Когда праздники у славян. Языческий календарь. Про славянское летоисчисление и не только. Какой сейчас год по старорусскому календарю

Языческий календарь

Язычество не было полностью уничтожено с приходом христианской религии.

Длительное время христианство было религией лишь княжеско-боярской элиты, а народные массы оставались верными своим родным Богам.

Обращение в христианство растянулось на несколько столетий: известны случаи крещения язычников даже в XIX в.

Позже он был принят христианством, которое он назвал с ней празднованиями рождения Иисуса Христа, Спасителя мира. В период между Рождеством и Днем Трех Королей самые бедные крестьяне и паломники посетили дома и попросили немного еды и одежды. Во-вторых, говорили о подарках, полученных бедными, и, в-третьих, «Коледа» говорилось о песнях, которые пели люди, когда они шли по домам, умоляя. Те, кто пели гимны, шли от дома к дому и предлагали орехи и фундуки в ивовых прутьях или терном, украшенные цветными лентами.

Владелец дома должен был принять палочки в обмен на деньги, снять украшения, хранить их, а весной посадить их в поле, засаженное лен. В языческие времена люди отмечали зимнее солнцестояние, жаждали перемен, которые способствовали обильному урожаю, и делили свою радость и богатство с теми, кто в ней нуждается.

Сам термин Православие имеет языческое происхождение.

ервоначально он обозначал "славление Богов": Правь (Права) - это закон, который руководит (правит) Вселенной, а славление — языческий ритуал, торжественное богослужение, сопровождающееся пением религиозных гимнов, которые назывались славами.

Торжества, связанные с возвращением солнца, были распространены среди славян уже в эпоху, предшествовавшие так называемой миграции народов примерно в 500 году нашей эры. Со временем языческие празднества были объединены с празднованиями рождения Иисуса Христа.

Привычка путешествовать по домам передавалась через поколения и стала популярной традицией, которая позже была получена, в частности, крестьянами. Они подражали ритуалам посещения домов на Рождество, а День Святого Стефана, а также День Трех Королей спросили своих соседей о лечащих и фруктовых делах.

Лишь с X в. Православием стали именовать восточнославянскую ветвь ортодоксального христианства. Христианская церковь, употребляя понятные для паствы слова, старалась привлечь людей к новой религии. Согласно этому принципу давались созвучные названия храмам (напр., церковь святого Власия на месте капища Велеса, или святого Вита на месте разрушенного храма Световита).

Например, с Днем Святого Стефана связывается старая чешская народная колядка, которая возникла из коплиллы непослушного характера и что даже сегодня они знают даже самых маленьких детей. Его текст гласит: Коледа, колёда, Эстебан, что вы несете в своем кувшине?

Поэтому тексты этих популярных рождественских песен являются многотомными, и хотя в них преобладает радость, мы также дышим от печали и нищеты. По словам Дагмара Штефанкова, в языческие времена люди в чешской деревне приписывали магическую силу традиции пения карола людьми, которые шли по домам.

Можно утверждать, что этническая религия в Украине в скрытых формах существовала параллельно с христианством на протяжении всего последнего тысячелетия.

Несмотря на преследование государственной церковью народной обрядности: уничтожение волхвов (служителей этнических культов), сожжение языческих книг, разорение капищ и вырубание священных рощ, потребность в них не исчезала. Народ хранил большее доверие к древним прадедовским обрядам, перенеся их в сферу семьи. Часто даже после христианской службы в церкви, отец семейства считал необходимым выполнить языческий обряд дома в кругу своей семьи: Рiздво, Великоднiй обiд, освящение огнем или водой дома или скота, двора, поля или зерна и т. д.

Люди верили в эту магическую силу и доверяли, что если бы они делили еду и другие вещи с бедными, которые пели колядки, в их доме царили счастье и благополучие. Древние славяне пели на родном языке. К сожалению, в те дни не было рекордеров или записей.

Известно, что славяне считали Святого Стефана покровителем каменщиков, каменщиков, плотников и главным образом кучеров. Вот почему в некоторых популярных рождественских колядах, посвященных Св. Стефану, эти профессии были оценены. Тема любви тоже часто отражалась и в них.

Они распространялись в основном преподавателями и их учениками. Позднее обычай был получен духовенством. Священники посещали дома на Рождество, благословляли их и пели гимны. Тексты и музыка ворсинок, которые пели в сельской местности и в городах, были совершенно разными и отвечали на цель, с которой они практиковались, говорит Войтех Моджжиш.

Анализ научных (исторических, фольклорных, этнографических) данных об украинском язычестве свидетельствует, что синкретизация этнических элементов с мировыми (в данном случае — христианскими) состоялась в мировоззрении и обрядности украинцев не ранее ХVIII-ХIХ веков.

Если даже в начале ХVIII в. имеем воспоминания о волхвах, с которыми ведет постоянную борьбу христианская церковь, то, по-видимому, народ обращался за услугами к служителям этнических культов и поддерживал связь с Родной Верой. Еще в начале XVII века христианский монах Иван Вышенский писал в поучениях к украинскому народу об уничтожении пысанок (расписных яиц), колядок, щедривок, Купальских костров, поминальных трапез на могилках покойных родственников, указывая на их языческое содержание. Но уже в середине ХVIII века церковь, поняв бесполезность этой борьбы, изменяет тактику: придав языческим обрядам христианскую окраску, она включает их в свою практику.

Колядки, которые пели в городах, были основаны на литургических темах, в поклонении Ребенку Иисусу, и только его музыка воспользовалась фрагментами фольклора. В городах, в свою очередь, литургические тексты изначально исполнялись на латыни. Люди из всех слоев населения, от нищих, купцов, священников и студентов к буржуазным и аристократам пели гимны. Благодаря студентам университетов, которые часто ездили из страны в страну, эти песни вскоре стали известны в других европейских странах в то время.

Часть выручки, однако, должна была быть передана светским музыкантам и певцам. В те времена проститутки обычно пели гимны на площадях и в других общественных местах, чтобы получить еще немного денег. Песни на Рождество были особенно высокими в Праге. Внедрение музыкального искусства в качестве обязательной учебной дисциплины в Пражском университете внесло большой вклад.

С этих пор происходит интенсивное смешивание двух религий: этнической и мировой. Эти попытки оказались малоэффективными, хотя и оказали определенное влияние на народные массы.

Мировоззренческие основы

Мировоззрение славян сформировалось еще во времена индоевропейской общности. Общим для всех славянских народов является понятие Прави, идентичное также ведической Рите, и означает универсальный космический закон, по которому неупорядоченное состояние (хаос) превращается в гармонично упорядоченную Вселенную (космос). Правь формирует порядок круговорота Вселенной. Этот порядок совпадает с истиной. Правь руководит Вселенной и ритуалом (ср. Рита — ритуал, Правь — правило, обряд). Правь невидима смертным: "закон, укрытый законом" (Ригведа, 5.62.1).

На протяжении веков эти молодые певцы играли рождественские гимны в церквях, на рынках и тавернах по всей стране. Пение было высоко оценено как один из способов заработать немного молодых людей из бедных семей. Рождественские песнопения на латыни вскоре стали переведены на другие языки. Так было и в Королевстве Богемия, говорит Дагмар Штефанкова.

Одним из самых популярных является титул «Рожденный Иисус Христос», который происходит от латинского «Девятого парижского филиума». Старейшая чешская колядка, созданная профессиональным музыкантом и чье существование доказано, возникла более 500 лет назад. Он упоминается в своих работах священником Яном де Голешовым из монастыря Бржевнов в Праге. Этот священник написал памфлет об обычаях Рождества в Королевстве Богемии, в нем упоминается король, чьи слова гласят: «Смотрите, посмотрите на этот дуб посреди внутреннего дворика».

Основополагающим принципом языческого мировоззрения славян является понятие трехмерности мира. Триединство бытия отображено в идее священного дерева (Древа Жизни), корень которого достигает подземных глубин, мира Предков, (прошлого времени), мира Нави (Нав"я) — это коренья нашего Рода. Ствол и ветви священного Дерева олицетворя ют проявленное бытие — мир живых людей, мир Яви (настоя щее время). Крона и листва священного дерева — это жиль Властителей высшего мира Прави, мира Богов, которые правя Вселенной, а также героев, ко торые погибли за свой народ и отошли к Небу Богов. При взаимодействии небесной и земной сил рождается третья — Сыновы сила.

К сожалению, полный текст и мелодия этой песни не сохранились. И были и другие чешские колядки, о существовании которых у нас нет свидетельств. Этот композитор, поэт, органист и хозяин города Йиндржихув Градец, Южная Богемия, является автором многочисленных рождественских песен с тремя и четырьмя голосами.

Их песни интерпретировались главным образом в церквях, но некоторые из них приобрели столь большую популярность, что они распространились на поле, и они стали частью популярного музыкального репертуара. Говоря о колядах, следует упомянуть музыкальные инструменты, которые сопровождали песню.

Так из триединства бытия является Род.

Вера в божественное рождение народа основывается на легендах о кровной родственности русичей, Предков украинцев, с Богами. В "Слове о полку Игореве" русичи - "Дажбожьи внуки", а вещий Боян — "Велесов внук". В Велесовой Книге говорится: "Славим Даждьбога и будет он наш кровный защитник от Коляды до Коляды". Там же находим выражения "русичи — внуки Сварога", "дети Перуна".

Фанфрнох был керамической банкой, покрытой кожей, из которой висела кучка щетины, с которой музыкант поцарапал этот оригинальный инструмент. Но это было использовано в древние времена, как говорит историк музыки Войтех Моджжиш. Это правда, что для того, чтобы играть на колядах, в сельской местности использовались популярные музыкальные инструменты, которые не были известны в городе. При пении в группе также использовались духовые инструменты. И чем больше инструментов собралось вместе, тем лучше звучало вирпансико, и чем больше денег и подарков получили музыканты и певцы.

Многопроявленность Божественной сущности нашла свое отображение в ипостасях многих Богов, которые должны рассматриваться как многоименная целостность или множественное единство, а не как абсолютный политеизм (многобожие). Для славянина-язычника разные проявления Божьей силы должны быть названы конкретным словом: громовое Небо с молнией — Перуном, весеннее солнце - Ярилой, летнее - Даждьбо-гом, водная стихия — Даной, опекуны и создатели семьи — Родом и Рожаницами, плодородие поля — Русалками, Берегинями и т.д.

Традиция пения колядок на Рождество сохранилась в Чешской Республике по сей день. Они поются в церквях, на площадях, а также в домах. Хотя, к сожалению, эта прекрасная традиция все чаще используется в коммерческих целях. Наряду с гимнами, на Рождество также интерпретируются различные рождественские массы. Самой популярной в Чешской Республике является чешская рождественская месса, состоящая из сельского педагога Якуба Яна Рыбы и со временем стала известной во многих странах мира.

Русская православная церковь празднует Рождество в соответствии с юлианским календарем, «задерживается» через 13 дней по отношению к григорианскому календарю. Поэтому Рождество отмечается в стране 7 января, а не 25 декабря, как в католических странах. Однако на протяжении многих веков такой дифференциации не было, поскольку рождественские церемонии более или менее совпадали с зимним солнцестоянием.

До нашего времени дошли имена многих Богов, каждый из которых почитается в свое время согласно календарю Коло Сварожье , где Отец Сварог — небесный зодиак, а его сыновья Сва-рожичи — зодиакальные созвездия, числом тринадцать. Главнейшими в этом календаре являются праздники солнцестояния и равноденствия, а также промежуточные между ними (всего восемь): Рождество Божича-Коляды, Колодий, Великдень Даж-божий, Русалии, Купайло, Боги-Спасы, Свитовид Осенний и Калита. Временем, как и календарем вообще, руководит Числобог: "И Числобог считает дни наши, быть ли дню Сваро-жьему, быть ли ночи".

В древности, например, существовали традиции, связанные с языческим почитанием Солнца, которое позднее присоединилось к Рождеству. У предков была привычка относиться к климату и культурам к природным явлениям курортного сезона. Чтобы точно предсказать, каким будет новый год, крестьяне обратились к духам, несмотря на запрет Церкви. Самая длинная ночь в году была самой благоприятной: по славянским верованиям, в это время нечистые духи были более активными и более легкими в контакте с земными существами.

Были вопросы на любой вкус: процветание, удача, брак и так далее. Процесс гадания также широко варьировался: от дешифровки снов до черной магии с жертвоприношениями животных на перекрестках. Девицы, которые обычно хотели сомневаться в будущих женихах, были теми, кто проявил больше творчества. В конце концов, рождественские праздники завершили 40-дневный поход, во время которого браки были запрещены; вскоре после Рождества начался «свадебный сезон».

Каждый из этих праздников связан с определенным этапом в сезонных хозяйственных занятиях земледельческого народа, и начинается специальными благословениями, молениями, жертвоприношениями. Во время моления жертву кладут в огонь, а жертводатель наблюдает за тем, как Боги принимают его молитву (направление дыма, цвет огня и т. п. соответственно истолковывается жрецами), остаток жертвы распределяется между верующими, раздается детям.

В дополнение к языческим ритуалам, Рождество сегодня также богато христианскими праздниками. Один из них заключается в том, чтобы поститься за день до появления первой звезды в небе, ссылаясь на звезду Вифлеема, которая открыла рождение Иисуса Христа. Пища ужина должна быть очень простой - щепотка картофеля проса и «сыччиво», с приготовленными зернами пшеницы или риса.

В канун Рождества также обычно подавать милостыню. Это очень старый обычай, который следовал со времен царей людьми всех слоев. Бегеры и инвалиды из всей Москвы объединяются в прилегающие районы, поскольку они знали, что царь будет проходить по улицам, распространяя монеты.

Славянское язычество имеет свои культы: Земли-Матери, Отца-Неба (Сварога), Живой Воды, Огня-Сварожича, Предков, Деревьев, Леса, Хлеба и пр.

Ему присущ мировоззренческий дуализм, однако его сущность в нашей Родной Вере отличается от привнесенного мировыми религиями: добро и зло, день и ночь, огонь и вода, мужчина и женщина (плюс и минус) рассматриваются как неразрывное единство.

Православные христианские литургии начинаются накануне и заканчиваются в рождественское утро. С этого момента начинаются торжества: столы, вокруг которых собираются семьи и гости, наполнены деликатесами. Посещения, которые никто не приглашал, - Рождественские музыкальные переводчики, которые всегда хорошо воспринимаются, идут весь день в Рождество. В обмен на момент счастья домовладельцы обычно предлагают наличные или домашние пирожные.

Во времена Императоров даже Петр Великий шел по домам бояре и купцам в сопровождении певцов, прославивших Иисуса. Итак, 12 дней рождественских праздников, называемых «святки» - или святых дней, распространяются на следующий христианский праздник - Крещение Христа.

Язычник не ставит перед собой задачу борьбы белого с черным, понимая, что именно существование обоих начал порождает гармонию Вселенной. Данная мудрость была ведома еще далеким Пращурам славян. Единство природного (материального) и духовного (идеального, Божественного) является главной основой жизни и быта язычников.

Чистота телесная должна приблизить человека к чистоте духовной, здесь нет ни отречения от мира, ни монашеского аскетизма — он неестественен.

Мороз на Рождество - хороший урожай зерновых. Снежная буря накануне - ранняя листва. Рождество без холодно-холодной весны. Близзард возле Рождества заставляет рои расти. Звездное небо - горох в саду. Снег для саней - обильный урожай гречихи. Облачные святые дни - хорошие молочные коровы; если дни понятны - хорошие кур-несушки.

Ознакомьтесь с другими статьями «Русского вестника». Присутствие всех докторантов и диссертаций: тезис. Среда, 11 октября. Хейра Белхадж-Зиан, Квебекский университет в аутауах, Конференция: «Встреча и межкультурная коммуникация: подход Квебека». Семинар - исследование презентационной работы.

Легенда о рождении Дажбо-жьих внуков предшествует христианскому "непорочному зачатию", понимаемому современными христианами буквально. Языческие Рожаницы, оплодотворенные Даждьбогом (духовной субстанцией), производят на свет Дажбожьих отрочат, которых приносит Белее (Бог земного, материального мира).

Мифологема духовного и материального единства оформлена поэтической легендой, без коей немыслима любая религия. Ее идеальная чистота еще не примитивизирована, не перенесена на конкретных "исторических" лиц, как это произошло в мировых религиях.

Семинар - докторантура. Наиболее распространенным из рождественских предметов, используемых всеми, является, вероятно, ель. Рождество без пихты, это все еще возможно? Это дерево с Санта Клаусом является вторым флагманским символом этого периода. Но где этот костюм украшает дерево на Рождество? Есть несколько предположений, и мы не сможем представить их здесь. По-видимому, дерево существовало до христианского праздника, связанного с рождением Христа. Кельты приняли календарь, основанный на лунных циклах.

Каждый лунный месяц был связан с деревом, ель - с 24 декабря. Для языческого обряда зимнего солнцестояния символ дерева жизни был затем украшен фруктами, цветами и пшеницей. Первоначально празднование Рождества было ограничено массой Рождества. Но традиция елки развивалась только с Реформацией. Протестанты, которые были против почитания святых, не ценили сантонов, которые представляли библейские фигуры. Именно так они предпочли выбрать рождественскую елку в качестве рождественского символа, и этот обычай быстро распространился в протестантских странах.

Для язычника миф оказывается важнее, чем отдельный "исторический" факт.

Параллельно с официальным христианством сохранились языческие таинства и обряды : это создание рода (свадьба, венчание), наречение (называние именем), введение в веру (показ Богам новорожденного), посвящение (возрастные и сословные инициации), священная жертва (причащение), смерть и бессмертие (погребение, переход Души к царству Сварога).

Представление о Душе сформировалось у славян достаточно давно.

Душа — это тонкий, невещественный человеческий образ, похожий на пар, воздух или тень. Она является причиной мысли и жизни в том существе, которое она одухотворяет. Она обладает сознанием и свободой своего телесного хозяина в прошлом и настоящем. Душа способна оставлять тело и быстро переноситься в различные отдаленные места пространства. Она невидимая, но имеет и некоторую физическую силу. Душа появляется людям во время сна или бессонницы как привидение, отделенное от тела, но похожее на него. Материально Душа связана со зрачками глаз, с пульсацией сердца (кровью), легкими (дыханием): слова дыхание, дух, Душа - у всех славян считались синонимами. Душу также представляют в виде огня, звезды, пара, ветра, птицы, мотылька и т. п.

У славян бессмертие Души объяснялось постоянным круговращением душ через миры Прави (Боги посылают Душу на Землю), Яви (получение тела) и Нави (переход к царству Предков), из которого Душа постепенно вливается в мир Прави, следовательно — каждая Душа после смерти возвращается к Сварогу. Тело — одежда Души, которую дают Боги. Именно поэтому мифологема божественных прях — Богинь Судьбы, которые ткут человеческую рубашку, оказалась такой живучей в менталитете украинцев. И до сих пор существует понятие священной обрядовой рубашки, которой пеленают новорожденного, свадебной рубашки, которую надевают на пахоту или сев. Чтобы оздоровить человека, язычники погружают сорочку в священные воды источника или обливают водой из священного колодца, ибо поврежденную жизненную ткань надлежит восстанавливать Живой водой. Известен также обряд сожжения рубахи больного и одевание его в новую рубаху. Подобный обряд осуществляют современные общины этнической веры как раскрещиванье от чужой веры.

Обрядность и календарь

Жизнь язычника от рождения до самой смерти сопровождается определенными ритуалами, которые называются обрядами и означают "порядок, лад", то есть ряд последовательных действий, имеющих свои правила, которые славяне выполняют ежедневно.

Древнее славянское значение слова ряд - очередь, шеренга, а также — договор, соглашение. Это слово имеет также и конкретное значение: ряд — сбитые из досок столы, поставленные рядами, которые наши Пращуры делали специально для угощения большого количества людей на свадьбах, поминках, иных семейных торжествах.

Славянское "обрядування" первоначально означало обход гостей по рядам с угощением (кушаньями, напитками), без которого не обходился ни один из языческих праздников. Известные ритуальные "банкеты", которые назывались братчинами, и происходили после каждого Богослужения, в особенности на большие праздники солнечного цикла Кола Сварожь-его, когда, кроме угощения, по ряду передавалась ритуальная чаша или рог — символ благосостояния.

Каждый участник братчины, держа рог со священным напитком, возглашал славу Богам и передавал рог по кругу (по ходу Солнца — посолонь, то есть справа налево).

Позже слово обряд стали применять ко всем "родинным" или праздничным народным церемониям.

В языческой вере самыми большими "родинными" праздниками каждого человека являются три : рождение, свадьба и похороны.

Современникам тяжело понять, что похороны могут быть торжественным событием, однако древний язычник понимал свой переход к миру Нави как праздник единения со своим Родом, уже в новом качестве — в кругу Предков.

Помимо этих главных этапов человеческой жизни отмечались еще и другие: посвящение в Родную Веру, наречение ребенка, инициации (пострижины в один год, в семь лет и на совершеннолетие), а также сословные инициации (посвящение в воины, в духовный сан Волхва). Много обрядов, связанных с важными событиями жизни семьи: построением, переходом в новый дом, покупкой скота, выгоном его на пастбище, пахота, сев и др.

Самыми богатыми остаются календарно-обрядовые обычаи, которые в древние времена строго согласовывались с астрономическим состоянием космоса, благодаря чему выработались космогонические мифы о Сотворении мира, Великодне, Купайле, Обжинках — эти религиозные тексты дошли до нас в фольклорных записях.

Языческий календарь имеет название Коло Сварожье .

Коло Сварожье наших Предков — это зодиакальный круг. Сварог — мужское воплощение Вселенной, Бог-творец Вселенной, небесный кузнец, который выковал мир, создал первых людей, населил Землю живыми существами, стал покровителем брака и семьи. В индоевропейской традиции Сварог (ведический Тваштар) изображался с топориком в золотых руках.

В Ригведе он имеет еще эпитет "прекраснорукий", то есть Бог-художник. Сварог — творец всех живых и умерших форм природы, воплощение космических сил (света, огня и воздуха), отец зодиакальных созвездий (Божичей), которые получили отчество — Сварожичи.

Сварог почитается в различных обрядах Кола Сваро-жьего как уни версальная божественная субстанция.

Сичень/Январь

Январские праздники являются логическим продолжением Рождественского периода,

начинающегося еще в декабре.

На двенадцатый день после Рождества — обрядовое освящение воды, которое осуществляется преимущественно 1-2 января (Водокрес — дословно "воскрешение Вод"), ведь как раз в эту ночь начинается движение вод к весне, происходят положительные изменения воды (так называемая "звездная вода" — астрономически наиболее близкое положение Земли относительно Солнца).

Эти праздники идут под знаком Богини Даны, воплощения женского первоисточника Вселенной. Она составляет пару противоположностей с Огнем (Сварогом) — мужским началом.

Лютый/Февраль

В начале февраля происходят обряды чествования Богини Стречи (славянская Стрета - дословно "добрая Судьба", ее антипод Нестрета).

Эти обряды имеют название Сретения, и означают "встречу" Зимы с Весной, что в древние времена сопровождалось инсценировкой борьбы холода с теплом, молитвами о добром лете, умилостивлением добрых сил природы.

После Сретения в феврале наступает Чортовая неделя.

Она сопровождается своеобразными маскарадами, ряжеными, общими развлечениями. Покровителем этих свят является Белее — Бог знаний, музыки, поэзии, который считается связным миров Нави и Яви (духовного мира Предков с живыми потомками).

Он - Бог чести, присяги, а также и материальных благ, покровитель животных.

Древнее значение этих обрядов состоит в освящении каждого двора, хозяйства ряжеными (первоначально — волхвами) в масках животных, что должно оказывать содействие плодородию, благосостоянию семьи.

Праздник Колодия (созвучный русской Масленице)

происходит в Украине в конце февраля и указывает на то, что "Коло Дiэ", то есть действует, крутится к весне, к Великому дню (после весеннего равноденствия), когда Солнце победит тьму. Чтобы приблизить это время, каждое существо должно найти себе пару.

Поэтому обрядность Колодия призывает символично "подвергнуть наказанию" нарушителей обычая, тех, кто не вступил в брак в предыдущем Коле Сварожьем и пожелать им найти невесту (реже — жениха) в следующем годовом Круге. Неженатым парням прицепляют к ноге деревянную "колодку" (фаллический символ), припевая при этом шутливые песни, которые заставляют задуматься и побуждают к бракосочетанию.

Березень/Март

Новолетие славяне праздновали в первый весенний "молодик" — новый месяц, который мог выпадать в любой день до весеннего равноденствия.

Наступает весеннее равноденствие, а следующее за ним воскресенье — Великдень Дажбожий (наши Предки не связывали его с полнолунием), ведь это праздник Солнца. Даждьбог — животворное горение в Душе нации, отец человеческого счастья, добра, блага, любви, то есть Добростана (доброго состояния). Потому в этот день есть обычай обрядового целования в знак добра и любви, а также взаимный обмен крашенками — символами возрождения (воскрешения) природы и наших Предков.

Великодний хлеб в Украине, вероятно, назывался "колач", "баба", "пыриг" - в России "кулич" (христианская "паска" достаточно позднее название языческого хлеба, появилось не ранее XVII в.).

До наших дней дожили обряды катания великодних крашенок по траве — магическое действие пробуждения земли, способствующие ее плодородию.

Воскресенье после Великодня — поминальный день. Проведывают кладбища, раздают поминальные угощения.

Квитень/Апрель

На двадцать пятый день (как правило, среда) после Великодня Дажбожьего празднуют Рахманский Великдень, или Среду Правы. Современные общины Родной Веры связывают этот день с духовными законами Правы. Сохранился обычай: скорлупу от великодних крашенок в этот день пускают на воду рек, которые текут к морю — этот обряд символизирует обмен энергией с арийскими духовными силами (в образе "рахман" — Брахманов).

22 апреля - "Красная Гора", праздник Лады, Богини женского начала и материнства. Лада — старшая Рожаница, мать двух первоначал жизни Лели (воплощение воды и женственности) и Полеля (воплощение огня и мужской силы). В этот день также почитают и младшую Рожаницу, Лелю (или Лялю) — Богиню девичьей любви. На ее честь водят хороводы — "Лельники". Дословно Леля, Ляля означает "куколка, маленькая девочка". Так называют и девочку, вокруг которой водят обрядовый хоровод и которая после обряда одаривает всех участниц действа обрядовыми гостинцами. Имя Ляля дают также девочкам, рождающимся близко к этой дате.

На следующий день, 23 апреля почитаются мужские силы природы: Ярила — Бог весеннего Солнца и расцвета. Мальчиков, родившихся в этот день, называли именами с корнем Яр - плодородный: Ярець — родившийся на Ярила, Яролик — подобен лицом Яриле, Ярополк — войско Ярила, Ярослав — слава Ярила, Ярун — плодородный, животворный.

Травень/Май

1-2 мая язычники молят Богинь Маю и Живу о жизни и здоровье. Согласно поверьям, Жива перевоплощается в кукушку и "кует" (пророчит; ср. также ковать мир, ковать судьбу, ковать свадьбу), сколько лет будет жить человек.

В середине мая (седьмая неделя после Великодня) наступают Русалии. Русалок есть "тридевять сестрениц" (то есть 27). Они покровительствуют определенным растениям, поэтому их имена связаны с названиями цветов и трав. На Русалиях почитают также Берегиню, женский символ животворящей силы природы. Ее имя дословно означает "родившаяся на берегу", что указывает также на ее связь с водой. Вообще, Берегиня прославляется на всех женских праздниках: Рожаниц, Русалий, Мокоши, Даны, Судьбы и пр. Берегиня также считается предсказательницей знаменитых побед русичей, и в этом смысле она сливается с образом Матери Славы.

На украинском Полесье сохранился обряд "проводы русалок", который творят в конце русальной недели.

Червень/Июнь

Июньские обряды посвящаются преимущественно Световиду (летнему), который раскрывает тайны невидимого (скрытого). У западных славян 15 июня празднуется "Видов День". В Украине сохранилась поговорка "Що виджу, те вмио", в этот день можно обучиться всякому искусству.

21-22 июня посвящено Богу Купале (в Украине — Купайлу), который символизирует летний небесный огонь — солнцекрес (солнцестояние), кульминацию дневного света (самый длинный день и самая короткая ночь). К Купальскому празднику приурочены брачные обряды: молодые пары освящаются Живым огнем и Живой водой, а на рассвете все вместе встречают Солнце, чтобы прославить его песнями. Затем эти молодые просят благословения у родителей и волхвов.

Существует поверье, что в ночь на Купалу расцветает волшебный цветок папоротника (Перунов цвет). Завладеть им может только самый смелый счастливец, который не побоится в грозовую ночь сорвать цветок и спрятать от злых сил у себя на груди. Многие люди искали волшебный цвет, но не находили. Язычники считают, что искали его не в тот день (ведь церковь перенесла празднование на день святого Иоанна, что на полмесяца позже дня летнего солнцестояния — 7 июля). Купальская ночь самая счастливая для зачатия детей, так как купальские дети рождаются на Великдень (самый благоприятный период весеннего расцвета).

Липень/Июль

20 июля - Перунование. Перун - принцип Божественного проявления в молнии и громе. Он несет энергию очищения, дает подвижность и жизненную мощь всем существам.

Перун является сыновней силой Отца Сварога, которую Бог-Отец посылает на Землю в виде молниеносной оплодотворяющей силы. Перун также покровитель воинства.

Он выковал волшебный меч, которым русичи побеждают врагов. Мужчины прославляют громовержца на всенощной братчине возле священных дубов. Женщины и девушки выплетают мужчинам и парням венки из дубовых листьев.

Бог Перун имеет свою пару - Перуницу, Летеницу, или Молонию (Молонью). Ее почитают на третий день после мужской братчины.

Все перуновые празднества продолжаются целую неделю.

27 липня язычники поминают своих Пращуров. Этот день известен под названием Чуры. В Украине просят у Чуров опеки над пашнями, собранным урожаем, хозяйственными сооружениями.

Серпень/Август

Августовские обряды Родной Веры посвящены преимущественно Богам Спасам, имеющим языческие корни. Согласно данным этнографии, в древние времена таких дней было много, они касались освящения каждого нового плода или овоща перед употреблением и не привязывались к определенным датам, как это сделала христианская церковь. Известные названия языческих Спасов: хлебный, маковый, медовый, яблочный, ореховый, ягодный, грибной, полотняный (освящение первого холста с новых конопель или льна) и пр.

В эти дни также поминались души погибших воинов и национальных героев. Как правило, такие обряды происходят на возвышенностях, в горах и сопровождаются ритуальными играми и соревнованиями — Тризнами.

Вересень/Сентябрь

8 вересня отмечают Праздник Рожаниц. Украинские женщины кличут своих Рожаниц-покровительниц. На берегах рек им приносят требы, посыпают на воду "овсяне борошно" и пускают завитой цветами хлеб, калачи, бублики.

Сохранился древний магический обряд: матери в этот день обливают водой своих дочерей на пороге дома, "щоб росла щаслива та здорова".

25-26 вересня - Осенний Световид. Он приходится на осеннее равноденствие и символизирует прощание с солнечным светом. После него Коло Сварожье вступает в период Корочуна, наикратчайшего дня, самой темной части года.

В ХII в. в ночь осеннего равноденствия в храме Световита, как и на Великдень, служили Всенощную, освящали высокий каравай (иногда достигал высоты роста человека), но уже с нового урожая. Ныне украинские общины Родной Веры в этот день ходят к статуе Световида, где с песнями и хороводами возлагают ему на голову венок из цветов и колосьев.

Жовтень/Октябрь

1 жовтня почитается Мати Слава, Богиня-покровительница славных побед русичей над врагами.

Этот праздник церковь заменила Покровом Богородицы.

С октября господствует Бог осеннего солнца Овсень и зимнего — Сивбог (Сивобог). Известны упоминания об Овсяной великой и малой, а из славянских обрядов дожили до наших дней засевания овсом и вызывание Овсеня, овсяного духа (у белорусов). Овсень родственный также с древнеитальянским Ауселом и этрусским Усилом. В России его иногда называют еще Тау-сень. Известные имена Овсяник и Овсеня, которые, очевидно, давали детям, родившимся в этот период.

Одна из последних суббот жовтня является поминальным днем — "Дидова субота", а одна из последних пятниц — день Макоши — покровительницы женского плодородия.

Ей приносят калину и "прядиво", чтобы "напряла длинную нить жизни".

Сивбог — Бог старости, слабости, холода, символизирует спад напряжения Живы, зимнюю старость года. Он руководит периодом от осеннего Световида до зимнего солнцеворота, после чего передает власть Коляде.

Листопад/Ноябрь

1 листопада — Свято Сварога, Бога-кузнеца, выковавшего для русичей первый плуг и золотое кольцо (обручку), символ любви и супружества.

К Коляде готовятся заранее: уже на праздник Судьбы (24 ноября ) девушки осуществляют обряд в честь Вышни, женского аналога Всевышнего. Заносят в дом ветку вишневого дерева и ставят в воду, если к Рождеству ветвь зацветет, значит будет счастливое супружество.

В народном гороскопе, записанном на Полтавщине, сохранилось название Вышена (созвездие Змееносца - тринадцатый знак).

30 ноября начинаются Кали-тянские вечерницы: общие развлечения, песни, танцы, где старшие оказывают содействие знакомству парней и девушек, выбору пары. Поэтому главные обряды идут под знаком Судьбы (Доли), которую призывают, одаривают подарками, ритуальными кушаньями (каша, вареники), вопрошают о суженых.

Считается, что славянское имя Доляна означает "дочка Богини Доли". Слово Доля означает "частица, часть".

На Калитянских вечерницах происходят инициации парней, где проба праздничного калача символизирует знакомство с женским природным началом (хлеб Калиту выпекают исключительно девушки).

Грудень/Декабрь

Коло Сварожье завершается периодом Чернобога (символ ночи, зимы, холода). Чернобог создает природное равновесие во Вселенной, вызывая активность добрых теплых сил, чем оказывает содействие гармонии Вселенной.

Вспомним: "Белобог и Чернобог перунятся и тем Сваргу держат, чтобы миру не быть поверженому". Его символы — Чорновил, Чорнотур. Подобные имена давали мальчикам, родившимся в третьей декаде декабря.

К сожалению, христианская церковь наложила на этот образ свое значение ("антипод Бога"), что мешает пониманию Чорнобога как необходимой уравновешивающей силы космоса.

6 грудня — праздник Деда Мороза (Велеса), который сходит на землю, принося зародыши богатства, урожая, приплода.

Сварог начинает Рождественский праздник (21 декабря , зимнее солнцестояние), поэтому в Богослужениях современных общин Родной Веры ему в эти дни готовится двенадцать или тринадцать кушаний (согласно с возрожденным календарем и в зависимости от количества месяцев в году), читаются специальные молитвы.

На Рождество Божича-Коляды также чествуется Числобог, Бог Времени. Происхождение этого Бога известно с индоевропейских времен у многих народов. У греков ему соответствует Кронос (ср. хронология — счет времени), у Римлян — Сатурн, которому посвящались сатурналии, обряды зимнего праздника, подобные славянской Коляде.

На второй день Рождественских праздников осуществляются обряды в честь Рода — Прабога, творца славянского рода. Род — духовная энергия Пращуров, которая объединяет все поколения: покойных, живых и еще неродившихся, следовательно, он тот стержень, который скрепляет народ и формирует его будущее. Рода и Рожаниц по обряду "кормят" Кашей, пирогами, варениками, и сами приобщаются к этим жертвам.

От Коляды до Коляды вертится Коло Сварожье, завершается очередной круг обрядов, и все начинается сначала.

Лит.: Русский Международный Журнал АТЕНЕЙ.

Древний Славянский Календарь основан на шестнадцатиричной системе счисления и образует продолжительные промежутки времени, называемые Сварожьими Кругами , в каждом из которых Солнце проходит последовательно все 16 Чертогов за 180 Кругов Жизни. Это и есть сутки Сварога,180 Кругов Жизни -144 Лета = 25 920 Лет. Это известный период обращения солнечной системы нашего Ярилы-солнца вокруг центра нашей галактики.

Круг Жизни содержит 144 Лета .

Коло Сварожье - Годовое колесо Славян

Лето в три сезона: Оусень, Зима и Весна - это одно Лето Отсюда в русском языке понятия: летопись, летоисчисление, сколько Вам лет? и т. д.
Лето - 9 месяцев, где месяц = 41 /40 дней,
в зависимости от того нечетный или четный ,
1 день=16 часов,
1 час = 144 части,
1 часть = 1 296 долей,
1 доля =72 мгновения, а 1 мгновение =760 мигов,
1 Миг = 160 сигов,
отсюда в русском языке «сигануть», то есть быстро переместиться.
1 Сиг - 14 000 сантигов.

Такая точность недостижима даже современными атомными хронометрами.
Новые сутки Сварога раньше начинались в момент захода Ярилы-Солнца в день равноденствия - очень просто и наглядно.
Раньше, когда не было повсеместного использования часов, новые сутки начинались с заходом Солнца. Термин «Сутки» появился немногим более 110 тыс. лет назад, причем слово «сутки» есть только в славянских языках, ни в англ., ни во франц., ни в нем., ни в других языках этого слова нет.Этимология его проста: соТК ать, сТыК овать - т.е. соединять вместе (ТК) , буквы О - У - переходные гласные.
СУТКИ - со ТК анные, со СТЫК ованные вместе, день и ночь в одно.

Сейчас сутки начинаются ночью, когда все спят, но даже если бы и не спали, то все равно зафиксировать начало новых суток невозможно, так как наблюдать в этот момент на небосклоне нечего.

Неделя состояла из девяти дней : понедельник, вторник, тритейник, четверг, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя.

Вспомните фразы из неисправленных «учеными -историками» наших русских сказок: «..И на первую седьмицу он поехал в Град-столицу, знать Столица та была недалечек от села...» (Конек-Горбунок), «Вот осьмица уж прошла, и неделя подошла» (Каменный цветок). М есяцы начинались в определенные дни недели,е сли первый месяц года начинается во вторник, то и все остальные нечетные месяцы будут начинаться во вторник, а четные - в седмицу. Поэтому, тот календарь, который мы сегодня носим с собой, и который содержит 12 «табличек » /месяцев, раньше содержал всего две таблички: одну - для нечетных месяцев, другую - для четных.

Все годы Круголета - Числобога всегда начинались в строго определенные дни недели.
Многие элементы Славянского Календаря дошли до наших дней в виде поговорок и обычаев, истоки которых, к сожалению, уже забылись.

Например, Великая тризна , поминовение умершего родственника, совершается через неделю (9 дней) и через месяц (40 дней), то есть на девятый и сороковой день.
Семь месяцев вынашивает мать чадо во чреве своем и сорок сороков , это сорок недель по современной медицине, а сорок месяцев по страрорусским обычаям, включая до той поры, пока младенка кормит мать грудным молоком, то есть выносить дитя - это не только зачать и родить, но и выкормить следует. Через сорок сороков (или четыре лета и четыре месяца) после рождения первого ребенка у женщин наступает период жизненного совершенствования, в результате чего она становится Ведающей Матерью или ВедьМой. Через 369 недель после рождения человека начинается период его Духовного Обучения , ибо в девять лет происходит первое Великое приобщение к Мудрости Богов или Предков.

Когда же детям из Славянских Родов исполнялось 12 лет =108 месяцев и они достигали роста 7 пядей во лбу = 124 см., для детей начинался новый этап в жизни. В 108 месяцев (или в 12 лет) наступает совершеннолетие человека, и он проходит Обряд Совершеннолетия и за раз - Имя Наречения , после чего мальчиков начинают обучать родовым ремеслам и воинскому искусству.

Через 108 месяцев , то есть в 24 лето , сын принимая Духовное освящение Священным Огнем, познает истинный смысл бытия своего Рода и истинное значение Родового имени.
В 33 лето наступает время Духовного Совершенствования.
В 369 месяцев или в 41 лето начинается эпоха Духовного Озарения.
Девушки могли выходить замуж после 16 лет или 144 месяцев, что составляет Единый Круг Круголета ,а до этого срока она вестует, познаёт Весть , но покаона еще НЕ-ВЕСТА, то есть обучается ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми, рукоделию, а уже всвои 16 лет она заканчивает вестовать и готова к переходу от НеВесты в Весту.

Повсеместное использование древнего Славянского Календаряпрекратилосьболее 300 лет назад официально, к сожалению, когда Петр I ввел иностранный календарь, обозначив 1700 год ввода Юлианского календаря, взамен старого Славянского, по которому натикало к тому времени уже 7208 лет , а Новолетие праздновалось только в сентябре. Числа записывались буквами, над которыми ставили «титла», означает ни что иное, как Русская письменность существует более 7524 лет.

Соответственно современный календарь был усложнен в угоду политическим интересам.

Неделя укоротилась до семи дней, в угоду почитателям лунного культа. Количество месяцев в году возросло и их названия изменились. В настоящее время, если мы пользуемся современным календарем, то правильнее будет его применять только для событий последних трехсот лет. Более древние события, для ясного понимания их сути, должны быть датированы в той системе летоисчисления, которая употреблялась до 1700 года. Иначе возможно неправильное толкование нашей летописи, культуры, традиций и обычаев.

Славянство - поклонение святому духу природы , частью которой является сам человек. Почитание Рода , предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним славянским обычаям.

Традиция русского народа - это бесценный опыт неисчислимых поколений наших предков . Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям.

Сколько бы эпох не миновало, сколько не блуждали в потемках инородных традиций, русские люди всегда возвращаются к родной традиции. Тысячи лет природные календари служили нашим предкам, помогая им в срок возделывать землю, собирать урожай, охотится и рыбачить. Год, поделенный на двенадцать частей, изображался на ритуальных чащах, и каждому месяцу соответствовал особый знак.

Годовое колесо = Коло Сварога - несло в себе особый смысл, который заключался в вечном перерождении и обновлении всего живого.

Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники.

Цикл славянских праздников

Почти все праздники у славян совпадают с циклом жизни Земли, и поэтому имеет значение не только духовное начало, но и иное - приобщение к Природе, привнесение в свою жизнь чувства того, что Земля - живая материя. Даже если не праздновать эти дни, а просто помнить о них, то перед человеком уже пройдет юность, зрелость и старость нашей Земли-Кормилицы.

Певучее название славянских месяцев года отражает те изменения в природе, которые наиболее характерны для каждого из четырех времен года.

Январь - Стужень
Февраль - Лютень
Март - Березень
Апрель - Кветень
Май - Травень
Июнь - Червень
Июль - Липень
Август - Серпень
Сентябрь - Вересень
Октябрь - Жёлтень
Ноябрь - Листопад
Декабрь - Грудень


Список основных праздников, ритуалов и обычаев славян:

Всего в разделе - 65 праздников.

сб.-1 января День Ильи Муромца (авеги Перуна) Илья Муромец был родом из села Карачарова, что под городом Муромом. В то время здесь жили финно-угры, племя мурома (известно, что многие местные финно-угры до сих пор придерживаются веры предков, а соседи их - луговые марийцы - никогда не были...
понед.3 января День памяти княгини Ольги. О происхождении Ольги в летописях сохранились лишь смутные предания. Одни летописцы считали, что она родом из Пскова, другие выводили ее из Изборска. Принята версия, что родители ее были простыми людьми, а сама она в юности работала перевозчицей...
ср.-5 января Туциндан. В Боснии, Сербии и Черногории за два дня до православного Рождества отмечается народный праздник - Туциндан. В переводе на русский название звучит как «Тучин день» или «Тучный день». Праздник считается православным, но в обрядности праздника...
чт.-6 января Турицы. Турицы посвящены туру - одному из древнейших почитаемых среди славян животных, обладающих магической силой. В туре воплощается союз Велеса и Перуна во славу и процветание Рода славянского. Сын Велеса и Макоши, Тур, как и греческий Пан,...
суб.-8 января Бабьи каши. В день Бабьих каш принято чествовать повивальных бабок. Им приносили подарки и угощения, водку, блины. Приходили с детьми, чтобы бабки их благословили. Особенно рекомендовалось в этот день ходить к бабкам будущим мамам и молодым девушкам.
ср.-12 января День похищений. В тот день вспоминают о том, как в эпоху Купалы Велес похитил Диву-Додолу, супругу Перуна. Во время свадьбы Перуна и Дивы Велес был отвергнут Дивой и свержен с неба. Однако, потом он, бог любовной страсти, сумел соблазнить богиню грозы, дочь Дыя.
вт.-18 января Интра. Интра (Змиулан, Индрик-зверь, Вындрик) - сын Земун от Дыя (Ночное Небо), брат «Ящера» и его противник. Интра является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу
пт.-21 января Просинец. Просинец - название января, его отмечают водосвятием. Славят сегодня Небесную Сваргу - Сонм всех Богов. «Просиять» - означает возрождение Солнца. Просинец приходится на середину Зимы - считается, что Холод начинает спадать.
вс.-30 января День деда Мороза и Снегурки. Вспомните сказку «Но что со мной: блаженство или смерть? Какой восторг! Какая чувств истома! О Мать-Весна, благодарю за радость, За сладкий дар любви! Какая нега Томящая течет во мне! О Лель, В ушах твои чарующие песни, В очах огонь... и в сердце..и в крови.Во всей огонь. Люблю и таю от сладких чувств любви! Прощайте все... »

ср.-2 февраля Громница. Громница - единственный день зимой, когда может приключиться гроза - можно услышать гром и увидеть молнии. Поэтому сербы зовут этот праздник «Свjетло». День посвящается жене Перуна Додоле-Маланьице (Молнии) - богине молнии и кормления...

чт.-10 февраля Велесичи (Кудесы) - День домового Кудесы, день угощения домового. Домовой - запечник, прибаутник, сверчковый заступник. Название праздника - кудесы (бубны) - указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух.
пт11 февраля Велесов день. Велесов день - середина зимы. Вся природа все еще пребывает в ледяном сне. И только одинокий Велес Коровин, наигрывая в свою волшебную дудочку, ходит-бродит по городам и весям, не давая загрустить людям. Злится Марена-зима на Велеса
вт15 февраля Сретение. Сретение служит границею между зимой и весною, отчего и самое название праздника Сретения в простонародье объясняют встречею зимы с весною: на Сретение зима с весною встретилась; в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила.
ср16 февраля Починки. Следуя поговорке «Готовь сани летом, а телегу зимой», хозяева сразу после Сретенья с утра пораньше принимались за ремонт сельскохозяйственного инвентаря, называя этот февральский день «Починками».
пт18 февраля Троян Зимний. Троян зимний - важная дата для древних славян. Этот день наши предки считали днем Воинской славы, когда много русских воинов пали от Римских воинов в придунайской области, у Трояного Вала (этимология названия не выяснена до сих пор).
вт1 марта День Марены. Последний праздник злых Навьих Богов перед приходом Весны. День Мары Марены - Великой Богини Зимы и Смерти. Мара-Марена - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея, сестра Живы И Леля. В народе она была названа Кикиморой
чт3 марта День памяти князя Игоря. Ни сна, ни отдыха измученной душе, Мне ночь не шлет отрады и забвенья. Все прошлое я вновь переживаю Один среди ночей... Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»
Языческий князь Игорь (годы жизни: около 875-945, годы правления:...
пн14 марта Овсень малый
В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. чт.-17 марта День Герасима-грачевника. Этот праздник на Руси совпал со временем прилета грачей, потому и получил такое народное название - день Герасима-грачевника. В народе говорили: «Грач на горе - так и весна на дворе», «Увидел грача - весну встречай».

вт.-22 марта Сороки - Жаворонки. (День Весеннего Равноденствия) Говорят - На Жаворонки день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок.
чт.-24 марта Комоедицы - Масленица/ Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия.
пт.-25 марта Открытие Сварги - закликание Весны: Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, Много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое! Весна-красна, ты на чем пришла? Ты на сошечке, на бороночне… Весна-красна, что ты нам принесла...
ср.-30 марта Ладодение. В этот весенний день принято воспевать матушку-природу, которая «просыпается» после долгой зимы. Другими словами - это праздник весны и тепла, который наши предки отмечали в честь богини славянского пантеона Лады - покровительницы любви и брака....
пт.-1 апреля Именины Домового. Многие знают, что первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Ведь любая пословица имеет под собой какую-то основу. Для того, чтобы это выяснить нам надо погрузиться в прошлое, именно там скрываются корни многих высказываний

вс.-3 апреля Водопол - именины Водяного. Этот праздник, даже, скорее, обряд очень древний, зародившийся на Руси в период двоеверия. Иногда Водопол называют Переплутом, Днем Водяного, именинами Водяного или Никитой Водополом, но сущность остается неизменной - в третий день цветеня...
чт.-7 апреля День богини Карны-Плакальщицы. Карна (Кара, Карина) - богиня печали, скорби и горя, у древних славян ей отведена роль богини-плакальщицы и, возможно, богини погребальных обрядов. Считалось, что если воин погибает вдали от дома, то первой его оплакивает богиня Карна. Небесная...
чт.-14 апреля День Семаргла или Симаргл - Огнебог. Его предназначение до сих пор не выяснено до конца. Считается, что это Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага. Огнебог хранит семена и посевы и может оборачиваться священным крылатым...
чт.-21 апреля Навий день. Праздник воскрешения мертвых (вообще, с наступлением сухыя (березня), у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). Народ приносит требы - исконно славянский термин, означающий богослужение, приношение, жертва, отправление...
пт.-22 апреля Лельник. Праздник «Лельник» обычно праздновался 22 апреля, накануне Юрьева дня (Егория вешнего). Эти дни назывались также «Красной горкой», потому что местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую...
сб.-23 апреля Ярило Вешний. Ты спаси скотинушку, Нашу сиротинушку, Всю животинушку, В поле, да за полем, В лесе, да за лесом, В лесу за горами, За широкими долами, Дай ты скотине траву да воду, А злому медведю пень да колоду!
сб.-30 апреля Родоница. Тридцатого апреля заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывают их посетить землю: «Летите, милые деды...». Ходят на могилы, принося поминальные дары: блины, овсяный кисель
вс.-1 мая Живин день. Первого мая, заполночь начинается весенний славянский праздник - Живин день. Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня.
пт6 мая День Даждьбога - Овсень большой. Даждьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожиьи Внуки )
сб.-7 мая Пролетье. Многие слышали, что пролетьем называют конец зимы. В этот день славянами совершаются обережные обряды пробуждения земли, приносящие силу и здоровье. Славится Майя Златовласка - Матерь Всех Богов. В ее честь происходит возжжение священного огня

вт.-10 мая Вешнее Макошье (День Земли) Святодень, когда пробудившаяся после зимнего сна Мать Сыра-Земля чествуется как «именинница». Считается, что в этот день Земля «отдыхает», поэтому ее нельзя пахать, копать, боронить, в нее нельзя втыкать колья и метать ножи.

вс.-22 мая Ярило Мокрый, Троян (Трибогов День) - праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, сильных во прави...
вс.-29 мая Праздник кукушки (кумление) В последнее воскресенье мая, славяне отмечают праздник Кукушечки. Основная черта этого праздника - установление духовной связи между девушками, еще не имевшими детей, для взаимной помощи и поддержки. Молодые люди, в основном девушки собирались...
чт.-9 июня Семик (Зеленые святки) Зеленые святки являлись главным рубежом между зимой и летом. В народном календаре, с принятием христианства, к этим дням был приурочен праздник Троицы. В обрядах Зеленых святок приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ..
пн.-13 июня Духов день (начало русальей недели) Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит... А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Праздник Вил и Марены, Влаги Земной, начинается с чествования предков, которых приглашают погостить в дом...
вт.-21 июня Рождение Вышня-Перуна. Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. Он является на свет после того как Матерь Сва - Лада - съедает Щуку, в которую воплотился Род. При рождении бога гремит гром, шатается земля, рушатся горы.
ср.-22 июня День Скипера Змея (Змеиный день) После рождения Перуна на Землю Русскую пришел Скипер-Змей. Он закопал младенца Перуна в глубокий погреб и унес в Навь его сестер: Живу, Марену и Лелю - богинь жизни, смерти и любви.
чт.-23 июня Аграфена Купальница Этот праздник у славянских народов ассоциировался с началом купального сезона. Все, что было связано с водой, баней и купанием, нашло отражение в этот день. пт.-24 июня Праздник Ивана Купалы у славян Праздник летнего солнцеворота - солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника.
вс.-3 июля День памяти князя Святослава. День славления князя Святослава Игоревича (около 942-972). У славян в этот день было принято проводить ритуальные поединки, воинские посвящения и славить Перуна. Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней...
вт.-12 июля День Снопа Велеса. Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего. «Велесова книга»
Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить,... Выборы жертвы Перуну
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Его считают покровителем воинов и витязей и славят в дни победы и приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы.

ср.-20 июля Перунов день Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). Во время зачина воины совершают торжественное шествие с песней. После славлений Перуну, воины приступают...
вс.-7 августа Спожинки К середине августа на всей славянской земле заканчивается жатва, уборка и переработка урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур, а также заготовка семян на будущий сезон. Отсюда и название праздника - Спожинки (дожинки, обжимки)....
вс.-21 августа День Стрибога (древне-русское Стрибогъ) - в восточнославянской мифологии бог ветра, родившийся из дыхания Рода. Имя его восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве»

пт.-2 сентября День памяти князя Олега. Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам: Их села и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге »

четв.-8 сентября Праздник Лады Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб, брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой, Род и Роженица - Этот славянский праздник, посвященный с емейному благополучию, приходится на 8 сентября. После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух».

среда.-14 сентября Первые Осенины В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле. В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить...
День Огненного Волха Огненный Волх - Бог войны у древних славян, страж Ирийского сада, муж Лели. Он был рожден от связи Индрика-зверя и Матери Сырой Земли. У Волха была двойная природа: через Индрика он потомок Великого Черного Змея, владыки всех темных сил, а мать его...
Закрытие Сварги (Вырий)
Считали, что в этот день Землю покидает богиня Жива - олицетворение плодоносной силы, юности, красоты всей природы и человека - то есть весны, и в свои владения постепенно вступают Мороз и Зима. Заканчивается уборка урожая - люди благодарят Живу...

ср.-21 сентября День Сварога Наступил праздник Небесного Кузнеца - Сварога. К этому времени уже прошли обряды закрытия Сварги (прерывание живой связи между Небом и Землей). Землю постепенно сковывает от хляби мороз, влияние светлых Богов падает.

вторник.-27 сентября Родогощь (Таусень) Славяне празднуют великий праздник - Родогощь (Таусень) - когда собран урожай, осеннее солнце - Световит - уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог

пятница.-14 октября Покров Пресвятой Богородицы Покров - с введением христианства этот праздник отмечался в честь пресвятой Богородицы и ее чудесного плата. В народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой и корнями этот праздник уходит очень глубоко.

пятница.-28 октября День богини Макоши. Макошь - богиня брака и родов, в ее ведении находится такое ремесло, как прядение. В славянском язычестве Макошь считается покровительницей женского начала, защитницей женщин и девушек. Издревле ее просили дать легкие роды и здоровых детей.
пятница.-25 ноября Марена В славянской мифологии Марена (Марана, Морёна, Маржана, Маржёна) связывается с воплощением смерти, с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, а также с ритуалами вызывания дождя. Двадцать пятого ноября устанавливается премерзкая...
суб.-3 декабря День памяти богатыря Святогора. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович - русские богатыри, о которых сложено немало прославляющих былин. Среди богатырей земли русской известен еще один человек-великан - Святогор. Святогор известен как богатырь русского былинного эпоса,...
сред.-14 декабря Наумов день Этот день не случайно называли «мудрым» и молились святому Науму, прося «навести на ум» - надоумить, научить. Когда-то на Руси существовал обычай в этот день приводить детей к учителю, которого почитали особо, считая его работу чрезвычайно...
сред.-21 декабря Карачун (Корочун) День языческого почитания Карачуна (второе имя Чернобога), отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота - самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный...
воскресенье-25 декабря Коляда «Когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший...
суббота-31 декабря Щедрец Последний день святок по старому стилю носит название «Щедрец». С давних времен в этот день устраивался большой праздничный пир и повсюду слышатся щедровки (щедровальные песни). Среди обильного праздничного угощения непременно находится место блюдам...