Объективный дух. Система философии Гегеля. Три формы существования Абсолюта Е годы XIX в

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

в философии Гегеля вторая развития духа. Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух на этом этапе должен постичь, что всё внешне и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в в его индивидуальности родовое . Па этом пути приобретается действит. , тождественная нар. духу. О. д. проходит три стадии развития. На нерпой стадии О. д. реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её морали как права субъективной сознат. воли. Синтезом этих стадий является , реализующаяся в семье, гражд. обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадают правовое и моральное, она становится высшей формой О. д. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию госво - синтезируя и объективное в нар. духе, может носителем абсолютного духа, т. е. последней стадии развития духа, раскрывающей и смысл эволюции абсолютной идеи.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ

согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух. Дильтей и его школа (в широком смысле) называют объективным духом совокупность явлений, в которых концентрируется и объективизируется историческая и культурная , совокупность тех фиксированных в языке, нравственности, форме и способе жизни, семье, обществе, государстве, искусстве, технике, религии и философии жизненных явлений, которых и составляет задачу наук о духе. Н. Гартман различает дух и объективированный дух, занявший духа абсолютного.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Смотреть что такое "ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ" в других словарях:

    - “ОБЪЕКТИВНЫЙ ДУХ” (нем. der objektive Geist) категория гегелевской философии, означающая “подлежащий порождению духом и порожденный им мир”: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы.… … Философская энциклопедия

    - (нем. der objektive Geist) – категория гегелевской философии, означающая «подлежащий порождению духом и порожденный им мир»: дух полагает объективность мира как действительность самого себя, как наличное бытие своей свободы. Учение Гегеля об… … Философская энциклопедия

    - (греч. nous, pneuma; лат. spiritus, mens; нем. Geist; фр. esprit; англ. mind, spirit) 1. Высшая способность человека, позволяющая ему стать субъектом смысло полагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности;… … Философская энциклопедия

    - (нем. Zeitgeist) согласно Гегелю, развертывающийся в истории объективный дух, который действует во всех единичных явлениях некоторой эпохи; совокупность идей, характерных для какого то периода. Гёте рассматривал дух времени как преобладающую… … Философская энциклопедия

    ДУХ - (от лат. дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, невещественному началу, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием «мышление».… … Тематический философский словарь

    Zeitgeist: Moving Forward … Википедия

    Объективный - Объективный ♦ Objectif Все, что больше относится к объекту, чем к субъекту; все, что существует независимо от какого бы то ни было субъекта, либо, при вмешательстве субъекта (например, в повествование или оценку), все, что служит… … Философский словарь Спонвиля

    1. ОБЪЕКТИВНЫЙ см. Объектив. 2. ОБЪЕКТИВНЫЙ, ая, ое; вен, вна, вно. 1. Существующий вне сознания и независимо от него (противоп.: субъективный). О. мир. О ая действительность. О ые закономерности развития природы, общества. Природа подчиняется… … Энциклопедический словарь

    «ДУХ ХРИСТИАНИНА» - ежемесячный духовно лит. ж., издававшийся в С. Петербурге с сент. 1861 по сент. 1865 г. группой молодых священников под рук. свящ. А. В. Гумилевского. Первоначально в качестве редакторов издателей совместно выступали священники А. Гумилевский, И … Православная энциклопедия

    объективный - I см. объектив; ая, ое.; спец. О ая часть аэроаппарата (часть камеры аэрофотоаппарата, где устанавливается объектив) О ая призма телескопа (призма из стекла или кварца перед объективом телескопа для наблюдения спектров звёзд.) II ая, ое; вен, вна … Словарь многих выражений

Книги

  • Гегель. Энциклопедия философских наук (комплект из 3 книг) , Гегель. Первый том - "Наука логики" содержит учение Гегеля о диалектическом развитии понятия. Второй том "Энциклопедии философских наук" Гегеля содержит заново сверенный соригиналом и вновь…
  • Введение в науку философии. Предмет философии, ее основные понятия и место в системе человеческого знания , Семенов Ю.И.. В первой из шести книг цикла `Введение в науку философии` обосновывается взгляд на философию как на науку, исследующую процесс познания истины и вооружающую человека вообще, и прежде всего…

Среди других представителей немецкой классической философии (Канта, Фихте, Шеллинга) Гегель выделяется своим вниманием к истории. Именно философия истории и философия культуры являются предметом его "философии духа". Духовная культура представлена в ней как закономерное развитие и постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный мировой дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных вещей и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития - науки, нравственности, религии, искусства. В "Энциклопедии философских наук" (1817), произведении Гегеля, излагающем систему абсолютного идеализма, "Философия духа" является третьей, заключительной частью (после "Логики" и "Философии природы"). В "философии духа" описывается "возвращение" духа из его природного инобытия "к себе". Эта часть философии Гегеля состоит из учения о субъективном, объективном и абсолютном духе.

Этапы, предшествующие философии духа - это этапы эволюции (саморазвития) абсолютной идеи ("мирового разума"). Абсолютная идея - основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность, своим содержанием имеет процесс своего же собственного раскрытия в виде последовательного движения от абстрактно-общих определении к определениям, обогащённым конкретным содержанием, причём каждая ступень процесса представляет собой полагание определённости (тезис), её раскол на противоречащие смысловые полюса (тезис и антитезис) и "снятие" противоречия в общности более высокого типа (синтез). Первым этапом раскрытия Абсолютной идеи является логика или, по Гегелю, изображение бога в его вечной сущности. Разворачивая своё содержание от первой категории (бытие) до последней (Абсолютная идея), логика оказывается абсолютно-конкретным единством всех категорий, т.е. живой истиной.

Второй этап самодвижения Абсолютной идеи - природа, т. о. "отпустившая" себя в инобытие, растворившаяся в чужом (материи) Абсолютная идея. Раскрывая содержание в "ином", которое положено ею самой, Абсолютная идея по ступеням природы восходит к духу и возвращается к единству с собой.

Дух - третья и последняя стадия раскрытия Абсолютной идеи - проходит этапы субъективного духа, объективного духа и абсолютного духа, реализуя окончательное соединение единичного со всеобщим (абстрактного с конкретным) и воплощая полноту Абсолютной идеи.

Субъективный дух представляет собой этап становления отчуждённого существования абсолютной идеи в природе, когда преодолевается противоречие "дремлющего в природе" духовного содержания и природной формы, т.е. бытия вне идеи, и создается дух, т.е. человек и человечество как носители идеи.

Субъективный дух, или индивидуальная душа, рассматривается Гегелем на трех уровнях: антропология раскрывает душу как чувствующую субстанцию тела; феноменология исследует превращение души в сознание по ступеням: сознание - самосознание - разум; психология показывает теоретические и практические способности духа.

В ходе своего развития Субъективный дух активно усваивает "данное" ему содержание, осознает себя как субстанцию своего тела и переживаний и, наконец, как разумный дух, обладающими свободной волей. Разумная воля - субъективно свободная, но ограниченная другими духовными и телесными сущностями (живыми существами, личностями), - переходит к свободной деятельности, создающей право, мораль, нравственность и государство, становясь тем самым объективным духом (объективируясь).

Пройдя стадию субъективного духа и подчинив себе свои состояния, освободив себя внутренне и став разумным свободным духом, дух реализует свою свободную волю в объективном мире. Индивидуальный дух на этом этапе должен постичь, что все внешне данное и противостоящее ему есть дух. Человек подчиняет себе природу, нравственно и политически преодолевает свою иллюзорную оторванность от других людей и погружается в скрытое в его индивидуальности родовое всеобщее. На этом пути приобретается действительная индивидуальность, тождественная народному духу. Объективный дух проходит три стадии развития. На первой стадии он реализует себя в правовых отношениях. Стадии права противостоит и сменяет её стадия морали как права субъективной сознательной воли. Синтезом этих стадий является нравственность, реализующаяся в семье, гражданском обществе и государстве. Поскольку в нравственности совпадают правовое и моральное, она становится высшей формой Объективного духа. Вершина нравственности - соответствующее своему понятию государство - синтезируя субъективное и объективное в народном духе, может стать носителем абсолютного духа, т.е. последней стадии развития духа, раскрывающей содержание и смысл эволюции абсолютной идеи.

Абсолютный дух реализует самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы субъективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию. Формами знания (и самосознания) абсолютной идеи являются искусств, религия и философия. Дух постигает идею в искусстве через её образное созерцание и чувственно внешнее изображение; затем - в религии, осуществляя ее образно-эмоциональное переживание; и, наконец, находит адекватную форму постижения идеи в мысли или в философии, которая раскрывает абсолютную идею как мыслящее себя понятие. Абсолютный дух, таким образом, снимает дуализм идеи и её порождений, которые оказываются средством актуализации духа. Как конкретное единство личности, общества и смысла Абсолютный дух является свободным, сознательным, бесконечным и беспрепятственным самотворчеством.

Философия духа обосновывается далее Гегелем в "Философии права" (1821). Развитое в философии права учение об объективном духе оказало сильное влияние на последующее становление социальной философии и социологии. "Объективный дух" охватывал у Гегеля сферу социальной жизни и понимался как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отдельными людьми и проявляющаяся через их различные связи и отношения. Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо от желаний отдельных лиц, нашла свое отражение в учении Гегеля о "хитрости мирового разума", пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.

Из "философии духа" Гегеля вытекали определённые социально-политические следствия. Поскольку в философской системе Гегеля человечество пришло к познанию абсолютной истины (в форме научной философии), постольку и время и место, где творил Гегель - Германия времен кайзера Вильгельма, является высшим этапом исторического развития. Здесь явно присутствует идеологический оттенок, направленный на увековечивание монархического строя. Но социально - политические следствия не ограничиваются этим. Гегель дал аргументы для развития немецкого национализма. Он учил, что этому, якобы осуществляющемуся в Германии высшему этапу развития идеи, соответствует и наиболее совершенная немецкая система общественного и государственного устройства, а немецкий народ является избранным народом. Что же касается всех других народов мира, то они, по Гегелю, или уже сыграли свою роль в истории, или вообще не способны к самостоятельной исторической роли.

Философия права

Объективный дух - та часть гегелевской системы, где он излагает свои воззрения на социально-историческую жизнь человечества. Этому он посвящает второй раздел «Философии духа», «Философию права» и «Философию истории».

Различные сферы общественной жизни и человеческую историю Гегель рассматривает как проявление «объективного духа». Это свидетельствует о том, что общественная теория немецкого мыслителя строится на идеалистических предпосылках. Подведение различных сторон общественно-исторической жизни людей под категорию «объективного духа» - это мистифицированное выражение мысли Гегеля о том, что социальная жизнь людей возвышается над жизнью индивида. «Объектив-

Шей дух» у Гегеля - некоторая объективная Закономерность, стоящая над жизнью отдельных людей и проявляющаяся через их различные связи и отношения.

В своем развитии объективный дух, по Гегелю, проходит три ступени: абстрактное право, мораль, нравственность. В свою очередь нравственность охватывает семью, гражданское общество и государство. Пройдя ступень внутреннего и внешнего государственного права, объективный дух поднимается на стадию всемирной истории. Искусственность такого построения очевидна. Тем не менее, сравнивая гегелевское учение об обществе с фейербаховским, Энгельс указывает: «Насколько идеалистична здесь форма, настолько же реалистично содержание. Наряду с моралью оно (учение Гегеля. - М. О.) заключает в себе всю область права, экономики и политики. У Фейербаха - как раз наоборот. По форме он реалистичен, за точку отправления он берет человека; но о мире, в котором живет этот человек, у него нет и речи, и потому его человек остается тем же абстрактным человеком, который фигурирует в философии религии» *. Это высказывание Энгельса имеет большое значение для понимания теории общественного развития Гегеля. Представляя все стороны общественных отношений людей в виде саморазвития объективного духа, Гегель тем самым ставит на голову всю реальную деятельность общественного человека и его действительные социальные связи. Эта мистификация обнаруживается уже в исходных предпосылках «Философии права». Гегель начинает с анализа понятия свободы, поскольку право и собственность как основные категории «абстрактного права» суть осуществления свободы. Гегель считает, что свобода - это абстрактная категория, которая проявляется прежде всего в праве. Поэтому право есть бытие свободы. Вообще целью деятельности объективного духа, по Гегелю, является реализация свободы во внешнем мире, с том чтобы действительность могла стать миром свободных отношений. Поэтому и в «Философии права» и в «Философии истории» выдвигается на первый план проблема свободы и необходимости.

Свобода, по Гегелю, не есть произвол, она определяется известными условиями. Быть свободным - значит сознавать границы и необходимость того, что человек делает. «Если я, - говорит Гегель, - хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть» . Подлинно свободной волей обладает лишь мыслящий интеллект. Особенно важным является осознание человеком своей свободы. Раб, по Гегелю, потому есть раб, что он ие знает, не мыслит свою свободу.

«...Воля истинна, когда то, чтб она волит, ее содержание, тожественно с нею, когда, следовательно, свобода в о лит свободу» *,

В обществе произвольные поступки отдельных людей преодолеваются, ограничиваются. Свобода в обществе есть преодоление произвола отдельных людей. Человек проявляет свою волю не неопределенно, не как произвол, а как ограниченную волю. Это ограничение воли осуществляется правовыми нормами и законами, т. е. в сфере правовых отношений. Право, по Гегелю, есть наличное бытие свободы. Это учение Гегеля расходится с воззрениями Канта и Фихте, утверждавших, что право представляет собою ограничение произвола одного человека произволом другого на основании свободы. Как видно, Гегель (так же как Кант и Фихте) очень далек от понимания права как воли господствующего класса, возведенной в закон. Классовая сущность права от Гегеля ускользает. Вместе с тем из всего хода его рассуждений ясно, что в трактовке правовых и политических категорий Гегель всецело отстаивает точку зрения буржуазии. Уже сам факт выдвижения права на первый план и противопоставление права произволу характеризуют Гегеля как идеолога немецкой буржуазии. Антифеодальный характер носит также и призыв философа: «будь лицом и уважай других в качестве лиц» , так как в этой заповеди утверждается достоинство личности, попираемое в условиях феодальных порядков. Буржуазная сущность гегелевской концепции права выявляется еще резче, когда он начинает анализировать проблему частной собственности. Свободу частной собственности он считает одним из величайших завоеваний нового времени. По его мнению, частная собственность является единственно существенным определением личности. «Лишь в собственности, - говорит он, - лицо есть как разум» . Гегель, однако, упускает из виду, что между провозглашением свободы личности и отстаиванием института частной собственности заключено противоречие. Человек, владеющий собственностью, уже не свободен, он прикреплен к ней. Гегель не понимает также, что свобода собственности в буржуазном обществе означает свободу присвоения продуктов чужого труда.

Анализируя частную собственность, Гегель формулирует интересное положение, которое, правда, не находит у него научного обоснования. Речь идет о понимании капитала как самовозрастающей стоимости. «Разумность собственности, - говорит Гегель, - заключается не в удовлетворении потребности, а в Том, что снимается голая субъективность личности» *. Если собственность служит не удовлетворению потребности, то она, стало быть, служит себе, своему возрастанию и росту. Сделав

шаг к правильному пониманию очень существенной экономической категории капитализма, Гегель все дело сводит к обмену, к купле-продаже. Таким образом, отношения буржуазного общества он понимает ие как отношения людей в процессе производства, а как отношения в процессе обмена, как отношения купли-продажи. Весь дальнейший анализ правовых отношений Гегель сводит к рассмотрению отношений купли и продажи. Поэтому право сначала выступает как владение, оно есть собственность; затем оно выступает в договоре как отношение одного собственника к другому собственнику; право осуществляется в форме неправды и преступления. Гегель смешивает экономические категории с юридическими, причем определяющими у него являются правовые отношения. Так, частную собственность он выводит из «свободной воли» личности, в конечном счете из разума. Реальные экономические отношения, следовательно, обволакиваются у Гегеля густым туманом мистики, что, однако, вовсе не означает, что Гегель окончательно теряет способность правильно схватывать отдельные моменты этих отношений.

Абсолютное право человека на присвоение вещей покоится, ио Гегелю, на том, что лицо имеет право вкладывать свою волю в каждую вещь. Благодаря этому вещь становится моей вещью, и моя воля в этой вещи есть субстанциальная цель данной вещи, сама же вещь такой цели не имеет. По Гегелю, следовательно, все может стать моим, раз я вкладываю в это свою волю. Это значит, что все может стать предметом купли и продажи, т. е. товаром. Гегель правильно нащупал тот факт, что в буржуазном обществе все может стать предметом купли и продажи.

Эта всеобщая товарная форма безоговорочно распространяется Гегелем на все вещи. Но как быть с такого рода явлениями как науки, искусство, даже религиозные действия (проповеди, молитвы), изобретения и т. д.? Все это тоже в буржуазном обществе становится предметом договора, купли и продажи. Возникшее затруднение Гегель решает следующим способом: «Познания, науки, таланты и т. д. свойственны, разумеется, свободному духу и представляют собою его внутренние качества, а не нечто внешнее, но вместе с тем можно посредством высказывания (Aeusserung) дать им внешнее (ausserli- ches) существование и отчуждать (veranssern) их, благодаря чему они подводятся под определение вещейь Гегель, таким образом, подметил чрезвычайно существенный момент буржуазных отношений, ще происходит процесс овеществления духовных способностей человека. Этот факт он фиксирует в спокойно-эпическом тоне, не понимая всей глубины трагедии ученого, художника, изобретателя н др., продукты деятельности которых превращаются в товар в условиях капиталистического общества. Насколько трагичен факт овеществления духовных способностей человека, показал впоследствии гениальный французский писатель Бальзак в своей «Человеческой комедии». Подлинно научное истолкование это явление получило в «Манифесте Коммунистической партии»: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников»

Владение, согласно Гегелю, состоит в том, что нечто находится во власти определенного человека. Обладание собственностью представляется средством по отношению к потребности, т. е. если человек имеет потребность в чем-либо, он может ее удовлетворить посредством приобретения данной вещи и ее потребления. Но потребление, по Гегелю, не главное. «Истинное же взаимоотношение состоит в том, что с точки зрения свободы собственность как первое наличное бытие последней есть сама по себе существенная цель»2. Гегель замечает, что чрезмерное личное потребление отнимает у капиталиста часть накопленного капитала. Это, по выражению Гегеля, есть стародворянский принцип, состоящий «св потреблении имеющегося в наличии». Гегелю ясно, что первейшая обязанность капиталиста- накопление капитала. Говоря, что собственность есть сама в себе цель, Гегель тем самым тонко улавливает психологию буржуа, стремящегося к безграничному накопленпю собственности.

Поскольку в собственности воля человека выступает как воля единичного человека, постольку собственность имеет характер частной собственности. Гегель резко выступает против общей собственности. Поэтому он критикует идеальное государство Платона, где личность лишается права на частную собственность. «Представление о благочестивом или дружеском, а то даже насильственном братском союзе людей с общностью имущества и изгнанием принципа частной собственности, - говорит Гегель, - может казаться весьма приемлемым умонастроению, которое не понимает природы свободы духа и права и не схватывает их в их определенных моментах» 3. Исходя из этого он считает справедливым упразднение монастырей, поскольку эти союзы покоятся на общности имущества.

Гегель критикует и мелкобуржуазную теорию равного распределения имущества. Он указывает, что величина имущества зависит от трудолюбия, а поскольку одни более трудолюбивы, а другие менее, постольку первоначальное равенство со временем обязательно нарушится. Понятие собственности, по

Гегелю, основайо йа гой, ч*о лйцо вкладывает в вещь свою волю. Но внутренний акт води данного человека должен быть распознан другими людьми. Чтобы это произошло, личность должна вступить во владение собственностью, которое осуществляется или физическим захватом ее, или формированием вещи, или, наконец, обозначением. Физический захват является наиболее совершенным способом, так как в этом владении лицо непосредственно присутствует. Но этот способ субъективен, временен и в высшей степени ограничен как по объему, так и вследствие качественной природы предметов. Правда, зтот способ вступления во владение может быть несколько расширен при помощи механических сил, инструментов и т. д. Вступая во владение каким-нибудь предметом, лицо находит, что с ним связано и нечто другое. «Я выполняю вступление во владение посредством руки, но область последней может быть расширена. Рука есть тот великий орган, которым не обладает животное, и то, что я охватываю им, может само стать средством, которым я хватаю дальше» Если рука служит прежде всего для захвата, для того чтобы хватать все дальше и дальше, это свидетельствует о жадности владельца руки. Жадность буржуа и его стремление к безграничному захвату, накоплению собственности тонко подмечены Гегелем. Не случайно на первое место в качестве способа вступления во владение он выдвигает физический захват.

Вторым способом вступления во владение Гегель считает формирование вещи, т. е. придание предмету определенной формы, обработка, приспособление его к пользованию. В формировании вещи соединяется субъект и объект. Здесь Гегель высказал гениальную догадку о том, что единство субъекта и объекта осуществляется в трудовой деятельности человека. В процессе придания формы предметам (оно бывает очень разнообразным в зависимости от качественной природы предмета и различия субъективных целей) человек совершенствует собственное тело и дух, постигает себя как свободное существо, выявляет свои возможности/задатки, способности. Гегель здесь в более доступной форме воспроизводит те мысли, которые он высказал в «Феноменологии духа», в параграфе «Господство и рабство».

Вступление во владение вещью путем обозначения заключается в том, что посредством знака данное лицо сообщает всем другим лицам, что оно вложило свою волю в данную вещь, исключая тем самым других из владения. Этот способ вступления во владение свидетельствует о господстве человека над вещами.

Далее Гегель переходит к проблеме потребления вещи. В потреблении, говорит он, вещь выполняет свое назначение - удовлетворяет потребность. Потребление есть реализация потребности. Удовлетворение потребности, согласно Гегелю, есть лить особый способ видоизменения предмета.

В связи с анализом вопроса о потреблении вещи Гегель говорит о «специфической годности», т. е. о потребительной стоимости вещи и «ценности» ее, т. е. о меновой стоимости. «Качественное, - говорит Гегель о меновой стоимости, - исчезает здесь в форме количественного. "А именно, говоря о потребности, я указываю титул, под который можно подводить самые разнообразные вещи, и то, что есть общего в них, является основанием того, что я их теперь могу измерять». На каком же основании мы можем сравнивать и измерять вещи, которые имеют различную «специфическую годность»? В чем заключается общность между различными обмениваемыми вещами? На этот вопрос Гегель не может дать правильного ответа, так как он не понимает двоякого характера труда, создающего товар. Гегель рассуждает следующим образом. Каждая вещь обладает способностью удовлетворять специфическую потребность. Но каждая специфическая потребность есть в то же время «потребность вообще» и в качестве таковой может сравниваться с другими потребностями. Соответственно этому, заключает Гегель, «также и вещь становится сравнимой с другими вещами, которые удовлетворяют другим потребностям» . Следовательно, при определении потребительной стоимости и стоимости философ исходит не из процесса производства, а из потребления, поэтому он и остается на поверхности экономических явлений. Только Маркс своим учением о конкретном и абстрактном труде раскрыл сущность указанных экономических категорий - потребительной стоимости и стоимости.

Таким образом, проблему стоимости Гегель не понял. «Когда мы обращаем внимание на понятие ценности, тогда сама вещь рассматривается лишь как знак, и она имеет значение не сама по себе, а как то, чего она стоит. Вексель, например, не представляет собою своей бумажной природы, а есть лишь знак другого, всеобщего - ценности. Ценность вещей может быть очень различной в отношении потребности» . В утверждении Гегеля, что деньги суть лишь знаки, сквозит смутная догадка о том, что денежная форма вещей есть нечто постороннее для них самих и что она только форма проявления скрытых за вещами человеческих отношений. В этом смысле каждый товар представляет собою только знак. У Гегеля, таким образом, и здесь высказана догадка о товарном фетишизме, хотя и выражена она в искаженной форме.

306. Последователь И. Канта в XVIII в.:

И. Фихте

307. Фихте является последователем..... .

Канта

308. Фундамент всех наук, учение о науке, по Фихте - ..... .

Философия

309. Метод, используемый И. Фихте в разработке своих основоположений - ..... .

Диалектика

310. Немецкие философы, разрабатывавшие диалектический метод:

И. Фихте Г. Гегель

311. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей - .

Диалектика

312. И. Фихте разрабатывал проблемы:

Гносеологии

313. Философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности-

Натурфилософия

314. Основа философии, "единственно истинный и вечный органон", по Шеллингу:

Искусство

315. Философ, творчество которого считается вершиной немецкого идеализма пер. пол. XIX в. - .

Гегель

316. Объективное, идеальное начало, выступающее субъектом развития, творцом мира, по Гегелю -

Мировой Дух

317. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю - ..... .

319. Проявление или воплощение мирового духа, в понимании Гегеля - ..... .

Сознание

320. Необходимый момент в развитии познания, по Гегелю - ..... .

Заблуждение

321. Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю - ..... .

Развитие

Становление

323. Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании...

Свободы

324. Цель мировой истории, являющаяся "единственной целью духа":

Свобода

325. Низший период всемирной истории, по Гегелю... мир

Восточный

326. Завершающий период высшего развития всемирной истории, по Гегелю... мир

Гегель

327. Период всемирной истории, поставивший проблему свободы в рамки правовых отношений... мир



Римский

328. Процесс, при котором созданные людьми предметы, организации порабощают человека:

Отчуждение

329. Социального процесс, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную господствующую силу, враждебную ему - ..... .

Отчуждение

330. Власть, определяющая и устанавливающая "всеобщее", по Гегелю:

Законодательная

331. Мыслитель Немецкой классической философии, объявивший себя материалистом и атеистом:

Л. Фейербах

332. Основная человеческая ценность, по определению Фейербаха:

Свобода

333. Первоисточник мышления, по Фейербаху - ..... .

Природа

334. Философия Фейербаха:

Антропологический материализм

335. Время возникновения марксистской философии:

Е годы XIX в.

336. Последователи марксистской философии:

Г. Плеханов (+) П. Лафарг

337. Философия, оказавшая влияние на марксистскую философию - ..... .

Немецкая классическая

338. Философия, теоретическими предпосылками которой являются диалектика Гегеля и материализм Фейербаха - ..... .

Марксизм

339. Основной труд К. Маркса - ..... .

Капитал

340. Основной труд Ф. Энгельса - ..... .

Энгельс

342. Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:

Практическая

343. Диалектический материализм - учение...

Марксизма

344. Класс социума способный переустроить общество, по Марксу - ..... .

Пролетариат

345. Способ существования материи, в марксистской философии - ..... .

Движение

346. Всеобщее свойство материи, в марксистской философии - ..... .

Отражение

347. Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса - .

Отражение

348. Деятельность людей, направленная на постижение свойств предметов и явлений объективного мира, в марксистской философии - ..... .

Познание

349. Ступень познания, в марксистской философии, отражение человеком объективного мира с помощью органов чувств - ..... .

Чувственная

350. Исчерпывающее знание об объекте, не опровергаемое развитием науки - ..... истина.

Абсолютная

351. Частичное, неполное знание об объекте - ..... истина.

Относительная

352. Критерий истины, в марксистской философии - ..... .

Практика

353. Основой функционирования и развития общества, в марксистской философии, является материальное - ..... .

Производство

354. Определяющее отношения между людьми, в марксистской философии:

производственно~экономические

355. Философия, сформированная под влиянием немецкой классической и марксистской философии - ..... философия.

Западная

Сциентизм антисциентизм

357. Направление современной западной философии, определяющее критерием научности современную физику - ..... .

Сциентизм

358. Направление западной философии, абсолютизирующее роль естественных наук в системе культуры, в духовной жизни общества - ..... .

Сциентизм

359. Философское направление XX в., определяющее логику и математику инструментом построения эмпирического знания - ..... .

Неопозитивизм

360. Философское направление 20 в., отвергающее возможности философии как теоретического познания мировоззренческих проблем - ..... .

Неопозитивизм

361. Логика и математика являются инструментом построения эмпирического знания в...

Неопозитивизме

362. Принцип выяснения значений научных предложений в неопозитивизме - ..... .

Верификация

363. Эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом - ..... .

Верификация

364. Школа неопозитивизма, ставящая в центр исследований анализ языка науки - ..... .

Логический позитивизм

365. Концепция неопозитивизма, сведение всех наук к наиболее развитой в настоящее время науке:

Унификация

367. Объяснение науки и роста научного знания является главной проблемой...

Постпозитивизма

368. Основатель критического рационализма - ..... .

Поппер

369. Критический рационализм как направление оформилось в...

Постпозитивизме

370. Принцип разграничения науки и метафизики в постпозитивизме - ..... .

Фальсификации

371. Мыслитель, отрицавший существование в обществе объективных законов развития:

Поппер

372. Смена одной научной парадигмы другой, по Куну:

Научная революция

373. Философское направление, оформившееся в школу "философия жизни" в конце XIX в.:

Иррационализм

374. Представители "философии жизни":

Ф. Ницше О. Шпенглер

375. Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:

А. Шопенгауэр

376. Высший вид познания основанный на интуиции, по Шопенгауэру - ..... .

Искусство

377. Мыслитель, считавший "волю к власти" стимулом и основой общественной жизни:

Ницше

379. Мыслитель, выдвинувший "понимание" как метод познания жизни:

В. Дильтей

380. Мыслитель, отрицавший существование законов в обществе:

Г. Зиммель

381. Мыслитель, рассматривавший жизнь как осуществление души в мире:

О. Шпенглер

382. Метод, разработанный З. Фрейдом - ..... .

Психоанализ

383. Психоаналитический метод создал:

Фрейд

384. Теория, объясняющая роль бессознательных явлений и процессов в жизни человека:

Психоанализ

385. Философ, оказавший наибольшее влияние на идеи З. Фрейда:

Ф. Ницше

386. Мыслитель, полагавший, что в основе культуры лежит иррациональная мотивация человека:

Фрейд

387. Философия существования - ..... .

Экзистенциализм

388. Философия, ориентированная на проблемы человека, смысла его бытия в мире - ..... .

Экзистенциализм

Итак, первоначало мира, согласно Гегелю, - это бесконечно становящийся дух. Но что значит «становящийся» применительно к абсолюту? Когда речь идет о человеке, - это понятно: он сначала эмбрион, потом ребенок, потом взрослый (он сначала есть нечто меньшее, чем в конце). А если речь идет о чем-то подобном Богу?...

Тем не менее, становление Абсолютного духа Гегель понимает именно по аналогии со становлением человеческого индивида . Человек, когда он только родился, уже есть то, что он есть, но в проекте, только потенциально. Ему нужно еще стать собой, найти себя, свою сущность. Взрослый отличается от младенца тем, что он уже себя обрел, он уже понял, кто он такой (по крайней мере, схема такая; может, он и взрослеет бесконечно долго или бесконечное количество раз; и, может быть не только человек, но и Абсолютный дух). Он уже себя познал. Он, если говорить языком Гегеля, есть уже не только «в себе», но и «для себя». Иными словами, смысл взросления состоит в самопознании (так, по крайней мере, утверждает Гегель).

Итак, становление духа состоит в самопознании , а самопознание дает ему свободу .

Ведь что, прежде всего, стесняет свободу человека? То, что он себя еще не понял, не понял, что он такое и, следовательно, чего он хочет, что ему нужно, что ему делать. Для конкретного человека это верно отчасти (для него, все-таки, и внешние обстоятельства играют роль). Для Абсолютного духа, очевидно, это одно только и должно быть существенно. Он еще себя не знает, и поэтому он не свободен, - и он движется к свободе через самопознание.

Далее: человек познает себя в действии, сталкиваясь с действительностью, взаимодействуя с ней. Если бы он пребывал один, в некоем «безвоздушном пространстве», то он бы себя никогда не познал и, собственно, не был бы. То же верно и для Абсолютного духа: чтобы познать себя ему нужно иное .

Абсолютный дух творит (или порождает) мир и мир будет играть для него роль «зеркала», посредством которого он сможет познать себя (творит свое-иное, без которого он не был бы собой).

Итак, Гегель различает три формы существования Абсолюта, подобные трем возрастам человека (наиболее фундаментальная работа Гегеля, «Энциклопедия Философских наук» воспроизводит своей структурой эту логику становления).

1. Идея. Вначале он «в себе». Если сравнивать с человеком, - то это эмбрион. Если сравнивать с Богом, - то это Бог до творения мира. Он уже есть то, что он есть, но это еще пока только пустая схема, мысль, пока не вылившаяся ни во что внешнее.

Этой первой форме существования Абсолюта посвящен 1-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук – «Логика».


2. Природа. Потом он творит мир, точнее порождает: выпадает в него, как в свое инобытие . Заметьте: природа, материальная реальность, по Гегелю, не субстанция, а инобытие духа .

В природе дух забывается, забывает, что он такое, поэтому это состояние Абсолюта подобно сну. В природе дух перестает быть собой, соответствовать своей сущности (оказывается отчужденным от нее). Поэтому такое его состояние есть смерть. Если сравнивать с Богом, то это – мертвый Бог (нуждающийся в человеке, человеческой деятельности для своего воскрешения). Если сравнивать с человеком, то это – ребенок.

В природе дух играет, - пишет Гегель. Игра, - это когда много сил, но ты еще не понимаешь, для чего ты все это делаешь. В природе, согласно Гегелю, мы наблюдаем большое разнообразие форм, при минимуме смысловой нагруженности.

Природа, по Гегелю не развивается , материальное не содержит в себе внутреннего источника движения . В отличие от материалистов Дидро, Ламетри, деиста Вольтера, дуалиста Декарта, Гегель – идеалист, согласно Гегелю развивается дух.

Согласно Гегелю, мы наблюдаем в природе определенную иерархию форм от простых ко все более сложным. Начавшись в неживой природе, она продолжается в живой и заканчивается появлением духа. Но то, что движется по этой «лестнице» форм – не природа; сами по себе природные формы – мертвые слепки. Движется, развивается дух. А это – следы, которые он оставил.

Самое существенное свойство материи, по Гегелю, - тяжесть . Тяжесть двузначна. Это и инертность, косность, то, что характеризует материю в отличие от духа; и в то же время, это организующее начало материи. Благодаря тяжести (стремлению к центру) материальные тела собираются в сложные структуры. И, если пойти выше по лестнице форм, то усложнение структуры разрешится в появление живого (то есть чувствующего), а затем мыслящего (то есть определенного через себя, свободного).

Философии природы посвящен 2-й том гегелевской «Энциклопедии философских наук»

3. Дух. Третья форма существования Абсолюта - собственно, Дух. Теперь он уже называется своим собственным именем, потому, что находится на пути к обретению себя, к истинному самопознанию.

Третий том гегелевской «Энциклопедии философских наук» - «Философия духа».

Гегель выделяет следующие формы (этапы) самопознания духа :

1) Субъективный дух – дух, как он осуществляется в рамках конкретного единичного индивида. По Гегелю, в форме единичного сознания дух не приходит к полному самопознанию (и, следовательно, к свободе). Потому, что свобода, о которой говорит Гегель, - это, прежде всего не свобода от, а свобода для: свобода полного самоосуществления и самораскрытия духа; становления собой. А человеческая сущность, то есть сущность духа, наедине с собой не может быть обретена.

2) Объективный дух, - дух, вышедший за пределы человеческой единичности; сфера интерсубъективного (межчеловеческого), социального.

Гегель выделяет следующие формы объективного духа:

а) Семья – некое непосредственное единство индивидов, основанное на любви, симпатии и т. д.

б) Общество . Непосредственных связей (как в семье) здесь уже не существует, каждый индивид атомарен. Сознание общности существует только в некоем абстрактном виде: это в лучшем случае уважение к правам и интересам другого.

в) Государство. Это высшая форма самореализации объективного духа, согласно Гегелю. Государство синтезирует то, что есть в обществе и то, что есть в семье. В форме государства самосознание народа становится чем-то конкретным.

Государство, по Гегелю, – это некий единый организм, возвышающаяся над конкретными индивидами сверхличность, обладающая единым и в то же время вполне конкретным самосознанием. Гегель говорит о «духе народа», который воплощается в его религии и проявляется в его истории. То или иное политическое устройство не является случайным и соответствует а соответствует характеру той или иной нации. Только в форме государства народы (а, следовательно, и отдельные личности) способны на те или иные великие свершения в сфере духа. Согласно Гегелю, неверно, что государство существует для реализации прав и свобод граждан. Наоборот: индивид существует для государства. Неверно утверждать, пишет Гегель, что свобода была присуща некоему природному, дообщественному состоянию человека. Напротив, свобода возможна только в государстве.

3) Абсолютный дух преодолевает как ограниченность единичных сознаний, так и отчужденность, свойственную Объективному духу. Формами Абсолютного духа, согласно Гегелю, являются искусство, религия и философия.

а) Искусство , согласно Гегелю, не отображение природы, не копирование, а форма самопознания (самореализации) духа. В искусстве дух лучше познал себя, чем в природе. Поэтому в цветке, нарисованном на картине, больше истины и, следовательно, бытия, чем в цветке, растущем в лесу. Камень, из которого вытесали статую, в большей степени есть, чем камень, лежащий на дороге.

Но искусство, согласно Гегелю, не вполне совершенный вид самопознания духа. Во-первых, потому, что оно связано с природным материалом, который остается внутренне чужд придаваемой ему форме. Во-вторых, потому, что оно связано с чувством (в искусстве дух переживает, а не мыслит сам себя). В искусстве, пишет Гегель, дух познает самого себя посредством чувственного созерцания .

б) Религия . В форме религиозного сознания дух постигает, что он – единое и что он – не природа, что он – нечто принципиально отличное от всякой вещности. В религии, согласно Гегелю, дух познает себя посредством представления . При этом Гегель выделяет христианство, так как христианство понимает Абсолют как Субъекта (Личность). Но в форме религиозного представления духу еще кое-чего не хватает для адекватного познания себя: ему еще нужно схватить себя в процессе становления, в движении. В представлении той или иной религии Бог все еще слишком похож на вещь, а дух, как считает Гегель, - это нечто противоположное вещи (чистая деятельность).

в) Философия. В философии дух познает самого себя посредством чистого понятия . Под «философией» мы, вообще-то здесь должны понимать не любую, а именно «правильную» (гегелевскую) философию. Претензия философа Гегеля говорить, излагать истину с точки зрения Абсолютного духа в некоторых случаях может вызвать иронию. Но пойдем дальше. У Гегеля, все же, есть некоторые причины и право помещать свою систему на вершину лестницы самопознания Абсолютного духа, потому, что логика, разработанная Гегелем, составляющая основу его системы, является действительно принципиально отличной от всего, что было раньше.

Гегель создает новую логику, диалектическую , логику, в которой понятия движутся.

О гегелевской логике см. ниже.

«Материя тяжела, поскольку она тяготеет к центру; она по существу дела состоит из составных элементов, она находится вне себя, она ищет своего единства и, следовательно, старается сама преодолеть себя; она ищет своей противоположности; если бы она достигла этого, то она уже не была бы материей, но уничтожилась бы; она стремится к идеальности, потому что в единстве она идеальна». Гегель, «Философия истории», Введение.

_______________________________________________________________________