Связь между левым и правым полушарием. Развитие межполушарноговзаимодействия как основы интеллекта. Что означает термин поражение спинного мозга

В последние годы проблема естественнонаучного изучения бессознательных психических явлений (в частности, неосознаваемого восприятия, феномена «психологической защиты», безотчетных эмоций, неосознаваемого обучения, неосознаваемых установок) тесно связывается с исследованиями в области структурной и функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга человека. Решающую роль в этом сыграли замечательные нейропсихологические исследования нобелевского лауреата Р. Сперри и его сотрудников, проведенные с привлечением людей, подвергшихся операции «расщепления мозга».

Например, в каждом полушарии Приматов на службе зрения есть более двадцати корковых областей; некоторые из них специализируются на анализе формы и цвета визуальных стимулов, а другие специализируются на анализе положения и движения тех же раздражителей. Даже в том смысле, области, особенно в тех праймериз, есть упорядоченное топографическое представление периферии: взяв в качестве примера снова зрительной систему, сетчатка представлена ​​в первичной зрительной коре с помощью упорядоченной пространственной точки к точке корреспонденции.

Такие операции проводились с лечебной целью на больных эпилепсией, судорожные припадки у которых не удавалось купировать медикаментозными средствами. После полного перерезания мозолистого тела, передней и гиппокампальной комиссур анатомические связи между левым и правым полушариями прерываются. Эти люди имеют как бы два мозга - с изолированно друг от друга функционирующими полушариями. Все, что воспринимает или испытывает одно полушарие, остается неведомым для другого. Это было показано в целом ряде остроумных и оригинальных экспериментов, которые проводились в отдаленный послеоперационный период. После операции общие судорожные припадки прекращались и больные возвращались к обычной жизни, а иногда даже к работе. Как показали наблюдения, поведение людей после проведенной операции по расщеплению мозга было в целом нормальным, при обычном клиническом обследовании у них не отмечалось заметных расстройств воли, эмоций, сознания, мышления и речи.

Области чувств распределены в разных частях коры. Области соматической чувствительности - тактильная, тепловая, болезненная и кинестетическая чувствительность - расположены в неокортексе теменной доли, прямо за лобной долей. Области чувства зрения можно найти в коре затылочной доли, поместите весь задний конец мозга, а также в теменной и височной доле. Область чувственный слух расположена в неокортексе височной доли, ниже долей стены. Корковые области для языка расположены, в подавляющем большинстве праведных и 70% левых, только в левом полушарии.

Известно, что у человека нервные импульсы, возникающие в сетчатке глаза от объекта, находящегося в правом поле зрения, поступают в левое полушарие, а из левого поля зрения - в правое полушарие. Такое происходит из-за неполного перекреста зрительных путей, а также еще и потому, что изображение в одном из полей зрения падает на те половины сетчатки глаза, зрительные волокна которых поступают в полушарие, противоположное данному полю зрения (рис. 3 и 4). Эти анатомические особенности зрительных проводящих путей позволяют экспериментально осуществлять зрительную сенсорную стимуляцию отдельного полушария не только у больных с разобщенными полушариями, но и у людей с сохранными межполушарными связями.

Они различают «переднюю зону в лобной доле, чье поражение мешает способность выражать в словах или в письменной форме, и» заднюю область в височной доле, чье поражение мешает способность понимать язык. В левшей, которые не попадают в процентах 70%, как указано выше, функциональная специализация стороны корковых областей для языка, в основном, обратная, с доминированием правого полушария, в меньшинстве случаев корковое представительство языка является двусторонним. у пациентов с односторонним представлением языка, поражениях «недоминирующих областей полушария, соответствующие тем языка вызывают нарушения восприятия невербальных, такие как» неспособность распознать лицо или проанализировать пространственную организацию сложной сцены; в некоторых случаях они также могут влиять на способности давать свой собственному язык, хотя правильно с точки зрения лексического, синтаксической и семантической, то соответствующей эмоциональной интонацией, или использовать эту интонацию на языке других.


Рис. 3. Вследствие неполного перекреста зрительных путей нервные импульсы от стимулов, предъявляемых в левом поле зрения (буквы АБ), поступают непосредственно только в правое полушарие (и наоборот), если субъект не успевает перевести взор с точки фиксации в сторону стимулов.


Поэтому господство полушария не является абсолютным, но варьируется от полушария полушария до разных функций. Различные области коры связаны друг с другом с помощью специальных ассоциативных областей, которые позволяют соединение сенсорно, то «интеграция между различными сенсорными модальностями и общей регуляцией поведения со стороны» эмоции, мотивация, память и из идеации. Упрощенно, три ассоциативных участка захоронения могут быть идентифицированы, различаются по месту и функции. Большая зона префронтальной ассоциации важна для инициативного и моторного программирования; он также, кажется, играет важную роль в принятии решений, прямой и основывает общее поведение в индивиде.


Рис. 4. Области левого полушария головного мозга человека, участвующие в организации речевых функций: в восприятии зрительной словесной информации, ее обработке и произнесении слов.

1 - двигательный центр речи; 2 - воспринимающий центр речи; 3 - зрительная воспринимающая (проекционная) область коры; 4 - двигательная область коры.

В прошлом считалось, что топографическая организация корковых областей были относительно фиксированной, как в индивидуальном, так и между особями одного и того же вида. В настоящее время, однако, стало известно, что существенные изменения могут наблюдаться в результате определенных событий, таких как использование продлено на часть тела, что соответствует «расширению коркового представительства или изменения афферентных путей. например. после ампутации части тела, часть» кортикальной области, первоначально связанной с ампутированной частью может быть захваченных афферентами из других районов тела.

Нейропсихологические исследования с латерализованной подачей зрительной информации в отдельное полушарие у людей с разобщенным мозгом значительно продвинули научные представления о роли левого и правого полушарий в функциях восприятия речи и осознания явлений окружающего мира. При организации таких экспериментов учитывалось также, что афферентные волокна, проводящие нервные импульсы от кожных рецепторов, и нисходящие двигательные пирамидные пути во многом перекрещиваются. Эти анатомические особенности чувствительных, афферентных и двигательных эфферентных проводящих путей в центральной нервной системе позволили изучать возможности и вклад отдельного полушария в организацию не только функции восприятия, но и коркового контроля эмоций, логического мышления, интерпретации человеком собственных поступков и т.д.

Эти примеры пластической организации обнаруживаются не только в незрелом мозге, но и во взрослом мозге. Большое количество кортикальных областей, предназначенных для определенного режима ощущения или управления двигателем, является одним из критериев оценки степени сложности мозговой организации.

Другой организованной совокупностью нейронов мозга является так называемая кортикальная колонка, также называемая формой. На протяжении всей коры головного мозга встречаются вертикальные агрегаты нейронов, объединенных между ними в соответствии с повторяющимся полом внутренних соединений, что она остается одинаковой или очень похожа от одной точки к другой. Типичной корковой колонки, имеющей толщину около сотни м, простираются от поверхности до самой глубокой части коркового серого вещества. Нелл онтогенез мозга миниколонка получает путем итеративного делением мелких клеток-предшественников клона нейроэпителии изначальной и миграция их потомков вдоль радиальных глиальных клеток.

В серии опытов исследуемому с разобщенными полушариями, который фиксировал взор на световой точке в центре экрана, на короткое время (30-100 мс) предъявлялись зрительные стимулы в правой или левой части экрана. Как мыуже говорили, этим приемом удается направить зрительную афферентную импульсацию изолированно.


Миниколоны далее агрегируются в макроколоннах или модулях толщиной в несколько сотен мкм. Примесное соединение, прилипшее к модулю происходит от ядер таламуса, от других корковых модулей, из ствола головного мозга «и из» гипоталамуса, а также из других подкорковых областей телэнцефалона. Если внутренняя связь и внутренний режим каждого столбца макросов имеют тенденцию быть инвариантными, дифференциация внешних связей разных макроколлеков определяет специфическую функциональную роль каждого из них.

То, что стоит за нами и что впереди, мало по сравнению с тем, что внутри нас

Например, в первичной зрительной коре столбцы обрабатываются для каждой точки в поле зрения, которая главным образом обрабатывает информацию из определенного глаза или объектно-ориентированную или хроматическую или пространственную. Когерентные проекции этих макроколонок направлены отдельно на визуальные карты в других областях коры, в которые они вносят свой вклад в их специализацию анализа параметров визуальной стимуляции.

Что такое, а что нет: «Рисуем правым полушарием головного мозга»

Мы часто сталкиваемся с различными взглядами на то, что такое «Рисование по правому полушарию», а также запросы тех, кто интересуется нашими курсами, которые редко имеют очень точное представление об этой концепции.


Рис. 5. Исследования функциональной асимметрии полушарии у больной с «расшепленным мозгом»

На экране в левом поле зрения демонстрируется отдельное слово, обозначающее один из предметов, находящихся на столе за перегородкой. Испытуемая должна отобрать соответствующий предмет на ошупь левой рукой, без зрительного контроля, руководствуясь только осязанием. Вся информация поступает в правое полушарие головного мозга, и оно же осуществляет произвольный акт отбора предмета.

Метод был разработан профессором Эдвардсом в 1960-х годах как метод обучения реалистичному рисунку для студентов в Калифорнийском государственном университете в Лонг-Бич, где она посвятила себя обучению реалистическому искусству для студентов как художественных, так и нехудожественных дисциплин. К большому удивлению, эти студенты добились гораздо лучших результатов и в гораздо более короткие сроки, чем студенты, которые посвятили себя художественной деятельности в качестве основной темы.

Сперри, Нобелевская премия по медицине и физиологии, Зал Гликсмен, Заместитель директора Исследовательского центра мозга и многие другие. Результаты исследований свойств мозга послужили научной основой для этого нового метода обучения рисованию - рисование по правому полушарию. С тех пор этот метод несколько раз улучшался и стал основой для обучения реалистичным изображениям в школах Калифорнии.

Если изображение какого-либо предмета проецировать в левое поле зрения, когда сенсорная информация поступает изолированно в правое полушарие, то человек с разобщенными полушариями, ощупывая левой рукой предметы, лежащие на столе (без зрительного контроля!), может выбрать из них тот, который соответствует изображенному на экране. Но назвать этот предмет он не может. Более того, нередко исследуемый заявляет, что ничего не видел или же произносит какое-либо слово наугад. Если же дать ему возможность взять этот предмет в правую руку, он тотчас правильно его называет.

Курсы «Правого полушария» проходят в странах всех континентов. Краеугольным камнем этого метода является Пошаговое обучение, которое принимает участника на курс через все развитие рисунка, от простой линии до реалистического портрета, практикуя и понимая основные базовые так называемые частичные навыки и привычки от простого до сложного. Использование правильного полушария головного мозга, его активация, является средством достижения этого - будь то психомоторное или графомоторное упражнение или просто нежная атмосфера и приятная окружающая среда.

Следовательно, если зрительная импульсация от стимула в левом поле зрения поступает только в правое полушарие, а у лиц с «расщепленным мозгом» связь между полушариями отсутствует, осознание данного стимула и вербальное обозначение его не происходят. Для этого необходимо, чтобы информация о стимуле поступила в левое, так называемое речевое, полушарие. Однако при изолированном поступлении сенсорной импульсации в правом полушарии создается зрительный образ объекта внешней среды, который может «иррадиировать» в гаптическую сферу. О последнем говорит способность исследуемого отбирать соответствующий предмет на ощупь, т.е. на основе кинестетического образа данного предмета.

И что такое «Рисование правым полушарием головного мозга» не является

Рисование правым полушарием мозга не является автоматическим рисованием, как это часто ошибочно заявляется. Автоматический чертеж - это подсознательный рисунок, который не предназначен для представления чего-либо реального. Можно сказать, что автоматический рисунок является выражением состояния ума, но это определенно не реалистичный рисунок. С другой стороны, «Рисование по правому полушарию головного мозга» представляет собой систему реалистичного рисования с использованием активации правого полушария мозга.

Таких экспериментов было проведено немало. В них исследуемые не могли назвать предмет или написать его название, т.е. осознать его, так как у них разрушены связи между полушариями мозга. Аналогичные результаты возможно получить и в том случае, если человеку с разобщенными полушариями завязать глаза и предложить на ощупь взять левой рукой такой же предмет, какой у него находится в правой руке. Это, казалось бы, простое задание исследуемый выполнить не в состоянии. Но если ему позволить произнести вслух название предмета, который он держит в правой руке, то левой он без труда найдет этот предмет.

Обоснование и методика

Аналогичным образом, рисунок не является истинным полушарием мозга или кинезиологией, ни одним мозгом, ни Рейки, ни методом Сильвы, ни рисунком мандала или каким-либо другим способом так называемых альтернативных методов и процедур. «Рисование правым полушарием мозга» или его методы могут коснуться некоторых из этих понятий, но это происходит не потому, что для этого метода рисования чертежа был использован автоматический чертеж или что-то еще. Точка контакта здесь - это только активация правого полушария мозга, но подход и методы разные, хотя некоторые процедуры схожи в нескольких моментах, таких как психомоторные упражнения.

Последний пример ясно показывает, что в «немом» правом полушарии имеются гностические зоны, воспринимающие речь. Отсутствие вербализации не обусловливается неспособностью правого полушария воспринимать и анализировать речь, т.е. понимать ее (в известных ограниченных пределах). Это неоднократно было показано в экспериментах с привлечением людей, у которых «расщеплен» мозг: при короткой экспозиции в левом поле зрения отдельных слов, например «ключ», «вилка», «карандаш», когда зрительная информация поступает изолированно в правое полушарие, исследуемый не может их назвать, не осознает их, но в состоянии на ощупь отобрать левой рукой соответствующие предметы, которые эти слова обозначают.

Однако метод «Рисование по правильному мозговому полушарию» уникален благодаря его комплексному подходу и использованию всех доступных методов и методов для достижения быстрого, но совершенного результата - обучения реалистичному рисунку. Метод рисования правого полушария мозга - это, пожалуй, самый эффективный метод, используемый для обучения рисованию. Изучение с реалистичным рисунком также приводит к развитию других способностей, таких как улучшение восприятия, увеличение творчества.

Но вопрос о том, реализует ли знание и искусство реалистичного рисунка развитие других способностей или позволяет ли это развитие этих способностей реалистично рисовать, аналогичен старому хорошо известному философскому вопросу о том, было ли это раньше яйцом или курицей.

Следовательно, как показали исследования Р. Сперри и его сотрудников, правое полушарие, хотя и в ограниченной степени, способно воспринимать и анализировать словесную информацию и адекватно ее семантическому содержанию проводить соответствующие произвольные действия, например отбирать предметы. Дефицит, вернее, ограниченность правого полушария в отношении речи выражается в неспособности «понимать» глаголы и соответственно на них реагировать. Но, что особенно важно для психофизиологии сознания и бессознательного, человек с «расщепленным мозгом» при подаче зрительной информации изолированно в правое полушарие не в состоянии осознать стимулы и дать адекватное объяснение своим двигательным реакциям на них.

«Рисование правого полушария головного мозга» - это не просто способ повысить уверенность в себе, рисуя один портрет. Вся система обрабатывает не только рисование, но и живопись, как научиться видеть и воспринимать форму, оттенок и цвет. Взрослый имеет около 75 километров нервов, которые распределены по всему телу.

Было обнаружено, что человеческий мозг содержит около двенадцати миллиардов нервных клеток или нейронов. Более половины из них обнаружено в коре. Учитывая, что миллион клеток нерва роговицы связан с группами только двух нейронов и вычисляет возможное количество комбинаций, мы приходим к числу, что число нейронных связей мозга выражается в виде десятков двух миллиардов семьсот восемьдесят три миллиона.

Очевидно, для осознания любого явления внешней среды и его словесного определения необходимо, чтобы сенсорная нервная им-пульсация, им вызванная, непосредственно или опосредованно поступила в левое полушарие, в котором находятся «центры речи». Отсутствие в правом полушарии таких речевых центров (точнее, сложного комплекса структурно­функциональных связей между воспринимающими, гностическими и двигательными речевыми зонами) определяет его неспособность к вербализации и осознанию стимулов. Данные, полученные в исследованиях людей с «расщепленным мозгом», показывают: в воспринимающих и гностических зонах обоих полушарий осуществляется семантическое дифференцирование, т.е. корковый анализ и синтез словесных стимулов (в правом полушарии он значительно хуже и весьма ограничен), но они не будут осознаваться, если нервные импульсы из этих зон не поступят в моторную речевую область. Согласно нашей гипотезе, активация означенного комплекса связей воспринимающих и гностических зон левого полушария с моторным речевым центром является решающим звеном в механизмах головного мозга человека, обеспечивающих осознание внешнего явления.

Обращение к феномену «расщепленного мозга» дало множество фактов, подтверждающих точку зрения о том, что у человека в правом полушарии может храниться информация независимо от левого. Можно, например, привести такой факт: молодой девушке с «расщепленным мозгом» среди серии геометрических фигур было подано в правое полушарие изображение обнаженного тела. Девушка при этом вспыхнула и стала хихикать. На вопрос экспериментатора, что она видела, исследуемая ответила: «Ничего, только вспышку света», и захихикала снова, прикрывая рот рукой. «Почему же ты смеешься?» - спросил экспериментатор. «О, доктор Сперри, у вас какая-то машина», - ответила пациентка.

Если не знать ее неврологической истории, пишет Джейлин (1977), то, без сомнения, этот эпизод можно рассматривать как явный пример так называемой защиты по 3. Фрейду (подавления восприятия эмоционально конфликтного сексуального материала). Джейлином была выдвинута гипотеза, согласно которой у здоровых, с интактным головным мозгом людей психические явления в правом полушарии могут функционально изолироваться от левого путем селективного торможения передачи нервных импульсов через мозолистое тело и другие комиссуры головного мозга, соединяющие оба полушария.

Таким образом, при изучении людей, подвергшихся операции анатомического разобщения полушарий головного мозга, получены многочисленные доказательства того, что память о каких- либо явлениях внешней среды, особенно эмоционально значимых для субъекта, хранится односторонне в правом полушарии. Можно провести прямую параллель между функционированием изолированного правого полушария у лиц с «расщепленным мозгом» и неосознаваемыми психическими процессами. Функционально или анатомически изолированное правое полушарие в состоянии осуществлять безотчетное эмоциональное поведение, не согласующееся и даже противоположное по своему характеру поведению, организуемому левым полушарием: например, одной рукой человек с «расщепленным мозгом» может нападать на какой- то объект, а другой рукой защищать его... Люди с разобщенными полушариями в реальной жизни порой испытывают трудности с координацией целенаправленных произвольных действий. Это связано с контролированием двигательных актов, иннервируемых правым полушарием, когда левая рука может производить движения, не согласующиеся с сознательным намерением и поведением субъекта. В подобных случаях, пишет Дж. Экклс (1980), такие люди иногда называют левую руку «проказницей». Возникает вопрос о наличии двух систем мышления человека, двух систем когнитивной деятельности - неречевой и речевой. При этом ощущение целостности личности и свободы воли обеспечивается деятельностью левого полушария, расположенной там системой внутренней и внешней речи, составляющей основу самосознания. Существует мнение, что левое полушарие осуществляет специфическую функцию интерпретатора деятельности правого полушария (Gazzaniga, 1989).

Эта уникальная, присущая только мозгу человека функция интерпретатора позволяет создавать гипотезы о причинах своих действий и поступков и, таким образом, служит основой формирования и видоизменения мнений субъекта об окружающем мире и своих реакциях на него, освобождая тем самым его в какой-то степени от оков внешних сигналов. В качестве яркого примера можно привести результаты нейропсихологического исследования с так называемым стимульным концептуальным тестом больного с полностью разобщенными полушариями. На рис. 6 показана схема эксперимента.



Рис. 6. Концептуальный стимульный тест. Одновременное предъявление на экране различных стимулов правому и левому полушарию испытуемого с «расщепленным мозгом». (Источник: Блум Ф. и др. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988)

Выбирая каждой рукой подходящие изображения, испытуемый делает это в соответствии со стимулом, предъявленным тому или другому полушарию. При его словесном объяснении левое полушарие постоянно стремится дать разумное обоснование тому выбору, который сделало правое полушарие, хотя левое не имеет никакого представления о том, что именно видело правое полушарие и видело ли оно вообще что-нибудь.

На экране испытуемому одновременно показывали две картинки, одна из них (лапа курицы) предъявлялась таким образом, что вся информация поступала в левое полушарие, а другая (снежный пейзаж) - в правое. Затем исследуемого просили выбрать из ряда картинок, располагаемых в центре поля зрения, одну, которая, по его мнению, больше всего ассоциируется с предъявленными ранее картинками. Как мы помним, каждая рука иннервируется противоположным полушарием. В предложенном ряду изображений находились два, которые, очевидно, должны были ассоциироваться с соответствующим латерализованным стимулом: курица (куриная лапа) и лопата (снежный пейзаж). Исследуемый выбрал изображения лопаты левой рукой и курицы - правой. На вопрос, почему отобраны именно эти, он (его левое полушарие) ответил: «О! Это просто. Лапа принадлежит курице, а лопата необходима, чтобы убирать за ней».

В этом опыте левое полушарие, «наблюдая» за реакцией левой руки, которая выбрала лопату (напомним, что до этого в правое полушарие подавалось изображение снежного пейзажа), интерпретирует данное действие в контексте своего объема знаний о ситуации опыта, который не включает в себя правополушарную информацию о снежном пейзаже. В другом опыте тот же испытуемый, которому предъявлялись те же самые изображения, быстро и адекватно выбрал правой рукой картинку с курицей. Затем он левой рукой указал на рисунок с коньком. На вопрос «Что вы видели?» он ответил: «Я видел лапу и выбрал курицу, а курицу нужно чистить от перьев коньком».

По-видимому, может быть оправдано старое определение, данное левому полушарию как доминантному. Оно является таковым по отношению к системе контроля поведения со стороны самосознающей личности, хотя в какой-то степени эта целостность психической деятельности может быть иллюзорной, кажущейся субъекту единством его Я.

Как известно, все нормальные люди испытывают сильное желание избежать дисгармонии между своими поступками и убеждениями. Например, человек, который считает себя добрым и порядочным, совершил необдуманный, неблаговидный поступок, в результате нередко чувствует дискомфорт. Он стремится устранить диссонанс между своими убеждениями, представлениями о себе и сомнительным поступком, а потому пытается объяснить его, ищет оправдание, логику и т.д. Этот механизм защиты, как показывают интереснейшие опыты М. Газзанига, связан с деятельностью левого полушария - так называемой интерпретационной корой.

На основе результатов, полученных в экспериментах с привлечением людей с «расщепленным мозгом», и данных палеопсихологии, Дж. Джейнс (1976) высказал очень интересную, хотя и спекулятивную гипотезу о бикамеральном мышлении, или бикамеральном разуме. Он полагает, что сознание - в современном понимании этого термина - появилось у человека всего около 3 тыс. лет назад, когда стала развиваться письменная речь. Несколько тысяч лет назад у человека не были столь хорошо развиты функции интерпретационной коры левого полушария и оба полушария могли действовать более независимо друг от друга, чем у человека наших дней. Речь у древнего человека, генерируемая правым полушарием, воспринималась левым, но она из-за недостаточно развитого самоанализа, осознания своего Я в качестве источника «слышимых» слов, интерпретировались им как глас Божий. Вспомним древних пророков, так красочно описанных в Библии. Согласно привлекательной гипотезе Джейнса, которую, к сожалению, трудно проверить экспериментально, конец бикамеральному мышлению пришел в результате развития письменности и культуры - около VII в. до н.э.

А как же «голоса», которые слышат многочисленные прорицатели и «божьи люди» начиная со Средних веков и вплоть до наших дней? Очевидно, природа этих голосов имеет психопатологическую основу (истерия, эпилепсия) или же в ее основе лежит осознаваемое желание «сотворить чудо», т.е. обмануть окружающих во имя личных или корпоративных интересов. Древние пророки, создавшие великие философские учения, заложившие нравственные правила жизни, которые определили на все последующие века духовную жизнь людей, были великими мыслителями. Они не могли быть психически больными людьми или обманщиками.

Р. Сперри (1966) считал, что люди с «расщепленным мозгом» обладают двумя независимыми сферами сознания. По его мнению, каждое полушарие имеет свою собственную сферу сознания, касающуюся восприятия, познания, воли, обучения и памяти. Это относится к правому полушарию не в меньшей степени, чем к левому, хотя последнее может «говорить». С таким утверждением не все согласны; например, один из выдающихся нейрофизиологов XX в. Дж. Экклс считал, что правое полушарие, как компьютер, в состоянии осуществлять сложные акты различения, опознания и обучения, но оно полностью лишено сознательного опыта. Эти разногласия двух выдающихся нейрофизиологов обусловлены в основном различиями в понимании «сознания», что еще раз заставляет нас вспомнить одно из основных правил психофизиологии: прежде чем пытаться выяснить физиологическую природу какого-либо психического явления, необходимо четко определить, какое содержание подразумевается под обсуждаемым понятием. Поэтому и первые главы данной книги были целиком посвящены определению терминов и понятий сознания и неосознаваемых психических явлений.

Нейропсихологические исследования на людях с «расщепленным мозгом» дали большой материал, позволяющий связывать неосознаваемые психические функции преимущественно с деятельностью правого полушария. Для обоснования этой точки зрения можно привести также клинические и электроэнцефалографические данные, полученные у людей с сохраненными анатомическими связями между большими полушариями: больные с поражением теменно-затылочной области правого полушария не видят образных снов; в быстрой (парадоксальной) фазе сна, когда имеется наибольшая вероятность сновидений, в правом полушарии наблюдается более выраженная активация ЭЭГ; одностороннее разрушение у человека правого гиппокампа приводит к дефициту невербальной памяти, к нарушению зрительно-пространственной памяти.

В 1970-е гг. была высказана интересная мысль о том, что правое полушарие служит источником бессознательной мотивации, при этом оно вносит свой характерный вклад, «свой голос» в осуществление психических функций на сознательном уровне.

Сначала в качестве вступления опишу то, что для некоторых будет очевидно, а дальше будет интереснее.

Функции левого полушария головного мозга: обработка вербальной (языковой) информации, речь, чтение, письмо, запоминание фактов, логика и анализ, оперирование цифрами и математическими понятиями. Информация обрабатывается последовательно по этапам.
Образы из пар бинарных противоположностей: мужское начало, Солнце, рациональность, наука, единица, активность, сознание, верх, дарить, твёрдое и т.д.
В среднем в обществе левое полушарие более развито у мужчин, так как оно связанно в целом с мужскими качествами.

Функции правого полушария головного мозга: интуиция, обработка образной информации, воображение, музыкальные и художественные способности (не связанные с образованием), способности воспринимать музыку (не связанные с образованием), способности понимания метафор и образов воображения других людей, распознавание лиц, пространственная ориентация (интуитивного характера), синтез. Информация обрабатывается целостно без анализа.
Образы из пар бинарных противоположностей: женское начало, Луна, иррациональность, мистика, ноль, пасивность, энергия-материя, низ, принимать, мягко-пластичное и т.д.
В среднем в обществе правое полушарие должно быть более развито у женщин, так как оно связанно в целом с женскими качествами. Однако, в текущей стадии истории, у большинства женщин, развитых дисгармонично, всё равно доминирует правое полушарие, так как они стремятся всем управлять, всё контролировать и т.д. - берут на себя мужские функции.

Внимание! Левое полушарие связано с правой половиной тела, правое полушарие - с левой половиной тела (из-за того, что нервы, связанные со всем телом, перекрещиваются при входе/выходе в мозг). По этой причине очень распространена путаница.

Внимание! У левшей функции полушарий прямо противоположны.
Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина (оба правши) идут рядом, взявшись рука об руку. Мужчина берёт за руку женщину своей правой рукой, связанной с его хорошо развитым левым полушарием. Тогда через правую руку он отдаёт энергию, в некотором смысле, связанную с защитой, покровительством, он как бы охватывает её собой. «Я в ней, я полностью проникаю в неё, наполняю её» - так он воспринимает, в некотором смысле, любовный экстаз. Женщина держит мужчину своей левой рукой, связанной с её хорошо развитым правым полушарием. Тогда через левую руку она принимает энергию его защиты и покровительств, впускает его в себя, а также гармонизирует его сердечный центр. «Он во мне, полностью меня наполняет» - так она воспринимает, в некотором смысле, любовный экстаз.
Так создаётся целостное гармоничное сияющее поле.

Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина (оба правши) намеренно или неосознанно обмениваются естественными ролями. Он держит её своей левой рукой, она его - своей правой. Она как бы принимает на себя защиту и интеллектуальное покровительство, раскрывая и активизируя в себе мужскую сторону; он как бы позволяет себе принять пассивную позицию, довериться её водительству. Подобный обмен ролями может быть интересной практикой, однако, постоянный такой обмен - показатель перекоса в отношениях.

Рассмотрим ситуацию, когда мужчина и женщина - один правша, другой левша. Тогда они могут либо взяться за руки так, что обе руки будут друг другу отдавать энергию (по моим ощущениям - это вполне гармонично), а могут взяться так, что обе руки будут забирать энергию (по моим ощущениям - это дисгармонично, но как некоторая практика - это тоже может быть интересно).

Если оба - левши, то всё сказанное ранее о том, как держат друг друга за руки правши, будет верно ровно наоборот.

Также можно заметить два дополнительных второстепенных обстоятельства, почему гармонично, когда мужчина-правша держите женщину-правшу своей правой рукой:

1) В средние века и ранее у мужчины слева висели ножны с оружием. Если бы мужчина брал женщину за руку своей левой рукой - ножны бы иногда сталкивались с правой ногой женщины, что было бы неудобно, а также становилось бы затруднительно быстро выхватить оружие из ножен в случае необходимости защитить женщину.

2) При ходьбе по улице с правосторониим движение, мужчина, держащий женщину правой рукой, защищает её от возможного столкновения с кем-либо, идущим навстречу, кто, намерено или неосознанно, ведёт себя агрессивно.
Внимание! В Индии левосторонее движение, так что в данном случае будет всё наоборот.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В реальной жизни мы не задействуем только одно полушарие при одном виде занятия, в реальности происходит частое-частое переключение мозговой активности от полушария к полушарию. В результате развивается эволюционно новая часть мозга - перешеек, который связывает оба больших полушария головного мозга. Этот перешеек - связь между полушариями - отвечает за то, насколько быстро и эффективно происходит обмен информацией от полушария к полушарию, а также за то, насколько легко одно полушарие нарабатывает в себе способности брать на себя функции другого полушария (без потери у одного из полушарий этих функций, как в случае травмы).
Подобный обмен, синхронная работа полушарий, связанная с некоторыми функциями мозга, нарабатывается относительно проще: например, одинаково хорошо владеть обеими половинами физического тела (грамотная практика кручения пои и другие подобные практики, когда все элементы легко делаются в обе стороны; грамотная выстроенная игра на перкуссии, когда любой ритм играется как начиная с правой руки, так и полностью зеркально - начиная с левой; грамотная практика йоги, когда асана, которая выполняется на обе стороны тела, больше времени удерживается в том положении, в котором менее удобно; вышесказанное касается любых грамотно выстроенных по подобным принципам телесно-ориентированных практик).
Синхронное включение (а не последовательное переключение) обоих полушарий, связанное с некоторыми функциями, нарабывается сравнительно сложнее (процессы, связанные с мыслительной деятельностью).
Наработать способность одновременно включать оба полушария также позволяет достаточно известное в узких кругах упражнение «Алфавит» (подробнее - http://newcode.ru/doku.php/alphabet-game) .
Также можно заметить интересный момент - в настоящий период истории сравнительное большие, в некотором смысле, шаги по умению включать одновременно оба полушария делают те народы, у которых используются иероглифы (японцы, китайцы, корейцы). Это связано с тем, что при письме и чтении другим образом задействуются образность и активизируются несколько другие части
головного мозг
Можно встретить часто встречающееся среди левшей суждение - «я амбидекстр, поэтому всё сказанное о полушариях меня не касается». Подобное теоретически возможно лишь на высших запредельных ступенях йоги (об этом ниже), а в реальности подобное суждение является заблуждением. Как левша, так и правша могут настолько хорошо развить тело, что любое физическое действие будет практически одинаково легко выполняться на обе стороны. Однако, это не значит, что и, например, математические способности или ориентирование на местности так же легко будут происходить с задействованием обоих полушарий не последовательно, а одновременно.

Йога - это налаживание канала связи между полушариями. Маломальски развитый йог может при прохождении теста на вращении девушки практически мгновенно менять направление её вращения по своей воле: http://vk.com/wall-42314442_113 (благодаря тому, что делает более активным то или иное полушарие). Впрочем, успешное прохождение этого теста, конечно, не свидетельствует в полной мере, что человек - йог (так как в йоге это лишь один многих важных моментов). Если же йог не может успешно пройти этот тест на быстрое переключение вращения девушки - значит есть причины задуматься о том, что его практика всё же ближе к физкультуре, чем к изначальной йоге.

Функции левого полушария и правой стороны тела, говоря языком йоги, связаны с каналом пингала; функции правого полушария и левой стороны тела - с каналом ида. Когда оба канала (в некотором смысле, читай - полушария головного мозга) работают одинаково интенсивно - энергия переходит в сушумну (в некотором смысле, читай - перешеек между полушариями гармонично и равновесно синхронизирует их работу). Сушумна - срединный самый главный канал тела, его проекция есть позвоночник, спинной мозг, гипофиз и синхронизированные, включенные одновременно (а не последовательное через быстрое-быстрое переключение) полушария головного мозга.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - -
«Почему на изображениях индийских богов - Кришны и Радхи, Шивы и Парвати, Вишну и Лакшми, Брахмы и Сарасвати, всегда девушка слева?»