Ливан вера исповедания. Ливан: религия и политика - конфессиональная система. Греко-католики - мелькиты

Ливан выделяется чрезвычайным религиозным разнообразием. Это единственное арабское государство, во главе которого (Президент Ливанской Республики), согласно Конституции, находится христианин (маронит). Премьер-министр — мусульманин-суннит. Спикер парламента — мусульманин-шиит.

В Ливане существует множество различных религиозных общин. Разделение и соперничество между ними насчитывает не менее 15-ти веков и остаётся очень важным фактором и сегодня. Принципы мирного сосуществования мало изменились с VII в., но имели место и случаи этнических чисток (самый недавний в течение Ливанской гражданской войны), которые повлекли за собой значительные изменения политической карты страны.

Список официально признанных религиозных общин

* Алавиты
* Исмаилиты
* Сунниты
* Шииты
* Друзы
* Армяно-григориане
* Армяно-католики
* Ассирийская церковь Востока
* Халдейская католическая церковь
* Копты
* Христиане-евангелисты (включая баптистов и адвентистов седьмого дня)
* Грекокатолики
* Православные
* Марониты
* Римско-католическая церковь
* Сирийская католическая церковь
* Сирийская православная церковь
* Иудаисты

Мусульмане в Ливане

На данный момент в Ливане существует консенсус, что мусульмане составляют большинство населения республики. Наибольшей религиозной общиной страны является шиитская. Второй по численности — суннитская. Друзы, несмотря на небольшое количество, также имеют значительное влияние.

Христиане в Ливане

Марониты — крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов. Их влияние в последнее время уменьшается. Во время оккупации Ливана Сирией, она помогала суннитам и другим мусульманским общинам и оказывала сопротивление многим маронитам. Марониты в основном расселены в сельских районах, в значительной концентрации проживают в Ливанских горах и в Бейруте.

Греко-православные — вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира и её последователи нередко замечены в проарабских и просирийских настроениях.

Другие религии в Ливане

Остатки очень маленького иудаистского населения традиционно сконцентрированы в Бейруте. Оно было больше — большинство евреев покинуло страну после Шестидневной войны в 1967 году.

Религия в Ливане играет огромную роль во всех сферах жизни общества. Даже политическая устройство республики основано на конфессионализме, предполагающем организацию государственной власти в соответствии с делением общества на религиозные общины.

Во время завоевания страны арабами в 7 в. практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство. Ислам пришел в через осевших на его землях, в частности в крупных городах, воинов-мусульман и благодаря поселившимся в южных и северо-восточных районах страны арабоязычным племенам, в основном мусульманским, хотя некоторые из них исповедовали христианство.

Мусульмане – 60%, христиане (марониты, православные, католики армянской церкви и т. д.) – 40%. Законодательно поддерживается абсолютное равенство религий, даже при выборе на политические посты используется принцип равного представления религиозных групп – президент Ливана обычно избирается от христиан-маронитов, премьер-министр – от суннитов, а председатель парламента – от шиитов.

Ливан имеет самый большой процент христианского населения из арабских стран. И христианство, и ислам в Ливане представлены в виде множества разнообразных конфессий. Наиболее крупными общинами являются: суннитская, шиитская и маронитская. Любая статистика является весьма спорной, поскольку каждая религиозная община заинтересована в завышении числа своих приверженцев. Важно, что несмотря на споры о процентном соотношении конфессий, религиозные лидеры избегают проведения новой всеобщей переписи населения, из-за опасения, что это может вызвать новый виток межконфессиональных конфликтов. Последняя официальная перепись населения была проведена в 1932 году.

Наибольшей религиозной мусульманской общиной страны является шиитская. Второй по численности – суннитская. Секта друзов возникла в 11 в. в Египте в среде шиитов-исламитов. Ее первые адепты были жителями долины Эт-Тайм на юге .

Марониты – крупнейшая христианская община Ливана. Она имеет давнюю связь с Римско-католической церковью, но имеет своего патриарха, литургию и обычаи. Традиционно марониты имеют хорошие отношения с Западным миром, особенно с Францией и Ватиканом. Они до сих пор главенствуют в ливанском правительстве. Президент Ливана всегда выбирается из числа маронитов.
Греко-православные – вторая по численности христианская община. Она меньше связана с западными странами, чем марониты. Греко-православная церковь существует во многих странах арабского мира.

Всего конституция Ливанской Республики официально признаёт 18 религиозных общин, которые являются основными игроками в ливанской политике. Они имеют право управлять семейным правом в соответствии с их традициями. Важно, что эти общины являются неоднородными и внутри них существует политическая борьба.

Обсудить тему вы можете на нашем форуме:

Расселение религиозных групп по территории Ливана

Ливанская Республика

Ливан - государство в Юго-Западной Азии. На севере и востоке граничит с Сирией, на юго-востоке и юге - с Израилем. На западе омывается Средиземным морем.

Название страны происходит от горного хребта Ливан, в переводе с древнесе-митского Laban - «белый».

Столица

Площадь

Население

3628 тыс. чел.

Административное деление

5 мухафаз (губернаторств).

Форма правления

Республика.

Глава государства

Президент, избираемый сроком на 6 лет.

Высший законодательный орган

Палата депутатов, срок полно-мочий которой 4 года.

Высший исполнительный орган

Правительство.

Крупные города

Триполи, Сайда.

Государственный язык

Арабский.

Религия

58% населения исповедуют ислам, 27% - христианство. : Этнический состав. 95% - арабы, 4% - армяне, греки, турки, й курды и др. Валюта. Ливанский фунт = 100 пиастрам. Климат. Субтропический, средиземноморский. Средние температуры января + 13°С, июля-----1- 28 °С. Осадков выпадает 400-1000 мм в год, в основном в зимнее время.

Флора

Природа Ливана на редкость живописна. На западных склонах преобладает кустарниковая растительность, а на восточных - степи. Леса из ливанского кедра (охраняется государством), алеппской сосны, дуба, клена и др. деревьев покрывают 13% территории страны.

Фауна

Животный мир Ливана небогат и представлен шакалами,волками, газелями.

Реки и озера

Крупных рек и озер нет.

Достопримечательности

В Хиншаре - монастырь Св. Иоанна. В Бейруте - постройки финикийцев, римлян, византийцев, мечети Джами аль-Омари и Дворцовая, музей амери- канского университета. В Сидоне - захоронения древних финикийцев, в Баальбеке - храм Солнца, храм Юпитера, Храм Бахуса, храм Венеры и др.

Полезная информация для туристов

Ливанцы в основном доброжелательны к иностранцам и не стесняются приглашать их к себе в гости.
В целом в Ливане можно не ограничивать себя в манере одеваться. В некоторых мусульманских районах на Юге и в долине Бекаа мужчинам лучше воздержаться от шорт, а женщинам не носить чрезмерно открытые или облегающие одежды. При посещении мечетей посетители снимают обувь и либо сдают ее в специальный гардероб, либо несут с собой. Женщинам лучше одеться неброско, в закрытое платье, и покрыть голову платком.
В некоторых местах выдают накидки, чтобы закрыть волосы, руки до запястий и ноги ниже колен. На пляжах можно использовать достаточно открытые купальные костюмы, но такие варианты, как топлесс и нудизм, исключены.

Два молодых человека воссоздадут в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа под руководством маронитского патриарха и ливанского кардинала Бешара Бутроса Раи. В сообщении говорится, что Папа Йозеф Ратцингер сделал этот выбор «в память о своей недавней поездке в Ливан и в знак призыва ко всей церкви молиться за христианскую общину Ближнего Востока и мирное решение проблем.

Последняя поездка Бенедикта XVI за пределы Италии в Ливан состоялась в середине сентября. Его встречало огромное число верующих, приехавших также и из других стран. Из всех стран Северной Африки и Ближнего Востока Ливан представляет собой наиболее безопасное место для христиан, где их проживает сравнительно много. Но уже много лет на глазах у всех происходит разрушение восхваляемой модели мирного сосуществования религий. Бенедикт XVI обратился с осторожным призывом: «Для сохранения в действии знаменитого ливанского равновесия необходима добрая воля всех ливанцев. Только тогда Ливан станет образцом для подражания для жителей региона и всего мира».

Совершенно ясно, что сирийская катастрофа поставила под удар ливанских шиитов из движения «Хезболла», так как их покровители проживают в Дамаске и Тегеране. Но она не улучшила и положение христиан. Ливанские христиане давно перестали мечтать о завоевании гегемонии в стране. Они разделены изнутри: одни поддерживают шиитов, другие — суннитов. Противоборство ливанских суннитов и шиитов становится все более радикальным. Велико искушение повторить в Ливане наступление, идущее в Сирии против шиитско-алавитского режима Асада.

Несмотря на все это как некоторые христиане, так и некоторые мусульмане Ливана продолжают надеяться, что их мирное сосуществование продолжится, и действуют в этом духе. Ниже приводится расследование, напечатанное в последнем номере международного журнала «Оазис». Он издается с 2004 года патриархатом Венеции на шести языках, среди которых арабский и урду, и предназначен для христиан, живущих в исламском мире. Цель журнала в том, чтобы христиане и мусульмане могли лучше узнать и понять друг друга. Возглавляет журнал и приложение Newsletter, выходящее два раза в месяц, в том числе и на испанском языке, кардинал Анджело Скола. Он каждый год организует международные встречи. В 2010 году такая встреча состоялась в Бейруте, в Ливане.

Химическая ливанская формула

Какой Ливан увидел Папа? Центр Бейрута еще может заставить поверить, что страна быстро развивается: недалеко от моря много строящихся небоскребов. Но достаточно слегка удалиться от центра, и ты попадаешь в беднейшие кварталы, где в дорожной разметке жители все еще узнают линии фронта гражданской войны. А если отъехать от столицы, то пейзаж еще более меняется. По направлению к востоку располагаются деревни и живут семьи, история которых связана с соседней Сирией. Всего несколько лет тому назад сирийцы были «оккупантами», а сейчас в связи с гражданской войной они стали «беженцами».

Сирийцы, нашедшие приют в ливанских деревнях, рассказывают свои печальные истории. Сотни тысяч людей бежали от непрекращающихся бомбардировок, которые длятся уже не один месяц, от облав и похищений, которые осуществляются то регулярными войсками, то повстанцами. Они пересекли границу в поисках передышки. Ливанское правительство не позволяет официально организовывать лагеря беженцев — слишком хрупко равновесие между различными сообществами — но фактически места для приема и размещения беженцев существуют.

В Таалабайе (Taalabaya) в провинции Бекаа ливанский центр «Каритас» каждый день принимает новые сирийские семьи, которые просят их зарегистрировать, чтобы получить минимальную помощь в виде набора продуктов, одеял. Недалеко расположен лагерь, где беженцы построили бараки из картона, ткани и жести. Для стапятидесяти ребятишек от двух до десяти лет, которые свободно носятся по утоптанной земле, этот бедный лагерь является также и игровой площадкой. Их не очень волнует невозможность помыться и переменить одежду, они полностью отдаются игре со своими товарищами. Их глаза полны воли к жизни, в то время как глаза их матерей пусты и погружены в отчаяние.

Большинство из этих двухсот семей бежало из ада, возникшего в районе города Хомс, и оказалось в этих бараках. Мысль, что в них придется провести целую зиму, кажется невыносимой. Для молодой двадцатишестилетней матери время остановилось. Ее муж был убит в Сирии, дом разрушен бомбой. Она не видит перед собой будущего, только безнадежное настоящее довлеет над ней и ее двумя детьми.

Сотни других людей также находятся в отчаянном положении. Каждый беженец, пересекший границу, несет с собой груз, который не похож на бремя других товарищей по несчастью. В здании начальной школы в деревне Даир Занун (Dayr Zanoun) в этой же провинции Бекаа размещены двадцать семей из Дамаска. У них, по крайней мере, есть крыша над головой, водопроводная вода и электричество в течение двух часов в день. Но их волнение достигает предела, когда социальный работник из центра «Каритас» объявляет им, что с началом учебного года, они должны буду оставить стены школы.

Во время раздачи пищевых продуктов на добровольных помощников обрушиваются протесты беженцев, не желающих покидать школу. Они являются суннитами, и их охватывает страх, что их переведут в Баальбек, где живет шиитское большинство. Директор школы озабоченно осматривает помещения, разглядывая ущерб, нанесенный незваными гостями. Классы превратились в спальни и одновременно в кухни, на подставках досок лежат мыло и расчески, а сад используется в качестве туалета.

Молодой столяр, отец трех сыновей бежал из Сирии, потому что рисковал исчезнуть, как его брат, от которого нет никаких вестей, как нет известий и о том, что на самом деле происходит на родине. Но, по крайней мере, он спас свою жену и трех детей. Есть в деревнях и больших городах более состоятельные беженцы, которые могут платить за съем жилья от 200 до 250 долларов в месяц. Они могут себе это позволить, потому что, по крайней мере, один член семьи смог найти работу. Очень много семей делят одну квартиру и общее горе. В домах нет мебели, практически жизнь протекает на полу.

На фоне общего несчастья встречаются истории, в которых проявляется незабытая признательность и благодарность: одна сирийская семья, в которой мать четырех детей ничего не знает о судьбе своего мужа, нашла приют в ливанской семье, которую она прежде принимала в своем сирийском доме, когда в Ливане царило насилие. Но если история поражает своей повторяемостью, то география изумляет резкими переменами на коротком расстоянии. Всего час езды на автомобиле, и ты попадаешь из района, где царит отчаяние сирийских беженцев, в Бейрут, куда стеклись массы католиков, чтобы рядом с Папой утвердиться в вере и надежде.

Не один критический голос раздавался в дни накануне визита Папы в Ливан. Не будем говорить о шейхе-салафите, который хотел добиться от Бенедикта XVI извинений за его речь в Регенсбурге в то время, как все сообщества выражали надежду на то, что визит Папы обеспечит что-то вроде «перемирия». Это и произошло, если не принимать во внимание манифестаций, состоявшихся в эти дни в Триполи против фильма «Невинность мусульман», во время которых один человек был убит и тридцать ранено.

«Визит Папы нашел огромный положительный отклик, потому что он был воспринят нашим народом как счастливая пауза, - объясняет ливанский экономист и историк Джорд Корм. - Население отчаялось, нервы у всех обнажены. К политической напряженности добавляется значительный рост уровня преступности. В некоторых зонах страны по 12-18 часов в день нет электричества. Во многих регионах не течет вода из кранов. Социально-экономическая ситуация очень плохая. Даже короткий миг счастья очень много значит на фоне тяжелой жизни, которую мы ведем в течение 40-50 лет».

«Но это не могло продолжаться», - добавил Корм. Визит в Ливан Иоанна Павла II в 1997 году стал великим моментом в истории страны, потому что отсюда прозвучал призыв Папы ко всему Ближнему Востоку и Западу, но это послание осталось без ответа.Через месяц после отъезда Бенедикта XVI в христианском квартале Ашрафи, в самом центре Бейрута во время террористического акта погиб глава секретных служб. Корм считает, что причин слабости Ливана много. Одной из них является разделение населения на сообщества, что препятствует развитию гражданственности, так как люди идентифицируют себя не со страной, а с одной из восемнадцати конфессиональных групп, признанных государством.

Отсутствует воспитательная работа, которая показала бы значение традиций ливанских христиан. Корм объясняет: «Вы не найдете в наших школах ни одного учебника, в котором бы рассказывалось об истории церкви в Антиохии, зато наизусть заучиваются история Франции или Соединенных Штатов Америки. Люди думают, что христианство зародилось в Риме. Если написать книгу о преследовании христиан на Ближнем Востоке, то она станет бестселлером. Но если вы напишите книгу о сложности существующей здесь ситуации, то вам мало что удастся продать...».

Слова, с которыми верховный муфтий ливанских суннитов Мохаммед Рашид Каббани обратился к Папе, были многими поняты, как призыв к христианам не покидать Ближний Восток, потому что их присутствие является гарантией социального единства. Муфтий сказал: «Мы поддерживаем призыв к христианам Машрика остаться в арабском мире и продолжать играть важную роль в общенациональных делах в надежде, что это поможет сохранить целостность социальной ткани в этой части мира».

Католик-маронит, член ливанского Конституционного суда Антуан Мессарра (Antoine Messarra) считает эти слова очень важными: «Итак, арабский ислам освобождается и нужно помочь ему освободиться. Жаль, что христиане в арабском мире сделали шаг назад. Ливанские мусульмане нуждаются в христианах как в опоре для сохранения традиций свободы. Я думаю, в этом смысл высказывания муфтия. Очень стыдно, что религии делятся на те, что внушают страх, и религии, охваченные страхом. Представьте, например, что я испугался ислама. Но ислам является частью моей культуры, он входит в повседневную жизнь и отношения!».