Костел святых симеона и елены. Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костел). Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

История Красного костела — грустная, даже трагичная, романтичная и красивая одновременно. Его создание напрямую связано с перипетиями жизни семьи слуцкого помещика, человека заслуженного и уважаемого, члена Государственного совета по выбору, почетного мирового судьи, председателя Минского общества сельского хозяйства Эдварда Войниловича (1847 — 1928 гг.). Костел святых Симеона и Елены — не единственный храм, построенный на средства Войниловича. Этот замечательный человек уделял внимание всем конфессиям, в частности, подарил верующим Клецка синагогу и православную церковь.

Каюсь, первое непосредственное знакомство с минским Красным костелом — костелом святых Симеона и Елены — произошло у меня совсем не свято. Тогда там размещался Дом кино, а в нем — все, что положено по соответствующему «протоколу»: кинозал, музей, кафе. Место это в Минске той поры считалось достаточно элитарным — всегда и запросто туда не попадешь. О том, что в стенах означенного светского в всех смыслах заведения раньше существовал костел, в общем-то все знали, но, снова-таки признаюсь честно, скорбей молодежно-студенческих от того не прибавлялось. Был и был. Данное обстоятельство лишь привносило в артистическую атмосферу Дома кино дополнительный ореол загадочности и романтизма, что только приветствовалось.

Надо сказать, исходя из тогдашних реалий красным стенам храма еще повезло. Если закрыть глаза на наличие в них небольшого питейного заведения, они все же использовались культурно: удобрения и ядохимикаты там не хранили и мехдвор не организовали. Сразу после революции в строении располагался Государственный польский театр БССР, позже — киностудия. Но храм ждал. Ждал своего часа, как будто знал: времена обязательно изменятся.

Строительство костела началось в 1905 году. Идея же его возникла у горожан раньше — в 1897 году. Однако с первого захода «пробить» ее не удалось. И тем не менее через несколько лет на углу минских улиц Захарьевской и Трубной городские власти выделили участок под костельную застройку. Вдохновителем проекта и спонсором стал Эдвард Войнилович.

Денег на храм Эдвард и его жена Олимпия не жалели. Оно и понятно: костел задумывался ими не просто в честь апостола Симеона и святой Елены, что само по себе, конечно, тоже важно. Но и в память о погибших от болезней детях Войниловичей — 12-летнем Симоне, умершем в 1897 году, и Елене, скончавшейся шестью годами позже и не дожившей до своего 19-летия. Неутешное горе и скорбь родителей вылились горючими слезами, а потом воплотились в прекрасное строение, со временем ставшее настоящим украшением города, историко-архитектурной жемчужиной всей Беларуси.
В ноябре 1910 года костел освятил Минский декан, а к Рождеству, 21 декабря, он открылся.

Спроектировал удивительное сооружение из красного кирпича варшавский архитектор Томаш Пояздерский при участии В.Маркони и Г.Гая. Существует трогательная история, будто незадолго до смерти Елена увидела во сне прекрасный костел и, проснувшись, нарисовала его по памяти. После ее смерти Томаш Пояздерский руководствовался именно этими набросками. Две небольшие шатровые башни в композиции — в память о двоих умерших детях. Большая пятидесятиметровая четырехгранная многоярусная башня с пологой двускатной крышей, расположенная с северо-восточной стороны главного фасада, олицетворяла родительскую скорбь.
Стены храма украшали большие круглые окна-розы. Витражи были выполнены по мотивам белорусских народных художественных традиций на основе рисунков художника Франтишка Бруздовича. Алтарь сделан из тесаного камня. В костеле играл большой меднотрубный орган. На главной башне звонили три колокола: «Михаил» весом 2.373 фунта, «Эдвард» — 1.287 фунтов и «Симон» — 760 фунтов. Плоскую нишу над главным порталом со стороны бывшей Захарьевской улицы украшал фамильный герб Войниловичей. В комплексе с костелом построили каменную двухэтажную плебанию, а всю территорию огородили железной оградой на каменном фундаменте с коваными воротами.

Итак, в 1990 году строение вернули церкви. 27 сентября 1996 года кардинал Казимир Свёнтэк освятил установленную перед костелом бронзовую скульптурную композицию скульптора И.Голубева, символизирующую победу небесного воинства над силами тьмы. Архангел Михаил с распростертыми крыльями пронзает копьем ощеренную пасть крылатого змея: добро, как и должно быть, побеждает зло. В сентябре 2000-го недалеко от архангела Михаила был установлен мемориал «Колокол Нагасаки». В его основание заложены капсулы с землей из Иерусалима, японских городов Хиросимы и Нагасаки, а также из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы. «Колокол Нагасаки» — точная копия колокола «Ангел», непонятно как уцелевшего после атомной бомбардировки 9 августа 1945 года. Такой подарок городу сделала католическая епархия Нагасаки. Так что зло все-таки не сдается, и о том нельзя забывать.

Сегодня Красный костел не только очень популярен среди верующих-католиков, но и любим минчанами. Это не только духовный, но и прекрасный культурный центр. В так называемом нижнем костеле, расположенном под верхней базиликой, проходят спектакли и выставки. Собор также славится своими концертами органной музыки.

В многочисленных статьях, посвященных Эдварду Войниловичу и истории Красного костела, практически невозможно найти сведений о месте захоронения самих детей — Симона и Елены. Есть сведения, что этих могил уже нет. Условно говоря, их унесло время, материализованное в не самые добрые поступки и бесчинства 30-х годов: останки детей были бесцеремонно выброшены из склепа, и белокурая коса Елены горьким символом жестоко попранной и растоптанной любви и веры валялась под ногами.

В июне прошлого года из Польши в Беларусь перевезли и захоронили перед Красным костелом останки Эдварда Войниловича. Согласно его желанию, высказанному перед смертью. Точка поставлена. Но жизнь старого костела продолжается. А я думаю — и не только я! — что как было бы прекрасно и справедливо, если бы минская улица (идеально возле Красного костела) получила имя Эдварда Войниловича. Такими светлыми людьми надо гордиться!

<Открытки из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

В Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске. Беларусь.

В октябре одним днём удалось побывать в Минске. Понятное дело, было запланировано множество мест для съёмки, но осенняя погода непредсказуема - весь день небо было затянуто облаками и камеру из рюкзака доставать не хотелось...

Ближе к вечеру, появились тучи. Сделал несколько кадров "для корзины" (типа этого внизу №1). Оставалась надежда на вечер, когда включат подсветку.

1.

Мы базировались на вокзале в ожидании продолжения поездки. Я пошёл на вечернюю съёмку и проходя мимо костела на площади Независимости увидел, как небо начало разгораться. На западе горизонт очистился от облаков и солнце подсветило облака снизу закатным светом.
Когда достал камеру, небо уже полыхало малиновым!

2.

После малинового, цвет неба стал меняться на оранжевый

3.

Обернувшись спиной к закату я увидел радугу над городом среди розовых облаков! Никогда не видел радугу на закате, да ещё и в октябре! Пришлось бегать бегом, чтобы найти какой-нибудь интересный ракурс.

4.

Радуга быстро растаяла повисев около 5 минут, но яркое малиново-оранжевое небо ещё некоторое время освещало здания розовым светом и красный костёл стал ещё более красным.

5.

Закат закончился и пришлось ждать около часа, пока стемнеет и включатся фонари вечерней подсветки. Как всегда бывает, поднялся холодный ветер и начал капать дождь...

6.

7.

На нижнем фото нахватал "зайцев" объективом, но, на мой взгляд, так даже интереснее вышло.

8.

Небо почернело - значит пора заканчивать съёмку.

9.

Собственно про костел из Википедии:

Костёл святого Симеона и святой Елены (белор. Касцёл святога Сымона і святой Алены, польск. Kościół św. Szymona i Heleny), часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.


Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого строителя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.


Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.


Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».


В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.


В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.


В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».


Фото: Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костел)

Фото и описание

Костёл святого Симеона и святой Елены, называемый также Красный костел, был открыт в декабре 1910 года. Строительство храма осуществлялось на средства богатого минского дворянина Эдварда Войниловича и его жены Олимпии, которые внесли на строительство храма крупное пожертвование в 100 000 рублей.

Храм построен по проекту архитекторов Томаша Пайздерского и Владислава Маркони. Строительство храма продолжалось пять лет. Первый камень торжественно заложил ксендз Казимир Михалкевич. Скульптуры костела создавал скульптор Зигмунд Отто. Колокольню храма украшали три колокола: Эдвард (в честь самого Войниловича), Симон (в честь его погибшего сына) и Михаил (в честь святого покровителя архиепископства).

На сегодняшний день Красный костел – один из самых известных и посещаемых католических храмов Минска. Костел представляет собой асимметричную базилику в неороманском стиле, построенную из красного кирпича. Высота колокольни достигает 50 метров.

Костел был освящен в честь святых Симеона и Елены. Безутешный отец посвятил храм своим умершим детям, носившим имена этих святых.

После Революции в 1932 году костел был закрыт. В здании храма работал польский государственный театр, потом он был передан киностудии. Во время фашистской оккупации костел был снова открыт. После войны в храме снова устроили киностудию, а с 1975 года – Дом Кино.

В 1990 году костел святого Симеона и святой Елены был передан Католической Церкви и открыт для прихожан. В 1996 году перед Красным костелом была установлена скульптура Святого Михаила, пронзающего копьем дракона – символ победы небесного воинства над силами тьмы. В 2000 году была установлена скульптура «Колокол Нагасаки» - символ памяти о жертвах ядерных катастроф.

У многих мегаполисов есть узнаваемый символ. У Минска общепринятого символа нет, но негласно им давно стал костел святых Симеона и Елены, в простонародье — Красный костёл. Сегодня это самое узнаваемое здание в городе, которое видел каждый турист, приезжавший в Минск хотя бы на день.

Самым ярким и запоминающимся католическим храмом Минска стал построенный в 1905-1910 годах Красный костёл святого Симеона и святой Елены.


Выстроенный целиком из красного кирпича совсем рядом с Домом Правительства, он сразу привлекает к себе внимание. А если ещё хоть немного знать его историю, то становится просто невозможным пройти мимо.

Красный костёл, как называют его жители столицы, был построен на деньги Эдварда Войниловича и его жены Олимпии. Так они выразили безутешную скорбь о своих рано умерших от «испанки» детях: мальчику Симеону было 12 лет, а Елена несколько дней не дожила до своих 19.

Строительство храма обошлось Эдварду Войниловичу в 300 тысяч рублей, сегодня это почти 12 миллионов долларов. Эти деньги он заработал сам - своими руками и своим умом. Успешная учёба и работа привели его на должность представителя Минской губернии в России.

Эдвард Войнилович, строитель Красного костёла в Минске Приехав по работе в Петербург, побывав на заседании Госсовета, он получил от Столыпина предложение - стать вице-министром сельского хозяйства. «Минский Бисмарк» - так назвал Столыпин Войниловича.


Чтобы не только самому подумать, но и посоветоваться с женой, Эдвард уезжает домой. Но дома, в родных стенах решает отказаться от высокой должности. Решив лично сообщить Столыпину о своём решении, Войнилович опять возвращается в Петербург.

Немного задержавшись в дороге, он прибывает на место и узнаёт о покушении на Столыпина, в котором погибли и ожидающие его приёма люди. А он ведь тоже мог бы быть там и ожидать аудиенции! Так судьба уберегла его в первый раз.

Похожий случай удивительного спасения произошёл в 1918 году, когда в имение, где жила семья Войниловичей ворвались бандиты и стали крушить всё подряд.


Они ломали мебель, сожгли огромную библиотеку с ценными, редчайшими книгами и, самое главное, уничтожили весь семейный архив, который начинался ещё с 16 века. Сам Эдвард с женой - полуодетые и испуганные - успели скрыться в саду и переждали нападение там.

А что после

После этого трагического события, не найдя другого выхода, они уехали в Польшу, где Эдвард умер в возрасте 81 года. Перед смертью он написал книгу своих воспоминаний, которая намного позже, но всё-таки попала в руки читателя.

В ней он описал свою жизнь: как учился, работал, как был на приёме у российских царя и царицы, как всегда хотел приносить пользу своему Отечеству и что из этого получилось.


В 2006 году его останки, согласно последнему желанию, были перевезены в Минск и перезахоронены в костёле святых Симеона и Елены.

Сейчас над этим местом установлена скульптура Спасителя и памятная табличка с годами жизни этого выдающегося деятеля: 13.10.1847-16.06.1928.

Семейная трагедия и чудесное творение

Теперь давайте всё же вернёмся к истории костёла святого Симеона и святой Елены. С декабря 1910 года в нём начали проводиться службы. Храм мог вместить в себя одновременно до полутора тысяч человек.

Стены были украшены восхитительными окнами в форме розы, на потолке - люстры из меди. Изумительные витражи были выполнены в белорусских мотивах. Большой орган с медными трубами поражал прихожан своим великолепным звучанием.

Главный портал был украшен гербом семьи Войниловичей. На башнях звонили три колокола. Каждый из них имел своё имя: «Эдвард» в честь самого инициатора строительства, «Симон» как его погибшего сына и «Михаил» в честь покровителя Минского архиепископства.


Костёл приобрёл тоже не просто так. Рассказывали, что незадолго до начала болезни, Елена увидела это здание во сне и поутру нарисовала его. Эти наброски и стали основой проекта.

Основным условием для начала строительства безутешных родителей было то, что городские власти должны принять именно тот проект, который предложили Эдвард и Олимпия, взяв за основу рисунки дочери.

Специально для костёла святых Симеона и Елены красный кирпич, упакованный в бумагу, и черепицу привозили из польских городов.

Войнилович не захотел принимать пожертвования на строительство от других людей. Только от своих друзей он согласился взять 1000 рублей на башенные колокола и 200 рублей на храмовый орган.


Ещё в дар Эдвард принял старинную икону Божьей Матери и деревянное изумительное распятие, которое когда-то предназначалось для Фарного костёла в Слуцке.

Рядом с Красным костёлом построили каменную плебанию - жилой дом с постройками для священнослужителя. Железная ограда с красивыми кованными воротами окружала всю храмовую территорию.

Кстати, уважая все направления веры, Войнилович построил позже православную церковь и синагогу в городе Клёцке.

После революции в России роскошный костёл разграбили - большая часть ценностей исчезла. Но службы ещё некоторое время продолжались.

В 1932 году здание было отдано польскому театру, затем киностудии «Советская Белоруссия». А в 1975 году там разместился Дом кино. При этом помещение костёла разделили на 2 зала по 250 мест, а одну из башен переоборудовали под Музей кино.


В 80-х годах 20-го столетия планировался полный снос здания. К счастью, этим планам не суждено было реализоваться.

И ещё один интересный факт: за всё время своего существования, за более чем вековую историю, пережив такие страшные времена, такую ужасную войну Красный костёл выстоял и сохранился, не получив ни одного более-менее серьёзного разрушения.

Восстановленная жизнь Красного костёла

В 1990 году в костёле вновь зазвучала завораживающая органная музыка, и богослужения возобновились. Немного позже, в 2000 году Туринский кафедральный собор преподнёс ему особый дар - копию Туринской Плащаницы, ставшую особо почитаемой святыней у верующих.

Сейчас над главным входом в Красный костёл Святого Симеона и Святой Елены в Минске располагается огромное панно «Тайная Вечеря», на котором изображены Иисус Христос с его двенадцатью учениками-апостолами.

Приходите! Здесь очень красиво - и снаружи, и внутри. Даже если вы не католической веры, вам здесь понравится.

Рядом с храмом Колокол Нагасаки

Совсем рядом с Красным Костелом в Минске установлен памятник «Колокол Нагасаки». Это копия колокола «Ангел», чудесным образом не разрушенного при атомной атаке одноименного японского города. Этот колокол передал в дар белорусам японский народ.


29 августа 2001 года в основании мемориала заложены капсулы с землей из Иерусалима, из Хиросимы, Нагасаки и Фукусимы, из районов пострадавших от катастрофы в Чернобыле.

12 декабря 2013 года сода привезли ещё одну капсулу с землей из американского города Аламогордо (штат Нью-Мексико), где американцами были произведены испытания первой атомной бомбы.


Посвящён этот памятник жертвам атомной бомбардировки. Теперь, с даты открытия памятного знака, колокола трёх городов одновременно звучат реквиемом по погибшим в полдень по воскресным дням. Такая вот красивая и одновременно печальная традиция.

Прямо у входа в храм стоит скульптура из бронзы, где архангел Михаил копьём пронзает крылатого змея. Эта композиция символизирует собой вечную победу Небесных воинов добра над злом.


На копье, которое вонзается в пасть страшного дракона, прикреплены белые цветы. Этот памятник был установлен в 1996 году.

Где находится

Самый простой ориентир, чтобы найти красный костел Святых Симеона и Елены - это добраться до площади Независимости (Незалежности) в Минске. Здесь его будет трудно не заметить.

Точный адрес: Республика Беларусь, город Минск, улица Советская, 15. Станция метро: «Площадь Ленина».

Координаты: 53.8963, 27.54778.

С понедельника по субботу Минский костел Святых Симеона и Елены открыт с 7 до 19 часов. А в воскресенье с 8 до 21.


Службы проходят на польском и белорусском языках, но это никак не мешает. Часто там проходят концерты органной музыки, а в помещении под верхней базиликой - выставки самой разнообразной тематики.

Вы можете найти красный костёл и другие достопримечательности города на карте Минска.

Один из самых красивых храмов Минска - католическая церковь святых Симеона и Елены. Находится этот памятник религиозного зодчества в центре столицы, украшая ее своей архитектурой. Условием благотворителя Эдварда Адама Войниловича, на чьи деньги был построен этот храм, было требование, чтобы костел возвели в строгом соответствии с проектом, утвержденным им и его супругой. Об этой церкви и пойдет речь ниже.

Инициатор и спонсор строительства

Костел святого Симеона и святой Елены обязан своим существованием человеку знатному и уважаемому в обществе своего времени - Эдварду Войниловичу. При жизни он был мировым судьей и председателем общества сельского хозяйства в Минске. Кстати, костел святого Симеона и святой Елены был не единственным культовым сооружением, построенным на его средства. Он также спонсировал возведение для верующих иудеев Клецка синагоги, а для православных христиан - церкви. Скончался этот человек в 1928 году в возрасте 81 года.

Начало строительства

Впервые идея о постройке костела забрезжила у горожан в 1897 году. Но осуществить ее оказалось не так-то просто, и строительство пришлось отложить. Лишь в 1905 году власти города выделили участок под застройку католического храма. четы Войниловичей позволила реализовать проект. Мотивом супругов служило не просто желание помочь католической общине обрести свое здание для проведения молитв и богослужений. Дело в том, что 1897 году у Эдварда и его жены скончался вследствие тяжелой болезни двенадцатилетний сын Симеон. А в 1903 по этой же причине умерла дочь, которая отошла в мир иной в канун своего девятнадцатилетия. В память о своих почивших детях супруги и решились подарить городу костел святого Симеона и святой Елены.

Строительство храма

Авторами проекта выступил архитектор из Варшавы Томаш Пояздерский. Известна интересная история о том, как создавался этот храм. Согласно ей, дочь Эдварда Елена незадолго до смерти видела сон, в котором фигурировал красивый храм. После пробуждения она сделала набросок этого здания. Этот-то рисунок и служил точкой отсчета и ориентиром при разработке проекта, в результате которого был построен костел святого Симеона и святой Елены. Минск до сих пор гордится этим зданием как настоящей жемчужиной городской архитектуры.

Две башни костела олицетворяют двух погибших детей семьи Войниловичей. С северо-восточной стороны располагалась большая башня высотой в пятьдесят метров. Она символизировала родительскую скорбь о потерянных чадах. Окна-розы впускали внутрь здания солнечный свет, пропуская его через витражи, созданные Франтишко Бруздовичем на основе традиционных белорусских орнаментов. Музыкальное сопровождение богослужений в церкви осуществлял большой орган и три колокола. Вместе с культовым сооружением была построена так называемая плебания - жилой дом и хозяйственные помещения для проживания священника. Весь комплекс был огорожен железной оградой с

Завершили строительство храма за пять лет. В ноябре 1910 года костел святого Симеона и святой Елены освятили в торжественной обстановке. Общественные же богослужения в нем начались незадолго до Рождества того же года.

Революция

После революции 1917 года костел, понятное дело, закрыли. Зато в его здании расположился Польский театр, которому наследовал Дом кино в комплексе с кафе. Место это в советские времена считалось престижным и попасть туда было не так-то просто.

Возвращение верующим

Возвращение здания в руки верующих пришлось на 1990 год. Спустя шесть лет на территории комплекса была установлена скульптура архангела Михаила, пронзающего копьем дракона, символизирующего зло. В 2000 рядом с этой скульптурой появился памятник «колокол Нагасаки», которой обогатился костел святого Симеона и святой Елены. Беларусь получила его в подарок от католиков Нагасаки. Сделан этот колокол в точном соответствии с образцом из Японии по имени «Ангел», чудом уцелевшим после атомной в 1945 году.

Костел сегодня

Красный костел - так сегодня за свой цвет, обязанный красному кирпичу, называют горожане костел святого Симеона и святой Елены. Минск и жители столицы считают его не только одним из своих религиозных центров, но и культурной достопримечательностью. Под основной базиликой храма в специальном зале периодически проходят различные выставки, концерты и спектакли. Знамениты также концерты органной музыки, проходящие в церкви.

К сожалению, ничего неизвестно о том, где сейчас покоятся останки детей семьи Войниловичей - передавая здание храма под нужды театра, советские власти распорядились снести фамильный склеп и перезахоронить останки. Уже после возвращения костела верующим подле храма был погребен его строитель - Эдвард Войнилович, останки которого перевезли из Польши, исполняя его завещание.

Костел святого Симеона и святой Елены: адрес

Данный храм - это одна из визитных карточек Минска. Для тех, кто желает посетить его, полезно будет узнать адрес: город Минск, улица Советская, 15.