Значение как у христа за пазухой в справочнике по фразеологии. «Главное в жизни — быть у Христа за пазухой Как у Христа за пазухой

У Христа за пазухой

У Христа за пазухой - разговорная идиома в русском языке, родственная с Авраамово лоно , однако обозначающая высшую степень защиты.

Эквивалентом в английском языке является In Abraham’s bosom , in Jesus pocket.

Толкование

В толковом словаре Ушакова упоминается в статье про слово «пазуха »:

В справочнике фразеологизмов выражение «У Христа за пазухой» означает беззаботную, легкую жизнь, в которой человек полностью защищен от любых внешних опасностей. Это устойчивое словосочетание создает некий образ пазухи как места, в котором можно очень надежно и безопасно укрыться. Считается, что этот фразеологизм имеет общеславянские корни.

В православии

В православной истории России, несмотря на разъяснение священнослужителями прихожанам смысла текстов Ветхого Завета и Нового Завета , в сознании людей единственным олицетворением божественной силы оставались три единоначалия: Бог Отец , Бог Сын и Бог Святой Дух . И, так как в сознании православных верующих людей только Христос - Бог Сын, будучи Спасителем , мог вместо Авраама обеспечить достижение «райского спокойствия», выражение «У Христа за пазухой» приобрело оттенок чего-то райского и беззаботного.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "У Христа за пазухой" в других словарях:

    КАК У ХРИСТА ЗА ПАЗУХОЙ - жить; чувствовать себя и т. п.; кто быть Спокойно, хорошо, без забот. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) находится в благоприятных условиях, как правило, благодаря покровительству, заботе, помощи и т. п. другого лица. Говорится с… …

    как у христа за пазухой - кто за кем быть; жить Безопасно, спокойно. Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) находятся под покровительством и опекой другого лица (Y), пользующегося их безусловным доверием. ✦ Х как у Христа за пазухой за Y ом. В роли именной части сказ … Фразеологический словарь русского языка

    Какъ у Христа за пазухой. Какъ у отца матери за пазушкой (въ родит. домѣ). Ср. И въ директоры правленья, Наконецъ попалъ! Тутъ ужъ торная дорога: Нахватавъ десятокъ мѣстъ, Какъ за пазухой у Бога, Онъ живетъ; по барски ѣстъ...… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    У этого термина существуют и другие значения, см. У Христа за пазухой. У Христа за пазухой U Pana Boga za piecem Жанр комедия Режиссёр Яцек Бромски … Википедия

    Как у отца матери за пазушкой (в родит. доме) Ср. И в директоры правленья Наконец попал! Тут уж торная дорога: Нахватав десяток мест, Как за пазухой у Бога, Он живет; по барски ест... Некрасов. Современники. Герои времени. Ср. Так вот, друзья, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Умиротворенный, умиротворенно, безопасно, спокойно, мирный, как у бога за пазухой, спокойный, безмятежный, тихо мирно, беззаботно, безмятежно, мирно Словарь русских синонимов. как у христа за пазухой нареч, кол во синонимов: 15 … Словарь синонимов

    Как у Христа за пазухой - Разг. Экспрес. 1. Очень хорошо, вольготно, без забот, без нужды и хлопот (жить, отдыхать и т. п.). Так вот, друзья, и жили мы, Как у Христа за пазухой, И знали мы почёт (Некрасов. Кому на Руси жить хорошо). 2. В полной безопасности (быть,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    как у Христа за пазухой - жить беззаботно, в полной безопасности. Оборот общеславянского происхождения. В основе образа – представление о пазухе как надежном укрытии, безопасном месте … Справочник по фразеологии

    жить как у Христа за пазухой - Жить в довольстве, в достатке благодаря чьим л. заботам … Словарь многих выражений

    как у христа за пазухой - разг. Без всяких забот и хлопот … Словарь многих выражений

Книги

  • У Христа за пазухой , Бояшов Илья Владимирович. Литературная звезда Ильи Бояшова взошла в одночасье, как только его роман "Путь Мури" стал лауреатом премии" Национальный бестселлер" . С тех пор автор не перестает удивлять и радовать…

ЗМЕЯ ЗА ПАЗУХОЙ Поезда в Советской России отправлялись в те годы облепленными людьми: ехали на подножках, на крышах, в угольных ящиках, на буферах вагонов…Голод и разруха бросали народ в дорогу. Кто менял, кто воровал, третий - перепродавал, иные же наживались на горе

Как у Христа за пазухой

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Как у Христа за пазухой

Философский камень преткновения у Христа за пазухой

Из книги Алхимия автора Рабинович Вадим Львович

Философский камень преткновения у Христа за пазухой В 1984 году русский читатель получил возможность прочитать роман замечательной французской писательницы Маргерит Юрсенар под названием «Философский камень» (год написания 1968-й) в блестящем переводе Юлианы Яхниной. Мне

У ХРИСТОВСКОЙ ЗА ПАЗУХОЙ

Из книги Улица Марата и окрестности автора Шерих Дмитрий Юрьевич

У ХРИСТОВСКОЙ ЗА ПАЗУХОЙ Люди образованные, но не особенно сведущие в архитектуре, могут подумать, что трехэтажный дом № 11 по улице Марата построен еще в XVIII столетии. Очень уж чувствуются в нем мотивы блистательного стиля барокко! Но это не само барокко, а необарокко –

КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ

Из книги Обвинение предъявлено автора Жогин Николай Венедиктович

Хвост за пазухой

Из книги Легенды Львова. Том 2 автора Винничук Юрий Павлович

Хвост за пазухой Скниловец повёл продавать бычка на базар, но по пути заметил, что хвост у того в грязи.«Э, чего доброго, никто не купит такого грязнулю», – подумал он про себя.Достал он нож, отрезал хвост и спрятал за пазуху. Бычок от боли побежал как сумасшедший. Скниловец

У «Бога войны» за пазухой

Из книги Кто брал Рейхстаг. Герои по умолчанию... автора Ямской Николай Петрович

У «Бога войны» за пазухой Однако вернемся в 43-й год. Пока санитарный поезд транспортировал буквально тающего на глазах лейтенанта Иванова в глубокий тыл, невольно покинутые им «крестники» из ОРАД продолжили свое поступательное движение в прямо противоположном

6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа

Из книги Казаки-арии: Из Руси в Индию автора Носовский Глеб Владимирович

6.2. Козни царя Ирода против Христа Святое Семейство спасается бегством в Египет Возвращение Христа в Иерусалим Бичевание Христа Махабхарата начинается со следующего важного рассказа. Вот его краткое изложение В.И. Кальяновым: «Пандавы оказались жертвой зависти со

II За пазухой вечности

автора Арбитман Роман Эмильевич

II За пазухой вечности Дума о динозаврах Michael Crichton и Михаил БулгаковCтранно, что этого не заметили раньше: ведь о склонности Майкла Крайтона к ремейку было известно еще с 1979 года, когда тот (в качестве кинорежиссера) снял «Большое ограбление поезда» – очевидную вариацию

За пазухой вечности

Из книги Поединок крысы с мечтой автора Арбитман Роман Эмильевич

За пазухой вечности Фриц Лейбер. Необъятное время. Журнал «Если»Фантасты обожают собирать в одном месте людей из разных эпох и с детским простодушием наблюдать за их взаимоотношениями. На первый взгляд кажется, что и американец Фриц Лейбер не исключение. В его повести

Не держите камень за пазухой!

Из книги Русская баня автора Дубровин Иван

Не держите камень за пазухой! И действительно, зачем подвергать себя такому мучению – носить за пазухой такой небольшой булыжничек! Это же тяжело и неприятно! Лучше вынуть этот булыжник из-за пазухи и положить на алтарь нашего, так сказать, с Вами общего дела: на ее

КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ -

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ - остался в обращении с тех пор, как, во время пребывания поляков в Москве, в 1610 году, последние хотя и пировали с москвичами, но, соблюдая опасливость и скрывая вражду, буквально держали за пазухой кунтушей, про всякой случай, булыжные камни. Об этом

КАМЕШКИ ЗА ПАЗУХОЙ

Из книги Газета Завтра 226 (13 1998) автора Завтра Газета

КАМЕШКИ ЗА ПАЗУХОЙ На днях в Россию может прибыть Андрей Козленок, известный алмазный аферист. Это уже вызвало невероятное волнение среди представителей российской "бизнес-элиты". Неожиданно в следственной камере Мещанского райсуда Москвы погиб один из главных

Глава XIV. Замыслы врагов Христа против Него, помазание Христа в Вифании, уговор Иуды с врагами Христа о предании Христа (1-11). Приготовления к пасхальной вечери (12-16). Пасхальная вечеря (17-25). Удаление Христа с учениками на Елеонскую гору. Предсказание об отречении ап. Петра (26-31). Христос в

автора Лопухин Александр

Глава XIV. Замыслы врагов Христа против Него, помазание Христа в Вифании, уговор Иуды с врагами Христа о предании Христа (1-11). Приготовления к пасхальной вечери (12-16). Пасхальная вечеря (17-25). Удаление Христа с учениками на Елеонскую гору. Предсказание об отречении ап. Петра

Глава XVI. Воскресение Христа (1-8). Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление пред учениками с вестью о воскресении Христа (9-11). Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов (12-13). Явление Христа двенадцати апостолам и Его обетован

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава XVI. Воскресение Христа (1-8). Явление воскресшего Христа Марии Магдалине и ее выступление пред учениками с вестью о воскресении Христа (9-11). Явление Христа двум ученикам и возвещение последними вести о воскресении в среде апостолов (12-13). Явление Христа двенадцати

Представитель Чешской и Словацкой Церкви в Москве пишет иконы и молится за Россию

В гостях у абхазских отшельников

Стать монахом я решил, ещё учась в школе. Моя семья не имела отношения к церкви: отец врач, мама инженер. Крестили меня в младенчестве, в храм водила бабушка. Потом я стал сам ходить в церковь, вернее, ездить. В Истре, где мы жили, храма не было, отправлялся в соседнее село Троицкое, там познакомился с удивительным батюшкой — отцом Руфом Поляковым. Ветеран вой-ны, воевал вместе с нынешним архимандритом Кириллом (Павловым).

Отец Руф взял меня в алтарь, так с 13 лет я стал прислуживать в храме. Удивительной веры был человек: инвалид, потерявший на вой-не ногу, часами служил в алтаре, да ещё земные поклоны делал.

Старший брат познакомил меня с монахами из Сухуми, которых называли абхазскими отшельниками. Они проживали в горных расщелинах, землянках. Я помогал собирать фрукты, трудился на пасеке. Помню, как мы перевозили ульи. Дорога неровная, ульи растрясло, пчёлы стали вылетать и нещадно нас жалить. Остановили машину, с трудом заманили пчёл обратно, доехали и всю ночь таскали ульи на носилках. В какой-то момент я рухнул на землю. Лежу без сил, а мне говорят: вставай, брат, ещё одну ходку надо сделать.

Уроки архимандрита Зинона

Окончив школу, я даже не пошёл на выпускной вечер, а сразу сел в поезд и уехал к моим дорогим абхазским отшельникам. Когда же вернулся в Москву, отправился в Данилов монастырь, который тогда, в начале 1990-х, возрождался, и попросился к ним жить. Наместник меня взял. Так я стал монахом. Родители, конечно, переживали. Мама даже плакала.

В Даниловом оказалось немало таких, как я, семнадцатилетних ребят. Я стал звонарём, трудился в иконописной мастерской. Познакомился с архимандритом Зиноном (Теодором). Он меня поразил с первой встречи своей внутренней свободой. Он учил правильному пониманию иконы. Учил, что икона связана с литургией, является её неотъемлемой частью. Что икона может нанести вред, если она неправильно написана, поэтому иконописец должен знать богословие, историю церкви, литургику.

Я наблюдал, как работает отец Зинон. Вроде ничего особенного, а происходит чудо. Я бы сравнил это с музыкой Баха.

Как князь-иезуит стал православным игуменом

В Даниловом монастыре я познакомился с отцом Андреем (Урусовым) — русским князем, монахом, человеком с удивительной судьбой. Он тогда жил в скиту в американском штате Орегон. Наш монастырь и скит могли между собой обмениваться клириками. По просьбе отца Андрея меня перевели служить в скит, где я прожил год.

Всю семью отца Андрея расстреляли большевики. Он воспитывался в Бельгии в приёмной католической семье, получил богословское образование, стал католическим священником--иезуитом. Его хотели сделать епископом. Это была бы политическая акция: русский князь стал кардиналом! Он это понял и отказался. А вернувшись из Ватикана в США, увидел, что его лишили жилья: дом, где он жил, опечатали. Тогда он стал жить у какой-то прихожанки в подвале, в очень плохих условиях. Об этом узнал митрополит Никодим (Ротов), возглавлявший Отдел внешних церковных сношений в Московской Патриархии. Он предложил Андрею перейти в православие и служить в Русской Церкви. Так в начале 1970-х годов князь стал православным игуменом.

У отца Андрея было правило: служить литургию каждый день. И так на протяжении 40 лет, до самой кончины. Если он был в поездке, то служил в поезде, в гостинице. Часто повторял: «Я хочу всё время быть со Христом. Главное в жизни — быть у Христа за пазухой». Он смотрел по телевизору новости, чтобы знать, где какие несчастья происходят, и молиться за погибших.

Будильник владыки Антония Сурожского

В тот год я много ездил по Америке и видел, как живут православные — монахи, эмигранты, выходцы из дворянских семей.

Позже, в Лондоне, я работал в иконописной мастерской. Тогда посчастливилось общаться с митрополитом Антонием Сурожским. Он вспоминал, как в юности жил в Париже: «Вот представь себе: ты, молодой человек, идёшь по улице, а сил нет, потому что ты не ел уже несколько дней. Сядешь на парапет, передохнёшь, а потом идёшь дальше». Мы каждый день беседовали, но — по часам. У владыки для этого был будильник: через час разговора — звонок. Дольше общаться он не мог: к нему приходило много людей.

Куда едут Людмилы со всей Москвы

С конца 1990-х годов я стал ездить в Чехию к своим знакомым. Познакомился с предстоятелем Православной Церкви Чешских земель и Словакии, блаженнейшим Христофором, который сейчас на покое. Владыка Христофор предложил мне организовать в Праге иконописную школу. В 2000 году мы провели там учебный курс, на который слушатели съехались со всех концов Чехии. Все иконописцы нашего курса стали мастерами, у некоторых уже свои школы.

Вскоре после этого митрополит Христофор попросил наше священноначалие, чтобы меня отпустили в клир чешской церкви. Указом Священного Синода меня перевели туда служить. А весной 2014 года я вернулся в родную Москву уже как представитель Чешской и Словацкой поместной церкви. И стал настоятелем красивейшего храма Святителя Николая в Котельниках на высоком берегу Москвы-реки. Это единственный храм в столице, где хранится частица мощей святой мученицы Людмилы. 29 сентября, в день её памяти, к нам съезжаются Людмилы со всей Москвы. Для нас этот праздник — как вторая Пасха.

Причин быстрого истощения щекотливой темы несколько. В скандале оказалось замешанным судейско-депутатско-чиновничье и бизнес-сословие, иными словами - власть. Ей скандал не нужен. Сработала бюрократическая солидарность. Журналистам намекнули: в условиях негативного социально-экономического фона и роста бедности негоже расчёсывать болячки. К тому же в скандале отметились несколько «священных коров» нашей попсы, которых у нас как-то не принято критиковать.

Шумим, братцы, шумим…

Безумное расточительство и демонстративное потребление - лишь внешние проявления нового образа жизни. Одни строят замки во французском стиле, другие скупают антиквариат или собственность в престижных кварталах Европы, третьи просто уезжают из страны. Ну а те, кто «попроще», пускаются в развлекуху, загул, в откровенное мотовство. Словно бы завт-ра конец света или последний суд. Ну как в известной песне «Гуляй Гаврила!»: «А ежели останешься живой, гуляй, Гаврила, от рубля и выше…»

Страшно, аж жуть…

Попустительство властей, безнаказанность и даже вызывающая красочность такого образа жизни части нашей элиты привели к тому, что население стало воспринимать всю эту вакханалию (да ещё в сопровождении известных артистов) чуть ли не как норму жизни. А что… вон Евгению Васильеву из Мин-обороны помотали-помотали по судам да и отпустили, и даже имущество вернули. Говорят, она теперь живописью занялась. Ну как тут не вдохновиться…

Крайне разлагающе все эти весёлые истории влияют на чиновничество, на работников силовых структур и даже на депутатский корпус. Им тоже хочется пожить красиво. Вот и придумывают всё новые и новые источники обогащения. А порой возвращают и старые. Вот буквально на днях инспекторам ГИБДД вернули право останавливать автомобилистов там, где им заблагорассудится. Исчезнувшие было «гаишники за кустом» теперь, будьте любезны, появятся снова. Активно подкармливают себя и народные избранники: недавно депутаты Заксобрания Красноярского края подняли свою зарплату сразу вдвое (до 200 тыс. руб.). Правда, после шума в СМИ добровольно передумали.

Крёстные отцы

Всё это было бы не так опасно, если бы сложившиеся внутри российской элиты практики обогащения и транжирства не дискредитировали и не расшатывали саму систему власти. Истории со скандальными празднествами - это ведь не просто иллюстрации жизни и быта нашей региональной элиты. Они высвечивают крайне рискованную (в том числе и для центральной власти) практику - формирование в регионах господствующих кланов, напоминающих некогда существовавшие в Италии мафиозные структуры. Речь идёт о сращивании разного рода коррумпированных элит - прокурорской, судебной, силовой, «авторитетных предпринимателей», депутат-ского корпуса, губернаторского окружения, а нередко и прямых представителей криминала. В ряде регионов эти кланы даже пытаются подменить собой официальные правящие структуры. А губернаторы, делегированные из Москвы, чтобы произвести «зачистку», часто не могут справиться со сложившейся практикой. Опасность состоит и в том, что подобные кланы способны обеспечить себе не только текущую власть, но и посредством накопленных финансовых и административных ресурсов её воспроизводство на выборах.

Одна из примет нашего времени в том, что население перестаёт воспринимать элиту как часть народа. Народ сам по себе, а элита сама по себе. То же самое, судя по всему, ощущает и элита. Она всё больше уподобляется известному персонажу русской истории графу Бенкендорфу - шефу жандармов при Николае I , прославившемуся своим высказыванием: «Прош-лое России было удивительным, её настоящее более чем великолепно. Что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать самое смелое воображение». Элита упивается настоящим, а народу щедро обещает будущее.

Улица шумит о росте цен, о новых поборах в системе ЖКХ, о задержках зарплаты, о дороговизне лекарств, о скудеющих от инфляции пенсиях. За последние пять лет бедность в России подскочила почти на 30%. Об «улучшении жизни», согласно последним соцопросам, говорит лишь 4% населения. Элита этого не замечает. Демонстрируя «самое смелое воображение», она продолжает вещать на своих экономических форумах (на последнем Петербургском в том числе) о неминуемом процветании. Даты, впрочем, из года в год переносятся. К счастью, улица пока не кричит и не стучит касками. И даже по-детски радуется, когда социологи спрашивают её, счастлива ли она. «Да, счастлива, - отвечает, - очень счастлива. Живём, как у Христа за пазухой».