Собор спаса на. Собор воскресения христова на крови. Драматические годы Спаса на Крови

Дом 2 А

Годы постройки: 1883 - 1907

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом "настоящего русского стиля".

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр) - символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) - его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Русская православная традиция - возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке. Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным. Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма. Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III. Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества. Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом. В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале. В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты. Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид. Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах. На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя. Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов. При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы. Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат. Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь. В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра. Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!). 19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга - сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической - на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови - мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

Немного истории

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду - морга, а после войны - как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г...

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня - укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови - это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день - среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых - 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров - 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии - 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Храм, построенный в память о гибели Александра II считается одной из главных достопримечательностей города на Неве. Но не все знают, что он хранит множество мистических загадок и тайн: о том, как храм превратился в морг и повлиял на распад СССР, где находится икона, способная предсказывать будущее, и почему кресты хранились под водой.


Храм Спаса на Крови в Петербурге является одной из красивейших, праздничных и ярких церквей в России. Долгие годы во времена Советской власти она была предана забвению. Теперь же, восстановленная, она привлекает своим величием и неповторимостью тысячи посетителей.
Храм был построен в память об императоре Александре II. В далеком 1881 году на том месте, где позже воздвигли храм, произошли трагические события.
1 марта царь Александр II направлялся на Марсово поле, где должен был пройти парад войск. В результате террористического акта, совершенного народовольцем И. И. Гриневицким, император был смертельно ранен.

По приказу Александра III на месте трагедии и была воздвигнута церковь Спаса-на-Крови, где должны были совершаться регулярные службы по убиенному. Так и закрепилось за храмом название Спас-на-Крови, официальное название Храм Воскресения Христова.

Главное место храма – неприкосновенный фрагмент Екатерининского канала.
В него входят тротуарные плиты, булыжная мостовая, часть решетки.

Место, где погиб император, решено было оставить нетронутым.
Для осуществления этого замысла изменили форму набережной, а фундамент храма переместил русло канала на 8,5 метров.

Под колокольней именно на том месте, где произошел трагический случай, находится «Распятие с предстоящими».

Уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. По бокам размещены иконы святых.

Для выбора наилучшего проекта для строительства храма был объявлен архитектурный конкурс. В нем принимали участие самые именитые архитекторы. Только с третьей попытки (столько раз объявлялся конкурс) Александр III выбрал проект, который показался ему наиболее подходящим. Автором его был Альфред Парланд и архимандрит Игнатий.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге строили на пожертвования, которые собирали всем миром. Вклады вносили не только россияне, но граждане других славянских стран. Стены колокольни после строительства увенчались множеством гербов самых разных губерний, городов, уездов, которые жертвовали сбережения, все они были выполнены из мозаики.
На главном кресте колокольни была установлена золоченая корона в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло августейшее семейство.
Общая сумма строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Заложили храм в 1883 году, когда проект строительства ещё не был утвержден окончательно. На данном этапе главной задачей было укрепить грунт, чтобы он не подвергался размыву, ведь рядом находился Екатерининский канал (в 1923 году переименован в канал Грибоедова), а также заложить прочный фундамент.

Сам собор Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге начали возводить в 1888 году.
Серый гранит использовали для облицовки цоколя, стены выкладывались из красно-коричневого кирпича, тяги, наличники для окон, карнизы были выполнены из эстляндского мрамора. Цоколь украсили двадцать гранитных досок, на которых перечислялись главные указы и заслуги Александра II. К 1894 году основные своды собора были возведены, к 1897 году достроили девять глав. Большая часть из них была покрыта разноцветной яркой эмалью.

Стены храма, купола, башни полностью покрывают удивительные декоративные узоры, гранит, мрамор, ювелирная эмаль, мозаика. По-особенному смотрятся белые арки, аркады, кокошники на фоне декоративного красного кирпича.

Общая площадь мозаики (изнутри и снаружи) составляет около шести тысяч квадратных метров. Мозаичные шедевры составляли по эскизам великих художников Васнецова, Парланда, Нестерова, Кошелева. Северная сторона фасада представляет мозаику «Воскресение», на южной расположилось панно «Христос во славе». С запада фасад украшен картиной «Спас нерукотворный», а с востока можно увидеть «Спас Благословляющий».

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге несколько стилизован под московский собор Василия Блаженного. Но само художественное и архитектурное решение весьма уникально и самобытно. По плану собор является четырехугольным зданием, венчающимся пятью большими главами и четырьмя главками немного меньшего размера. Южный, северный фасад украшают фронтоны-кокошники, восточную сторону - три закругленные аспиды с золотыми главками. С запада находится колокольня с красивейшим золоченым куполом.

Внутреннее оформление - убранство храма - очень ценно и намного превосходит внешнее. Мозаики Спаса уникальны, все они выполнены по эскизам именитых мастеров кисти: Харламова, Беляева, Кошелева, Рябушкина, Новоскольцева и других.

Открыт и освящен собор был в 1908 году. Это был не просто храм, он являлся единственным храмом-музеем, памятником Императору Александру II. В 1923 году Спас-на-Крови по праву получил статус кафедрального, но волей судьбы или из-за бурных исторических перемен в 1930 году храм закрыли. Здание передали Обществу политкаторжан. На протяжении многих лет при советской власти принималось решение разрушить храм. Возможно, этому воспрепятствовала война. Перед руководителями на тот момент ставилась другие важные задачи.
Во время страшной ленинградской блокады здание собора использовали как городской морг.
По окончании войны Малый оперный театр устроил здесь склад для декораций.
После смены власти в советском правительстве храм наконец-то признали историческим памятником.
В 1968 году он попадает под защиту Государственной инспекции, а в 1970 году храм Воскресения Христова объявлен филиалом «Исакиевского собора».
В эти годы собор начинает постепенно возрождаться. Реставрация проходила медленно, только в 1997 году в качестве музея Спас-на-Крови начал принимать посетителей.
В 2004 году, спустя более чем 70 лет, митрополит Владимир отслужил в храме божественную литургию.

А теперь семь тайн и легенд Храма Спаса на крови.

1. Подводные кресты Спаса-на-Крови.
В свое время месторасположение храма сыграло немаловажную роль в его истории: поговаривают, что дабы спасти убранство храма от большевиков, горожане сняли с него кресты и опустили их на самое дно канала Грибоедова. Впоследствии, когда опасность миновала, а Спас-на-Крови начали реставрировать, но никак не могли отыскать кресты, которые венчали храм, произошел любопытный случай: случайный прохожий, знавший легенду, подошел к команде реставраторов и посоветовал поискать убранство в воде. Рабочие решили попробовать и отправили бригаду водолазов обследовать дно - ко всеобщему удивлению кресты оказались именно там, где указал незнакомец.

2. Сказ о том, как храм на развал Советского союза повлиял.
Еще одна любопытная легенда, связанная со Спасом-на-Крови и материализации мысли, имела место быть уже в самом начале 90-х. Долгое время одна из главных достопримечательностей города на Неве десятилетиями стояла в строительных лесах, что породило немало анекдотов и даже нашло отражение в стихах и песнях. На волне среди горожан существовало ироничное поверье, мол, что как только со Спаса снимут леса, рухнет весь Советский союз. Кому-то может показаться небылицей, а кто-то спишет на стечение обстоятельств, но факт остается фактом: в 1991 году храм "освободили" от строительных лесов, а чуть позднее, в августе того же года, пришел конец Советской власти.

3. Крупнейшая коллекция мозаик в Европе.
Многим известно, что один из главных храмов Северной столицы является настоящим музеем мозаик, ведь под его крышей собрана богатейшая и крупнейшая коллекция мозаик, над которой трудились известнейшие отечественные мастера - Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин и другие. Мозаики - основной декор храма, ведь даже иконостас Спаса-на-Крови мозаичный. Также может показаться любопытным, что именно из-за того, что произведения искусства делали очень долго, открытие храма и его освящение оттянули на добрый десяток лет.

4. Блокадный морг и «Спас-на-картошке».
Ни для кого не секрет, что в военные времена (и при советской власти) церкви и храмы города работали в непривычном для них режиме - где-то оборудовали коровники или размещали предприятия. Так, во время блокады Спас-на-Крови превратился в самый настоящий морг. В районный Дзержинский морг, коим на время стал храм, со всего города свозились тела погибших ленинградцев, подтверждая его историческое название. Кроме того, одной из функций достопримечательности в те нелегкие времена стало хранение овощей - некоторые горожане с чувством юмора даже прозвали его «Спасом-на-картошке». По окончании войны Спасу-на-Крови опять-таки не вернули религиозной функции, напротив - его начали использовать как хранилище декораций Малого Оперного театра, который нынче известен как Михайловский.

5. Тайны нумерологии и Спас-на-Крови.
Магия чисел действительно существует, и петербургский храм вполне успешно доказывает это - например, экскурсоводы, желающие добавить некого мистического шарма, частенько обращаются к нумерологии и рассказывают о том, что высота центрального сооружения составляет 81 метр, что это в полной мере соответствует году гибели Александра II, а еще одно число 63 - не только высота, на которую вздымается один из куполов, но и возраст императора в момент покушения на его жизнь.

6. Загадочная икона.
Кроме знаменитого призрака набережной канала Грибоедова, бытует еще одна мистическая и таинственная легенда (не доказанная и не опровергнутая): якобы под крышей Спаса-на-Крови есть икона, на которой проступили роковые для российской истории годы - значится там 1917, 1941 и не только. Считается, что икона обладает силой и способна предрекать поворотные даты для истории России, ведь на полотне проглядываются и другие нечеткие силуэты чисел - возможно, они проступят по мере приближения новой трагедии.

7. Кровавая мостовая.
Ни для кого не секрет, что Спас-на-Крови построили на месте, где 1 марта 1881 произошло последнее покушение на императора Александра II. Естественно, сразу же после трагических событий Городская дума предложила возвести здесь небольшую часовню, однако новый император Александр III наказал часовней не ограничиваться и построить на этом месте великолепный храм.
Также государь распорядился оставить внутри будущего собора нетронутый участок мостовой, где пролилась кровь его отца.

Нерушимая церковь
Еще одно поверье, которое до сих пор не нашло опровержения - что этот собор невозможно разрушить. Одним из ярких примеров, подтверждающих легенду, является история о том, как в 1941 году власти приняли решение взорвать храм Спаса на Крови, назвав его «объектом, который не имеет художественной и архитектурной ценности». В стенах были просверлены отверстия, туда уже заложили взрывчатку.
Но началась Великая Отечественная война, поэтому все взрывники были в срочном порядке отправлены на фронт.

В 60-х годах, осматривая купола храма, обнаружили единственную бомбу, которая всё же попала в храм.
Попала, но не взорвалась.
Пятисот килограммовая бомба лежала на руках Спасителя.

фото мои + использованы материалы из открытых источников

Что такое Спас-на-Крови? Это один и красивейших и необычнейших храмов России. Яркий, благодаря своим мозаикам и изразцам, храм находится в самом центре Петербурга и привлекает множество туристов со всего мира.

Храм имеет большое историческое и эстетическое значение. Его история — это история нескольких эпох, стены его видели революцию и блокаду, во время Советской власти его хотели снести, а в войну в нем разместили морг… Восторг миллионов людей со всего мира свидетельствует: подобного храма нет нигде на Земле.

Собор Спаса-на-Крови

Собор Спаса-на-Крови в Северной столице построен как храм-памятник на месте убийства императора Александра Второго. Трагедия произошла в 1881 году 1 марта (по новому стилю — 13). До этого на царя было совершено около десятка покушений. В тот день царь Александр II выехал из Зимнего дворца, чтобы принять военный парад на Марсовом поле. Однако на канале Грибоедова — месте, достаточно близком к Марсовому полю — царя подвигал террорист-народоволец Гриневицкий.

Несмотря на большую любовь, которой император пользовался в народе, на беспрецедентные в истории России реформы, отмену крепостного права, на императора охотились именно «народовольцы» — социалисты, читающие себя выразителями воли народа. Очевидно, им не нравилась как раз популярность императора: ведь против тирана было бы легче бороться лозунгами.

Покушением руководила Софья Перовская. Первая бомба, брошенная в карету императора, убила и тяжело ранила казаков конвоя и маленького мальчика. Император, лишь слегка оцарапанный, вышел, чтобы оказать первую помощь раненым и особенно ребенку, несмотря на то, что сопровождавшие его уговаривали скорее покинуть опасное место. Милосердие царя было пустым звуком для революционеров-убийц: Гриневицкий открыто подошел к императору и бросил бомбу прямо ему под ноги. Та же Перовская, казалось бы, по женскому милосердию, не подошла даже к ребенку, а скрылась после того, как Гриневицкого схватили.

Император был смертельно ранен в живот. В страшных муках он скончался в тот же день в своей спальне Зимнего дворца.

По приказу сына Александра Второго — царя Александра III на месте смертельного ранения императора заложили часовню.


История Спаса на Крови

Интересно, что решение о воздвижении храма было принято не сразу. Зная о народной любви к оператору, царь Александр Третий предложил собрать средства на рам всем миром — общий сбор на храмы-памятники в честь различных событий является давней русской традицией. Часовню построили, она сохранилась по сей день, но собралось такое количество средств, что было решено рядом с ней строить большой храм.

Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге построен на средства не только жителей Российской империи, но и за счет жителей иных славянских стран, благодарных убитому Александру Второму за миротворческую политику. В ходе строительства в проект колокольни были поставлены гербы губерний, городов и уездов, жители которых жертвовали свои сбережения на храмоздательство. Эти гербы интересно рассмотреть и сегодня: они выполнены из мозаики, сохранились до наших дней, а многие и сейчас являются гербами тех же городов (например, сохранили свои гербы Ярославль, Кострома, Рыбинск…) Изначально крест колокольни стоял на позолоченной императорской короне в знак скорби августейшего семейства. Общая стоимость выполненного проекта строительства составила 4,6 миллиона рублей.

Проект храма также выбирался по архитектурному конкурсу, в котором приняли участие лучшие архитекторы страны. Однако конкурс пришлось проводить трижды: Александру Третьему, славившемуся твердым характером и утверждением собственной точки зрения, не нравились проекты. Наконец, царь лично выбрал подходящий проект авторства Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Отец Игнатий был настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, учеником святителя Игнатия (Брянчанинова), возможно, потому храм несет на себе поистине отсвет святости. Он не просто эстетически красив, вызывает не только чувство торжественности или праздника, но даже внешне поднимает дух человека, вызывает желание молитвы.


Название Спаса на Крови

Интересно, что несмотря на достаточно светские умонастроения в Петербурге того времени, за храмом закрепилось народное название «Спас на Крови», по образцу древних, например, новгородских и владимирских храмов — «Покрова на Нерли», «Спас на Городу», «Спас на Ильине улице».

Настоящее, официальное название собора Спаса на Крови — храм Воскресения Христова. Его называют и собором, и храмом, и церковью. Понятие «храм» означает вместилище Бога, дом Божий — то есть здание. Понятие «Церкви» достаточно широко: это и здание (в этом значении слова церковь и храм — одно и то же!), и собрание всех верующих людей.

Собор же — изначально главный храм города или монастыря. Сейчас такой собор именуют «кафедральным», а слово «собор» означает просто большой храм, которым и является Спас на Крови.


Строительство Спаса на Крови

Храм был заложен уже в 1883 году, несмотря на то, что проект строительства ещё не был утвержден. Важной задачей строителей было закрепление грунта: часовня могла бы уместиться и на берегу, а для большого собора пришлось насыпать грунт и создавать препятствия его размыву. Фундамент храма должен был быть прочным, и для его укрепления были применены самые передовые технологии того времени.

Сваи основания храма отстаивались пять лет. Собственно стены собора начали строить в 1888 году. На фасаде для нижней части стен был предусмотрен серый гранит, сами стены созданы из красно-коричневого кирпича, оконные тяги, наличники и карнизы сделаны из темно-серого мрамора.
На нижнем уровне фасада — цоколе — разместили двадцать досок из гранита, на которых золочеными буквами были выбиты основные реформаторские указы и перечислены достижения царя Александра II во внутренней и международной политике. Свод собора был замкнут к 1894 году. В 1897 были уже готовы девять глав собора, часть из которых покрыта разноцветной яркой эмалью, часть позолочена. На всех главках стоят православные кресты с цепями.


Фасад и описание храма Спаса на Крови

На крыше храма десять куполов. Восемь главок расположены по объему храма, одна на шатре и одна большая позолоченная луковка венчает колокольню, построенную основного объема храма, собственно над местом убийства (убиения) царя Александра Второго.

Символика девяти куполов — девять чинов Небесных Сил. Существует девять видов Небесных существ, светлых духов. Они имеют три лика (ступени иерархии). Наиболее известна и принята Церковью следующая классификация, разработанная на основе книг Ветхого и Нового Завета святыми Дионисием Ареопагитом и Григорием Богословом:

  • Серафимы, Херувимы и Престолы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими, как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его.
  • Господства, Силы, Власти (передающие Богу сведения, помогающие в управлении Вселенной).
  • Начала, Архангелы и Ангелы.

По объему храма расположены луковичные главки-купола с крестами, не симметрично, но очень живописно окружающими шатер с девятой главкой. Шатер стоит на «столпе» — круговой конструкции, уходящей в небо.

Купола имеют луковичную форму и разнятся оформлением. На многих луковках — поливные изразцы, поэтому купола такие яркие. Храм имеет общее основание, стоит на подклете (наземном подвале) и объединены в общую конструкцию.


Храм Спаса на Крови и собор Василия Блаженного в Москве

Многие не могут различить храм Спаса на Крови и собор Василия Блаженного в Москве. Историки архитектуры не раз отмечали стилистические отсылки в храме Спаса на Крови к московскому собору, что вполне естественно.

Однако петербургский храм очень самобытен. У него выделяется колокольня, увенчанная широкой позолоченной главой-луковицей. В плане Спас на Крови — четырехугольное здание, а собор Василия Блаженного имеет древнюю столпообразную конструкцию основного придела Покрова, венчающуюся колокольней, и восемь приделов, окружающих главный.

Южный и северный фасад Спаса на Крови, в отличие от Покровского собора, обозначены крупными фронтонами в виде кокошников. Алтарь выделен тремя полукруглыми апсидами, в стиле древнерусских храмов, увенчанными золотыми куполками. На западе, как мы и сказали, над место убийства императора, стоит необычной формы колокольня. Обычно в древнерусских храмах стоит шатровая колокольня.

Все стены храма, его шатер и колокольня покрыты прекрасными мозаичными и эмалевыми композициями. Особенно прекрасно видны белые арки колокольни, «кокошники» на крыше и наличники окон на фоне красного кирпича, также несущего декоративную функцию.


Мозаика и иконы Спаса на Крови

Все площадь мозаики в интерьере и экстерьере храма — более шести тысяч квадратных метров! Храм поистине прекрасен и снаружи, и изнутри. Его стены в интерьере целиком украшены, словно фресковой росписью, мозаиками. В действительности, это древняя византийская традиция мозаичного покрытия. На территории бывшей Византийской империи, в Италии, Греции, Турции, сохранился ряд храмов, полностью выложенных изнутри мозаикой. И Спас на Крови не уступает по красоте храмам, например, Равенны. Можно сказать, в наше время подобного Спасу на Крови в Новое время храма создано не было. Этот храм уникальным образом создан целиком в стилистике иконописи и архитектуры модерна (точнее, неорусского стиля), то есть стиля современного.

Мозаичные иконы выкладывались в Петербургских мастерских по рисункам известных художников того времени: Виктора Васнецова, Михаила Нестерова, самого архитектора Парланда, мастеров Новоскольцева Кошелева, Харламова, Рябушкина, Беляева.

Упомянутые нами фронтоны-кокошники украшены большими мозаичными иконами, просто чудесным образом дошедшими до наших дней сквозь гонения на Церковь и петербургскую непогоду. На северной стене, обращенной к Марсовому полю, расположена икона «Воскресение Христово», на южной — «Христос во славе», то есть Господь на престоле с преклоняющимися Ангелами. На западной и восточной стенах также расположены небольшие мозаичные иконы «Спас Нерукотворный» и «Спас Благословляющий».

Важнейший мемориальное место храма – фрагмент Екатерининского канала с тротуарными плитами, частью булыжной мостовой и решетки канала, где был смертельно ранен император. С наружной стороны это место обозначено Голгофским крестом из мрамора и гранита с изображением Распятия Христа, которое по русской традиции ставится на трагически памятных местах. У Распятия изображены святые. Чтобы сохранить место, где был убит император, нетронутым, изменили форму набережной, сместив русло канала с помощью насыпи для фундамента храма на 8,5 метров.


Спас на Крови в истории Петербурга — Ленинграда

Собор был освящен великим чином в присутствии императорской семьи лишь в 1908 году. К тому времени уже скончался Александр Третий, и на троне был император Николай Второй, будущий царь-страстотерпец. Храм стал храмом-музеем, своеобразным памятником Императору Александру Второму, единственном в своем роде.

В 1923 году, с закрытием других больших петербургских соборов, Спас-на-Крови получил даже статус кафедрального. В 1930 году его также закрыли и отдали Обществу политкаторжан. Храм то пустовал, то в нем делали овощехранилище. К начале Великой Отечественной войны храм уже планировали разрушить — как, кстати, и собор Василия Блаженного в Москве — но взрыву храма-памятника помешала начавшаяся война.

Еще один страшный исторический факт: во время блокады Ленинграда здание храма использовали… как морг. Затем Малый театр оперы и балета имени Мусоргского имел здесь место под склад для декораций.

Все эти исторические перипетии ужасно повлияли на внешнее убранство и интерьер храма. Был разрушен иконостас, отваливала мозаика, частично были сбиты стены из полудрагоценных камней. Лишь в 1968 году храм отдали под защиту Государственной инспекции, в 1970 — сделали филиалом «Исаакиевского собора», признав памятником архитектуры. На долгие годы Спас на Крови был скрыт под лесами, став одним из памятных петербуржцам реставрируемых мест. Зато долгожданное открытие храма-музея в 1997 году привлекло к нему множество петербуржцев и гостей города.


Спас на Крови — режим работы, богослужения

В 2004 году, через семь десятков лет после закрытия, митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Владимир совершил здесь Божественную литургию. В наши дни службы здесь проходят по воскресным и праздничным дням, и каждому верующему человеку можно посоветовать посетить их: поистине, лишь в молитве интерьеры храма обретают особое духовное значение.

Вход в храм во время богослужений бесплатный, в остальное время — по билетам через кассу, поскольку по сей день храм используется музеем. Открыт он ежедневно: летом 10.00-22.00, зимой с 10.00 до 19.00.


Храм на Крови в Екатеринбурге

Этот храм также иногда называют Спасом на Крови, поскольку он стоит на месте убиения Царственной Семьи Романовых — внуки императора Александра Второго, Николая Второго, с женой, детьми и слугами. Они были расстреляны 17 июля 1918 года по приказу Ленина и Свердлова. Все они, вместе с врачом семьи, верным Евгением Боткиным, сегодня канонизированы Русской Православной Церковью.


Царская Семья

В Екатеринбурге, в доме инженера Ипатьева, Царская Семья Романовых провела свои последние дни. Страшное совпадение: Спас на Крови в Петербурге и Екатеринбурге; Ипатьевский дом в Екатеринбурге и Ипатьевский монастырь в Костроме, где возвели на царство первого царя Михаила из рода Романовых.

В 2000 году на месте расстрела Царской Семьи по благословению Патриарха Алексия Второго был возведен Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых. Именно в 2000 году на Архиерейском Соборе Церкви Семья Николая Второго была канонизирована, а в 2003 году состоялось освящение Храма на Крови над место их расстрела.

Храм имеет 60 метров высоты и пять куполов. Он создан в русско-византийском осовремененном стиле. Есть верхний и нижний храм, в комплекс последнего входит алтарь на месте расстрельной комнаты: это место отмечено красным гранитом.

Ежегодно в ночь убиения Царской Семьи с 16 на 17 июля в храме совершается бдение и Литургия с крестным ходом к Ганиной Яме, месту уничтожения останков Царской Семьи.

Да хранит вас Господь молитвами всех святых!

История Спаса на Крови (храма Воскресения Христова)

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови, или храма Воскресения Христова: узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке.

Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших — древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II.

К. Е. Маковский. Портрет императора Александра II

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель, инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

Коронация Александра II, 1855 год

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы, не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права.

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II: Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся.

В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля», поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года, ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская.

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину — великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала. Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий.

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Взрыв снаряда на Екатерининском канале 1 марта 1881 года (источник иллюстрации ):

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

К. Е. Маковский. Портрет Александра II на смертном одре

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий — в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения — Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская — были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Казнь первомартовцев

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга — призраке Софьи Перовской. Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм, который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля — в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года — до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника, который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) — настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Крамской И. Н. Портрет Александра III (1886)

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте - апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества.

Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

К 28 апреля в Городскую управу было представлено 28 проектов. Постфактум поступило еще три.

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма — А. А. Парланд. В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением — эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания. С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Альфред Александрович Парланд (1842-1920), потомок выходцев из Шотландии, родился в Петербурге . Вскоре после окончания Академии художеств создал свои первые сооружения. Позднее преподавал в Академии художеств и Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В 1881 году Парланд вернулся из пятилетней пенсионерской поездки за границу и получил звание академика архитектуры.

Архитектор А. А. Парланд

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Архимандрит Игнатий (И. В. Малышев)

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд: например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Троице-Сергиева пустынь, Воскресенский собор по проекту Парланда

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты — сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя - Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу — потому он и обратился к А. А. Парланду, которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове, а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд, воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром, который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки.

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года, однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина»; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, — отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови.

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года.

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда — как «Старина», так и совместный с Игнатием — в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название — Спас на Крови , каноническое наименование собора — храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий. Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России» .

Как в обиходном названии «Спас на Крови», так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем — пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд. Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905—1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

Спас на Крови, мозаика «Распятие»

Вместе с Парландом работал большой творческий коллектив, в том числе И. Ф. Шлупп, Л. Н. Соловьев, И. П. Злобин, Н. Н. Краморенко, М. Ф. Еремеев и другие.

При сооружении храма Воскресения Христова перед архитекторами была поставлена особая задача: участок мостовой, на котором пролилась кровь Александра II, необходимо было оставить нетронутым и включить в пространство храма (; ; ). Отсюда столь необычное расположение Спаса на Крови: прямо у кромки набережной. Перед объявлением конкурса Городская дума составила план урегулирования этого участка набережной с устройством широкого моста и полукруглой площади. Кроме того, великая княгиня Екатерина Михайловна, владелица Михайловского дворца, согласилась безвозмездно отдать под строительство часть Михайловского сада (;).

Спас на Крови, Санкт-Петербург

В общей сложности строительные и отделочные работы в Спасе на Крови продолжались 24 года: с 1883 по 1907 год.

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Достаточно длительный срок объясняется богатством и разнообразием декора (особенно большого времени требовало изготовление мозаичного оформления), а также применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий. Да-да, несмотря на «архаизирующие» внешние формы, храм строился с учетом последних достижений инженерной мысли. Все коммуникации, система парового отопления и электрификации, молниезащита были сделаны в соответствии с самыми современными нормами (; ). Для предотвращения проникновения воды канала и грунтовых вод по периметру здания был сооружен хитроумный глиняный «замо к». Электрическое освещение осуществлялось с помощью 1689 ламп . Оригинальную систему пародухового отопления разработали в бюро инженера С. Я. Тимоховича, электрического освещения — Русское общество «Шуккерт и К°». Металлическую корону для 288 электроламп в главном куполе изготовили на фабрике Берто (;).

Окружающая храм территория

Появление в историческом центре Петербурга столь значительного сооружения, как Спас на Крови, требовало перепланировки окружающей территории. Как выглядел этот район прежде, можно понять, взглянув на фрагмент панорамы Невского проспекта работы В. С. Садовникова 1830-х годов (источник ). Сейчас мало кто сможет сходу узнать это место, до того непривычен вид на перспективу канала Грибоедова (бывшего Екатерининского).

Около храма появилась выложенная брусчаткой площадь. Часть Михайловского сада с восточной стороны обнесли художественной кованой оградой в стиле модерн. К сожалению, возведение ограды существенно сократило западную часть Михайловского сада. При этом были вырублены деревья, посаженные еще при Петре I .

К северу от храма появился хозяйственный двор с жилыми флигелями . Из этих построек до нашего времени дошел лишь один двухэтажный дом, где теперь размещается администрация музея (он виден на фотографии).

Рядом, фасадом к набережной, в 1906-1907 годах возвели часовню-ризницу Иверской иконы Божией Матери.

Изначально Парланд планировал снести дома между каналом и Конюшенным музеем и навести широкий мост, чтобы храм располагался не на узкой набережной, а эффектно завершал пространство расширенной Конюшенной площади. Однако проекты моста так и не были реализованы. В итоге к открытию храма в 1907 году спешно навели деревянное перекрытие, которое лишь в 1967 году заменили железобетонным мостом, сохранив кованую ажурную решетку. Этот мост в 1975 году был назван мостом Гриневицкого, а с 1998 года именуется Новоконюшенным.

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Поскольку пространство Конюшенной площади, вопреки планам, не было расширено, и канал не был перекрыт, храм не получил полноценного обзора. Случайно главным оказался южный фасад собора, обращенный в сторону Невского проспекта. В действительности же как главный Парландом задумывался западный фасад, но поскольку он остался обращен к узкой набережной, его торжественная композиция несколько потерялась .

Освящение Спаса на Крови

Храм был торжественно освящен в чудесный солнечный день 19 августа 1907 года, на праздник Преображения (летнего Спаса), в присутствии императора Николая II (внука Александра II), его супруги Александры Федоровны, императорского двора, высшего духовенства и министров правительства. На торжество освящения попала только «чистая публика»: в храм проходили по специальным пропускам, подписанным П. Столыпиным .

Событие имело актуальное политическое значение: Россия только что пережила первую революцию, и открытие храма-мемориала должно было утвердить незыблемость самодержавия . Тогда же, видимо, закрепилось обиходное название «Спас на Крови». Здесь не исключена прямая ассоциация со старинной церковью Св. Димитрия-на-Крови в Угличе, который поставлен на месте убиения царевича Димитрия Угличского . Та давняя трагедия вновь ожила в памяти людей в 1906 году, когда отмечалось 300-летие перенесения останков царевича из Углича в Москву.

Спас на Крови, мемориальная доска

За день до освящения Спаса на Крови, 18 августа, в храме прошла торжественная всенощная . Также накануне на улицах Петербурга появилось множество торговцев со свежеотпечатанными открытками с фотографиями нового храма. Подобные же открытки (только более высокого художественного качества) появились в магазинах. Торговля шла бойко .

Группа строителей храма, присутствовавших на освящении, в том числе А. А. Парланд (источник фото ):

Утром 19 августа 1907 года в Петербург прибыла из Петергофа царская семья. Катер доставил монарших особ к роскошно оформленной временной пристани у Мраморного дворца. Оттуда они проследовали в открытой коляске через Марсово поле — к храму. Государь был в мундире Преображенского полка и Андреевской ленте, а государыня... И вот тут становится ясно, что все корреспонденты в газетах и журналах того времени были мужчинами. Они сообщают только одно: государыня была в белом платье . И больше никаких подробностей.

Крестный ход вокруг храма (источник фото ):

В ожидании прибытия императора и царской семьи на площади перед собором выстроились шеренги всех родов войск. После исполнения гимна царь в сопровождении великих князей совершил обход войск . В освящении храма участвовал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний. Был установлен и освящен престол в алтаре, проведен обряд его омовения. Затем под перезвон колоколов и музыку начался крестный ход. Седовласый камердинер Александра II нес запрестольный крест, за ним шли архимандриты, митрополит, императорская чета, придворные, сенаторы, министры... Архиерей кропил стены храма, а хор певчих исполнял тропари.

Николай II принимает парад в честь освящения Спаса на Крови (источник фото ):

Заключительный этап освящения престола и храма произошел в алтаре. Окропление стен алтаря святой водой завершило чин освящения Спаса на Крови.

Интерьер освященного храма в 1907 году (источник фото ):

Горнее место в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год) (источник ):

Затем в полдень началась торжественная литургия с литией у места смертельного ранения Александра II. После литии было окончание литургии и затем — парад войск. Войска воздали почести императору, проходя маршем мимо новоосвященного собора. Под ликующие возгласы царский кортеж покинул территорию храма . После этого царская семья отбыла в Петропавловскую крепость, где поклонилась надгробиям Александра II и Александра III.

Шедевр или архитектурное убожество?

Появление в Петербурге необычного храма, выдержанного скорее в московском стиле, вызывало в столице споры и пересуды.

Петербургские газеты и журналы того времени поместили фотографии и подробные описания храма и его интерьеров, рассказали о самой церемонии освящения. Было много восторженных отзывов. Профессор Покровский в статье «Новый храм Воскресения Христова на Екатерининском канале в С-Петербурге» в «Прибавлениях к “Церковным ведомостям”» отмечал: «В общем и целом, как архитектура вновь сооруженного храма… так и его внутреннее убранство представляют собою явление замечательное и заслуживают особого внимания… стройность архитектурных линий, красота форм, богатство материала и совершенство техники ставят его в ряд лучших произведений современной русской архитектуры » .

Были, однако, и другие мнения. Храм считали чужим среди классицистической застройки и присвоили ему прозвище «бонбоньерка» . «Русь» писала, что храм, «к сожалению, далеко не даровит по мысли и исполнению …», «…но несомненно значителен по идее, которая витает над ним » . Некоторые высказывали и куда более радикальную оценку. Так, А. Н. Бенуа считал, что «это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа » . Позднее, после революции, он даже позволил себе еще более резкое высказывание: мол, если большевики вдруг решат взорвать Спас на Крови, он даже не будет против .

Спас на Крови, Санкт-Петербург

Критики, группировавшиеся вокруг объединения «Мир искусства», воспользовались сооружением Спаса на Кровы для демонстрации своих художественных пристрастий и обличения режима. «Варварским образчиком художественного убожества » назвал Спас на Крови А. А. Ростиславов, а В. Я. Курбатов желал, чтобы «поскорей забыли о псевдорусских постройках, так испортивших русские города » . С. К. Маковского приводило в ужас «небывалое архитектурное уродство » храма, этой «позорной страницы русского искусства », он призывал будущие поколения «уничтожить произведение Парланда бесследно, срыть до основания чудовищный собор » .

Однако в советское время борьба за сохранение храма — одной из немногих не взорванных церквей в «русском стиле», своеобразного символа последнего периода существования Российской империи — стало важным для ленинградской интеллигенции.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн. 600 тыс. рублей серебром — огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики, составила более 4,6 млн. рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн. рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

Спаса-на-Крови. Рота Дворцовых гренадер у храма Спаса-на-Крови

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II. Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием», где и проходили церковные службы.

(Продолжение следует)