Митрополит 15 века. История Русской Церкви XV - XVI вв. Что было характерно для монастырской жизни

УСТРОЙСТВО РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XIV-XV ВЕКАХ.

СВВ. МИТРОПОЛИТЫ ПЕТР И АЛЕКСИЙ

В начале XIV века митрополитом всея Руси был поставлен патриархом константинопольским Афанасием, не грек, а русский, уроженец Волыни, игумен Спасского монастыря Петр. Он ушел 12-ти лет из родительского дома и провел многие годы в подвигах и молитве. Он был искусным иконописцем, и две иконы Божией Матери его письма прославились потом чудесами.

Св. Петр был известен далеко за пределами Волыни, и к нему обращались за советом и благословением многие князья. В 1308 году он был поставлен в Константинополе митрополитом и в следующем же году поселился во Владимире, хотя продолжал именоваться Киевским и всея Руси. За свои 18 лет управления он сделал очень много для устройства церковной жизни, строил храмы, посещал самые отдаленные части метрополии и примирял враждующих князей.

В годы его правления в жизни русской Церкви произошло два знаменательных события. В 1313 году хан Узбек принял магометанство, и все подчиненные ему татарские племена последовали за своим повелителем. Положение христиан сильно ухудшилось, так как мусульмане были более нетерпимы, чем язычники.

Тогда митрополит Петр поехал в Орду л не только получил ярлык от нового хана, но добился для Церкви еще новых привилегий. Все духовенство и население, живущее на церковных и монастырских землях, было изъято из ведения светского суда.

В 1325 году, в виду роста Москвы, митрополит Петр, в правление вел. кн. Ивана Калиты. предвидя великое значение этого города, перенес туда митрополичью кафедру и заложил там кафедральный Успенский Собор, который стал главной святыней будущего Московского Великого Княжества.

Св. Петр был вскоре после смерти прославлен, и его мощи были открыты в 1389 году. При них приносили впоследствии присягу князья, и совершалось избрание русских митрополитов (память 21 декабря)

При преемнике св. Петра, митрополите Феогносте, усилились междоусобицы между князьями и нелады с Литвой и западнорусскими князьями. После многих трудностей и испытаний. митрополиту удалось примирить враждующих и получить в Орде подтверждение церковных привилегий.

После смерти митрополита Феогноста, на митрополичью кафедру был избран епископ владимирский Алексий, происходивший из знатного и богатого рода бояр Плещеевых, Его восприемником при крещении был вел. кв. Иван Калига, и он был очень близок к семье московских князей. Он постригся 20 лет и вскоре был назначен управляющим делами митрополии.

В 1354 году епископ Алексия отправился в Константинополь за посвящением, но патриарх поставил его в митрополиты только при условии, что впредь митрополиты всея Руси будут из греков. Пребывание его в Москве должно было быть только временным, и кафедра оставалась за Киевом. В следующем же году в Константинополь прибыл кандидат, присланный вел. кн. Литовским Ольгердом, по имени Роман. Он тоже был поставлен митрополитом для Литвы, и в русской Церкви началось семилетнее смятение. И митрополит Алексий, и митрополит Роман не желали признавать себя возглавителями только части русской Церкви и присылали всюду своих представителей. Тверское великое княжество признало митр. Романа, чем еще усилило смуту, кончившуюся только смертью последнего в 1362 году.

Св. Алексий был человеком очень решительного и властного характера и, когда остался единственным митрополитом на всей Руси, принял на себя бремя умиротворения страны. Вел. кн. Симеон (сын Ивана Калиты), умирая завещал слушаться митрополита Алексия во всем. Большим почетом митрополит Алексий пользовался и у татарских ханов, особенно после того, как по его молитвам исцелилась от слепоты жена хана Тайдула. Он несколько раз ездил в Орду и отвращал от Руси ханский гнев.

Во время малолетства московского вел. кн. Димитрия Ивановича, св. Алексий правил государством. Ему приходилось часто вступать в споры между князьями и иногда налагать прощения на тех из них, которые не исполняли своих обещаний. Ему помогал в деле миротворства великий игумен Радонежский, преп. Сергий, которого он хотел поставить себе в преемники.

В конце правления митрополита Алексия произошла новые смуты на юго-западе Руси. По настоянию короля польского Казимира, патриарх Филофей поставил особого митрополита, по имени Антония, для Галицкого княжества. Вел. кн. литовский Ольгерд со своей стороны добился поставления третьего митрополита, серба Киприана, для Киева, Твери и Смоленска. На Руси оказалось три митрополита. Разделение продолжалось до 1389 года, когда во главе всей русской Церкви стал митрополит Киприан (память 16 сентября). Св Алексий скончался в 1378 году и был погребен в основанном им в Кремле Чудовом монастыре. Мощи его были перенесены после второй войны в московский патриарший собор (память 12 февр.).

При митрополите Киприане в русской Церкви воцарился мир. Литва была в союзе с Москвой и не требовала особого митрополита. После поражения татар в 1380 году на Куликовом поле вел. кн. Димитрием Донским, власть вел. князей московских усилилась, и Москва стала тем центром, к которому стремилось все русское население и вокруг которого постепенно стали объединяться все северо-восточные княжества. При митр. Киприане, который был строгим блюстителем благочестия, были проведены необходимые реформы церковной жизни и богослужения.

Отношения с татарской ордой были в течение всего века, несмотря на отдельные опустошительные набеги, благоприятными для Церкви. Если и бывали отдельные случаи мученичества, то они происходили главным образом от постоянных взаимных доносов князей друг на друга. В 1318 Году пострадал в Орде св. страстотерпец вел. кн. Михаил Тверской. Его оклеветал перед ханом кн. Юрий Данилович Московский. Вел. кн. Михаил принял мученический венец с великим смирением, как и его предки, князья Борис и Глеб. Его подвергли всевозможным пыткам, умертвили и бросили его тело на съедение хищникам. Но звери не коснулись тела, и оно было перевезено в Тверь и положено в кафедральном соборе (память 22 ноября).

Особым благочестием отличалась св. Анна Кашинская, жена кн. Михаила Тверского. Она основала Успенский женский монастырь в Твери и почила в глубокой старости (память 2 окт.).

В 1347 году в Вильне от литовских язычников пострадали три брата: Антоний, Иоанн и Евстафий, которые вели подвижническую жизнь, но были оклеветаны пред вел. кн. Ольрердом жрецами. Их мощи покоятся в Свято-Духовом монастыре (память 14 апреля).

В XIV веке в русской Церкви появилось в Пскове еретическое учение, получившее название "стригольников", по профессии одного их основателей, Карпа, занимавшегося стрижкой шерсти. Они отвергали иерархию и таинства, право учительства признавали за мирянами и считали всякие обряды, излишними. Они веля строгую постническую жизнь, и учение стригольников распространилось по всей псковской и новгородской области. С ним боролась Церковь, власти и сам народ. В начале XV века ересь начала слабеть и, затем исчезла.

В 1439 году высшие иерархи Греческой и Римской церкви, собравшись на собор во Флоренции, заключают унию - акт о соединении обеих ветвей христианства.
За участие в этой акции собор московских владык прогоняет тогдашнего митрополита Исидора, избрав вместо него рязанского владыку Иону. Вселенский Патриарх не признал этого избрания, и в 1458 году он назначает митрополитом Киевским Григория Болгарина. В ответ Григория не признает Москва. На собранном Ионой в 1448 году соборе митрополиты епархий, находящихся на территории, контролируемой московским князем, присягают «не отступать от святой церкви Московской». В этом документе впервые Русская церковь называется Московской.
Таким образом, в 1448 году именно Москва расколола Киевскую митрополию, провозгласив свою автокефалию, которую Константинополь и другие церкви не признавали 141 год. Московские митрополиты больше не претендуют на титул "Киевский", они называют себя "Митрополит Московский и всея Руси".

Покровская церковь в селе Сутковцы (Хмельницкая область) - храм XV века. Вверху видно бойницы боевого яруса, в случае необходимости церковь превращалась в крепость


Так в первом учебнике по истории - изданном по редакции Иннокентия Гизеля "Синопсисе" - появился раздел "Откуда есть пошли на Руси два митрополита".
Москва не признает киевского митрополита, Константинополь и Киев - московского. Это - начало противостояния Константинополя и Москвы.
1589: Московский Патриархат
1453 под ударами турок-османов пал Константинополь. Москва объявляет себя "третьим Римом", а через столетие уже замахивается на патриаршество. Это было сделано по политическим соображениям - у них даже в документах так записано, мол, "царь-батюшка сказал, и мы приговорили". В 1589 году в Москву приезжает Вселенский Патриарх Иеремия II. Правитель Борис Годунов пригласил его на переговоры о возможном переезде из захваченного турками города, но выяснилось, что патриарху предлагают "древнюю столицу" - Владимир-на-Клязьме, а в Москве оставят собственного митрополита.

Успенский Пречистенский собор в Вильнюсе - резиденция Киевского митрополита в XV-XVIII веках

Когда Иеремия отказался, светская власть давлением заставила его признать московского митрополита независимым патриархом.
Митрополита Киевского тем временем и дальше утверждал Константинополь. Это всех удовлетворяло, тем более, что Киев де-факто пользовался автокефальными полномочием - собор выбирал митрополита, а в Фанаре (резиденции Константинопольского патриарха) только выдавали грамоту, которой подтверждали его рукоположения.

Через турецкую агрессию патриарх сидел в своей резиденции и без надобности не пытался оттуда даже выходить. Киевскому митрополиту зато подлежала огромная территория - от Вильнюса и Белой Церкви, от Перемышля до Смоленска.
1620: Иерусалимский патриарх посвящает митрополита
После попыток Рима и Варшавы ввести в Украине унию (1596 год) у национальной элиты возникает очередная идея об автокефалии - на этот раз в виде Киевского патриархата. Об этом думали и князь Василий-Константин Острожский, и позже Петр Могила. Киевского патриарха после кропотливой работы должны были признать все иерархи включая Папу римского - это позволило бы тем, кто перешел в унию, без проблем вернуться в лоно единой поместной церкви.

Между тем проблема униатского раскола возникла уже в начале XVII в. унию принимает даже Киевский митрополит, и престол становится вакантный. Наконец, в 1620 году Иерусалимский патриарх, имел необходимые полномочия от Константинополя, тайно, под охраной казаков посвящает нового митрополита. Затем уния перестала быть проблемой: после войны Хмельницкого, когда украинцы дошли до Вислы, ее просто отменили. Показательно, что украинское духовенство категорически отказалось присягать московскому царю в Переяславе в 1654 году. В Москву на переговоры ездила и духовная (Не казацкая и не мещанская) миссия во главе с богословом Иннокентием Гизелем - они ничего не подписали.

РУССКИЕ МИТРОПОЛИТЫ XV-XVI.

СВВ. МИТРОПОЛИТЫ ИОНА, МАКАРИЙ И ФИЛИПП

Вначале XVI века в идеологии московских вел. князей произошел резкий переворот, нарушивший традиционные отношения между Церковью и государством и вызвавший ряд тяжелых столкновений между светской и духовной властью.

Вел. князь Василий III (1505-30), сын греческой царевны Зои-Софьи Палеолог, воспринял с детства византийский идеал царской власти, который шел в разрез с русской исторической традицией, когда великие княз ья советовались обо всем с «Землею» (духовенством и боярами). Он стал править без «согласия советников», самовластно, и начал вмешиваться в церковные дела, не считаясь с церковными канонами. Его преемник, царь Иоанн Грозный, утверждал, что он ответственен перед Богом не только за жизнь, но и за души своих подданных.

В самом начале XVI века в московской митрополии боролись два церковных течения. Одно поддерживало вел. князя в его укрепления самодержавия и полноты власти и возглавлялось преп. Иосифом Валоцким и его учениками. В церковном отношении оно ограничивало свои интересы московской митрополией. Второе, во главе которого стоял преп. Нил Сорский, а впоследствии преп. Максим Грек, ратовало за вселенскость православия и независимость Церкви. Оно полагало, что Россия должна быть защитницей православных во воем мире и не ограничивать своих церковных интересов московским царством. Нил Сорский и его ближайший помощник, инок Вассиан Патрикеев, боролись против вмешательства светской власти в церковные дела.

На соборе 1503 года, на котором присутствовали преп. Иосиф и преп. Нил, были приняты меры к упорядочению церковной жизни и поставлен вопрос о церковных владениях. Собор решил его согласно с мнением преп. Иосифа и сохранил за монастырями их земли.

В следующем году, в Москве собрался третий собор против жидовствующих. Несмотря на призыв преп. Нила к милосердию, собор вынес очень суровые постановления против еретиков, многие из которых были казнены.

Одних из идеологов главенства Москвы и ее преемства от Византии был псковской наместник, дьяк Михаил Мунехин, очень образованный человек, бывший послом в Египте и много путешествовавший. Он привез в 1512 году в Москву Хронограф (изложение исторических событий с с амых давних времен). Автором этого изложения был инок Спасо-Елизерова монастыря, Филофей, который в начало царствования Иоанна Грозного более подробно развил свои мысли в «Послании к царю и вел. кн. Иоанну Васильевичу.

Идея преемственности царской власти из Византии возникла сразу после падения Царьграда, но касалась Православного Царства, которое должно было стать защитником православных на всем Востоке. По мнению Филофея, наоборот, Московское Царство, - третий единственное государство, оставшееся православным, так как Византия, так же, как и древний Рим, отпала от православия. Оно должно охранять свое православие, как два Рима начале, а 4-ому Риму не бывать. Вселенская идея защиты всего православного мира подменялась национальным замыканием в московском правовернии.

Отношения между Церковью и государством нарушились уже в 1521 г. Митрополит Варлаам, не понравившийся вел. кн. Василию Ш, был низложен и заточен в монастырь. На его место, не собирая собора епископов, князь поставил игумена Волоколамского монастыря, Даниила, последователя идей преп. Иосифа и вполне послушного княжеской воле.

В деле развода вел. князя с Соломонией Сабуровой, митрополит встал на сторону Василия Ш, постриг насильно царицу и благословил его брак с Еленой Глинской. Возвысил свой голос против такого нарушения церковных правил только преп. Максим Грек, сторонник преп. Нила.

ПРЕП. МАКСИМ ГРЕК И ЕГО ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1518 году прибыл в Москву, по приглашению вел. ки, Василия Ш, знаменитый на Востоке ревнитель православия и ученый Максим Грек, влияние которого в Россиив течение почти двух веков было очень велико.

Он родился в 1480 году в Арте (Греция) и получил блестящее образование в Италии, в Венеции, Падуе, Ферраре, Болонье и Флоренции, у самых знаменитых ученых того времени. Он сблизился с доминиканским монахом Саванароллой, а после его сожжения покинул Италию (1504), переселился на св. Гору Афон и стал ближайшим советником константинопольских патриархов. В 1518 году он прибыл в Москву по настоянию инока Вассиана и стал во главе переводчиков Св. Писания и богослужебных книг. В Москве он написал свои догматические, филологические и исторические труды, боролся с невежеством, суевериями и увлечением апокрифами и ратовал за восстановление добрых отношений между константинопольским патриархатом и московской митрополией.

Вокруг него сгруппировались все, кто искал истинного просвещения, и он вызвал в московском культурном классе большое умственное движение. Его непосредственными учениками были игумен Сергиевской Лавры Артемий и кн. Курбский. Максим Грек оказал также сильное влияние на митрополита Макария, свящ. Сильвестра и Адашева.

В 1525 году преп. Максим осудил развод вел. князя и по интригам врагов был сослан в Волоколамский монастырь. В 1531 году, после пристрастного процесса, его перевели в Отрочь монастырь, где он провел в очень тяжелых условиях много лет. Только в 1551 году ему было разрешено поселиться в Сергиевской Лавре. Там он прожил в почете 5 последних лет своей жизни.

Одновременно с Максим Греком, собором 1525 г. был осужден другой деятель просвещения, инок Вассиан, из древнего рода князей Патрикеевых, ученик преп. Нила Сорского, который боролся с вмешательством государства в церковные дела и требовал реформ в жизни и нравах духовенства, попавшего целиком в подчинение светским властям.

МИТРОПОЛИТ МАКАРИЙ И ЕГО ДЕЛО

В царствование Василия Ш и в правление во время малолетства Иоанна IV его матери Елены Глинской, отношения между Церковью и государством были нененормальными. От этого страдало в первую очередь духовное просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа новгородского Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и церковное просвещение нашло себе защитника.

Уже в Новгороде арх. Макарий окружил себя образованными сотрудниками и начал свою просветительную деятельность, которая была продолжением работы преп. Максима Грека. Были составлены 12 томов житий святых (Четьи Минея), Историческая Энциклопедия, украшенная богато исполненными миниатюрами (Титулярник) и Степенная книга (Сборник, прославлявший благочестие царей и цариц). По переезде в Москву он продолжал свою работу, благотворно влиял на молодого царя Ивана IV , выбрал для него достойных помощников н руководителей в лице новгородского священника Сильвестра и Адашева, в начал подготовку собора, чтобы провести необходимые реформы церковной жизни.

Для этого он созвал в Москве в 1647 и в 1549 годах соборы для канонизации русских святых, так как многие из них были прославлены местно, другие почитались, без того, чтобы Церковь признала их святость. Были пересмотрены все прославления святых, от св. Ольги и Бориса и Глеба в начале XI века до последних времен. На этом соборе впервые, благодаря митрополиту Макарию, было положено основание правильной канонизации.

В 1550 году царь Иоанн IV собрал в Москве земский собор для решения государственных дел. После него собрался в 1551 г. собор для устройства церковных дел, который по его актам, содержащим сто глав, называется Стоглавым. Все его постановления очень консервативны. Он не произвел никаких решительных перемен в церковном строе, а наоборот стремился к восстановлению древних обычаев. Из полезных мероприятий собора 1551 года надо отметить - правила против распущенности нравов части духовенства, определения относительно управления епархиями и учреждение «поповских старост» - благочинных.

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ. МИТР. ФИЛИПП

Митрополит Макарий умер в 1563 году, но уже раньше, особенно после смерти царицы Анастасии (Романовой) в 1560 г., отношение царя Иоанна к своим советникам резко изменилось. На процессе свящ. Сильвестра и Адашева, обвинявшихся в измене, только митр. Макарий выступил в их защиту и требовал, чтобы их вызвали на суд. Игумен Сергиевской Лавры, Артемий, был осужден за свое слишком снисходительное отношение к еретикам и бежал в Литву. Преемник Макария, митрополит Афанасий, бывший до этого царским духовником, после учреждения опричнины ушел на покой, и царь самолично вызвал на митрополию св. Германа, просветителя Казани, но за обличение опричнины изгнал его. В 1566 году царь пригласил на митрополичью кафедру игумена Соловецкого монастыря Филиппа, строгого подвижника, происходившего из древнего рода бояр Колычевых. Св. Филипп с самого начала стал обличать царя в жестокостях и распутстве и осуждать опричников. В 1568 году, видя, что все частные обличения не помогают, св. Филипп в Успенском соборе, в присутствии всего народа, обличил царя и отказался дать ему благословение. «Убойся суда Божия, сказал он, мы здесь приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется кровь неповинная. Я пришлец на земли и готов пострадать за Истину. Где же моя вера, если я умолкну».

Царь созвал лжесобор из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его священномучеником (память 9 января).

Даже после смерти Иоанна IV , отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских.

После смерти в 1431 г. митрополита грека Фотия, который отстаивал единодержавие московского великого князя, русские церковные иерархи, учитывая пожелание Василия II, «нарекли» в митрополиты рязанского епископа Иону. Однако константинопольский патриарх не утвердил его кандидатуру, ибо еще до его прибытия в Константинополь поставил на русскую митрополию смоленского епископа Герасима. Осенью 1433 г. Герасим вернулся из Константинополя в Смоленск, принадлежавший Великому княжеству Литовскому, а в Москву не поехал, «зане князи руския воюются и секутся о княжении великом на Руской земли».

В 1435 г. Герасим, обвиненный в измене, погиб в Смоленске. А Иона во второй раз отправился в Константинополь на поставление в митрополиты. Но вновь опоздал: еще до его прибытия патриархия утвердила митрополитом грека Исидора, видного церковного деятеля, широко образованного человека. В апреле 1437 г. новый митрополит прибыл в Москву.

Назначение Исидора своей целью ставило обеспечить принятие русской церковью предполагавшейся православно-католической унии. В этот момент Византии угрожала смертельная опасность со стороны Османской империи. Пытаясь спасти остатки своей державы, византийский император вступил в переговоры с римским папой о соединении церквей, чтобы затем получить поддержку европейских держав в борьбе с турками. Папа Евгений IV, в свою очередь, охотно откликнулся на предложение Византии, рассчитывая укрепить унией престиж папской власти.

Митрополит Исидор принял деятельное участие в заключении унии, которая была подписана во Флоренции в 1439 г. Папская курия и Константинопольская патриархия подписали акт о принятии православной церковью католических догматов и признании римского папы главой церкви при сохранении православных обрядов в богослужении.

По пути из Флоренции в Москву Исидор разослал пастырское послание об унии в польские, литовские и русские земли. Однако терпимое отношение к унии Исидор встретил только в Киеве и Смоленске. Весной 1441 г. митрополит прибыл в Москву с грамотой от папы Василию Темному. Но великий князь отказался признать акт о соединении церквей и объявил Исидора еретиком. Тот был арестован и заточен в Чудов монастырь. Оттуда митрополит бежал сначала в Тверь, затем в Литву и, наконец, в Рим.

Изгнание поставленного Константинополем митрополита и неприятие церковной унии 1439 г. имело важные последствия. С одной стороны, в церковных кругах складывалось убеждение, что греки предали православную веру ради своих корыстных целей, а с другой стороны, личность великого князя все больше ассоциировалась с образом истинного защитника веры, опоры православия.

В 1448 г. собор высшего духовенства в Москве утвердил на митрополичьем престоле ставленника Василия II Иону без санкции константинопольского патриарха. Этот акт ознаменовал конец зависимости русской церкви от Византии (автокефалию). Вместе с тем московская митрополия с этого момента оказалась в прямой зависимости от великокняжеской власти.
Церковь и ереси во второй половине XV века

К концу XV столетия положение русской православной церкви оказалось довольно сложным. После падения Константинополя в 1453 г. русская церковь окончательно стала самостоятельной и на ее отношения со светской властью извне никто уже не мог воздействовать. Наиболее дальновидные иерархи православной церкви стремились к укреплению великокняжеской власти и централизации государства как оплота самодержавства.

Вместе с тем внутри страны авторитет церкви был значительно поколеблен из-за обострения социальных противоречий. Протест социальных низов общества чаще всего выражался в религиозной форме. В наиболее крупных русских городах в XV в. появились так называемые еретики, деятельность которых была особенно опасна для церкви.

Новый подъем еретического движения произошел в конце XV в. в Новгороде и был связан с деятельностью приехавшего из Литвы в 1471 г. еврея Скария (отсюда название — ересь жидовствующих, из-за схожести с иудаизмом). Эта ересь получила широкое распространение среди низшего новгородского духовенства. Самыми упорными гонителями еретиков стали архиепископ Новгорода Геннадий и видный церковный деятель, игумен и основатель Иосифо-Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий (Иван Санин). По имени последнего стало называться целое направление религиозной мысли.

Московский кружок еретиков составляли дьяки и купцы, возглавляемые приближенным Ивана III думным дьяком Иваном Курицыным. Они выступали за усиление великокняжеской власти и ограничение церковного землевладения, настаивали на том, что каждый человек без посредничества церкви может общаться с Богом. В 1490 г. на церковном соборе еретики были осуждены и прокляты. Сторонники ереси жидовствующих были высланы из Москвы, а в Новгороде их подвергли унизительной расправе.

В церковной среде не было полного единства по отношению к еретикам. Так, оппонентами иосифлян выступали так называемые нестяжатели во главе со старцем Кирилло-Белозерского монастыря Нилом Сорским. Нестяжатели, например, считали, что с еретиками следует полемизировать, а не расправляться, и что подлинное служение церкви надо исполнять через аскетический образ жизни, «нестяжанием» земных богатств и владений. Некоторое время Иван III склонен был поддерживать нестяжателей.

Но на церковном соборе 1503 г. воинствующие иосифляне оказали упорное сопротивление в вопросе об отказе церкви от землевладения. А уже на следующий год новый церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Московский кружок Курицына был уничтожен. Так начал складываться союз светской власти с наиболее ортодоксальной частью церковников во главе с Иосифом Волоцким, который провозглашал «священство выше царства», а устои православия — условием существования самодержавия.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru