Иосиф обручник житие. Праведный Иосиф – глава Святого семейства. О чем молятся перед иконой святого иосифа обручника

26 декабря по ст.ст. / 8 января по н.ст.

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества 2 . Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе - Иакова, а по закону - Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: "сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов" (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. - Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, - Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь 3 . Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, - во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: "Иосиф же, муж Ее, будучи праведен" (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, - сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл "безвестные и тайные премудрости" (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей. Когда он был уже стар, лет восьмидесяти, обручена была ему Пречистая Дева Мария и дана была ему для хранения Своего девства (а не для плотского, действительного супружества). И он со всяким благоговением и страхом служил Ей, как Матери Божией, и своей и всего мира Госпоже и Владычице (уверившись в этом от Ангела, который являлся ему во сне), также и рожденному от Нее Богомладенцу и во время бегства в Египет, и по возвращении оттуда, и во время пребывания в Назарете, добывая Им пропитание от трудов рук своих, ибо он был плотником и человеком бедным, хотя и царского рода. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет 4 , св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле 5 , неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

Тропарь, глас 2:

Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

________________________________________________________________________

1 Память праведных Давида царя, Иосифа обручника и Иакова брата Божия совершается в неделю по Рождестве Христова, которая посему и называется неделей Богоотец. Если эта неделя случатся 1 января, т.е. по отдании Рождества Христова, то служба упомянутым святым отправляется 26 декабря.

2 Закон ужичества или левират состоял в том, что, если муж умирал, не оставив детей, то брат, переживший его, по древнему обычаю (Быт.38:8 и дал.), должен был, как деверь (jabam, levir), вступить в брак с овдовевшею женою брата (снохою). Этот закон изложен у Моисея во Второзаконии (Втор.25:5-10). Интересно здесь отметить, что левират существует и у многих народов Востока, напр. у персов, индийцев, афганцев, друзов, у большей части кавказских племен и др. По закону левирата, дети от левиратского брака считались детьми того лица, чью вдову взял по этому закону деверь себе в замужество, это и значило "восстановить семя брата своего".

Святый праведный Иосиф Обручник – хранитель семейного благополучия

Св. прав. Иосиф Обручник в своей земной жизни милостью Божией был главой Святого семейства – обручником Девы Марии и названным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Св. Иосиф является покровителем семьи и брака, ему молятся об обретении спутника жизни, о даровании ребенка, о семейном благополучии, ВЕРНОСТИ и ОТВЕТСВЕННОСТИ супругов. Также св. Иосифу Обручнику возносят молитвы о благополучии в поездках и путешествиях, об умножении веры, терпения и смирения.

Кроме того, св. Иосиф Обручник является покровителем всех трудящихся – ему молятся о поиске работы, о помощи в труде и об успехах в профессиональной деятельности.

О житии св. прав. Иосифа Обручника известно немного. Часть информации изложена в Евангелии, часть – в «Житиях святых», а часть – в Предании Церкви и апокрифах.

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломна, внук Митфатов, правнук Елиезеров. Имея в супружестве Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, иуду, Иосию и двух дочерей: Есфирь и Фамарь, или, как говорят другие, Марфу. А синаксарь Недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. По кончине же своей жены Саломии святой Иосиф жил в вдовстве довольное время, проводя дни свои в чистоте.

Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь – сделаться нареченным отцом Христовым?

Небесный покровитель св. прав. Иосиф, согласно евангельскому повествованию, по прямой линии происходил из рода царя Давида, но находился в бедности и, проживая в маленьком городке Назарет, занимался плотничеством.

Когда Иосиф был уже стар, в возрасте восьмидесяти лет, ему была обручена Пречистая Дева Мария и дана для хранения Своего девства . Знаком от Бога, указавшим на благочестивого старца Иосифа, достойного стать обручником Девы Марии, стал его расцветший посох, который и изображается на иконах. Согласно другому преданию, «голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа» . Поэтому Иосиф и был прозван Обручником, поскольку был лишь обручен с Девой Марией и стал хранителем ее целомудрия.

Согласно евангелию от Матфея, через некоторое время после Благовещения, Иосиф обнаружил, что его жена непраздна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого » (Мф. 1:18). Однако, Иосиф не знал, что это «от Духа Святого » и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он «хотел тайно отпустить Ее » (Мф. 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Архангел Гавриил и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Мф. 1:20-21).

Иосиф поступил в соответствии со словами ангела и сак нарек сына Мари так, как было ему открыто. Ибо Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нишею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения.

Во время вынужденного бегства в Египет от преследования нечестивым царем Иродом, Иосиф носил за Спасителем и Его Пречистой Матерью «одежду и все, необходимое для еды ». Он с ревностной любовью относился к усыновленному ему в обручении Чаду, часто беря Его на руки – так, как изображают зачастую это православные иконы. Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникшей в Египте на рубеже III – IV вв. согласно апокрифу, св. прав. Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.

Своим благочестием, смирением, непоколебимой верой и терпением св. прав. Иосиф Обручник явил собою истинный пример красоты духовной жизни, верности, целомудрия и святости, показа добрый путь жертвенного служения ближнему. Этим и другим добродетелям учит нас пример жизни св. прав. Иосифа Обручника.

(по «Житиям святых» свт. Димитрия Ростовского)

День памяти: Неделя по Рождестве Христовом

Тропарь, глас 2:

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырями славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва ко св. прав. Иосифу Обручнику

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его Православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нам оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

[греч. ᾿Ιωσὴφ ὁ μνηστὴρ; лат. Ioseph sponsus Mariae], прав. (пам. в 1-ю Неделю после Р. Х.), благочестивый муж, обрученный с Пресв. Богородицей (Мф 1. 18), происходил из рода царя Давида (Мф 1. 16; Лк 2. 4). Подробные сведения об И. О. содержатся в Евангелиях от Матфея и от Луки в повествованиях о детстве Спасителя. Согласно евангелисту Матфею, Пресв. Дева Мария была обручена с И. О., и, «прежде нежели сочетались (συνελθεῖν - «вступить в брачные отношения».- Авт. ) они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (Мф 1. 18). И. О. хотел дать ей без публичной огласки разводное письмо, однако был вразумлен во сне ангелом Господним, к-рый сказал ему: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф 1. 20-21). Через какое-то время «Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус» (Мф 1. 25). Как повествуется в Евангелии от Луки, И. О. происходил из Назарета и вместе со своей семьей отправился в Вифлеем, чтобы принять участие в переписи (Лк 2. 4-5). Иисус родился в Вифлееме (Мф 2. 1). Согласно Мф 2. 2, Его посетили восточные мудрецы, которые «видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему»; согласно Лк 2. 11, к Нему пришли пастухи, получившие откровение от ангелов, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь». В Евангелии от Матфея сообщается о преследованиях Младенца Иисуса иудейским царем Иродом Великим и о бегстве И. О., вразумленного ангелом Господним во сне, с Марией и Ее новорожденным Сыном в Египет. Вернувшись из Египта после смерти Ирода, И. О. с семьей поселился в Назарете (Мф 2. 19-23). Согласно Евангелию от Луки, по прошествии 8 дней было совершено обрезание Младенца, а на 40-й день И. О. и Пресв. Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, где совершили очистительное и искупительное жертвоприношения (Лк 2. 21-24) и где произошла встреча со старцем Симеоном и с пророчицей Анной, признавших в Младенце буд. Мессию Израиля. Последнее упоминание об И. О. в НЗ относится к тому времени, когда Иисусу Христу исполнилось 12 лет (Лк 2. 41-52). И. О. и Пресв. Мария, ежегодно совершавшие пасхальное паломничество в Иерусалим, взяли с собой на праздник и Сына. Возвращаясь домой, они обнаружили исчезновение Иисуса, Которого «через три дня нашли… в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их…» (Лк 2. 46). На слова Своей Матери: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» - Иисус ответил: «Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк 2. 48-49). Вероятно, Иисус, с одной стороны, косвенно свидетельствует о том, что И. О. не был его физическим отцом, а с другой - впервые в рамках евангельского повествования говорит о Своей особенной связи с Богом, Которого считает Своим непосредственным Родителем (Nolland. 1989. P. 127-128, 136). К началу общественного служения Иисуса Христа И. О., о к-ром больше ни разу прямо не говорится, возможно, уже не было в живых; на это может указывать именование в Евангелии от Марка Спасителя жителями Назарета «сыном Марии» (Мк 6. 3). Исследователи высказывали различные мнения относительно значения этого именования (Guelich. 1989. P. 309); оно может отражать раннюю традицию почитания Матери Иисуса (см., напр.: Klostermann E. Das Markusevangelium. Tüb., 19504. P. 55; ср.: Bernheim. 1997. P. 19). В рассказе о стоянии Божией Матери у креста (Ин 19. 26-28) в повествовании о Страстях Господних, очевидно, также подразумевается, что к концу Его служения Пресв. Богородица была уже вдовой, поскольку И. О. не упоминается при описании этих событий.

Из Евангелий известно также, что И. О. был плотником (Мф 13. 55) и что он обучил этому ремеслу Иисуса Христа (Мк 6. 3).

Евангельские рассказы о детстве Спасителя содержат 2 различных по содержанию и функциям образа И. О. У евангелиста Матфея он именуется праведным (δίκαιος - Мф 1. 19), т. е. благочестивым иудеем, исполняющим закон и праведным в очах Божиих. Но также в этом Евангелии прослеживается связь между праведностью И. О. и его намерением не придавать огласке положение Марии и «тайно отпустить Ее» (Мф 1. 19), не прибегая к строгим постановлениям закона. Характерно, что в Евангелии от Матфея в отличие от Евангелия от Луки благовестие о рождении Спасителя обращено к И. О. (Мф 1. 20), а не к Марии (Лк 1. 31). Как это благовестие, так и др. откровение И. О. получает во сне, что сближает его образ с образами ветхозаветных патриархов (ср., напр., рассказ о снах Иосифа Праведного или Иакова). Откровения во снах и дальнейшие действия И. О. (Мф 1. 20-24; 2. 13, 19-23) составляют ядро рассказа о детстве Спасителя в Евангелии от Матфея (Уизерингтон. 2003. С. 533). Очевидно, евангелист Матфей хотел подчеркнуть, что И. О. проявил милосердие к Марии, несмотря на требования закона (Hagner. 1993. P. 19) и особую покорность воле Бога, которую он исполнял, даже если до конца не понимал ее значение (Brown. 1993. P. 125-127).

В Евангелии от Луки И. О. уделено гораздо меньше внимания, поскольку основной акцент сделан на откровениях Деве Марии и на живом отклике женщин (прав. Елисаветы и прав. Анны) на пророчества о рождении и приходе Спасителя. Даже именование И. О. отцом Иисуса вложено в уста Пресв. Марии (Лк 2. 48). Но тем не менее И. О. участвует во всех основных евангельских сценах детства Спасителя (Лк 2. 22, 27). Вместе с Девой Марией он заботится о воспитании Отрока Иисуса, Который «был в повиновении у них» (Лк 2. 51). Евангелист Лука рисует образ отца, к-рый живет праведно по естественным и божественным законам и исполняет свои обязанности по отношению к Сыну Божию. И. О.- послушный Богу человек, к-рого слушается Сам Иисус. Слова о том, что Господь Иисус Христос «был, как думали (ἐνομίζετο), Сын Иосифов» (Лк 3. 23; ср.: 4. 22), могут означать, согласно одному из возможных толкований, что евангелист Лука говорит об одном из мнений, к-рое он не разделял,- тем самым указывается на непорочное зачатие Иисуса (Bovon F., Koester H. Luke 1: A Comment. on the Gospel of Luke 1. 1-9. 50. Minneapolis, 2002. P. 136). В целом анализ Мф 1-2 и Лк 1-2 показывает, что рассказ о рождении и детстве составлен у Матфея относительно Иосифа, а у Луки - Девы Марии (Porter. 1993. P. 975).

То, что И. О. происходит из рода Давида, отмечено в 2 отличающихся евангельских родословных; в одной его отцом назван Иаков (Мф 1. 15-16), в другой - Илий (Лк 3. 23). Одна из самых древних попыток согласовать это противоречие принадлежит христ. хронисту Юлию Африкану (ок. 160-240). В сохранившихся у Евсевия Кесарийского фрагментах «Послания к Аристиду» сказано, что упомянутые Иаков и Илий являлись единоутробными братьями по матери и были рождены от разных отцов (также родных братьев - Матфана и Мелхия), к-рые по очереди вступили в брак с женщиной по имени Есфа (Euseb. Hist. eccl. I 7. 8). Африкан предлагал рассматривать каждое из родословий Спасителя как отражение соответственно естественного (по природе) (Мф 1. 1-17) и правового (по закону) (Лк 3. 23-38) родства (Euseb. Hist. eccl. I 7. 1-4). Согласно этому предположению, он утверждал: «Илий умер бездетным, Иаков женился на его вдове и родил от нее Иосифа, который был его сыном по природе, а по закону - сыном Илия, ибо Иаков, его брат, «восстановил семя ему»» (cм.: Втор 25. 5-10.- Авт. ) (Euseb. Hist. eccl. I 7. 9). Несмотря на древность и широкое признание трактовки Африкана, у нее один недостаток: в используемой им рукописи Евангелия от Луки в тексте родословной было пропущено 2 имени - Матфата и Левия. Впосл. почти все отцы Церкви как Востока, так и Запада, к-рые затрагивали вопрос о родословиях Христа, разделяли т. зр. Африкана (напр.: Aug. Retractat. 33. 2 - Grelot e. al. 1974. P. 1303). Нек-рые совр. библеисты выдвигали предположение, что одна из родословных могла быть родословием И. О., а другая - Девы Марии (см., напр.: Хуффман. 2003. С. 130). В целом проблема, связанная с именами и их последовательностью в евангельских родословных, остается нерешенной (см. подробнее в ст. Родословие Иисуса Христа , Гармонизация евангельская).

Образ И. О. в древней Церкви

В немногочисленных свидетельствах св. отцов и учителей Церкви отсутствуют указания на к.-л. особое почитание И. О. в древней Церкви. К его образу древнехрист. писатели обращались прежде всего при решении вопросов догматического и экзегетического характера, в апологетических целях.

В раннехрист. лит-ре до кон. II - нач. III в. нет прямых сведений о возрасте И. О. и его жизни до обручения с Девой Марией. Впервые предание о том, что И. О. имел детей от 1-го брака, упоминает Ориген, ссылаясь на апокрифические источники, в т. ч. на «Протоевангелие Иакова» (Orig. In Matth. 10. 17). В др. сочинении Ориген называет И. О. «приемным отцом» (Orig. Hom. in Luc. 16. 1). Свт. Епифаний Кипрский, следуя за Оригеном, первым среди отцов Церкви характеризует И. О. как 80-летнего старца-вдовца, вступившего в брак с юной Марией, давшей обет целомудрия (Epiph. Adv. haer. 51. 10-11). Свт. Епифаний также добавляет, что у И. О. было 6 сыновей (Ibid. 51. 10) или 4 сына и 2 дочери (Ibid. 78. 7) от 1-го брака. Именно этот взгляд получил распространение в вост. традиции, где практически все отцы и учители Церкви видели в братьях Господних детей от 1-го брака И. О., т. е. сводных братьев Христа. На Западе эту т. зр. разделял свт. Иларий Пиктавийский (Hilar. Pict. In Matth. 1. 4) (см. подробнее в ст. Братья Господни). Блж. Иероним Стридонский в полемике с Гельвидием настаивал на том, что и И. О. «благодаря Марии был девственником, так что у девственной четы родился сын-девственник» (Hieron. Adv. Helvid. 21; ср.: Idem. In Matth. 2), а братья Иисуса были детьми сестры Пресв. Богородицы - Марии Клеоповой (Idem. Adv. Helvid. 16-17; Idem. In Matth. 4. 16). Истолковывая слова в Мф 1. 25: «Она родила Сына Своего первенца...», блж. Иероним утверждает, что в Свящ. Писании обычно первенцем называется «не только тот, после которого были и другие, но и тот, прежде которого не было никого» (ср.: Числ 18. 15; Исх 34. 19-20); тем самым блж. Иероним доказывает, что И. О. не имел брачной связи с Марией ни до, ни после рождения Спасителя (Hieron. Adv. Helvid. 13-14). Мнение блж. Иеронима о том, что И. О. был девственником, не разделяли ни вост., ни зап. отцы Церкви в ранний период, кроме блж. Августина (Aug. De opere monach. 13. 14; Idem. Serm. 51. 21 sqq.). Именно благодаря авторитету блж. Августина представление о девственности И. О. получило широкое распространение на Западе в средние века, начиная с X в. (Holzmeister. 1945. P. 65).

Одним из первых сведения о родственных связях И. О. приводит христ. писатель Егесипп (2-я пол. II в.). Во фрагментах его «Записей о церковных делах», сохранившихся у Евсевия Кесарийского, сказано, что братом И. О. был Клеопа (отец Симеона, 2-го епископа Иерусалима) (Euseb. Hist. eccl. III 11; ср.: Мк 15. 40; Лк 24. 18; Ин 19. 25). Свт. Епифаний дополняет это предание сведением, что отцом И. О. и Клеопы был Иаков, прозванный Панфиром (Epiph. Adv. haer. 78. 7. 5). Блж. Феофилакт Болгарский (XI-XII вв.) сообщает, что «братья и сестры Христовы были дети Иосифа, которые родились от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четырех сыновей и двух дочерей, Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Theoph. Bulg. In Matth. 13. 56 // PG. 123. Col. 293). Прп. Иоанн Дамаскин (2-я пол. VII в.- до 754 г.), возможно на основании местных палестинских преданий, полагал, что Иоаким, отец Девы Марии, был сыном Варпанфиира из рода Давидова и приходился свойственником Иакову, отцу И. О. (Ioan. Damasc. De fide orth. IV 14 // PG. 94. Col. 1154). В XIV в. Никифор Каллист со ссылкой на свт. Ипполита Римского пишет в «Церковной истории» о том, что 1-я жена И. О. по имени Саломия приходилась племянницей прав. Захарии, отцу св. Иоанна Крестителя (Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3 // PG. 145. Col. 760).

Особое внимание в трудах христ. писателей уделялось нравственному значению образа И. О. В желании И. О. тайно отпустить Деву Марию (Мф 1. 19) ряд толкователей видели указание на то, что И. О. был человеком кротким и смиренным, не пожелавшим «причинять Деве даже и малейшего огорчения». Он мог предать Ее суду, но не обвинял и не порицал Ее, а поступил выше закона (Ioan. Chrysost. In Matth. IV 4; ср.: Aug. Serm. 51. 6, 9). Евсевий Кесарийский, напротив, считал, что праведность И. О. состояла в трепете перед открывшейся ему тайной чудесного рождения Спасителя и он хотел расстаться с Марией исключительно из чувства своего недостоинства пребывать вблизи совершаемых Богом великих дел (Euseb. Ad Stephan. I 3 // PG. 22. Col. 884-885). В «Гомилиях на Евангелие от Луки» (сохр. в переводе блж. Иеронима) Ориген называет И. О. «смотрителем [управителем] рождества Господня» (dispensatorum ortus Dominici - Orig. Hom. in Luc. 13. 7). Лат. слово dispensator соответствует греч. слову οἰκονόμος, тем самым Ориген определяет место И. О. в Божественном замысле домостроительства спасения. Cмирение, к-рое И. О. выказывал в отношении Того, Кто был вверен его защите и попечению, является, по Оригену, примером отношений родителей и детей (Ibid. 20. 45).

П. Ю. Лебедев

И. О. в христианских и гностических апокрифах

Важное место отведено И. О. в апокрифических «Евангелиях детства» . В «Иакова Протоевангелии» (кон. II в.) отцовство И. О. впервые объясняется в согласии с учением о приснодевстве Пресв. Богородицы: И. О. был вдовцом и имел сыновей от 1-го брака. Когда Деве Марии исполнилось 12 лет и ее было решено выдать замуж (чтобы охранить данный Ею обет девства), ее мужем из числа вдовцов был избран плотник И. О. Господь Сам указал на него в качестве буд. обручника и защитника Богородицы через знамение: из его жезла вылетела голубка и села ему на голову (Protev. Jac. 8-9). Приняв Марию в свой дом, И. О. отправился на плотничьи работы и вернулся, когда Она была уже на 6-м месяце беременности; через явление ангела он уверился в Ее непорочности. Но книжник Анна донес первосвященнику о том, что жена И. О. непраздна, и супруги должны были пройти особое испытание «водой обличения» (Ibid. 13-16). Поиски И. О. повивальной бабки близ Вифлеема описаны от 1-го лица (Ibid. 18-19). Согласно «Фомы евангелию о детстве Спасителя» (Evangelium Thomae de infantia Salvatoris, кон. II в.) (см. в ст. «Евангелия детства»), И. О. изготавливал орала и ярма (Ev. Thom. 13. 1; мч. Иустин Философ то же занятие относит к Самому Христу - Iust. Martyr. Dial. 88). И. О. служит объектом то упреков, то похвал соседей и учителей из-за необычного поведения маленького Иисуса и совершаемых Им чудес (Ev. Thom. 2. 3; 7. 2-4; 14. 1; 15. 3-4), ругает и наказывает Его (Ibid. 2. 3; 5. 1-2). В противоположность этому в лат. «Евангелии о Рождестве Марии и детстве Спасителя», приписываемом евангелисту Матфею (Liber de ortu beatae nativitate sanctae Mariae , кон. IX в.), подчеркивается почтение, оказываемое И. О. Младенцу Христу во время бегства в Египет (гл. 22).

На копт. (BHO, N 532; изд.: Lagarde. 1883; нем. пер.: Morrenz. 1951; доп.: Lefort. 1953) и на араб. (BHO, N 533; критическое изд.: Battista, Bagatti. 1978; рус. пер., выполненный И. Ю. Крачковским в 1919, в наст. время готовится к изданию) языках сохранилась апокрифическая «Книга Иосифа плотника» (Historia Josephi fabri lignarii; полное название - «История успения отца нашего святого старца Иосифа плотника»). Копт. версия дошла целиком на бохайрском диалекте и во фрагментах на саидском, арабская - полностью. Вопрос о языке оригинала (греческом или саидском диалекте коптского) остается открытым. Для датировки памятника нет достаточно четких указаний, исследователи по-разному определяют ее - от IV до VII в. Повествование построено в форме беседы Христа с апостолами на Елеонской горе: Он рассказывает им об И. О. и о его кончине. Согласно «Книге Иосифа плотника», И. О. происходил из Вифлеема, был не только плотником, но и священником (что невозможно, т. к., согласно закону, священниками могли быть потомки только Левия, но не Иуды; ср.: Евр 7. 14). Он женился в возрасте 40 лет, прожил в браке 49 лет и имел 6 детей: 4 сыновей (имена те же, что и в Мф 13. 55 и Мк 6. 3, но вместо Иосии - Иуст) и 2 дочерей - Лисию/Ассию и Лидию. Через год после смерти жены И. О. был по жребию обручен с 13-летней Девой Марией. Два года спустя родился Христос, причем И. О. записал Его во время переписи еще до рождения. В Египте Св. Семейство оставалось в течение года. Пресв. Марию стали называть «матерью Иакова», поскольку Она особенно заботилась об этом сыне И. О., сильно скорбевшем о смерти матери (ср.: Ioan. Chrysost. In Matth. 88 // PG. 58. Col. 777; Theoph. Bulg. In Luc. 24 // PG. 123. Col. 1112). Со временем старшие сыновья И. О. Иуст и Симеон женились, их сестры вышли замуж; с И. О., Марией и Иисусом остались младшие сыновья Иаков и Иуда. И. О. прожил в совершенном здравии 111 лет. Почувствовав приближение смерти, он отправился в Иерусалим и совершил молитву в храме. Центром повествования «Книги Иосифа плотника» является кончина И. О. Автор красочно описывает его предсмертные страхи. Христос принимает его душу и вручает ее ангелам. В уста Христа вложены обоснование неизбежности смерти И. О. и вместе с тем обещание воздаяния почитающим его память, в т. ч. автору «Книги Иосифа плотника» и тому, кто наречет своего сына именем И. О. (в этой речи исследователи видят утверждение культа святого как покровителя конкретного человека). Апокриф заканчивается вопросом апостолов, почему И. О. не был избавлен от смерти, подобно Илии и Еноху, и ответом Спасителя об особой миссии последних вместе со Скилой и с Тавифой во времена антихриста (ср. с 4-й гл. Илии пророка апокалипсиса).

В «Книге Иосифа плотника» имеются параллели как с евангельским повествованием об И. О., так и с текстами др. апокрифов («Протоевангелие Иакова», «Евангелие Фомы»). Г. Кламет (Klameth. 1928) и С. Морренц (Morrenz. 1951. S. 29-34, 111 sqq., 124) предположили, что на формирование памятника оказал влияние также миф о древнеегип. боге Осирисе , однако эта гипотеза была опровергнута П. Дево (Devos. 1952) и Х. Энгбердингом (Engberding. 1953. S. 56-69; см. также: G örg. 2002).

И. О. упоминается в ряде гностических апокрифов из Наг-Хаммади (NHC. II 3. 17, 91; V 4).

С. А. Моисеева

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 1-25; Lagarde P., de. Aegyptiaca. Gött., 1883. P. 1-37; Robinson F. Coptic Apocryphal Gospels. Camb., 1896. (Texts and Studies; 4/2); Michel C., Peeters P. Évangiles apocryphes. P., 19242. Pt. 1. P. 194-245; Morrenz S. Die Geschichte von Joseph dem Zimmermann: Übers., erläutert u. untersucht. B., 1951. (TU; 56) (рец.: Devos P. // AnBoll. 1952. Vol. 70. P. 382-385); Battista A., Bagatti B. Edizione critica del testo arabbo della Historia Iosephi Fabri Lignarii e ricerche sulla sua origine. Jerusalem, 1978.

Лит.: Богословский М. И. Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия // ПС. 1886. Ч. 3. № 10. С. 121-157; Leclerq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Col. 2659-2666; Klameth G. Über die Herkunft der apokryphen «Geschichte Josephs des Zimmermanns» // Angelos. Lpz., 1928. Bd. 3. S. 6-31; Holzmeister U. De Sancto Ioseph quaestiones biblicae. R., 1945; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des christlichen Ostens // Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 56-88; Lefort L. Th. À propos de l"Histoire de Joseph le Charpentier // Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 201-203; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1251-1292; Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione Copta. Cairo, 1966. (SOC. Aeg.; 11); Grelot P. e. a. Joseph (Saint) // DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1289-1323; Plümacher E. Joseph (Mann Marias) // TRE. Bd. 17. S. 245-246; Guelich R. A. Mark 1-8: 26. Dallas (Tex.), 1989. P. 305-311. (WBC; 34а); Nolland J. Luke 1: 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 36-136, 166-174. (WBC; 35a); Luz U. Matthew. 1-7: A Comment. Edinb., 1990. P. 100-155; Aranda Perez G. Joseph the Carpenter // CoptE. Vol. 5. P. 1371-1374; Beasley-Murray G. R. John. Dallas, 1991. P. 308-363. (WBC; 36); Porter S. E. Joseph, Husband of Mary // ABD. Vol. 3. P. 974-975; Brown R. E. The Birth of the Messiah. L., 19932. P. 111-112, 125-127; Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 1993. P. 1-43, 403-409. (WBC; 33a); Bernheim P.-A. James Brother of Jesus. L., 1997; Head P. M. Christology and Synoptic Problem. Camb., 1997; Nagel P. Joseph II (Zimmermann) // RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 749-761; Lienhard J. T. St. Joseph in Early Christianity: Devotion and Theology: A Study and an Anthology of Patristic Texts. Phil., 1999; G ö rg M. Die «Heilige Familie»: Zum mythischen Glaubensgrund eines christlichen Topos // Die Zukunft der Familie und deren Gefährungen / Hrsg. N. Goldschmidt e. a. Münster, 2002. S. 57-65; Уизерингтон Б. Рождение Иисуса // Иисус и Евангелия: Слов. М., 2003. С. 531-544; Хуффман Д. С. Генеалогия // Там же. С. 125-130; Filas F. L. Joseph, st. // NCE. Vol. 7. P. 1034-1037.

Почитание И. О. на христианском Востоке и в России

Почитание И. О. как приемного отца Христа и опекуна Церкви возросло в XV в. в связи со схизмой в католической Церкви и с экклезиологическими трудами католич. теологов. Целестинец Пьер Поке († 1408) составил молитвы и стихотворную похвалу святому (Lieberman. 1964). Кард. Пьеру д"Айи принадлежит авторство 1-го посвященного И. О. богословского трактата - «О 12 привилегиях св. Иосифа» (De duodecim honoribus sancti Joseph). Особую роль в становлении почитания И. О. на Западе сыграл Жан Жерсон , к-рый неоднократно обращался к образу святого в проповедях, в т. ч. произнесенных на заседаниях Констанцского Собора (1414-1418). В лат. эпической поэме «Иосифиана, героическим стихом воспетая» (Josephina sermone heroico decantata) Жерсон поместил образ И. О. в центр христ. сотериологической доктрины, провозгласив его защитником Церкви, раздираемой схизматиками, и образцом истинного христианина. Авторству Жерсона принадлежит также трактат «Размышления о св. Иосифе» (Considérations sur S. Joseph), в котором теолог доказывал необходимость особого почитания И. О. В ряде посланий, а также в проповеди участникам Констанцского Собора Жерсон требовал установить праздник обручения Богоматери и И. О., упоминая о том, что в отдельных местах монашеские ордены самостоятельно вводили поминание И. О. в определенные дни. Так, в Англии память И. О. праздновалась 9 февр., в Милане в общине августинских каноников - 19 марта. На распространение почитания И. О. оказал влияние папа Сикст IV (1471-1484), к-рый одобрил включение памяти святого в миссалы (1472) и бревиарии (1474), а в 1480 г. возвел празднование памяти И. О. в категорию «duplex». С этого времени память И. О. отмечалась также в храмах Рима. С кон. XV в. известно о праздновании обручения И. О. и Марии, которое зафиксировано в локальных редакциях миссала, однако не получило широкого распространения (упразднено в 1961). В 1540 г. была заложена 1-я церковь во имя Иосифа Обручника в Риме (Сан-Джузеппе деи Фаленьями).

В XV в. к образу И. О. часто обращались популярные католич. проповедники Винсент Феррер, Бернардин Сиенский, Бернардин из Фельтре и др. Началось составление агиографических сочинений, посвященных И. О., на народных языках. Так, в основу франц. поэмы Жана Раммессона «Похвала и привилегии господина св. Иосифа» (Dictier des loenges et privileges de monseigneur saint Joseph) положена лат. поэма П. Поке. В кон. XV в. Жития И. О. на фламандском языке были составлены Пьером Дорланом (Gent. Universiteitsbibliotheek. MS 895) и Филиппом ван Мероном (Die historie van den heiligen patriarch Joseph. Gouda, ). В XVI-XVII вв. жизнеописания И. О. выходили на лат., испан. и др. языках. Особо почитала И. О. католич. св. Тереза Авильская , к-рая назвала в честь святого основанный ею в 1562 г. 1-й мон-рь босоногих кармелитов в Авиле (Испания), а затем ряд др. обителей. В 1590 г. И. О. был провозглашен покровителем босоногих кармелитов в Испании. Почитание святого быстро распространилось в Новом Свете: И. О. почитался как покровитель вице-королевства Нов. Испания (Центр. Америка) (с 1555) и Нов. Франции (Канада) (с 1624). В XVI-XVII вв. почитание И. О. получило распространение во Франции, где его поддержали кард. Пьер де Берюль, католич. св. Франциск Сальский, а также иезуиты . Испан. теолог иезуит Франсиско Суарес в соч. «О таинствах жизни Христовой» (De mysteriis vitae Christi, 1592) приводил И. О. как пример наиболее совершенного типа христ. служения, превосходящего даже служение апостолов (Su á rez Fr. Opera omnia / Éd. Ch. Berton. P., 1866. T. 19. P. 125). И. О. объявили покровителем кармелитов во Франции, вернувшихся к строгому соблюдению устава («кармелитов старой обсервации»; франц. Grands-carmes). В 1-й пол. XVII в. появились особые католич. конгрегации, посвященные И. О.: пресвитеров св. И. О. (иозефитов; Рим, ок. 1620), дочерей св. И. О. (Бордо, 1638), госпитальеров св. И. О. (Ла-Флеш, 1643), сестер св. И. О. (Ле-Пюи-ан-Веле, ок. 1650). Во 2-й пол. XVII в. И. О. был провозглашен покровителем ряда стран в составе империи Габсбургов - Богемии (1665), Австрии (1675) и Испанских Нидерландов (1689), а также Мексики (1678), образовалась конгрегация госпитальеров св. И. О. (Монреаль, 1694).

Память И. О. в категории «duplex» была включена в тридентские литургические книги рим. обряда по указанию папы Пия V (в бревиарий (1568) и в миссал (1570)). В 1621 г. папа Григорий XV предписал обязательное празднование памяти И. О. На протяжении XVII-XVIII вв. расширялись и дополнялись посвященные И. О. литургические тексты. Были введены также новые праздники, связанные с почитанием И. О. Так, с 1680 г. известно о праздновании в 3-е воскресенье по Пасхе «покровительства св. Иосифа», первоначально среди босоногих кармелитов (в 1847 праздник включен в литургические книги рим. обряда). В 1726 г. имя И. О. было включено в литанию святых Римского Миссала.

В XVIII в. распространение почитания И. О. замедлилось, однако образ святого занимал видное место в религиозной практике. Преимущественно в Испании и в Италии публиковались труды, посвященные богословскому и экзегетическому осмыслению образа И. О., из к-рых стало широко известно сочинение Дж. А. Патриньяни «Почитатель св. Иосифа» (1-е изд.: Patrignani G. A. Il Divoto di san Giuseppe. Firenze, 1707). В Португалии и Бразилии оформилось почитание 3 Св. Сердец - Иисуса, Марии и И. О.

С 1865 г. в Италии распространялось движение за расширение почитания И. О. (в т. ч. за офиц. признание его покровителем католич. Церкви и за включение его имени в канон мессы). Мн. духовные писатели пропагандировали почитание И. О. и представляли его как прообраз христ. священнослужителя, как идеальный пример для христианина. Публиковались сборники молитв к И. О. и различных текстов о нем, о его роли в Церкви и о пользе его почитания (напр., «Св. Иосиф в писаниях святых и учителей духовной жизни» (S. Joseph d"après les saints et les maîtres de la vie spirituelle, 1863) иезуита М. Буи). В этот период возникли места особого почитания И. О., посвященные ему паломнические центры. Наиболее значительным является Ораторий св. Иосифа Обручника в Монреале, основанный в 1904 г. католич. св. Андре Бесеттом (с 1954 малая базилика). Возросло количество посвященных И. О. конгрегаций, преимущественно женских (одной из первых была Конгрегация сестер св. И. О., основанная в 1808 в Лионе (Франция)). 8 дек. 1870 г. папа Римский Пий IX провозгласил И. О. покровителем католической Церкви (декрет Конгрегации обрядов «Quemadmodum Deus»). Празднование памяти И. О. было включено в высшую категорию «duplex» 1-го класса (объявлен обязательным праздником в Кодексе канонического права 1917 г.- CIC (1917). 1247. 1). Папа Лев XIII в посвященной почитанию И. О. энциклике «Quamquam Pluries» (от 15 авг. 1889) трактовал Церковь как семью И. О., которому следует молиться об избавлении ее от испытаний. Вскоре память И. О. стала обязательной для празднования в Испании, Португалии (1890), а также в Пьемонте, Лигурии, Ломбардии и на Сардинии (1891). Папа Римский Пий XI в публичных выступлениях часто обращался к теме почитания И. О. как хранителя Церкви, в энциклике «Divini Redemptoris» (от 19 марта 1937) в знак его почитания призвал провести «молитвенный поход» против коммунистического атеизма. В 1955 г. папа Римский Пий XII установил 1 мая празднование в честь И. О.- покровителя трудящихся, чтобы противопоставить достоинство христианского труда атеистической пропаганде. В 1961 г. папа Иоанн XXIII провозгласил И. О. покровителем Ватиканского II Собора . В 1962 г. имя И. О. было включено в канон мессы (молитва «Communicantes»). В апостольском обращении «Redemptoris custos» (15 авг. 1989) Римский папа Иоанн Павел II говорил об И. О. как о праведном человеке, труженике и любящем отце семейства. Благодаря высоким моральным качествам И. О. стал хранителем Воплощенного Бога, одновременно помогая Марии в осознании Ее роли как Богоматери. Поэтому И. О. является также хранителем и защитником Вселенской Церкви, к-рая, как и человеческая семья, подвержена бедствиям. В речи перед молитвой «Angelus» 19 марта 2006 г. папа Бенедикт XVI подчеркнул значение образа И. О. как человека, терпеливо и со смирением исполняющего повседневные обязанности, призвав отцов и матерей семейств, служителей Церкви и всех трудящихся следовать его примеру.

В XX в. внимание теологов было сосредоточено на раскрытии значения образа И. О. в свете христ. сотериологии. Это привело к созданию центров по изучению т. н. иосифологии. С 1947 г. в Вальядолиде (Испания) издается ж. «Иосифовские исследования» (Estudios Josefinos), в 1953 г. было основано Испанско-американское об-во иосифологии. С 1953 г. при Оратории св. И. О. в Монреале началась публикация ж. «Статьи по иосифологии» (Cahiers de Joséphologie), в 1962 г. основано Североамериканское об-во иосифологии. В 1970 г. в память 100-летия провозглашения И. О. покровителем католической Церкви в Риме состоялся 1-й Международный симпозиум, посвященный изучению почитания И. О. до XV в. (6-й симпозиум, посвященный почитанию И. О. в XIX в., состоялся в 1995).

Лит.: Seitz J. Die Verehrung des hl. Joseph: In ihrer geschichtlichen Entwicklung bis zum Konzil von Trient. Freiburg i. B., 1908; Leclercq H. Joseph (Saint) // DACL. Vol. 7. Pt. 2. Col. 2656-2666; Diaz de Castro A. El patronato universal de San José. Madrid, 1931; Grosjean P. Notes d"hagiographie celtique: La prétendue origine irlandaise du culte de S. Joseph en Occident // AnBoll. 1954. T. 72. P. 357-362; Le Patronage de St. Joseph: Actes du Congrès d"études tenu à l"Oratoire Saint-Joseph, Montréal, 1-9 août 1955. Montréal; P., 1956; Lieberman M. Pierre Pocquet: «Dictamen de Laudibus Beati Josephi» // Cahiers de Joséphologie. Montréal, 1964. Vol. 12. N 1. P. 5-23; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe // BiblSS. Vol. 6. Col. 1251-1292; Emmen A. Pierre de Jean Olivi, sa doctrine et son influence // Cahiers de Joséphologie. 1966. Vol. 14. N 2. P. 209-270; Filas F. St. Joseph in the Writings of Rupert of Deutz // Ibid. 1971. Vol. 19: Saint Joseph durant les quinze premiers siècles de l"Église. P. 269-279; Garrido Bolaño M. San José en los calendarios y martirologios hasta el siglo XV inclusive // Ibid. P. 600-646; Payan P. Pour retrouver un père...: La promotion du culte de St. Joseph au temps de Gerson // Cahiers de Recherches Médiévales et Humanistes. 1997. Vol. 4: Être père à la fin du Moyen Âge. P. 15-29; idem. Ridicule?: L"image ambiguë de St. Joseph à la fin du Moyen Âge // Médiévales. St.-Denis, 2000. Vol. 19. N 39. P. 96-111; Gauthier R. Bibliographie sur St. Joseph et la Sainte Famille. Montréal, 1999; idem.).

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 310-311) И. О. прославляется в песнопениях Недели по Рождестве Христовом: в отпустительном тропаре 2-го гласа в каноне 4-го гласа с ирмосом: в каноне 8-го гласа с ирмосом: () () в цикле стихир-подобнов и в неск. самогласнах. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 358-361) память И. О. также отмечается 26 дек. вместе с празднованием Собору Пресв. Богородицы и с памятью сщмч. Евфимия, еп. Сардийского; И. О. назначаются неск. стихир и седален. В Неделю по Рождестве Христовом песнопения, в которых прославляется И. О., следующие: тот же отпустительный тропарь, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе, канон 4-го гласа, цикл стихир-подобнов на «Господи, воззвах», по 2 стихиры-подобна на стиховне вечерни и на хвалитех, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 86-87) указания в Неделю по Рождестве Христовом в целом те же, что и в Евергетидском.

В богослужебных книгах Иерусалимского устава память И. О. также отмечается в Неделю по Рождестве Христовом. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. в этот день поются тот же отпустительный тропарь, что и в Типиконах студийской традиции, канон, 2 цикла стихир-подобнов. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. указаны 2 кондака, в которых упоминается И. О.: 3-го гласа и 1-го гласа

В совр. богослужебных книгах в Неделю по Рождестве Христовом содержатся следующие песнопения, в к-рых прославляется И. О.: отпустительный тропарь 2-го гласа Εὐαγγελίζου, ᾿Ιωσήφ̇ (); кондак 3-го гласа Εὐφροσύνης σήμερον̇ (); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Χριστοῦ σε μέλπω δεξιὸν παραστάτην. Ιωσήφ (Христова тебя пою правого помощника) 1-го гласа, ирмос: Χριστὸς γεννᾶται̇ (), нач.: Χριστοῦ θεράπον μακάριε (Христова служителя, блаженне) - только в греч. Минее; канон авторства Космы Маюмского без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎Ασομαί σοι Κύριε̇ (), нач.: ῎Ασομαί σοι Κύριε () (в греч. Минее этот канон посвящен прор. Давиду и Иакову, брату Господню, в нем были переработаны все тропари, в к-рых фигурирует И. О.; вероятно, это объясняется наличием в греч. Минее отдельного канона в честь И. О.); цикл стихир-подобнов; 2 седальна; светилен.

В рукописях сохранились каноны, составленные в честь И. О.: анонимный канон на празднование Собору Пресв. Богородицы и И. О. без акростиха 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ᾿Ερυθραῖον πέλαγος̇ (), нач.: ᾿Αρρήτου φιλανθρωπίας (Несказанного человеколюбия); канон в честь Собора Пресв. Богородицы, прор. Давида, Иакова, брата Господня, и И. О. с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Χριστὸς θεοῖ με τὴν ἐμὴν λαβὼν φύσιν (Христос да обожит меня, мою принимая природу) 4-го гласа, ирмос: ᾿Ανοίξω τὸ στόμα μου̇ (Kaster. Sр. 210-221).

Впервые изображения И. О. появились в IV в. на рельефах саркофагов. У него густые короткие волосы и борода; он может быть представлен в длинном одеянии, стоящим за троном Богоматери («Поклонение волхвов» на т. н. большом латеранском, или «догматическом», саркофаге, Ватикан, IV в.) или в короткой тунике, сидящим напротив Богоматери («Рождество Христово» на резном окладе слоновой кости Евангелия из Миланского собора, 2-я пол. V в.). Определить возраст персонажа на этих рельефах невозможно, однако на мозаиках ц. Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) И. О. изображен средовеком с черными бородой и волосами. Здесь впервые представлен подробный цикл, где И. О. показан в следующих сценах: «Беседа ангела с Иосифом» («Сомнения Иосифа»), «Поклонение волхвов», «Явление Иосифу во сне ангела, повелевшего бежать от Ирода», «Св. Семейство у града Сотина», «Сретение». И. О. одет в короткую белую тунику и красный плащ. В VI в., когда формируется визант. иконография Рождества Христова с лежащей на ложе Богоматерью, И. О., подобно апостолам и пророкам, изображается в традиц. хитоне и гиматии, сидящим, подперев в раздумьях голову рукой (ампула из Монцы, VI в.), пожилым человеком (крышка реликвария, Музеи Ватикана, VI в.). На резной пластине трона архиеп. Максимиана (Архиепископский музей, Равенна) появляется еще одна сцена - «Сон Иосифа», или «Явление во сне ангела Иосифу», связанная с разрешением сомнений прав. старца относительно соблюдения Девой Марией обета чистоты (Мф 1. 18-21). Эта сцена пришла на смену композиции с более ранней иконографией - «Беседа Иосифа с ангелом». Здесь же представлена композиция «Путешествие в Вифлеем» (И. О. придерживает Деву Марию, сидящую на осле), а также апокрифическая сцена «Испытание водой обличения» (И. О. наблюдает, как Дева Мария пьет из чаши). Он может изображаться и подающим Ей чашу (резная пластина VI в. со сценами «Благовещение» и «Испытание водой» - ГЭ).

В средневизант. период в протоевангельских циклах на иконах и фресках присутствует также сцена «Обручение Марии», или «Вручение Марии Иосифу» (эпистилий из мон-ря Ватопед на Афоне, XII в.), иконография к-рой близка к иконографии «Введения Богородицы во храм». Иногда за ней следует композиция «Иосиф ведет Марию в свой дом» (ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах), 1189). В композиции «Сретение» И. О., сопровождающий Богородицу, держит 2 белых горлиц в качестве жертвы храму (один из ранних примеров - миниатюра из Минология Василия II - Vat. gr. 1613, 1-я четв. XI в.). Большие иконографические циклы, посвященные протоевангельским событиям, содержатся в рукописях Гомилий Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162; Paris. gr. 1208) 2-й четв. XII в. («Иосиф слышит призыв глашатаев», «Иосиф оставляет свою работу», «Иосиф присоединяется к толпе», «Чудо с посохом Иосифа», «Вручение Марии Иосифу», «Богородица прощается с Захарией», «Мария и Иосиф, покидающие Иерусалим», «Мария, следующая за Иосифом», «Возвращение Иосифа домой», «Иосиф сообщает Марии о своем уходе», «Возвращение Иосифа в свой дом», «Иосиф, размышляющий о беременности Марии», «Стенания Иосифа», «Иосиф, сомневающийся в Марии», «Оправдание Марии», «Анна удостоверяет беременность Марии», «Взятие под стражу Марии и Иосифа», «Марию и Иосифа ведут в храм», «Анна обвиняет Марию», «Испытание Иосифа водой обличения», «Иосифа выводят из храма», «Прощание Марии с Захарией после признания Ее невиновности»).

В палеологовскую эпоху протоевангельский цикл дополняется сценой «Перепись населения», где также изображен И. О. (мозаика мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321). Редким примером включения И. О. в композицию «Введение Богородицы во храм» является новгородская икона XIV в. (ГРМ), на к-рой И. О. изображен стоящим за прав. Захарией (Смирнова. 1976. С. 210). По мнению Ж. Лафонтен-Дозонь (Lafontaine-Dosogne. 1964. P. 161-162), на эту иконографию могла повлиять сцена «Обручение Марии», поскольку обе композиции имеют сходную схему (ср. с «Обручением Марии» на эпистилии из мон-ря Ватопед).

Одиночное изображение И. О. представлено на иконе «Богоматерь Киккская, с пророками и избранными святыми» (1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Образ И. О. помещен в центре нижнего ряда святых, непосредственно под образом Богоматери на троне. Он представлен фронтально, в левой руке держит развернутый свиток, правая рука молитвенно поднята к груди. Слева от И. О. изображены в молении праведные Иоаким и Анна, справа - прародители Адам и Ева. Надпись под троном Богородицы комментирует эту необычную композицию: «Иоаким и Анна зачали, Адам и Ева были спасены» (Лидов. 1999. С. 66). И. О. в синем хитоне с золотым клавом и в охристом гиматии, волосы и борода седые.

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) И. О. упоминается последним в ряду 12 сыновей Иакова и их потомков (§ 129, № 74): «Праведный Иосиф, сын Иакова, обручник Богородицы, с круглою бородою, старец». В лицевом иконописном подлиннике XVIII в., изданном С. Т. Большаковым, память И. О. указана под 26 дек., в день Собора Пресв. Богородицы, вместе с памятью царя Давида и Иакова, брата Господня. Однако описание его облика приводится не в этой статье, а в тексте, посвященном «Рождеству Христову»: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 60).

Лит.: Ерминия ДФ. С. 80; Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l"enfance de la Vierge dans l"Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964; Смирнова Э. С. Живопись Вел. Новгорода: Сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Kaster G. Joseph von Nazareth // LCI. Bd. 7. Sp. 210-221; Лидов А. М. Византийские иконы Синая. М.; Афины, 1999.

Н. В. Квливидзе

Святой Иосиф Обручник – супруг Девы Марии, земной отец и воспитатель Иисуса Христа; прозван Обручником потому, что был, согласно христианским догматам, лишь обручен с Девой Марией и стал ее супругом де-юре, но не де-факто, храня ее девственность.

Он по прямой линии происходил из рода Давида-царя , но находился в бедности и, проживая в глухом городке Назарете, занимался плотничеством. В первом браке у него было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. 80-летним старцем святой Иосиф был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия.

Давид (ок. 1035 - 965 до н.э.) - второй царь Израиля. Был младшим из восьми сыновей Иессея из Вифлеема (Бет-Лехема) из колена Иуды, правнуком Вооза и моавитянки Руфи. В отрочестве пас овец. Благодаря искусной игре на арфе он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Тайно был помазан пророком Самуилом на царство вместо Саула. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13). Когда Саул пал вместе с сыновьями в битве с филистимлянами, царство перешло в руки Давида.

Царствовал 40 лет (ок. 1005 - 965 до н.э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года - царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме).

Согласно Евангелию от Матфея Иосиф и Мария обручились, но когда наступил момент начала их совместной супружеской жизни, Иосиф обнаружил, что его жена уже беременна: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого » (Матф 1:18). Однако Иосиф не знал, что это «от Духа Святого» и был смущен; будучи, однако, человеком праведным, он решил не предавать это огласке, чтобы не причинять страданий Марии, и «хотел тайно отпустить Ее» (Матф 1:19). В ответ на эти его помыслы к нему во сне явился Ангел Господень (Архангел Гавриил) и возвестил особую святость и мессианское предназначение Младенца, который родится у Марии:

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их » (Матф 1:20-21).


Сон Иосифа

Иосиф поступает в соответствии со словами ангела, смиряет себя, хранит девственность Марии и сам нарекает ее сына так, как было ему открыто: «И не знал ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус » (Матф 1:25).

Святой Иосиф Обручник с младенцем Иисусом (Гвидо Рени, ок. 1635 года)

После рождения Иисуса Иосиф еще дважды получает особые Откровения. Во второй раз ангел, явившийся ему во сне, предупреждает об угрозе для жизни Младенца со стороны царя Ирода и повелевает бежать в Египет (Матф 2:13-14). Иосиф выполняет это повеление и остается в Египте с Марией и Иисусом до смерти Ирода. А затем и в Египте ангел сообщает о том, что опасность миновала и можно возвратиться на родину: «…встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца » (Матф 2:20). Придя в Землю Израилеву, Иосиф узнает, что вместо Ирода царствует его сын Архелай, и из предосторожности удаляется со Святым Семейством в Галилею, поселившись в Назарете (Матф 2:23). В последний раз в евангельском тексте Иосиф появляется в рассказе о паломничестве Святого Семейства на Пасху иудейскую в Иерусалим, когда Иисусу уже исполнилось 12 лет и когда на обратном пути Его потеряли родители.

Иосифу Обручнику посвящен апокриф «История об Иосифе Плотнике», возникший в Египте на рубеже III-IV вв. В нем повествуется о том, как Иосиф совершил паломничество в Иерусалим, чтобы испросить помощи самого архангела Михаила в час своей смерти. При этом Христос пообещал отцу своему земному, что его тело не истлеет до «тысячелетней трапезы», т. е. пришествия Иисуса через тысячу лет и установления на земле Царства Небесного. Согласно апокрифу, Иосиф Обручник умер в возрасте 111 лет и его погребение было совершено ангелами.


Смерть Иосифа

Исследователи предполагают, что святой Иосиф скончался до начала общественного служения Иисуса Христа. По преданию, тело праведного Иосифа погребено в Гефсиманской пещере, где уже покоились к тому времени родители Пресвятой Богородицы.

Тропарь, глас 2:
Благовествуй Иосифе, Давиду чудеса богоотцу: Деву видел еси рождшую, с пастырми славословил еси, с волхвы поклонился еси, ангелом весть прием: моли Христа Бога спасти душы наша.

Кондак, глас 3:
Веселия днесь Давид исполняется божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше радуются, и неизреченно на земли рождшагося воспевают: Щедре, спасай Тебе чтущыя.

ИОСИФ ОБРУЧНИК - со-глас-но хри-сти-ан-ской тра-ди-ции, вдо-вец, избранный Бо-гом для хра-не-ния чис-то-ты Де-вы Ма-рии, бу-ду-щей Бо-го-ро-ди-цы , с ко-то-рым Она бы-ла об-ру-че-на; хри-сти-ан-ский свя-той.

По-сле не-ко-то-ро-го пре-бы-ва-ния Ма-рии в его до-ме, ко-гда об-на-ру-жи-лась Её бе-ремен-ность, Иосиф Обручник ре-шил тай-но от-пус-тить Ма-рию, что-бы ос-во-бо-дить от пре-сле-до-ва-ния за-ко-на, но явив-ший-ся ему ан-гел по-ве-дал, что «ро-див-шее-ся в Ней» есть Сын Бо-жий, Спа-си-тель, и по-ве-лел при-нять Её (Мф. 1:18-25). Со-глас-но ро-до-сло-вию Ии-су-са Хри-ста, Иосиф Обручник был сы-ном Иа-ко-ва, из ро-да ца-ря Да-ви-да (Мф. 1:16). Не-смот-ря на знат-ное про-ис-хо-ж-де-ние, он, по-ви-ди-мо-му, не был бо-гат, так как тру-дил-ся плот-ни-ком (Мф. 13:55). Ка-но-ни-че-ские Еван-ге-лия со-об-ща-ют, что Иосиф Обручник был сви-де-те-лем ро-ж-де-ния Ии-су-са Хри-ста в Виф-лее-ме (Мф. 1:19-25), при-не-се-ния Его в Храм, сре-те-ния пра-вед-ным Си-ме-о-ном Бо-го-при-им-цем и об-ре-за-ния (Лк. 2:25-35), при-сут-ст-во-вал во вре-мя по-кло-не-ния вол-хвов (Мф. 1:1-11). Ко-гда царь Ирод ре-шил по-гу-бить мла-ден-ца Ии-су-са, Иосиф Обручник по на-став-ле-нию ан-ге-ла вме-сте с Де-вой Ма-ри-ей и мла-ден-цем Ии-су-сом бе-жа-ли в Еги-пет (Мф. 2:13). По-сле смер-ти Иро-да они хо-те-ли вер-нуть-ся в Виф-ле-ем, но, по-лу-чив от-кро-ве-ние от Бо-га, уш-ли в Га-ли-лею и по-се-ли-лись в На-за-ре-те. По-след-ний раз в еван-гель-ской ис-то-рии Иосиф Обручник упо-ми-на-ет-ся в рас-ска-зе о па-лом-ни-че-ст-ве Свя-то-го се-мей-ст-ва в Ие-ру-са-лим на Пас-ху и о 12-лет-нем от-ро-ке Ии-су-се в Ие-ру-са-лим-ском хра-ме (Лк. 2:41-51). По мне-нию мно-гих тол-ко-ва-те-лей, Иосиф Обручник умер ещё до вы-сту-п-ле-ния Хри-ста на об-ще-ст-вен-ную про-по-ведь, так как он не был на бра-ке в Ка-не (Ин. 2:1-10) и не упо-ми-на-ет-ся в рас-ска-зе о рас-пя-тии Хри-ста.

Со-глас-но рас-про-ст-ра-нён-ной цер-ков-ной тра-ди-ции, у Иосифа Обручника бы-ли сы-но-вья от пер-во-го бра-ка: Иа-ков, Ио-сий (в апок-ри-фах и агио-гра-фической литературе ва-ри-ан-ты име-ни - Ио-сия, Ио-сиф, Иуст), Си-мон и Иу-да (ср.: Мф. 13:55; Мк. 6:3) и 2 до-че-ри. Сна-ча-ла сы-но-вья Иосифа Обручника не ве-ри-ли в мес-си-ан-ст-во Ии-су-са Хри-ста (Мк. 3:21), но по-сле Его вос-кре-се-ния уве-ро-ва-ли и пре-бы-ва-ли с апо-сто-ла-ми. Иа-ков не-ко-то-рое вре-мя ру-ко-во-дил ие-ру-са-лим-ской об-щи-ной хри-сти-ан (ср.: Де-ян. 12:17, 15:13; Euseb. Hist. Eccl. I 12.4; II 1. 2-5, 23.1). Со-глас-но цер-ков-но-му пре-да-нию, Иа-ков и Иу-да яв-ля-ют-ся ав-то-ра-ми над-пи-сан-ных их име-на-ми по-сла-ний, во-шед-ших в ка-нон Но-во-го За-ве-та . По-ми-мо имён брать-ев в апо-кри-фах упо-ми-на-ют-ся име-на до-че-рей Иосифа Обручника: Ли-сия и Ли-дия («Ис-то-рия Ио-си-фа-плот-ни-ка», 2) ли-бо Ас-сия и Ли-дия (со-глас-но из-да-нию Ти-шен-дор-фа - Evan-gelia apocrypha / Hrsg. von C. Tis-chen-dorf. 2. Aufl. Lpz., 1876. Repr.: Hil-de-sheim, 1987. S. 122f.). Епи-фа-ний Кипр-ский при-во-дит другие име-на: Ма-рия или Ан-на и Са-ло-мея (Ancor. 60; Panarion 78.8).

Не-ко-то-рые под-роб-но-сти жиз-ни Иосифа Обручника упо-ми-на-ют-ся в ря-де ран-не-хри-сти-ан-ских апок-ри-фов: «Ис-то-рия Ио-си-фа-плот-ни-ка», «Про-то-еван-ге-лие Иа-ко-ва» и др. В «Про-то-еван-ге-лии Иако-ва» опи-сы-ва-ет-ся об-ряд из-бра-ния Иосифа Обручника опе-ку-ном Де-вы Ма-рии. Ко-гда Ма-рии ис-пол-ни-лось 12 лет, свя-щен-ни-ки в хра-ме Бо-жи-ем, где Она на-хо-ди-лась с 3-лет-не-го воз-рас-та, ста-ли со-ве-то-вать-ся, как убе-речь Её, дав-шую обет дев-ст-ва. Пред-став-ший пе-ред пер-во-свя-щен-ни-ком ан-гел по-ве-лел ему со-звать вдов-цов, и, ко-му Гос-подь явит зна-ме-ние, то-му Ма-рия ста-нет же-ной (со-хра-няя дев-ст-вен-ность). Сре-ди при-шед-ших вдов-цов был и Иосиф Обручник. Пер-во-свя-щен-ник со-брал у при-шед-ших по-со-хи, во-шёл в свя-тая свя-тых и мо-лил-ся; за-тем вру-чил ка-ж-до-му его по-сох. Ко-гда по-сох взял Иосиф Обручник, из по-со-ха вы-ле-те-ла го-луб-ка (по другим ска-за-ни-ям - по-сох рас-цвёл). «Ты из-бран, что-бы при-нять к се-бе и блю-сти де-ву Гос-по-да», - ска-зал пер-во-свя-щен-ник. «У ме-ня уже есть сы-но-вья, и я стар», - воз-ра-жал Ио-сиф. Но, ис-пу-гав-шись на-ка-за-ния Бо-га за ос-лу-ша-ние, он взял Ма-рию в свой дом («Про-тое-ван-ге-лие Иа-ко-ва», 8-9).

Дни па-мя-ти: в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 1-е вос-кре-се-нье по Ро-ж-де-ст-ве Хри-сто-вом, в Рим-ско-ка-то-ли-че-ской - 19 мар-та и 1 мая. В 1870 году па-па Рим-ский Пий IX про-воз-гла-сил Иосифа Обручника не-бес-ным по-кро-ви-те-лем ка-то-лич. церк-ви.

Ико-но-гра-фия

В Западной Ев-ро-пе на-ря-ду с Еван-ге-ли-ем от Мат-фея ис-точ-ни-ком для ико-но-гра-фии Иосифа Обручника по-слу-жи-ли «Про-то-еван-ге-лие Иа-ко-ва», а также «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. Сце-ны «Ис-пы-та-ние во-дой об-ли-че-ния» и «Вы-бор Ио-си-фа об-руч-ни-ком Ма-рии» вклю-ча-ли в Ма-рио-ло-ги-че-ские цик-лы (рос-пи-си Джот-то в Ка-пел-ле дель-Аре-на в Па-дуе, 1303-1306 годы), а «При-ше-ст-вие в Град Со-тин» - в Хри-сто-ло-ги-че-ские. Од-ним из важ-ней-ших сю-же-тов в ис-то-рии Иосифа Обручника яв-ля-ет-ся «Об-ру-че-ние Ма-рии» (ал-та-ри Ра-фа-эля, 1504 год, га-ле-рея Бре-ра, Ми-лан; Рос-со Фьо-рен-ти-но, 1523 год, церковь Сан-Ло-рен-цо, Фло-рен-ция). Как в западноев-ропейской, так и в ви-зан-тий-ской и древнерусской жи-во-пи-си Иосиф Обручник изо-бра-жал-ся в сю-же-тах Ро-ж-де-ст-во Хри-сто-во, «По-кло-не-ние вол-хвов», «Сре-те-ние», «Об-ре-за-ние», «Бег-ст-во в Еги-пет», «Свя-тое се-мей-ст-во» («Тон-до До-ни» Ми-ке-ланд-же-ло, 1504-1505 годы, га-ле-рея Уф-фи-ци, Фло-рен-ция). Ино-гда его фи-гу-ра при-сут-ст-ву-ет в сце-не «Бла-го-ве-ще-ние». В чис-ле пред-ков Хри-ста он из-об-ра-жал-ся в ком-по-зи-ции «Дре-во Иес-сее-во», рас-про-стра-нён-ной в рос-пи-сях сербских и русских хра-мов с XIII-XIV веков (в западной ико-но-гра-фии это-го сю-же-та он встре-ча-ет-ся ред-ко). В жи-во-пи-си ин-тер-на-цио-наль-ной го-ти-ки Иосиф Обручник стал оли-це-тво-ре-ни-ем бед-но-сти, а его изо-бра-же-ния - сре-до-то-чи-ем жан-ро-вых черт: его пред-став-ля-ли за-ни-маю-щим-ся плот-ничь-им ре-мес-лом («Свя-тое се-мей-ст-во с ан-ге-ла-ми», около 1410 года, Государственные му-зеи, Бер-лин), по-ме-ши-ваю-щим суп («По-кло-не-ние вол-хвов», около 1420 года, Му-зей зем-ли Гес-сен, Дарм-штадт) или пря-чу-щим да-ры вол-хвов («По-кло-не-ние вол-хвов» мас-те-ра Фран-ке, 1424, Кун-ст-хал-ле, Гам-бург). В «Ал-та-ре Ме-ро-де» (Р. Кам-пен, ок. 1427, Мет-ро-по-ли-тен-му-зей, Нью-Йорк) Ио-сиф-плот-ник мас-те-рит мы-ше-лов-ку дья-во-лу. Са-мо-сто-ятельные изо-бра-же-ния Иосифа Обручника при-об-ре-ли по-пу-ляр-ность в Западной Ев-ро-пе с конца XVI века, ко-гда его культ рас-про-стра-нил-ся бла-го-да-ря святой Те-ре-зе Авиль-ской и ие-зуи-там . Его пред-став-ля-ли с рас-цвет-шим жез-лом и мла-ден-цем Ии-су-сом на ру-ках (ал-тарь Эль Гре-ко в Ка-пел-ле Сан-Хо-се, То-ле-до, 1597-1599 годы), ино-гда - обу-чаю-щим от-ро-ка Ии-су-са («Ио-сиф-плот-ник» Ж. де Ла-ту-ра, 1642 год, Лувр, Па-риж).

Иллюстрация:

«Свя-тое се-мей-ст-во с ан-ге-ла-ми». Кар-ти-на не-из-ве-ст-но-го ху-дож-ни-ка. Ок. 1410. Го-су-дар-ст-вен-ные му-зеи (Бер-лин). Архив БРЭ.