Сен симон годы жизни. Социологические идеи сен-симона. Основные мысли и идеи мыслителя

АНРИ СЕН-СИМОН (1760 - 1825)

На склоне лет он часто повторял: «Жизнь моя была лишь серией опытов, которые я производил, чтобы лучше понять окружающее и сознательно приступить к построению новой социальной системы».

Он был утопистом в теории и борцом на практике.

В содержании книги «О реорганизации европейского общества», написанной Сен-Симоном и изданной в декабре 1814 года звучит оптимистический прогноз: «…Воображение поэтов поместило Золотой век в колыбели человеческой расы, в обстановке невежества и грубости; скорее надо было поместить там век железный. Золотой век человечества не позади нас, а впереди, и заключается он в усовершенствовании общественного порядка; наши отцы его не видели, наши дети к нему когда-нибудь придут. Наша обязанность - проложить им путь».

В раздорах между государствами он усматривает проявление общего мирового кризиса. Причем, он уверен, что преодолеть этот кризис можно не частными мерами, а лишь созданием единой международной организации. Сен-Симон проектирует Великую Европейскую Федерацию, которая откроет человечеству новую эру. Вечный мир начнется с примирения и слияния двух главных соперников - Англии и Франции, к которым постепенно присоединятся все другие государства Европы. Политическая реформа установит единый парламентарный строй и единые законы, освобождающие народы от произвола монархов. Таково содержание книги «О реорганизации европейского общества».

Сен-Симон смело устанавливает четыре признака прогресса грядущего общества: «…Лучшее общественное устройство - то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств для удовлетворения их важнейших потребностей. Это так же общественное устройство, при котором достойнейшие люди, внутренняя ценность которых наиболее велика, располагают максимумом возможностей достичь высшего положения независимо от того, куда их поместила случайность рождения. Это затем такое общественное устройство, которое объединяет в одно общество наиболее многочисленное население и предоставляет в его распоряжение максимум средств для сопротивления иноземцам. Это, наконец, такое общественное устройство, которое приводит в результате покровительствуемых им трудов к наиболее важным открытиям и к наибольшему программу цивилизации и наук».

Сен-Симон высказывает мысль в «Женевских письмах» (1802), что результатом его трудов явится реорганизация европейского общества и создание высшего экстерриториального совета ученых, который разрешит, наконец, все проблемы, волнующие земной шар. Идея труда, как главный жизненный принцип, также отражена в этом сочинении: «Все люди будут работать», они все будут смотреть на себя как на работников, прикрепленных к мастерской, работы которой имеют цель приблизить человеческий ум к моему божественному провидению. Главный совет Ньютона будет управлять всеми работами; он приложит все усилия к тому, чтобы хорошо уяснить следствие закона всемирного тяготения; это единственный закон, которому я подчинил вселенную».

Сен-Симон пришел к выводу об универсальном значении закона всемирного тяготения, открытого Ньютоном. Этот закон он кладет в основу своего мировоззрения, так же как и Фурье.

Этот закон должен стать основой новой философии, из которой вытекает новая политическая система.

Сен-Симон считал, что идея бога устарела, она соответствовала более примитивному состоянию человеческих знаний и человеческого разума.

Не идея бога должна лечь в основу философской концепции, а идея тяготения. Радикально порывая с существом богословской системы, Сен-Симон, однако, считал, что «простой народ» не способен воспринять положительную философию в чистом виде. «Простой народ» должен верить, что вселенной управляет всемогущее существо. Ученые должны распространять свои знания в народе, пользуясь языком божественного откровения, вкладывая в уста бога результаты своих научны работ.

Сен-Симон считал, что религиозная система не должна исчезнуть из духовной жизни человечества, ее только следует «согласовать с прогрессом наук». В соответствии с этим, свою философскую систему он называет «новым христианством». Новое христианство должно прийти на смену старому и в противоположность ему подчинить себе светскую власть и построить всю свою общественную систему на христианской морали. Новое христианство имеет свой культ и свое духовенство. Единственное средство его распространения - убеждение Сен-Симон писал: «Пусть нас преследуют как и первых христиан, нам совершенно возбраняется употребление физической силы».

Новое христианство - учение и моральная система, призваны противостоять классовой борьбе. Сен-Симон считал, что необходимо принять все меры, чтобы распространение нового учения «не толкнуло бедный класс к актам насилия против богатых и правительства». Во имя нового христианства должны объединиться короли Европы, власть которых, по мнению Сен-Симона, не противоречит промышленной системе наоборот, король в новом обществе будет первым промышленником, как когда-то он был первым дворянином. В будущем справедливом обществе, король поручит распоряжение финансами промышленникам. Сен-Симон считал, что полное равенство принципиально недостижимо. Достижимое равенство состоит в том, что в справедливом обществе все являются трудящимися.

В 1817 - 1818 г.г. Сен-Симон в сотрудничестве с учениками издает четыре выпуска сборника «Индустрия». На заглавном листе «Индустрии» стоит эпиграф: «Все через промышленность, все для промышленности».

Индустрия - понятие многообразное. Ученый - он тоже индустриал, но индустриал теоретический. А вот практические индустриалы - это предприниматели и организаторы производства инженеры, механики и рабочие. К индустриалам следует причислить банкиров, художников, артистов, архитекторов, землевладельцев, плотников, писателей, поэтов - одним словом, всех, кто трудится, создает, творит, организует. В целом все они составляют 24/25 французской нации.

Индустриал - это работник. Долгое время индустриалы были бессильны в политическом отношении. Это объяснялось тем, что они распадались на множество групп, работавших каждая по своей специальности и лишенных взаимных контактов. Теперь все изменилось. Через посредство банков промышленность объединена и имеет в своем распоряжении огромные денежные средства, делающие ее самой мощной силой в государстве. И политическая власть должна принадлежать только ей.

Все управление перейдет в руки индустриалов. Это будет великий переворот, но произойдет он мирным путем и постепенно. Он окажется проведенным сверху. И хотя пойдет он на пользу всему французскому народу, инициаторами его должны стать выдающиеся промышленники, административные способности которых уже проверены на практике.

Сен-Симон обращает внимание своих читателей на коренное отличие нового индустриального строя от всех предшествующих ему политических систем. В прежние времена имело место воздействие людей на человека; теперь же будет только воздействие людей на вещи. Это значит, что угнетение и эксплуатация закончатся. Вся реальная власть в новом обществе будет сосредоточена в руках Совета промышленников, ученые же сохранят в своей компетенции исключительно моральное руководство: сгруппированные в двух академиях, они будут подчиняться высшей научной коллегии и продвигать в жизнь промышленную доктрину.

Сен-Симон полагает, что дальнейшее развитие индустриальной системы приведет к постепенному отмиранию государства. Государственная власть, выполнив роль рычага в утверждении новой системы, должна превратиться в чисто административную, а затем и вовсе исчезнуть. Новые органы будут осуществлять плановое руководство всем народным хозяйством страны.

В период своих раздумий об «общей науке» (1802 - 1813 г.г.) Сен-Симон очень интересовался взаимосвязью различных наук. Именно тогда он выдвинул тезис о соответствии характера каждой науки самой природе явлений. Он разделил все науки на четыре класса: астрономические, физические, химические и физиологические, причем учение об обществе он включил в понятие «физиологии». Математику Сен-Симон считал самой общей из наук, дающей материалы для настроения всех других. Таким образом, у Сен-Симона сложилась вполне определенная последовательность в цепи наук: математика - астрономия - физика - химия - физиология.

«Политика - есть наука о производстве, т.е. наука, цель которой - порядок наиболее благоприятных для всех типов производства условий…»

Общество будущего по Сен-Симону основано на научно - и планово-организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов.

Ему представлялось, что развитие науки, морали, производства само по себе может привести к созданию общества социальной справедливости. А «если исчезнут вдруг границы, полей и не будет больше собственности, - писал он, - каждый захочет захватить все». В учении Сен-Симона большое место уделено теории классов. Сен-Симон считал основным содержанием исторического процесса борьбу общественных классов. Вместе с тем у Сен-Симона нет отчетливого представления о происхождении классов, и социально-экономическая характеристика современных ему классов не соответствует реальным взаимоотношениям того времени. Деление общества у Сен-Симона двучленно: феодальное и промышленное. Общественные тунеядцы - феодалы; трудящиеся - это рабочие и предприниматели. К промышленникам приникают ученые и художники. В состав промышленников входит вся буржуазия за исключение рантье. Сен-Симон делит общество на собственников и неимущих, «объединяемых идеей равенства». Участием людей, не имеющих собственности, он объясняет разрушительный характер революции.

По мнению Сен-Симона, революции происходили в истории в силу неразвитости идей, разума, их порождала стихия бедности и стремление неимущих к равенству. Революция носит разрушительный характер и оставляет страну в неорганизованном состоянии. Свой проект общественных преобразований Сен-Симон считал средством избавления человечества от революционной анархии и разрушения. В этой части учение Сен-Симона имеет много общего с позицией Фурье.

Главное в учении Сен-Симона - последовательный детерминизм, признание всеобщей объективной закономерности, и причиной обусловленности всех явлений природы и общества. Ни один мыслитель до Сен-Симоне не мог выразить этот принцип с такой ясностью и полнотой, никто не сумел показать так ярко всеобъемлющее значение. В этом смысле Сен-Симон далеко опередил не только рационалистов XVIII века, но и все предшествующих творцов ранних коммунистических учений, равно как и социалистов-утопистов - своих современников.

Французский социолог внес в свою философию элементы диалектики. Подчеркивая всеобщую взаимосвязь явлений и многообразную связь частного с целым, Сен-Симон высказал догадку о единстве противоположных начал в природе. Характеризуя процесс движения, как постоянную борьбу твердой и жидкой материи, он отмечал взаимозависимость покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.

С замечательной последовательностью использовал он все эти выводы при истолковании существа исторического процесса. На человеческое общество Сен-Симон смотрит как на закономерно развивающийся, целостный организм, который объединяет своих членов не только определенными философскими, религиозными и моральными принципами, но и в общеполезной трудовой деятельностью, являющейся естественной необходимостью и обязанностью человека, и создающей связь между людьми. Тем самым, Сен-Симон заложил основы социологии.

Он особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. Однако, движущими силами общественного развития, он считал прогресс научных знаний, морали и религии.

Сен-Симон видел в истории человечества прогрессивное движение и замечал, что по временам оно чрезвычайно усиливается, а потом человек ищет отдыха в состоянии временной почти совершенной неподвижности, чтобы собрав силы в этом отдыхе снова броситься в стремительное движение. Поэтому он разделял историю на два разряда периодов, сменяющихся один другим: периоды в которых владычествует какая-нибудь система понятий и учреждений, вышедшая из предыдущей эпохи движения; эта система представляет нечто связное, стройное, хорошее или дурное, но гармонизирующее во всех своих частях; отдыхающее человечество подчиняется этой системе; такие эпохи Сен-Симон называл органическими. Собрав силы, человечество принимается переделывать прежнюю систему своих понятий и учреждений, является отрицание, разрушение, борьба защитников старины с нововводителями во всех отраслях жизни; такие эпохи - переделки он называл критическими.

Анри Сен-Симон необыкновенный человек и великий мыслитель, большую часть своей творческой жизни пребывал в условиях, мешавших планомерному труду. Он многое начал, но ничего не завершил. Он подарил потомству глубочайшие мысли, но не создал законченной философской системы. В его книгах была уйма противоречий, которые он и не думал примирять. Многие работы Сен-Симон завершить не успел: они остались в набросках, планах. Сложить мысли и воззрения социолога в единое учение значило создать нечто новое: несвязное надо было связать, недодуманное - додумать, неразработанное - разработать.

Этому и отдали все свои силы ученики Сен-Симона.

социальный утопия общество собственность

Анри де Сен-Симон (1760-1825)

Биография

Каждое утро в спальне молодого Анри раздавался возглас камердинера: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Так начинался день этого юного дворянина, очень рано поверившего в свое необыкновенное будущее.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon), потомок старинного рода французских аристократов, получил хорошее образование. Среди его наставников был, например, Жан-Лерон д"Аламбер, замечательный математик и энциклопедист. Весьма рано мальчик проявил свой недюжинный характер: в тринадцать лет он категорически отказался от первого причастия. Желая навсегда отучить сына от дерзкого непокорства, отец отправляет его в тюремную крепость. Анри ухитрился бежать. Кое-как близким родичам удалось уладить конфликт.

В 17 лет Сен-Симон поступает на военную службу -- то была, как известно, дворянская традиция. Однако военная карьера его мало интересовала. Может быть, он очень скоро покинул бы службу, но как раз в это время английские колонии в Америке начинают войну за свою независимость. Девятнадцатилетний Сен-Симон вступает волонтером во французский экспедиционный корпус и отправляется за океан, чтобы помочь североамериканским колонистам в их борьбе против Англии за независимость. Он участвует во многих сражениях, быстро повышается в чинах. Позднее он не без гордости говорил, что считает себя «одним из основателей свободы Соединенных Штатов».

Лишь в 1783 г. Сен-Симон возвращается на родину. Оказывается, что отчего крова у него больше нет. Отец умер, братья и сестры разбрелись по стране. Наследства нет -- его растащили кредиторы. В отставку уходить нельзя, приходится жить на офицерское жалованье. Он восстанавливает свое разрушенное состояние удачной спекуляцией на национальном имуществе. Вскоре Сен-Симон получает чин полковника. А некоторое время спустя, не взяв даже формального отпуска, отправляется в странствия по Европе. Голландия, Испания... Сен-Симон выдвигает различного рода проекты: организация военной экспедиции в Индию, превращение Мадрида в морской порт.

В 1789 г. во Франции начинается революция. Осенью этого года Сен-Симон возвращается в родную Пикардию. Сен-Симон поддерживает и с увлечением пропагандирует идеи равенства, братства, свободы. Он отказывается от своего дворянства и графского титула. Больше того, вообще расстается с аристократической фамилией Сен-Симон и называет себя «гражданином Бономом» (т. е. Простаком). В качестве политически неблагонадежного он был заключен в тюрьму Сен-Пелажи; затем, освобожденный во время девятого термидора он ведет коммерческие дела, путешествует, предается удовольствиям и изучению, впрочем поверхностному, наук. С этого времени он начинает смотреть на себя как на Мессию. На него производит глубокое впечатление зарождение нового общества, свидетелем которого ему пришлось быть, -- нового общества, в котором, казалось, вдруг перевернулись все моральные, политические и материальные условия, исчезли все старые верования, и ничего не появилось нового на их месте. Он мечтает возвестить миру новое Евангелие. Четвертого мессидора шестого года он созывает «бывших с ним в сношениях капиталистов, доказывает им необходимость восстановить мораль и предлагает создать гигантский банк, доходы которого будут служить для выполнения полезных человечеству работ».

Деятельность Сен-Симона в революционные годы полна противоречий. Ранее горячо поддерживавший освободительные идеи, он затем отходит от них, испытывая, по его словам, «отвращение к разрушению». Примерно с 1797 г. Сен-Симон обращается к научным занятиям: слушает лекции в Политехнической и Медицинской школах, занимается в библиотеках, посещает с образовательными целями Англию и Германию. Наконец, уже в самом начале нового века он берется за перо.

Еще недавно богатый человек, Сен-Симон теперь не всегда имеет деньги для нормального обеда. Ему приходится зарабатывать на кусок хлеба нелегким трудом переписчика в парижском ломбарде. Несколько лет (1805-1810) он живет даже на содержании своего бывшего слуги, а когда тот умирает, доходит до настоящей нищеты. «Вот уже две недели я питаюсь хлебом и водой, работаю без огня; я все продал вплоть до моей одежды, чтобы оплатить издержки на переписку моих трудов, -- пишет Сен-Симон в 1812 году. -- Страсть к науке и общественному благу, стремление найти способ прекращения мирным путем страшного кризиса, переживаемого всем европейским обществом, довели меня до такой нужды». Он все-таки пребывает в такой нищете, что в 1823 г. делает попытку покончить жизнь самоубийством, но попытка оказалась неудачной. Наконец, благодаря банкиру Оленду Родригесу он становится материально обеспеченным до своей смерти.

Вот тогда, в те годы, и написаны главные произведения Сен-Симона: «Письма женевского обитателя к современникам» (1803), «Введение к научным трудам XIX века» (1808) и «Катехизис индустриалов» (1824). В последнем из них, «Новое христианство» (1825), он, по словам Маркса, «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений». С горячим убеждением человека, устами которого говорит сам господь Бог, Сен-Симон проповедует: «Люди должны относиться друг к другу как братья»; общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении нравственного и физического состояния бедного класса...

К концу жизни Сен-Симона вокруг него сплотился небольшой кружок друзей, учеников, последователей.

Многие работы Сен-Симон завершить не успел; они остались в набросках, планах. Но главное он все-таки сказал: «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас».

Клод Анри Сен-Симон (1760-1825) — французский мыслитель, социолог, социалист. Участвовал в войне за независимость североамериканских колоний против Великобритании. В 1783 г. вернулся во Францию, приветствовал Великую французскую революцию 1789-1893 г. Был сторонником якобинцев, Директории, Консульства Бонапарта.

Неудовлетворенный французской революцией, Сен-Симон задумал исправить се результаты с помощью социологической науки, кᴏᴛᴏᴩая должна была стать рациональным (мыслительным) орудием создания нового общества по научному проекту. Отметим, что тем самым он выступил противником спонтанного развития общества в результате ϲʙᴏбодной деятельности индивидов. Ценя разум как главную причину всех социальных изменений, Сен-Симон был субъективистским социологом.

Сен-Симон объяснял становление и развитие человеческого общества появлением и сменой религиозных, философских, научных идей и теорий. Другой причиной общества он считал «индустрию», т. е. экономику, под кᴏᴛᴏᴩой понимал все виды экономической деятельности людей. Отметим, что каждое общество до конца развивает господствующие в нем идеи и формы индустрии, проходя стадии: 1) органической (становления идей и индустрии); 2) критической, кᴏᴛᴏᴩая ведет к разрушению прежних идей и индустрии; 3) созидательной, ведущей к обновлению прежних идей и индустрии. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что у Сен-Симона общество представляет собой целостный организм, проходящий три стадии развития.

Развитие человечества в социологии Сен-Симона происходит прогрессивно, т. е. от низшего к высшему, от простого к сложному, от бедного к богатому — по ϲʙᴏим идеям, индустрии, формам собственности и т. п.
Стоит отметить, что основными ступенями ϶ᴛᴏго прогресса будут: 1) первобытное идолопоклонство, коллективная собственность, примитивная индустрия (экономика); 2) политеизм, рабство и т. п.; 3) монотеизм христианства, феодально-сословный строй; 4) с XV в. усиливающееся научное (естественно-науч- ное) мировоззрение светских ученых, промышленная индустрия, кᴏᴛᴏᴩая проявилась в Великой французской революции. Но эта революция отклонилась от построения рационального (научного) типа общества и оставила страну в неорганизованном состоянии. Сен-Симон разработал план создания рационального — правильного, справедливого - социалистического типа общества.

Сен-Симон ясно понимал, что организация общества (социалистического) ради единой цели несовместима с индивидуальной ϲʙᴏбодой, нуждается в духовной власти, способной самой определять направление развития народа. Именно такая духовная власть несовместима с парламентаризмом, демократией, социальной наукой. Эту власть должен организовать класс промышленников и банкиров в интересах самого многочисленного класса — промышленного пролетариата. Страна (Франция) должна стать единой грандиозной фабрикой, работающей по единому плану ради единой цели.

Фридрих фон Хайек убедительно продемонстрировал, что Сен-Симон сказал о социализме больше, чем все последующие социальные философы и социологи вплоть до Ленина. Именно у него Ленин и большевики черпали основные принципы организации пролетарско-советской России, исключая НЭП. Хайек первый аргументировано объяснил, что от Конта и Гегеля до Маркса и Ленина — а также до Муссолини и Гитлера — была проложена дорога злоупотребления разумом. Кстати, эта дорога привела к большевизму, фашизму, нацизму, неисчислимым социальным катастрофам XX века. Хайек выступает против возомнившего себя всемогущим «научного» обществоведческого разума, согласно кᴏᴛᴏᴩому общественный прогресс связан с владением некими «объективными законами общественного развития» и подчинением их человеческому (тоталитарному) разуму. На ϶ᴛᴏм сошлись и завершились нацистская Германия, СССР, страны «реального социализма».

СЕН-СИМОН, КЛОД АНРИ ДЕ РУВРУА (Saint-Simon Claud Henri de Rouvroy) (1760–1825), граф, французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Получил домашнее образование под руководством Д"Аламбера. В 17-летнем возрасте заслужил первое воинское звание. Офицером французской армии участвовал в Войне за независимость североамериканских колоний. Попал в плен к англичанам. После освобождения отправился в Мексику с целью заинтересовать правительство этой страны идеей прорыть канал на перешейке между американскими материками.

В 1783 Сен-Симон вернулся во Францию. Его участие в Великой французской революции остается не вполне ясным, однако известно, что он приветствовал ее и вел просветительскую работу среди крестьян. Одновременно в родовой провинции Пикардии Сен-Симон скупал по предельно низкой цене обширные земли и получил изрядную прибыль, вложив деньги в государственные бумаги.

С усилением якобинской власти Сен-Симон отказался от графского титула, приняв крестьянское имя Боном (Простак). 19 ноября 1793 во время облавы на шпионов и банкиров его арестовали, скорее всего по ошибке, но уже 28 августа 1794 выпустили на свободу. Сен-Симон сохранил права на собственность, даже когда был в тюрьме, и умножил ее, играя на разнице в ценах бросовых государственных бумаг.

Разбогатев, Сен-Симон стал покровителем ученых, художников, деловых людей и создал собственный салон, известный парижскому бомонду. От своих гостей он требовал хотя бы поверхностных знаний математики, физики, психологии, социологии, а сам разрабатывал проекты переустройства общества на «разумных основаниях».

В 1802 Сен-Симон приехал в Швейцарию, где отважился просить руки мадам де Сталь. Здесь же он опубликовал Письма женевского обитателя к современникам (Lettres d"un habitant de Genève à ses contemporains ). После разрыва отношений с компаньоном графом Редерном Саксонским Сен-Симон остался со скудными средствами, но и их быстро растратил. Страдая от нервного перенапряжения и нищеты, Сен-Симон тяжело заболел и некоторое время провел в клинике для душевнобольных.

Движимый стремлением разработать новую концепцию развития общества, он опубликовал трактаты Введение к научным трудам 19 в. (Introduction aux travaux scientifiques du 19 siècle , 1807); Новая энциклопедия (Nouvelle encyclopédie , 1810), Очерк науки о человеке (Histoire de l"homme , 1813), Записки о всеобщем тяготении (Travail sur la gravitation universelle , 1813). В этих трудах Сен-Симон наметил контуры своей утопической «индустриальной системы» – идеального общественного порядка, установленного промышленниками и интеллектуальной элитой для служения «наиболее многочисленным и беднейшим классам».

В годы Реставрации (1814–1830) Сен-Симон активно выступал как политический полемист. Вместе со своим секретарем, историком О.Тьерри, он опубликовал работу под названием О реорганизации европейского общества (De la Réorganisation de la société européenne ), предлагавшую план достижения мира в Европе на основе прочного франко-английского союза. Сен-Симон завязал отношения с промышленниками и создал серию периодических изданий – сборники «Индустрия» («L"Industrie», 1817–1818); «Государственный деятель» («Le Politique», 1819), «Организатор» («L"Organisateur», 1819–1820), «Катехизис промышленников» («Catéchisme des industriels», 1823–1824), «Рассуждения литературные, философские и научные» («Opinions littéraires, philosophiques et scientifiques», 1823–1824).

На место Тьерри пришел О.Конт , в то время выпускник Политехнической школы, но и он быстро покинул Сен-Симона из-за личных и идеологических разногласий. Все же Сен-Симону удалось собрать новую группу единомышленников. В 1825 вышел один из его главных трудов – Новое христианство (Le Nouveau Christianisme ). Сен-Симон умер в Париже 19 мая 1825.

Незадолго до смерти он планировал вместе с единомышленниками начать выпуск еще одного журнала – «Производитель» («Le Producteur»), который стал первым органом сен-симонистского движения. Ученики Сен-Симона распространяли его идеи, опубликовав в 1828–1830 лекции под названием Учение Сен-Симона (Doctrine de Saint-Simon ). Идеи Сен-Симона, хотя и в измененном виде, приобрели особую популярность во времена Наполеона III, установившего диктатуру в интересах крупной буржуазии.

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил «исправить» ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.

Начав с идей «социального физицизма», построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию физиологии социальной , в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют «индустрия» (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ, система, согласно Сен-Симону , развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, «органическая», сменяется «критической», разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя.

Таким образом, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у Сен-Симона пронизано мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ, форм к высшим по стадиям религиозного, метафизического, и позитивного, научного, мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии , что привело к утверждению феодально-сословного строя.

Сен-Симон не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс «индустриалов». В «промышленной системе» Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Разработанная Сен-Симоном религиозная концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные стимулы «промышленной системы» моральными требованиями новой религии с ее лозунгом «все люди — братья».

Сен-Симон оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др.

Сен-Симон Анри Клод

стран. Ученики Сен-Симона — Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма , которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона , развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.
Соч.: Избранные сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1-2.

Анри Сен Симон

СЕН-СИМОН Клод Анри де Рувруа, граф (1760-1825) - французский философ, один из теоретиков утопического социализма. Будучи учеником Д`Алам бера, испытал сильное влияние идей Просвещения и сохранил приверженность им на всю жизнь. Видел значение философии Просвещения в том, что она разрушила предрассудки и верования, на которых покоился старый феодальный режим, и подготовила предпосылку для нового общества. Этой предпосылкой является прежде всего научный метод, который представляет собой распространение метода физики и астрономии на социальные науки, психологию. Тем самым создалась возможность для возникновения новой науки - «социальной физиологии», науки о человеке и обществе (т. е. социологии, политологии, экономики, этики, права и т. д.), которая будет стоять на «позитивном основании» научного метода. Позитивные науки, в свою очередь, сделают возможным новое общество, в котором на первое место выдвинется промышленность и экономическая жизнь, а политика уступит ей место, и одновременно дворяне и юристы уступят место ученым и промышленникам. Будет покончено с имущественным неравенством, эксплуатацией человека человеком, люди совместно займутся эксплуатацией природы в условиях социальной гармонии.

Сен-Симон оказал значительное влияние на интеллектуальную жизнь Франции в первой половине XIX в., вдохновил движение сен-си монистов, оставившее о себе память строительством железных дорог и каналов. Многие из его идей нашли впоследствии развитие у его бывших учеников, прежде всего О.Тьерри и О.Конта.

Сен-Симон Клод Анри де Рувруа (1760-1825), граф, французский мыслитель, социалист-утопист.

Родился 17 октября 1760 г. в Париже в знатной, но разорившейся дворянской семье. Участвовал в Войне за независимость в Северной Америке (1775- 1783 гг.).

Во время Великой французской революции примыкал к якобинцам и разбогател, наживаясь спекуляциями на национализированном имуществе погибших при якобинском терроре граждан.
Однако богатство не задержалось долго в его руках. В период Директории (ноябрь 1795 - ноябрь 1799 г.) Сен-Симон промотал награбленное состояние и решил погрузиться в философию.

Он был убеждён, что общество, как и природа, подчиняется непреложным закономерностям развития и историческая наука должна изучать законы истории, так же как естествознание - законы природы. Общественный строй определяется философией данной эпохи, и естественная смена общественных систем связана с прогрессом научных знаний, морали и религии.
Когда господствующая философия перестаёт соответствовать состоянию цивилизации, она разлагается и погибает, уступая место новой философии и новой ступени социального развития. Строй античного рабовладельческого общества определялся политеизмом, Средневековья - христианством; обе идеологии составляли теологическую ступень истории. Разложение фео-дально-богословской системы с XV в. подняло общество на метафизическую ступень, главную роль в созидании которой сыграли энциклопедисты XVIII в.

Сутью Французской революции, согласно Сен-Симону, было отрицание: она завершила процесс разрушения старого строя.

Краткие биография и философия Сен-Симона

Чтобы построить новый порядок и подняться на новую, позитивную ступень, обществу нужно «новое христианство».

Могучая религия, опираясь на научные знания и искусство, «направит общество к великой цели наискорейшего улучшения участи наибеднейшего класса». Новые общественные группы - светские учёные и промышленники в лице руководителей предприятий (вождей промышленников-рабочих) - обеспечат всеобщее счастье на основе научно организованной и плановой промышленности. Политическое управление людьми будет заменено организацией производства.

Книги Сен-Симона («Письма женевского обитателя к современникам», 1902 г.; «Очерк истории науки о человеке», 1813- 1816 гг.; «Труд о всемирном тяготении», 1813-1822 гг.; «О промышленной системе», 1821 г.; «Катехизис промышленников», 1823-1824 гг.; «Новое христианство», 1825 г.) захватили воображение современников. Возникла целая школа сенсимонистов.

Ученики философа предложили запретить наследование и распределять людей по социальной лестнице согласно способностям с помощью «Центрального банка», как деньги по отраслям производства. Государство должна была заменить Всемирная ассоциация трудящихся.

Идеи Сен-Симона отразились в позднейшей коммуйистической философии и практике социалистического строительства XX в.