Карта морской навигации. Морские карты и их условные обозначения

Морские навигационные карты по своему содержанию и масштабу делятся на

генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты изображают заливы, моря, океаны или их части. Эти карты служат для общего изучения условий плавания на протяжении всего рейса, на них выполняют предварительную прокладку перехода и делают общие расчеты, связанные с рейсом судна. Масштаб генеральных карт обычноот 1:500 000 до 1:5

На путевых картах изображают отдельные районы перехода судна, на них содержатся все необходимые подробности для безопасного плавания и подхода к берегу. Следовательно, масштаб путевых карт не должен быть слишком мелким. Издаются путевые карты в масштабахот 1:100 000 до 1:500 000 .

На путевых картах ведется прокладка пути судна и производятся определения его мест. Поскольку путевые карты изображают отдельные части моря, то по мере продвижения судна приходится переходить с одной карты на другую. На путевых картах в зависимости от районов моря изображается и определенная часть прибрежной полосы.

Частные карты предназначены для плавания вблизи берегов и в стесненных районах- проливах, шхерах, подходах к портам и т. д. Масштабы частных карт

от 1:25.000до 1:75 000.

Планы додержат изображения со всеми подробностями бухт, гаваней, рейдов, портов и предназначены для входа в порты, прохода узкостей. Планы составляются в масштабахот 1:500 до 1:25 000.

Географическими элементами являются изображения берегов океанов, морей, заливов, населенных пунктов, рельефа морского дна и суши.

Навигационные элементы - порты, средства навигационного оборудования, морские каналы, фарватеры, навигационные опасности, навигационные ориентиры и другие сведения, имеющие навигационный характер.

Надписи - заголовки карт, различные пояснения и предупреждения, географические названия, данные об издании карты и ее корректуры.

Элементами дополнительной характеристики являются небольшие крупномасштабные планы портов или карты важных в навигационном отношении участков побережья, которые помещаются на свободных местах листа карты, а также таблицы со сведениями о приливах и течениях, рисунки маяков и т. п.

Все перечисленные элементы содержания карты наносят условными знаками и символами, а также условными сокращениями, которые приводятся в периодически переиздаваемой Главным управлением навигации и океанографии Министерства обороны СССР(ГУНиО МО) книге" Условные знаки для морских карт и карт внутренних водных путей" (приложение2,

листы 1, 2, 3).

Прежде чем пользоваться морской картой, следует ее внимательно изучить. Для этого надо научиться читать карту. Чтобы уметь читать карту, необходимо разбираться во всех условных обозначениях и дополняющих их сокращенных надписях.

Изучая карту, следует прежде всего начинать с чтения ее заголовка, всех примечаний и предостережений, помещенных на карте. Затем надо ознакомиться с навигационно-географическими данными района, изображенного на карте; глубинами, грунтами, навигационными опасностями, береговой чертой, различными навигационными знаками, маяками, огнями. Особое внимание следует уделить изучению опасностей (рифов, банок, затонувших на небольшой глубине судов) и их навигационного ограждения.

Морская навигационная карта — карта, предназначенная для обеспечения задач судовождения. Картой называется изображение на плоскости части или всей земной поверхности.
Навигационные карты применяются для графического учета движения судна во время плавания, на ней прокладываются курсы и пеленги на ориентиры (рис. 3.21). Чтобы судно могло осуществить переход из одного пункта в другой, необходимо выбрать кратчайший и безопасный путь, для этого делается подборка карт по маршруту следования.

Требования к морской навигационной карте:
1) линия курса и пеленгов должны изображаться прямыми линиями;
2) карта должна быть равноугольной.

Картографическая проекция, удовлетворяющая этим требования, называется меркаторской (Меркатор — голландский картограф, предложил эту проекцию в 1569 г.).
На навигационных картах отображаются:
— береговая линия и глубины;
— рельеф дна и навигационные опасности;
— навигационное оборудование;
— фарватеры;
— места якорных стоянок;
— сведения о магнитном склонении, ледовом режиме, грунте дна;
— районы, запрещенные для плавания.
Различают:
— генеральные карты;
— путевые карты, имеющие масштаб 1:100’000-1:500’000;
— частные карты, имеющие масштаб 1:25’000-1:50’000; и
— морские планы, имеющие масштаб 1:500-1:25000.



Для того чтобы правильно пользоваться картой, надо уметь читать ее, т. е. понимать все нанесенные на карту условные обозначения и правильно разбираться в них. Чтение карты следует начинать с заголовка, в котором указывается ее название (район плавания), числовой масштаб с указанием главной параллели, к которой он отнесен, меры, в которых даны глубины и высоты прибрежных гор, а также год, к которому приведено магнитное склонение. После заголовка прочитывают расположенные под нижней рамкой отметки о датах последней (большой и малой) корректуры данной карты и год ее издания. Все примечания, предупреждения (печатающиеся красным цветом), рисунки маяков и планы портов помещаются на карте таким образом, чтобы не закрывать береговой черты и водной поверхности.
Адмиралтейский номер карты состоит из пяти цифр. Первая из них обозначает район Мирового океана, вторая — масштаб карты, третья — район океана или море, последние две цифры — порядковый номер карты данного района океана или моря.
После предварительного знакомства с картой подробно просматривают район, в котором предстоит плавать, чтобы во всех подробностях изучить навигационную обстановку — глубины, опасности и систему их ограждения, береговую черту, расположение маяков и знаков. Для изображения на карте состояния и особенностей поверхности моря его дна и побережья применяется система условных обозначений.
Глубины на современных картах показываются в метрах и дециметрах. Точки с одинаковыми глубинами соединяются линиями равных глубин — изобатами. Изобата отделяющая прибрежное мелководье либо отдельную мель или банку, называется линией опасности, или предостерегательной изобатой.

Грунты обозначаются условными сокращениями, например: П — песок, И — ил, Кор — кораллы и т. д. Сложные грунты указывают сочетаниями сокращений составляющих грунтов: ИП — илистый песок, ГрП — гравий с песком, СрГл, МК – серая глина, мелкий камень. Буквами обозначаются также цвет и характеристика грунта: жлП — желтый песок, срмПГл — серый мелкий песок с глиной. Если составляющие грунта располагаются слоями, то первым пишется верхний слой мППл — мелкий песок на плите.
Естественные навигационные опасности — банки, мели, рифы дают на картах контуром из точек с обязательным указанием наименьшей глубины над ними.
Все остальные морские опасности обозначаются различными условными знаками.
Если положение или существование показанной на карте опасности вызывает сомнения, то рядом с обозначением такой опасности или внутри нее ставятся пометки: ПС — «положение сомнительно» или СС — «существование сомнительно».
Места якорных стоянок обозначаются рисунком якоря. Изображение якоря без штока означает стоянку для малых судов, а якоря со штоком — для больших судов. Район с плохим грунтом обводят пунктиром с надписью: плх (плохой грунт).
Освещаемые знаки и маяки имеют на карте цветные изображения огней и их характеристики. Расцветка маячных огней показывается цветными окружностями с центром в точке нахождения маяка или частями окружности в пределах угла освещения. Характеристика огня дается рядом с маяком в одну строчку, например: ГрПр(3)(25с)10М(н), что означает — группопроблесковый огонь с тремя проблесками и периодом 25 с, Дальность видимости 10 миль, туманный сигнал — наутофон.



Створы обозначают на картах сплошными линиями (ходовая часть) и пунктиром (неходовая часть, а также поворотные и секущие створы на мерных линиях).
Морские течения, которые необходимо учитывать при прокладке, наносят на карты в виде стрелок: показывающие направление постоянного течения — с оперением, переменное — волнистой линией. Скорость течения с точностью до 1/4 уз пишется сверху стрелки. Приливные течения обозначают стрелкой с оперением сверху, отливные — без оперения. Различные приметные строения и предметы на берегу, чье место определено, — церкви, башни, отдельные высоты, — также показывают условными знаками. Точное место показанного на карте предмета относится к середине основания или к центру условного знака.
Представляющие для мореплавателя серьезную опасность затонувшие суда обозначаются пятью различными знаками: для затонувших судов с частями корпуса, возвышающимися над водой; с мачтами над водой; для судов, глубина над которыми меньше 18 м и больше 18 м; осыхающих.

Способ условного изображения поверхности Земли на плоскости называют картографической проекцией, а полученное при этом изображение меридианов и параллелей - картографической сеткой. Существует несколько видов картографических проекций. Все они разделяются на две группы - в зависимости от характера искажений и в зависимости от способа построения картографической сетки.CUT$

По характеру искажений проекции делят на равноугольные, равновеликие, равнопромежуточные и произвольные проекции.

На картах в равноугольной проекции бесконечно малые фигуры изображаются подобными соответствующими фигурами на земной поверхности. Подобие фигур дает возможность сохранить равенство углов. На картах в равновеликой проекции сохраняется пропорциональность площадей соответствующим площадям на земной поверхности, но не сохраняется подобие фигур. На картах в равнопромежуточной проекции сохраняется постоянство масштаба по одному из главных направлений. Произвольные проекции не сохраняют ни равенства углов, ни пропорциональность площадей, но имеют свои особые свойства.

По виду меридианов и параллелей нормальной картографической сетки проекции делятся на: конические, цилиндрические и азимутальные. При конических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего конуса с последующей разверткой этой поверхности в плоскость. При цилиндрических проекциях земную поверхность проектируют на боковую поверхность касательного или секущего цилиндра. При азимутальных проекциях земную поверхность проектируют на плоскость, касательную к земной поверхности в любой ее точке.

Плоское уменьшенное изображение земной поверхности, на котором искажения подчинены определенному математическому закону, называется морской картой .

Плоские изображения небольших участков земной поверхности, на которых искажениями можно пренебречь называются планами.

Основным признаком, отличающим карту от плана, является то, что масштаб карты не постоянен, а на плане масштаб сохраняет постоянство по всей его поверхности.

За единицу линейного масштаба для измерения расстояний и разностей широт на меркаторской карте принимают меркаторскую милю. Длина одной минуты дуги меридиана на данной параллели карты в проекции Меркатора, выраженная в миллиметрах, носит название меркаторской мили.

Поскольку меридианы на меркаторской карте растянуты в каждой точке пропорционально, то изображение одной минуты дуги меридиана изменяется с переменой широты и по мере удаления от экватора непрерывно увеличивается. Поэтому, измеряя расстояние на морской карте, необходимо меркаторскую милю брать на боковой рамке карты в той же самой широте, где расположено измеряемое расстояние.

Районы, близкие к полюсам Земли, на меркаторской проекции изображаются с очень большими искажениями, а сами полюсы не проектируются на боковую поверхность цилиндра. Поэтому меркаторские карты составляются для широт не более 85°.

Степень уменьшения перенесенных на карту действительных размеров фигур или линии земной поверхности называется масштабом. Масштаб характеризуется отношением длины какой-либо линии на карте к длине той же линии на поверхности Земли. Различают числовой и линейный масштабы.

Числовой масштаб представляет собой дробь, числитель которой - единица, а знаменатель - число, показывающее, сколько единиц длины на местности содержится в единице длины на карте.

Линейный масштаб представляет собой графическое изображение числового масштаба и показывает, какое число более крупных единиц расстояния на местности содержится в одной более мелкой единице на карте.

Как уже упоминалось выше, масштаб сохраняется постоянным только на планах. На морских картах масштаб является величиной переменной и подразделяется на главный и частный.

Главным называется масштаб, указанный на самой карте в ее заголовке и сохраняющийся лишь вдоль некоторых определенных направлений. Так, для морской карты в проекции Меркатора масштаб сохраняется постоянным вдоль параллелей и изменяется при переходе с одной параллели на другую. Параллель, вдоль которой соблюден главный масштаб, указанный в заголовке карты, называется главной параллелью.

С увеличением широты масштаб на проекции Меркатора увеличивается, и наоборот, с уменьшением широты становится мельче. Во всех точках карты значения масштабов оказываются крупнее или мельче главного масштаба и поэтому называются частными.

От масштаба карты зависит точность, с которой на ней можно выполнять линейные измерения. Предельной точностью масштаба называется линейное расстояние на местности, соответствующее 0,2 мм на карте (предельное расстояние, различимое невооруженным человеческим глазом на бумаге).

как пользоваться морской картой

Перед пользованием морской картой ее нужно внимательно изучить. Прежде всего, необходимо прочитать заголовок карты, примечания и предостережения, год издания и даты корректур. В заголовке карты указывается ее название, то есть район, а ниже названия приводятся следующие данные: масштаб и главная параллель, к которой он отнесен; год, к которому приведено магнитное склонение; меры, в которых выражены глубины.

Глубины на морских картах приводятся к единому уровню - нулю глубин. На советских картах в морях с приливами за нуль глубин принят самый низкий возможный уровень моря, то есть уровень наименьший из малых сизигийных вод, а для морей без приливов - средний многолетний уровень.

Глубины на морских картах для отечественных вод указываются в метрах следующим образом: до 5 м с точностью до о 0,1 м; от 5 до 20 м с точностью до 0,2 м; от 20 до 50 м с точностью до 1 м.

Наименьшая глубина - самая малая глубина на банке, рифе, баре и других возвышениях дна, а также на фарватере, в канале.

Поддерживаемая глубина - наименьшая глубина в канале или на фарватере, поддержание которой обеспечивается в течение всей навигации.

Отличительная глубина - глубина, отличающаяся в большую или меньшую сторону от окружающих глубин (не менее чем на 10 % при ровном и на 20 % при неровном рельефе дна).

Для большей наглядности изображения рельефа морского дна на картах, кроме глубин, наносят изобаты (линии равных глубин). Их проводят через глубины 10, 20, 50, 100, 200 м, а в глубоководных районах - иногда через глубины 500, 1000 и 2000 м.

Грунты на картах обозначают сокращенно, например: И-ил, Гбк-губка, Гл-глина, Кор-кораллы, П-песок, Р-ракушка, Гр-гравий, К-камень и т. д. Цвет и характер грунта указывают сокращенно строчными буквами, например: зличИ-зеленый нечистый ил, блмП - белый мелкий песок, плГл - плотная глина.

Отметки высот, высоты островов, надводных скал и камней даются в метрах от уровня моря, принятого на картах данного района для отсчета высот. Отметки высот, смешенные относительно своего положения, и высоты сооружений заключаются в скобки.

Навигационные опасности и их ограждение на картах обозначают условными знаками. Если положение опасности точно не установлено, то около нее ставятся условные сокращения - ПС (положение сомнительно) или СС (существование сомнительно).

Средства навигационного оборудования для определения места судна обозначаются также условными знаками; а те, что не имеют знака, обозначают на карте кружком с точкой в центре и пояснительной сокращенной надписью. Например: РПС - радиопеленгаторная станция, пам - памятник, РЛО - радиолокационный ориентир.

Огни светящих средств навигационного оборудования на картах масштаба 1:500000 и крупнее показываются по их действительному цвету. Белые, желтые и оранжевые огни показываются оранжевой краской; перед характером желтых и оранжевых огней помещается сокращение «ж».

Радиусы окружностей и дуг, обозначающие цвет огней, не соответствуют дальности видимости огня. Дальность видимости огня дается в морских милях.

На морских картах масштаба мельче 1:500000 все огни светящих средств навигационного оборудования независимо от вида (круговой или секторный) и цвета огня, изображаются «рожками» фиолетового цвета.

На морских картах масштаба 1:500000, предназначенных для использования в качестве генеральных (внутренние или окраинные моря), все огни, независимо от вида и цвета, изображаются «рожками» фиолетового цвета. Цвет огня указывается сокращениями перед характером огня.

На створах указаны прямые и обратные направления (истинные азимуты); первое направление дано с берега, второе с моря. При плотной нагрузке карты на створах может указываться одно направление с берега. Ходовая часть навигационных створов показывается непрерывной линией, неходовая часть - точечным пунктиром.

Если из-за мелкого масштаба морские карты два створных светящих знака не выражаются раздельно и показаны в одной точке, то сначала дается характеристика огня переднего знака, а затем заднего.

Буи на морских картах изображаются в соответствии с их видом. Без указания формы изображаются буи, форма которых неизвестна или не соответствует Системе ограждения МАМС.

У буев, вех и знаков показываются топовые фигуры и принятыми сокращениями указывается их окраска. В районе действия Системы ограждения МАМС на картах с плотной нагрузкой у обозначений плавучих средств навигационного оборудования и несветящих знаков цвет окраски может быть опущен, если они имеют топовые фигуры.

В связи с тем, что в районах действия Системы ограждения МАМС радиолокационные отражатели установлены на всех плавучих СНО, выставленных в важных в навигационном отношении местах, на картах радиолокационные отражатели на плавучих средств навигационного оборудования, как правило, не показываются.

На картах внутренних водных путей окраска буев, бакенов и щитов береговых знаков соответствует их действительному цвету, за исключением белого, который дается оранжевым цветом.

У маяков и светящих знаков дают условными сокращениями характеристики огней и другие пояснения. Например: ГрПр (4) 20с 22МТ(н) АРМкРОТ, то есть огонь группопроблесковый с четырьмя проблесками и периодом 20 сек, дальность видимости 22 мили туманный сигнал наутофон, аэрорадиомаяк, радиостанция обнаружитель тумана.

Течение на морских картах показывают стрелками: скорость течения с точностью до 0,25 узла пишется над стрелкой. Сведения о приливо-отливных течениях помещают в таблицах на свободных местах карты.

Магнитное склонение для данного района указывают на морских картах с точностью до 0˚,1. Годовое изменение склонения на Эпоху, к которой оно относится, помещают в заголовке карты. Район магнитном аномалии показывают контуром, обведенным сплошной черной линией.

классификация морских карт

Все морские карты делятся на навигационные, справочные и вспомогательные карты. Навигационные карты предназначены для решения различных навигационных задач и являются обязательным официальным документом. Навигационные морские Карты подразделяются на общие и специальные.

В зависимости от масштаба общие навигационные карты делятся на генеральные, путевые, частные карты и планы.

Генеральные карты составляются в масштабах 1:500000 - 1:5000000 и служат для ведения счисления пути судна при плавании в открытом море, предварительной прокладки и общих навигационных расчетов.

Путевые карты предназначаются для обеспечения плавания вблизи берега и на некотором удалении от него. Такие карты составляются в масштабах от 1:100000 до 1:500000 по главной параллели.

Частные карты предназначены для обеспечения судовождения при плавании в непосредственной близости от берегов и стесненных навигационных условиях, составляются они в масштабах от 1:75000 до 1:25000.

Планы предназначаются для обеспечения входа в порты, гавани, бухты, на рейды, якорные места и для плавания в пределах их акватории. Планы составляются в масштабах 1:1000 - 1:25000.

Специальные навигационные карты отличаются от общих навигационных карт тем, что имеют дополнительную нагрузку для решения отдельных навигационных и других задач. К специальным навигационным картам относятся: радионавигационные карты, предназначенные для определения места судна с помощью РНС; навигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна и др.

Справочные и вспомогательные карты различны по содержанию и назначению. Обычно вспомогательные карты представляют собой картографическую сетку без специальных элементов морской обстановки. К числу их относятся карты-сетки, бланковые карты, карты для расчетов плавания по дуге большего круга и др. Справочные карты предназначены для изучения физико-географических и других элементов района плавания, которые не могут быть показаны на навигационных картах. К справочным картам относятся карты радиомаяков и радиостанций, карты рекомендованных путей, карты гидрометеорологических элементов, карты элементов земного магнетизма, сборные листы, атласы (физико-географических данных, приливо-отливных течений, поверхностных течений, волнения, ветра и др.).