Технологический проект по технологии. Творческие проекты по технологии

Здесь Вы можете скачать готовую презентацию на тему Творческий проект по технологии. Предмет презентации: Технологии. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 28 слайдов.

Слайды презентации

Информация о подготовке и оформлении пояснительной записки к проекту по технологии. Подготовила Михайлова Светлана Анатольевна, учитель технологии МОУ «Пушкиногорская средняя общеобразовательная школа имени А.С.Пушкина» ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Составляющие проекта Проект - это самостоятельная творческая завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя. Она состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретической частью проекта является пояснительная записка, а практической конкретная модель, изделие макет, видеофильм и др.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным - соответствовать основному содержанию проекта.

Если необходимо конкретизировать название работы, то можно дать подзаголовок, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. Далее указываются фамилия, имя, номер школы и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

Текст следует писать или печатать, соблюдая следующие размеры полей: Левое - не менее 30 мм Правое - не менее 10 мм Верхнее - не менее 15 мм Нижнее - не менее 20 мм

Оглавление В нём приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя. Все заголовки пишутся с прописной буквы и без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение В нем обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируются планируемый результат и основные проблемы, рассматриваемые в проекте,

указываются межпредметные связи, сообщается, кому предназначен проект и в чем состоит его новизна. Во введении также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических).

Желательно перечислить используемые в ходе выполнения проекта оборудование и материалы. Актуальность - обязательное требование к любой проектной работе. Обоснование ее включает оценку значимости проекта и предполагаемых результатов, раскрываются возможности их использования на практике.

От формулировки цели проекта необходимо перейти к указанию конкретных задач, которые предстоит решать в соответствии с ней. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить... и т.п.).

Основная часть В первой главе проекта (начало исследования) рассматривается предполагаемая методика и техника его выполнения, приводится краткий обзор литературы и других материалов по теме (исторические сведения, современное состояние, анализ рынка, звездочка обдумывания и др.).

В следующей главе (поисковой) необходимо разработать банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте. Важно дать объективную оценку каждому из предлагаемых вариантов, при этом можно воспользоваться рядом определенных критериев.

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Чермошнянская основная общеобразовательная школа»

Солнцевского района Курской области

Творческий проект

Тема: Вышивка.

«Подарок на день рождения».

Борисова Анастасия

обучающаяся 7 класса

МКОУ «Чермошнянская СОШ»

Руководитель:

Елена Александровна Павлова

учитель географии и технологии

2014 – 2015 учебный год

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История вышивания.

1.2. Теоретические сведения.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Исследования.

2.2. Выбор модели.

2.4. Требования к изделию.

2.6. Техника безопасности и культура труда.

2.7. Выявление основных параметров и ограничений.

2.8. Технология выполнения вышивки.

Заключение

Литература

Введение

У моей бабушки скоро будет день рождения, а я ещё не приготовила ей подарок! Что ей подарить? Одно я знаю точно, что подарок, выполненный своими руками в два раза приятней.

В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала выполнение изделия в технике вышивки крестом.

К тому же, моя бабушка настоящая рукодельница, она очень любит вышивать. В молодости она увлекалась этим видом рукоделия, вышивая подзорники, рубашки, салфетки и полотенца. Кроме того, у нее есть картины, выполненные в этой технике. И сейчас мы, приходя, к ней в гости любуемся ими. Я хочу пополнить её коллекцию своей работой. Мой подарок должен обязательно порадовать бабушку.

Творческое название: «Подарок на день рождения».

Учебные предметы :

$1· Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.

$1· Литература, для правильной формулировки фраз.

$1· Русский язык, для грамотного написания текста.

$1· История, для написания исторической справки.

$1· Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.

$1· Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.

Предполагаемый продукт проекта: картина в подарок.

Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

Цели проекта:

$1- развить творческий потенциал моей личности;

$1- научиться планировать деятельность - время, ресурсы;

$1- уметь выбирать лучшее решение;

$1- оценивать результат своей деятельности;

$1-учиться выступать перед аудиторией;

Задачи проекта:

$1- изучить историю появления вышивки;

$1- заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;

$1- найти общее интересное дело;

$1- сплотить семью;

$1- сделать подарок любимому человеку;

$1- сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования - занятие рукоделием.

Предмет - вышивание крестиком.

Гипотеза - если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.

1. Теоретическая часть

1.1. Из истории вышивания

Вышивание - общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упомина­ется о вышивании и рассказывается о богато украшен­ном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою краси­вые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимство­вано греками у персов, когда, во время походов Алек­сандра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоцен­ными камнями, а также тонких индийских тканей, бо­гато разукрашенных разноцветными вышивками. Алек­сандр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам кип­риоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея осо­бенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослу­жений состояла из ткани, выделанной из полотна, вы­шитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными хе­рувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значитель­но распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались ско­товодством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волок­нистые свойства некоторых растений, в основном пень­ки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во мно­гих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышив­ками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ни­ток.

Вышивание золотыми нитками было очень популяр­но в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно при­нимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха дос­тавили ему в Византию в своих бамбуковых посохах не­сколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

Вообще при византийских царях искусство вышива­ния достигло высокой степени совершенства, как по бо­гатству, так и по технике исполнения. Вышивками по­крывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вы­шивание серебряные нитки. В VII в. быстро распрост­раняющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нис­колько не повлияло на дальнейшее развитие и процве­тание искусства вышивания. Наоборот, роскошь хали­фов в этом отношении доходила до баснословных раз­меров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышив­кой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торго­вым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусст­ва. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщица­ми. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды за­воевания Англии нормандским герцогом, но уже за­долго до этого вышивание в Англии стояло на высо­кой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению об­разцов, приемов техники вышивания в Европе способ­ствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые ры­царями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женс­ких монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на ры­царских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии дво­ра Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло со­вершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искус­ством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вы­шивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечата­ния узоры сделались более общедоступными, они соби­рались и издавались в специальных книгах. Первый сбор­ник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художни­ки старались быть ближе к природе и перенимать оттен­ки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярыш­ни, заключенные в терема и окруженные сенными де­вушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, до­полняя их бисером, жемчугом. Особенно старались ук­расить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубаш­ках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основ­ном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вы­шивки восточного происхождения, ясно доказывают узо­ры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунка­ми. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Ви­зантийской империи, но так как и Византия заимство­вала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ран­няя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. «Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…

Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.

Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия. Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые моти­вы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения рас­тений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

В древности образное решение русской народной вышивки за­частую было связано с религиозными верованиями славян, глав­ным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в обра­зе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зве­рями или всадниками.

Вышивки выполнялись различными нитками: льня­ными, шерстяными, шелко­выми, реже - металличе­скими. Иногда вышивку до­полняли блестками, бисе­ром, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисе­ром расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор переда­вался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисун­ки, узоры, способы выши­вания. Кроме того, они раз­рабатывают новые компо­зиции, новые мотивы, проч­но связанные с русским на­родным орнаментом .

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произ­вела переворот в производстве вышивок. За прошед­шее время многое в технологии машинного вышива­ния претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фанта­зия вышивальщицы не стеснена узкими рамками ма­шинного производства и имеет полный простор для творчества.

1.2. Теоретические сведения

Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и бо­лее тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из син­тетического волокна.

Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно выши­вать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разно­цветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тон­ких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтети­кой и т. п.) выполняют более тонкими нитками - му­лине.

Кроме основного материала и ниток необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Иглу по толщине и длине выбирают в зависимости от материала, на котором будут выполнять вышивку, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характе­ра рисунка.

Чаще всего используют короткие тупые иглы с боль­шим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нит­ка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки - ажурного шитья - требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.

Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.

Небольшие острые ножницы пригодятся для обреза­ния конца рабочей нитки и для подрезания нитей в тка­ни (при вышивании прорезной глади и мережек).

Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккурат­нее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложной технике и рисунке.

Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный па­лец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая большим и средним пальцами.

Для исполнения крупных и сложных вышивок необ­ходима специальная рама. Для более простых и учеб­ных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15-18 см. Без пялец, например, совер­шенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными.

Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых самый распространенным является односторонний простой полный крест. Крест простой односторонний выполняется в следующей последовательности: первый стежок - снизу слева вверх направо; а второй снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем вторые (верхние). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Двусторонний крест выполняют в четыре приема: сначала все нечетные крестики, а затем все четные, располагая их между выполненными ранее.

Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых. Первый стежок надо сделать по диагонали снизу слева вверх направо, второй -по горизонтали в направлении сверху слева вниз направо и четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх.

Шов полу крест или «роспись». Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный рисунок, так и небольшие узкие полоски. В отличии от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.

Крестом шьют по канве, полотну и тканям полотняного переплетения, где нитки утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину.

Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве. Перед началом вышивания полотно нужно натянуть на пяльцы - так вышивка получится ровнее.

2. Практическая часть

2.1. Исследования

Вышивка - один из распространенных видов народного творче­ства. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и ни­тей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьян­ская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный на­ряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Мне стало интересно, вышивают ли мои сверстники крестиком или нет. Для этого я провела не большой опрос. В нем участвовало 11 сверстников и 11 взрослых. Мой опрос всех очень заинтересовал. Они с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы. Вот результат:

вопрос

сверстники

взрослые

да

нет

да

нет

1. Вы умеете вышивать крестом?

21%

79%

62%

38%

2. Занимаетесь ли Вы вышивкой сейчас?

17%

83%

44%

56%

3. Хотели бы Вы научиться вышивать?

68%

32%

42%

58%

Я провела исследование среди своих сверстников и взрослых, из которого узнала, знает ли новое поколение об увлечениях и занятиях старшего поколения.

Из этой таблицы видно, что знают об увлечении бабушек и мам только 88% детей, 12% не знают и не интересуются этим вопросом. Как ни странно, но и среди взрослых тоже есть такие, которые не поддерживают связь со старшим поколением это 10% от всех опрошенных. Они не знают, вышивали когда-то их бабушки и мамы или нет.

На вопрос «Занимаются ли вышивкой ваши бабушки или мамы сейчас?» положительно ответили 58% детей, а учителей 54%. А вот ответом на вопрос «Умеете ли вы вышивать?» порадовали меня учителя. Положительно ответили 62%, а дети 21% - это говорит о том, что дети всё дальше отдаляются от старшего поколения.

Из всех учителей не умеют вышивать только 38%, но желают научиться из них 42%. Остальные 58% не хотят научиться, ссылаясь на нехватку свободного времени. Из всех детей, которые не умеют вышивать, 68% с удовольствием научились бы. Те, кто вышивает постоянно, считают, что занятия вышивкой отвлекают от проблем внешнего мира, успокаивают.

Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).

2.2. Выбор модели.

Изучив теоретический материал, я пошла в магазин. Я долго не могла определиться. Мне все нравилось. Но больше всего мне понравились вышивки: «Мышка», «На лугу», «Пчёлки» и «Декоративные подсолнухи».

Вышивки я смотрела довольно долго, но рассмотрев и оценив варианты, я выбрала для работы картину «Букет». Она меня больше всего заинтересовала. Это довольно сложная вышивка, но зато очень красивая и мне будет её интересно вышивать.

2.3. Экономическое обоснование.

Расчет себестоимости.

Затраты

Количество

Общая стоимость

Набор для вышивки

1 шт.

210 руб.

Пяльцы

1 шт.

25 руб.

Рамка

1 шт.

107 руб.

Итого:

3 шт.

332 руб.

Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет 332 рубля.

2.4. Требования к изделию.

Название изделия

Панно

Функциональное значение

Украшение интерьера

Пользователь

Любой человек

Единичное или массовое производство

Единичное производство

Требования к материалам

Прочность, экологичность

Метод изготовления

Ручной

Внешний вид, стиль

Изделие с элементами народных традиций

Требования с точки зрения безопасности

Изделие не должно иметь элементов,

Использования

которыми можно пораниться

2.5. Материалы, инструменты и оборудование.

Материалы:

$1хлопчатобумажная канва (зелёная);

$1нитки мулине;

Оборудования, инструменты и приспособления:

$1гладильная доска;

$1утюг;

$1швейная игла и тонкая бисерная игла;

$1ножницы;

$1напёрсток;

$1игольница;

$1пяльцы с винтом;

$1схема для вышивки.

2.6. Техника безопасности и культура труда

Организация рабочего места. Прежде чем начать вышивать, мне нужно организовать своё рабочее место. Для начала я уберу все посторонние вещи в тумбочку, а затем приготовлю все нужные материалы, инструменты и приспособления, чтобы в ходе работы не отвлекаться.

Правила обращения с иглой:

$11. Не бросать иголки.

$12. Не втыкать их в одежду. Ни в коем случае не брать их в рот.

$13. Во время работы пользоваться игольницей.

$14.Во время работы иголки использовать только по назначению.

Правила обращения с ножницами:

$11. Не резать ножницами на ходу.

$12. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями.

3. Передавать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами

вперёд.

Санитарно-гигиенические требования.

$11. Нельзя перекусывать нитку зубами.

$12. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

$14. По окончанию работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы. Убрать рабочее место.

2.7. Выявление основных параметров и ограничений

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

$11. Изделие должно быть выполнено аккуратно.

$12. Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.

$13. Изделие должно быть красивым.

$14. Изделие должно быть практичным.

2.8. Технология выполнения вышивки

Выполнение технологических операций. Шов «Крест» широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин. Я выбрала простой односторонний крест. В этом случае крест образуется только с одной стороны ткани - лицевой. В зависимости от того, как вышивают крестики по горизонтали или по вертикали - определяют технику выполнения.

Вышивая вышивку, я придерживалась определенных правил:

1. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток.

2. В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.

3. В начале работы необходимо закрепить с помощью нескольких стежков, которые впоследствии будут закрыты вышивкой. В дальнейшем для закрепления необходимо прятать концы ниток под стежками изнанки.

4. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.

Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе - ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

5. Вышивка дополняется «стежком» в 3 нитки мулине.

6. Бисер пришивается тонкой бисерной иглой и простыми нитками.

Заключение

За время своей работы я значительно углубила знания об истории вышивки. Узнала много нового и интересного о рукодельницах.

Доказала, что изготовленные мной изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически чистых материалов.

Но чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда.

По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала, сколько обучающихся в нашей школе увлекается вышивкой крестом.

Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным, и я считаю, что выполненная мною вышивка «Букет» очень понравится бабушке, так как, выполняя её я соблюдала все рекомендации, работала аккуратно, с любовью.

Литература

1. Выгонов В.В. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Москва: «Первое сентября», 2002. – 254 с.

2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство 5 класс. Волгоград: Учитель, 2007. – 170с.

3. Internet . http ://folkler .ru /kostyum /narodny _kostyum _na _rusi

Задача учителя - не только научить ребенка основам своего предмета и тому, чтобы применять полученные знания на практике, но и воспитать в человеке чувство прекрасного. Наиболее успешно с выполнением последней задачи справляются учителя музыки, изобразительного искусства и технологий. Помогает им в этом применение различных проектов. Особенно популярны творческие для девочек.

Что это такое

Лоскутные техники;

Вязание;

Бисероплетение;

Изготовление игрушек и кукол;

Изготовление изделий для украшения интерьера.

Когда вводить?

Один из наиболее часто встречаемых вопросов, когда вводить творческие проекты по технологии для девочек? 5 класс - идеальное время для введения проектов. Дети быстро уловят суть таких заданий, научатся быстро и качественно выполнять их. Это все будет огромным плюсом, особенно если вы планируете давать такие задания на протяжении всей учебы.

Одна из частей проекта - его реклама. Сюда входит создание наименования готового продукта, его описание, разработка товарного знака и небольшого рекламного слогана.

Что включает в себя проект по технологии

Что же входит в проект? Зачастую проект по технологии включает в себя выбор направления и темы работы, подбор материалов и изготовления из них того или иного изделия. Каждый из этапов работы фиксируется и затем оформляется ученицей в так называемую Для защиты проекта также необходима презентация.

К примеру, рассмотрим творческие проекты по технологии для девочек (5 класс). Фартук - одна из основных изучаемых тем. Можно предложить детям не просто сшить стандартную вещь по готовому образцу, а самим подготовить эскиз изделия, изготовить выкройки, подобрать подходящую ткань и сшить его.


Дальнейшее оценивание можно проводить на конкурсной основе, беря во внимание при выставлении оценок не только вид изделия, но и качество стежков, правильность построения чертежей.

Оптимальное время, когда можно воплощать такие творческие проекты по технологии для девочек, - 5 класс. Фартук, сшитый в ходе их выполнения, может быть отличным подарком на 8 Марта маме или бабушке.

Примерные темы проектов

В зависимости от темы и ее целей, можно выделить такие задания для творческих проектов.

При изучении декоративно-прикладного искусства можно предложить следующие темы:

Панно из круп;

Изготовление сувениров из подручного материала;

Изделия из соленого теста;

Рамки для фотографий;

Изделия из папье-маше.

В начале изучения технологий будут весьма интересны такие творческие проекты по технологии для девочек. 5 класс как раз подразумевает несложные простые задания.

Второй блок примерных тем связан с изучением рукоделия. Подразумевает умение шить простые вещи как с помощью машинки, так и с помощью простой иглы. Сюда относятся следующие темы:

Изготовление куклы-оберега;

Прихватка для кухни своими руками;

Диванная подушка;

Игольница.

Возраст, для которого подходят данные творческие проекты по технологии для девочек, - 6 класс.


Следующий блок заданий связан с темой «Плетение». В большинстве случаем данные задания связаны с работой с бисером и бусами. Перед началом работы желательно объяснить детям особенности работы с бисером - как правильно его выбирать, как подобрать леску или проволоку для плетения, дополнительные материалы. Сюда можно отнести следующие подтемы:

Подарок из бисера

Украшение из бисера.

Изготовление цветов из бисера.

Возраст, для которого подойдут эти творческие проекты по технологии для девочек - 6 класс, окончание 5, начало 7.

Одна из наиболее масштабных тем, которым уделяют немало времени на уроках технологий - вышивка. Тема подразумевает овладение несколькими техниками вышивки - вышивка лентами, гладью, крестом, бисером. Для каждого из видов можно предложить следующие темы заданий:

Вышивка картины;

Вышитая салфетка;

Вышитая скатерть;

Вышитый рушник.

Можно также дать детям возможность самим выбрать для своего проекта.

Еще одна группа тем проектов подойдет для закрепления знаний и умений полученных при изучении основ вязания.

Так, можно использовать следующие виды творческих заданий:

Создание грелки;

Вязание мягкой игрушки;

Макраме.


При лучше всего использовать данные тематики при закреплении навыков вязания крючком. Для спиц можно использовать:

Теплые носки;

Вязаный жилет.

Возраст, для которого актуальны данные творческие проекты по технологии для девочек, - 7 класс.

Наволочка для подушки;

Фартук своими руками;

Шьем юбку;

Шьем шорты;

Летний топ.

Отметим, что лучше всего подойдут перечисленные выше творческие проекты по технологии для девочек 8 класса.

Творческий проект

ТРАКТОР

Выбор и обоснование проекта

Главное в этом проекте то, что изделие можно сделать самостоятельно. Знания, полученные в процессе изучения технологии обработки древесины, оказались достаточными, для того, чтобы изготовить изделие «Трактор».

Изготовление изделия способствует закреплению ранее изученного материала по технологии: «Разметка заготовок из древесины», «Пиление древесины», «Сверление отверстий», «Выжигание», «Зачистка изделий», «Полирование», «Лакирование изделий».

Оснащение учебных мастерских позволяет мне выполнить этот проект, данная работа не опасна.

Для изготовления изделия «Трактор» необходимо учитывать следующие факторы:

Экономические Используемое

Конструкция затраты оборудование


Используемые

Интерьер ТРАКТОР материалы


Контроль Технология Время

испытания изготовления изготовления

Требования, предъявляемые к конструкции

Проектируя объект, следует учитывать его надежность, долговечность, универсальность, легкость и простоту сборки, предельную массу и габариты, требования дизайна (органичность и целостность внешней формы, пропорциональность, гармоничность линии).

Выбор материала

Из возможных материалов наиболее приемлемой оказалась древесина, так как ее стоимость относительно невелика, она легко обрабатывается, хорошо поддается художественной отделке. Древесина широко применяется в народном хозяйстве, из нее изготавливают мебель, бумагу, спортивный инвентарь и игрушки.

Древесина имеет сравнительно высокую прочность, хорошо обрабатывается режущими инструментами, деревянные детали легко склеиваются, соединяются гвоздями и шурупами. Изделия из древесины имеют красивый внешний вид и поэтому я использовал древесину.

Технология изготовления изделия

Для изготовления применяем следующие основные операции: разметка рисунка, пиление, сверление, отделка изделия, соединение деталей, лакирование.

Наибольшие трудности вызывает работа, связанная со сборкой и отделкой, так как много различных вариантов, а выбрать нужно наиболее оптимальный.

Различные варианты отделки изделия


Зачистка Выжигание Лакирование


Резьба

СПОСОБЫ Аппликация

ОТДЕЛКИ


Обжигание

Окрашивание

морилкой

Декоративное

Инкрустация сверление

К моей работе подходят зачистка, окрашивание морилкой и лакирование. Поэтому мы выбираем эти способы отделки.

После того, как я выпилил все детали изделия, приступил к их подготовке. Предварительно зачистил внешние и внутренние контуры деталей от заусениц, неровностей и других возможных погрешностей. Затем приступил к окрашиванию. Окраска в отделке изделий не может быть самостоятельной, она лишь применяется для подсвечивания отшлифованной древесины анилиновыми красками, протравами, морилками, а в дальнейшем окрашенные вещи покрываются отделочными слоями - лаками. Данная окраска придает древесине желаемый цвет, подчеркивает естественное строение волокон (текстуру), имитирует цвет ценных пород.

Различные варианты соединения деталей изделия

Соединение ВИДЫ СОЕДИНЕНИЯ Соединение

На гвоздях на шипах


Соединение Соединение

на клею на шурупах

Детали изделия собираются на клею, гвоздях, благодаря чему соединение получается прочным и внешне аккуратным.

Выбор инструментов

Для изготовления изделия я использовал следующие инструменты: карандаш, ножовка, дрель с набором сверл для просверливания отверстий, напильники, комплект надфилей, линейка, угольник ученический, циркуль,





Технологическая карта

Последовательность выполнения работы

Графическое

изображение

Инструменты,

приспособления

Изготовление трактора

Выбрать заготовку 80 Х 80 Х 130 мм

Разметить заготовку по шаблону

Шаблон, карандаш

Опилить по разметке


Ножовка, пила,

деревянные тиски

Отпилить боковую поверхность заготовки 2 под углом 45 0


Ножовка, верстак, стусло

Выполнить строгание


Верстак, рубанок

Разметить центры отверстий и просверлить их (Ø 3,2 мм)


Линейка, карандаш, тиски, сверло, дрель,

Притупить ребра


Верстак, напильник

Зачистить торцы и отшлифовать изделие


шлифовальная

Снять фаску 5 Х 45 О


Напильник

Окрасить изделие акварельной краской


Покрыть изделие лаком. Проконтролировать качество изделия.


Изготовление колес

Выбрать заготовку

80 Х 80 Х 150 мм


Разметить заготовку и сострогать грани восьмигранника


Линейка, карандаш, рейсмус, рубанок, верстак

Установить заготовку в трезубец станка и проточить Ø 70 мм и Ø 44 мм


Токарный станок, кронциркуль,

Надрезать торцы


Токарный станок, линейка, ножовка

Зачистить

Шлифовальная шкурка

Снять деталь, отпилить, торцы и зачистить их


Ножовка с мелкими зубьями, напильник

Сборка изделия

Просверлить

отверстия в колесах Ø 3 мм

Сверло, дрель

Поставить оси

на колеса

Сварочный электрод

Установка ковша

Консервная банка, припой, паяльник

Экономические затраты

Для изготовления изделия потребуется:

Материал

Стоимость

Древесина

1 м 3 - 3200 руб.

1 тюбик – 18 руб.

0,25 тюбика

1 бутылка – 35 руб.

0,33 бутылки,

1 бутылка – 45 руб.

0,33 бутылки,

60 руб.

Изготовление изделия «Трактор» не требует больших экономических затрат (всего 60 рублей), а также затрат времени, примерно это займет 4-5 часов.

Используемая литература

1) Учебник «Технология.5,6 кл.», Симоненко В.Д., 2000, Москва;

2) Рыженко В.И. Работа по дереву, 2004, Москва;

3) Рыженко В.И., Юров В.И. Столярные и токарные работы, 2004, Москва

Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся интеллектуально-практического характера из различных областей деятельности, выполненная под руководством педагога. Учебные проекты выполняются учащимися с 1 по 11 классы.

Главной целью выполнения творческого проекта, которую преследует для себя учитель, является контроль знаний и умений учащихся, а также содействие их творческому развитию и формированию у них системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощающих в конкретных изделиях.

Тема творческого проекта может быть выбрана учащимся по любому разделу технологии, но целесообразно выбирать проект, связанный с конструированием различного рода учебно-наглядных пособий, инструментов и приспособлений, которые могут быть использованы на занятиях в учебной мастерских, предметом домашнего обихода, игрушек, инструментов и приспособлений д ля работы на садовом участке и т.д. Таким образом, проект должен иметь практическую значимость. Проекты учащихся 10 и 11 классов должны соответствовать профилю обучения.

Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. При выполнении групповых и коллективных проектов учитель распределяет обязанности между учащимися и определяет ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Общего оценка коллективного проекта осуществляется на основе оценок вклада каждого из исполнителей. Учащиеся выполняют не менее одного проекта в год.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.

1. Подготовительный этап:

Выбор учащимися темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

Определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений для осуществления проекта;

Составление учащимися с помощью учителя планы работы по реализации проектов;

Определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.

2. Конструкторский этап:

Рассмотрение несколько возможных вариантов выполнения проекта, выбор их них оптимального;

Сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

Разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;

Разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;

Распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3. Технологический этап:

Выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;

Соблюдение правил техники безопасности.

4. Заключительных этап:

Самооценка качества выполняемой работы.

Выполняемые проекты оцениваются по четырех балльной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, рекомендуются для внедрения, демонстрируются на выставке детского творчества.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

1. 1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. 2. Конструктивные параметры: соответствие конструкции изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.

3. 3. Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.

4. 4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций русской культур.

5. 5. Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обеспечение, возможность массового производства.

Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителя; пояснительной запиской и конструкторской документацией.

Время по выполнению творческого проекта

Этапы работы

над проектом

Период работы

над проектом

Количество