Кутуб-минар и железный столб дели. Минарет Кутуб-Минар — Дели, Индия Рядом кутб минарета находится мечеть

Индийцы, утверждают что минарет Кутаб Минар является еще одним чудом света и активно рекомендуют посетить этот памятник архитектуры. На слово поверив этим словам местных жителей я поехал в сторону диковинного памятника.

Основные достопримечательности Дели расположены в центральной части города, мне казалось, что Кутаб Минар тоже где-то в центре, но сверившись с картой я обнаружил его на окраине города.

Вечернее солнце приятно согревало, жуликоватый кассир продал билет на посещение восьмого чуда света в индийской интерпретации, очереди никакой нет, с фотоаппаратами ноутбуками и прочими личными вещами пускают - это какое счастье земное.

Минарет огромен и виден задолго до входа на территорию, при приближении проявляются отдельные фрагменты и арабская вязь из Корана. Кутуб Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича, высотой 73 метра, диаметр у основания - 15 метров, вверху примерно 3 метра.

Эта индийская достопримечательность появилась на свет в те времена когда мусульмане правили Индией и к строительству приложили руку несколько тогдашних правителей, общее время строительства растянулось на 175 лет. Каждый строил в своем стиле и именно столько ярусов, насколько хватало его жизни, а далее следующий правители и так далее, в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил грандиозное сооружение. Сегодня на башню можно посмотреть снаружи, а не так давно вход внутрь был доступен.

Где минарет, там должна быть и мечеть, но оглядевшись вокруг, мечети вы не обнаружите. Говоря точнее, она присутствует, но состояние ее такое что на мечеть она непохожа. Мечеть Кувват-уль-Ислам (ее руины), интересна больше своей судьбой нежели величием, историки говорят о 1190 годе, именно тогда началось грандиозное строительство.

Материалом для мечети послужили камни и прочие элементы из варварски разрушенных индуистских и джайнских храмов, википедия говорит о 27 храмах, которые послужили стройматериалом для мечети Кувват-уль-Ислам.

Как видите сегодня от «Мощи Ислама» (именно так можно перевести название мечети Кувват-уль-Ислам) ничегошеньки не осталось, а великолепные колонны из разграбленных и уничтоженных храмов сохранились отлично, за небольшим уроном. Урон на колоннах появился в те же времена что и начало строительства мечети Кувват-уль-Ислам, в Исламе не разрешено изображать лица людей и прочих, так вот на всех колоннах их и уничтожили.

Чуть дальше расположена гробница султана Алу-уд-дина Хильджи, в этом месте все туристы стараются сделать селфи и всячески подурачится. Свою гробницу султан построил еще при жизни, но ровно через год она ему и пригодилась, вот ведь до чего умный народ и дату точно подсчитал и в сроки уложился.

Еще одним туристическим аттракционом рядышком с минаретом Кутаб Минар является железный столб. Когда-то столб преспокойно жил себе в храме Вишну города Матхура, но потребовались строительные материалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам и храм был разрушен, куда в мечети деть столб так и не поняли и просто поставили его отдыхать на солнышке, вот он до сих пор и стоит.

Считается, что для полного счастья требуется обнять столб, но вселенскому счастью индийские правители приказали долго жить и оградили столб забором. Основная загадка столба в том, что он сделан из железа и не гниет. Ходит множество легенд, от стандартных - столб привезли инопланетяне, до практически адекватных - столб был изготовлен из части метеорита и от этого не гниет. Но все намног проще, в Индии всегда понимали как обращаться с железом и столб состоит из сплава металлов, которые при изменении условий окружающей среды образуют своего рода защитный слой.

Если пристально всматриваться в то место на столбе где на нем имеется отметина от пушечного ядра, то на трещинах имеются явные следы коррозии. Про уникальность столба говорят все экскурсоводы, но в Индии есть несколько подобных не гниющих столбов, но менее знаменитых.

На территории Кутаб Минар, встречаешь сооружения и не сразу понимаешь, под какие нужды они построены, вот к примеру кельи для пилигримов и прочих нуждающихся во временном проживании, просто, зато есть крыша над головой.

Гиды говорят, Кутаб Минар - это мусульманский храм, но пройдясь по его зеленой территории, посмотрев на непонятный железный столб, полюбовавшись на замечательные колонны из разрушенных храмов, разглядев все загогулины на башне-минарете, который так полюбили самоубийцы, что вход внутрь закрыли навсегда, сложно понять с какой стороны тут Ислам?

Если времени в Дели у вас предостаточно, то Кутаб Минар посетить стоит, территория невелика, но исторических строений хватает, многие сохранились очень хорошо, другие напротив. Устав бродить посидите в парке, тут много бурундуков и шумных зеленых попугаев, конкурирующих за ваше угощение с голубями.

Для любителей самолетов, так же есть своя забава. Аэропорт имени Индиры Ганди совсем рядом и самолеты очень часто попадают в кадр при съемке минарета, так что берите хорошую оптику и снимки будут шикарными.

Удивительная особенность местного туалета - он платный и стоит какие-то копейки, которых не у каждого туриста и найдутся (3 и 5 рупии, за что 3, а за что 5 я так и не понял).

Множество величественных достопримечательностей Индии, как Красный форт и мечеть Джама-Масджит , вмещает старая часть Нью-Дели. Но, пожалуй, самой высокой является Кутб-Минар. Эта башня символизирует победу ислама, а в Средние века считалась одним из чудес света. Кутб-Минаром называют не только сам минарет, но и комплекс сооружений, центральным звеном которых он является.

Возведение башни в честь победы ислама

По поводу строительства мечети существует немало предположений и гипотез. Согласно одной из них, башню начал строить Кутб-ад-дин. Ставленник султана Мухаммеда Гурида являлся по происхождению рабом, купленным в Средней Азии. Но своим благочестивым поведением и добрым отношением к товарищам заслужил расположение султана. В награду Мухаммед назначил Кутуб-ад-дина губернатором завоеванных индийских территорий.

Строительство башни началось в 1199 году. Высота минарета – семьдесят два с половиной метра, диаметр основания – более четырнадцати метров, диаметр вершины – около трех метров. Свой современный вид башня получила в 1369 году. В этот период Кутб-Минар был декорирован мраморным облицовочным камнем и принял на свою вершину купол.

Минарет на протяжении всех столетий стойко справлялся со всеми испытаниями. Удалось ему пережить и разрушительное землетрясение в начале девятнадцатого века. Только купола лишился. На башне сохранились цитаты на хинди и арабском языке. Это надписи из Корана и прославления султанов, правивших в Дели.

Кутб-Минар – самая поразительная постройка

В чем уникальность этой достопримечательности Нью-Дели?

Во-первых, это самый высокий минарет в мире.

Во-вторых, конусообразная пятиярусная башня, сделанная из красно-желтого песчаника, выглядит изящной и легкой благодаря тонкой резьбе и искусному мраморному декору.

В-третьих, на территории комплекса стоит Железная колонна высотой около семи метров. Отлили ее в четвертом веке, используя химически чистое железо. Оно до сих пор не ржавеет. Получить такой материал даже в современных условиях представляется проблематичным. Как удалось сделать это в эпоху средневековья, остается загадкой.

Существует старинная примета: если стать спиной к колонне и обнять ее, исполнится самое заветное желание.

Повторить монументальность Кутб-Минара решил Алауддин Хильджи. Но он успел поставить только первый ярус, высота которого – двадцать четыре с половиной метра. Правитель умер, а продолжить его дело никто не решился до сих пор.

Следующим серьезным историческим местом в Дели стал Кутуб-Минар, который наш гид отметил как мусульманский храм, в котором нет ничего мусульманского.

Кутуб Минар

Какая особенность у этой большой кирпичной башни? Дело в том, что Кутуб-Минар самый высокий в мире минарет, построенный из кирпича. Его высота около 73 метров, диаметр внизу - 15 метров, вверху - 3 метра.

Если приглядеться, то можно заметить, что Кутуб-Минар состоит из нескольких частей, отличающихся по дизайну. Причина этому, как всегда в те времена, проста - слишком медленные темпы строительства. Или слишком короткая продолжительность жизни заказчика.

Строить его начал первый мусульманский правитель Индии. Обратите внимание - мусульманский правитель. В конце XII столетия войска мусульман сломили сопротивление разобщенных индийских княжеств. К началу XIII века на всей территории Северной Индии образовалось единое мусульманские государство – Делийский султанат, а ислам стал новой религией Индии.

В итоге, противостояние мусульман и индуизма привело к тому, что в момент приобретения независимости англичане разделили Индию на две части, выделив из старой большой Индии мусульманский регион - Пакистан. Несмотря на официальную версию, озвученную гидом, об отсутствия противоречий и мирное существование, как нам показалось не все здесь гладко в смешанном индийском обществе. Но я забежал вперед. Итак, мусульманский правитель Кутб уд-Дин Айбек начал строительства самого большого минарета в мире, но успел сделать только фундамент. Его наследник пристроил еще 3 яруса, а закончили возведение в 1368 году, добавив 4-й и 5-й ярус.

Цель минарета как всегда прозаичная - показать, кто здесь самый крутой. А в остальное время проводить обзор окрестностей.

Историки обращают внимание на необычный дизайн башни. Он не характерен для мусульман, более того, в нем очень ярко выражены мотивы индуисских храмов. Возможно это сделано специально, так как у индусов была традиция отмечать крупные победы возведением "башни победы". И такой вариант дизайна был выбран, чтобы башня напоминала индусам на понятном им языке символов, кто победил в этой битве.

Раньше вход на башню был разрешен и можно было подняться на смотровую площадку на самом верху. Однако случилось несчастье, два школьника на экскурсии сорвались сверху и разбились. По этой причине вход на башню для посторонних был закрыт, а так как поддерживать ступени в рабочем состоянии перестали, то, со слов гида, теперь подъем наверх уже рискован сам по себе.

Следующим экспонатом, расположенным в непосредственной близости к Кутуб-Минару, стала грандиозная мечеть Кувват-уль-Ислам (что означает Мощь Ислама), которую еще называют Великая мечеть Дели. Но сейчас вы ее уже не увидите, так как она полностью разрушена и о ее размерах можно только догадываться.

Чем она интересна? Строительство мечети началось в 1190 году и строили ее из остатков двадцати семи разрушенных индуистских и джайнских храмов. Это очень хорошо видно по колоннам, они все разные.

Так как ислам запрещает изображение "животников" (как любил говорить наш гид) и людей, только абстрактные знаки, чтобы соблюсти требования ислама, но не расстаться с халявным строительным материалом, всем животникам и людям посрубали головы и другие, особо выдающиеся части тела.


В таком виде изображения уже не нарушали устои ислама и колонны старых индусских храмов пошли в стройку.

Это была первая мечеть, построенная в Дели после исламского завоевания.

Кроме того сохранилась еще гробница султана Алу-уд-дина Хильджи. Чем он прославился не знаю, в моей памяти не осталось следа.

На выходе мы поинтересовались у гида, а что еще за круглые развалины видятся за деревьями. Оказывается, еще один правитель решил превзойти Кутуб-Минар и начал закладывать фундамент более грандиозной башни, но не успел по уже знакомым нам причинам.

После его смерти желающих продолжить строительство почему-то не нашлось.

Ну а в заключении еще один снимок (как обещал nikor 35 мм)

Эти закутки, глубиной 2-3 метра были... "гостиничными" номерами. Раньше все было очень просто.

Железный столб Дели

А теперь о гораздо более интересном. Из уроков химии/физики многие вспомнят о знаменитом железном нержавеющем столбе, который нашли в Индии. Столб имеет высоту 7 метров и вес 6 тонн. И мы его увидели!

Кутуб-Минар (в центре) и нержавеющий железный столб (справа)

Первоначально столб находилась в храме Вишну города Матхура. Потом храм был разрушен сами уже знаете кем, остатки храма использовались как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам. Столбу же применения найти не смогли, поэтому он просто стоит. Простоял он уже 1600 лет, являясь головной болью для местного управления культуры. Ведь если столб стоит и ничего с ним не происходит, значит на него ни бюджета не выделяется, ни реставрацию замутить, ни спирт, ни наждачку не списать. Невыгодной экспонат с экономической точки зрения для потомков.

Фото А. Моисеевой

Конечно, смириться с такой ситуацией никто не хотел, поэтому стали изучать загадочный столб.

Химическими анализами того, что удалось отковырнуть от него, установлено, что столб состоит из очень чистого железа (99,4-99,8 %). Среди примесей почти большую часть составляет фосфор. По содержанию углерода (до 0,15 %) это низкоуглеродистая сталь. Химический состав: Железо - 99,722 % Фосфор - 0,114 % Углерод - 0,08 % Кремний - 0,046 % Азот - 0,032 % Сера - 0,006 % Т.е. по большому счету обычное железо. Другие железяки, изготовленные умельцами по всему миру в аналогичное время практически не доживают до наших дней или доживают в очень покусанном ржавчиной виде.

Почему же этот железный столб не ржавеет? Есть несколько версий.

Столб сделан из чистого метеоритного железа, а как известно, все, что хоть как-нибудь связано с "оттуда", автоматически не требует дальнейших доказательств. Если железо "оттуда", значит оно имеет право не ржаветь.

Это древняя цивилизация, так как в те времена отлить столб такого размера технологий просто не было. А древняя цивилизация, конечно же "оттуда"

Это не цивилизация, это инопланетяне привезли "оттуда" прямиком и оставили нам, чтобы мы знали. А мы, тупые, так и не знаем.

Там, где появляется слово "оттуда", сразу же возникают вторичные последствия. Например, говорят, что колонна обладает лечебными свойствами, стоит ее обнять и будет тебе счастье и исцеление от всех болезней. Важно постоять возле колонны не менее получаса. Если бы эту колонну привезли к нам, то обнаружилось бы еще одно инопланетное свойство колонны. Если в мороз минус 40 голый индус обнимет колонну, да еще и лизнет ее, то она притянет его к себе и не отпустит, пока не потеплеет! Это будет покруче загадка, чем самоисцеление!

Но тайна как оказалась раскрывается просто - Многолетними усилиями российских исследователей выявлен ряд неизвестных ранее особенностей этой постройки. Например, оказалось, что фундамент колонны выполнен в виде двусторонней пирамиды (ромба) (Прим.В.С. - видимо эти самые ученые первый раз наконец-то взглянули на столб), он образует невидимый обычным глазом вертикальный энергетический поток, напоминающий по форме пламя свечи высотой около 8 метров и диаметром более 2 метров. Они же нашли внутри колонны миниатюрный атомный реактор, излучение которого защищает колонну от ржавления. Теперь то сразу стало все на свои места... Конечно же инопланетяне не при чем, просто древние индусы воткнули реактор в обычный кусок железки. Никакой уфологии, все по-земному, по-человечески. А то честно говоря уже тошно от этого космического бреда (см.). Реактором и ромбом конечно же легко объясняется чудо излечения - энергетические потоки великая сила. Особенно в форме свечи.

Еще одна удивительная вещь, в 1739 году в столб было выпущено пушечное ядро, которое не нанесло ему никакого вреда, как утверждают путеводители. Учитывая, что пушечные ядра в среднем имели вес от килограмма до 18 кг, большую пушку вряд ли прикатили бы для этого эксперимента, били скорее всего из какой-нибудь пехотинской. Пусть будет 9 кг. Вес столба 6 тонн. Поэтому максимум, что могло сделать ядро - небольшую вмятину. И она есть на столбе. А вот чего-либо "удивительного" в этом факте как раз нет.

Тема мне была любопытна с инженерной точки зрения, хотя я не металлист, имею только общие представления из техникумовского курса. Вот что удалось выяснить. Во-первых, столб не имеет космического происхождения, так как не содержит характерные для "космического железа" примеси, в частности никель. Поэтому версия "оттуда" начинает рушиться. Во-вторых этот столб далеко не уникален. В городе Дхар (штат Мадхья Прадеш) находится несколько металлических столбов похожих на знаменитую железную колонну, только они более старые и расположены горизонтально.

Три нержавеющих столба из города Дхар

И, кстати, не круглые. Только про эти три столба дают очень мало информации, так как если их привезти и расположить рядом с Делийским, то версия прямого происхождения "оттуда" сразу начинает увядать. Как и другие невероятные столбовые способности.

Более того, в основании делийского столба обнаружены следы коррозии, а если не ошибаюсь, в 60-х годах прошлого века столб подвергли чистки. Не думаю, что чистили его только от птичьего помета. Потому что одно время он выглядел вот так:

Старая фотография заставляет усомниться в полной "нержавейке"

Так как анализ проводили не только вышеупомянутые "псевдоисследователи", но и другие ученые, наиболее правдоподобной мне показались следующие выводы:

В химическом составе железа содержится высокий процент фосфора, который образует защитный слой на поверхности металла и заодно придает изделию из такого железа ломкость. Еще раз посмотрите на фотографию места удара ядра и трещины, которые пошли вбок.

Индийскими учеными из Department of Materials and Metallurgical Engineering, Electrochemistry and Corrosion Division, Defense Materials and Stores Research and Development Establishment, Indian Institute of Technology, Kanpur в феврале 2002 года были проведены обстоятельные исследования со следующим резюме (перевел с английского как мог): Критическим фактором высокой коррозионной стойкости является формирование тонкого металлооксидного слоя, который резко снижает скорость коррозии. Процессу формирования защитного слоя из кристаллического фосфата помогают циклы смачивания и сушки, что является важным вкладом в устойчивость к коррозии. Таким образом, коррозионная стойкость железного столба Дели обусловлена как окружающей средой, так и высоким содержанием фосфора, обеспечивающего защитную пленку из кристаллического гидрофосфата железа.

Индийские ученые считают, что древние кузнецы не обладали уникальными знаниями химии сплавов, а просто подбирали состав железа опытным путем. А если мы вспомним, что древние индусы изобрели булат и вообще были очень опытными металлургами, то озвученная версия мне кажется наиболее верной.

На этом наше знакомство с Дели закончилось, и мы отправились в Агру.

Башня Кутб-Минар (Kutb-Minar) June 20th, 2013

«Самая высокая башня в Индии, «седьмое чудо Хиндустана», когда-то возвышалась в центре города, носившего в XII-XIII вв. название Раи Питхора .
(Высота башни-72,55 м, диаметр у основания — 14,4 м, диаметр у вершины - 2,44 м).

Никто не знает наверняка, кем и когда было начато строительство этого величественного монумента. Его происхождение теряется в мифах и легендах. Считают, однако, что первый этаж башни, известный также под названием Виджай Стамбх (Колонна Победы), был построен раджпутским князем Притхвираджей Чауханом в 1191 г. якобы для того, чтобы его любимая и чрезвычайно набожная дочь Сурадж Мукхи могла перед принятием пищи, поднявшись на башню, получать вдохновение от созерцания священной реки Ямуны. В 1199 г. первый этаж был якобы переделан мусульманским правителем Кутбуддином Айбеком, после чего она получила новое название - Кутб-Минар .

Надстраивался Кутб-Минар постепенно. Потомки Кутбуддина Айбека достроили второй и третий этажи в 1210-1236 гг., а четвёртый и пятый были добавлены к ним при императоре Фирузшахе Туглаке в 1370 г. На самой башне имеется множество надписей, повествующих о её строительстве, реставрации и самых различных переделках. Когда-то Кутб-Минар был увенчан куполом, который свалился в результате землетрясения в 1803 г. Один европейский инженер пытался восстановить купол, но усилия не привели к успеху: купол так и остался лежать в саду недалеко от башни. В результате землетрясений и дождей башня несколько наклонилась, однако, как считают правоверные мусульмане, изречения из Корана, высеченные на внешней поверхности по-арабски, дали ей силу устоять перед стихией.

И сегодня, спустя восемь с лишним веков после её создания, пройдя 156 ступеней (всего их в башне 379), можно подняться наверх, правда, всего лишь до первого балкона. Жестокие каноны индуистской религии, требующие от вдов соблюдения обычая “сати” (самосожжение), а также их исключительно тяжёлое положение в индуистских семьях толкали многих женщин на самоубийство, и все этажи башни были закрыты для широкой публики, включая первый.

Многие учёные и архитекторы до сих пор спорят: относить ли Кутб-Минар к памятникам индуистской архитектуры или мусульманской? Свидетельства и той и другой точек зрения весьма противоречивы. Вход в башню обращён на север, в то время как входы на всех других этажах обращены на восток.

Башня стоит прямо в грунте, а не на платформе, как чаще всего строились мусульманские памятники, и колокольчики, вырезанные в камне на стенах первого этажа - также типичный декоративный элемент индуистской архитектуры. Возможно, изречения из Корана были высечены на стенах башни позже.

Создатели Кутб-Минара, безусловно, были не только талантливыми математиками - они обладали и редким художественным вкусом. Именно поэтому, несмотря на разницу в отделке этажей, башня до сих пор поражает воображение всех, кто приходит полюбоваться ею.

-

Мусульманские завоеватели Индии не везли в своих обозах архитекторов и мастеров. Их первые сооружения в этой стране возводились местными зодчими-индусами, поэтому не могли не нести на себе отпечатка и влияния индуистской архитектуры. Так была построена мечеть Кувват-ул-ислам (в переводе с арабского - “могущество ислама”) - первая мечеть на индийской земле. Там, где она сейчас стоит, когда-то возвышался храм бога Вишну, созданный в 1143 г. Притхвираджей Чауханом.

Известный военачальник мусульманского правителя Мухаммада Гури Кутбуддин Айбек, покорив в 1191 г. Дели, превратил храм бога Вишну в мечеть. История свидетельствует, что он выбросил из храма всех идолов, разровнял каменную резьбу стен и из строительного материала, полученного в результате уничтожения 27 индуистских и джайнистских храмов, построил мечеть (высота её арок до 16,5 м, а ширина стен - 7, 7 м). Стены и хорошо сохранившиеся каменные колонны с изображениями людей и животных подтверждают предположения учёных о происхождении мечети. Для чисто мусульманской архитектуры характерен лишь строгий геометрический и растительный орнамент.

-
Строительство самой древней в Северной Индии мечети Кувват-ул-ислам началось в 1192 г. и закончилось в 1198 г. Об этом свидетельствуют цифры, высеченные в камне на центральном входе, который располагается с восточной стороны. На нём также сделана надпись, в которой призывается милость Аллаха к создателю мечети Кутбуддину. Красивыми каменными арками когда-то отделялся главный молельный зал от двора. Центральная арка высотой в 16 м, возвышающаяся за железной колонной, и сегодня поражает изящной резьбой по мрамору и песчанику, геометрическими орнаментами и сурами из Корана. При Шамсуддине Илтутмыше (1229 г.) и Алауддине Хилджи (1310 г.) мечеть была значительно расширена.

Во дворе стоит известная на весь мир железная колонна, происхождение которой до сих пор не совсем ясно. Историки утверждают, что колонна была отлита в 895 г. до н.э. и что, согласно древней санскритской надписи на ней, ещё раджа Дхава, правивший в Дели в начале IX в. до н.э., приказал своим ремесленникам отлить этот железный столб (высота - 7,2 м, диаметр у основания — 41,7 см, у вершины - 30,5 см, вес - около 6 т). Мусульманские летописцы, в свою очередь, доказывали, что колонна была привезена завоевателями из магометанских стран, расположенных к северу от Индии.

Третья версия называет создателем колонны императора Чандрагупту II Викрамадитья, потому что в надписи на колонне имеется слово “Чандра”. Особо религиозные индусы даже пытаются доказать, что столб был отлит во времена “Махабхараты”, затем перенесён в древнейшую столицу Индии Магадху (Бихар) и в конце концов доставлен в Дели и установлен в вишнуистском храме раджпутским князем Анангпалом, ибо его имя также высечено на поверхности колонны. Такое разночтение объясняется тем, что точный и полностью надёжный перевод надписи, сделанной на колонне, получить пока не удалось. Но о высоком мастерстве древнеиндийских металлургов, возможно, владевших навыками порошковой металлургии, она свидетельствует несомненно. Несмотря на колебания температуры, высокую влажность и многие столетия, прошедшие с ее создания, колонна не подверглась окислению и не несет на себе даже следов ржавчины. Химический анализ металла показал, что чистое железо в колонне составляет 99,72%.

Когда в 1739 г. персидский император Надир Шах захотел увезти железный столб к себе на родину, ему не удалось вытащить колонну из грунта. Отчаявшись, Надир Шах приказал обстрелять её ядрами, которые оставили на поверхности лишь незначительные отметины.

Существует поверье, что, если кому-либо удается обхватить столб руками, стоя к нему спиной, - ему на всю жизнь обеспечено счастье. Поэтому металл на этом уровне основательно отполирован посетителями Кутб-Минара.

В 1311 г. Алауддин Хилджи пристроил к мечети Кувват-ул-ислам величественные ворота, называемые Алаи Дарваза, или Ворота Аллаха. Украшенная тонкой резьбой по мрамору арка ворот (высота 18,3 м) по форме напоминает изогнутую подкову. Алаи Дарваза считается одним из самых замечательных образцов индо-мусульманского архитектурного синтеза.

Немного ниже уровня ворот из песчаника и белого мрамора выстроена небольшая, квадратная в проекции гробница Имама Замина, главного духовного лица мечети Кувват-ул-ислам. Имам Замин приехал в Индию из Туркестана во времена Сикандера Лоди и был весьма почитаемым лицом среди индийских мусульман.

-
С противоположной стороны мечети Кувват-ул-ислам, напротив Алаи Дарваза, высится любопытное сооружение, напоминающее по форме основание Кутб-Минара. Это - Алаи-Минар. Алауддин Хилджи, будучи человеком чрезвычайно тщеславным, решил превзойти своих предшественников и выстроить башню, которая была бы более чем вдвое выше Кутб-Минара (183 м). Строительство Алаи-Минара началось в 1311 г., но стены были подняты лишь на 15 м. Со смертью Алауддина в 1315 г. работы прекратились, и башня осталась недостроенной. Вход в неё расположен с восточной стороны. Наличие платформы под минаретом также полностью отвечает требованиям мусульманской архитектуры.

Как памятник архитектуры представляет интерес и гробница султана Шамсуддина Илтутмыша. Мавзолей был построен в 1235 г. дочерью султана Разией Бегам, которая сама правила в Дели в 1236-1240 гг. Усыпальница считается одной из самых древних мусульманских гробниц Индии. До сих пор хорошо сохранилась резьба по мрамору, строгие орнаменты и изречения из Корана. Над беломраморным надгробием когда-то возвышался купол внушительных размеров.

Построенный в 1317 г., мавзолей Алауддина Хилджи возвышается непосредственно напротив гробницы Илтутмыша. Когда-то рядом с мавзолеем находилась мусульманская школа (медресе) и небольшая мечеть.

Согласно легендам, довольно часто на долю башни Кутб Минар выпадала тяжёлая миссия – стать орудием сведения счётов с жизнью. Как правило, так поступали жёны султанов.
Само название этой знаменитой башни толкуется по-разному. Одно группа учёных считает, что название этой башни произошло от имени первого из тюркских султанов Кутбуддина Айбака. Вторые предполагают, что она получила такое название из-за имени святого из Багдада, на момент постройки переселившегося в Дели и пользовавшегося особым расположением Акбара. Его звали Кхваджа Кутбуддин Бахтияр Каки.

На сегодняшний день вокруг башни построено ограждение, а чтобы попасть на территорию дл знакомства с этой достопримечательностью необходимо приобрести билет.

Вход на территорию комплекса Кутб-Минар для иностранных граждан стоит $5, фотографировать и снимать на видео можно без ограничений.


В 1993 году минарет Кутб-Минар была внесена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кутб-Минар (Qutb Minar), Куту́б-Мина́р, Кута́б-Мина́р

Кутб-Мина́р - самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели (район Мехраули) несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных эпох.

Кирпичный минарет высотой 72,6 метров представляет собой уникальный памятник средневековой индо-исламской архитектуры, и защищается ЮНЕСКО как объект всемирного наследия.

Первый мусульманский правитель Индии, Кутб уд-Дин Айбек под впечатлением афганского Джамского минарета, чтобы превзойти его, начал постройку минарета в 1193 году, но смог только завершить фундамент. Его наследник Илтутмиш, достроил ещё три яруса, а в 1368 году Фируз-шах Туглак достроил пятый и последний ярус. По внешнему виду минарета можно проследить развитие архитектурного стиля.

Диаметр основания - 14,74 м, диаметр верхней части башни 3,05 м.

Необычность орнаментов, украшающих комплекс, и абсолютная их несовместимость с исламом обусловлена тем, что для строительства использовался камень из развалин многих разрушенных индуистских храмов.Вот так и появилось это необычное сочетание и даже, своего рода, слияние разных религий в одном архитектурном культовом сооружении.

Железная колонна

Большую загадку представляет собой железная колонна высотой 7 метров и весом в 6 тонн. Колонна была воздвигнута царём Кумарагупта I династии Гупта, правившей в Северной Индии в период 320-540 годов. Первоначально колонна находилась в храме Вишну города Матхура, а на колонне помещался Гаруда. Колонна была перенесена на это место и вошла в состав индуистского храма, все остальные постройки храма были разрушены и использованы как стройматериалы для минарета Кутб-минар и для мечети Кувват-ул-ислам.

На колонне осталась надпись, посвящённая Вишну и царю Чандрагупте II (375-413 годы), состоящая из высокочистого железа. За 1600 лет колонна практически не подвергалась коррозии, о причине чего ведутся споры. Существовала теория, что колонна сделана из метеоритного железа (против которой свидетельствовало отсутствие никеля). По другим представлениям, в колонне использовался особый сплав, изобретённый индийскими металлургами. В результате анализа старой технологии производства железа было установлено, что вероятной причиной было невыведение фосфора в шлаки при отсутствии извести в технологическом процессе, отчего образовывалась особая защитная плёнка с содержанием фосфора, препятствующая коррозии. Вокруг колонны построена ограда. Считается, что если стать к колонне спиной и охватить её сзади руками, это принесёт счастье.