Воскресный день. Память преподобного Максима Исповедника. Воскресный день Как христианин должен проводить воскресенье

. Кому достанется приз читательских симпатий — определяете вы: оставляйте комментарии в конце статьи. Присылайте нам и свои рассказы

Воскресенье. Утро. Через несколько минут прихожане соберутся на молебен с акафистом перед Литургией. Участвовать в чтении и пении могут все желающие, всего 5 лет назад и я начинала свое воцерковление именно с таких акафистов…

…Тоненькая книжечка, с надписью «Акафист Всем Святым» дрожит в руках, Наталья Борисовна, староста храма и «старшая по акафистам», оглядывается в поисках чтецов. Книжка в руках – сигнал готовности к чтению, и я не остаюсь незамеченной. Ободряющая улыбка: «Будете читать?» Ком в горле, поначалу голос мне изменяет, но потихоньку крепнет. Когда я заканчиваю, вижу приветливые лица рядом – меня приняли…

После акафиста – Часы перед Литургией. Храм заполняется, так приятно увидеть всех снова, как и каждые выходные! Подаются записки, покупаются свечи, все расходятся на привычные места… Батюшка Алексий совершает каждение и поздравляет всех с праздником…

…Первый раз я увидела батюшку Алексия по телевизору – местная телекомпания показывала сюжет о посещении настоятелем Покровской церкви села Хомутово Щелковского детского дома. «Вот к такому батюшке я смогла бы пойти на исповедь…» — эта мысль засела во мне и послужила началом моего возвращения в храм, после того, как перестав посещать воскресную школу, я стала бояться показываться в окрестностях храма.

«Благословенно Царство…» — начинается Литургия.

Постепенно у храма собираются многочисленные родители с детьми. Дети постарше сразу идут на службу, малыши – на детскую площадку на территории храма. Мамы и папы совсем маленьких обычно посещают службу по очереди, чтобы иметь возможность спокойно помолиться. Песочница, качели, лесенки-лазилки – какая радость для малышей! А ведь все это появилось не так давно, количество детей на приходе, слава Богу, растет с каждым годом.

Через ворота на территорию робко заглядывают записавшиеся на крещение. Мамы качают младенцев, будущие крестные, румяные и веселые, спрашивают, где находится сторожка, стоя прямо перед ее дверью. Владельцы видеокамер и фотоаппаратов, в ожидании главного события, запечатлевают красоты храма и многочисленные цветочные клумбы в ограде, заботливо возделываемые прихожанками. Чаще всего храм для приходящих креститься или крестить детей – что-то далекое, таинственное и загадочное… Скоро к ним подойдет наша Лена, проводящая огласительные беседы перед крещением, все объяснит и ответит на все вопросы. Помимо этого послушания Лена занимается еще и библиотекой при храме, книги в которой может взять почитать любой желающий. А еще она, как и многие, помогает убираться в храме.

Вспоминаю, как я первый раз решилась предложить свою помощь в храме – осталась после службы. Валентина, молодая женщина за ящиком, немного удивилась, приветливо улыбнулась, и пошла учить меня гасить лампадки. Помню, как батюшка, проходя мимо, задержал на мне ненадолго взгляд – кто-то новенький появился… А потом, со слезами на глазах, я рассказывала своим подругам в училище, как хочу стать членом этой семьи – убираться, мыть полы, все, что угодно – только бы быть Там…

Помню, что первым человеком, приветствовавшим меня в храме на ночной Пасхальной службе радостным возгласом «Христос воскресе!» была Ирина, под руководством которой мы с подругой в Великую Субботу следили за свечами и мыли полы…

…Вот прошла из сторожки в храм Аннушка – старенькая алтарница. Кажется, она совсем уже плохо слышит и видит, но никогда не пройдет мимо знакомых лиц без легкого поклона и удивительно доброй и радостной улыбки. Алтарниц у нас двое – есть еще Антонина – ревнительница благоговейного отношения к храму и службе, простая и добрая, но не дающая спуску мальчишкам-алтарникам в случае нерадивости.

Пора и нам в храм. Входишь и сразу слышишь стройное клиросное пение. Сегодня, в воскресный день, хор в полном составе. Регент Люба совсем еще молодая, но очень строгая – попробуй взять не ту ноту! Но по воскресениям такого не бывает – на клиросе прихожане с самыми лучшими вокальными данными, и самые опытные. Среди них, если приглядеться, можно заметить нашу самую старшую и уважаемую певчую – Зинаиду Григорьевну. Именно она, матушка Зинаида, когда-то взяла меня за руку и привела на клирос, даже не представляя себе, как это много для меня тогда значило, да и навсегда это событие стало для меня в жизни значимым… Скромная и незаметная на праздничных службах, матушка Зинаида, всю свою жизнь посвятившая храму, просто незаменима на будничных службах, когда певчих очень мало, не редко и одной приходилось помогать батюшкам пропеть и вычитать длящуюся несколько часов службу…

За ящиком – Елизавета, Валентина, Людмила Андреевна – казначей храма. Всегда улыбнутся, ответят на неиссякаемые вопросы тех, кто только ищет дорогу к храму, кто зашел «случайно», из любопытства, посоветуют книгу, расскажут о иконах, подскажут, когда удобнее подойти с вопросом к батюшке. Ну а мамочкам с детишками всегда добавят лишнюю просфору – после Причастия никакие сладости не сравнятся со свежей просфоркой!

В Никольском приделе – исповедь. Сейчас исповедует батюшка Василий. Удивительный батюшка! Недавно всем приходом отпраздновали его юбилей – 70-летие. Несмотря на все немощи, отец Василий не оставляет службу в храме. Он исповедует, сослужит, служит панихиду – очень много значит его служение, прихожане его любят и ценят. Рядом с ним всегда его правая рука – матушка Тамара – добрая, приветливая, любимица всех малышей на приходе.

Есть у нас еще один батюшка – отец Александр. Такого веселого батюшку не часто встретишь – каждый вспомнит какую-нибудь его добрую шутку, веселое замечание, выводящее из уныния. Мимо детей о.Александр никогда не пройдет просто так – благословит, погладит по головке, расспросит как дела, не обижает ли кто? Многие замечали, что особенно неравнодушен он к мальчикам – у батюшки четыре дочери и две внучки, о которых он никогда не устает рассказывать.

Нельзя не вспомнить и матушку Евгению – супругу нашего настоятеля, маму четверых детей. Она всегда в курсе всех дел на приходе, всегда поддержит в трудную минуту, помолится, найдет кого-то, кто может помочь в затруднительной ситуации. Молодым мамам посоветует, как справляться с маленькими детьми, не забывать храм и не оставлять молитву ни при каких обстоятельствах.

«Со страхом Божиим и верою приступите…» — вот и Причастие. Множество молодых мамочек и папочек с младенцами на руках потянулись в сторону батюшки, держащего в руках Чашу и читающего молитву. Перед о.Алексием множество ребятишек в пестрых праздничных одежках и платочках, чуть поодаль – дети постарше, чинно сложившие руки на груди… Слава Богу, что их так много! Дай, Господи, чтобы они через всю жизнь свою прошли с верой и упованием на помощь Божию…

После Причастия малышей уносят покормить и уложить спать в коляски, многие остаются до конца службы. Взрослые прихожане подтягиваются поближе к батюшке, чтобы послушать проповедь. Но, благодаря заботам наших умельцев, Григория и Сергея, протянувших проводочки с микрофонами к алтарю, проповедь очень отчетливо слышна не только рядом с батюшкой, но и в любом уголке храма.

Подходим ко Кресту. Батюшка приветствует каждого, спрашивает, как здоровье, наладились ли дела, приглашает на трапезу.

В притворе многие задерживаются у стендов. Здесь всегда можно узнать новости прихода, прочитать объявления о предстоящих Крестных ходах, приходских праздниках, почитать статьи прихожан с нашего сайта, посмотреть фоторепортажи с уже прошедших общеприходских мероприятий и праздничных концертов, полюбоваться рисунками юных учащихся воскресной школы, и узнать многое другое. Взрослые приглашаются на беседы о православии с батюшкой, проходящие по средам в детском клубе в городке Щелково-7.

Молодежь под руководством молодого офицера Владимира договаривается об очередном пешем или велосипедном походе – ведь лето на дворе, самое время отдохнуть на природе.

Примерно раз в месяц в притворе, а в летние солнечные дни и на выходе из храма, проводится раздача одежды и обуви для нуждающихся. Наталья Николаевна, несущая здесь послушание, рассказывает, что такие раздачи помогают многим. Ну а мамы на приходе в любое время не перестают обмениваться детской одеждой и вещами, которые младенцы, как правило, не успевают изнашивать.

В дни престольных праздников на выходе из храма всех ожидает праздничная трапеза – специально вынесенные столы уставлены блюдами с печеньем и конфетами, всех угощают душистым чаем – весь воздух вокруг пронизан атмосферой праздника… Мы общаемся, радуемся, делимся новостями и впечатлениями, планируем будущие встречи.

После службы многие остаются в храме помочь, после трапезы и отдыха начинаются занятия в воскресной школе. Для старших Александр Георгиевич, бывший военный, проводит секцию рукопашного боя.

Мы с детьми идем домой – они еще маловаты для воскресной школы, да и послушание у мужа в храме скорее «домашнее» – Борис, и еще один наш прихожанин, и просто друг, Сергей, по благословению батюшки занимаются сайтом нашего храма. Они пишут новые статьи, делают фоторепортажи, регулярно обновляют расписание Богослужений, ищут интересные материалы.

Последний взгляд на храм, крестное знамение, поклон… Мы идем домой, но душой не уходим отсюда никогда. Это наш второй, а точнее – первый дом, здесь наши друзья, наша семья, которая постоянно растет и меняется, готовая всегда принять того, кому тяжело и одиноко, готовая помочь и поддержать. Наша семья – это наш приход.

Ольга Ушкевич

Многие новоначальные христиане задаются вопросом — Как по-православному провести воскресный день? Попробуем ответить на этот вопрос. Время праздника - время особенного служения Богу. А как Бог особенно пребывает в храме, то в праздничные дни надобно посещать храм Божий.

С каким же усердием должны мы отозваться на приглашение Царя Небесного, к Которому каждый праздник, каждое воскресенье с особенной силой и настойчивостью зовет нас святая Церковь в дом Божий, где присутствует Своею благодатью Сам Царь Небесный! «Для тех людей, говорит митрополит Московский Филарет, которые по немощи, по нужде, по долгу повиновения во времена священные принуждены оставаться в домах, должно сказать: по крайней мере, когда услышат они возвышенный голос колокола, возвещающий высокую минуту бескровной жертвы, пусть пошлют в церковь благоговейную мысль, благочестивое желание, пусть освятят себя знамением креста, как бы вместе с предстоящими алтарю; ангел храма встретит их и вдали причислит к действительно предстоящим и вознесет на алтарь Господень память их».

Возвратясь из храма домой, христианин и здесь должен поддерживать в себе молитвенное настроение.

Если в будние дни, когда человек развлекается житейскими заботами и труда­ми, не всегда он может посвятить много времени на молитву, которая так необходима для его души, то в воскресные и праздничные дни он должен отдать большую часть своего дня этому благочестивому и спасительному занятию.

Святитель Тихон, епископ Воронежский ходил почти каждый день в храм на литургию и вечерню и сам пел на клиросе. Ночи проводил без сна и ложился на рассвете.

Пророк Давид молился в начале ночи, вставал на молитву в полночь, молился утром, вечером и в полдень.

Поэтому он сказал: седмерицею днем хвалих Тя (Пс. 118:164).

Авва Дула, ученик преподобного Виссариона, рассказывал: «вошел я к своему старцу в келью и застал его стоящим на молитве; руки его были простерты к небу, и он оставался в этом подвиге четырнадцать дней».

Молитва, - это благоговейная беседа души человека с Богом. Вполне прилична в праздничные дни и беседа с людьми, но, конечно, не всякая, а только о предметах божественных.

Душа после благочестивых разговоров преисполняется святыми мыслями, чув­ствованиями и желаниями. Ум становится яснее, светлее; в сердце проникает сожаление о худо проведенном прошлом - воля так и желала бы творить только одно то, что благоугодно есть пред Богом.

О, если бы каждый из нас любил говорить и слушать более о том, что касается Бога и души; тогда вера и добродетель не были бы у нас только на словах, но были бы жизнью и достоянием сердца, всего существа нашего.

Одинаково полезно и спасительно, как ведение душеспасительных бесед, так и чтение душеспасительных книг. Святой апостол Павел заповедует своему возлю­бленному ученику, епископу Тимофею, чтение святых и душеполезных книг, как одно из главных средств для преуспеяния в духовной жизни. Внемли чтению (1Тим. 4:13), - пишет он ему. И святые отцы, следуя апостолу, заповедуют всем чтение святых книг, как одно из важных средств к духовному совершенствованию.

Особенно полезно читать Священное Писание. «Если мы читаем Священное Пи­сание с верою, - говорит святитель Василий Великий, - то чувствуем, что мы видим и слышим Самого Христа. Что нужды, - живым ли голосом, или через писание кто говорит нам? Это все то же. Так и в Священном Писании Бог говорит с нами так же истинно, как мы говорим с Ним через молитву».

Весьма полезно и спасительно для души благотворить в праздничные дни. Святой апостол Павел советовал установить христианам Коринфской церкви постоянный сбор в пользу нуждающихся: поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели (т. е. каждое воскресенье - Прим. Ред.) каждый из вас пусть отлагает у себя и собирает, сколько позволит ему состояние (1 Кор. 16: 1-2). Святитель Иоанн Златоуст, внушая эту заповедь константинопольским христианам, говорит: «устроим в своем доме ковчежец для бедных, который пусть находится у того места, где ты становишься на молитву. Пусть каждый в день воскресный откладывает дома деньги Господни. Если мы поставим себе правилом в день воскресный откладывать что-нибудь в пользу бедных, то не нарушим этого правила. Ремесленник, продав что-нибудь из своих произведений, пусть приносит начаток цены Богу и этой частью поделится с Богом. Не большого требую, только прошу отлагать не менее десятой части. То же делайте не только при продаже, но и при покупке. Эти правила пусть соблюдают все преобретающие праведно».

Древние христиане с любовью чтили праздничные дни обильными при­ношениями в церковь, из которых одна часть шла на содержание служащих при церкви и церковные нужды, а другая на вспомоществование бедным. «Приноше­ния эти, - говорит один древний христианский писатель, - служат как бы залогом благочестия; потому что идут не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но на пропитание и погребение бедных, на отроков и девиц, лишившихся имущества и родителей, на старцев, которые по слабости уже не могут выходить из дома и заниматься работою, также на потерпевших несчастье и на заточенных за веру в ру-докопни, на острова и темницы».

Многие из людей достаточных в уважение праздников сами раздавали щедрую милостыню неимущей братии, питали алчущих, призирали странных и ходили по больницам, стараясь словами утешения и разными услугами облегчить страдания болящих. Так писатель жития преподобной Марфы, рассказывая о том, как почитала она божественные праздники, между прочим, говорит: «милосердна к нищим была неизреченно, алчущие питая, и нагих одевая. Входя же часто в больницы, служаше своими руками больным, умирающим же подаваше от своих трудов погребательная, такожде и крещаемым белыя одежды даяше от своего рукоделия».

Общим обычаем древних христиан было устроять во дни праздничные трапезы для сирот, странников и всех бедных. В первые времена христианства такого рода трапезы учреждаемы были при церквях и гробах мучеников; но впоследствии их стали устраивать благотворители только в собственных домах. Щедрость некоторых христиан простиралась до того, что иногда они, по причине большого стечения нищих, в один праздник устраивали несколько трапез одна за другою. Так известно, что один христолюбивый брат, по имени Исайя, отличался особенною благотворительностью во дни праздников: создав странноприимницу и больницу, он старался упокоить всех приходящих к нему и служил больным со всем усердием: «в субботы же и во дни недельные, по две, по три, и по четыре трапезы представляше нищих ради». Если у тебя из родных или знакомых болен кто, сходи к больному, утешь, чем можешь. Может быть, лежит кто-либо на кладбище из близких твоему сердцу. Сходи на могилу умершего, помолись о нем. Теперь во многих церквях по праздничным дням устраиваются внебогослужебные собеседования пастырей с народом. Хорошо и их посетить.

Так должен проводить христианин воскресный или праздничный день. Но так ли мы проводим его на самом деле?

Многие из христиан, недовольные своим постоянным заработком, уделяют еще и время священного покоя на свои работы, думая через это умножить свое состояние. Но напрасно они так думают. В Прологе помещен такой рассказ.

Жили рядом два ремесленника, которые оба занимались одним ремеслом: были портные. Один из них имел жену, отца, мать и много детей; но он каждодневно ходил в церковь. Однако, несмотря на то, что чрез это немало отнимал у себя времени для работы по ремеслу, он достаточно содержал и прокармливал себя со всем семейством, благодаря благословению Божию, ежедневно испрашиваемому на труд и на дом свой. Другой же слишком много отдавался ремеслу, так что нередко в праздничные дни, которые должны быть посвящены на служение Богу, не был во храме Божием, а сидел за работой, но богатым не был и с трудом кормился. Вот он и стал завидовать первому; однажды он не вытерпел и с раздражением спросил соседа: «с чего это и как ты богатеешь? ведь вот я больше тебя тружусь, но беден».

А тот, желая, чтобы сосед почаще вспоминал о Боге, ответил: «вот я, каждодневно ходя в церковь, нередко нахожу золото по дороге; и так мало-помалу приобретаю. Если хочешь, - станем вместе ходить в церковь, - я буду каждый день звать; но только все, что каждый из нас ни нашел бы, - делить пополам». Бедняк поверил, согласился, и стали они вместе каждый день посещать храм Божий, где душа невольно располагается к молитве и где благодать Божия незримо касается сердца человека; скоро привык и другой к такому благочестивому обычаю. Но что же? Бог видимо благословлял его и труд его: он стал поправляться и богатеть. Тогда первый, подавили добрую мысль, признался своему соседу: «я не совсем правду говорил тебе раньше, но от сказанного мною ради Бога и твоего спасения какая польза для души твоей и для твоего имения! Поверь, что я ничего не находил на земле, никакого золота, и не из-за золота посещал храм Божий, но именно потому, что Бог сказал: ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33). Впрочем, если я говорил, будто находил золото, не погрешал: ведь ты нашел и приобрел». - Так благословение Господне на свято чтущих Господа служит лучшим и надежным споспешником трудам.

Неуважающих святые праздники всегда может постигнуть Божие наказание. Ведь они, имея праздничный день совершенно свободным от работы, ленятся даже сходить в храм Божий, а если и придут, - стоят в церкви Божией рассеянно, молятся неусердно, думая о том, как бы им повеселее провести праздничный день. А придя домой, предаются необузданному веселью.

Конечно, нет греха в невинных удовольствиях и полном отдыхе от постоянной работы. Преподобный Антоний Великий часто говорил своим ученикам: «как нельзя постоянно и сильно напрягать лук, иначе он лопнет, так нельзя и человеку быть постоянно в напряжении, но ему необходим и отдых». Но лучшее веселье для христианина в Боге; - поэтому лучшей радостью христианина в день праздника должна быть радость от чтения душеспасительных книг, ведения благочестивых разговоров и совершения богоугодных дел. Впрочем, не только не запрещается христианину в этот день и какое-либо разумное развлечение, - посещение какого-либо музея или выставки, родных или знакомых и т. п., но даже настоятельно рекомендуются эти здоровые и полезные развлечения. Но совершенно несогласно со святостью воскресного дня предаваться пьянству, петь бесчинные песни и предаваться излишествам всякого рода. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас».

Некогда Господь Бог устами пророка Своего говорил иудеям, проводившим дни праздничные в служении одной чувственности: праздников ваших ненавидит душа Моя (Ис. 1:14). Страшно слово это. Убоимся же гнева Божия, будем проводить праздники свято, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти (Рим. 13:13), но будем про­водить праздники в чистоте и праведности.

Азбука Веры

Нет, я имею в виду не работников сферы обслуживания, больниц и прочих предприятий, где заведен сменный график. Сегодня воскресенье все чаще становится шестым или седьмым рабочим днем даже для обычных офисных сотрудников, которые, имея удаленный доступ к корпоративной почте или стопку распечатанных документов, по собственной воле предпочитают в спокойной домашней обстановке доделать то, что не успели завершить в трудовые будни. Кто-то подрабатывает или берет сверхурочные, а кто-то только в воскресенье может найти время для обдумывания серьезного нового проекта. Даже воскресное общение в социальных сетях как-то незаметно переходит в «работу в социальных сетях», и тут уж будни окончательно сливаются с выходными.

Словом, многовековая христианская традиция посвящать день седьмой отдыху и духовным практикам, прерванная у нас в 20–40-е годы ХХ века, а потом возвращенная в виде семидневной рабочей недели с выходным в воскресенье, как-то постепенно расшатывается.

Конечно, Россия никогда не походила ни на викторианскую Англию, где в воскресные дни нельзя было ни отправить письма, ни зайти в ресторан, ни на другие европейские страны, где магазины в «день солнца» стабильно закрывают на замок. Но и для россиян всех сословий, и для советских граждан выходной был днем, наполненным особым смыслом.

«Относимся мы к верующим или нет, этот день все равно не похож на остальные, – утверждает Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet), этнолог и автор исследования на эту тему*. – Он занимает особенное место в европейском самосознании и культуре. Он помогает регулировать нашу общественную жизнь, но также и жизнь нашей души. Лишение себя еженедельного дня отдыха и покоя может вызвать сильный внутренний дисбаланс».

«Когда в семье возникают проблемы, мы знаем, что зачастую это связано с недостатком общения и времени, которое дети и родители проводят вместе. И мы сами спешим это время сократить? – удивляется психоаналитик Светлана Федорова. – Вспомните, этимология слова «воскресенье» предполагает, что в этот день нам дается возможность воскреснуть, вернуться к себе, обратиться к своей душе, понять и сделать то, что нам действительно хочется. Превращение воскресенья в еще один рабочий день – это шаг на пути культурного и социального регресса!»

Давайте же попытаемся вернуть воскресенью утраченный смысл и вновь научимся им наслаждаться.

Культивировать символы

«Воскресенье, в отличие от смены дней и времен года, – не природная данность, а достижение культуры», – объясняет Жослин Бонне. Изобретенная вавилонянами семидневная неделя имела вначале религиозные основания. Религия учит нас, что Бог создал небо, землю и море за шесть дней, а на седьмой день отдыхал. Так случилось, что евреи отвели для служения Богу и духовных забот субботу, в то время как мусульмане выбрали пятницу, а христиане – воскресенье. «Мифология воскресного отдыха – важная отличительная черта культуры всей христианской Европы», – отмечает этнолог. Этот день отдыха, в начале своей истории бывший одной из составляющих религии, а в эпоху промышленной революции ставший социальным завоеванием, мифологичен постольку, поскольку он – часть культурного наследия. И самосознания: «Работать пять-шесть дней означает быть человеком, – продолжает Жослин Бонне. – Работать семь дней – рабом. Нам стоило бы снова возродить культ воскресенья как дня несуетного, наполненного душеполезными делами, не отягощенного ни работой (насколько это возможно), ни потребительством!»

Воссоздать ритуалы

«Когда-то воскресенье было отмечено совершенно особенными общественными ритуалами: церковная служба, семейный обед, воскресная прогулка…» – напоминает социолог Жан-Клод Кауфман (Jean-Claude Kaufmann). «Даже для тела были свои ритуалы, – рассказывает Жослин Бонне. – Каждый приводил себя в порядок, надевал лучшие одежды, «воскресные». «Сегодня мы наблюдаем не исчезновение ритуалов, но, скорее, их специализацию, – добавляет Жан-Клод Кауфман. – Каждый из нас заводит свои порядки, и воскресенье одних не похоже на воскресенье других». Некоторые традиции сохраняются, как, например, воскресная прогулка: выбраться куда-нибудь на природу, за город, в лес или даже просто побродить по улицам… Другие меняются: воскресный обед стремится превратиться в пятничный или субботний ужин, церковную службу дополняют или заменяют поездки на выставку, в кино или театр. Наконец, некоторые воскресные ритуалы появились лишь недавно, как, например, бранч или воскресная пробежка. Или как поход в торговый центр – отметят ехидно настроенные читатели…

Так или иначе, есть нечто главное, что призвано выделить этот день среди шести остальных, а именно: воскресные занятия должны отличаться от всего того, что мы делаем в другие дни. Неважно, мастерим мы стулья, готовим что-то необычное или садимся за руль – в любом случае мы без стеснения предаемся занятиям, которые на это короткое и блаженное время вырывают нас из обыденной повседневности.

Освободить воскресенье

Вообще-то очень удачно сложилось, что воскресенье – это лишь часть уик-энда. Который начинается довольно бодро в субботу с выполнения неприятных накопившихся дел, продолжается более расслабленным воскресеньем и завершается грустью воскресного вечера. Поэтому, чтобы насладиться воскресеньем в полной мере, нужно освободить себя от покупок, уборки, френдленты и детских уроков – словом, от всего того, что не получилось сделать за неделю. Постарайтесь заполнить этими делами конец пятницы и субботу и максимально разгрузите свой выходной день. Иначе грусть воскресного вечера грозит посетить вас гораздо раньше…

Не требовать слишком многого

На самом же деле при том, что нам обычно удается немного позаниматься спортом с утра и прогуляться с детьми после обеда, отношениям в паре чаще всего уделяется недостаточно времени. «Ведь больше всего мы мечтаем в конце дня расслабиться, валяясь, например, перед телевизором, – замечает социолог. – А это мало совместимо с усилиями, которые порой необходимо предпринять партнерам в семейной паре, чтобы обрести второе дыхание». В результате воскресенье, в принципе предназначенное для совместных удовольствий, приносит разочарование, которое тем сильнее, чем меньше мы были к нему готовы. Между тем рецепт счастья выходного дня прост: пересмотрите свои задачи и умерьте амбиции, мы ведь не можем объять необъятное. И в то же время придумайте план, которому будет рада вся семья, – один-единственный, но придерживайтесь его неукоснительно!

Об этом

Книга этнолога Жослин Бонне (Jocelyne Bonnet) «Воскресенье в Европе» («Dimanche en Europe», Éditions du Signe, 2003). Панорама и эволюция социальных традиций по всей Европе, от Португалии до Польши. Забавная прогулка по рынкам и балам, отличающим этот непохожий на другие день.

Старый, Ветхий Завет потерял свою силу, все что было написано в нем:

14 истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;
(Кол.2:14)

Сегодня чистый лист — каждый человек, который принимает в крещении Христа, как своего Спасителя.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
(Деян.8:36,37)

Новый Завет, новые условия спасения, чистый человек, без греха.

Никто в первом веке не мог даже представить, что Святой Дух может сойти на язычника, все были уверены, что это прерогатива исключительно иудеев. Примером может служить удивление учеников Иисуса, когда Петр проповедовал Корнилию, римскому военачальнику:

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен,
(Деян.10:34)

44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:
47 кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа?
48 И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.
(Деян.10:44-48)

Никто даже и предположить не мог, что Бог обратит Свое внимание на таких людей, язычников. После этих событий Апостолы были в беспокойстве, были встревожены этими нововведениями, по-этому Петру даже пришлось объяснять свои поступки.

1 Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие.
2 И когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные упрекали его,
3 говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними.
4 Петр же начал пересказывать им по порядку, говоря:
5 в городе Иоппии я молился, и в исступлении видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне.
(Деян.11:1-5)

Несмотря на получение великого дара — Святого Духа язычниками, Петр стеснялся по прежнему общения с ними и сторонился иудеев. Когда Павлу стало известно об этом, между ними произошел серьезный разговор.

Ветхий Завет исполнен и его не надо соблюдать, язычнике теперь наравне с иудеями!

11 Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
12 Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
(Гал.2:11,12)

В последствии в некоторых церквях Апостолы боролись с общим мнением, что надо по прежнему обрезать язычника, нужно соблюдать религиозные праздники ветхого завета, чтобы стать истинным христианином:

2 Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
3 Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
4 Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,
5 а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
6 Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
(Гал.5:2-6)

день, в который христианская церковь со времен апостольских (Деян., XX, 7; I Кор., XVI, 2; Апок., I, 10) празднует воспоминание воскресения Христова (Марка, XVI, 1-6). День этот, следуя за субботой иудеев, был в их неделе первым днем, в который последовало воскресение Спасителя, что дало повод перенести празднование с субботы, дня покоя Божия по сотворении мира, на В. - день пересоздания его. В. иначе называется единой от суббот (Луки, XXIV, 1), первой субботой (Марка, XVI, 9) и днем недельным (Апок., I, 10). Некоторые из В. дней заключают в себе двойную торжественность, каковы В. Светлое, или Пасха, день Пятидесятницы, В. вербное - цветоносная неделя, Сборное В. - неделя православия. См. соответственные слова.

  • - день, в который христианская церковь со времен апостольских празднует воспоминание воскресения Христова...
  • - еженедельный иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье - издается в Москве с 1887 года; издатель-редактор священник С. Я. Уваров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - народная иллюстрация, издавался в СПб. с 1863 года еженедельно; изд. А. О. Бауман; редактор В. Р. Зотов. Целью издания было дать дешевый иллюстрированный журнал для небогатых среднего круга читателей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь антонимов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ВОСКРЕСЕ́НЬЕ, -я, род. мн. -ний, ср. Седьмой день недели, общий день отдыха...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ВОСКРЕ́СНЫЙ, воскресная, воскресное. прил. к воскресенье. Воскресный день. || Совершаемый, происходящий, работающий в воскресенье, по воскресеньям. Воскресный отдых. Воскресный университет...

    Толковый словарь Ушакова

  • - воскре́сный прил. 1. соотн. с сущ. воскресенье, связанный с ним 2. Свойственный воскресенью, характерный для него. 3. Проводимый по воскресеньям, приуроченный к воскресенью. 4...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - воскр"...

    Русский орфографический словарь

  • - @font-face {font-family: "ChurchArial"; src: url;} span {font-size:17px;font-weight:normal !important; font-family: "ChurchArial",Arial,Serif;}   канон, содержащий прославление воскресения Христова...

    Словарь церковнославянского языка

  • - См. ВЕРНОЕ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ...

    Формы слова

  • - прил., кол-во синонимов: 1 воскресно-вечерний...

    Словарь синонимов

  • - ...

    Словарь синонимов

"Воскресенье, воскресный день" в книгах

Глава 13 Один воскресный день из жизни весьма юной мадам

Из книги Исповедь юной мадам автора Ли Ma-Лин

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги Кирилл и Мефодий автора Лощиц Юрий Михайлович

ДЕНЬ НЕДЕЛЬНЫЙ, ВОСКРЕСНЫЙ ВознагражденияНатрудились они.Сами струи морские, с напряжением втягиваясь из переполненного Понта в узкую горловину Босфорского пролива, подсказывали им напоследок, как они - сполна, а то и паче меры - натрудились.Но разве не трудятся в

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы…

Из книги С Лазурного Берега на Колыму. Русские художники-неоакадемики дома и в эмиграции автора Носик Борис Михайлович

Воскресный день в лесу, вино рекой, и женщины, и графы, и поэты, и художники, и шпионы… Начнем, конечно, с живописи и с друзей-живописцев. В 1925 году вполне процветающий (семь выставок за четыре года) парижский художник Василий Шухаев написал портрет их с Сашей Яковлевым

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье)

Из книги Славянские обряды, заговоры и ворожба автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Воскресенье – проводы (Целовальник, Прощённый день, Прощёное воскресенье) Прощёное воскресенье являет собой кульминацию масленичной недели. В этот день происходит заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просят друг у друга прощения за причиненные

3. Воскресный день в Чекерсе

автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе

Из книги Тайная война против Советской России автора Сейерс Майкл

3. Воскресный день в Чекерсе В 1922 г. в разоренных областях России свирепствовал голод и казалось, что близкое крушение советского строя неминуемо. Государственные деятели Европы, белоэмигранты и политическая оппозиция внутри Советской России деятельно заключали тайные

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток

Из книги Жизнь Константина автора Памфил Евсевий

ГЛАВА 18. Узаконение - чтить день воскресный и пяток Приличным для молитвы днем положил он почитать день истинно господний, первый, действительно воскресный и спасительный. Дьяконами и служителями Божьими назначив людей, украшавшихся непорочностью жизни и всякой

День воскресный

Из книги Три нью-йоркских осени автора Кублицкий Георгий Иванович

День воскресный Сегодня воскресенье.Не знаю, как начинается оно в пригородах. Мне знакомы лишь воскресенья на Манхэттене, куда жители пригородов стягиваются для праздничных развлечений и, так сказать, греховных удовольствий.Ранним воскресным утром центр Нью-Йорка

Воскресный день на Уэмбли

Из книги Уроки жизни автора Конан Дойль Артур

Воскресный день на Уэмбли «Таймс» 23 мая 1924 г.Сэр! Хотелось бы надеяться, что демократически избранное правительство позаботится о том, чтобы и малоимущие граждане получили возможность лицезреть замечательное представление на Уэмбли. Для многих, если не для большинства

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 6-е. Святитель и чудотворец Николай (О необходимости праздновать воскресный день по свидетельству опыта жизни) I. В день святителя и чудотворца Николая, свято проводившего воскресные и праздничные дни и творившего во время их сугубые дела христианского

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день)

Из книги Проповедь под горой автора Сербский Николай Велимирович

О царских сыновьях (Проповедь в воскресный день) ...Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас... (Еф. 4:6) ...Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии... (Рим. 8:14) ...Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих... (Мф. 18:10) Все люди - сыновья царские,

Воскресный день

Из книги Дидахи, или учение Господа, переданное через апостолов автора Автор неизвестен

Воскресный день В день Господень собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши прежде грехи ваши, дабы чиста была ваша жертва. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока они не примирятся, чтобы не осквернилась жертва ваша.

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59

Из книги Творения автора Двоеслов Григорий

Беседа XVIII, говоренная в храме Св. Апостола Петра в воскресный день. Чтение Св. Евангелия: Ин.8:45–59 Во время оно, рече Иисус народу иудейскому и Первосвященникам: кто от вас обличает Мя о гресе; аще ли истину глаголю, почто вы не веруете Мне; иже есть от Бога, глаголов Божиих

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный

Из книги 400 чудотворных молитв для исцеления души и тела, защиты от бед, помощи в несчастье и утешения в печали. Молитвы стена нерушимая автора Мудрова Анна Юрьевна

Молитва ко Пресвятой Богородице преподобного иеросхимонаха Нила Сорского, читаемая в день воскресный О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое! О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго