Древний бог Род у славян: история, изображение и описание. Единый бог род

Распространение разных версий славянского неоязычества в последние годы сделало довольно популярным такого персонажа как бог по имени Род. О том, кто это и какую роль играет бог Род у славян, мы поговорим в этой статье.

Суть Рода

Как известно, в дохристианские времена славяне были политеистами, то есть поклонялись множеству богов. Все вместе они составляют пантеон, который внутри себя имеет определенную структуру и иерархию. Бог Род - это тот, кто стоит на самом верху этой иерархии. В некотором смысле он даже превосходит ее, стоя за ней, поскольку сам по себе ряд богов и богинь, это лишь проявления Рода. Другими словами, это бог-прародитель, источник всего сущего, первоначало.

О верховенстве Рода

Иногда говорят, что бог Род - верховный бог у славянских народов. Это не совсем верно. Верховным среди прочих является Перун. Иногда это место также усваивается Сварогу, отцу Перуна. Но кто бы ни был выше среди остальных, его верховенство подчеркивает его отличие от прочих богов. Поэтому Сварог - это не Перун, а Перун - это не Велес, и так далее. Род же - это то божество, которое преодолевает в себе все дифференциации. Другими словами, русский бог Род являет собой собирательный образ, персонификацию полноты всего. Все остальные боги, как, впрочем, и весь мир, это только частные проявления Рода. Поэтому он не верховный бог, а бог, который является источником божественности, источником всего сущего - он выше любой иерархии. Условно можно назвать его надверховным богом, подчеркивая его независимость от принципа иерархии и превосходство над ней.

Описание Рода в современном неоязычестве

Теологические изыскания современных неоязычников славянского извода обычно сводятся к утверждению, что Род - самый древний бог. Род является создателем и творцом мира, что роднит его с образом Творца в ортодоксальном христианстве. Впрочем, сами язычники, как и христиане, склонны яростно отрицать это тождество. Бог род у славян считался также прародителем первого поколения божеств, называемых боги-отцы. Он является причиной всех причин, основателем мироздания, первичной творческой силой, первомыслью и источников всего. Род бесконечен и превосходит понятия времени и пространства. Язычники, говоря о Роде, так же вспоминают о некоем мировом яйце - символе первичного мира, общем для множества культур.

Считается, что до проявления в акте творения Род пребывал в некоем мировом яйце, превосходящем пределы материального мира. Это яйцо - символ зарождающегося мира, вынашиваемого божественной силой. Когда яйцо раскалывается, из него возникает мир - небо и земля. Считается также, что вне Рода нет никакого бытия, так же как и небытия. Другими словами, бог Род вездесущ и вневременен. И все, что можно помыслить, пребывает в нем. И ничего нет такого, чтобы его превосходило или было от него отделено.


Свет и тьма, добро и зло

Поскольку бог Род - это бог, в котором пребывает все, то он превосходит по своим качествам такие понятия, как добро и зло. Соответственно, о его нравственных качествах нельзя говорить буквально, поскольку все этические категории, это лишь человеческие понятия и не подлежат проекции на божество. Таким образом, нельзя сказать, что Род добр или зол. Он выше и того, и другого.

Род и рождение

Неоязычники настаивают, что от имени бога Рода произошел глагол «рождать». То есть рождение - это акт уподобления данному Богу, соучастие в его творческом акте создания. Впрочем, что было на самом деле первично - имя бога или слово, означающее естественный акт воспроизводства, доподлинно неизвестно. А потому утверждение приверженцев язычества можно принять только на веру.

Род в мифологии

Образ Рода представляет его как того, кто непосредственно создал этот мир таким, каким мы его знаем. Земля и небо, звезды, солнце и луна, горы, равнины, водоемы, растения и животные - все это дело рук Рода. И все это в своей совокупности сам бог Род. Он же разделил мироздание на три части - правь, явь и навь - три фундаментальные категории языческого славянской космологии. Явью в этой системе называется мир, в котором живут люди. То есть это тот мир, который мы видим за окном, мир материи. Правь же, это высший мир, мир, в котором обитают боги - дети Рода. Это мир торжества правды и справедливости, олицетворение всего лучшего и доброго. Что касается Нави, то это мир нижний. В Нави обитают мертвые. Некоторые мифы, а точнее попытки их современной интерпретации, сообщают, что в Нави располагается царство тьмы - так называемое Пекельное царство.

Изображение бога рода в славянской мифологии также тесно связано с образом роль которого у славян играет дуб. Крона его восходит к прави, корни - к нави, а ствол, соответственно, представляет собой мир срединный, то есть явь.

Мифы описывают, как из дыхания бога Рода явилась Лада - богиня гармонии, красоты, любви и мудрости. Лада в воплощении совы играла роль посланницы Рода и провозвестницы его воли людям и всему живому. Кроме того, по одной из версий мифов, при творении мира Родом были созданы божества Доля и Недоля. Они называются прабогами и их роль заключалась в том, чтобы плести вместе с Макошью нити судьбы, определяющие ход истории людей и богов. Впрочем, другие мифы говорят о том, что рождены эти персонажи были значительно позднее.


Когда мир был сотворен, Род увидел, что он прекрасен, но хаотичен. В нем не было никакого порядка, не было того, кто мог бы его контролировать, возделывать и хранить. Поэтому следующим шагом Рода было создание Сварога. Последний представляет собой великого Будучи ремесленником, Сварог сковал цепи, которыми были соединены между собой все части мироздания. Благодаря этому в космосе был наведен порядок и мир стал структурирован. Таким образом, Род устранился от дел и погрузился в отдых, а Сварог продолжил его дело творения, а затем - управления.

Часто вместе с Родом упоминаются и так называемые рожаницы - божественные сущности в женской ипостаси. Некоторые считают, что под ними подразумеваются и Леля. Другие настаивают, что, по крайней мере, одна из этих самых рожаниц - богиня Жива.

До того, как первая гора устремилась в небесную вышину и первая река, собою омыла берега земные, была пустота. Тишина, ибо никто не говорил и не дышал. Бесконечность, ибо время дремало в забытье, не знающее что ему положено проснуться. В этой пустоте было золотое яйцо, в котором дремало Нечто, или может быть Некто. Но однажды, яйцо то разбилось и из золотой скорлупы появился Род — тот, кто решил родить жизнь. И стало его тело вселенной, а мысль его жизнью и было это прекрасно. Мир рождённый в тишине был безлюден, поэтому Род дыханием своим дал жизнь всему произрастающему из тверди земной, и создал он людей. Смертных и вдохнул в них своё дыхание и стало это душою, что однажды вернуться должно будет к прародителю. И Род породил детей своих Богов, чтобы они мир, созданный им берегли и порядок держали. Породил он сына своего Сварога и дочь свою Ладу Прекрасную, и завещал им учить людей любви и прославлению его. И ушёл он отдыхать и предаваться су божественному, в котором он видел глазами детей своих смертных и бессмертных, где волю свою глаголил чужими устами, ибо всё сущее, зримое и незримое — это Род и часть его.

До сотворения мира не было ничего, ни пространства, ни времени. Была лишь некая божественная материя, которую древние Русы называли Всевышним, то есть возвышающимся над всем и всеми. Часто его имя сокращалось и называли его образ Вышнем. В индийском мифологии эта первозданная материя известна под именем Вишну.
Итак, не было ничего кроме Всевышнего и мысли его, что породило Золотое Яйцо. В этом причудливой колыбели дремал Род, начало всего живого и всей вселенной. Род вышел из золотой обители своей, и стал сотворять мир сей.
Род единственное творение Всевышнего, что уже в последствии дало жизнь всему ныне существующему. Поэтому Вышень почитался, скорее не как бог, а как первопричина и исток всего существующего. Великий Род мысль отца своего обретшая плоть и душу в творениях своих.
Судить об этимологии возникновения имени славянского бога Рода, довольно сложно. Но мы имеем на сегодняшний день множество слов образовавшиеся об имени этого божества: родина, природа, роды, родители, родственники, роддом, рождение, выродок, урод и так далее. Все они несут в себе сакральное предназначение самого божества: жизнь, её продолжение. Род — это означает рожать, творить и создавать.
Славянский Род в мировой мифологии и пост христианской эпохе.

Вообще языческий пантеон любых народов всегда начинался с Создателя и Праотца всего существующего. Его почитали как отдельно взятого бога, или, как и славяне восхваляли его, как первоисточник, но не ставили ему отдельных кумиров и не строили капища.
Славянского Рода отождествляли и с египетским Осирисом, и с финикийским богов Ваалом, что восседал на небе. У славян, населявших западные земли было божество по имени Свентовит, и его описание и его предназначения полностью совпадает с поклонением Роду. Можно сделать вывод, что два эти божества не только похожи, но и являются одним целым, но именуемый у каждого народа по-своему. Если даже отсечь возможность путешествия людей в земли иных народов, где они могли рассказать о своих главных божествах, то почти все языческие пантеоны начинаются с Создателей. Мышление человека, даже в те далёкие времена начиналось с поиска перво истока, как причины следствия.

Даже после принятия славянами христианства, ещё много веков подряд славяне славили Рода, и вопреки пояснениям священников, что имя Создателя не Род, а Бог, утверждали, что если Бог родил и создал землю и жизнь на ней, то и имя ему Род. В первых переводах Библии на русский язык, Бог так и назывался Рододатель, тот что дал жизнь роду людскому.

Одна легенда сотворения мира у каждого из народов обрело своё имя: у славян-Род, у кавказских народов-Тха, у индийцев-Рудра, у скандинавов — Имира. Все эти верховные боги создавали мир из собственного тела и души. Невозможно не отметить родство всех этих преданий и божеств.

Род и дети его.

Род сын Вышня и его продолжение, однако и он породил детей, что упорядочили существование вселенной. Род родил сына своего единственного Сварога и жену его, дочь Ладу. Великий Род не имеющий пола, таким образом дал миру два начала: женское и мужское, что должно в соитие порождать всё живое. Итак, Великий Род безполый разделил людей и богов на женщин и мужчин. Если вникать в саму суть божеств Сварога и Лады, это две противоположные ипостаси самого Рода: одна из них олицетворяет силу и мощь создателя, вторая силу созидания и творения.
Довольно трудно сегодня запутаться в происхождении славянских богов. Мы знаем, что Великому Роду сопутствовали Роженицы, богини, несущие жизнь и повелевавшие душами, исходящими от Рода в тело смертное при рождении. По одной версии Роженицами называли Ладу и дочь её Лелю, по другой версии — это были богини Доля и Недоля, что пряли клубок судьбы каждого живого существа. Доля и Недоля, были дочерьми богини Макоши, матери-природы. Возникает вопрос, кем приходится Макошь Великому Роду — супругой, сестрой или дочерью? Богиню почитали, как Небесную Богородицу, что родила всё живое и не живое во вселенной этой. Если рассматривать богиню, как супругу и сестру Великого Рода, то это значит, что и её породил бог Вышень, и разделение на мужское и женское начало, произошло до рождения Сварога и Лады. Если рассматривать Макошь, как дочь Великого Рода, то здесь есть два варианта: либо богиня двулика и её вторая ипостась — это Лада, супруга Сварога, или же Макошь, дочь Рода, что стала его супругой в дальнейшем и родила вместе с ним всех остальных богов. Ни одно из утверждений не может быть абсолютно правдивым, так как попросту е существует подлинных первоисточников, объясняющих родственные связи между всеми славянскими богами. С пришествием христианства на славянские земли, искоренение языческих культов и преданий, велось особенно ожесточённо, для того, чтобы потомкам не осталось ни единого упоминания об древних богах. Поэтому с уверенностью утверждать что-либо практически невозможно.

Бог Род — праздники и символы.

Почитание бога Рода приходилось на восьмое сентября, на следующий день, девятого сентября, почитались дочери его — Роженицы. Даже после принятия славянами христианства, в народе ещё долго отмечались эти праздники, так как они являлись продолжением народных традиций и пришедшая из другой земли религия, не могла так просто искоренить многовековое поклонение языческому Праотцу.

Символами Рода почиталось два животных: утка и щука. Можно проследить влияние поклонению Роду в народных русских сказках, где оба эти животные выступали ключевой фигурой: щука исполняла желания добрых молодцев, а утка хранила яйцо, в котором смерть злодея была. В неоязычестве, Великому Роду воздвигаются деревянные статуи с фаллической символикой, и они имеют красный цвет. Подобное встречалось и в старину. Подобные символы чаще всего изготавливались из ясеня, бука, вяза или из клёна.




— это прародитель всех славянско-солярных символов, что совсем неудивительно, так как сам Род,

является верховным божеством. В центре символа — солнце, как символ любви и тепла, что породило жизнь. Четыре луча весьма лаконичны, но именно символизируют и простоту, и сложность Великого Рода — он есть всё. Этот амулет, носили на одежде, и он служил верной защитой от Кривды и детей мира Нави. Своими изображением амулет повторяет схематичное изображение вселенной, которое стало доступным только в нашу эпоху. Откуда и как наши предки, могли получить эту информацию много тысяч лет назад — остаётся загадкой.

Руна Род. По некоторым источникам руной Великого Рода принято считать руну Мирового Древа. Руна мирового древа символизирует само устройство вселенной и стремление к небесам, двух лучей (женского и мужского начала, рождённых от единой силы — основного луча). Так же эта руна символизирует и сознание человека, в котором есть божественное начало его прародителей. Эта руна символизирует покровительство богов и путь к порядку.

БОГ РОД

(Рамха) - Единый Бог-Творец, Непознаваемая сущность излучающая Жизньродящий Свет и Первичный Огонь Мироздания (Инглию), из которого появились все существующие Вселенные и обитаемые Миры.

Именно Всевышний создал своей мыслью Золотое яйцо, в котором находился бог Род. Род родил Любовь - и, силою Любви разрушив свою темницу, породил Вселенную - бесчисленное множество звездных миров и наш земной мир.

Этот бог начал создавать видимый мир. Всё, рождённое Родом, до сих пор несёт в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сын Всевышнего разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Наши предки выходцев с Того света называли «навьими» людьми.


Бог - это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.

В книге «Песни птицы Гамаюн» (клубок Первый) о нем сказано следующее:
«1.10. …До рождения света белого
Тьмой кромешною был окутан мир.
Был во тьме лишь Род - прародитель наш.
1.11. Род - родник вселенной, да отец богов.
Был вначале Род заключен в яйце,
Был он семенем непророщенным,
Был он почкою нераскрывшейся.
1.12. Но конец пришел заточению,
Род родил Любовь - Ладу-матушку.
Род разбил темницу силою Любви,
И тогда Любовью мир наполнился.
1.13. Долго мучился Род, долго тужился.
И родил он царство небесное,
А под ним создал поднебесное.
Пуповину разрезал радугой,
1.14. Отделил Океан - море синее
От небесных вод твердью каменной.
В небесах воздвигнул три свода он.
Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
1.15. Род родил затем Землю-матушку…
…Солнце вышло тогда из лица его…
1.20. …Он - отец богов, он и мать богов,
Он - рожден собой и родится вновь.
Род - все боги, и вся поднебесная.
1.21. Он - что было и чему быть предстоит,
Что родилось, и то, что родится.
Род родил Сварога небесного
И вдохнул в него свой могучий дух».

В «Книге Велеса» записано: «Бог - един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов».
Все, что существует, - лишь малая Его часть. И у Него великое множество имен. Древние русы и славяне знали его как Всевышнего, иногда сокращая имя до Вышнего, или еще проще - до Вышня. Другой арийский народ, индийцы, называли бога - Вишну.


Чур Рода

Почему именно Род?
Всю свою жизнь человек ощущал неразрывную связь с окружающей его действительностью, с природой, он жил в приРОДе, то есть буквально: жил ПРИ всём том, что создал бог Род, жил ПРИ РОДЕ. Место, в котором он жил, называлось РОДиной, то есть именно домом Рода. Вроде бы парадокс, но - даже в позднейшем по времени слове богоРОДица - присутствует Род. А как известно, именно богоРОДицу на Руси почитали особенно, признавая в ней покровительницу своей РОДины.

Главная особенность славяно-русской веры в том и состояла: все в мире едино - боги и природа. И люди, которые называли себя внуками, но никак не рабами богов. То есть люди и боги были кровными родичами, а не чужими друг другу созданиями.

Всё в мире, да и сам мир - создал РОД. Все остальные боги - суть части его, как и сам человек, как и всё, что есть: и свет, и тьма, и жизнь, и смерть, и мёртвое, и живое - во всём (и во всех прочих славянских богах также) присутствует бог изначальный. И зовут его Род. На свете не существует ничего, что бы появилось без участия в этом Рода, хотя бы потому что все на свете (как и сам свет) в конце концов когда-то же РОДилось (то есть буквально - Родом сделалось).

Бог Единый создал и управляет всеми мирами один, но осуществляет Он эти функции через разные части себя самого - как бы других богов, но по сути: каждый из них - это частица Его. Как и сам человек - созданный волей Единого Творца.

Литература:
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.: Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.: Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.: Рефл-Бук, 2002

Люди, рожденные в Чертоге Бусла, добры по своей приРОДе, и слово «Любовь» у них всегда пишется с большой буквы. Они не умеют держать зла и искренне прощают обиды. Их постоянное стремление - облагородить все вокруг себя. В связи с этим материальные блага, сами по себе, для них не ценны, а только в сочетании с духовными. Потому как они созидают все во благо своего Рода и при созданном достатке в своем Роду стараются иметь богатое потомство. Они искренне верят в светлое и доброе, поэту им присуще взаимоуважение, душевность, способность выбирать наиболее удобное и благоприятное место для Жизни, чтобы вырастить здоровое потомство. И в наши дни, согласно древнему поверью мы говорим, что такое качество Аиста, ребеночка приносит, и пытаемся как то содействовать этому процессу, создавая благоприятное место – гнездо, для аиста.

12 Гэйлетъ - 37 Гэйлетъ

Священное дерево Чертога Бусла - Ива .
С ней связаны цикличность и ритм, происходящих земных процессов. Ива - дерево женского начала и ее энергия дает удивительную силу женщинам. Она связана с Луной всеми посвященными земле и воде обрядами, которые исполняют женщины. Энергетика ивы служит только природе, подчиняясь законам равновесия и справедливости. Так же женское начало это место зарождения мудрости, отсюда не удивителен тот факт, что издревле на Руси ивовыми прутьями „вгоняли» через седалищное место отрокам неразумным Мудрость, которая не воспринималась через уши, что способствовало ПРАВильному» возрождению духа.
Если Дуб - Мировое Древо сотворенного, то ива - Древо Творения и ее мощный потенциал трансформации подчиняется Мировому Закону. В связи с этим сила, которую содержит в себе ива, плохо поддается модулированию людьми, и очень часто вместо «что хочется» получается то, «чему должно быть».
И вообще Ива - любимое дерево славян, неспроста же о ней говорили в народе «ивушка зелёная, над водой склонённая»… Ласково и нежно, как к живой душе, обращались к ней в наших песнях и сказках.

Чертог Бусла (Аиста) находится под покровительством РОДа. БОГ РОД - персонификация множества всех Светлых Богов и многомудрых Предков наших. Вышний Бог Род - Един и Множествен одновременно. Когда мы говорим обо всех Древних Богах и Великих и Мудрых Пpeдкax наших: Пращурах, Прадедах, Дедах и Отцах, - мы говорим - это мой РОД. Пращур Род - это Предок. К нему мы обращаемся, когда необходима Духовная и Душевная поддержка Светлых Богов и Предков, ибо Боги наши суть Отцы наши, а мы дети их.
Вышний Бог Род является, извечным символом кровного родства, воплощением нерушимости всех Славянских и Арийских Родов и Племен, их постоянного взаимодействия и взаимопомощи друг другу.
Чертог Бусла интересен тем, что Аист производит ассоциацию в народе как несущий младенца счастливым родителям, кто-то, возможно, увидит уютное гнездо, свитое для семьи. Все верно, он приносит только самое доброе и хорошее!

Главное – семья!
Для людей из Чертога Бусла семейные ценности – это святое, именно жизнь в семье всего вернее направляет к чистой радости духа. Семья - это одно из средств глубокого и всестороннего развития Себя. Путь семьянина всегда был трудным. Пожалуй, самым трудным, но и самым действенным в раскрытии Себя и самым радостным. Возможно поэтому люди, несмотря на трудности, стремятся пройти по этому пути.
Потому как дом непосредственно связан с человеком как его обитель: Человек – одеяние – дом, следующие категории: двор, забор, город, далее степь или лес дремучий – это уже внешнее, относительно человека. Внутреннее связано с домом, там его Семь-я. Это внутренняя работа человека - Сотворение из Себя (Бо\га) Образа который отразился бы в не Себя (в неБО\ге) как Цельный Мир окружающий, и смог бы проявиться в Сердце – в середь целого, как множество Чувств слитое в одно Целое - Я –SЕМлЯ – SЕМЯ – SЕМ’Я. Это ни что иное как Образ и Середь целого – Разум и Чувства, как одно Целое, что мы называем Миром проявленным в Сердце Человека, это множество слитое во Единого и этот Единый – SЕМлЯ, Он же - SЕМЯ и Он – SЕМьЯ. Семья - земля, благодатная почва, для семени из которого поЯВ(ь)ляются первые ростки мудрости.

Семь граней семьи :
1. Создание Пространства Любви, несущего психологический комфорт, эмоциональную поддержку, ощущение ценности и значимости Я, чувство безопасности и обеспечивающего развития личности, раскрытие Себя. Именно в семье может быть представлена Любовь такой глубины и такого диапазона для создания соответствующего Пространства Любви.
2. Раскрытие творческого потенциала, своего и в целом семьи. Развитие свободы. Обретение мудрости. Создание соответствующих Образов Мира, необходимых для жизни.
3. Создание социальных условий для гармоничного развития всех членов семьи, ведение общего хозяйства и финансового обеспечения.
4. Создание всех необходимых психофизических и социальных условий для рождения детей и само их рождение.
5. Воспитание детей, воспитание себя через общение с детьми и друг с другом. Развитие качеств материнства и отцовства.
6. Построение глубокого общения с более широким кругом людей разных поколений и возрастов: братьями и сестрами, родителями, бабушками и дедушками, родственниками, в целом - РОДовых отношений.
7. Развитие, сохранение и передача опыта, духовных, культурных ценностей и традиций следующим поколениям.
Таким образом раскрываются семь граней Семьи.

Люди, рожденные в Чертоге Бусла – совсем не простодушные дурачки. Так как они ответственны и выносливы, карьера им преподносит приятные сюрпризы. Они занимают высокие должности, и это тот редкий случай, когда подчиненные души не чают в начальстве!
Дело в том, что труд для них направлен на благо других людей, и этот благородный порыв ведет вперед, к успеху. Нужно обратить особое внимание на то, что при всей дружелюбности у Аистов не слишком много друзей, так как основная задача – это создание семьи.
Для проявления качеств Чертога Бусла, в человеке необходима энергия, которую они могли бы направить на помощь всем нуждающимся, на покровительство слабых. Только тогда они будут цельной натурой.

Для славян бог Род был воплощением всего сущего на земле. Он творец неба, земли, богов, духов и даже людей. Его почитали как великого отца и созидателя, как высший разум во Вселенной. Но несмотря на столь глубокое уважение в прошлом, до нас дошли лишь отголоски тех мифов и легенд, что описывали бога Рода. А все потому, что он является самым древним представителем славянского пантеона.

Появление великого Творца

Наши предки верили в то, что все живое на земле создал бог Род. У славян он был источником всего, как говорится, «причиной всех причин». До его появления не было совершенно ничего, кроме большого Мирового яйца. Само яйцо существовало всегда, но при этом оно не было ни светлым, ни темным, ни мягким, ни твердым.

Но однажды что-то пошло не так внутри этого пустынного мира. В один миг из ниоткуда появился бог Род. С его приходом Вселенная ожила - она перестала быть ничем. И все же вокруг великого Творца царила лишь кромешная тьма и пустота. Такой пейзаж быстро наскучил ему, а потому он решил перестроить мир под себя.

Рождение всего

Первым делом бог Род разделил небо и землю, свет и тьму. Он создал бесчисленное количество звезд, дабы те освещали его труд. Затем он принялся за землю. Род воздвигнул горы, пролил моря и океаны, посадил деревья и травы, а также дал жизнь многим животным и рыбам. Прекрасным стало его творение, но все же чего-то не хватало в нем. Тогда Род решил создать других богов, дабы те помогали ему.

Первой из дыхания Творца появилась богиня Лада (в некоторых источниках упоминается, как птица Сва). Она была воплощением его воли и впоследствии стала покровительницей всего живого и доброго на земле. Вслед за ней на свет появился бог Сварог - великий кузнец и правитель мира. Именно он создал великую цепь, сковавшую все мироздание воедино, а также породил богов второго поколения. И только затем на земле появились люди, которые были самыми слабыми из всех.

Под конец Род решил упорядочить свое творение. Он раздели Вселенную на три части: мир богов - Правь, мир людей - Явь, и мир духов - Навь. Также бог Род провел параллель, которая отделила Правду от Кривды. Благодаря этому появилось добро и зло, правда и ложь, любовь и ненависть - все то, что делает нас людьми.


Великий покой

Следует заметить, что славянский бог Род не является владыкой всего мира. Он только его создал. После этого бразды правления перешли к Сварогу, а затем к Перуну. Сам же Род остался в стороне от происходящего. При этом есть две версии, объясняющие подобное поведение единого Создателя:

  • Первая гласит о том, что Род растворился в своем творении. Каждый раз, когда бог приносил в мир что-то новое, он отдавал взамен часть себя. Таким образом, он стал всем, и в то же время ничем.
  • Вторая версия более приземленная. Согласно ей, Род сильно устал от тяжелой работы и попросту ушел на покой. Вместо того, чтобы править, он решил понаблюдать за всем из стороны, лишь изредка вмешиваясь в дела богов и людей.

Облик бога

Род отличается от прочих богов - у него нет определенной внешности. Он - воплощение всего, целый мир, а не один-единственный индивид. Именно поэтому в его честь редко устанавливали курганы и идолы. Ведь помолиться Роду можно было в любом месте, вся земля - его дом.

Тем не менее есть несколько легенд о том, как бог появлялся в мире людей, в образе седовласого мудреца. Однако не стоит воспринимать эти истории, как намек на истинный облик Рода. В данном случае божество просто приняло привычный для людского глаза внешний вид. Помимо этого, славяне верили в то, что Род довольно часто посещает наш мир в форме аиста. В частности, именно из-за этого поверья появилась легенда, что эти птицы приносят младенцев людям, кладя их на порог дома.


Символика и обереги

Прежде всего Род ассоциируется с великим дубом. Согласно мифам, в начале времен Творец посадил священный желудь в землю, который пророс и превратился в огромное дерево. Его корни уходили прямиком в Подземное царство - Навь, ствол был опорой для мира людей, а громадная крона украшала небо, поддерживая Правь. Таким образом, дуб стал напоминанием о силе и мудрости Создателя, объединяющего все три царства.

Еще один символ бога Рода - свастика. Она состоит из четырех лучей, и от фашистской отличается тем, что имеет более плавную, округлую форму. Ее значение с годами утратилось. Однако некоторые ученые осмелились предположить, что она свидетельствует о вселенской сути Рода - его безграничной и непостижимой силе. Также бытует мнение, что свастика является символом солнца и напоминает нам о том, что творец подарил людям первый свет.

Именно эти два знака использовались при создании оберегов и пентаграмм. Чаще всего к ним прибегали тогда, когда семья долго не могла завести ребенка и ей нужно было благословление Рода. Также поддержки этого бога искали в случае болезни малыша - родители просили великого Творца позаботиться об их чаде и укрепить его здоровье.


Значение Рода в культуре славян

Несмотря на то что Род пользовался большим уважением, он не был доминирующим богом в славянском пантеоне. Это связано с тем спектром возможностей, которыми он обладал. Естественно, продолжение рода было важной функцией, однако, гораздо чаще люди искали помощи у тех богов, которые могли спасти их урожай, защитить землю от врагов или подарить удачу.

Если же говорить о культурном значении, то здесь бог Род подарил нам щедрое наследие. Его имя стало корнем для таких прекрасных слов, как «родить», «родина», «родословная», «родственник», «родной», «природа» и так далее. Таким образом, даже после прихода православия, память о Роде по-прежнему осталась жить вместе с нами.

Обряды и поклонение

Начнем с того, что славяне не устанавливали регулярных храмов или курганов в честь Рода. По крайней мере, об этом нет никакой достоверной информации. В случае необходимости они возводили временное сооружение, которое олицетворяло божество. В остальном же наши предки обходились большим костром, который символизировал первозданную силу творения.

Традиционно принято считать, что день бога Рода припадает на 31 декабря (по новому стилю). В этот день славяне устраивали праздничные застолья, на которых восхваляли великого Творца. Согласно поверьям, дом украшался еловыми ветками, а на них, в свою очередь, вешали различные сладости. Сам же праздник назывался Щедрец.

Еще одни гуляния в честь бога Рода устраивали осенью, в конце сентября. Это особый период для простого народа - весь урожай уже был собран, а значит, пришло время для отдыха. Все обряды, связанные с этим праздником, проводились в лесу, у большого дуба. В эти дни славяне просили защиты у бога, но не для себя, а для целой нации.


Молитва богу Роду

До наших дней дошли лишь немногие хвалебные оды, посвященные Роду. Причиной тому явилось вытеснение язычества христианством, во время которого большинство старинных текстов и песен стерлись из памяти людей.

Одной из самых древних считается следующая молитва богу Роду. «Вседержитель, яко ты един и бессмертен, неувядающий Творец. Вдохнул ты жизнь в лицо человека и появилась у него душа. Ибо ты Род, обитающий на небе и метающий на землю каменные груды, и под твоим благословением рождаются дети».

Является одним из основных божеств. К сожалению, информации о нем практически не сохранилось, поэтому все сведения, имеющиеся в общем доступе требует тщательной проверки. В данной статье мы расскажем, какую роль он играл не только для отдельного славянина или семьи, а всего славянского народа. Не случайно мы упомянули о глобальной (общеславянской) и локальной (семейной) роли. Ученые по-разному видят Бога Рода в жизни славян. Какова же его роль?

Н. М. Гальковский говорил, что самым темным и запутанным является вопрос почитания славянского Рода и рожаниц. Все современные источники, упоминающие Бога Рода, можно разделить на 3 вида:

  • Не у поминающие его вообще;
  • Показывающие нам его в образе божков семейного плана. Что-то на подобии домового;
  • Говорящие о том, что он создатель мира и основа всего сущего.

Начать следует с того, что местом обитания Бога Рода у славян не может быть только дом и тем более печка. Дело в том, что в отношении него упоминается такой термин, как: "мечет на землю груды" . Как же метать на землю груды, когда ты сидишь за печкой? Поэтому представить Рода в качестве домового сложно. Тем более, во всех источниках он упоминается в единственном числе, а домовые во множественном. Да и упоминание домового с именем славянского бога никому еще не встречалось. Несмотря на то, что теория Рода-домового не выдерживает никакой критики, ученых, придерживающихся данной теории, достаточно.

Со славянским Богом Родом связано множество слов с корнем "род" : родник, родиа (молния), народ, плодородие, урожай и род. Большая часть слов известна всем. Остановимся на слове "род" в современном понимании. Род - это поколение, происходящее от одного предка. И так, у нас есть Бог Род и род, как поколение людей, имеющих родственные связи. Что получается? Бог Род у славян - это основа всего народа, исток . Не случайно церковные писатели 11-13 веков приравнивали его и бога-отца Саваофа (одно из имен бога в христианстве и иудаизме). Хотя Любор Нидерле (чешский историк) в своих работах говорил о Боге Роде, как о демоне судьбы. Но деревянная резьба не подтверждает эти убеждения. Символ Бога Рода обширно использовалсь в быту : над стенами, на щипце кровли, на деревянных "полотенцах". Все это говорит о важности Бога Рода у славян и его почитании.

Доподлинно известно, что 26 декабря был днем Рода . Даже в период христианизации славяне праздновали этот день. Собор богородиц. Именно так говорили об этом дне. Н. М. Гальковский писал, что женщины ходили в церковь и приносили туда пироги и хлеб . День почитания Рода наступает сразу после дня зимнего солнцестояния. У славян в этот день праздновался праздник Коляда . У христиан эта дата символизирует рождение Христа. Зимнее солнцестояние - это рождение нового солнца. Рождение Христа и рождение солнца? Выходит, что Христос и солнце в этот день тождественны. И это не домыслы. Вот еще одно доказательство. "Бог есть свет. И нет в нем Тьмы...". Это слова из Библии. И солнце - есть свет. Вряд ли кто-то будет с этим спорить. А если Бог есть свет, и Солнце есть свет, то вывод очевиден.

В понимании славян бог Род всеобъемлющий. Он основа всего. Свет также всеобъемлющий. Поэтому не удивительно, что многие исторические работы отождествляют Рода - Свет - Христа . Б. А. Рыбаков очень хорошо описывает подобную связь в .

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в данной статье мы старались сконцентрироваться на фактах. На просторах интернета можно встретить различные "сказки" о Боге Роде , правдивость которых ничем не подкреплена. Мы же постарались вкратце донести те факты, которые взяты из исторических документов. Более подробно изучить данную тему можно в работах Б. А. Рыбакова, Н. М. Гальковского и других.

Если статья Вам понравилась, воспользуйтесь кнопками социальных сетей и поделитесь информацией со своими друзьями! Заранее Благодарны!