Новый научный журнал Tartaria Magna. Монастырь таши дрепунг гоманг дацан В Закаменске теплосети не планировалось готовить к зиме

Гоман-дацан монастыря Дрепунг, который ныне действует в Мунгоде, Южная Индия, всегда имел прочные связи с Монголией и Россией.

В Гоман-дацане по учебникам Первого Джамьян Шадбы (1648-1722) обучались многие поколения бурятских, калмыцких и тувинских лам.

Основатель дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге лама Агван Лобсанг Доржиев закончил Гоман-дацан и был назначен наставником Его Святейшества Тринадцатого Далай-ламы Тибета от этого монастыря. В период с 1959 по 1962 год настоятелем Гомана был Галсан Лэгдэн, уроженец Тункинского района Бурятии, трагически погибший в годы китайской культурной революции. Один из учеников ламы Агвана Доржиева бурятский лама Агван Ньима, написавший несколько томов философских сочинений, с 1978 по 1983 год был настоятелем Гоман-дацана.

Давние связи Гоман-дацана с буддистами России полностью не прервались несмотря на все исторические перемены. Перерожденец Галсан Лэгдэна Чогтул Ринпоче из Непала в настоящее время обучается в Гоман-дацане. Там же до недавнего времени учился глава буддистов Калмыкии Тэло Ринпоче.

Цаннид-дацан, наряду с факультетами Нгагпа - тантрическим, Дзийпа - астрологическим и Менба - медицинским, составляет оригинальную систематическую монастырскую образовательную традицию, которая выполняет функции сохранения, передачи и развития базовых ценностей буддийского религиозно-философского наследия.

Полный курс обучения Цаннидского факультета распадается на пять курсов-предметов, это: 1) Намдэл - логика и гносеология, коренной трактат "Праманавартика" Дхармакирти. 2) Парчин - рассматривается "скрытый смысл" учения Праджняпарамиты, т.е. религиозная трактовка "Пути освобождения от страданий" и достижения совершенства сознания, коренной трактат "Абхисамаяланкара" Майтрейи. 3) Ума - философия относительности или "теории срединности", свободная от двух крайностей - этернализма и нигилизма, коренной трактат "Мадхьмикааватара" Чандракирти. 4) Дзод - энциклопедия всего раннего буддийского философского умозрения, на котором изучается трактат Васубандху "Абхидхармакоша"; 5) Дулва - этика и монашеская дисциплина, коренной трактат "Виная Сутра" Гунапрабхи. В среднем курс обучения продолжается в течение шестнадцати лет.

Цаннидский факультет играет первостепенную роль в системе монастырского образования Тибета, его главенствующая роль состоит в системообразующем факторе, в его фундаментальном начале. Поскольку считалось, что обучение на религиозно-философском факультете было обязательным условием (по крайней мере, основной его курс) для всех адептов, которые желали продолжить обучение на других факультетах.

Дрепунг Таши Гоман является одним из известнейших Цаннид-дацанов. Автором большинства текстов уникальной обязательной программы обучения является Гунчен Джамьян Шедпа (1648-1721). А также изучаются некоторые тексты, авторами которых были его последователи, наиболее видные - это Гунтанг Тенпи Донме (1762-1823) и Туксре Нгагван Таши. И конечно же изучаются тексты, написанные Досточтимым Цонкапой и его Великими Учениками.

В Гомане на данный момент обучается более 2500 монахов. Гоман состоит из 16 общин - канценов. Гоман-колледж имеет библиотеку, среднюю школу на 300 школьников, больницу на 20 коек-мест. Сейчас в Гомане закончилось строительство нового храма на 4 000-5 000 монахов, тогда как старый был рассчитан только на 300, цоколь нового храма служит площадкой для философских дебатов. Строительство велось исключительно на пожертвования.

Гоман является одним факультетом, входящим в монастырский комплекс Палден Дрепунг, образованный в 1416 г., в который входило помимо этого ещё 7 факультетов. В четырёх Гоман, Лоссалинг, Тойсамлинг, Шагор основной акцент делается на изучение предметов Парчин и Ума. В пятом - Дулва изучались этика и монашеская дисциплина. В шестом Даян изучалась Цама Намдэл. В седьмом - Нгагпа, тантрическом факультете изучалась тайная колесница мантр. В Палден Дрепунге на сегодняшнее время обучается более 4 тысяч монахов. Все монахи 7 факультетов собирались на общий молебен в центральный храм - Цогчен-дуган. Все 7 факультетов имели отдельные храмы для собственных молебнов и занятий. В Палден Дрепунге находится историческая резиденция Далай-лам - дворец Ганден Потан, который стал высшим административным центром Тибета в1642 году во время правления 5-го Далай-ламы Нгаванг Лобсан Гьятсо (1617-1682). До 1959 года основной монастырь находился в Тибете, вблизи Лхасы, а в наше время находится на юге Индии в штате Карнатака.

Основатель Палден Дрепунга является Джамьян Чойдже (1379-1449), который был одним из ближайших учеников Досточтимого Цонкапы, основоположника школы Гелукпа. Одним из его последующих воплощений является Таранатха, родившийся в 1575 году, а его же перерожденцем был первый Богдо Геген - Занабазар. Джамьян Чойдже по наставлению Учителя отправился на поиски благоприятного места для основания нового монастыря. К вечеру он пришел к горе Гемпел-Ри, где он решил отдохнуть и провести ночь. Во сне ему было видение, что если построить монастырь на вершине горы, то в нём будет очень много лам, которые достигнут высших реализаций, но сам монастырь будет беден. Если на середине горы, то во всем будет равность. А если у подножия горы, то будет беден учеными, но будет процветать. Проснувшись он понял, что это пророческий сон. Монастырь был построен посредине горы. Дано было название Палден Дрепунг.

Перед постройкой монастыря Джамьян Чойдже обратился за благословением к своему Учителю - Досточтимому Цонкапе, который и даровал его вместе с огромной Белой Раковиной Учения. Той самой, которая по преданию была по завещанию самого Будды спрятана Анандой в горах Тибета, и которую впоследствии обнаружил Цонкапа.

Из-за захвата Тибета Китаем, в 1959 году, и известных последующих событиях, когда монастыри были разрушены, духовенство подверглось притеснениям, а святыни надругательствам, многим тибетцам пришлось покинуть свою страну. Возрождение на территории Индии тибетского буддизма, представляла большие трудности, но тем не менее, благодаря доброте и неустанному руководству Его Святейшества Далай-ламы 14, удалось в целом сохранить религиозно-философские традиции в Учении и обрядах, и восстановить центры буддизма, монастыри.

Некогда великий монастырский комплекс Палден Дрепунг воссоздал только три своих факультета, это Нгагпа Дацан, находящийся в Дели, Гоман и Лосалинг в штате Карнатака (южная Индия). По прибытию в Индию, Гоман, как и все другие тибетские Дацаны, в течение нескольких лет располагался в местности Багса, штата Западная Бенгалия (восточная Индия). В то время настоятелем Дацана был избран Геше Лобсанг, родом из Зап.Монголии. Позже, Индийским правительством было выделено место для постройки монастыря в штате Карнатака. На том месте простирались индийские джунгли. Всего лишь 63 монаха смогли приехать туда, для строительства монастыря. Очень трудно им пришлось в первые годы, ведь им пришлось расчищать место от джунглей, для строительства монастыря. Днём монахи трудились над обустройством, а по вечерам учились. Всё это происходило не смотря на нестерпимую южную жару, проливные дожди и многие другие трудности. Лишь благодаря неустанному труду и глубокой вере монахов, удалось сохранить и восстановить Дацан.

По-тибетски Гоман, означает, много дверей. Такое название он получил благодаря ламам, которые достигли глубокой реализации Пустоты и могли входить в монастырь на хурал (молебен) сквозь стены, как через открытые двери. Многими великими Ламами, Учёными, Учителями, философами, мастерами достигших всяких реализаций известен Гоман. Все они трудились и трудятся на блага всех живых существ, а так же для сохранения и распространения драгоценного учения Будды. Приведём лишь несколько имён: Гунчен Жамьян Шедба, Гунтен ринпоче, Халха Джебзун Дамба ринпоче, Такцер ринпоче, Жанжя ринпоче и многие другие. Здесь уместно вспомнить и о наших земляках. Издревне Гоман Дацан был славен монгольскими ламами (буряты, калмыки, тувинцы, халхи), которые были известны своей учёностью не только среди монгольских народов, но и по всему Тибету, и далеко за его пределами. Приведём лишь несколько имён: Агван Доржиев, советник Далай-ламы 13; Агван Нима, Калсан Легден, были настоятелями Гоман Дацана; Тубден Нима был настоятелем Дулва Дацана; Ганжарва Гэген; Шивалха Лхарамба; геше Вангял и многие другие. Многие, после окончания обучения возвращались домой, в Россию, для преподавания буддизма, поэтому Учение Будды было широко распространено в буддийских регионах России.

В настоящее время в Гоман Дацане обучаются более 2500 монахов, в том числе монахи из России, Монголии, Непала, Бутана, из некоторых гималайских регионов Индии. Ежегодно прибывает большое количество новых студентов-монахов для получения высшего философско-буддийского образования.

Система образования в Гоман Дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучаются пять главных предметов буддийской философии, такие как: Цема, Парчин, Ума, Дзод, Дулва, которые полностью охватывают путь сутр и тантр.

Обучение в Гоман Дацане состоит из 15 курсов. В течении первых четырёх лет, изучается предмет Цема (санскр. Прамана), курс логики, где за основу берутся тексты индийских мастеров, Дигнаги и Дхармакирти. На первых двух курсах, монахи знакомятся с общими понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, осваивается искусство приведения аргументов. На четвёртом курсе, даётся обзор об уме и познании. Затем, в течении пяти лет изучается Парчин (санскр. Праджняпарамита), совершенство мудрости. За основу изучения, берутся текст Будды Майтреи "Абхисамаяаланкара" и коментарии к нему, данные такими учёными как Харибхадра, лама Цонкапа, Дарма Ринчен, Кедуб Же, Жамьян Шедба.

Затем, в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямака), подробное учение о пустотности всех элементов, по трактату Чандракирти "Мадхьямака-аватара" и комментарии к этому тексту ламы Цонкапы и Гунчена Ринпоче. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. Основой изучения берётся текст Васубандху "Абхидхармакоша" и комментарии к нему, написанные Гялба Гендундубом (первый Далай-лама) и Гунченом Ринпоче. И последний предмет, Дулва (санскр. Виная), изучается по трудам Гунапрабхи. Состоит из двух курсов. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течении шести лет, затем, после сдачи всех экзаменов, получают учёную степень Геше Лхарамба.

Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше, в Тибете, высшим официальным лицом является Кенпо-лама (настоятель), избранный на этот пост общим голосованием из числа геше, сроком на шесть лет, и утвержденный Его Святейшеством Далай-ламой. Далее следуют Гэбгы, блюститель порядка и обычаев; Унзед-лама, ведущий религиозные службы; Шунлепа, курирующий учёбу. Ещё одна очень важная группа официальных лиц, именуемых Чагзод, менеджеры, они выполняют административные и экономические дела Дацана, избираются сроком на три года, общим голосованием. Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16 канценов (землячеств), который созывается Кенпо-ламой (настоятелем монастыря). На нём присутствуют бывшие настоятели Дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.

Дрепунг - один из великих монастырей Тибета - был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449), ближайшим учеником Чже Цон-капы. Лама Цонкапа сам указал своим ученикам пос­троить монастыри: Дрепунг, Сэра, Таши-Лхунпо, а в 1409г. Им самим был воздвигнут монастырь Гандэн. Своему ученику Чжамьяну Чойчже Лама Цонкапа передал раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри, и предрек великую славу будущему Дацану, которая затмит даже знаменитый Гандэн.

На средства, собранные верующими и милостынедателями Непон Ринчен Санпо, Чжамьян Чойчже построил монастырь, в котором поначалу было семь факультетов: Гоман, Лосе-линг, Дэянг, Шагкор, Джилба, Дулва и Нгагпа; затем на рубеже XVIII-XIX вв. установились только три факультета: Гоман, Лоселинг и Дэянг, а также один Тан-траийский факультет - Нгагпа-Дацан. На протяжении веков Дрепунг был самым многолюдным монастырём, в котором число монахов достигало до семи-восьми тысяч человек. Так, перед китайской оккупацией Тибета в 1959 г. в Дрепунг-Дацане обучалось семь тысяч семьсот монахов. Сейчас в монастыре Дрепунг в Тибете после почти сорока лет притеснений со стороны китайских властей, признающих только коммунистическое мировоззрение, осталось всего около пятисот монахов, и то, там периодически проводятся так называемые экзамены, на которых военные под угрозой пыток и тюремного заключения принуждают монахов и монахинь отречься от Его Святейшества Далай-Ламы, олицетворяющего свободный и независимый Тибет.

В истории Дрепунг-Дацана известны многие великие духовные мастера, достигшие высших реализаций: племянник Ламы Цонкапы Джепон Лобсанг Нима, Ронгтон Лобсанг Дагпа, Чже Монлам Пелба, Чжамьян Легпа Чойджор, Гунру Чойкьи Джунгне, Кунчен Чжамьян Жепа. Они являлись глубочайшим знатоками Дхар-мы и внесли огромный вклад в процветание Учения Будды в Тибете.

Факультет Гоман взял своё начало под руководством Ламы Трунг Драгпа Ринчена, он был первым пре­подавателем и первым настоятелем Дацана. После него на троне Гоман-Дацана сменилось семьдесят семь настоятелей-Держателей Учения, среди них было пятеро монголов и два бурята-Геше Келсан Лыгдэн и Кенсур Агван Нима. В настоящее время Хамбо-ламой Дрепунга является досточтимый Тенпа Тензин.

В Гоман-Дацане раньше были приняты толковательные учебники-йигча Ламы Гунру Чойкьи Джунгне, позже использовались йигча Ламы Нгаванга Цзондуя-I Чжамьяна Шадбы. Первые толковательные учебники считаются священными: обучаясь по ним, великое множество Лам стали махасиддхами. Другой Гоман-йигча составлен замечательным учёным Нгавангом Цзондуем. Он родился в год Земли-Мыши (1642 г.) и умер в 1772 г. Его детство и юность прошли в местности Генчжа провинции Амдо. В 13 лет от своего учителя Ешей Джамцо он принял обеты гецула. В возрасте 21 года отправился в Лхасу. Существует легенда, почему Нгаванга Цзондуя прозвали Чжамьяном Шадбой: говорится, что когда Нгаванг Цзондуй.явил-ся в Лхасу, то одно изображение Манджушри, находившееся на стене храма, улыбнулось при виде него. Чжамьян Шадба означает "смеющийся Манджушри". Этот титул закрепился за перерожденцами Нгаванга Цзондуя, и философская школа факультета Гоман, выделяющаяся необычайной глубиной и ясностью, известна как философская школа Чжамьяна Шадбы.

Учителями Нгаванга Цзондуя, под руководством которых он изучал буддийскую философию, были Мингрол Чойкьи Джелбо и Тодкор Дондуп Джамцо, по происхождению монголы. В 26 лет он приобрёл известность среди учёных Лам, блестяще выдержав экзамены в Дацане Цампу. На следующий год он принял полные монашеские обеты от Е.С. Далай-Ламы у Нгаванга Лобсанга Джамцо. В 28 лет Нгаванг Цзон-дуй закончил факультет цаннид, прославившись как непревзойдённый мастер философских диспутов. Затем, по традиции, он поступил в Джуд-Дацан, где оставался до 33-летнего возраста. Он отправился в Джуд-Дацан Сэдже, находившийся в провинции Цанг, и получил передачи тайных учений от Джудчен Гончок Ямпела. Из его сочинений широко известны Думта Ченмо, "История практик по Ямантаке-Тантре". Всего им написано пятнадцать обширных трудов, одно из которых посвящено сокровенным учениям по Тантре и доступно лишь высокореализованным Ламам.

В 1700 г. В возрасте 53 лет Нгаванг Цзондуй воссел на трон Хамбо-ламы Гоман-Дацана. При нём монастырь достиг наивысшего расцвета. В 1709 г. По приглашению владетельного князя обширных земель в провинции Амдо Эрдэни Дженан-Вана он прибыл на родину и построил там Дацан Лавран. Благодаря его доброте в провинции Амдо процветала Дхарма, и появилось множество великих учёных
Лам и мастеров буддийской йоги. Его сердечные ученики Тичен Гендун Пунцог и Тичен Нгаванг Чогдэн были настоятелями Гоман-Дацана. Чжамьян Дэви Дорчже был великим махасиддхой и посвятил всю свою жизнь практике медитации. Танг Сагпа Нгодруп Джамцо был непревзойдённым мастером практики Ямантака-Тантры. Другим высокореализованным Ламой был Чогдон Йо Кхедуп. ОтДжудчен Гончок Ямпела получили передачи практик высшей йога-Тантры три ближайших ученика Нгаванга Цзондуя: Нянгджа Нгаванг Чогд Ярпел-полную передачу практик по Чакрасамвара-Тантре. Кунчен Джамьян Шадба по Гухьясамаджа-Тантре, Танг Сагпа Нгодруп Джамцо по Ямантака-Тантре.

Существует жизнеописание Чжамьяна Шадбы и его последующих реинкарнаций - это: Гончок Джигме Вангпо, Лобсанг Тхуптен Джигме Джамцо, Келсан Тхуп-тен Вангщиг, Лобсанг Тенби Джалцен - написанные Нгавангом Таши. Нынешним перерожденцем Чжамьяна Шадбы является досточтимый Лобсанг Джигме Тхуптен Чойчжи Нима.

В настоящее время Дрепунг-Дацан восстановлен в Южной Индии, в штате Карнатака. В нём находится две тысячи монахов, и число их увеличивается не только за счёт тибетцев, но и бурятских, калмыцких и тувинских студентов. В современном Дрепунге в Индии факультеты Гоман и Лоселинг находятся в одной местности, Нгагпа-Дацан построен в Дели. Воздвигнут общий Цогчен-дуган, где проводятся совместные службы Лоселинга и Гомана. Также во время летних затворничеств монашеские общины обоих факультетов получают общие наставления по Дхарме. В Цог-чен-дугане служат монахи из Гомана и Лоселинга. Экзамены на степень габчжу-Геше проводятся совместно, а также диспуты и праздники. Например, широко известен праздник Дрепунг Шотон, отмечающийся в седьмой месяц по лунному календарю (этот обычай был в прошлом, когда у скотоводов появлялась молочная пища, и, чтобы накопить добродетели, сельские жители угощали монахов кислым молоком-тара-ком, по этому случаю устраивались яркие зрелища -Цам). Дрепунг Шотон прежде в Тибете проходил в Норбулингке - летней резиденции Далай-ламы, а затем продолжался в Дрепунге. Сейчас Дрепунг Шотон объявлен национальным праздником тибетцев, и на нём присутствует Его Святейшество Далай-лама.

Жизнь в изгнании нелегка. Прежде чем попасть в Дрепунг - Дацан в Индии, тибетцы проходят долгий и опасный путь через коварные гималайские хребты, страдая от холода, довольствуясь скудной пищей, опасаясь от преследования вооруженных патрулей, боясь попасть в руки непальских пограничников, которые могут сдать их китайским властям за деньги, и тогда им грозит арест, тюремные одиночки, пытки. Когда они добираются до безопасной Дхармасалы, потом поступают в монастырь, их ждут новые испытания: жаркий климат, плохое питание, разлука с родными на многие-многие годы, напряженные учебные будни. Но зато они на свободе и могут постигать драгоценное Учение во всей полноте, Учение; следуя которому, можно обрести подлинное счастье.

Выдающиеся Ученые Ламы из Бурятии в истории Гоман-Дацана


Монастырь Дрепунг Гоман-Дацан имеет особое значение для бурят, монголов и калмыков. Среди тибетцев этот факультет раньше был даже известен как "монгольский", потому что на нем училось большинство монголов и бурят, пришедших в Тибет из далеких северных краев, и многие из них прославились своей ученостью и мастерством в проведении философских диспутов.

В своей статье "Цонкава и его сочинение Ламрим Чен-по" Г.Ц.Цыбиков отмечал: "На факультете Гоман обучаются почти все пришельцы из Монголии, из сибирских бурят и калмыков". Также в автобиографии Кенсура Агвана Нимы говорится, что "во всех монгольских монастырях правило обучения, и нравы были заимствованы только из Тибета и следовали традициям тех тибетских монастырей и Дацанов, из которых брали начало. Если из Дацана Гоман, то следовали правилам Гомана. Эта традиция широко распространилась в Монголии".

Имена бурятских Лам вошли в историю Дрепунг Гоман-Дацана и стали широко известны нам не так давно. Хочется выразить признательность тибетским учителям: досточтимому Ешей Лодо Ринпоче и уважаемому Шерабу Гьятсо ген ла, оказавшим неоценимую помощь в подготовке материала для статьи.

Одним из самых известных бурятских лам, память о котором бережно сохраняется у тибетцев и чье высокое имя восстановлено на родине, является цан-нид-хамбо Лобсанг Нгаванг-Агван Дорджиев. Ценой немалых усилий Агван Доржиев добрался до далёкого Тибета, поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. От До-рчже Чанга Палден Чойпела он принял обеты гелон-га. В изучении буддийской философии Агван Доржиев достиг замечательных результатов, и на традиционных экзаменах, проводившиеся в дни праздника Монлам, в присутствии тысяч монахов их трёх великих монастырей
Тибета - Дрепунга, Сэра и Гандэна -получил степень Геше-Лхарамба. Он выдвинулся в число семи лам, дававших наставления E.С. Далай-ламе XIII. Агван Доржиев стал влиятельным человеком в окружении духовного и светского лидера Страны Снегов и предпринял огромную работу по установлению дипломатических связей между Тибетом и Россией. В Бурятии и Монголии Агван Доржиев сыграл выдающуюся роль распространения чистой Дхар-мы. В С-Петербурге он воздвиг буддийский храм и первым содействовал русским ориенталистам в изучении буддизма.

Лхарамба Тенпа Пхэлкьи был родом из Санаги. Он прибыл в Тибет и поступил в Гоман, успешно учился и стал известен как один из самых глубоких знатоков буддийской философии в трёх великих монастырях: Сэра, Дренунге и Гандэне. Он участвовал в философском диспуте с Перчун Шамба Ринпоче-держателем тайных учений линии Ламы Цонкапы. Он выдержал экзамены на традиционном празднике Монлам и первым получил степень Геше-Лхарамбы.

Геше Нимбу-Ла также родом из Санаги, старший брат ламы Тенпа Пхэлкьи. Он учился в Дрепунге, успешно закончил все пять классов факультета буддийской философии. На экзаменах во время праздника Монлам участвовал в диспуте с Триджангом Ринпоче и первым получил степень Геше-Лхарамбы. В своей автобиографии Кенсур Агван Нима пишет: "Этот почтенный Геше Нимбу-Ла был первым из всех, кто получил звание Лхарамба на большом лхасском Монла-ме 1919 года вместе с нынешним наставником Его Святейшества Далай-ламы XIV Ёнзином Трижан До-рже Чангом". Вернувшись на родину, Геше Нимбу-Ла, вероятно, разделил печальную участь тысяч лам, репрессированных в годы сталинского террора. Сведения о Нимбу-Ла есть в уже упомянутой книге Кен-сура Агвана Нимы, а также в биографии Триджанга Ринпоче приводится текст похвальных стихов в честь Геше Нимбу-Ла.

Геше Шива-Лха окончил Дрепунг Гоман-Дацан и затем был приглашен правителем области Литан в провинции Кхам, где внёс значительный вклад в поддержание состояния Дхармы. Еше Лодой Ринпоче со­общил о нём следующее: "Шива-Лха был родом из села Судэнтэй, что в Aгe. В году 1941 или в 1942 он прибыл в Литан, чтобы преподавать Дхарму. Он был великаном с красным лицом и большими сильными руками. Сразу же по прибытии он обзавёлся сорока-пятьюдесятью учениками. Он давал наставления по Ламриму и философии. В то время в нашей местности наметился некоторый упадок в преподавании и понимании философии. С приездом Шива-Лха положение улучшилось. Шива-Лха покинул этот мир, кажется, в 1952 году".

Лама Келсан Лыгдэн был родом из Тунки, изучил "пять главных наук" в Гоман-Дацане, затем стал первым Геше-Лхарамба Монлама. В 1955 году воссел на трон хамбо-ламы и стал шестьдесят девятым настоятелем Гомана. В 1959 году во время китайской оккупации он оставался на своём посту. Вот что рассказывал о нём досточтимый Еше Лодой Ринпоче: "Ген Лыгдэн в 1959 году сразу же попал в тюрьму. Тогда тюрьмы были переполнены аристократами, высокими ламами, министрами, то есть всеми, кто раньше обладал богатством и властью. Ещё вчера они благоденствовали, пользуясь почетом и уважением, - и вдруг в одночасье потеряли всё, даже пищу не могли найти. Оказавшись в тюрьме, они подверглись изнурительным и жестоким допросам, заболевали, некоторые сходили с ума или умирали от сердечного приступа, многие находились на грани отчаяния. В этот момент Ген Лыгдэн оказал людям неоценимую помощь своим мужеством, умением сохранять душевное равновесие при любых обстоятельствах. В тюрьме Ген Лыгдэн давал наставления по Дхарме, рассказывал весёлые истории и всех заражал живостью и хорошим настроением. Прежде в течение долгих месяцев люди не разговаривали друг с другом, опасаясь доносов: ведь из желания поскорее вырваться на свободу некоторые могли пойти на предательство. Кругом царила атмосфера подозрительности и страха. С приходом Гена Лыгдэна между людьми постепенно сложились добрые, доверительные отношения и вскоре из камеры, где сидел этот лама, можно было услышать весёлый смех. Впоследствии те, кому удалось освободиться из тюрьмы и бежать в Индию, вспоминали, что вместе с Геном Лыгдэном даже в тюрьме было весело. Они шутили, что из-за Гена Лыгдэна тюрьма для них стала домом отдыха: там было весело, давали еду и заставляли совсем немного работать". Лама Келсан Лыгдэн погиб в застенках в 1960 году. Его перерожденец Тензин Чоглам родился в Непале, официально признан Е.С. Далай-ламы XIV. В настоящее время он находится в Гоман-Дацане в Индии.Геше Тхуптен Нима родился в местечке Шэнэ Буу-са, недалеко от Ацагата. На Монламе получил степень Геше-Лхарамба. Позже воссел на трон хамбо-ламы Дрепунг Дулва-Дацана. Он по истине был великим знатоком и блюстителем Винаи. Досточтимый Еше Лодой Ринпоче - ученик Геше Тхуптена Нимы, и здесь мы воспроизводим его воспоминания: "В Тибете моим учителем был ген Дулва Тхуптен Чойчжи Нима. Мы не знали точно, откуда он родом, знали лишь, что он монгольских кровей, и больше ни о чём не смели расспрашивать. Конечно, надо было узнать о нём подробнее. Но мы ходили к нему на занятия и только. У нас раньше был такой обычай: завидев учителя, мы накрывались зеном (монашеской накидкой) и убегали прочь. Поэтому я очень мало знаю о своём Учителе.

Наверное, он много писал, сидя взаперти у себя дома. Вообще надо сказать, что и Агван Нима, и Дулва Кенпо были людьми крутого нрава. Тхуптен Нима был, как все монголы, крепкого телосложения, у него были сильные руки с толстыми пальцами. Мы приходили на уроки гена, он усаживался перед нами и начинался диспут по диалектике. Он задавал несколько вопросов и, если не получал удовлетворительного ответа, тут же пускал в ход свои кулаки. Порой случалось так, что мы не могли правильно отвечать по несколько раз. Тогда он говорил, что у нас плохая карма, и отсылал нас домой, наказав в течение семи дней провести практики очищения и делать простирания. Так он поступал с нами, молодыми послушниками, и также он обходился и со знаменитыми Геше, и те терпели от него наказания. Когда он отправлял нас, учеников, выполнять очистительные практики, никто, конечно, не занимался простираниями. Все усиленно учили тексты, читали книги, бегали друг к
другу, спрашивая о непонятном. У учеников просто не было времени, чтобы очищаться от негативной кармы.

Когда началась китайская оккупация, мы с товарищами, переодевшись в тэрлики - светскую одежду -отправились на гору, поднимавшуюся прямо за монастырём Дрепунг. Мы решили бежать в Индию. Нас было человек двадцать, мы все были учениками Тхуп-тена Нимы. И вот, когда мы поднимались в гору, ген шел нам навстречу. Мы поспешили укрыться от него. Когда он прошел мимо нас, мы продолжили путь. Мы не спросили у него разрешения на побег в Индию, потому что он говорил нам, чтобы мы оставались дома и никуда не уходили. Когда в Лхасе раздались первые выстрелы из ружей и пушек, мы были напуганы и хотели немедленно бежать в Индию. Но ген не согласился с нами. Тогда у всех на устах были разговоры о политике. Одни говорили, что нельзя допустить китайского вторжения в страну и вхождения в состав этого государства. Другие были безразличны к происходящим событиям. Третьи, напротив, считали, что нет ничего плохого в том, что придут китайцы. Но наш Учитель никогда не высказывал своего мнения обо всем этом. По началу, 1959 года, ген жил относительно спокойно, так как он не интересовался политикой, и китайцы его не трогали. Но с началом культурной революции все изменилось. Он был священнослужителем, а культурная революция объявила войну против религии. В то время буддийские монахи и последователи традиции Бон испытывали много страданий. Хунвэйбины надевали на служителей культа маски божеств или демонов, вели их в многолюдные места и устраивали судилища, крича: "Вот, кто настоящие дьяволы! Отныне и навсегда отделаемся от них!" Такая же участь постигла и моего Учителя. Ему на шею привязывали сапоги и водили по улицам, подвергая издевательствам. Через все эти испытания Учитель не смог пройти и вскоре умер. Я не уверен, что он сидел в тюрьме. Но его каждый день вызывали на допрос, изматывающие и бессмысленные. Это-то, что я могу рассказать о своем Учителе". Таков рассказ Еше Лодой Ринпоче о Геше Тхуптене Ниме, о его последних трагических днях.

Кенсур Агван Нима обрёл большую известность как знаток классических буддийских писаний. Он был зем­ляком Тхуптена Нимы и Агвана Доржиева. Он родился в 1907 году в селе Дабатуй (ныне Заиграевский район). В семь лет он стал послушником и принял первые монашеские обеты. В пятнадцать лет по совету Агвана Доржиева отправился в Тибет и поступил в Дрепунг Гоман-Дацан. Его учителями были Геше Хал-ха ЛобсангТаши и Геше Джампел Чойпел. В 22 года от Его Святейшества Далай-ламы XIII принял обеты гелонга. Всю свою жизнь Агван Нима посвятил изучению Дхармы. В 1960 году Кенсур Агван Нима стал преподавателем в институте Варанаси. В 1967 году он был приглашен в Голландию в качестве ассистента профессора Руига. Позже Агван Нима стал семьдесят вторым настоятелем Гоман-Дацана. Агвану Ниме был присвоен титул Кенсура за огромные заслуги в поддержании Дхармы. У него было много учеников, не только монахов, но и мирян в Индии и в Европе. Его ассистент Геше Донам сейчас является преподавателем в Агинском Дацане.

В настоящее время около тридцати пяти человек из Бурятии учатся в Индии Дрепунг-Дацане. 1996 году семеро бурятских послушников приняли от Е.С. Далай-ламы XIV обеты гелонга. С этими молодыми людьми мы связываем свои надежды на возрождение и поддержание чистой Дхармы в Бурятии.


Оригинальное название: Live at Lekshey Ling
Год выпуска: 2006
Страна: Непал
Жанр: документальный фильм
Продолжительность: 66 минут
Перевод: Русские субтитры
Режиссер: Ши Хьян Жонг
Формат:mp4
Размер:438 Мб

Описание: В этом фильме показывается обычная жизнь монахов-студентов монастыря-института высшего буддистского образования Карма Лекшей Линг традиции Карма Кагью (Катманду, Непал), и приводится интервью с Ламой Пунцоком, директором и основателем этого института.

Скачать c turbobit.net Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)
Скачать c depositfiles.com Жизнь в Карма Лекшей Линг: Повседневная жизнь буддистского монаха (438 Мб)


30 мая 2017 года Глава Сангхи России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшеев в своей официальной резиденции принял большую делегацию тибетских лам – монахов монастыря «Балдан Брэйбун» всемирно известного дацана Дрепунг Гоман (Южная Индия, штат Карнатака) во главе с Кхаджок Тулку Ринпоче Гебше лхарамбы Джампа Дондуп.

Делегация лам прибыла в Республику Бурятия в рамках тура по России «Возведение песочных мандал буддийских Божеств». Данный тур проводится уже в восьмой раз.

Дрепунг Гоман дацан, как один из семи факультетов монастырского комплекса Балдан Брэйбун, был основан в 1416 г. Ламой Чжамьяном Чойчже Таши Палдэном (1379-1449 гг.), ближайшим учеником Чже Цонкапы. Именно ему Лама Цонкапа передал ту древнюю божественную белую раковину, обнаруженную в терма на Гогпа-ри. Учитель в тот момент ясно увидел, что великая слава покроет этот будущий Дрепунг Гоман дацан, и затмит она славу прочих крупнейших тибетских монастырей.

Во время беседы обе стороны особо подчеркнули вклад множества выдающихся бурятских лам, находившихся в разные годы ХХ вв. на различных ответственных руководящих постах в иерархии Дрепунг Гоман дацана. И потому, возрожденный уже в Южной Индии во второй половине ХХ века, Гоман дацан не мог не сохранить исторические связи с Россией, с бурятским буддийским духовенством.

В знак возрождения этих исторических духовных связей с начала 90-х годов ХХ в. Гоман дацан предоставляет возможность российским хуваракам (студентам) получать высшее классическое образование в течение 10-16 лет.

Под руководством ректора Буддийского университета «Даши Чойнхорлин», выпускника Гоман дацана, Геше Дымбрыла Дашибалданова, сегодня Сангха России успешно готовит новое поколение российского буддийского духовенства – священнослужителей-философов, переводчиков, мастеров ритуальных практик, мастеров тантры Калачакра, тантры Ямантаки, Гухьясамаджи, Чакрасамвары, мастеров буддийской живописи и зодчества, докторов восточной медицины.

Множество бурятских выпускников Гоман дацана, завершившие 10-14-летний курс обучения, имеют высокую ученую степень Гэбшэ и служат сегодня в десятках дацанов Сангхи России.

Вспоминая о роли и месте бурятских лам в истории развития монастыря Гоман, на встрече особо была подчеркнута значимость всей огромной проведенной работы по укреплению дисциплины, учебного процесса, усовершенствования и хозяйственной деятельности в том числе, на высшем посту руководителя огромного монастырского комплекса – на посту Хамбо Лам, где обучалось и обучается свыше десяти тысяч монахов, двух бурятских лам – Хамбо Ламы Гоман дацана Галсан Лэгден Аржигарова (1900-1962 гг.), выходца из Хойморского дацана Тункинской долины, и Хамбо Ламы Гоман дацана Агван Нимы Цыдыпдоржиева (1907-1990 гг.), выходца из Шулутского дацана Ацагатской долины. В самые трудные времена для Гоман дацана они не покинули монастырь, и до конца оставались со своими учениками.

Именно им, нашим выдающимся ламам ХХ века, в знак почтения их духовных подвигов, высокого памятования великих сыновей бурятского народа – истинной гордости бурятской земли, с молитвами о высоких победах, успехах родного народа, Сангха России ежегодно проводит большой международный турнир по национальной борьбе «Бухэ Барилдаан».

Особого внимания заслуживает и выдающийся бурятский лама Чойдак Намдаков, уроженец кяхтинской земли, десятки лет обучавшийся и служивший в тибетских монастырях, до глубочайших тонкостей изучивший характер тибетцев, их уникальные национальные традиции, языки и наречия, диалекты различных провинций Тибета, оставивший на века непревзойденный до сих пор Толковый словарь тибетского языка, выдержавший несколько изданий, которым до сих пор пользуются сами тибетцы, который приносит огромную пользу всем, кто изучает тибетский язык, национальную культуру и историю этого края.

По завершении встречи гости получили аудиенцию у XII Пандито Хамбо Ламы Даша Доржо Этигэлова. Феноменальное состояние Учителя у тибетских лам вызвало искреннее восхищение, удивление! «Хамбо Лама Этигэлов доказал всему человечеству могущественную силу Учения Будды!» - сказали они.

Восхитила гостей Иволгинского дацана и Художественная галерея искусств народов Азии - самые высокие оценки лам Гоман дацана получили замечательные работы талантливых молодых бурятских мастеров бронзового литья, работающих в мастерской «Эрхим Дархан» Иволгинского дацана.

31 мая 2017 года тибетские ламы в г.Улан-Удэ, в здании филармонии, начали возведение песочной мандалы Ямантаки – гневной формы Божества Мудрости Манджушри.

Также в течение всех дней пребывания лам в столице Бурятии для верующих и гостей уникального события с утра проводятся хуралы, вечером – лекции:

5 июня 2017 г, понедельник
1. Хурал, сэржэм, даллага, посвящение заслуг - 11:00-12:00
2. Хурал Жамсаран Сахуюсан - 18.00 – 19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

6 июня 2017 г., вторник
1. Хурал Алтан гэрэл - 10:00 – 11:00
2. Хурал Шернин Дудок (для устранения препятствий) - 18:00-19:00
3. Лекция - 19.30 – 20:30

7 июня 2017 г., среда
1. Ритуальная пуджа Гьябши - для устранения серьёзных препятствий. 18:00-19:00
2. Лекция - 19.30 – 20:30

Тибетские монахи монастыря Палден Таши Дрепунг Гоман Дацан (Индия) совершают Третий тур по разным регионам России. Делегация прибыла по официальным приглашениям Фонда развития и укрепление культурных традиций «Дрепуг Гоманг Центр». Монахи строят п есочные мандалы буддийских божеств, проводят посвящения и ритуалы.

С 7 по 15 июля священнослужители побывали и в Чите - столице Забайкальского края, а также посетили священную гору Алханай.

Намо Манджушрие!

ОМ А РА ПА ЦА НА ДХИ


В Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг» глава делегации Геше-лхарамба Гьялцанг Ринпоче провёл церемонии строительства мандалы божества мудрости Манджушри, разрешения-передачи на чтение мантр Манджушри и Сарасвати (лунг), пуджи защитникам Учения Махакале и Намсараю, ритуал Одцерченма - устранение препятствий и призывание благополучия, передачу на текст «Чтение имён Манджушри», дженанг - благословение Белой Тары, а в последний день и ритуал разрушения мандалы и раздачу песка прихожанам.

Справка
Гьялцанг Ринпоче в 1996-м году был признан Его Святейшеством Далай-ламой XIV как шестое перерождение Гьялцанга Ринпоче. Является обладателем высшей учёной степени Геше-лхарамбы - доктора буддийской философии, которую получил, обучаясь в монастыре Дрепунг Гоман. Также в состав делегации вошли доктор тибетской медицины, эм-чи-лама достопочтенный Лобсанг Целтрум, Геше Цепак Лобсанг, мастер ритуалов и первый голос Гоман монастыря достопочтенный Наванг Лобсанг, мастер построения песочных мандал достопочтенный Кунсанг, представители постоянного персонала монастыря достопочтенный Тензин Нгодуб и достопочтенный Сонам Гьяцо.


Эти семь уникальных монахов не раз удивили и восхитили прихожан читинского дацана.
Во-первых, конечно же, своим настоящим художественным искусством построения мандалы! Тонкая кропотливая работа никого не оставила равнодушным. Люди с замиранием сердца, боясь дышать, наблюдали за этапами строительства модели Вселенной. Также всех восхитило горловое пение, сила и проникновенность голоса Наванга Лобсанга - унзед-ламы, главного запевалы монастыря Дрепунг Гоман! Слушая его, мурашки бежали по всему телу, а сознание становилось совершенно ясным и чистым, без единой мысли. Вероятно, именно таким всегда и должен быть ум настоящего практика Дхармы. А добрый и мудрый взгляд Глялцанга Ринпоче проникал в самое сердце, но при этом было заметно, что лама никогда не покидает состояния сосредоточения и покоя.

Вкратце, мандала - это символическая модель Вселенной, в центре которой находится дворец божества, в данном случае Бодхисаттвы Манджушри - проявления ума и мудрости всех Будд. Дворец имеет четыре врат, расположенных по сторонам света, украшен стягами, провозглашающими правление Дхармы - Учения Будды! Мандала находится в окружении пятицветного пламени окончания мировой эпохи - кальпы. В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.

Последним этапом, завершающим все церемонии, стало разрушение мандалы. Это поистине завораживающее зрелище, заставляющее в очередной раз задуматься на философскую тему о том, кто мы в этом мире и что этот мир? Несмотря на то, что это уникальное бесконечно красивое произведение искусства, обитель божества - даже оно будет разрушено, когда придёт срок. Это аллегоричное выражение простой и глубокой мысли о том, что всё, что возникло, обязательно исчезнет. Живой пример непостоянства Сансары. А значит, нет смысла привязываться к чему- или кому-либо, ведь так или иначе - всё пройдёт…

После Читы монахи отправились на остров Ольхон на Байкале, после которого ещё посетят Иркутск, Улан-Удэ, Ростов-на-Дону и завершат свой тур снова в Москве, с которой и началось третье ежегодное путешествие по России.
Читинцы надеются, что в следующем году они снова смогут встретиться с монахами Гоман Дацана на гостеприимной забайкальской земле!

Смотрите подробный фоторепортаж с этих событий:


13 июля. Спасибо переводчику Аюру Цирендоржиеву!


Тибетские монахи дацана Дрепунг Гоман (Индия)


Глава делегации Геше-Лхарамба Гьялцанг Ринпоче делает сержем.

У Ринпоче-ла удивительный взгляд, такой спокойный и запредельный))

Достопочтенный Наванг Лобсанг — мастер ритуалов, первый голос Гоман монастыря!!! Пел горловым пением во время чтения ритуала сержем так, что у прихожан мурашки бежали по коже:) Было очень проникновенно)


Мандала - представляет собою модель Вселенной, в её центре находится дворец божества - в данном случае Манджушри, который является проявлением ума и мудрости всех Будд.


Мандала имеет четыре врат, расположенных по сторонам света.


Красота неописуемая!



Мандалу окружает кольцо пятицветного огня окончания кальпы.


Дворец украшен стягами и знамёнами, провозглашающими правление Дхармы!


Также на этой мандале можно разглядеть и ваджарную ограду (между лепестками лотоса и пятицветным пламенем).


В стародавние времена для строительства мандал применяли измельчённые натуральные драгоценные и полудрагоценные камни. Сейчас для этих целей используется песок, выкрашенный минеральными красками.


Колесо - символ провозглашения Учения Будды.


Превосходный результат нескольких дней кропотливой работы. Строительство мандал - настоящее художественное искусство, которым монахи Гоман-дацана владеют в совершенстве.




Читинский дацан "Дамба Брайбунлинг".



Колесо - Учение Будды, лани (косули), сидящие по обе стороны от колеса - это пример того, как надо слушать это Учение, внимательно и смиренно. История говорит о том, что две таких лани, мужского и женского пола, действительно пришли однажды в то время, когда Будда совершал проповедь, сели рядом с ним и внимательно и не отвлекаясь слушали его до конца учения.

Арсалан - Снежный лев. Традиционное украшение входа в буддийские храмы. Арсаланы - защитники, устрашающие и не пускающие в храм негативные силы.

Курильница:)


Ещё Снежный лев:)


Западные ворота Читинского дацана.


спокойная атмосфера)) На соснах живут голуби:)




Люди внемлили...


Ринпоче-ла подносит торма для устранения препятствий к Посвящению...


И даже цветы, казалось, радовались происходящему:)


Догорает Огненная пуджа, которая была здесь утром...

Гьялцанг Ринпоче подробным образом рассказывает о необходимых визуализациях...


На лице Ринпоче-ла глубокое внутреннее успокоение...


Благословение текстом Белой Тары...


15 июля. Начался ритуал разрушения мандалы Манджушри.


Народ напряжённо стоит плотной стеной и сильно толкается. Фотографии смазаны...




Монахи поют священный текст












Гьялцанг Ринпоче трижды обходит по ходу солнца вокруг мандалы Манджушри.










Ринпоче-ла бросает цветок в мандалу и ваджром разделяет её с четырёх сторон света, начиная с восточной. Потом то же в направлении промежуточных сторон.


Далее монахи сметают песок к центру...


Неповторимая картина! Красота и многодневный кропотливый труд исчезают на глазах...


Так же как и бесконечный процесс созидания и разрушения всего в этой Вселенной. Сама суть непостоянства Сансары.


И вот, на столе оказалась гора разноцветных песчинок...


Аккуратно песок ссыпают в чашу.


На столе не осталось ни песчинки, только цветок в центре стола, где была когда-то мандала.


Сразу после этого часть песка направилась к реке Читинка... Там монахи высыпят его в воду, тем самым очищая пространство Забайкальского края от негативных явлений.




Монахи сопровождают процесс звуками ритуальных музыкальных инструментов.




Поехали! :)


Люди в нетерпении получить песок с мандалы. По приблизительным оценкам собралось около пятисот человек...


Только что закончили расфасовывать песок. Наилучшим образом работает конвейр: один открывает пакетик, другой засыпает, третий защёлкивает:)
Ирина KARMA Карманова
16.07.12.

Все фото: Ирина Карманова
Любое полное или частичное копирование, а также другое использование материалов (фотографий и текста) запрещено без письменного согласия автора.