Святые равноапостольные цари константин и елена. Святой: Елена Равноапостольная.

Елена Равноапостольная
греч. ?????

Равноапостольные Константин и Елена.
Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург
Рождение:

ок. 250 года
Вифиния

Смерть:

ок. 330 года

Почитается:

рядом христианских церквей

В лике:

равноапостольных

Покровительница:

изготовителей игл и гвоздей, шахтёров, красильщиков

И сегодня, когда Мария на небесах, естественно, что Церковь прославляет ее. Если мы посмотрим на лица президентов в скале и намотаем статуи генералов, неизвестного солдата или спортсменов, почему бы не дать крупнейшему цветущему букету тот, который был выше всех матерей мира из-за Богоматери? И если мы просим друг друга за ходатайство в молитве, почему мы не можем просить об этом? Благодаря этому мы поклоняемся благодати Божьей. Мария - прекрасный плод искупления, символ нашего спасения. Это обещание, что Церковь призвана быть и, несомненно, будет благодати Божьей и только благодаря ей.

Атрибуты:
Труды:

распространение христианства, раскопки евангельских мест в Иерусалиме

Флавия Юлия Елена Августа (лат. Flavia Iulia Helena , ок. 250-330 гг.) - мать римского императора Константина I. Прославилась своей деятельностью по распространению христианства и проведёнными ею раскопками в Иерусалиме, в ходе которых, по утверждениям христианских хронистов, были обретены Гроб Господень, Животворящий Крест и другие реликвии Страстей.

Мэри - это комфорт и надежда путешествующих путешественников нескольким паломникам. Она путешествует вместе со всем следующим Христом, не стоящим между нами и Иисусом. Она мать, сидящая у апостолов, которые ждут Параклету. Мы также должны ждать его. И она - женщина, уникальный признак материнства Бога - материнского лица Бога, которое так часто отражается в Писании. Мы инстинктивно обращаемся к ней, когда нам приходится стоять после креста или страдать от чего-то, что никто не может понять, или сидеть и беспокоиться о том, что наше величайшее сокровище, истинное или просто воображаемое, утрачено.

Елена почитается рядом христианских церквей как святая в лике равноапостольных (Святая Равноапостольная царица Елена, Елена Константинопольская ).

Жизнеописание

Точный год рождения Елены неизвестен. Родилась она в маленьком посёлке Дрепана (лат. Drepanum ) в Вифинии (недалеко от Константинополя в Малой Азии), как о том сообщает Прокопий. Позже её сын, император Константин Великий, в честь матери «прежнее селение Дрепану сделал городом и назвал Еленополисом ». Сегодня это поселение отождествляется с турецким городом Херсек, окрестности Алтиновы, провинция Ялова.

И хотя некоторые из наших единоверцев справедливо утверждают, что только Иисус является истинным спасением. Было бы позором и настоящей потерей потерять этот многовековой аспект христианской традиции. Поэтому неизбежно, что в ходе наших предков наша преданность Марии будет углубляться и расширяться. И само собой разумеется, что наше желание поклоняться ей роскошно через любые стены и барьеры мышления разных людей. И здесь нет никакого преступления против Иисуса - он был Богом, а Мария - Матерь Божий, Сын Божий.

Один из примеров углубления богословия Марии по-прежнему встречается в Евангелии от Иоанна Апостола и евангелиста. Автор здесь никогда не использует имя «Мэри». Он говорит о Мэри всюду, подчеркивая ее женственность. «Мать» является титульным титулом только для женщины, которая может родить ребенка. Иоанн называет ее «женщиной», и поэтому проповедники долгое время пытались найти ответы, потому что ответ Иисуса на Марию во время свадьбы в Каннах, когда она сказала о конечном вине. Тогда Иисус ответил: «Женщина, какая работа для вас и для меня».

Как полагают современные историки, Елена помогала своему отцу на конной станции, разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки и перекладки лошадей, или просто работала служанкой в трактире. Там она, видимо, и познакомилась с Констанцием Хлором, при Максимиане Геркулии ставшем правителем (цезарем) Запада. В начале 270-х годов она стала его женой, либо конкубиной, то есть неофициальной постоянной сожительницей.

Но Иисус не был ни грубым, ни нечистым. С этим словом Иоанн напоминает Евангелие и смотрит на крест. Бог говорит змею в Книге генов: «Я причиню вражду между вами и женщиной, между вашим потомком и потомками ее; он разрушит вас над вашей головой, и вы будете плакать от его пятки». Поэтому Мария - женщина нашей веры, а Иисус - ее потомство. Иисус потер голову кузнечика, который ранил его до смерти. Мы также, братья и сестры Иисуса, мы являемся потомками этой женщины, и благодать Христа разрушит жизнь нашей жизни, хотя мы также будем ранены, и нам придется нести кресты.

Когда Константин принял христианство (после победы у Мульвийского моста в 312 году), Елена, следуя его примеру, тоже обратилась в христианство, хотя к тому времени ей было уже за шестьдесят. Об этом сохранилось свидетельство современника, Евсевия Кесарийского. Первые монеты с изображением Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318-319 гг. в Фессалониках. В этот период Елена вероятно проживала при императорском дворе в Риме или Трире, но упоминаний в исторических хрониках об этом нет. В Риме ей принадлежало обширное поместье рядом с Латераном. В одном из помещений её дворца была устроена христианская церковь - Еленинская базилика (Liber Pontificalis приписывает её постройку Константину, но историки не исключают того, что идея перестройки дворца принадлежала самой Елене).

Поскольку этот час еще не наступил, Мэри пришлось подождать, пока она не сможет полон молитвы. Может показаться, что Джон холодно напоминает нам, что никто, даже присутствие Богоматери, не дает никакой власти. Реальная сила вытекает из смерти и воскресения Иисуса. Но он не очень ценит эту Мэри. Теперь мы можем понять, почему Джон резко использует слово «женщина» во второй раз. Когда этот час, наконец, пришел, Иисус мог сказать: «Женщина, вот, твой сын». Теперь она может быть женщиной из Бытия, потому что ее потомство уничтожило дьявола, и теперь она может молиться в благодати своего Сына.

В 324 году Елена была провозглашена своим сыном августой : «венчал он царским венцом богомудрую мать свою, Елену, и позволил ей, как царице, чеканить свою монету ». Евсевий отметил, что Константин доверил Елене распоряжаться царской казной по её усмотрению. О большом уважении императора к матери есть также свидетельство со стороны нехристианского историка. Аврелий Виктор передаёт историю, как Константин убил свою жену Фаусту из-за упреков Елены в её адрес.

Теперь она, новая Ева и символ Церкви Матери, страдает от рождения новых христиан. Действительно, Церковь родилась, и Мария была ее матерью. Иоанн Евангелист снова использует слово «женщина» в главе 12 Откровения, где написано: И на небесах появился великий знак: женщина, одетая на солнце, под ноги ее луна и венец из двенадцати звезд на голове. Она была беременна и сердита, страдала от ударов и родов. И она родила сына, мальчика, который должен кормить всех людей железным прутом. Ребенок был взят к Богу на своем троне.

И женщина бежала в пустыню, где приготовил для нее штаб Божий. Эта женщина сначала символизирует Церковь, тело Христа, которое все еще страдает от нападения дракона, даже после Большого Часа Иисуса. Но Иисус прекрасно защищает и спасает «женщину», мать Церкви и его людей.

В 326 году Елена (уже в очень преклонном возрасте, хотя и в добром здравии) предприняла паломническое путешествие в Иерусалим: «эта старица необыкновенного ума с быстротой юноши поспешила на восток ». О её благочестивой деятельности во время путешествия подробно рассказал Евсевий, и отголоски его сохранились в раввинском антиевангельском сочинении V века «Тольдот Иешу», в котором Елену (мать Константина) назвали правительницей Иерусалима и приписали роль Понтия Пилата.

Второй смысл «женщины» - это Мария, мать Церкви. Поскольку Мария определила ее Сына с ее верой, она успокоилась. Мир и спокойствие не означают отсутствие боли - мы называем это Больной Матерью должным образом, но соблюдается порядок, согласно которому все направлено на Бога, даже с креста. Но даже в этой «слезной тени» есть прекрасная жизнь - часть вечности. Мы никогда не можем забыть, что тот, кто пел: «Моя душа радуется Богу как его спасителю», также пела вместе с нами на церковных скамьях и Пасхе Аулеа.

Ее дух живет на каждой улыбке ее молодой матери, когда она показывает своего ребенка своим близким и каждому родителю, когда она гордится своим подростковым образованием. Она свободная женщина, свободная от эгоизма и ограниченности, от всего, что в ее жизни храбро и глубоко, свободно любя и свободно освобождая. Это тот, кто знает, что жизнь, независимо от шрамов, хороша, потому что Бог с нами. Иисус есть Бог, но и настоящий человек.

Скончалась Елена на 80-м году жизни - по разным предположениям, в 328, 329 или 330 году. Место её смерти точно неизвестно, называется Трир , где у неё был дворец , или даже Палестина. Версия о кончине Елены в Палестине не подтверждается сообщением Евсевия Памфила, что она «окончила свою жизнь в присутствии, в глазах и в объятиях столь великого, служившего ей сына ».

Мария - другой человек рядом с нашей Церковью, но очень особенный человек. Поклонение Святейшему Таинству - каждый четверг, весь день. Пятничные часы исполняются каждую пятницу в 30 часов. Для всех мертвых.

Ее дух живет на каждой улыбке ее молодой матери, когда она показывает своего ребенка своим близким и каждому родителю, когда она гордится своим подростковым образованием. Она свободная женщина, свободная от эгоизма и ограниченности, от всего, что в ее жизни храбро и глубоко, свободно любя и свободно освобождая. Это тот, кто знает, что жизнь, независимо от шрамов, хороша, потому что Бог с нами. Иисус есть Бог, но и настоящий человек.

Раскопки Елены в Иерусалиме

В возрасте около 80-ти лет Елена предприняла путешествие в Иерусалим. Сократ Схоластик пишет, что это она сделала после того, как получила указание во сне. То же сообщает и «Хронография Феофана»: «имела видение, в котором ей повелевалось отправиться в Иерусалим и вывести на свет божественный места, закрытые нечестивыми ». Получив поддержку в этом начинании от своего сына, Елена отправилась в паломничество:

В поисках реликвий Страстей Христовых Елена предприняла раскопки на Голгофе, где, раскопав пещеру, в которой, согласно преданию, был погребён Иисус Христос, обрела Животворящий Крест, четыре гвоздя и титло INRI. Также с паломничеством Елены в Иерусалим предание IX века, не основанное на исторических хрониках, связывает происхождение святой лестницы. Обретение ею Креста положило начало празднеству Воздвижения Креста. Помощь в раскопках Елене оказали иерусалимский епископ Макарий I и упоминаемый в апокрифах местный житель Иуда Кириак.

Эта история описана многими христианскими авторами того времени: Амвросием Медиоланским (ок. 340-397 гг.), Руфином (345-410 гг.), Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Феодоритом Кирским (386-457 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.), Созоменом (ок. 400-450 гг.) и другими.

Путешествие и благотворительность Елены во время паломничества описаны в «Жизни блаженного василевса Константина » Евсевием Кесарийским, написанным после смерти Константина для прославления императора и его семьи:

Наиболее ранние историки (Сократ Схоластик, Евсевий Памфил) сообщают, что за время пребывания на Святой земле Еленой были основаны три храма на местах евангельских событий :

  • на Голгофе - Храм Гроба Господня;
  • в Вифлееме - базилика Рождества Христова;
  • на Елеонской горе - церковь над местом Вознесения Христа;

Житие святой Елены, написанное позднее, в VII веке, содержит более обширный список построек, в который, помимо уже перечисленных, входят:

Согласно Сократу Схоластику, императрица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну поместила в серебряное хранилище и оставила в Иерусалиме «как памятник для последующих историков », а вторую отправила своему сыну Константину, который поместил её в свою статую, установленную на колонне в центре Константиновой площади. Сыну Елена также направила два гвоздя от Креста (один был помещён в диадему, а второй - в уздечку). На обратном пути из Иерусалима Елена основала ряд монастырей (например, Ставровуни на Кипре), где оставляла частицы найденных ею реликвий.

Датировка деятельности Елены

Историки продолжают спорить, в каком году Елена осуществляла свою деятельность в Палестине. Наиболее распространённой является дата, приводимая у Сократа Схоластика, - 326 год. Сократ не называет года, в который произошло обретение креста, но в его «Церковной истории» рассказ о событии идёт сразу после упоминания празднования 20-летия правления Константина (25 июля 326 года). Востоковед Иосиф Ассемани (директор Ватиканской библиотеки) в XVIII веке полагал, что Крест был найден Еленой 3 мая 326 года (по юлианскому календарю).

Русский богослов профессор М. Н. Скабалланович, основываясь на александрийской хронике VI века, относит обретение Креста к 320 году. При этом он категорически не согласен с датировкой этого события 326 годом, так как, по его мнению, Елена умерла в год проведения Никейского собора, то есть в 325 году.

Святая Елена в британском фольклоре

Гальфрид Монмутский (XII век) в своей «Истории бриттов» называет Елену дочерью Коеля, легендарного короля бриттов. Согласно его рассказу, император Констанций во время похода на Британию принял предложение короля Коеля о мире при условии уплаты им обычной дани, а после его смерти:

Из дальнейшего рассказа следует, что Елена находилась при Константине в Британии до того момента, когда он начал поход на Рим на Максенция. В походе «при нём находились три дяди Елены, а именно Иоелин, Трагерн, а также Марий, которых он возвел в сенаторское достоинство ». С этого момента Гальфрид Монмутский больше не упоминает Елену в своём сочинении.

Данная легенда, вероятно, возникла под влиянием сочинений Евсевия, которые Гальфрид использовал при написании своего труда. Евсевий сообщает о походе Констанция в Британию, о его смерти во дворце в Эбораке (Йорк), куда незадолго до этого прибыл его сын Константин.

Память о святой Елене

Церковное почитание

За свою деятельность по распространению христианства Елена канонизирована в лике равноапостольной - чести, которой удостоились ещё только 5 женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

На Востоке почитание Елены как святой возникло вскоре после её смерти, в начале IX века её культ распространился и в Западной церкви. Память святой Елены совершается:

В память о раскопках Елены в Иерусалиме и обретении ею Креста Господня в Храме Гроба Господня в её честь назван особый придел, который сегодня принадлежит Армянской апостольской церкви. В алтаре этого придела имеется окно, отмечающее место, с которого Елена, согласно преданию, наблюдала за ходом раскопок и бросала для поощрения работавших деньги. Из придела святой Елены ведет лестница вниз, в придел обретения Креста.

Выражение «новая Елена » стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого.

История мощей

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим, о чём сообщает Евсевий Памфил:

В Риме Елена, согласно историческим данным, была похоронена в мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Из церкви святых Маркеллина и Петра в IX веке мощи Елены были вывезены в аббатство в местечке Овийе (fr:Hautvillers) в Шампани в окрестностях Реймса (Франция). В нём они находились до 1871 года, а в период Парижской коммуны были перенесены в Париж, где хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (fr:Saint-Leu-Saint-Gilles).

Оставшиеся в мавзолее мощи Елены в период папства Иннокентия II (1130-1143 годы) были перенесены из церкви Маркеллина и Петра в церковь Санта-Мария-ин-Арачели на Капитолийском холме. Саркофаг Елены был использован для погребения папы Анастасия IV (1153-1154 годы), для чего его переместили из мавзолея в Латеранскую базилику. (Монреаль, Канада)

  • гора Сент-Хелина (вершина в горах Майакмас, США)
  • вулкан Сент-Хеленс (активный стратовулкан, штат Вашингтон, США)
  • озеро Святой Елены (штат Мичиган, США)
  • Также её имя стало названием ряда городов (см. Святая Елена (значения)).

    В культуре

    Живопись и скульптура

    Наиболее ранние изображения Елены датируются первой четвертью IV века. К ним относятся её оплечные изображения в профиль на монетах, где Елена имеет крупный с горбинкой нос, большие глаза и изображена в серьгах и в ожерелье. В Капитолийских музея Рима находится скульптура IV века, которую некоторые исследователи считают портретом Елены. Скульптор изобразил её в облике молодой женщины (хотя к моменту создания её первых портретов Елене было более 70 лет), сидящей на стуле с диадемой на голове. В копенгагенской глиптотеке хранится голова скульптуры IV века, которую считают скульптурным портретом Елены (I.N 1938). Христианская иконография Елены складывается в византийском искусстве к концу IX века. Её изображают в императорских одеждах с короной на голове.

    В живописи наиболее часто встречаются изображения святой Елены в момент обретения ею Креста Господня или в момент его Воздвижения. Также часто встречаются её изображения вместе с сыном Константином, также почитаемом в лике равноапостольных. Более редкими являются отдельные изображения Елены.

    Литература
    • Ивлин Во, «Елена », новелла, 1950 год;
    • Мэрион Зиммер Брэдли, «Жрица Авалона » (en:Priestess of Avalon), историческое фэнтези, 2000 год.

    См. также

    • Животворящий Крест - о раскопках императрицы Елены в Иерусалиме
    • Иуда Кириак - упоминаемый в апокрифах житель Иерусалима, оказавший Елене помощь при раскопках

    Примечания

    Литература

    • Курэ, Альфонс Посещение Палестины Св. Равноапостольною царицею Еленою // Палестина под властью христианских императоров. (326-636 гг.) . - С. Петербург: Издание редакции «Русского паломника», 1894.
    • Helena, First Christian Archaeologist // Christian History Institute. Glimpses. Issue #73 . (англ.)
    • Jan Willem Drijvers Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross . - Leiden: Brill, 1992. (англ.) . Проверено 28 ноября 2008. Царица Елена († 327 год) Просветительница Грузии Нина († 335 год) Княгиня Ольга († 969 год)

    Среди обширного пантеона христианских святых одними из наиболее почитаемых являются равноапостольные Константин и Елена. Их роль в распространении истинной веры неоценима. Именно поэтому они удостоились столь великой чести быть поставленными в один ряд с апостолами - ближайшими учениками и последователями Христа.

    Служанка, породившая императора

    Полное имя царицы Елены - Флавия Юлия Елена Августа. Известно, что родилась она в середине III века в городе Дрепан, в Малой Азии, но точная дата её появления на свет не установлена. Детство будущей царицы прошло весьма скромно - она прислуживала на принадлежавшей отцу конной станции. Там, среди прочих путешественников, ей встретился её будущий муж Констанций Хлор, ставший впоследствии

    Плодом их любви стал сын, появившийся на свет 27 февраля 272 года и получивший при рождении довольно пространное имя - Флавий Валерий Аврелий Константин. В мировую историю этот ребёнок вошёл как Великий, повелением которого христианство стало официальной религией Римского государства.

    Императорский венец, принесший Риму свободу вероисповедания

    Когда сыну едва исполнилось пятнадцать лет, семейная жизнь Елены расстроилась. Констанций оказался довольно ветреным супругом и разошёлся с ней, отдав предпочтение молодой падчерице правившего в то время императора Максимиана. Однако, как это нередко случается, будучи плохим мужем, он оказался хорошим отцом и, взойдя на римский престол, обеспечил будущее своего сына, сделав его правителем значительной части страны. Его резиденцией стал город Тревир (современный немецкий город Трир), и Елена Равноапостольная переехала жить поближе к сыну.

    В 306 году произошло важное событие - умер император, и Константин стал его преемником, провозглашённым многотысячной римской армией. Известно, что одним из его первых деяний было установление в Риме и подвластных ему странах свободы вероисповедания и прекращения всех преследований на религиозной почве. Благодаря этому после трёхвековых гонений христианство, наконец, вышло из катакомб.

    Звёздный час Елены

    Исторические материалы свидетельствуют о том, что Елена Равноапостольная на протяжении всей своей жизни относилась с большим уважением к тем, кто, несмотря на смертельную опасность, исповедовал Христа, но сама приняла крещение, когда ей было уже за шестьдесят. К этому времени она была провозглашена «августой», то есть царствующей особой, и поселилась в обширном римском поместье расположенном рядом с Латеранским дворцом, ставшим впоследствии резиденцией римских пап.

    Уже на закате своих дней святая Елена Равноапостольная совершила главное дело своей жизни - паломническую поездку в Иерусалим, где предприняла раскопки непосредственно на самой Голгофе. Её цель была, по возможности, отыскать материальные свидетельства событий, происшедших там три века назад.

    Ответ на вопрос, что подтолкнуло женщину в столь почтенном возрасте отправиться на поиски Креста Господня и прочих святынь, повествует Священное предание. В нём рассказывается о том, как в ночном видении услышала святая Елена голос, повелевший ей отправиться в Иерусалим, и там, очистив от земли место распятия и погребения Иисуса Христа, явить миру, обретённые на нём бесценные сокровища. Утром следующего дня святые Константин и Елена долго молились, чтобы Господь ниспослал Свою Благодать для исполнения столь важной миссии.

    Нелёгкая задача

    Как повествует легенда, в столице древней Иудеи благочестивую царицу ожидали большие трудности. Дело в том, что в течение столь продолжительного времени место казни и последующего воскресения Христа было скрыто под толстым слоем земли и мусора, намеренно свозимых туда нечестивцами, и найти его было невозможно. Наконец, после долгих расспросов местных жителей, от одного старого еврея удалось узнать точное расположение Голгофы. После этого святая Елена равноапостольная приказала начать раскопки.

    Когда верхние слои земли были удалены, и обнажилась вершина горы, перед глазами присутствовавших предстал не один крест, а три, ведь в день казни, как известно, вместе с Христом были распяты и два разбойника. Предстояла нелёгкая задача - определить, на каком же из них принял страдания Иисус.

    Проверка святыни на истинность

    То, что последовало далее, стало ещё одним подтверждением мудрости, которой обладала царица Елена. Когда все в полном недоумении ожидали её решения, с местом раскопок поравнялась траурная процессия, впереди которой несли гроб с телом умершей женщины. Зная, что только один из трёх крестов обладает Божественной силой, Елена обратилась с просьбой к родным почившей остановиться и приказала слугам поочерёдно коснуться мёртвого тела каждым из трёх крестов. Как только очередь дошла до того, который являлся истинной святыней, и на него была возложена рука покойной, та сразу воскресла, чем вызвала всеобщую радость и ликование.

    Обретение Гроба Господня

    Кроме животворящего Креста Господня, святая Елена Равноапостольная, как свидетельствует предание, обрела четыре гвоздя, которыми было прибито тело Спасителя и ту самую дощечку - титло, на котором собственноручно начертал «Иисус Назарянин Царь Иудейский». Была ею обнаружена и пещера, в которую положили снятое с креста тело Иисуса. Именно благодаря трудам святой Елены христиане всего мира могут сегодня воочию наблюдать, как в окне кувуклии, возведённой над Гробом Господним появляется свет нисшедшего по случаю Пасхи Благодатного огня.

    В память этого величайшего события был установлен праздник, получивший название «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Каждый год 27 сентября православная церковь отмечает годовщину того дня, когда в 326 году царица Елена Равноапостольная открыла миру величайшие святыни христианства.


    Завершение великой миссии

    Обретя Животворящий Крест, императрица повелела разделить его на две равные части, одну из которых, помещённую в серебряную раку, она оставила в Иерусалиме местному епископу Макарию I, оказавшему ей существенную помощь во время раскопок. Другую же часть Креста, а вместе с ней и гвозди, отправила в Рим своему сыну. Там этот фрагмент Креста был вмонтирован в скульптуру императора Константина, установленную на одной из площадей столицы.

    Закончив свою миссию, святая равноапостольная царица Елена вернулась в Рим, основав по пути несколько, существующих и поныне, монастырей. Наиболее известным из них является Ставровуни на Кипре. В дар этим обителям она оставляла частицы святынь, обретённых ею в Иерусалиме.

    Судьба мощей святой Елены

    Совершив таким образом главное дело своей жизни, царица Елена Равноапостольная вернулась в Рим, где вскоре мирно отошла ко Господу. Точная дата её смерти, как и место погребения не установлены. По одним сведениям, она была похоронена в Трире, где ей принадлежало богатое поместье, по другой - в Риме. Некоторые же историки утверждают, что её останки были перевезены в Палестину.


    В целом же история, связанная с её мощами, довольно длинная и запутанная. Согласно ряду источников, император Константин поместил её тело в гробницу, сделанную для него самого, уступив матери также и собственный саркофаг. Затем есть свидетельства, что мощи были переправлены во Францию, где в течение нескольких веков хранились в Шампани, а оттуда во времена попали в Париж, где и по сей день хранятся в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль.

    Святые, равные апостолам

    За выдающиеся заслуги в деле распространения христианства Константин и Елена были причислены к лику равноапостольных святых. Следует заметить, что за всю мировую историю христианства такой чести были удостоены лишь пять женщин. Почитание её на Востоке началось вскоре после кончины, в Западной же церкви он был установлен не ранее IX века. В наши дни православная церковь отдаёт дань памяти обретения ей Животворящего Креста Господня 19 марта. Кроме того, 3 июня в церквях вспоминаются равноапостольные Константин и Елена.

    Посмертное почитание матери и сына

    Эти святые, стяжавшие себе немеркнущую славу, стали одними из наиболее почитаемых в христианском мире. Именем равноапостольной Елены назван один из пределов возведённого крестоносцами в середине XII века на том месте, где в 326 году она проводила раскопки. Кроме того, на разных континентах построены в её честь, и в честь её сына множество храмов. Один из них - храм равноапостольных Константина и Елены был возведён в Коканде, но после Октябрьской революции, и установления советской власти в республиках Средней Азии, был навсегда закрыт. Ныне на его месте находится мечеть.


    Имеется и совсем недавно учреждённый приход этих равноапостольных святых в Москве, в районе Митино. Несмотря на то что освящён он был лишь в 2004 году, уже успел заслужить добрую славу как один из вновь образованных духовных центров столицы. Его святыней является икона «Елена Равноапостольная», перед которой всегда можно видеть тех, кто в молитвах поверяет ей своё самое сокровенное.