялся Богу» (2 Цар 15. 32), возможно, свидетельствует о наличии на Е. г. уже в самые ранние времена неких мест богопочитания. Сын Давида Соломон, напротив, осквернил гору, как сказано выше, языческими храмами: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (3 Цар 11. 7; ср.: 4 Цар 23. 13).

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives // Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана).

Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4).

Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).

Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост. стены Старого города. Эту часть Кедрона называют также долиной Иосафата - по находящейся здесь гробнице царя Иосафата . В долине расположены кладбища: под городской стеной - мусульманские, на противоположных елеонских склонах - еврейские. Склоны горы еще в ханаанский период использовались для погребений. В эпоху Первого и Второго храма (Х в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.) представители духовной и светской знати строили себе здесь роскошные гробницы (напр., т. н. мавзолей Авессалома). Древние кладбища и ныне используются для погребений. Это - юдоль плачевная,где, согласно библейскому обетованию, состоится Страшный Суд (Иоил 3. 12-15). В кн. Деяния св. апостолов ангел после Вознесения Господня, говоря ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо, ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Е. г., над долиной Иосафата. В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река (Дан 7. 10).

Долина Силоамская, или Царская (по наличию здесь в древности царских садов, а позже т. н. царских погребений), расположенная ниже по течению Кедрона, огибает с юго-запада городские стены и затем вытянутый мыс горы Офел, сливаясь за ним с долиной Тиропеон (Τυροποιῶν), а дальше, к юго-западу от Сиона, с Енномовой долиной , и далее идет на юг, к мон-рю Саввы Освященного и Мёртвому м. На дне Кедрона на дороге, идущей от Львиных (Гефсиманских) ворот Старого города к Е. г., находится греч. ц. первомч. Стефана. На этом месте, по греч. правосл. преданию, он был побит камнями в 34 г. Традиция, указывающая долину Кедрона как место его казни, является сравнительно поздней. В визант. времена почитание первомученика совершалось в др. месте - за Дамасскими воротами, справа от Наблусской дороги, где имп. Евдокия воздвигла в 460 г. посвященную ему базилику. Храм первомч. Стефана построен в долине Кедрона Иерусалимским Патриархатом в 1969 г. Справа от здания сохранились каменные ступени древней лестницы, шедшей от Золотых ворот к вершине Е. г. и служившей для религ. процессий в ветхо- и новозаветные времена. Согласно Commemoratorium de casis Die vel monasteriis (Памятной записке о домах Божиих или монастырях), в 808 г. можно было сосчитать 195 таких ступеней от ворот до Кедрона и 537 - от Кедрона до вершины. В 1931-1934 гг. рус. археологом Г. И. Лукьяновым было расчищено 8 ступеней (другие 7 были им раскрыты на территории рус. Гефсиманского во имя равноапостольной Марии Магдалины монастыря). В 1987 г. над этими ступенями была сооружена маленькая открытая часовня в память Входа Господня в Иерусалим, в к-рой служится в праздник малая вечерня.

Напротив ц. первомч. Стефана, в самой нижней точке долины, у подножия Е. г., находится ц. Успения Пресв. Богородицы, воздвигнутая над гробницей, где было положено апостолами тело Божией Матери (см. ст. Гефсимания). Слева от ц. Успения можно пройти к т. н. Гефсиманской пещере (Пещере учеников). Чуть выше по склону, в глубине Гефсиманского сада, принадлежащего францисканцам, возвышается базилика Гефсиманской молитвы («Церковь всех наций»), построенная в 1919-1924 гг. архит. А. Барлуцци . Узкая, 2 м шириной, асфальтированная дорожка отделяет ограду францисканского участка от рус. владений, лежащих выше по склону.

Главной достопримечательностью рус. участка, исторически бывшего продолжением того же Гефсиманского сада, является 7-главый храм во имя равноап. Марии Магдалины, построенный в новорус. стиле (см. ст. Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь). Мимо рус. участка можно подняться по крутой дорожке к самой вершине Е. г.- месту Вознесения Господня.

Елеона

(Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытыйузкой крышей» (Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г. / Пер.: И. В. Помяловский // ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону. Крест, венчавший Имвомон, был заметен издалека, из Кедронской долины, а фонари, освещавшие портик и террасу, были видны из города. Паломница Эгерия в описании службы Великого четверга указывала положение Елеоны и Имвомона следующим образом: «Все идут на Елеон, в ту церковь, где находится пещера, в которой был в этот день Господь с апостолами... И оттуда, приблизительно уже в шестом часу ночи, с песнопениями идут вверх, на Имвомон, на то место, откуда Господь вознесся на небо» (Паломничество по св. местам кон. IV в. / Изд., пер., предисл. и объясн.: И. В. Помяловский // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 156).

Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (археологами была обнаружена посвятительная надпись с упоминанием его имени) в более скромном виде и не точно на прежнем месте (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века / Изд., пер., предисл. и коммент.: В. Г. Васильевский // ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 28, 209) или, как считают совр. авторы, в строгом соответствии с первоначальным планом (Ovadiah. 1970. P. 85-87).

Менее понятно первоначальное положение священного камня. Возможно, он был огорожен «большим круглым колесом, сверху сглаженным, вышина которого указывается мерою до шеи, и посередине его видно немаленькое отверстие, через которое указываются отчетливо и ясно отпечатавшиеся открыто следы ног Господних. В этом колесе с западной стороны постоянно открыта некая дверь, для того чтобы входящие через нее легко могли подойти к месту священного праха (находящегося на камне) и через открытое сверху отверстие этого колеса, протянув руки, брать частицы священного праха» (Аркульфа рассказ о св. местах. С. 77). Это описание напоминает архитектурное оформление камня Авраама в святилище Куббат-эс-Сахра (Купол скалы), построенном в 685-691 гг., возможно по образцу камня Вознесения времен Аркульфа.

В 1106 г. храм Вознесения посетил игум. Даниил, 1-й из рус. авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. Он указал расстояние от Гефсимании до вершины Е. г. в 3 полета стрелы, а до Елеоны - в 1 полет. Расстояние от Елеоны до места Вознесения он определил в 90 саж., т. е. ок. 200 м («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. / Изд. подгот.: О. А. Белоброва и др.; отв. ред.: Г. М. Прохоров. СПб., 2007. С. 44-45). «Место Вознесения Господня,- говорится в «Хожении»,- находится на вершине Елеонской горы, прямо к востоку, и выглядит, как малая горка. На той горке был камень круглый, выше колена, с того камня вознесся Христос. И все то место покрыто сводами, а поверх сделан как бы двор каменный круглый, вымощенный весь мрамором. И посреди того двора создан как бы теремок круглый, без верха, а в том теремке, под самым его непокрытым верхом, лежит камень святой, на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего. И сделана над камнем трапеза из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане» (Там же. С. 46-47).

Совр. часовня Вознесения относится к эпохе крестоносцев. Это небольшое здание, ротондальное внутри и октагональное снаружи, перекрытое полусферическим куполом. Нижний восьмерик украшен арочными нишами с небольшими коринфскими колоннами на углах, с визант. резными кентаврами в капителях. Двор часовни составляет примерно половину площади, к-рую занимала ротонда (или, по др. реконструкциям, октагон) Имвомона, базы колонн последнего сохранились близ внутренней стороны ограды.

В 1834 г. часовня пострадала от землетрясения и была отремонтирована совместно правосл. греч., католич. и арм. общинами. Однако арм. духовенство, пользуясь покровительством египетского правительства, войска которого оккупировали в 1830 г. Сирию и Палестину, помимо совместного владения часовней начало строительство рядом собственного мон-ря.

13 сент. 1836 г. рус. посланнику в К-поле А. П. Бутенёву поступила жалоба Иерусалимского Синода о том, что «Оттоманская Порта из мести к России, как православной… отнимает у нас священную Елеонскую гору и отдает ее армянам». Эта жалоба дошла до имп. Николая I, и были приняты необходимые меры. 8 сент. 1838 г. в Иерусалим прибыл судебный представитель Высокой Порты и «начал вопрошать и судить». На др. день все заинтересованные стороны отправились на Е. г., где после «рассмотрения с точностию всех зданий и описания оных с наивеличайшею подробностию» было принято решение, «что все нововведения достойны истребления и разрушения, так что места сии по-прежнему остаются приступными для поклонения для всех народов» (РГБ. Ф. 188. К. 4. Ед. хр. 28. Л. 1-2 об.). По получении султанского повеления греки и католики в 1839 г. «разрушили до основания» арм. постройки (Дамаскин (Смирнопул). 1908. С. 105-106).

Внутри часовни, напротив зап. входа, в полу находится камень в прямоугольной мраморной рамке, сделанной в естественной скале, с ясно отпечатавшимся на нем следом левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима»,- подчеркивал архим. Антонин (Капустин) (Антонин (Капустин). 2007. С. 108-109). «Даниил видел здесь еще две стопы (в XII в.), но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса, где этот след и сохраняется поныне» (Леонид (Кавелин). 2008. С. 202). Стопа Спасителя обращена на север, из чего русскими паломниками делался вывод о том, что «Он возносился на небо с лицом, обращенным к северу, к России, и, возносясь, благословлял ее» (Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Извлеч. из кн., изд. ИППО. СПб., 1898. С. 29-30). В XIX в. арабы торговали кусочками полотна в размер стопы. Одессит Е. И. Фесенко сделал и растиражировал в 1890 г. хромолитографию «стопочки», как любовно называли ее рус. богомольцы, заменив полотно бумагой (Дмитриевский. 1913. С. 11-12). Такими изображениями благословляли рус. паломников монахини расположенного неподалеку от места Вознесения Елеонского Вознесенского рус. мон-ря.

В праздник Вознесения Господня католики пользуются привилегией служить на св. камне, установив престол внутри часовни. Православные, а также сирийцы, армяне и копты ставят алтари во дворе, в специальных шатрах. Большой каменный престол к юго-востоку от часовни принадлежит православным. Внутри часовни православные ставят 2 подсвечника с горящими свечами по сторонам св. камня. Собственно здание мечети с отдельным входом расположено вне двора, но деньги за вход в часовню Вознесения получает мусульм. сторож.

Неподалеку от часовни Вознесения расположен католич. жен. кармелитский мон-рь Pater Noster. По католич. преданию, в находящейся здесь пещере Спаситель научил Своих учеников Молитве Господней, хотя, согласно Евангелию от Матфея, молитва «Отче наш» входит в состав Нагорной проповеди и соответственно местом 1-го ее произнесения является Блаженств гора в Галилее. По мнению католич. археологов, монастырь находится на месте базилики Елеона, где крестоносцы построили в 1102 г. часовню, посвятив ее Молитве Господней. Через 50 лет Свенном Свеннсеном, еп. г. Виборг (Дания), и его братом Эскилем на этом месте была возведена церковь, при строительстве к-рой использовались камни разрушенной Елеоны. (В XIX в. могилы братьев были восстановлены кнг. де ла Тур д"Овернь - Баландин С. Пятое Евангелие: Описание св. мест в Израиле с коммент. и размышлениями. Иерусалим, 1999.) Капелла крестоносцев была разрушена Салах-ад-Дином в 1187 г.

Рядом с этим местом в 70-х гг. XIX в. возник кармелитский жен. мон-рь Pater Noster. Его основательницей была Элоиза Аурелия де Босси (1809-1889), уроженка Флоренции, дочь известного итал. поэта Дж. К. де Босси, министра Пьемонтского двора, породнившаяся во 2-м браке с франц. королевским домом и получившая титул княгини де ла Тур д"Овернь. Когда княгиня, весьма состоятельная и глубоко верующая женщина, приехала в нояб. 1856 г. в Иерусалим, патер М. А. Ратисбонн, известный в Палестине католич. благотворитель и храмоздатель, посоветовал ей купить на Е. г. этот участок земли. 11 лет княгиня частями выкупала 6 га земли. В 1868-1870 гг. на этом участке велись раскопки (под рук. известного археолога франц. консула в Иерусалиме Ш. Клермона-Ганно) в поисках развалин Елеоны. В 1870-1872 гг. были осуществлены основные постройки: мемориал в виде внутреннего двора средневек. мон-ря, посвященный молитве «Отче наш» (его проектирование было поручено молодому архит. Ж. Леконту дю Нуи, причем в качестве образца для подражания заказчицей было указано кладбище Кампосанто в Пизе), и монастырский комплекс, построенный в др. стиле неизвестным архитектором, предположительно Ж. Гиймо, зодчим неск. иерусалимских построек. Мон-рь был освящен лат. Иерусалимским патриархом Викентием Бракко 18 июня 1874 г. Завершает ансамбль колокольня, ставшая одной из архитектурных доминант Е. г. (1886). В 1856-1874 гг., пока мон-рь обустраивался и украшался, кнг. де ла Тур д"Овернь жила рядом, в просторном доме, где было много картин, книг, археологических раритетов. В 1872 г. ее посетил прибывший с паломниками в Иерусалим вел. кн. Николай Николаевич Старший (Скалон. 2007. С. 144). Она завещала похоронить себя в этом мон-ре, в построенном мавзолее в конце юж. галереи клуатра. Но княгиня умерла во Флоренции, и только в 1957 г. ее останки были перенесены на Е. г. На верхней плите саркофага помещена мраморная статуя, изображающая кнг. де ла Тур д"Овернь на смертном одре, работы франц. скульптора Ж. О. Барра.

Внутренние стены мемориала и интерьер монастырской церкви украшены белыми керамическими плитами с текстом молитвы «Отче наш» на разных языках. Если в 1872 г. Молитва Господня на стенах клуатра была представлена на 36 языках, то в наст. время - на 140 языках (в т. ч. на русском).

Намерение франц. правительства после первой мировой войны построить здесь храм, посвященный Св. Сердцу Иисусову (аналог парижского собора Сакре-Кёр на Монмартре), не осуществилось, от этого проекта остались алтарный камень и кафедра под открытым небом (1927). На склоне Е. г., по дороге из Виффагии вниз, в Гефсиманию, рядом с совр. обзорной площадкой, расположен участок земли под названием Карм-эль-Хараб, приобретенный у местных арабов архим. Антонином (Капустиным) в 1883 г. По преданию, здесь находятся гробницы пророков Аггея, Захарии и Малахии из числа 12 малых пророков, памятник известен с XIV в. В отношении, направленном 18 нояб. 1886 г. консулу в Иерусалиме Д. Н. Бухарову, архимандрит писал, что «такого же рода (т. е. имеющее археологический характер.- Авт. ) приобретение мое, датируемое 1883 годом, составляет могильная пещера на западном склоне горы Елеонской, известная у гидов под кличкою «Гробов Пророческих», не имеющею смысла, и приурочиваемая археологами к памятникам языческого культа первых населителей места» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 208). В 1890 г. памятник был исследован археологом-августинцем Л. Ю. Венсаном (см.: Гробница пророков. 1901. С. 142-152).

Лестница от входа ведет в круглый зал (8,5 м диаметром), от него на север, восток и юг отходит 3 коридора (9-12 м длиной), соединенные 2 большими полудугами, внешняя из к-рых является погребальной камерой с 26 локулами на внешней стене (см. план: Murphy-O"Connor. 1998. P. 124. Fig. 36). Совр. археологи относят этот лабиринт к I-V вв. по Р. Х., коккимы (погребальные ниши) датируются доадриановским временем, а многочисленные граффити на стенах сообщают, что здесь похоронены христиане из Сирии или Месопотамии, бывшие, очевидно, на поклонении в Иерусалиме. Вокруг рус. участка расположено старое евр. кладбище. Возможно, могила одного из пророков находилась неподалеку и дала имя этой древней усыпальнице (Мефодий (Кульман) . 1961. С. 71, там же план). После смерти архим. Антонина участок был переведен на имя председателя ИППО вел. кн. Сергея Александровича. В 1912 г. членом РДМ иером. Иларионом здесь был построен дом (в наст. время в нем живет арабская семья, охраняющая участок). Участок находится во владении РПЦЗ.

Там же, на юго-зап. склоне Е. г., напротив рус. участка с гробницами пророков, расположен участок Карм-эль-Газаль, или «место Каллистрата», приобретенный архим. Антонином по частям в 1881-1884 гг. Генеральный консул в Иерусалиме А. Г. Яковлев в донесении послу в К-поле И. А. Зиновьеву от 12 июня 1897 г. писал об этом археологическом памятнике: «Здесь о. Антонин нашел хорошо сохранившуюся в виде круга мозаичную надпись на греческом языке, которая сообщает, что под нею погребен преподобный Каллистрат (умер в VI веке). Боясь оспаривания со стороны греков или турок, он прикрыл надпись землею. Здесь, по словам о. Антонина, можно было бы произвести интересные раскопки» (Россия в Св. Земле. Т. 2. С. 244). Теперь участок принадлежит РДМ в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. Неск. лет назад была сделана попытка продать землю под евр. кладбище, но сделка была оспорена в судебном порядке. В наст. время участок пустует.

По дороге, ведущей вниз от гробниц пророков в Гефсиманию, с правой стороны находится небольшой францисканский мон-рь с храмом, именуемым Dominus Flevit (Господь плачет). На этом месте Спаситель, совершая торжественный Вход в Иерусалим, заплакал о судьбе Иерусалима (Лк 13. 34-35). Храм построен в 1954-1955 гг. итал. архит. А. Барлуцци. Небольшой кубический объем перекрыт высоким сводом оплывающих очертаний в форме слезы; по углам установлены имитации античных ампул, в к-рые плакальщицы собирали слезы. Храм в плане крестообразный, с невысокими и слабо выдающимися прямоугольными рукавами креста. Алтарный компартимент обращен к западу. В полуовале окна за решеткой в форме тернового венца с причастной чашей и гостией посередине открывается вид на Иерусалим. В вост. рукаве - ниша с мраморным алтарем, вокруг к-рого расчищен мозаичный пол раскрытой Дж. Т. Миликом (1955) небольшой визант. церкви (7×14 м), датируемой 675 г. В юж. компартименте - полукруглая плита с текстом Евангелия от Луки о том, как на этом месте заплакал Иисус; в северном, над входными дверями,- ктиторская доска с надписью («Христу Плачущему - при Кустоде Святой Земли отце Гиацинте Фаччо, архитектор А. Барлуцци, Италия, Канада и Мексика - приносят в лето Господне 1955») и перечислением стран, участвовавших в финансировании проекта.

На невысоком холме на вост. склоне Е. г., вправо на восток от мон-ря Pater Noster, находится Виффагия - селение, куда привели Спасителю по Его указанию ослицу и осленка (Мф 21. 1-9) и откуда началось Его торжественное шествие в Иерусалим (Ин 12. 12). На юж. склоне Е. г. расположено араб. сел. Эль-Айзария - евангельская Вифания .

К северо-западу от Малой Галилеи находится нем. лютеран. ц. Вознесения Господня при госпитале, носящем имя Августы Виктории. Участок был приобретен в 1903 г., строительство началось в 1907 г., 9 апр. 1910 г. церковь была торжественно освящена в присутствии сына кайзера, принца Эйтеля Фридриха. Автор проекта - берлинский архит. Р. Лейбниц, строительными работами руководили архитекторы Т. Зандель (из Иерусалима) и Г. Шумахер (из Хайфы). Храм (32×20,5 м) составляет часть единого комплекса зданий госпиталя, возведенного в характерных для позднего нем. модерна сдержанных рациональных формах, стилизованных под ломбардский вариант романского стиля. Храм в форме лат. креста встроен передней частью в квадрат зданий госпиталя, уподобленных клуатру средневек. мон-ря. Мощная башня высотой 45 м помещена между трансептом храма и постройками госпиталя. Суровые монументальные здания, облицованные необработанным камнем, оживлены высокими кровлями, аркадами, башнеобразными выступами и экседрами. Церковь Вознесения Господня богато декорирована, причем программу убранства определили пожелания и вкусы заказчиков. Мозаики сводов выполнены иерусалимским худож. Шмидтом (1910-1911) по эскизам берлинского худож. О. Витали, утверждавшимся кайзером. Композиция Вознесения в конхе алтаря, где использованы мотивы мозаики «Вознесение» из собора Св. Софии в Фессалонике (кон. IX в.),- заказ императрицы. Обилие сюжетов из истории крестовых походов отражает романтическую идею Вильгельма II вновь сделать Иерусалим христ. городом (Roth. 1973. S. 223, 270-271 u. a.).

Лит.: Гробница пророков // СИППО. 1901. Т. 12. № 2. С. 142-152; Дамаскин (Смирнопул), иеродиак. Воспоминание о св. местах / С предисл. Блаженнейшего Патриарха Дамиана. Иерусалим, 1908; Дмитриевский А. А. Праздник Вознесения Господня на Елеонской горе. СПб., 1913. М., 19942; Vincent H., Abel F.-M. Jérusalem: Rech. de topographie, d"archéologie et d"histoire. P., 1926. Vol. 2: Jérusalem nouvelle; Loukianoff E. «῾Ο ᾿Ελαίων» // Mémoires présentés à l"Inst. d"Égypte. Le Caire, 1939. T. 42. P. 1-44; Мефодий (Кульман), еп. Святая Земля. П., 1961; Corbo V. C. Ricerche archeologiche al Monte degli Ulivi. Gerusalemme, 1965; Ovadiah A. Corpus of the Bizantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970; Roth E. Preussens Gloria in Heiligen Land: Die Deutschen und Jerusalem. Münch., 1973; Storme A. Le Mont des Oliviers. Jerusalem, 19842 (Lieux Saints de Palestine); Bar-Am A. Beyond the Walls: Churches of Jerusalem. Jerusalem, 1998; Murphy-O"Connor J. The Holy Land: An Oxford Archaeol. Guide from Earliest Times to 1700. Oxf.; N. Y., 19984; NEAEHL. Vol. 2. P. 783-785; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000; Россия в Св. Земле: Док-ты и мат-лы. М., 2000. Т. 1-2; Антонин (Капустин), архим. Пять дней на Св. Земле и в Иерусалиме в 1857 г. М., 2007; Скалон Д. А. Путешествие по Востоку и Св. Земле в свите вел. кн. Николая Николаевича в 1872 г. М., 2007р; Леонид (Кавелин), архим. Старый Иерусалим и его окрестности: Из зап. инока-паломника. М., 2008.

Н. Н. Лисовой

Название Гефсимании - местности у подножия Елеонской горы - происходит от древнееврейского слова, обозначавшего давильный пресс для изготовления оливкового масла. На Елеонской горе в изобилии росли оливковые деревья и здесь делали оливковое масло.

Гробница Божией Матери расположена в погребальной пещере, находившейся на древнейшем кладбище, которое простирается в Кедронской долине и по склону Елеонской горы. Здесь были погребены родители Пресвятой Девы Марии - праведные Иоаким и Анна, а также святой Иосиф Обручник. Здесь же пожелала быть погребенной и Она Сама.

Успение Божией Матери произошло, как полагают, в 57 году по Р.Х. Многие чудесные события сопровождали его. Чудесным образом все апостолы были собраны в Иерусалим к одру Пресвятой Девы. Но святой апостол Фома, по Промыслу Божию, отсутствовал при погребении. Он смог прибыть в Гефсиманию только на третий день. Апостол Фома так скорбел, что не смог проститься с Божией Материю, так горевал, что не удостоился Ее последнего благословения, что для него открыли гробницу. Однако, тела Пресвятой Богородицы уже не оказалось в ней, ибо Господь вознес Ее в Небесные обители. А на гранитном ложе остался лишь букет живых цветов, и повсюду было разлито благоухание. Утешая апостола Фому, Пресвятая Богородица явилась ему в небесной славе и оставила в дар и благословение свой пояс, который, по преданию, упал на камень, находящийся ныне в Гефсиманском монастыре святой Марии Магдалины.

Уже в IV веке над гробницей Божией Матери был воздвигнут храм, имевший в плане форму креста. Эта церковь сильно пострадала при персидском нашествии, была перестроена крестоносцами, затем вновь разрушена мусульманами. Нынешний храм сохранил первоначальный крестообразный план. Войдя в него, мы спускаемся глубоко вниз. Примерно посередине лестницы в нише справа расположены гробницы праведных Иоакима и Анны, а слева - праведного Иосифа Обручника. Спустившись в храм, справа мы видим небольшую часовню, потроенную на месте погребения Божией Матери. Внутри часовни находится каменное ложе, на котором покоилось тело Пресвятой Богородицы. За часовней - еще одна святыня Гефсимании - чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери, написанная русской монахиней Горненского монастыря. Храм в настоящее время принадлежит православным и армянам.

"Радуйся, Обрадованная, во Успении нас не оставляющая!"
Среди кипарисов и оливковых деревьев на склоне Елеонской горы выделяется пятиглавый храм, построенный в характерном русском стиле. Этот храм, посвященный святой равноапостольной Марии Магдалине, был построен здесь Российским Императором Александром III с братьями в память их матери Императрицы Марии Александровны, супруги Императора Александра II, чьей небесной покровительницей была святая Мария Магдалина. Участок для строительства был приобретен на средства Императорской семьи. Освящение храма состоялось на праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 (14) октября 1888 года. На торжествах присутствовал Великий Князь Сергий Александрович (возглавлявший Императорское Православное Палестинское Общество) с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Феодоровной. Это паломничество произвело глубочайшее впечатление на Великую Княгиню. "Как бы я хотела быть погребенной здесь", - сказала она тогда.

Великая Княгиня Елизавета Феодоровна после убийства ее мужа террористом, удалилась от мира и устроила в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. "Мы живем так часто для себя, что делаемся близорукими и проходим мимо чужих скорбей, не понимая, что делить свое горе - это его уменьшить, а делить свою радость - это ее увеличить. Откроем наши души, чтобы Божественное солнце милосердия их согрело," - говорила Великая Княгиня.

В 1918 году Великая Матушка - как именовали ее в России за ее великую любовь к людям и самоотверженное служение делам милосердия - была арестована большевиками и вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой приняла мученическую кончину в Алапаевске, на Урале. 18 июля 1918 года преподобномученицы Елизавета и Варвара были живыми сброшены в старую шахту. После чего шахту забросали гранатами. Вместе с ними пребывали в заключении и были замучены Великий Князь Сергей Михайлович со своим верным помощником Федором Семеновичем Ремезом, добровольно последовавшим за ним в ссылку, молодой Князь Владимир Павлович Палей и трое сыновей Великого Князя Константина (К.Р.) - Великие Князья Иоанн, Константин и Игорь. Мученики скончались не сразу, они умирали в мучениях от голода, жажды и ранений. Несколько дней окрестные жители слышали из шахты пение Херувимской. Когда Алапаевск был занят Белой Армией, тела мучеников были извлечены из шахты. Елизавета Федоровна упала на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней упал Великий Князь Иоанн, голова которого была перевязана ее апостольником. Тело Великой Матушки было найдено совершенно нетленным, пальцы ее правой руки были сложены для крестного знамения. "Я чувствую себя недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая окружала меня в России... Что даже минуты скорби освящены таким утешением свыше... что я могу сказать одно: «Слава Богу за все»", - говорила она.

Отступая с Урала, части Белой Армии вывезли тела Алапаевских мучеников в Читу, затем в Китай. Тела же преподобномучениц Великой Княгини Елизаветы и инокини Варвары были в 1921 году перевезены в Иерусалим и были погребены в крипте Гефсиманского храма святой Марии Магдалины. В 1981 году Русской Православной Зарубежной Церковью Алапаевские мученики были причислены к лику святых. Тогда мощи преподобномучениц были торжественно перенесены в храм равноапостольной Марии Магдалины. В 1992 году преподобномученица Великая Княгиня Елизавета и инокиня Варвара были прославлены Русской Православной Церковью. День их памяти празднуется 18 июля. Мощи Великой Княгини почивают в мраморной раке справа от алтаря, а мощи инокини Варвары - в такой же раке слева. "Ныне трудно найти правду на земле, затопляемой все сильнее греховными волнами, чтобы не разочароваться в жизни, надо правду искать на небе, куда она ушла от нас" (Великая Княгиня Елисавета).

Обитель при храме равноапостольной Марии Магдалины возникла в 30-е годы XX века. Ее основали сестры Вифанской женской общины во главе с игуменией Марией (Робинсон). Подробнее об этой общине рассказано в связи с Вифанией.

В храме у солеи справа находится чудотворный образ Божией Матери Гефсиманская Одигитрия . Эту икону в 1939 году подарил первой игумении обители Марии митрополит Гор Ливанских Илия (Карам), объяснив, что такова воля Царицы Небесной. Позднее он рассказал, что ему трижды являлись святые великомученицы Екатерина и Варвара и говорили, что Пресвятая Матерь Божия просит отдать Ее святую икону игумении Марии в Палестину и что там она должна оставаться. Митрополит Илия дал вместе с иконой и удостоверение, в котором указывалось, что образ передается в собственность Гефсиманской обители и что эта икона называется Одигитрия, Неопалимая Купина, Исцелительница, Скоропомощница. В Ливане икона прославилась многими чудесами. Во время пожара, когда сгорело все село и церковь, в которой находилась икона, огонь не тронул только Святые Дары и этот образ.

Икона была совершенно черной, потемневшей от времени, ни изображения, ни красок на ней разглядеть было практически невозможно. Образ прибыл в Гефсиманию на Страстной седмице. Тотчас перед ним отслужили молебен, во время которого исцелился смертельно больной священник обители (у него был рак желудка, батюшка очень страдал и не был уверен, что доживет до Пасхи). А на следующий день икона чудесным образом обновилась, ее краски просветлели и образ стал чистым и ясным. От иконы стали истекать многочисленные исцеления. А однажды, во время чтения Акафиста, из глаз Пречистой потекли слезы, чему были свидетелями многие.

На территории обители расположено несколько почитаемых святых мест. Это камень, на который упал пояс Божией Матери, сброшенный Ею в утешение апостолу Фоме, опоздавшему к Ее погребению. Лестница, являющаяся частью древней дороги через Елеон в Иерусалим, по которой, очевидно, ходил Спаситель с учениками и по которой Он совершал Свой торжественный Вход в Иерусалим перед Крестными страданиями. Пещера, в которой отдыхали апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя и в которой, возможно, неоднократно ночевал и Сам Господь с учениками, поскольку Он любил удаляться для ночного отдыха в Гефсиманию.

Место побиения камнями первомученика архидиакона Стефана
Святой архидиакон Стефан был первым, кто принял мученическую кончину за Христа. В Кедронской долине рядом с Гефсиманией находится место, на котором, по преданию, был побит камнями первомученик. В V веке здесь была воздвигнута православная базилика. Современный греческий храм был построен в XX веке. Мощи святого апостола были обретены в 415 году и вскоре перенесены в Константинополь.

Елеон. Место Вознесения Господня

Елеонская гора - по-русски масличная, оливковая, - получила свое название от множества оливковых деревьев, растущих на ней.

На вершине Елеонской горы находится место, откуда Спаситель вознесся на Небо в сороковой день после Воскресения. Это место свидетельства, что Господь всегда с нами, что Его благословение всегда пребывает в Церкви и хранит ее. Христос вознесся с простертыми в благословении руками и со словами: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20).

В 387 году здесь был построен большой восьмиугольный храм с открытым куполом, чтобы молящиеся могли видеть над собой небо, куда вознесся Господь. Храм этот был разрушен персами, после чего восстановлен уже в меньших размерах. В 1187 году христианский храм был превращен в мечеть и перестроен. В частности, был закрыт купол. Сейчас здесь небольшая часовня, внутри которой находится камень, на котором, по преданию, в момент Вознесения остался отпечаток стопы Спасителя. До нынешнего времени это место принадлежит мусульманам, которые даже взимают плату за вход. Христианское богослужение здесь дозволено совершать только раз в году - на праздник Вознесения Господня.

"Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон" (Деян.1:9-12).

Елеон. Малая Галилея

Местность на одной из вершин Елеонской горы (слева, если смотреть со стороны старого города на Елеон) именуется Малая Галилея, т.к., там останавливались жители Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники. Именно здесь несколько раз являлся Спаситель ученикам по Воскресении. Сейчас в Малой Галилее находится греческий православный храм и летняя резиденция Иерусалимского Патриарха.

На месте одного из явлений апостолам Воскресшего Спасителя в саду построена часовня (это явление описано в шестом воскресном Евангелии). В ней за престолом находятся фрагменты 2 столпов, возведенных в древности на месте Вознесения Господня в память двух ангелов, явившихся апостолам тотчас после Вознесения. Эти столпы были перенесены в Малую Галилею, когда место Вознесения Христова стало принадлежать мусульманам. В большом двухэтажном храме на первом этаже под престолом - еще одно место явления Воскресшего Спасителя (явление, описанное в первом воскресном Евангелии), а в верхнем храме - большой Крест, который до пожара 1808 года стоял на Голгофе в храме Гроба Господня. Тогда произошло чудо: когда огонь достиг этого Креста, изображение Спасителя абсолютно не пострадало, огонь не причинил ему никакого вреда. В храме много русских икон. Также, в этом большом храме находится усыпальница Иерусалимских патриархов.

В конце аллеи, ведущей на юг, находится небольшой храм, возведенный на том месте, где молилась Пречистая Матерь Божия после Вознесения Сына и где архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении. Под престолом этой церкви - камень, на котором стояла Пресвятая Богородица. Иконостаса в этом храме нет. В этой церкви была погребена святая мироносица Сусанна. А на улице слева - могила преподобных Феогена и Илария.

За этим храмом похоронен игумен Серафим (Кузнецов) – настоятель Серафимо-Алексеевского скита Белогорского Свято-Николаевского монастыря, сопровождавший тела Алапаевских мучеников в Читу, а затем в Китай. Он же перевез потом мощи преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары в Иерусалим. Иерусалимский Патриарх Дамиан выделил игумену Серафиму кусочек земли, где тот построил себе келью и прожил в ней оставшуюся жизнь.

Елеон. Спасо-Вознесенский женский монастырь

Эта обитель находится на самой вершине Елеонской горы рядом с местом Вознесения Господня. Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870-е годы архимандритом Антонином (Капустиным). Первоначально здесь планировалось устроить мужскую обитель, но этот замысел не осуществился, и в начале XX века на Елеоне образовалась женская монашеская община. В настоящее время монастырь находится в ведении Русской Зарубежной Церкви.

Главный храм обители - Спасо-Вознесенский собор. Справа от входа в храм почитается камень с того места, на котором, по преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Христова. В соборе справа от алтаря у солеи находятся мощевики с мощами многих святых и две чтимые иконы Божией Матери: чудотворная икона Елеонская Скоропослушница и образ Взыскание погибших, написанный русскими паломниками в благодарность за спасение при кораблекрушении. Слева - могила архимандрита Антонина (Капустина) - самого выдающегося начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме за всю ее историю, внесшего огромный вклад в развитие Русской Палестины. Он сделал поразительно много: приобрел для России множество земельных участков, построил множество храмов, создал несколько монашеских обителей, устроил приюты для паломников. Именно благодаря ему многие святые места на этой благословенной земле принадлежат православным христианам. Причем, вся эта деятельность крайне осложнялась из-за турецкого мусульманского владычества, бывшего тогда в Палестине.

За алтарем Вознесенского храма - часовня, построенная на месте древней церкви. Внутри часовни - место 1-го и 2-го Обретения главы Иоанна Предтечи. В часовне сохранился мозаичный пол IV века из древнего византийского храма.

Одной из достопримечательностей обители является высокая колокольня, именуемая "Русская свеча". До сих пор это самое высокое сооружение в Иерусалиме. Ее высота 64 метра. Колокола для Елеонского монастыря отливались в России на народные пожертвования. Главный Елеонский колокол весом в 308 пудов был заказан благочестивым Соликамским купцом Александром Рязанцевым. Но когда пароход с колоколом причалил к берегу в порту Яффы, турецкие власти спохватились, что колокольный звон они не дозволяют, и запретили везти колокол в Иерусалим. Тогда русские паломники, преимущественно, женщины, тащили колокол в Иерусалим волоком.

Елеон. Место подвигов преподобной Пелагии Антиохийской

Недалеко от места Вознесения Господня находится пещера, в которой подвизалась преподобная Пелагия и где почивают мощи этой святой подвижницы. Пещера принадлежит мусульманам и находится на территории мечети в небольшом здании. Для православных это место открывают в день памяти преподобной - 8/21 октября. Преподобная Пелагия родилась в Антиохии, была очень красива собой и вела распутную жизнь. Услышав проповедь епископа Нонна о Страшном Суде, Пелагия ужаснулась своей грешной жизни, принесла покаяние и приняла крещение. После этого она, переодевшись в мужскую одежду и назвавшись иноком Пелагием, удалилась в Иерусалим на Елеонскую гору, где затворилась в пещере и достигла высоких духовных дарований.

На вершине Масличной (Елеонской) горы стоит православная церковь Вознесения с белой колокольней, которую называют «Русской свечой» (64 м). Церковь принадлежит Русской Православной церкви за рубежом, построена в 1870-1887 гг. Со смотровой площадки, куда ведет крутая лестница (214 ступенек), открывается живописная панорама Иерусалима. В этой церкви похоронен архимандрит Антонин Капустин (1817-1894), настоятель Русской Духовной миссии в Палестине, прославившийся поиском тех легендарных древностей Святой Земли, которые не успели отыскать францисканцы.

Спускаясь вниз, попадаем на смотровую площадку. С нее открывается незабываемый вид на Иерусалим , волновавший умы и сердца многих путешественников: здесь лучше всего чувствуется вечность древнего города. Внизу на бело-желтом фоне виднеются ряды темно-зеленых деревьев, вдали поблескивает золотой Купол Скалы (мечеть халифа Омара).


Вид на Иерусалим с обзорной площадки на Масличной горе.

На склоне горы расположено Еврейское кладбище сформировавшееся еще в эпоху Первого Храма, - многочисленные ряды белых надгробий. Это кладбище, священное для евреев, неоднократно описано в художественной литературе. На нем изворачивается действие в одной из глав «Кладбищенских историй» Б. Акунина. Считается, что когда Мессия взойдет на Масличную гору, отсюда начнется воскресение мертвых. Самые престижные участки те, на которые падает тень крепостной стены.

Далее расположена Вифанская община Воскресения Христова, она же Гефсиманская обитель , с православной церковью Св. Марии Магдалины с золотыми куполами, построенной на пожертвования императора Александра III в память о его матери, императрице Марии Александровне. Здесь погребены останки Великой княгини Елизаветы Федоровны (1864-1918), причисленной РПЦ к лику святых. Елизавета Федоровна, дочь герцога Гессен-Дармштадского, внучка английской королевы Виктории, жена московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича (1857- 1905), после гибели мужа, взорванного в Кремле в 1905 г. террористом-эсером И.П. Каляевым, приняла постриг и посвятила себя благотворительности, основала в Москве на Ордынке Марфо-Мариинскую обитель сестер милосердия. Весной 1918 г. ее арестовали большевики, увезли на Урал и в ночь на 18 июля сбросили живой в глубокую шахту близ Алапаевска, где она умерла спустя сутки.


Церковь Св. Марии Магдалины в Гефсимании.

Когда белогвардейцы отступали с Урала, они переправили останки Великой княгини в Пекин, а затем Гассан-хан, князь Нахичеванский, генерал-лейтенант русской армии, выделил средства, чтобы переправить останки в Иерусалим, где Елизавета Федоровна мечтала быть похороненной (она посещала церковь Св. Марии Магдалины в 1880-х гг.). В церковном иконостасе есть иконы кисти В. Верещагина.


Храм во имя Марии Магдалины в Гефсимании.

Гефсимания - сад у подножия Масличной горы к востоку от центра Иерусалима, по дороге, ведущей от ручья Кедрон к Масличной горе. Здесь, согласно евангелистам, молился Иисус перед предательством Иуды и арестом. «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Матф. 26:36). Здесь же Христос был схвачен (Матф. 26:36-57; Марк 14:32-53; Лука 22:39-53; Иоанн 18:1-13). Нынешний сад - лишь небольшая часть сада библейских времен, однако здесь до сих пор есть несколько старых олив (возраст около 800 лет) с узловатыми стволами. В 1681 г. Гефсиманский сад перешел в собственность францисканцев, которые в 1848 г. обнесли его стеной. Можно посетить грот, куда, по преданию, удалился Иисус для молитвы. Неподалеку находится камень, на котором сидел Христос, когда Иуда пришел Его поцеловать. В византийскую эпоху на этом месте существовала церковь, позже восстановленная крестоносцами.

В 1925 г. А. Берлуччи по заказу францисканцев возвел на руинах прежних церквей помпезную базилику Мук Христовых, или церковь Всех Наций. Она называется так потому, что деньги на строительство пожертвовали 12 католических общин мира: Германия, США, Аргентина, Бразилия, Чили, Мексика, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Бельгия и Канада.

Однако есть еще несколько примечательных мест, которые расположены поблизости. Поэтому, мы с вами отправимся на Масличную гору, до которой от Старого города можно дойти пешком за минут за 10-20.

У подножия одного из ее склонов, в Кедронской долине, раскинулась Гефсимания – местность, где сейчас находится несколько церквей и небольшой сад. Как говорится в Евангелия, здесь происходили важные в истории христианства события. Считается, что именно отсюда вознесся на небеса Иисус Христос.

Информация:
Масличная (Елеонская) гора (The Mount of Olives, הַר הַזֵּיתִים‏)
Расположение: природная возвышенность на востоке от Старого города, Иерусалим
Часы работы: ежедневно круглосуточно. Церкви работают примерно с 6-8:00 до 17-18:00, в зависимости от сезона. Учтите, что у большинства церквей бывает перерыв с 12:00 до 14:00, а некоторые не работают по воскресеньям. Но, судя по отзывам на Трипадвайзоре, можно постучаться и попроситься внутрь – православных пустят в любое время.
Стоимость: бесплатно. Платно только посещение места Вознесения Христа, так как оно лежит на арабской территории.Женщинам стоит взять с собой платок на голову, если они собираются посещать церкви. Фотосъемка разрешена везде. Согласно еще нескольким отзывам с Трипадвайзора, в районе обзорной площадки обитают арабы-воришки, будьте аккуратнее с сумками.

Как добраться из Старого города: выйти из Львиных ворот, спуститься вниз и повернуть направо. Пройти минут 5-10 вперед, по левой стороне вы увидите вход на гору. Также от Дамасских ворот ходят автобусы в ее сторону.
Как добраться из Иерусалима: доехать на общественном транспорте до остановки «Lion’s Gate», и пройти немного пешком.

Что посмотреть на Масличной горе:

  • Гефсиманский сад (The Garden of Gethsemane)
  • Гробница Богородицы (Tomb of the Virgin Mary) и церковь Успения Пресвятой Богородицы
  • Русская Православная церковь Св. Марии Магдалины (Russian Church of Mary Magdalene)
  • Церковь Всех Наций (Church of All Nations)
  • Монастырь Патер Ностер (Church of Pater Noster)
  • Капелла Вознесения (Chapel of Ascension) и Стопа Спасителя
  • Гефсиманский грот (Grotto of Gethsemane)
  • Иудейское кладбище на склоне горы
  • Еврейское кладбище
  • Гробница Захарии (Tomb of Zacharia)

Быстрый кадр по пути: на нем виднеется церковь Всех Наций (внизу) и церковь Св. Марии Магдалины (наверху).

На Масличной горе есть смотровая площадка, докуда я, к сожалению, так и не дошла. Говорят, что это самая высокая точка в городе, и с нее открывается потрясающий вид на Старый город. Мой совет – отведите себе на посещение этой местности целый день, или хотя бы полные полдня с раннего утра. Тогда вы точно успеете попасть и на площадку, и на все интересующие вас точки. Мой же маршрут был прост из-за недостатка времени: Гефсиманский сад — гробница Богородицы, и короткая пробежка по округе. Так что, далее я буду рассказывать только об этих местах.

Гефсиманский сад . Для начала, немножко истории. В древности у подножья Масличной горы стояло поселение, где росли маслины и изготавливалось оливковое масло. Это дало название местности на ее склоне в Кедронской долине – Гефсимания. На иврите «гат шманим» означает прессовка для масла. Оливковые деревья здесь произрастают и по сей день на территории Гефсиманского сада, который стал моей первой остановкой.

Информация:
Гефсиманский сад (The Garden of Gethsemane, Hortus Gethsemani)
Часы работы: апрель-сентябрь 8:00-18:00, октябрь-март 08:00-17:00
Стоимость: бесплатно
Рядом есть платный туалет.

Вход сделан в виде прямоугольной арки. Наверху – название сада на латыни, еще выше – изображение иерусалимского креста.

И еще один иерусалимский крест снаружи.

Раньше сад не был обнесен каменными стенами, это произошло уже позднее. Его территория небольшая, но по-своему интересная. Вы только посмотрите на эти оливковые деревья, которые выросли будто бы из сказки. Кажется, что в их стволах были вырезаны мифические герои. Интересно, они все еще цветут? Я еще ни разу не видела, как растут оливки.



По легенде, им уже более 2000 лет. Как повествует Библия, на этом месте Иисус был предан Иудой, и здесь же молился последний раз перед казнью.

Налюбовавшись сказочными дубами-колдунами деревьями, я вышла из сада и отправилась к следующей точке.

. По преданию, Богородица была похоронена в Гефсимании рядом со своими родителями и мужем. Над ее гробницей была построена пещерная церковь Успения Богородицы. Вход в нее находится внутри небольшого, тоже обнесенного каменными стенами дворика. Найти его просто, он находится всего в 5 минутах ходьбы от Гефсиманского сада.

Информация:
Гробница Богородицы (Tomb of the Virgin Mary)
Часы работы: ежедневно 6:00–12:00 и 14:30–17:00

Церковь состоит из нескольких залов и имеет необычный вид изнутри. Ее стены – каменные, а потолки скорее напоминают пещерные своды.

При входе в гробницу находится алтарь с иконой Иерусалимской Богоматери. Сама гробница представляет собой узенькое помещение с еще одним алтарем, при подходе к которому, как правило, выстраивается очередь.

Верующие оставляют здесь свои записки с пожеланиями и просьбами.

На этом все. Этим же вечером мне нужно было вернуться в , а по плану еще предстояла поездка на . Поэтому, я поспешила на автобус до автовокзала. Галопам по Европам, конечно, зато все успела.

Кто со мной купаться? Поехали!