Комментарии. Митрополит евсевий Служение в Иркутске

Вопреки расхожему мнению, эпоха свободомыслия и борьбы за демократию в церковных приходах Пскова не закончилась с гибелью отца Павла Адельгейма. Спустя три года после его смерти псковские священники не стали молчать, а написали жалобу в Московскую патриархию. Они открыто обвинили действующего митрополита Евсевия в самодурстве и «духовном садизме», посоветовав столичным чиновникам от православия вовремя отправлять на покой правящих архиереев.

Архиепископ Евсевий (Саввин ) пришёл в Псковскую епархию в 1993 году. И сразу обозначил себя в первую очередь политиком. «Жизни тебе в епархии не будет», — предупредил он отца Павла Адельгейма и православно объяснил, что знакомый епископ ему всё рассказал про псковского батюшку (этим знающим архиереем, вероятно, мог быть покойный митрополит Макарий , в своё время написавший на Павла Адельгейма донос в КГБ). Обещание владыка держал: лишил отца Павла двух приходов, отлучил от финансирования созданный Адельгеймом приют для детей-инвалидов, а в 2008-м снял с батюшки сан настоятеля храма святых Жён-мироносиц. Ещё были громкие суды с прихожанами, у которых отнимались все церковные полномочия и передавались правящему архиерею. Конфликт дошёл и до патриарха, который на общецерковном суде потребовал у священнослужителей «взаимного прощения и примирения в духе Евангельской любви».

Владыка не отреагировал.

Параллельно противостоянию с Адельгеймом глава епархии ополчился на журналистов. В январе 2008 года в газетах «Правда» и «Псковский рубеж» вышла статья Олега Дементьева «Осиное гнездо под золотыми куполами», где местные жители фактически обвиняли ныне покойную игуменью Елисавету (Беляеву ), на тот момент настоятельницу Спасо-Елеазаровского монастыря, в рэкете. Автор предполагал, что она угрозами заставляет людей продавать землю монастырю, а монахинь — зарабатывать совсем не христианскими методами. Выход материала совпал со строительством резиденции архиерея в Елизарово.

Владыка Евсевий возглавляет Псковскую епархию с 1993 года.

Игуменья Елисавета обратилась в суд и взыскала с журналиста 20 тысяч рублей за ущемление чести, достоинства и деловой репутации. Олег Дементьев ответил обращением к президенту, где указал на неправомерное расширение охранной зоны монастыря. Через несколько дней владыка Евсевий предал неверующего журналиста анафеме. «В связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и в частности игуменьи Елисаветы (Беляевой)» Олег Дементьев «отлучается от православного церковного общения и предаётся анафеме — проклятию», — сообщал разосланный пресс-службой епархии релиз (авторские орфография и пунктуация сохранены. Л. П. ).

Олег Дементьев мог составить компанию Льву Толстому, также отлучённому от церкви после выхода оскорбившего её иерархов романа «Воскресение», но выяснилось, что митрополит Евсевий традиционно превысил свои полномочия. Глава синодального информационного отдела Московской патриархии Владимир Легойда заявил, что «от церкви может быть отлучён только тот, кто является ее членом», и что анафеме должен предшествовать целый ряд действий, в том числе попытка вступить в переговоры. «Анафема в любом случае не вступит в силу без согласия патриарха Кирилла», — подчеркнул церковный чиновник. В патриархии очередную выходку скандального архиерея предпочли замять.

В 2013 году митрополит Евсевий снова оказался в центре внимания федеральных СМИ из-за «пасхального скандала». В главный праздник всех православных он разъезжал по Пскову на «Мерседесе», где вместо госномера висела табличка со скромной надписью «Владыка». «Считайте это милой пасхальной шуткой», — прокомментировала инцидент епархия, а чуть позже уточнила, что табличку митрополиту подарили и с тех пор на каждые Пасху и Рождество он вешает её на автомобиль. «В ГИБДД об этом знают, разрешение получено», — утверждали клирики. Полицейские оказались не в курсе и всё-таки выписали штраф 5 тысяч рублей «за владыку», правда, на имя водителя.

Всё это время одним из главных заступников архиерея был показательно религиозный губернатор Андрей Турчак . По неофициальной информации, по его распоряжению новость про «владычный госномер» даже вынималась из печатной версии региональной «Комсомолки». В 2015 году Андрей Анатольевич ходатайствовал за Евсевия в патриарших кругах: владыка тогда перешагнул предельный для архиерея возраст 75 лет и по правилам мог уйти на покой. Источник «Псковской губернии», близкий к епархии, утверждает, что одним из главных аргументов губернатора была просьба не раскачивать ещё одну лодку в нестабильном приграничном регионе: мол, владыка с ролью примиряюще-объединяющего пастыря справляется, а смена духовного лидера может обернуться «разбродом и шатаниями».

Владыку оставили, но в конце 2016 — начале 2017 года Псковская епархия только за три месяца отметилась тремя же федеральными скандалами. Первый грянул в начале декабря, когда Псковский городской суд приговорил тогда ещё настоятеля храма святых Жён-мироносиц протоиерея Сергия (Иванова ) к трём годам лишения свободы условно и штрафу 15 тысяч рублей за хранение оружия и наркотиков в крупном размере. Митрополит Евсевий прокомментировал ситуацию спустя три недели: назвал всю информацию клеветой, а её распространителей пообещал вычеркнуть из книги жизни. Правда, позже под давлением общественности всё-таки временно запретил в служении осуждённого настоятеля.

В январе 2017 архиерей уволил сельского священника игумена Романа (Загребнева ), который был настоятелем храма Святителя Николая в посёлке Заянье Плюсского района, за отказ молиться за патриарха Кирилла. Также официальными причинами запрета в служении и снятия священнических и монашеских одежд были названы распространение своих книг еретического содержания, смущение народа ложными измышлениями, клевета на церковное священноначалие и уход в раскол. По информации источников «Псковской губернии», конфликт между игуменом Романом и митрополитом начался ещё в 2011 году и был связан с некими финансовыми обязательствами. Плюсские прихожане митрополита не поняли и ответили коллективным письмом в патриархию с просьбой вернуть батюшку.

Но владыка уже был занят: он снимал нагрудные кресты с псковских священников. 26 февраля он проводил чин прощения у себя в Троицком кафедральном соборе и ожидал увидеть на богослужении всё духовенство Пскова, но 18 клириков в это же самое время вели службу у себя в приходах и к митрополиту прийти не смогли. Тот в ответ не смог их простить: архиерейской резолюцией лишил батюшек права носить нагрудные кресты аж до Пасхи.

Терпение псковских священнослужителей лопнуло. «Это ли (имеется в виду снятие нагрудных крестов. Л. П. ) не показатель, что «старец» заигрался на своём месте и уже давно пережил свой яд?» — поинтересовались они у Московской патриархии. В первых числах марта те самые восемнадцать (среди них были как священники, так и диаконы. Л. П. ) отправили патриарху Кириллу жалобу на архиерея, где сообщали о «лицемерном чине прощения», который обернулся «духовным насилием» над клиром. По мнению авторов письма, массовка из батюшек была нужна Евсевию для того, чтобы «пустить пыль в глаза общественности и богомольцам, создать иллюзию массового уважения и почитания его высокопреосвященства и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом».

Припомнили митрополиту и его манеру общения: «вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах», «злоупотребление своим положением, духовный садизм». Всё это священники ласково назвали «старческим безобразием» и посоветовали «оставить эпатажного митрополита ещё года на два». «Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство», — пригрозили обескрещенные батюшки.

Уставший от публичных псковских конфликтов патриарх Кирилл , по информации известного богослова Андрея Кураева , сразу после истории с жалобой лично назначил управляющим канцелярией митрополии эконома Донского монастыря медийного иеромонаха Фому (Демчука ). Именно он, вероятно, возглавит епархию. По другой информации, Псковскую епархию возглавит некий молодой иеромонах из Троице-Сергиевой лавры, благо получать сан игумена, архимандрита, епископа, архиепископа в «особых случаях» в РПЦ можно и с разницей в два дня. Сам же митрополит Евсевий «на покое» будет жить и молиться в одном из домиков-коттеджей Елеазаровского монастыря.

Того самого монастыря, который он так рьяно защищал от Олега Дементьева.

«Уже давно я, сознавая свою немощь, просил Святейшего о помощи через его посланника. Слава Богу, Святейший благословил, и мы ныне встречаем дорогого иеромонаха Фому», — отреагировал на приезд посланца из патриархии невозмутимый митрополит. На передачу дел у него есть четыре месяца: в мае архиерею исполнится 78 лет, после чего Священный синод одобрит его прошение об отставке. Пасха в этом году пройдёт 16 апреля, и у псковичей есть все шансы полюбоваться на прощально-праздничный владычный автозаезд.

Две точки зрения на одни и те же церковные события:
одна – митрополита Евсевия Савина,
другая – приснопамятного священника Павла Адельгейма:

"Митрополит Евсевий прокомментировал конфликтные ситуации с участием псковских священников

Кроме того, митрополит прокомментировал и другие резонансные темы, имеющие отношение к Псковской епархии.

«Также и другие уводят наших православных людей от Бога клеветой на Церковь, на Святейшего Патриарха. Отец Роман (Загребнев), настоятель Никольского храма села Заянья ушел в раскол. Из-за чего? Патриарх встретился с Папой Римским. Что изменилось-то от того, что он встретился с папой? Ведь мы же предстоим в православном храме и не слышим что-то новое, еретическое или католическое. Святейший Патриарх не покладая рук, не жалея своего здоровья, посещает страны, города и веси, чтобы только сказать о Боге, призвать народ и к покаянию, и к вере, и к служению истинному Богу, истинной Церкви Православной. Но нет, находятся люди, которые хотят обвинить его и, конечно, совратить и смутить народ православный, доверчивый народ. И игумен Роман (Загребнев) то же самое – смущает народ все двадцать три года, что я нахожусь во Пскове. Его неспокойное сердце и душа не от глубокой мудрости, а от греховности, всегда смущало и смущает православный народ и, особенно, прихожан его храма. Баснями, стишками, байками, то против ИНН, теперь – против Патриарха и священноначалия. Что ему надо? Кто его оторвал от молитвы? Кто оторвал от Евангелия, от Псалтири, от поста, от служения? Кто? Неужели Патриарх? У Святейшего Патриарха Московского и всея Руси свой подвиг. Он вынужден как начальник где-то встречаться с различными людьми. Так в чем же его вина?

Или статья об отце Сергии – она пронизана клеветой. Обвиняя отца Сергия они задевают и меня, упоминая о прошлом, что я обидел отца Павла Адельгейма. Чем же я его обидел? Он был настоятелем храма святых Жен-Мироносиц, окормлял и два других храма. Но поскольку мы рукополагаем новых священников, то почему один священник должен иметь два-три храма, а другой должен служить в них, подчиняясь ему? Писковичи были отделены и туда поставлен свой настоятель. Также и Богданово, где был построен храм при больнице. Сама администрация больницы попросили дать им постоянного священника, потому что отец Павел служит во Пскове в храме Жен-Мироносиц, а этот храм он посещает и не посещает, а больных некому утешать. И я назначил туда еще священника, потому что священство стало прибывать – храмы открывались, священство увеличивалось. Я принял в девяносто третьем году епархию с восемьюдесятью пятью священниками, а при разделении теперь нашей Митрополии, у нас было больше двухсот двадцати священнослужителей.

Так вот, идет волна клеветы, и, конечно, это тоже страдания, прежде всего, и моему сердцу, потому что как бы я не старался отдать свои душу, сердце и всю жизнь Церкви, Богу и вам, дорогие, все равно клевета идет, сатанинская, грязная, выдуманная. Это тоже страдания и, прежде всего, тем, кто стоит у кормила церковного и у престола Божия. Не поддавайтесь соблазну клеветы! Клеветник–сатана, он только разделяет. А наш Бог призывает только к единству, миру и согласию, «да вси едино будут». «Се заповедаю вам, да любите друг друга», - а они сеют вражду, разделение и, в конечном итоге, удаляются от Создателя и Господа. Но не удастся закрыть солнце своей грязной рукой, это они должны знать. А тот, кто клевещет на Церковь, на священноначалие - сам будет вычеркнут из книги жизни», - сказал митрополит Евсевий".
http://pln-pskov.ru/society/264646.html

"Позитивы и негативы.

Господин Dmitry Dobronravov спрашивает: «почему Вы не берете в расчет позитивные достижения в Вашей епархии? Посмотрите, как много построено храмов и монастырей». Он просит ответить отдельным постом.
Количественный рост храмов и монастырей мало говорит о возрождении христианской жизни, её влиянии на общество и переменах в общественном сознании. Основная задача христианства не в создании материальных ценностей и церковного имущества. Дело Христа в спасении человека, его возрождении для жизни с Богом и по–Божьи.
Хорошо, что храмы строятся. Каждый храм привлекает прихожан, но не решает вопрос об их причастности к жизни храма, их бесправии, от которого страдает приходская жизнь. Образцом приходской и монашеской жизни для меня служит устройство церкви, принятое Священным собором 1918 года. Участие народа и управление своим приходом, отношения с епископатом там получили церковное решение. В РПЦ эти отношения искажены. Вы видите поверхность церковной жизни и упускаете её глубину. Как и кем строится, реставрируется, ремонтируется храм?
Не епархиальными средствами, не архиерейскими заботами.
Заботами частных энтузиастов (священников и мирян) храмы созидаются на средства федерального и регионального бюджета, на средства спонсоров и фирм, выполняющих заказ гражданской власти. Епархия получает миллионы ежегодно на реставрацию и ремонты храмов и монастырей, распределяет и расходует средства по своему усмотрению. Отчёты не предоставляются, информация закрыта, возможны только случайные сведения. Открывается путь злоупотреблениям.
Известна передача огромных территорий и выделение фантастических сумм из бюджета Елеазаровскому монастырю. Местные жители ходят в удалённые храмы, а в монастырь не хотят ходить. Почему?
За созданием известных мне храмов и приходов стоят поломанные судьбы священников и несправедливо обиженных мирян, которые их создавали. Сведения открытые, частично освещённые в прессе. Известны десятки храмов и приходов, за создание которых люди поплатились своей судьбой: изгнанием, запрещением, вынужденным уходом из церкви. Известны случаи самоубийства священников и монахов. Церковная администрация не расследует факты. «Негатив» перевешивает количественные успехи, ибо Христос пришёл не храмы строить, а спасти человека, который дороже храма.
Каждый храм кроме духовного, имеет коммерческое значение. Говоря циничным языком коммерции, появляется новая торговая точка, приносящая значительный доход, размер которого знает настоятель, распоряжается им безотчётно, отдавая архиерею дань. Без прозрачной бухгалтерии церковная жизнь коммерцизуется, меняются её приоритеты. Отсюда возникают «мерседесы» священников и роскошное архиерейское бытие. Роскошная жизнь епископов не обоснована церковными документами. По умолчанию она признана необходимой прерогативой архиерейского статуса. Епископам подражают благочинные и настоятели крупных приходов и монастырей. Молодые священники с завистью смотрят на их достижения, с нетерпением ждут свой кусок пирога. Это и есть «негатив», вызывающий возмущение и протест церковного и гражданского общества.
В монастырях хорошо кормят, они приносят ещё больше дохода епископу и епархии, но тормозит основная задача- не организована духовная жизнь, нет духовников, ограничена возможность исповеди и причащения. Своеволие насельников и волюнтаризм начальства порождает немирные отношения. Я не живу в монастыре, говорю со слов людей, которым доверяю.
Никакой миссионерской, катехизаторской, духовной работы в Псковской епархии не видно. Имитация деятельности выражена созданием десятков комиссий при Епархии, которые пишут отчёты и ставят галочки. В советское время это называли «показухой».
Приходы приобретают вестник «Благодатные лучи» в принудительном порядке и выкидывают в мусор упаковками, поскольку народ не покупает. Журнал рассказывает, где служил митрополит Евсевий, размещает его портреты в храме, на пейзаже и проч. Читать там нечего.
Иконописной школы в Мирожском монастыре нет. Есть инок, пишущий иконы на заказ. Памятники св. Ольге приобретены городом на бюджетные средства.
Православная школа регентов при храме св. Жен Мироносиц до сих пор не числится в отделе образования и катехизации МП, хотя уже 20 лет выпускает профессиональных регентов и певчих, даёт полное среднее и церковное образование, с семи лет вводит детей в атмосферу общинной жизни: богослужение и молитва, исповедь и св. Причастие. Последние 4 года школа ведёт образовательную деятельность без лицензии. Позитив или негатив?
Заслуживает внимания замечательный священник игумен Роман Загребнев. В своей деревне Заянье он организовал хоспис для тяжело больных прихожан и стариков. Действительно, издаёт ежемесячную газету «Заянский листок». Написал множество книг про епархию, про священников, особенно про своего духовника отца Николая Залитского. Думаете, архиерей ему помогает? После смерти о.Николая архиерей запретил о. Романа в священнослужении за книгу, написанную об о. Николае. Это потрясло 70-летнего старика. Отнялись ноги, долгое время провёл в С-Петербургской больнице. Тут и позитив и негатив.
Позитив представляет Псково-Печерский монастырь. Из разных источников слышно о реальной работе, обеспеченном богослужении, о культурной и социальной работе, благотворительности. Объёма и конкретного содержания этой деятельности я не представляю.
В церковной жизни не видно жертвенного служения пастырей и заботы о народе Божием. Епископ, который определяет приоритеты, предъявляет священникам не церковные, а коммерческие требования. Возникает вопрос о рентабельности прихода. Разрушается структура богослужения, его обеспеченность чтением, пением, облачением, благоговейное отношение к святыням, утратила значение проповедь.
Последствия этих «негативов» выявятся скоро и отразится, в том числе, на материальном благополучии.
Пока священные начальники не смотрят в будущее, но грядут неизбежные перемены".

Высокопреосвященный Евсевий (Никольский), митрополит Крутицкий, был первым епископом и строителем самостоятельной Владивостокской епархии с 1899 по 1918 годы.

Владыка Евсевий родился 21 января 1860 года в семье священника Тульской епархии Иоанна Никольского, получив в святом крещении имя Евгений. Когда подошло время, Евгений Никольский поступил в Тульское духовное училище и затем в духовную семинарию. По ее окончании он продолжил свое богословское образование в стенах Московской Духовной Академии, которую в 1885 году закончил со степенью кандидата богословия. Выпускника академии направили в Могилевское духовное училище преподавателем русского и славянского языков. В 1888 г. он назначен помощником смотрителя того же училища, одновременно исполнял обязанности делопроизводителя училищного правления. 3 августа 1893 г. Евгений Никольский в возрасте 33 лет принимает монашеский постриг с именем Евсевий в честь священномученика Евсевия Самосатского. 5 августа того же года монаха Евсевия рукоположили в сан иеродиакона, 6 августа - в сан иеромонаха, таинство хиротонии совершал преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский. 11 сентября 1893 г. молодого иеромонаха назначили членом Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета, а 18 октября - новое назначение: ректором Иркутской духовной семинарии. 6 ноября 1893 г. возведен в Петербурге в сан архимандрита. В Иркутске помимо ректорства и преподавания в семинарии архимандрит Евсевий являлся редактором "Иркутских епархиальных ведомостей", преподавателем училищного совета, деятельным членом Иркутского миссионерского общества.

26 января 1897 г. архимандрита Евсевия хиротонисали во епископа Киренскаго, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершил архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин) в сослужении епископа Рязанского и Зарайского Мелетия (Якимова), епископа Забайкальского и Нерчинского Георгия (Орлова), епископа Якутского и Вилюйского Никодима (Преображенского).

4 октября 1897 года владыку Евсевия назначают епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским. 4 февраля 1898 г. он прибыл в кафедральный город Благовещенск и управлял епархией до 1 января 1899 года, когда произошла реорганизация огромной епархии: она была поделена на Благовещенскую и Владивостокскую указом Императора Николая II от 24 декабря 1898 г. Владыку Евсевия назначили епископом Владивостокским и Камчатским. Преосвященный прибыл в кафедральный город Владивосток 7 марта 1899 г.

Вновь учрежденная Владивостокская епархия заняла обширную территорию площадью 1 200 000 кв. верст, объединяя город Владивосток, Приморскую область (Южно-Уссурийский край, Чукотка, Камчатка) и остров Сахалин. В те времена началось активное освоение и заселение необжитых земель Дальнего Востока переселенцами из центральной России. Приезжавшие сюда люди нуждались в духовном попечении. О состоянии Владивостокской епархии в это время можно судить по путевым заметкам протодиакона В. А. Островидова во "Владивостокских епархиальных ведомостях": "В строительстве русской далекой окраины видим массу несообразностей, потому что в нем отсутствовал твердый духовный фундамент. Ко времени открытия Владивостокской епархии в ней было всего пятьдесят пять церквей и приходов. Вот в такую необитаемую и дикую страну прибыл строить "дело Божие" епископ Евсевий". Первое время владыке даже негде было жить, поэтому, по любезному приглашению генерал-губернатора Гродекова и губернатора Чичагова, он проживал в губернаторском доме.

Ясно, что требовались неустанные труды по организации епархиальной жизни. С этой целью владыкой Евсевием была открыта Духовная Консистория, образовано Епархиальное попечительство, учреждены религиозно-просветительное Уссурийское Братство Пресвятой Богородицы и Епархиальный миссионерский комитет.

Владыка не чурался выезжать по глухим местам не только Приморья, но дважды был и на далекой Камчатке. Вместе со всеми он нес тяготы неустроенной жизни. Господь благословил труды епископа и его паствы добрыми плодами.За все время пребывания на кафедре владыки Евсевия в епархии возведено свыше 170 церквей, открыто более 100 церковно-приходских школ: владыка особенно пристальное внимание уделял развитию просвещения и народного образования. Высокопреосвященный Евсевий издал специальный Указ "О введении всеобщего обучения в пределах Владивостокской епархии" (1910 г.), который позволил устроить школы в таежной глубинке, улучшить их содержание и охватить общеобразовательный уровень всего населения городов и сел области. Он благословлял открывать библиотеки и братства, миссионерские станы для корейцев. В 1910 г. создано Православное Камчатское благотворительное братство, которое возглавил иеромонах Нестор (Анисимов), будущий архиерей и камчатский миссионер.

Под управлением епископа Евсевия основан и полностью благоустроился Южно-Уссурийский женский Рождество-Богородицкий монастырь. Стал центром духовно-просветительной жизни Приамурского края Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь на р.Уссури, получивший известность и за пределами Приморья благодаря налаженной работе типографии и изданию в ней духовной литературы. В пригороде Владивостока на Седанке владыкой было устроено архиерейское подворье с домовой церковью. Во Владивостоке открыта церковь-школа в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость". В 1903 г. по инициативе владыки Евсевия было начато издание "Владивостокских епархиальных ведомостей". Многообразными были труды архипастыря…

Указом Государя Императора Николая II от 6 мая 1906 г. (по старому стилю) епископ Владивостокский Евсевий был возведен в сан архиепископа. 12 июля 1908 г. состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а в январе 1909г. архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная Миссия в Сеуле.

Владыка немало сил отдавал миссионерскому служению. В 1910 году в Иркутске состоялся Всероссийский миссионерский съезд. В его работе принял участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. И в 1912 году архимандрит Павел (Ивановский) был хиротонисан во епископа Никольск-Уссурийского, викария Владивостокской епархии. По инициативе епископа Павла во Владивостоке с 5 по 8 июня 1913 года прошел первый миссионерский съезд Владивостокской епархии, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской службы в епархии. Был организован переводческий комитет. В 1914 году владыкой Евсевием был учрежден епархиальный миссионерский совет, в который входило кроме епископа Павла еще 6 человек. В 1912 г. в Никольске-Уссурийском была создана викарная кафедра, управляющий ею епископ Павел занимался миссионерской деятельностью среди корейцев.

Владыка Евсевий был близок к простому народу, недаром архипастыря так любило местное население. К нему шли со всякой нуждой, со всякой скорбью. Он благословил создание Южно-Уссурийского общества детского приюта. Под его благословляющую руку притекали приамурские генерал-губернаторы, военные губернаторы, видные российские военачальники: Куропаткин, Гродеков, Чича, Линевич, сотни и тысячи русских патриотов русско-японской войны. При нем во Владивосток прибыла благословенная Порт-Артурская икона Пресвятой Богородицы.

Во Владивостоке владыка Евсевий имел постоянное жительство у моря, среди таежной растительности на Седанке в Архиерейском подворье, которое выросло на пустом месте, и стало замечательным ансамблем каменного зодчества.

В ноябре 1912 года архиепископ Евсевий был вызван для присутствования в Священном Синоде, участвовал в прославлении святителя Ермогена.

В июле 1917 г. архиепископ Евсевий и епископ Павел выехали в Москву, где приняли участие в работе Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов. Принимал участие в интронизации новоизбранного Патриарха Тихона 21 ноября (4 дек.) 1917 года. После завершения работы Поместного Собора (1918 г.) вернулся в епархию, но вскоре был назначен в состав Священного Синода и вместе с епископом Павлом выехал в Москву. По окончании срока своей деятельности в Священном Синоде, не имея возможности вернуться в родную епархию из-за гражданской войны, архиепископ Евсевий был временно назначен на управление Смоленской епархией, а в мае 1920 года - на московскую митрополичью кафедру с возведением в сан митрополита Крутицкого. В Москве он стал ближайшим помощником Святейшего Патриарха Тихона. Общение с Первосвятителем Русской Православной Церкви - человеком удивительной чистоты и силы духа - утешало владыку Евсевия в разлуке с домом, ибо домом для него навсегда осталось Приморье.

Служение владыки Евсевия было высоко оценено Церковным Священноначалием: в 1912 г. ему вручена была Высочайшая грамота и Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, он был удостоен нагрудного знака "За содействие церковному и школьному строительству". Митрополит Евсевий награжден многими российскими медалями и орденами, в т.ч. орденом Св.Анны I степени.

В феврале 1922 г. Высокопреосвященнейший Евсевий - первый Епископ Владивостокской епархии. Преставился ко Господу и упокоен на кладбище Новодевиьчего монастыря в Москве. Отпевание владыки совершил Святейший Патриарх Тихон со многими иерархами и богомольцами в храме Христа Спасителя.

Евсевий, митрополит . В миру Евгений Иванович Никольский .
Родился в 1860 или в 1861 году в селе Серебряки Алексинского уезда Тульской губернии в семье священника. День Ангела 22 июня.
Закончив в Туле Духовное училище и семинарию, поступил в Московскую Духовную академию. В 1885 году окончил ее со степенью кандидата богословия (магистрантом).
В 1885 году, по окончании Духовной академии молодой человек определен в Могилевское Духовное училище учителем русского и славянского языков.
С 1888 года - помощник смотрителя Могилевского духовного училища.
Одновременно проходил должность члена Могилевского уездного отделения епархиального Училищного совета и исполнял обязанности делопроизводителя Училищного правления.
3 августа 1893 года пострижен в монашество под именем Евсевий (в честь Евсевия, епископа Самосатского). 5 августа рукоположен в сан иеродиакона, а 6 августа, в день Преображения Господня, - в сан иеромонаха. Таинство хиротонии совершал Преосвященный Николай (Налимов), епископ Гдовский .
11 сентября 1893 г. назначен в состав Санкт-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита.
Но едва он успел прибыть к месту назначения, как 18 октября 1893 года был определен на должность ректора Иркутской Духовной семинарии.
В Иркутске архимандрит Евсевий, помимо ректорства и преподавания в семинарии, принимал участие в других епархиальных делах: был редактором «Иркутских епархиальных ведомостей», председателем Епархиального училищного совета, деятельным членом Иркутского Миссионерского Общества.
26 (24?) января 1897 года хиротонисан в Иркутске в Вознесенском монастыре во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Иркутский и Верхоленский Тихон (Троицкий-Донебин), епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов), епископ Забайкальский и Нерчинский Георгий (Орлов), епископ Якутский и Вилюйский Никодим (Преображенский).
26 января (или 4 октября) 1897 года Преосвященный Евсевий назначен на самостоятельную кафедру епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского в городе Благовещенске.
4 февраля 1898 года прибыл в Благовещенск и вступил в управление епархией. С первых же шагов его пастырской деятельности проявились замечательные качества его личности. Ревностно относился Владыка к богослужению. Истово проповедовал. Он блестяще сочетал любовь к просвещению с личной праведностью, ревностное проповедничество - с благотворительностью. Ни на минуту не оставлял попечения о пастве.
1 января 1899 года назначен первым епископом учрежденной Владивостокской и Камчатской (Владивостокской и Приморской) епархии.
За 20 лет своего пребывания на этой кафедре Владыка немало потрудился на пользу обширнейшей окраины России. Служение его совпало со временем усиленного заселения Уссурийского края, с постройкой на Дальнем Востоке железных дорог, с русско-японской войной, то есть с тем временем, когда русский Дальний Восток, дотоле мало обитаемый и почти пустынный, заполнялся русскими людьми, когда быстро возрастало его население и вместе с тем развивалось земледелие, торговля, промышленность. Этот край нуждался в усиленном духовном просвещении. Перед прибытием в епархию в 1899 году в первую неделю Святой Четыредесятницы Владыка прибыл в Свято-Троицкую Шмаковскую обитель и провел там целую неделю, испрашивая себе Небесной помощи на многотрудное послушание устроения новой епархии. Так, в монастырской тиши и уединении, постом и молитвой подкреплял себя пастырь на предстоящее служение.
Новая епрхия занимала огромную территорию площадью 1 200 000 квадратных верст. Ко времени ее образования в ней насчитывалось 69 церквей: 43 в Южно-Уссурийском крае, одна во Владивостоке и одна в Свято-Троицком Шмаковском монастыре; на Сахалине - десять тюремных церквей, две приходские церкви - Удская и Аянская: две на Камчатке и три северные, причем две из них были миссионерскими. Кроме того, к новой епархии было причислено 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, часть из которых имели алтари. Священников не хватало. Зачастую приходы пустовали. По приезде нового правящего архиерея не нашлось даже помещения для него, и Владыка поначалу нашел приют в губернаторском доме. Единственный приходский Успенский храм Владивостока был переименован в кафедральный собор, а консисторию временно разместил у себя кафедральный протоиерей. Однако, уже через год трудами Владыки Евсевия были открыты и Духовная консистория, и Попечительство о бедных духовного звания, Епархиальный училищный совет, Епархиальный комитет Православного миссионерского общества. Было построено и освящено свыше 170 храмов и более 100 церковноприходских школ.
Только во Владивостоке при его непосредствеенном участии были построены и освящены храмы: Успенский (кафедральный), Покровский (кладбищенский), Петропавловский («на Первой Речке»), школа-церковь в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (миссионерская), не говоря уже о церквах военных и находящихся при учебных заведениях, а также об архиерейском подворье на Седанке (пригород Владивостока), где на свои средства Владыка содержал 50 пенсионеров. Много Владыка трудился и над устройством монастырей - Уссурийского Николаевского Свято-Троицкого мужского и Южно-Уссурийского Рождество-Богородицкого женского.
12 июля 1908 года состоялось причисление к епархии церквей и духовенства северной Маньчжурии, а 1 января 1909 года архиепископу Владивостокскому была подчинена Русская Духовная миссия в Сеуле. Все это являлось знаком особого доверия со стороны императора и Священноначалия Церкви.
Начиная со второй половины 1899 года, не жалея здоровья и сил, Владыка Евсевий не раз объезжал всю свою огромную епархию, причем никакие трудности не могли воспрепятствовать ему посещать церковные приходы даже на Камчатке и Сахалине. Слыша о такой любви пастыря к пасомым, многие российские благотворители, начиная с августейших особ, жертвовали значительные суммы на создание новых храмов. Сам праведный Иоанн Кронштадтский жертвовал на нужды монастырей и церквей Уссурийского края, на устройство библиотеки при школе села Осиновка, а также пожертвовал для Александровского сахалинского храма икону Божией Матери «Неувядаемый Цвет», присланную ему лично со Святой Горы Афон.
Священники и учителя церковноприходских школ из других епархий просились и переводились на службу во Владивостокско-Камчатскую епархию. Мудрый Владыка определял кандидатов на должности не иначе, как после непосредственного знакомства с каждым из них.
Для привлечения духовенства к делу религиозно-нравственного просвещения Владыка регулярно собирал епархиальные съезды. В 1903 году по его инициативе было начато издание Владивостокских епархиальных ведомостей. В типографии Свято-Троицкого Шмаковского мужского монастыря с его благословения печаталась духовная литература. Причем распространялась она не только в своей епархии, но и за ее пределами.
Одним из основных направлений деятельности правящего архиерея являлось миссионерство, ибо Владивостокско-Камчатская епархия была населена тогда многочисленными инородцами-язычниками - китайцами, корейцами, малыми народностями Дальнего Востока. Владыка поднял миссионерское дело на недосягаемую высоту.
По всей епархии были созданы миссионерские станы для научения ведению миссионерской работы, открыты катехизаторские школы и курсы. Здесь учили не только Слову Божию, но преподавали уроки рационального ведения хозяйства. Дарования, добродетели и полезная деятельность правящего архиерея снискали ему любовь и уважение инородцев-язычников, немало из которых привел он к Таинству Святого Крещения.
С благословения Владыки Евсевия было создано Православное Камчатское Благотворительное Братство, утвержденное Святейшим Правительствующим Синодом после Праздника Святой Пасхи в 1910 году, с целью донести слово Божие до самых отдаленных уголков епархии. Августейшим покровителем Братства стал цесаревич Алексей.
Благодатное служение Владыки Евсевия было высоко оценено Священноначалием Русской Православной Церкви: 6 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа. А в 1912 году ему была вручена Высочайшая грамота. В ней говорилось: «Продолжительное святительское служение Ваше на дальневосточной окраине нашего Отечества ознаменовано трудами и подвигами ревности вашей о славе святой Христовой веры и духовном благе ввереной вам паствы. Вашими заботами умножены храмы Божии, ширится и крепнет основанное на началах любви к Православной Церкви и преданности царю и Родине религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения, возвышается миссионерское делание среди многочисленных стремящихся к познанию Истины инородцев. По мысли Вашей учреждено Православное Камчатское Братство во имя Нерукотворенного Образа Всемилостивого Спаса, возбудившее глубокий интерес к духовным нуждам далекой Камчатки и привлекающее жертвы на их удовлетворение».
Во внимание к выдающимся церковным заслугам Владыка Евсевий был награжден орденом святого благоверного великого князя Александра Невского. В ноябре того же года архиепископ Евсевий был вызван для присутствия в Святейшем Синоде, участововал в прославлении Святителя Патриарха Ермогена. Назначен председателем Комиссии по выработке правил, регулирующих перевозку святых икон по водным путям.
В 1915 году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке.
В 1917-1918 годах архиепископ Евсевий принимал участие в работе Поместного Собора Православной Русской Церкви, после чего возвратился во Владивосток. Но вскоре он был назначен постоянным членом Священного Синода при Святейшем Патриархе, для чего вновь выехал в Москву.
По окончании срока его деятельности в Священном Синоде в 1919-1920 гг., не имея возможности по причине гражданской войны возвратиться в свою епархию, архиепископ Евсевий был временно назначен управлять Смоленской епархией.
В 1920 году Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Евсевия Наместником Патриаршего престола в Москве. 18 февраля 1920 года избран митрополитом Крутицким.
Столь высокое назначение митрополит Евсевий принял как временное, с условием, что при первой же возможности ему будет предоставлено право вернуться в свою родную Владивостокскую епархию.
В последующие годы до своей кончины проживал в Москве.
Скончался 18 января 1922 года .
За сутки до кончины служил Божественную литургию.
Заупокойное богослужение совершил Святейший Патриарх Тихон со многими находившимися тогда в Москве иерархами в храме Христа Спасителя при большом стечении молящихся. Погребение состоялось в Новодевичьем монастыре , с северной стороны Смоленского собора.
В частной жизни отличался простотой, незлобием, нищелюбием и всепрощением к окружающим.

Публикуется по:

  • соответствующей странице сайта Фонда «Русское Православие» (с незначительными изменениями ).

    Могила:
    Митрополит Евсевий (Никольский) скончался 18 января 1922 года
    в Москве.
    Погребён в Новодевичьем монастыре в городе Москва . Могила рядом со Смоленским храмом; к северу от его паперти. В период с 2006 по 2010 год, по какой-то причине, с надгробия пропал крест (осталось только основание с надписью).

  • ***
    Ваше Святейшество!
    В Прощенное Воскресенье, 26 февраля 2017 года, под страхом снятия крестов многие клирики Псковского благочиния не явились на чин прощения к митрополиту Евсевию, проигнорировали его угрозы. Это ли не показатель, что "старец" заигрался на своем месте и он уже давно пережил свой яд? Но благодаря управляющему делами Московской Патриархии митрополиту Варсонофию самодурству митрополита Евсевия нет конца. В свое время митрополит Евсевий оказал неоценимую услугу митрополиту Варсонофию, и теперь митрополит Варсонофий обязан ему по гроб жизни, чем митрополит Евсевий и бравирует. Эта пожизненная зависимость митр. Варсонофия от митр. Евсевия нас очень «радует».

    Многие верующие расценили резолюцию митрополита Евсевия, наложенную на список лиц благочиния г. Пскова, отсутствовавших на митрополичьем чине прощения в кафедральном Троицком соборе в 2017 г., (копию этого документа с резолюцией митрополита Евсевия мы прислали Вашему Святейшеству вместе с этим письмом на сайт патриархии, а также по этому поводу одно из распоряжений) как лицемерный «чин прощения» митрополита Евсевия, духовное насилие над клириками Псковского благочиния, обязывающего в принудительном порядке явиться духовенству в этот день в собор для массовки. А как же служба у самих батюшек на своих приходах в этот день, митрополит Евсевий об этом подумал? Или нам нужно было всем дружно оставить свои приходы и прихожан и ринуться в собор ублажать его высокомерие и самолюбие? Вот так и пускает митрополит Евсевий пыль в глаза общественности и богомольцам, пытаясь создавать иллюзию массового «уважения и почитания его высокопреосвященства» и привить к себе «любовь» пастырей «духовным» кнутом «невидимкой». А кто не приходит просить прощения, для того «духовный» кнут всегда наготове - с того нагрудной крестик долой, а с диаконов орарь. Обращаем внимание Вашего Святейшества - нагрудной крестик, а не наперсный.

    А его постоянное, вопиющее, свинское обращение и отношение к духовенству в канцелярии епархиального управления и на церковных службах? Злоупотребление своим положением, духовный садизм, что и усугубляет наше к нему отношение. Или митрополиту не обязательно быть христианином, а это касается только духовенства??? Мастер-класс от митрополита Евсевия на Прощеное Воскресение для всех христиан планеты. На весь великий пост многие из духовенства бесам на смех остались без крестов в горести и скорбях.

    К Вашему Святейшеству Великая просьба оставить нам эпатажного митрополита Евсевия еще года на два. Этого будет достаточно, чтобы митрополит Евсевий окончательно развалил Псковскую епархию, обратил в бегство в иные конфессии остатки православных верующих и само духовенство. И своими дальнейшими непредсказуемыми действиями продолжал компрометировать РПЦ МП в просторах Интернета. Про нас и так мало пишут? Только что начал утихать скандал со священником, настоятелем храма святых Жен-Мироносиц г. Пскова иереем Сергием (Ивановым), в холодильнике которого нашли крупную партию наркотиков, а под диваном боевой пистолет с глушителем и к нему шестьдесят патронов. И при этом, после чудом полученного условного срока батюшка продолжал служить под омофором митрополита Евсевия. И только благодаря поднявшемуся вокруг этого дела скандалу в средствах массовой информации митрополит Евсевий отправил под запрет своего любимчика. А тут нате Вам, еще не лучше митрополит снова чудит.

    Если Вас устраивает это старческое безобразие митрополита Евсевия по отношению к клирикам и богомольцам Псковской епархии, то нас это очень расстраивает, и вера колеблется. Неспроста народная мудрость гласит: «Вовремя нужно уходить на покой управляющему епархией».

    К письму прилагаем:

    1. Копию списка лиц благочиния г. Пскова, отсутствовавших на митрополичьем чине прощения в кафедральном Троицком соборе в 2017 г. с собственноручной резолюцией митрополита Евсевия (Саввина Николая Афанасьевича).

    2. Копию распоряжения от 27 февраля 2017 года митрополита Псковского и Порховского Евсевия (Саввина Николая Афанасьевича). Ваше Святейшество, обратите особое внимание на оглавление этого бланка: «КАНЦЕЛЯРИЯ ПСКОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ» А где же тогда епархия? Гордыня митрополита Евсевия её поглотила целиком и полностью!

    С почтением к Вашему Святейшеству, клирики Псковской епархии.

    Имена свои под письмом не ставим, они имеются в списке. Было дело, когда прихожане архимандрита Елевферия (Попова) написали жалобу в патриархию так её возвратили митрополиту Евсевию, который на епархиальном собрании в 2014 году, потом пропесочил ему за неё, приговаривая: «Вот видите, вы жалуетесь на меня в патриархию, а мне все ваши письма обратно возвращают».