Греческое святилище. Храмы древней греции. Самые известные храмы

Троицкая церковь или Русская посольская церковь - православный храм в Афинах; является официальным приходом русскоязычной общины города. Греческое название - Αγία Τριάδα.

Первоначально на месте церкви находились римские бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, на фундаменте которых была устроена раннехристианская базилика. Строительство настоящего храма относится к первой половине XI века. Церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы, впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму» (греч. Σώτειρα Λυκοδήμου).

Здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь. С 1202 года - женский католический монастырь, а с 1204 года - бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.

Адрес: οδός Φιλελλήνων, 21, Афины, Греция 10557.

Церковь святителя Николая (Афины)

Церковь святителя Николая Чудотворца - православная церковь в афинском районе Ахарнон; время постройки неизвестно, но существуют данные, по которым можно определить приблизительную дату восстановления храма - 1938. Строительство храма длилось до 1957 года.

В храме можно прикоснуться к фреске прежней церкви, поблекшие с годами цвета на которой оживил известный греческий писатель и художник Фотис Кондоглу. Он же расписал часть церкви.

Святыни: частица мощей свт. Николая Чудотворца

Адрес: pl. Agiou Nikolaou, 5, Athina

Кафедральный собор Панагия Спилиотисса (Керкира)

Собор Панагия Спилиотисса - кафедральный собор Керкирской митрополии; здесь находятся икона Божией Матери Спилиотисса и мощи блаженной Феодоры. Греческое название - Ο Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Κέρκυρας Υπεραγίας Θεοτόκου Σπηλαιωτίσσης.

Собор был построен в 1577 году на месте древней церкви в честь святого Власия Севастийского. В XVIII веке собор реконструирован в барочном стиле.

В 1841 году собор стал кафедральным храмом Керкирской митрополии Элладской православной церкви.

Собор Панагии Спилиотисы представляет собой впечатляющую трехнефную базилику с весьма необычным и ярким фасадом. К входу в собор ведет широкая мраморная лестница. Весьма интересен и интерьер церкви. Среди множества икон, украшающих собор, есть и работы Михаила Дамаскина («Святой Георгий», 16-й век), Панайотиса Парамифиотиса («Тайна вечеря», 18-й век) и Эммануэля Мпуниалиса («Мученик Говделас», 17-й век). Особую же ценность представляет икона Панагия Димосиана из Янины, датирующаяся 14-м веком. Отдельного внимания заслуживает и византийский резной иконостас.

Адрес : Собор расположенный в центре города Керкиры на острове Корфу.

Собор святителя Спиридона (Керкира)

Собор святителя Спиридона Тримифунтского - православный храм Керкирской митрополии, здесь покоятся мощи святого, являющиеся одной из наиболее чтимых святынь православного мира. Святитель Спиридон считается покровителем острова.

Первоначально собор располагался не на своем нынешнем месте, а в районе Сарокко, но из-за строительства городских стен его пришлось перенести. Нынешнее здание собора было построено в 1590 году. Собор построен в характерном для Ионических островов венецианском стиле и не похож на другие церкви Греции.

Церкви Ионических островов оказались подвержены влияниям итальянской архитектуры XVII века, из-за этого они небольшие и низкие, с впечатляющими звонницами. Звонница Собора напоминает звонницу церкви Святого Георгия в Венеции, которая построена приблизительно в то же время.

Адрес: Agiou Spyridon, Corfu Town, Corfu, 49100

Телефон: +30 26610 39779 / 33059

Кафедральный собор Христа в узах (Монемвасия)

Собор Христа в узах (Христос Элкоменос) построен в VI-VII веках, наиболее известный храм Монемвасии. Находится в квартале Като Поли.

Начальный этап строительства, вероятно, относится к ранней христианской эпохе (VI-VII века). Часовня Святого Иоанна, которая построена с южной стороны церкви, датируется XI-XII веком. В 1538 году церковный деятель Георгиос Кугидас построил на южной стене три колонны. В 1697 году были добавлены купол и притвор. В последующие века (XVIII-XX века) производились ремонтные работы, и с северо-западной стороны была построена колокольня.

Несколько раз церковь лишалась своих икон и других реликвий. Император Исаакий II Ангелос в XII веке изъял из храма икону Христа и перенёс её в часовню Архангела Михаила в Константинополе. Икона Распятия после её кощунственной кражи была найдена и вернулась в храм в 2011 году. Эта икона, одна из самых больших и красивейших икон так называемого Palaiologian Ренессанса, является бесценной религиозной реликвией.

Адрес: EO Monemvasias Krokeon Monemvasia 230 70.

Церковь святой Софии (Монемвасия)

Церковь святой Софии построена в XII веке во время правления императора Андроника II Палеолога. Восьмиугольная купольная церковь со скульптурными украшениями и фресками расположена на самой высокой точке острова, на краю утеса (высота более 2500 метров).

Церковь Святой Софии была построена в XII веке. В период османского владычества храм был превращён в мечеть султана Сулеймана, и к нему с южной стороны пристроили минарет. Венецианцы, также несколько изменив архитектуру, сделали храм католическим и посвятили Мадонне дель Кармине. Вновь в качестве мечети храм стал действовать во второй период османского владычества, а после освобождения города в 1821 году он вернулся к христианскому богослужению. В середине XX века церковь была полностью отреставрирована.

Адрес: Ayia Sofia, EO Monemvasias Krokeon, 230 70

Кафедральный собор Агиа Фотини (Новая Смирна)

Собор святой Фотини расположен в районе Новая Смирна греческой столицы, основанном после 1922 беженцами из Смирны. Греческое название - Μητροπολιτικός Ναός της Αγίας Φωτεινής.

Храм Святой Фотини в Новой Смирне не просто православный храм. Храм является своего рода мемориалом православной Смирне и памятью о «незабываемых Отечествах» (Αλησμόνητες Πατρίδες), как они именуются в Греции, оставленных в 1922 году. Святая Фотиния приняла смерть мученицы в Смирне и была почитаема его жителями. Многие жительницы города и региона носили её имя. Храм Агиа Фотини в Смирне был гордостью православного населения города:A-73. Его колокольня и сверкающий на солнце позолоченный крест на куполе доминировали над прибрежным, греческим, районом города. В храме провёл свою последнюю службу новомученик, святой, Хризостом Смирнский, прежде чем принять свою мученическую смерть. Здесь молились в последний раз тысячи жителей города, прежде чем принять смерть, или, пройдя через свои муки, расстаться с Родиной.

Адрес: Αγίας Φωτεινής, 171 23 Νέα Σμύρνη, Аттика, Греция

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного - святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название - Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес: Патры 262 22, Греция

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского - пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес : Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Храм святого Мины (Салоники)

Кафедральный собор великомученика Мины - один из старейших храмов Салоник, вокруг которого ещё со времен Византии начал разрастаться городской рынок. Первый храм относится к ранехристианской базилике, тогда как современный его вид является результатом последней реконструкции, проведенной в 1852 году.

Адрес: ул. Ионос Драгуми 10, Салоники.

Кафедральный собор святого Мины (Крит)

Собор святого Мины был построен в 1862-1895 годах, один из главных соборов Ираклиона на острове Крит в Греции. Храмявляется одним из самых больших на территории Греции, вмещает до 8 тысяч человек. Относится к Ираклионской архиепископии Критской Православной Церкви, Константинопольский патриархат. Греческое название - Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης.

Первоначальная небольшая церковь святого Мины была построена в 1735 году и была кафедральным собором митрополитов Крита сразу в период турецкой оккупации острова (в настоящее время церковь находится слева от главного входа в большой собор).

История повествует о событии, произошедшем на Пасху 1826 года, когда толпа турок-мусульман направлялась к церкви, чтобы разгромить христианский храм и расправиться с верующими. Появившийся конный офицер по имени Аян Ага (Ayan Agha) разогнал толпу заговорщиков, но греки-христиане восприняли это как чудесное вмешательство в происходящее святого Мины, после чего святой был объявлен покровителем Ираклиона. В своей книге «Άγιος Μηνάς» (1939) Георгиос Силламианакис утверждает, что святого Мину почитали в Ираклионе не только христиане, но и мусульмане.

Адрес: Αγιος Μηνας Ηρακλειο Κρητης, Греция, Крит, Ираклион, пл. Венизелоу

Кафедральный собор святителя Григория Паламы (Салоники)

Салоники - древний город, в котором многочисленные памятники старины соседствуют с современным городским ландшафтом. Будучи городом, где собрано множество святых для православных верующих мест, он известен и как город апостолов. Первые церкви были основаны здесь уже в 50 году нашей эры святым апостолом Павлом. Одно из таких мест – почитаемый в городе храм , где хранятся мощи святого.

Собор строился почти 20 лет, с 1891 по 1914 год, и стал первой крестокупольной церковью, возведенной в оккупированных турками Салониках. Землетрясение 1978 года повредило храм, его снова пришлось расписывать фресками. Но во время этой работы случайно обнаружилась потайная крипта под алтарем, которая, возможно, использовалась как секретное убежище во время борьбы македонцев за освобождение в начале 20 века. Сейчас в крипте размещается выставка.

После землетрясения 1978, значительно повредившего сооружение, оно было полностью реконструировано и расписано фресками.

Адрес: Αγ. Σοφίας 6, Θεσσαλονίκη. Ιερός Μητροπολιτικός Ναός Θεσσαλονίκης Αγίου Γρηγορίου του Παλαμά (перекресток ул. Св. Софии и Метрополикос, Салоники, Греция).

Церковь великомученика Пантелеимона (Салоники)

Строительство церкви относят к началу эпохи Палеологов (XIII век). В 1548 году турками она была обращена в мечеть и в последние годы турецкого владычества в ходе ремонтных работ была разрушена галерея, окружавшая церковь (сохранилась только восточная часть арки), которая не восстановлена до настоящего времени.

Здание церкви крестообразное, однонефное. Церковь изначально была окружена галереей, имевшей в восточной части симметрично алтарю два небольших придела. Вход в церковь из галереи был возможен только через двери в северной и южной сторонах храма (традиционных западных дверей церковь не имеет). Центральный купол укреплен на четырёх арках, образующих крест. Имеется малый купол, расположенный над нефом.

В церкви сохранилось незначительное число фресок. В относительно хорошем состоянии в нефе имеется изображение Богородицы, а в диаконском помещении изображение трёх святителей.

Адрес: Ekklisia Agios Panteleimonas Thessaloniki 543 51 Греция. Храм находится на пересечении улиц Эгнатия и Ясониду.

Церковь великомученицы Екатерины (Салоники)

Церковь великомученицы Екатерины - изящный храм эпохи Палеологов (XIII-XIV века), византийское наименование которого по сей день остается безызвестным, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В годы правления Баязида II (1481-1512) храм был обращен бейлербеем (наместником) Якуп-пашой в мечеть, названной в честь него. Во время восстановительных работ 1947-1951 гг. были обнаружены фрагменты настенной росписи 1315 года.

Это четырехколонный и крестообразный храм с закрытой колоннадой по восточной, южной и северной сторонам, восточная сторона храма завершается двумя симметричными часовнями. В центре храма возвышается семиугольный купол, еще четыре купола меньшего размера расположены ниже центрального купола, возвышаясь по углам храма. Важным атрибутом храма является покрытие керамическими плитками стен. Наружние стены храма имеют двух- и трех- сводные ниши, кирпичные колонны, украшения, которые в сочетании с расстановкой куполов скрадывают объем и массивность, придают легкость и утонченность всему храму.

Адрес : Салоники, между ул. Сахини и ул. Тсамаду.

Церковь Панагия Ахиропиитос (Салоники)

Церковь Панагия Архиропиитос - одна из самых древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик. Построена она на месте развалин римского строения, мраморные полы которого были обнаружены под восточным скатом базилики. Вероятно, это был комплекс общественных бань, часть которого заняла церковь (восточная и северная части бань продолжали использоваться по назначению после основания храма).

Согласно надписям, сделанным на кирпичах, использованных при строительстве базилики, её постройка датируется 447-448 годами. Эту датировку также подтверждает мозаичная надпись, обнаруженная у южного свода - в ней упоминается Андреас, сделавший значительные пожертвования для храма. Этот Андреас отождествляется со священником, который представлял архиепископа Салоник на Халкидонском соборе и от имени которого 13 октября 451 года поставил свою подпись на актах Собора.

Адрес: ул. Агиас Софиас 56, Салоники

Церковь Преображения Господня (Салоники)

Церковь Преображения Господня - небольшой византийский храм с наклонным куполом, построен в середине XIV века, использовался в качестве погребальной часовни. Расположенный на стыке улиц Эгнатия и Палео́н Патро́н Герману́.

Упоминается в Золотой булле императора Иоанна V Палеолога от 1464 года.

Адрес: угол улиц Эгнатия и Палео́н Патро́н Герману́, Салоники.

Церковь Неа Панагия (Салоники)

Церковь Неа Панагия (храм Новой Пресвятой Богородицы) - новое храмовое здание было построено в 1727 на месте византийского монастыря XII века. Храм представляет собой трехнефную базилику с гинекони́ти; посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В прошлом был известен как храм Великой Панагии (Трани́ Панаги́я).

Адрес: угол ул. Дим. Гунари и Митрополеос, Салоники.

Церковь преподобного Давида Солунского (Салоники)

Монастырь Латому основан в конце V - начале VI веков, в настоящее время имеет статус приходского храма, так как из всех строений осталась только церковь преподобного Давида. Однако в народе храм до сих пор именуется монастырем Латому. Будет ли восстановлена обитель, пока не известно. Принадлежит Фессалоникийской митрополии Константинопольской Православной Церкви. Греческое название - Μονή Λατόμου. Свое название (Латому - каменщики, работники в карьерах) монастырь получил либо по находящимся неподалеку каменоломням, либо по кварталу каменотёсцев.

Проезд: ближайшая к храму остановка автобусного маршрута N.22 Osios David; из центра Салоник сюда можно подняться пешком (около 20 минут) или автобусом N.22

Адрес: Osios David, Thessaloniki

Церковь Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия (Салоники)

Церковь Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия построена в средние века, перестроена в начале XIX века.

Трехнефная базилика Пресвятой Богоридицы Лаодигитрия, бывшая с XV в. кафоликоном женского монастыря, стоит на углу Олимпиа́дос & Иулиану́. Сегодняшний вид церковь получила в ходе восстановительных работ 1802 года. Согласно преданию, название храма происходит от охотника на зайцев (лаго́с), нашедшего во время охоты у храмового родника со святой водой икону Панагии.

Адрес: Laodigitria, Olimpiados, Thessaloniki (угол ул. Олимпиадос & Иульяну, Ано Поли, Салоники).

Церковь преподобного Антония (Салоники)

Церковь преподобного Антония - небольшой двухнефный храм XVIII века, посвященный Антонию Великому и местному святому из Верии - преподобному Антонию. Первоначально служил часовней митрополии города Салоники и использовался в качестве приюта и лечебницы для больных с психическими расстройствами.

Адрес: угол ул. Дим. Маргарити и Филикис Этэриас.

Церковь святителя Афанасия (Салоники)

Церковь святителя Афанасия - трехнефная базилика, построена в 1818 на руинах старой византийской церкви.

Находится на углу ул. Эгнатия и Сократус в Салониках, ниже уровня дороги. Во время османского ига церковь Святого Афанасия служила религиозным центром для греческого населения города. Современное здание храма построено в 1818 году - на останках старой византийской церкви.

Адрес: угол ул. Эгнатия и Сократус, Салоники

Церковь Сретения Господня (Салоники)

Церковь Сретения Господня - бывший метох монастыря святой Анастасии полуострова Халкидики (XVI век), полностью отремонтированный в 1841 году. Храм представляет собой трехнефную поствизантийскую базилику с деревянной крышей.

Адрес: ул. Эгнатиас (Egnatia) 148, центр г. Салоники

Собор Трёх Мучеников построен в 1864, принадлежит Кидонийской и Апокоронской епархии Критской Православной Церкви. Греческое название - Εκκλησία της Τριμάρτυρης. Расположен в городе Ханья.

Здание собора было возведено в 1864 году на место старой церкви, где при турецкой оккупации находилась фабрика по производству мыла.

Собор Ханьи расположен на площади восточнее улицы Халидон, он представляет собой трёхнефную церковь с одной колокольней. Также собор посвящён Введению во Храм Богородицы, Святому Николаю и Трём Иерархам-Святителям.

Интерьер церкви украшен религиозными картинами известных греческих художников.

Проезд: Собор расположен в историческом центре города Ханья, к востоку от улицы Халидон, на площади Митрополеос (площадь Афинагора), неподалеку от венецианской гавани.

Адрес: Греция, остров Крит, г. Ханья.

Греция – прекрасная Эллада, одна из древнейших в мире цивилизаций, достигших высочайшего уровня развития культуры, архитектуры, технического прогресса древних времён. Литература, философия, скульптура, архитектура Эллады стали основой для всего культурного развития стран Европы и даже Азии и остаются образцами великого творчества и сегодня, спустя тысячелетия.

Даже современные археологи и историки не могут сказать, кто были те люди, которые построили первые здания Греции несколько тысячелетий назад. Да и люди ли? Миф рассказывает, что их строили страшные, огромные циклопы с единственным глазом на переносице. Поневоле поверишь в циклопов, потому что, видя тысячелетние строения из огромных каменных плит, подогнанных одна к другой так, что зазора между ними нет вообще, никаких объяснений не находишь (и историки с археологами тоже не находят!) тому, как могли такое соорудить древнейшие люди, не имея соответствующей техники? А ведь даже следов такой техники так и не найдено! Так что – конечно, циклопы. Тот архитектурный стиль так и назвали – «циклопический».

Потом была другая эпоха – микенская, другие архитектурные стили в культовых строениях, усыпальницах. А потом, примерно в IV веке до Р.Х., зародился и расцвёл классический стиль, который стал золотым периодом эллинского зодчества, когда были построены многочисленные, ныне всемирно признанные сокровищами архитектуры, храмы, к которым относятся и здания Акрополя в Афинах (не путать храм и святилище: храм – это культовое религиозное сооружение, а святилище – это центральная, главная часть храма, то есть, непосредственно само священное место или алтарь для расположения священных предметов – знаков поклонения Божеству, а также место, где находился оракул – жрец или жрица).

Эллинские храмы

Храмам у эллинов отводилось в архитектуре и в жизни главное место, там люди обращались к богам или к оракулам с просьбами, вопросами и жалобами. Архитектурно первые храмы были похожи на жилища древних греков, но со временем им стали придавать всё больше отличительных особенностей, и сам стиль храмов становился «законодателем» архитектурной моды. Экстерьер и интерьер первых храмов были очень просты: здания в форме параллелепипеда, внутренние залы просторные, без окон, в определённом месте ставили большую статую самого божества.

В классический период экстерьеры украшали скульптурными фризами, мощными и в то же время изящными колоннами, которые не только выполняли функции опор, но и придавали всему зданию солидность, значимость, к тому же зрительно увеличивали его объем, т.е. уже подходя к такому зданию, человек должен был испытывать трепет. В каждом из архитектурных стилей Эллады именно колонны видоизменялись в первую очередь: дорические колонны – строгие, аскетичные, капители без всяких «излишеств» (например, храм Гефеста в Афинах), ионические – с капителями, на которых в виде украшения делали как бы 2 «завитка в виде рулонов» (храм Геры на о.Самос, храм Ники Аптерос в Афинах и др.), коринфские – с самыми «изукрашенными» орнаментально капителями (храм Зевса Олимпейон в Афринах). Именно эти три вида колонн и сегодня остаются базовыми в архитектуре.

Главной особенностью интерьеров храмов было отсутствие роскоши. Весь декор выполняли в пастельных тонах, потолок – матовый, пол из мелкой керамической плитки с мозаикой из гальки и ракушек, стены или просто однотонные или с орнаментами из геометрических фигур. Статую бога или богини делали из мрамора, раскрашивали в разные цвета, глаза делали из драгоценных камней – ни одна статуя в таком виде не дошла до наших дней. Золото также использовали в украшении интерьеров.

Храм всегда строили «всем миром», т.е. все горожане принимали посильное участие в строительстве, на которое уходило несколько десятков лет.

Самые известные храмы

Самое большое число древнегреческих храмов сохранилось, конечно, в Афинах.

Парфенон – огромное, величественное сооружение на Акрополе в честь богини Афины, которая была покровительницей города. Главное архитектурное новшество Парфенона заключалось в том, что он был сделан по принципу «золотого сечения».

Храм Эрехтейнон с колоннами в виде скульптур Кариатид – там Афина сразилась с Посейдоном.

Храм Ники – богини победы, именно внутри этого храма стояла статуя крылатой Ники, которой сами граждане Афин отрубили крылья, чтобы победа никогда никуда не улетала от них. В этом храме мифический царь Афин Эгей дожидался возвращения своего сына Тезея, убившего на о. Крит страшного Минотавра и возвращавшегося домой. Но Тезей забыл поднять на своём корабле белый флаг вместо чёрного, и Эгей, увидев этот чёрный флаг, решил, что сын погиб и с горя бросился с море, названное позже Эгейским.

На вершине горы Агоры, недалеко от Акрополя, возвышается храм Гефеста (бог огня), очень хорошо сохранившийся. На берегу моря у подножия горы Агоры находятся руины храма Посейдона (бога морей), даже с руинами это место настолько красиво, что Байрон упоминал его во многих своих творениях.

Олимпийон или храм Зевса – самый высокий и величественный в Афинах, правда от него остались лишь колонны и руины, тоже очень величественные.

Почти в каждом греческом городе стоит свой Акрополь, ведь Акрополь – это центральная крепость города, окружавшая некогда храмы. В большинстве случаев от всех этих храмов остались лишь руины, но даже они оставляют очень сильное впечатление.

Самым важным и широко распространенным типом зданий в античной Греции был храм. Самые первые каменные храмы появились, как предполагается, в начале 6-го столетия до нашей эры. В следующем столетии они уже росли как грибы. «Сердцем» греческого храма обычно служила культовая статуя или другой религиозный символ. Религия в древней Греции не требовала от верующих собираться внутри храма для молитвы, храмы выступали преимущественно в роли памятников олимпийским богам. Самая примечательная особенность греческого храма — массивные колонны. Греки использовали при постройке святилищ три типа колонн: дорического, ионического и коринфского ордера.

Обзор самых знаменитых греческих храмов, находящихся в средиземноморском регионе.

10 Храм Зевса Олимпийского


Хотя от Храма Зевса Олимпийского в Афинах осталось лишь несколько колонн, несложно подключить воображение и представить, насколько огромным и величественным был этот храм в античные времена. Постройка храма началась в 6-ом столетии до нашей эры, в эпоху правления афинских тиранов, решивших возвести самый большой храм древнего мира. Завершено же строительство было лишь через 638 лет после закладки первого камня, во втором столетии нашей эры, в эпоху правления римского императора Адриана.

9 Храм Посейдона на мысе Сунион



Храм Посейдона расположен на Сунионе , самом южном мысу полуострова Аттика , и с трех сторон окружен морем. Он был построен примерно в 440 году до нашей эры на руинах более раннего храма, датировавшегося архаическим периодом греческой истории. От храма Посейдона сохранилось лишь несколько колонн, но сегодня еще можно увидеть храм Гефеста у афинского Акрополя, спроектированный (предположительно) тем же архитектором.

8 Храм Зевса в Кирене (Ливия)



Кирена была важнейшей из пяти греческих колоний на территории современной Ливии. Над руинами древнего города возвышается храм Зевса, датирующийся 5-ым столетием до нашей эры. Он был разрушен во время еврейского восстания в 115 году н. э. и пятью годами позже восстановлен римлянами по приказу императора Адриана. В 365 году храм был вторично разрушен сильным землетрясением и пролежал в руинах вплоть до нашего времени, когда его восстановлением занялись английские и итальянские археологи. Этот храм больше Парфенона, отражения богатства и значимости Кирены для древнегреческого мира.

7 Храм Эрехтейон



Эрехтейон — древнегреческий храм, возведенный в ионическом стиле с северной стороны от Акрополя в Афинах . Храм, который можно увидеть сегодня, был построен между 421-ым и 407-ым годами до нашей эры. Название, согласно наиболее популярной версии, было унаследовано Эрехтейоном от более древнего храма, посвященного легендарному афинскому царю Эрехтею. Храм больше всего известен шестью женскими фигурками кариатид, поддерживающими свод крытой галереи.

6 Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах расположен в горах полуострова Пелопоннес . Этот хорошо сохранившийся, необычный греческий храм был построен приблизительно между 450 и 400 годами до нашей эры. Здание сориентировано с севера на юг, в отличие от большинства других древнегреческих храмах, ориентированных с востока на запад. Необычно святилище в первую очередь тем, что в его дизайне представлены все три классических ордера древнегреческой архитектуры: дорический, ионический и коринфский. Дорические колонны можно увидеть в перистале, окруженном крытой колоннадой дворе. Ионические колонны поддерживают свод портика, а коринфские находятся внутри храма. Храм Аполлона Эпикурейского в настоящее время прикрыт гигантским тентом, защищающим сооружение от неблагоприятного воздействия осадков.

5 Дорический храм в Сегесте (Италия)



Храм Сегеста расположен в северо-западной части итальянского острова Сицилия . Некогда Сегеста была одним из важнейших городов элимцев, одного из трех древнейших народов Сицилии, известных ученым современности. Население города было смешанным. Здесь проживали элимцы и греки, хотя впоследствии элимцы эллинизировались и переняли привычки и обряды греков. Хорошо сохранился древний дорический храм, находящийся возле древнего города. Он был построен в конце 5-го столетия до нашей эры и имеет 6х15 дорических колонн. Несколько моментов доказывают тот факт, что храм так никогда и не был достроен. В частности, не завершены дорические колонны, а над главным залом нет крыши.

4 Пестум



Пестум — древний греко-римский город, расположенный в южной Италии , неподалеку от берега моря. До нашего времени в нем хорошо сохранились три дорических храма. Старейший храм Пестума посвящен богине Гере. Он был построен примерно в 550 году до нашей эры греческими колонистами. Стоящий возле него храм построили где-то на столетие позже. Он тоже посвящен Гере, богине замужества и деторождения. Чуть дальше стоит храм Афины, возведенный примерно в 500 году до нашей эры.

3 Храм Гефеста в Афинах



Храм Гефеста в Афинах — лучше всего сохранившийся древнегреческий флаг в мире. Находится примерно в пятистах метрах к северо-западу от знаменитого афинского Акрополя. Известен широкой туристической общественности намного меньше, чем его сосед Акрополь. Храм был построен в 5-ом столетии до нашей эры в районе, где жило много кузнецов. Именно поэтому его посвятили Гефесту, богу кузнечного дела. Считается, что строивший храм Гефеста архитектор, оставшийся неизвестным, заодно принимал участие в постройке храма Ареса на Агоре и храма на мысе Сунион на полуострове Пелопоннес.

2 Долина храмов Агридженто (Сицилия)



Долина храмов Агридженто расположена в горах у сицилийского города Агридженто. Археологический комплекс состоит из семи древнегреческих храмов. Храм Согласия, построенный в 5-ом столетии до нашей эры, лучше всего сохранившийся из храмов долины и один из крупнейших (и лучше сохранившихся) дорических храмов из сохранившихся до нашего времени. Дорические колонны достигают высоты 7 метров (с учетом капителей) и имеют диаметр 1,3 метра у основания. Другие храмы включают в себя храм Юнона, использовавшийся для проведения ритуалов бракосочетания, а также храм Геракла, старейшее святилище в Долине храмов, от которого до нашего времени сохранилось только восемь колонн.

1 Парфенон, Акрополь



Парфенон на афинском Акрополе — одна из самых популярных туристических достопримечательностей Греции и место, которое просто обязательно нужно посетить при поездке в греческую столицу. Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры на месте более древнего храма, разрушенного персами. Завершилось строительство в 432 году до нашей эры. Святилище строилось под статую богини Афины-Девственницы (по гречески «Афина Парфенос»), сделанную из слоновой кости. В 5-ом столетии статуя была вывезена одним из римских императоров в Константинополь, где позже ее разбили. На протяжении своей долгой истории Парфенону приходилось выступать в качестве крепости, христианской церкви, мечети и даже магазина по продаже пороха.

Строительство храмов у греков было основным направлением в архитектурной деятельности. В отличии от тех же храмов Древнего Египта и Месопотамии, храмы греков были предназначены для людей, а не для усопших, они были схожи на дома, только гораздо роскошнее. В дальнейшем архитектурный стиль строительства храмов унаследовали римские архитекторы.

Архитектура Древней Греции: эволюция храмостроения

Если верить греческому писателю Павсанию, то первые храмы греки возводили из дерева. С развитием архитектурного дела, храмы начали постепенно строиться из камня, однако элементы деревянного зодчества.

Всего в истории строительства храмов можно выделить пять периодов:
1. А рхаический период (с VII по начало VI в. до н. э.).
Памятники данного периода до нас дошли.
2. Ранне-классический период (к. VI по начало V в. до н. э.);
В этот период строятся такие грандиозные сооружения, как: храм Геры в Олимпии, храм Аполлона в Дельфах, храм Зевса в Афинах и конечно же Паллады. Позже был построенный храм Артемиды в Эфесе, который еще сохранился до наших дней.
3. Классический период (к. V по ср. IV в. до н. э.);
Это время считается расцветом греческой архитектурной мысли. Храмы становятся более благородными и колоссальными по размерам. Стал использовать мрамор, что дало храмам еще большую прочность и придало красоту, монументальность. Одним из наиболее впечатляющих храмов этого периода, а, впрочем, и всей греческой архитектуры был храм Зевса в . А все из-за стоящей внутри храма огромной 10-ти метровой статуи Зевса, которая была украшена драгоценными камнями и золотом и сейчас считается одним из Семи чудес света. Также в это время были возведены храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона.
4. Эллинистический период (338 до н. э. - 180 до н. э.).
В этот период греки уделают гораздо меньше внимания строительству храмов, нежели театрам, дворцам. Чистота вкуса также была утеряна из-за тесных контактов с Востоком, в особенности с Персией. Размеры тех же храмов несколько уменьшились, но роскошность была увеличена. В это время был построен знаменитый алтарь Зевса в Пергаме.
5. Римский период (180 до н.э — 90 до н.э).
В это время строительство зданий религиозного значения в самой Греции прекратилось. Этого периода сохранилось множество храмов Древней Греции и Рима. Греческая архитектура поглощается под влиянием народа-победителя.



Древние храмы Греции: ордера

Существовало три архитектурных ордера, среди которых:

  • дорический ордер (отличается простотой и тем временем огромной мощностью, и монументальностью);
  • ионический ордер (здесь формы гораздо легче, они отличаются большей нежностью и грациозностью форм);
  • позже появился коринфский ордер , который отличился особой пышностью.


Типы храмов в Древней Греции
дорического и ионического ордера были наиболее почитаемым у греков, а коринфский стал выделяться только во время эллинизма и влияния на греков восточной культуры и архитектурной мысли.
Для греческих храмов было характерно размещение внутри храма статуи одного из культов ( , Геры, Афины, Аполлона), а также строились святилища и алтарь. В помещение, где стояла статуя, могли входить только жрецы.
Важное место в греческом храме играла колонна, которая и определяла весь стиль храма.
Следует сделать вывод о том, что греки были глубоко набожными и храмы для них играли особую роль. Архитектура Древней Греции в храмах была создана для того, чтобы граждане могли задобрить идолы, и чтобы те дали им свои дары, а не гнев.

Нужды богов считались самыми важными, так как они контролировали солнце и дождь, влияющие на количество посевов; разгневанные боги могли наслать шторм и потопить весь флот, устроить пожар в городе или обречь жителей на болезни и голодную смерть.

Главный принцип устройства древнегреческих храмов – сделать так, чтобы богам было в них максимально комфортно: стены, пол и потолок были расписаны фресками с изображениями божеств, их статуи возводились из дорогих материалов, украшались золотом, серебром и драгоценными камнями. Ежегодно богам преподносились щедрые дары – драгоценности, военные трофеи и часть урожая.

Архитектурное оформление храмов

Центральное место в храме было занято большой статуей божества. Обычно их изображали стоя, или сидя на роскошном троне. Ранние образцы делали из дерева, а позже оно было заменено более устойчивыми материалами – мрамором или литой бронзой. Самые известные храмовые статуи – Зевс из Олимпии и Афина из Парфенона, были изготовлены из золота и слоновой кости. Статуя Зевса считалась одним из семи чудес света.

Само здание храма обычно находилось внутри священного комплекса, включающего в себя пышные сады, искусственные ручьи и фонтаны. Простым людям было запрещено входить внутрь храма – туда допускались только жрецы, которые выполняли ритуалы от имени городского сообщества. Участие горожан в религиозной жизни было ограничено праздничными шествиями, которые обычно заканчивались жертвоприношениями на алтарь бога, находившийся на территории священного комплекса, недалеко от стен главного храма.

Самым важным архитектурным новшеством греков, которое не встречалось ранее в оформлении культовых сооружений, была внешняя колоннада, опоясывающая храм по периметру. До этого колонны использовались исключительно для внутреннего оформления высоких зданий, выполняя функцию поддержки потолка от падения. В храмах колоннада использовалась в качестве разграничителя пространства, отделяя церемониальный зал, доступ в который был открыт только жрецам, от остальной части комплекса.

По внешнему виду храм максимально соответствовал форме традиционного греческого дома – мегарона. Такое сооружение впервые появилось ещё в бронзовом веке, и имело прямоугольное очертание, двухскатную каменную крышу. В центральной части дома обычно располагалось место для очага.

Известные греческие храмы

Античные храмы являют собой величественные и запоминающиеся памятники древнегреческой культуры. В то время они были не просто местом поклонения, а полноценной обителью для мифологических существ. До нашего времени сохранилось небольшое количество храмов, так как они постоянно страдали от римских и турецких набегов, но то, что дошло до нас, просто поражает.

– самый известный из древнегреческих храмов. Он был возведен в 432 году до н.э. в столице государства – Афинах. Строительством Парфенона руководили известные архитекторы Калликрат и Иктин. В центре храма, в окружении 50-ти колонн, располагалась величественная статуя богини Афины, выполненная из слоновой кости и золота. На фронтонах культового комплекса сохранилось большое количество барельефов, осветляющих мифологические и исторические сюжеты.

– самый большой храм Греции, был возведен в честь главного олимпийского бога. Внутри сооружения, кроме статуи Зевса, располагалась скульптура римского императора Адриана, при содействии которого храм был завершен спустя 650 лет от начала строительства. Адриан был настолько страстным почитателем греческой культуры, что даже отрастил длинную бороду на античный манер, что не было принято у римлян.


Храм Ники Аптерос – самая ранняя постройка Акрополя. Храм был возведен во время Пелопоннесской войны, в которой Афинам противостояли отважные и сильные воины Спарты. Таким образом, горожане пытались завоевать расположение богини. Колонны и стены были сложены из редкого и дорогого мрамора, а внутри находилась роскошная статуя богини с шлемом в одной руке, и гранатом, символом плодородия и победы, в другой.


Храм Гефеста , античного бога кузнечного дела, - один из немногих, практически полностью сохранившихся до наших дней. Его массивные колонны, подпирающие тяжелую кровлю, олицетворяют сущность Гефеста – это единственный олимпийский бог, который занимался тяжелым физическим трудом.

Храм Аполлона в Дельфах прославился в первую очередь из-за дельфийского оракула, дававшего самые точные предсказания. Древние греки считали, что Дельфы находятся в центре мира: согласно одной легенде, Зевс выпустил двух орлов с разных частей света, и те встретились как раз над Дельфами. Перед тем, как начинать важные государственные дела или вступать в войну с соседним государством, правители Греции обязательно советовались с Дельфийским оракулом.


Храм Посейдона – находится на побережье Эгейского моря, на мысе Сунион. Как полагается обиталищу морского бога, храм постоянно омывается солеными морскими волнами и обдувается влажным ветром. Согласно с легендами, именно здесь царь Эгей ждал возвращения своего сына после боя с Минотавром. После победы Тесей просто забыл сменить выполнить обещание отцу и сменить черный флаг на корабле белым. Эней, увидев в море корабль любимого сына под траурным флагом, не выдержал горя и бросился со скалы в пучину.


Храм Геры – считается самым древним во всей Греции. Его строительство началось около 600 года до н.э. До нашего времени от культового сооружения осталось только основание с нижними частями колонн. Именно в храме Геры каждые 4 года проводится церемонии зажжения Олимпийского огня от жарких солнечных лучей.


Храм Деметры в Элевсине – посвящен богине земледелия и плодородия. В марте и сентябре каждого года Деметре преподносились щедрые дары. Возле главного входа заканчивалась Священная дорога, которая вела путников из Афин. Сегодня недалеко от храма расположен небольшой музей, где представлены некоторые из археологических находок, сделанных в окрестностях.

Быть в Греции и не посетить хотя бы , считается не просто дурным тоном: не побывав возле таких памяток невозможно полностью оценить всё величие древнегреческой культуры, воссоединиться с ней и почувствовать дух времени. Попадая из шумной городской обстановки в окружение огромных колонн, можно услышать гулкие шаги внутри храмов, прикоснуться к горячему камню, пройти там, где тысячи лет назад обычному человеку запрещалось находиться.

Храмы Древней Греции вдохновляли целые поколения художников, скульпторов, архитекторов. Они стали основой для многих архитектурных стилей, и находят свое отображение и в современности.