Почему люди в храме молятся иконам вместо Бога? Именная икона Зачем в церкви иконы

В старину в каждом жилом помещении обязательно был иконостас с ликами святых. Образа помогали защищать дом от различных бедствий, им молились в трудные времена и благодарили за посланное благополучие и здоровье членов семьи. Но с течением времени люди утрачивают знания о том, какие иконы должны быть обязательно в доме, от чего помогает тот или иной лик святого и где поместить домашний иконостас.

Иконы: для чего они нужны?

Каждый православный христианин приобретает не для красоты или модного веяния, а для того, чтобы в тишине помолиться святым о самом сокровенном. Икона - это цепочка, которая связывает душу человека с Господом Богом. Произнося молитвенные речи, мы общаемся с Всевышним, просим о заступничестве и благодарим за оказанную милость.

Образ святого - это не только реликвия, которая передается по наследству. Это святая святых, которая сближает всех живущих под одной крышей в единой молитве.

Каждое изображение, не важно, из какого материала оно изготовлено, несет в себе особое таинственное значение. Но чтобы икона стала настоящей заступницей вашего семейного очага, следует знать, куда поставить икону, в каком порядке их расставить.

Домашний иконостас (фото)

Помимо того, что необходимо просто иметь эти иконы у себя дома, необходимо знать правила их расстановки.

Раньше в домах было принято размещать иконы на специальных деревянных полочках, сейчас же церковь разрешает вешать лики святых непосредственно на стену. Главное - расположение икон.

Образа можно вешать в любой комнате. Повесьте икону прямо над входом в помещение. И вы почувствуете, как неведомая сила оберегает ваше жилище.

В кухне следует повесить всего 1 или 2 иконы. Ведь каждый православный перед тем как сесть за стол и после принятия пищи произносит благодарственную молитву. Выберите Христа Спасителя, Святую Троицу или Божью Матерь.

Если вы хотите, чтобы приготовленная еда всегда была вкусной, полезной, к тому же благословенна святым, приобретите лик Евфросина Палестинского. Ему одному за благие дела была дарована награда увидеть рай и вернуться в земную жизнь. Он взял в подарок райские яблочки, раздал монахам, которые давали их только тем, кто был при смерти.

Любой маленький ребенок должен с рождения приучаться к тому, чтобы обращаться к святым за помощью и благодарить их за поддержку. К тому же иконки будут оберегать вашего малыша от любых несчастных случаев и болезней.

Для этого в изголовье спального места ставят лики святых, которые являются защитниками детей, а также именные иконы. Стоит также задуматься над тем, чтобы приобрести мерную икону. Это образ, который по длине совпадает с ростом вашего малыша при появлении на свет.

Можно повесить также иконы Спасителя, Богородицы и Ангела-хранителя. В детской принято молиться о том, чтобы ваш ребенок не болел и вырос достойным человеком.

Многие склоняются к тому, что в спальне иконы ни к чему. Можно повесить образа на стены только в том случае, если супруги живут в венчанном браке. Тогда оберегать ваш союз будут лики святых Петра и Февронии, Николая Чудотворца, Пантелеймона и именные иконки.

Если человек одинок, тогда можно поместить иконы Богородицы или Спасителя.

Именно здесь можно установить домашний иконостас, который собран по всем правилам. Если ваша комната проходная, у вас бывают люди, которые являются неверующими, можно перемещать иконы в ту комнату, в которой вы находитесь больше всего.

Когда что-то не получается в делах, одолела хандра и напала ленивая истома, нужно обращаться с молитвами к святым той профессии, к которой принадлежите и вы.

При искренней молитве святые заступники всегда замолвят за вас словечко перед Господом.

Теперь вы знаете, какие иконы должны быть обязательно в доме. Но главное, не просто иметь их у себя в комнате, а искренне, душевно и трепетно предаваться молитвенным речам.

Многие православные христиане носят на шее не только нательный крест, но и небольшие нательные иконки Богородицы или каких-либо святых. Эти миниатюрные образки, сделанные из серебра или золота, помещаются рядом с крестиком, либо на отдельной цепочке. Когда появился такой тип икон? Какой смысл их ношения? Есть ли какие-то церковные правила предписывающие носить нательные образки? Почему можно считать, что «Pandora» носили еще во времена Киевской Руси? Ответы на эти вопросы, а также всё, что нужно знать о нательных иконках мы собрали в нашей статье.

История появления нательных медальонов с изображениями икон неразрывно связана с зарождением христианского иконопочитания в целом. Определенным прообразом таких иконок могут считаться раннехристианские символы Рыбы, которые символически несли в себе упоминание о Божестве Иисуса Христа. Так на греческом первые буквы фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» («Иисус Христос Теос Иос Сотирос») составляли вместе слово «Рыба» («Ихтис»). Есть версия, что нательные иконы получили свое распространение среди христиан в эпоху иконоборчества, когда было запрещено держать в доме иконы. За нарушение закона были введены строгие наказания. Потому верующие стали носить нательные образки, которые доставали для тайной молитвы дома. Нательные иконки были небольшого размера, их не было видно окружающим и можно было легко спрятать от посторонних глаз. И поскольку, ересь иконоборчества была весьма продолжительной, то нательные иконы прочно вошли в народную традицию и остались в церковной практике. Хотя следует отметить, что никаких церковных правил, которые бы обязывали верующих носить нательные образки, нет.

Таким образом, как видим, основной смысл ношения - для того, чтобы молится перед ними в любое свободное время. Не стоит считать образки своего рода амулетами, которые будут защищать Вас от всякого зла. Это языческий подход к подобным вещам. В христианстве важную роль играет не сама икона, а вера и усердие молящегося перед ней человека. Если нательная икона будет носиться только как ювелирное украшение, а не образ для молитвы, то с богословской точки зрения она не будет нести никакого смысла, кроме эстетического.

На Русь нательные иконки пришли после крещения, но первоначально использовались как колты - металлические подвески, которые крепились на цепочке к головному убору женщин Киевской Руси. Слово «колт» происходит от украинского «колтки» или «ковтки», то есть «серьги». Колты делались из золота или серебра, расписывались и затем прикреплялись к наметке головного убора на лбу. Росписи колтов содержат множество традиционных растительных орнаментов, религиозных сюжетов и икон. По сути, своим наборов колтов знатные женщины на Руси показывали свой статус, своих небесных покровителей и черты своего характера. Колты с изображениями святых встречаются во многих кладах периода ранней Киевской Руси.

Позднее, в XII - XIV веках колты утрачивают былое распространение и уступают место нательным иконкам. Причина кроется в утрате стабильности в государстве: сначала межусобицы, а потом и монгольское иго, которые сопровождались грабежом и насилием, вынудили население не носит свои дорогие украшения на виду. Нательные иконки того периода содержат изображения Господа Иисуса Христа, а также различные типы икон Богородицы. Вначале, это были византийские иконы типа «Оранта» или «Одигитрия», но уже с конца XII века появляются и местные иконы вроде образа «Знамение» Пресвятой Богородицы. С того времени ношение нательных иконок стало благочестивым обычаем и в нашей земле. После 1917 года во время Советской безбожной власти эта традиция была утеряна. За открытое ношение креста или нательной иконы тогда можно было получить тюремный срок или, как минимум, большие неприятности на работе.

В наше время традиция ношения нательных икон возрождается. Верующие люди вместе с нательным крестом, носят иконки своих святых небесных покровителей или изображения чтимых ими . Сегодня существует множество вариантов оформления нательных икон, однако выбирая себе свой нательный образ, не забывайте, что главное это молится перед ним ежедневно даже самой краткой молитвой

На Руси очень давно сложилось так, что большинству людей дают имена в честь святых. По этой причине создаются , на которых помещается лик святого. Для каждого верующего такие образы всегда были очень важными и сильно ценились. Иконы являлись покровителями людей на протяжении всей их жизни. Помощник небесный поможет и направит, оградит от бед и несчастий, подскажет верную дорогу, предотвратит возможную беду, а если она послана человеку для духовной пользы, поможет пережить ее. Родители заказывали иконы своим детям как ростовые, крёстные приобретали их своим крестникам.

Образ святого стал ассоциироваться с Ангелом Хранителем, ведь такие иконки вешали над яслями младенца. Когда ребёнок вырастал, они занимали своё положенное место в домашнем иконостасе. Сейчас именины называют Днём Ангела.

При крещении святой отец называет имя святого, которым наречён человек. Если крещение было очень давно, и нет свидетелей, которые могут сказать, в честь какого святого назван человек, то тезоименитым покровителем считается святой, рождение которого самое близкое к дате рождения человека. Считается, что по тому, как назвали сложится дальнейшая жизнь. Ведь молясь своему покровителю, человек хочет подражать ему в поступках и мыслях.

Как выбрать именную икону

Женские имена в святцах не так уж и распространены. Именно поэтому, можно приобретать икону Великомученицы Варвары, святой мученицы Татьяны или другой покровительницы небесной. Если девушку зовут Анна, то продавцы обычно предлагают с образом матери Пресвятой Богородицы, Праведной Анны, но кроме нее существует ещё 32 святые, которые были названы таким именем.

Такая же ситуация получается и со многими мужскими именами. Если просмотреть летописи, то Иоанном, Василием, Николаем нарекались очень многие святые. Иоаннов более сорока. Но почему - то людям предлагают в основном образ святого Иоанна Крестителя или же апостола Иоанна Богослова.

Сейчас распространено мнение, что для редких мужских, именной будет являться икона Сорока Мучеников Севастийских. Из существующих на сегодня, только имена Леонтий, Илья, Александр, Ираклий, Кирилл, Афанасий, Валерий и Николай имеют среди святых, изображённых на этой иконе, своих покровителей. Сегодня уже не нарекают детей так, как были названы другие святые, принявшие смерть в Севастийском озере.

Совсем не имеет значения, изображён святой в полный рост, или поясно. Рядом с ним может быть надпись «Ангел Хранитель». Также, очень часто рядом со святыми изображают Христа Спасителя или Пресвятую Богородицу. Икона, которая написана по росту человека в данный период его жизни, стала называться мерной. Обычно их делают для новорожденных детей.

Именная икона являются всегда очень ценным подарком. Ведь это не просто картинка, а облик, который приближает человека к святому, своему покровителю, призывающему милость Божию по его молитвам. Чтобы сделать приятное близкому человеку, можно дарить не только иконки с изображенем святых, но и или тарелки с рисунками на религиозную тематику.

Православный человек обращается к Богу. Как икона помогает человеку? Ее значение в жизни человека.

Икона - это источник вдохновения души.

«И сначала было Слово…» - слово рождает все. Начав со слов молитвы, мы способны идти и идти по пути, все ближе и ближе к Богу. И не важно сколько раз мы забывали молится… Постоянно, после каждого падения, встаем вновь и продолжать идти.

Человек рождается, живет и умирает. Это три основных факта, как бесспорная основная аксиома, потому как это суть жизни любого человека. Меняется в жизни людей только эпохи, времена, события, декорации, персонажи, места, роли.

Этот цикл продолжается тысячелетиями. В этой бесчисленной череде появлений и исчезновений человека, встает законный вопрос «А для чего все это?»

Рано или поздно, любой человек приходит к духовному, пытаясь понять смысл жизни и ответить на самые важные в жизни вопросы. Жизнь «затягивает» своим действом, да, прям как зритель в театре увлеченный пьесой. В молодости мы думаем думать о Боге еще рано, да и некогда, ведь настали приятные минуты влюбленности. В среднем возрасте человек занят на столько делами, что заниматься духовным как он считает просто некогда. И вот приводит старость - тут уже и силы не те и желаний все меньше - где уж тут думать о Боге. В общем, жизнь такова, что существуют тысячи причин не вспоминать о Боге, и только одна причина приводит нас к Нему. Проходят годы, и часто, человек понимает, что шел не туда, что много ошибок сделал, что хотел то совсем другого.

Мы все материалисты, только лишь по тому, что каждый день нас окружает мир материальный.

Периодами, либо от сильной радости, либо от сильного горя и отчаяния, в нас возникают проблески света. Того света, который дает нам смысл существования, в котором мы видим ответы на те важные вопросы, которые мучили нас.

Вы же помните, да, эти моменты?

Свет - это и есть то, как мы ощущаем тот мир - Мир Небес. Мы его ощущаем. Как то же ощущаем его, хотя он неуловим для наших чувств и ума. И ощущаем мы его душой, которая упивается и радуется этому Небесному Свету. Хочется расправить крылья и лететь!

Зов души, тяга к духовному - это часто и радость и печаль. Радость от того что, мы нашли куда идти, а печаль от того, что мы поняли это только сейчас, потеряв долгие годы. Точнее променяв их на бренное.

Становление на путь духовный, на возвращение к Богу, ознаменует в жизни человека новое рождение. Однако путь этот не так прост. Ежедневно мы увлекаемся обыденным, забываем о главном для чего пришли в этот Мир. Такова переменчивая суть человека - то вспоминать, то забывать, то падать, то вставать и продолжать идти. И скажем «Спасибо» Господу за те страдания что дает нам, ибо страдания эти помогают нам помнить о вечном. И восхвалим Его в благодарность тех моментов благодати, которые Он нам подарил и таким образом напомнил о себе.

Суть молитвы - это обращение к Богу. А это есть общение с Ним. Ведь обращаясь к нему словами, мы ощущаем от Него Любовь. Любовь эта вылечивает и наполняет благодатью наши «обезвоженные» страстями сердца, помогает уму выпутаться из омрачённых мыслей, пробуждает чувства ото сна, позволяя нам более чутко и остро взаимодействовать нам со своими родными и близкими, а также со всем внешним миром. Мы начинаем оживать, ощущать свет Небесный и Благодать, в минуты горя и отчаяния получаем утешение. Жизнь наполняется радостью и смыслом. К нам и к нашим родным и близким приходит радость и благополучие.

В современном мире, хоть и много людей вокруг нас, но ощущение одиночества не уходит, а наоборот, оно усиливается с каждым годом. И проблема не в том, что мы мало общаемся и говорим, проблема в том, что это одиночество - это ощущения души, заточенной в клетке, отрезанной от внешнего Божественного мира. Мы как роботы - вроде между собой взаимодействуем, но наши души не прикасаются между собой. Соединение с Богом, объединяет наш внутренний мир с внешним, с душами других людей. Мы начинаем чувствовать, что вокруг нас родное, близкое.

Некоторые люди и вещи способны нести больше божественного света, или делать так, что, когда мы глядим на них или взаимодействуем с ними, чаще вспоминаем о Боге. Одни из таких вещей - это иконы. Разве глядя на икону можно не вспомнить о Боге, о духовном? Иногда бывает мимолетный взгляд на икону способен изменить человека, вырвать его из печальных мыслей, страстных чувств, и напомнить о Вечном.

Иконы в нашей жизни - как «маятники», они светят нам и указывают правильный путь в каждодневном плавании по просторам бушующей жизни.

Поиск Божественного происходит не только вокруг нас. «Что внутри, то и снаружи». Икона напоминает нам о своем внутреннем мире - мире чувств, эмоций, мыслей. Тонкость внутреннего мира такова, что многие люди не могут даже ответить на вопрос «Что есть внутренний мир», потому как эта «тонкость» может быть различаема и наблюдаема более тонкими частями человека - душой и духом.

Икона способствует тому, что бы мы заглядывали внутрь себя , и искали в себе те высокие части, которые способны духовно развиваться и идти к Всевышнему.

Икона меняет человека . Человек, стоя перед иконой, может ощутить присутствие образа святого. Это может выражаться по-разному. Кто то чувствует исходящее тепло или свет, кто то ощущает взгляд святого не себе, причем взгляд может отражать разные эмоции: от скорби и укореняя, до благодатной радости и прощения.

Икона в доме (на работе) способна удержать человека от злобы и гнева , от плохих дел и поступков, вспоминая о которых ему потом может стать постыдно и о которых он потом будет жалеть.

Человек сложное существо. Помимо множества разных органов чувств, он способен воспринимать мир разными способами. Кроме слов существуют еще и образы. Восприятие мира образами более тонко, быстро и полно. Образы и символы наиболее лучше воспринимаются душой. Христианство построено таким образом, что позволяет задействовать оба способа восприятия человека для его духовного развития. Священные тексты представлены словами, а иконы - образами. Образы эти несут в себе важную составляющую для развития духовного мира человека. Традиции иконописи складывались таким образом, что отточенные веками технологии создания икон, определенные в виде канонов, позволяли создавать образы мира духовного, которые наиболее лучше воспринимались человеческой натурой.

Икона ни в коем случае не является идолом , и не правильно считать, что люди молятся иконам. Икона в православии имеет другой статус. Это своего рода «инструмент», позволяющий быть ближе в Божественному. Икона - это вещественный носитель образа. А молитва к образу, изображенному на иконе - есть почитание святого.

Как нельзя стать монахом, не находясь в монастыре, как не возможно просить Бога, не обращаясь к нему с молитвой, так и не возможно стать православным отрицая иконы и их существование. Икона - это традиция православного христианства. Отрицая иконы и недопонимая их сущность, мы тем самым разрушаем традицию, разрушаем свой путь к Богу.

Не люди делают икону, как строили Вавилонскую башню. Создание иконы - это творческий процесс, где человек (иконописец) является лишь проводником божественной воли и благодати. Кроме того, многие знаменитые старинные иконы, являлись на свет нерукотворным способом, чудесным образом. Первая икона была сотворена самим Иисусом Христом, причем не с помощью кисти и краски, а чудом, через проявление божественной силы и благодати.

Икона - это проекция мира божественного в наш мир . Люди, по существу своему, потерявшие благодать Божию, не в силах узреть Силы небесные воочию. Греховность человека, не позволяет видеть их, по причине неразвитости или отсутствия «глаз души», а тонкие миры не восприимчивы для глаз тела бренного. Вот, видимо, Господь, и решил даровать людям возможность узреть образы божественные хотя бы глазами физическими, тем самым создал икону и отдал ее людям.

Истинная молитва - это сложный и тяжелый труд. Она требует от человека мобилизацию и сосредоточения всего его существа: действа, мыслей, чувств, эмоций. Икона в этом процессе занимает важную роль, концентрируя внимание, уводит от прелестей, отводит чувства страстные, напоминает о необходимости постоянного «делания» (молитвы). Этот опыт пережит многими отцами церкви. Вспомним жизнь преподобных Серафима Саровского и Николая Чудотворца, все они свершали молитвы, стоя пред иконами.

Икона - это окно, и в тоже время дверь в мир духовный, Мир Небес. Это больше можно воспринимать символически. Наши молитвы и прошения усиливаются через «окно», когда мы обращаемся к образу святого, изображенного на иконе. Душа вновь и вновь открывает дверь в духовный мир, заглядывая туда, и понимая где есть дом ее. Силы же небесные открывают эту дверь, дабы возлиять волю свою нам, помочь, наставить на Путь истинный, ниспослать благодать.

Учение Церкви «об иконопочитании», сформулированное Седьмым Вселенским Собором гласит:

"...Чем чаще при помощи икон они (изображения) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним….»

И наконец, икона связана с основным столпом православия - с Верой.

По объяснению апостола Павла: «вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем.

Т.е. понимание сущности икон связано с тем, насколько мы сами Истинно Верим.

21 октября Православная Церковь празднует память святых отцов VII Вселенского Собора, защищавших православное учение о почитании святых икон.

В современном мире всё чаще поднимается вопрос: зачем нужны иконы? Многие, даже христианские, конфессии давно отказались от икон. В самом деле, как можно изображать невидимого Бога? Бога, Которой сказал пророку Моисею на горе Синай: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20)?

Те, кто поначитаннее, вспоминают фразу Священного Писания: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18), но стоит продолжить эту фразу святого апостола Иоанна Богослова до конца, и всё сразу станет ясно. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1: 18).

Приход в мир Сына Божия нашего Спасителя Господа Иисуса Христа сделал возможным изображение Бога. Бог воплотился и люди Его увидели, Бог воплотился и теперь Его можно изображать. Эта мысль является общей для всех святых отцов, говоривших о святых иконах.

Иконы - это святое напоминание о приходе в мир Спасителя - Его вочеловечения. В тексте богослужения дня святых отцов VII Вселенского Собора подробно объясняется, зачем православные христиане пишут иконы, изображая Бога, Пресвятую Богородицу и святых. Для удобства читателя приводим параллельный перевод с сайта Православная энциклопедия Азбука веры :

Хотяй Всещедрый Бог нас воздвизати присно / к памяти совершенней Своего вочеловечения, / подлог сей предаде человеком, / шароделаньми икон честный возображати зрак; / яко да сия во зрениих видяще, / веруем, яже словом слышахом, / разумеюще яве деяние и имя, / начертание и страдания святых мужей, / и Христа Венцодавца, / венцы подающа святым, страдальцем же и мучеником. / Ихже ради яснейше истинную веру держащи, Церковь лобызает икону вочеловечения Христова. Всемилосердный Бог, / всегда желающий нас побуждать / к совершенной памяти Своего вочеловечения, / передал людям этот способ: / через писание красками икон / воспроизводить досточтимый образ; / чтобы его перед очами видя, / мы веровали тому, что в слове слышали, / познавая ясно деяния, и имя, / облик и подвиги святых мужей, / и Христа, венцов Подателя, / венцы подающего святым, / подвижникам и мученикам. / Благодаря им ныне Церковь, / еще определеннее веры истинной держась, / лобызает икону вочеловечения Христова.

Иконы помогают помнить о Боге, священных событиях, наглядно изображая то, во что мы веруем. Содержание православной иконы настолько глубоко, что верующий, глядя на неё всегда может иметь богатую пищу для размышлений о Боге.

Кроме того молиться гораздо удобнее, видя перед собой изображение Того, к Кому обращена молитва. Это очень понятно современному человеку, общающемуся при помощи переписки во всемирной сети Интернет, когда люди используют фото или иную картинку, которую хотят отождествлять с собой.

В день памяти святых отцов Вселенского Собора, посвящённого почитанию икон, неслучайно чтение отрывка Евангелия о святом апостоле Фоме. В нём говорится о том, как Господь явился Своим ученикам после Воскресения, но Фомы не было среди них. Святой не поверил в то, что Господь воскрес, пока не вложил палец в отверстия от гвоздей на Его руках, пока не осязал рукой след от копья в рёбрах Господа. После этого святой апостол воскликнул от всего сердца: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20: 28)

Воскресшего Господа, Которого можно осязать, можно и изобразить для молитвы. Видя Господа, апостол Фома обрёл веру. Смотря на иконы, обретаем веру все мы, особенно через чудеса, происходящие, благодаря чудотворным иконам.

Церковь прославляет святых VII Вселенского Собора такими словами:

Смысл этих слов в том, что святые, достойно почтившие изображение Господа Иисуса Христа при жизни, ныне всегда видят Господа на Небесах. Немощь человеческого тела не позволяет видеть Бога при жизни, но после смерти святым ничего не мешает узреть Бога своим духовным зрением.