Фарный костел в Несвиже: отзыв о посещении. Несвиж. Фарный костёл Божьего Тела Костел божьего тела в несвиже

В сентябре 2014 мы в рамках путешествия по Беларуси мы посетили Несвижский замок, и конечно же, Фарный Костел Божьего тела, расположенный рядом и связанный с знаменитым родом Радзивиллов-владельцев замка. Перед поездкой мы читали отчеты других путешественников, но даже не могли представить, какая красота сокрыта за скромными церковными стенами, а в крипте рода Радзивиллов буквально пробегает мороз по коже.

Так как мы провели в гостинице на территории Несвижского замка две ночи, времени у нас было предостаточно на то, чтобы спокойно и без спешки осмотреть весь комплекс. Фарный костел мы оставили на закуску. Заранее мы запланировали, что попробуем договориться на счет индивидуальной экскурсии в туристическом центре, которые находится под стенами костела.


Сонная девушка за стойкой, очень удивилась тому, что мы выразили желание, вот так сразу пойти на осмотр с экскурсоводом. Она пропела что-то вроде того, что это дело очень сложное, и что надо было заказывать экскурсию заранее (при этом два дня мы ходили по Несвижскому комплексу практически в одиночестве, толп туристов видно не было). В общем, немного повыделывалась и за 5 минут договорилась и с костелом, и с гидом о проведении экскурсии. Стоимость - 160 000 белорусских рублей (что-то около 500 рублей, что, согласитесь, на троих человек очень дешево).
Мы подождали всего 30 минут, после чего подошла довольно милая молодая девушка и повела нас к собору.


Рядом с фарным костелом находится бывшая въездная башня к замку Радзивиллов. Сегодня она играет роль колокольни.

Около входа она рассказала нам очень коротко историю собора и рассказала, на что обратить внимание на фасаде.
Первым делом мы, как глупые мартышки, спросили ее о том, что означает слово «фарный». Оказалось, все просто, это слово означает «приходской». В восточной Европе Фарные костелы довольно часто встречаются, например, на территории Эстонии и Польши.

Итак, Фарный костел был построен по распоряжению Миколая Христофора Сиротка из рода Радзивиллов, того самого, который построил в Несвиже каменный замок. Сразу возникает вопрос, зачем был нужен такой шикарный, огромный собор в такой глуши как Несвиж? Все очень просто, Миколай Христовор Сиротка перешел в католичество из протестанства. Когда монахи ордена иезуитов приехали в Несвиж, город им жутко не понравился, и они не дали на это разрешения. Радзивилл Сиротка воспринял это как личное оскорбление и пригласил лучшего итальянского архитектора Джовани Бернардони, который участвовал в строительстве самого главного иезуитского храма Эль Джезе. Архитектор провел в Несвиже ни много ни мало, 10 лет, построив и дворец, и костел.
Строительство костела было завершено в 1593 году, а освящение прошло в 1601 году.
Несвижский костел построен в стиле барокко. На фасаде храма можно увидеть надпись на латыне, которая переводится как «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Своем».

В нишах на фасаде установлены 4 скульптуры святого Николая (покровитель бедных), святого Христофора (покровителя путешественников). На верхнем ярусе - Игнатий Лойола и св. Франциск Ксаверия.

Пока мы слушали историю на улице, к нам несколько раз пыталась прибиться пара россиян, причем первый раз они даже спросили, как можно заказать экскурсию. В конце концов, они также к нам присоединились, три раза перебив нашу экскурсию. Поэтому проще было из взять с собой, чем постоянно отбиваться.
Осмотрев собор снаружи, мы отправились во внутрь.

На пороге храма экскурсовод сказала нам, что если мы хотим посетить фамильную усыпальницу Радзивиллов, то нужно заплатить с каждого по 10 000 белорусских рублей - сбор на восстановление храма. Что ж, мы не жадные, надо так надо.
Перед входом в собор экскурсовод нам строго-настрого сказала, что снимать нельзя (под страхом быть «избитой» храмовыми смотрителями сделали несколько фотографий на телефон без вспышки, ну мы ж не для себя, все для читателей.

Итак, войдя в собор мы застыли в изумлении. Вот чего-чего, а такой красоты мы никак не ожидали увидеть. Мы с Наташей сразу вспомнили барочные соборы, которые мы видели в прошлом году в австрийской Штирии, роскошь вполне себе сопоставима.

Стены и потолок собора были расписаны в технике гризайль во времена Радзивилла по прозвищу Рыбонька, придворными художниками Радзивиллов, отцом и сыном Гесскими.

В самом центре собора, где обычно находится иконостас расположена икона «Тайная вечерия», которое производит очень сильное впечатление. Икона очень странная, она отличается от привычных изображений этой сцены. Во-первых, Господь и его ученики сидят за круглым столом. На переднем плане расположен Иуда, который в одной руке держит мешочек с 30 серебряниками. Никто из апостолов не отбрасывает тень, кроме Иуды. Авторство иконы установили следующим образом: при реставрации в складках платья Иуды была найдена средневековая авторская подпись с фамилией Гесский.

В Соборе мы еще раз себя мысленно похвалили, за то, что не зажали деньги и взяли индивидуальную экскурсию, ведь экскурсовод указала на множество интересных деталей.
Первым делом мы подошли к древнему алтарю, который сохранился в 16 века. Интересной деталью здесь являются фигуры ангелов, поддерживающих колонны. По интерпретации историков это означает символическое возвращение к правильной вере семейства Радзивиллов.

В интерьере собора есть и фрески, и иконы, и красивые барельефы. У каждого барельефа своя историю. Очень романтична история барельефа, посвященного Констанции Радзивилл (скульптурная группа - женщина, сидящая на мраморном гробе). Барельеф нашли совершенно случайно, он прятался за иконой. На скульптуре трогательно-нежная надпись «Кроме жизни всем я обязан только тебе».
Кроме этого есть барельефы Радзивилла Сиротки и его сыновей.

Особое место в рассказе экскурсовода занял Григорий Викентьевич Колоссовский, который был ксендзом собора во времена великой отечественной войны. Когда немцы заставляли всех сдавать под страхом смерти цветные металлы, Григорий Викентьевич раздобыл справку, что церковный орган был уже сдан, а сам с помощниками разобрал его и закопал в своем огороде, таким образом спасая ценную вещь. В конце войны в купол попал снаряд и начался пожар, однако и тут Г.Колоссовский не растерялся, позвал на помощь, и общими усилиями пожар был потушен. Несвижский собор Божьего тела со дня его основания не закрывался ни разу.

В общем, выслушав все реальные и вымышленные истории, мы спустились в страшное место, в семейный склеп Радзивиллов. Кстати, без экскурсовода вход туда запрещен, но даже без экскурсии советую просто дать немного денег смотрительнице, почему-то мне кажется, что она пропустит.

Семейное захоронение Радзивиллов

В небольшом подземном помещении расположились 72 гроба. Первое захоронение датируется 1616 годов, последнее 1999. Честно говоря, место жутковатое. В голову почему-то сразу лезли фильмы о вампирах. Но с нами была экскурсовод и она всеми силами подливала масла в огонь, различными страшилками и легендами. Она с удовольствие делилась с нами секретами бальзамирования, рассказывая в подробностях, как в те времена делали мумий. Радзивилл сиротка привез с собой из Египта секрет бальзамирования тел, которым впоследствии очень интересовались советские ученые, которые три раза встревали усыпальницу.
Первое что мы заметили, что гробы физически очень большие. На самом деле оказалось, что это гробы-матрешки, то есть внутри большого гроба находится еще один, деревянный или металлический. У более поздних захоронений в гробах установлено стекло, чтобы можно было видеть лицо, вернее то, что от него осталось. По словам экскурсовода - лучше это зрелище не видеть.
Одной из легенд была история о горбатом гробе. Якобы в средние века, одна из дочерей князя Радзивилл влюбилась в простого парня и забеременела от него. Чтобы избежать позора, девушку заточили в башне и объявили сумасшедшей. Там она и родила дочурку. Пока мать была в горячке девочку выкрали. Верная служанка рассказала бедной девушке. Измученная горем княжна обманула охранников и побежала к тому месту, которое ей указала служанка. На утро ее нашли сгорбленной от горя и мертвой. Из-за того, что труп не смогли разогнуть, пришлось и похоронить в горбатом гробу.

В общем, история в реальности история была прозаичнее. В гробу располагалась... ваза для цветов, видимо любимая вещь одной из женщин рода Радзивилл.
В небольшом склепике слева от входа можно увидеть несколько взрослых гробов и 12 детских маленьких гробиков. С этим захоронением также связана страшная история. В маленьких гробиках дети и внуки несчастной Екатерины Радзивилл, жены Михаила Сиротки. По легенде, которую разнесла людская молва, душа матери каждый день прилетала к слепу и превращалась здесь в сову. Сова по ночам кричала истошным голосом, да так, что у каждого, кто слышал эти звуки, волосы становились дыбом. Из 33 детей у нее выжили только 4, представляете, какая была тяжелая судьба этой женщины?

Особо эффектно было, когда мы, находясь в склепе, услышали странные стуки. Казалось, что кто-то стучал по крышке гроба...изнутри. Услышав это, все нервно посмеялись и потихоньку стали двигаться к выходу.

Интересно удалось Радзивиллам согласовать с Римом создание крипты, хотя по христианским законам усопшие должны быть пограблены под землей. Род был богатый и могущественный, все понятно, Рим дал разрешение, так как крипта располагается ниже уровня земли, а, значит, можно считать, что тела расположены под землей. Хитро?
В общем, с интересом выслушав все байки и легенды, мы поднялись наверх.

В храме уже никого не было и мне удалось сделать несколько фотографий на телефон, правда смотрительница поругала за то, что я задержалась в костеле пока она прохлаждалась на уличной лавочке. Вообще она вела себя очень некрасиво, как будто этот костел является ее собственностью, культурно общаться женщину, явно, никто не научил.

В то время как я фотографировала документы в дверях храма, она на меня бросилась буквально с кулаками, с криками «Знаю я вас туристов, вы меня не проведете!». На слова о том, что я фотографирую на улице тетка внимания не обратила. Но мне было все равно, так как в кармане лежал телефон с трофейными фотографиями.

В общем, вот такая у нас получилась экскурсия. Если будете в Несвиже, обязательно посетите Костел с экскурсией. Несмотря на то, что в костел вход бесплатный, с гидом вы получите удовольствия в несколько раз больше.

Поиск дешевых авиабилетов в Минск

Отзывы, цены, бронирование отелей в Белоруссии

Отели Минска

История

Первое упоминание о Несвиже встречается в русских летописях в XIII веке, когда рассказывается о том, что князь Юрий Несвижский принимал участие в битве на Калке (1223). Умирая от ран, он дал поручение своему слуге – добраться до Несвижа и сообщить жене и всем приближенным, как погиб князь. Когда слуга выбирался с поля битвы, его пронзила стрела – в самое сердце, но он все равно добрался до княжьего замка и принес с собой трагическую весть о гибели князя и приходе на Русь татар. После включения земель Белоруссии в состав Великого княжества Литовского несвижские князья владели своим уделом с XIII по XV вв. при условии, что они служат князю. Правда, уже в 80е гг. прошлого века ученые доказали, что город и замок появились здесь не ранее XV века. Таким образом, первым письменным упоминанием о городе теперь считается 1446 год, когда в летописи рассказывается о передаче местечка Несвиж великим князем литовским Казимиром Миколаю Яну Немировичу.

В 1492 г. Несвиж переходит во владение белорусскому магнату Петру Кишке, а в 1513 г., когда его дочь Анна становится женой Яна Радзивилла, город в составе ее приданого становится владением Радзивиллов. В 1547 году сын Анны и Яна – Николай Радзивилл Чёрный – становится князем Священной Римской империи и делает своей резиденцией именно Несвиж. Чтобы не допустить более передачи своих владений «по кудели» (в составе приданого), он устанавливает право майората – титул, земли и все богатство переходят старшему сыну. Остальные отпрыски мужского пола должны были либо уйти в монастырь, либо стать рыцарями в войске какого-нибудь короля. Именно благодаря этому Несвиж оставался владением Радзивиллов до 1939 г.

Памятник Симеону Будному-первопечатнику из Несвижа

Типография

Расцвет Несвижа связывают с именем князя Николая Христофора Радзивилла Сиротки - сына Николая Радзивилла Чёрного. Наследник огромного состояния, он мог бы провести жизнь праздно, но он путешествует по Европе и Ближнему Востоку, и даже пишет путевые заметки об увиденном. Получив от отца деревянную усадьбу и небольшой городок при ней, он возводит каменный замок, застраивает заново город, превращая его в европейский: освобождает горожан от многих налогов и феодальных повинностей, развивает торговлю и ремесла. В Несвиже при нем открываются школа, госпиталь, ткацкий и портняжный, слесарный и скорняжный цеха. В 1562 г. открывается типография, где были изданы первые книги на белорусском языке. Чуть позже именно здесь возникает первый белорусский театр, а еще в городе размещался кадетский корпус и школа флотских офицеров для частного войска Радзивилла. В 1583 г. начинается строительство Несвижского замка, для чего привлекаются итальянские мастера. За весьма короткий срок (чуть более 30 лет) по последней фортификационной моде был построен замок и город.

«Город, получивший магдебургский привилей («право Саское Магдебургское»), отчислял деньги на фортификационные работы из своих доходов. Согласно артикулам магдебургского права, в городе были организованы сторожевая, противопожарная службы и ополчение. Все жители несли сторожевую и оборонную повинности, участвовали в военных смотрах («полисах») и тренировках («муштрах»). К концу XVI в. городские укрепления в основном были сооружены. Гравюра несвижского картографа Томаша Маковского, сделанная около 1600 г., изображает Несвиж, основу обороны которого составлял высокий земляной вал. Он имел вид пятиугольника с 7 бастионами, который охватывал город со всех сторон.

Внутрь попадали через пятеро ворот-брам: Слуцкую, Клецкую, Виленскую, Мирскую и Замковую. Городскую фортификацию окружал водяной ров, соединявшийся с рекой Ушой. Перед каждой брамой имелся подъемный мост. Не последнее место в обороне Несвижа занимали 4 каменных кляштора -- бенедиктинский, иезуитский, бернардинский и доминиканский с комплексами построек, поставленные в тактически важных и выгодных местах. Они закрывали прямую дорогу к замку и были серьезным препятствием на пути противника. Водяной ров вокруг города выполнял еще одну функцию: он был зарыблен и превратился практически в рыбий питомник. Однако ловить рыбу мещанам запрещалось. Радзивиллы приказывали строго следить за этим поручику или цейхгварту, уполномочив их отнимать сети у горожан».
М. А. Ткачев «Замки Беларуси»

Во время русско-польской войны замок выдержал две длительных осады русских войск, бравших штурмом сам Несвиж, в 1654 и 1659 гг. В 1706 г. Несвиж, как и близлежащий Мир, разграбляют шведские войска. Через 15 лет его восстанавливают, возводя также дворцовую часовню, тогда-то он и приобрел тот облик, который мы наблюдаем сегодня. В 1764 и 1768 гг. сюда вторгаются русские войска, в 1792 г. замок-таки берут приступом русские отряды, а после раздела Речи Посполитой в 1793 г. город входит в состав Российской Империи. В 1812 году Доминик Иероним Радзивилл выступил на стороне французской армии, после чего вынужден был бежать. Только в 1860-х гг. замок вернулся к Радзивиллам, после чего вокруг замка разбили несколько парков (общая площадь паркового комплекса составляет 90 гектаров). В 1921 г. Несвиж входит в состав Польши, в 1939 г. - в состав Белоруссии, в 1941-1944 гг. находится под фашистской оккупацией. Во время СССР во дворце размещался санаторий КГБ, в 2002 г. в замке случился пожар, уничтоживший большую его часть. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы, которые обещают закончить к 2010 г.

Замок, фарный костел и городская застройка внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фарный костел

«Во второй половине XVI в. Радзивиллы, Ходкевичи, Воловичи, Сапеги и прочие магнаты стали переходить из католичества в протестантство – с прицелом на то, чтобы секуляризировать церковные земли, то бишь прибрать их к своим рукам. Николай Радзивилл Черный даже основал в 1553 году общину кальвинистов в Вильно, а также пытался организовать издание кальвинистской литературы в Бресте, где в 1563 по его распоряжению была издана Библия на польском языке. В Несвиже с его подачи протестантский печатник Сымон Будный (прямо Семен Буденный), получивший образование в Краковском университете, издал «Катехизис» и «Об оправдании грешного человека перед Богом». Однако церковники не сдались просто так, ксензды и члены монашеских орденов развернули масштабную идеологическую борьбу за умы магнатов, увенчавшуюся успехом. Когда Николай Черный умер, его сын-католик Николай Сиротка стал скупать кальвинистские книги, изданные отцом в Несвиже и Бресте, и сжигать их». (с) Глеб, По следам Великого княжества Литовского

Как символ возвращения Радзивиллов в лоно католической церкви, Николай Сиротка заказывает Джованни Бернадони иезуитский костел. В 1593 г. в Несвиже появляется барочная церковь по образу и подобию главного иезуитского храма – римской Иль Джезу (1584). Считается, что это был первый на территории Речи Посполитой храм в стиле барокко.

«Поклонись храму твоему в страхе твоем» - гласит латинская надпись над входом в несвижский фарный костел. Храм – как будто символ веры Радзивиллов: боковые алтари вот-вот упадут, но нет – их поддерживают ангелы. А с левой стороны, у самого спуска в крипту, обратите внимание на серый надгробный памятник Сиротке: на могилах рыцарей той эпохи было принято изображать рыцаря в полном боевом облачении, с оружием, Николай Сиротка же изображен на плите коленопреклоненным, в одеянии пилигрима, с походом и с широкополой шляпой за плечами. Рыцарское вооружение лежит, небрежно отброшенное, сзади. Под барельефом - длинная латинская эпитафия, которая гласит, что пред Господом никто не рыцарь, а лишь странник-пилигрим.

В другом боковом алтаре есть мраморная скульптура молодой женщины, которая сидит на крышке гроба. Это Мария, возлюбленная Сиротки - по легенде, ее похоронили заживо - в состоянии летаргического сна – эту историю очень любят рассказывать гиды, возбужденно размахивая руками. Главное украшение костела – это его роспись (считается, что автором росписи, художником Х.Г.Хески использовались для работы композиционные схемы Рубенса). Говорят, можно уговорить органистку, чтобы та пропустила вас наверх на хоры или даже показала, как пользоваться органом, но это, кажется, из разряда баек.

Крипта

А вот проникнуть в недоступную крипту под костелом все-таки можно: когда мы осматривали росписи, в костеле еще была служба, после которой вход закрыли. Одна из девушек в нашей группе так сильно переживала о том, что не удалось увидеть крипту, что я рассказала ей о статье , прочитанной мной до приезда сюда – как одна из прихожанок, пани Янина Шидловская, пускает в усыпальницу туристов за плату в 1500 рублей с человека. Девушка взялась за дело активно, и после осмотра группой замка буквально притащила нам эту пани, которая, увидев, что группа большая (было нас человек 20), да еще две группы тоже изъявили желание, сообщила, что возьмет по 1000 рублей с человека, мол, соберите. Правда, к деньгам она даже не прикоснулась, велев запихнуть их в коробку для пожертвований.

Итак, фамильная усыпальница князей Радзивиллов представляет собой темный подвал, где рядами стоят простые деревянные гробы (внутри они металлические), общим количеством 78 или 79. Первым здесь был похоронен сам Николай Сиротка в 1616 году, от него же передавался из поколения в поколение рецепт бальзамирования трупов, привезенный им из путешествия по Востоку. Каждый из саркофагов обвит проволокой, скрепленной радзивилловскими печатями – сделано это не для того, чтобы не выпустить призраков (как многие рассказывают), а для того, чтобы те же туристы (несколько гробов стоит не за решеткой, а прямо под окошком в подвале) не лезли вовнутрь, или искатели приключений не вскрывали гробы в поисках ключа к кладу (такие случаи тоже были). Последнее захоронение в склепе состоялось в 1999 году – сюда привезли Антония Радзивилла, умершего в Лондоне (это его гроб стоит под окошком). Как утверждала наша гид, это третье по величине семейное захоронение в Европе, после усыпальниц Валуа и Габсбургов (правда, на наш вопрос, не в Сен-Дени ли Валуа, и какие Габсбурги имеются в виду – в Эскориале или венской Капуцинерскирхе, дама затруднилась с ответом).

Если же вовнутрь попасть не удастся, то заглянуть в крипту можно в окошечки у церковного фундамента – кое-что даже видно. Завершающим этапом нашей поездки стал визит местного фотографа, предлагавшего диски с фотографиями Несвижа, в т.ч. архивными (замок до пожара) и крипты – по 5 тыс. рублей. И не надейтесь – они защищены от копирования:)

Здание церкви не очень внушительно, но красиво. Тогдашний правитель Несвижа, князь Миколай «Сиротка» Радзивилл, путешествуя по Европе, был впечатлен церквями Святой земли и Рима и пожелал увидеть в своей вотчине нечто подобное. По типу выстроенный костёл представлял собой базилику с тремя нефами, и его белоснежный фасад несомненно ассоциируется с итальянскими образцами религиозной архитектуры. Фасад весьма украшают искривленный силуэт верхнего яруса и две ниши со скульптурами.


Заслуживает особенного внимания интерьер костела, который украшают многочисленные фрески. Благодаря им слава костела распространилась далеко по Европе.

Эти росписи создавались в середине 18 века, когда костел реставрировали, и считается, что их авторы многое переняли у Рубенса в своей работе. Особенно любопытны изображения колонн под куполом: перспектива в росписях выверена очень тщательно и создает полное впечатление того, что колонны настоящие.

При последней реставрации 1902 г. росписи подновили, и сегодня ими можно любоваться во всей красе. Наиболее интересна «Тайная вечеря» кисти К. Гесского; также интересны иконы боковых алтарей, изображающие святого Игнатия и святого Франциска Ксаверия.


В подземелье Несвижского замка откроется экспозиция, посвященная погребальной культуре рода Радзивиллов. Об этом корреспонденту МЛЫН.BY рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

По словам собеседника, на протяжении двух лет белорусские и литовские специалисты проводили исследовательские работы в крипте под костелом Тела Господня (Фарным) в Несвиже, в которой захоронена семья Радзивиллов. За это время они раскопали более 90 предметов, принадлежавших знаменитому роду.

Радзивилловская крипта

Несвижская крипта — уникальный для Восточной Европы мавзолей представителей одной семьи. Первое известное захоронение здесь состоялось 9 апреля 1616 года, это был Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616), основатель замка и костела. Последнее произошло 8 июня 2000 года. Тогда в специальной нише замуровали урну с прахом Антония Николая Радзивилла (1935–1999), который умер в Лондоне, но завещал похоронить себя на родине предков.

Сегодня в усыпальнице насчитывается 70 саркофагов (один из них ритуальный), две канопы (сосуды с забальзамированными внутренними органами) и одна урна с прахом, замурованная в стене усыпальницы.

За весь ХХ век трижды предпринимались попытки изучения крипты и инвентаризации. В 1905 году, по инициативе Радзивиллов, группа медиков и духовенства обследовала находящиеся здесь саркофаги, заменив пришедшие в негодность новыми. После чего они были оплетены стальной проволокой и опломбированы свинцовыми пломбами с изображением радзивилловского орла и датой «1905». В 1953 году в усыпальнице работала группа советских специалистов-медиков.

— Их цели и задачи до сих пор во многом неясны. По одной из версий, ученые исследовали технологию бальзамирования тел умерших, которую можно было бы применить при захоронении советских вождей (как раз в марте 1953 года умер Иосиф Сталин). Комиссия работала в большой спешке, в результате чего усыпальнице нанесли значительный вред: с многих саркофагов сорвали пломбы, перепутали таблички с именами умерших, поменяли порядок расстановки саркофагов, — рассказал директор Национального историко-культурного музея-заповедника «Несвиж» Сергей Климов.

В 1999 году белорусские и литовские специалисты провели инвентаризацию и идентифицировали 33 захоронения, остальные атрибутируются как «захоронения неизвестных».

Исследования ХХI века

В 2016 году состоялось несколько визитов литовских специалистов в Несвиж. Они установили, что нынешнее расположение саркофагов не совпадает с надписями на мемориальных таблицах. Перепутаны захоронения мужчин и женщин. В частности, в саркофаге №2, который до сих пор атрибутировался как захоронение Эльжбеты Евфимии Радзивилл (жены Радзивилла Сиротки) оказались не идентифицированные мужские останки. Также были проведены реставрационные работы. В частности - восстановлена печать Папы Римского Бенедикта XIV (1750 г.) на памятной плите у входа в крипту и гербовый картуш с саркофага Констанции Радзивилл-Чудовской (1796–1824).

В саркофаге №1 обнаружили уникальные памятники материальной культуры XVII в. - круглую шапочку и дублет (мужская верхняя одежда). Главной целью работ на раскопках, проведенных в июне 2017 года, стала идентификация отдельных захоронений, анализ их состояния (пол, возраст, патологии, сохранность останков), отбор проб для проведения анализа ДНК и изучение возможности сохранения и реставрации предметов, обнаруженных в саркофагах.

— После тщательного антропологического исследования останки, очищенные от скопившегося за много лет мусора, были соответствующим образом уложены в гробы в анатомическом порядке. После чего саркофаги закрыли, обтянули проволокой и поставили на свои места. Таким образом, специалисты, помимо исследовательской работы, еще благоустроили и упорядочили захоронения, — отмечает Сергей Климов.

Экспонаты будущей выставки

Во всех вскрытых гробах были обнаружены весьма ценные с точки зрения изучения истории вещи: одежда, награды, оружие, предметы религиозного культа. Все они были изучены реставраторами. Наиболее значимые решили извлечь из саркофагов и оставить на хранение в фондах музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации и экспонирования.

— Такая практика принята в зарубежных странах (в той же Литве), где в музейные фонды передаются предметы, найденные в захоронениях, семейных мавзолеях. Это позволяет сохранить артефакты и сделать их доступными для изучения специалистами. Для Беларуси, где было уничтожено немало историко-культурных ценностей, этот вопрос приобретает особую актуальность, — считает специалист.

К числу наиболее ценных предметов ученые относят знаки орденов Святого Губерта (захоронение «Скарульского») и Белого Орла (саркофаг Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки), вышитые металлизированной нитью на парадной одежде. Большой интерес также представляет сабля «карабела» (XVII–XVIII вв). Хорошо сохранилась костяная рукоять в форме головы орла с загнутым вниз набалдашником и прямой крестовиной. Сам клинок, к сожалению, распался на несколько фрагментов, сопоставив которые, можно сделать вывод об общей длине и ширине оружия. Обнаружены также фрагменты деревянных ножен, обтянутых черной кожей. Сабля принадлежала великому гетману Михаилу Казимиру Рыбоньке.

В ряде захоронений нашли шкаплеры (скопулярии) - сакраментарии для святых реликвий в виде двух фрагментов ткани, соединенных лентой таким образом, что один оказывался на груди, а второй на спине. В ткань зашивали иконки, медальоны либо святые реликвии.

Наиболее же значимой находкой считают фрагмент Слуцкого пояса из захоронения Пане Коханку. Это центральная часть шелкового пояса, на которой серебряной нитью выткан узор в виде поперечных полос с цветочным орнаментом и «золотыми» полями, края украшены изображениями цветов. Сам по себе фрагмент небольшой (29х45 см), но в Беларуси сохранилось всего полтора десятка поясов подобного типа и их фрагментов. Пояс непосредственно связан с одним из самых колоритных персонажей несвижской истории — Каролем Станиславом Радзивиллом по прозвищу Пане Коханку, об авантюрах которого сохранилось немало легенд и документальных свидетельств.

Изучение захоронений в 2016–2017 гг. проводилось в рамках совместного белорусско-литовского проекта «Исследования и концепция приспособления к посещению усыпальницы княжеского рода Радзивиллов в крипте Несвижского костела». Все обнаруженные предметы передали в фонды музея-заповедника «Несвиж» для дальнейшей реставрации. На данный момент отреставрированы сабля и фрагмент Слуцкого пояса. На очереди - элементы обуви.

Со временем артефакты из крипты выставят в отдельной экспозиции. Точную дату открытия Сергей Климович назвать не смог, но уверил, что первых посетителей примут в 2019-м. Выставка создается на средства, выделенные из бюджета Республики Беларусь, и гранты Европейского союза.

Евгений Олейник

Фото: Светлана Курейчик, Павел Шнип, niasvizh.by

7 4

В Речи Посполитой существовал особый политический строй "шляхетская демократия". Ни одно дворянство Европы не обладало такими правами, как шляхта. Через многоуровневую систему сеймов каждый шляхтич потенциально мог участвовать в политике страны. Король был выборным, хотя и правил всю жизнь. Но на практике это вылилось в олигархию: Речью Посполитой правил десяток самых влиятельных родов. В Галиции и Подолии я в каждом городе встречал упоминания о Потоцких, Сенявских, Конецпольских. В Чёрной Руси особенно заметны Сапеги и Радзивиллы. О последних стоит рассказать подробнее - это был самый богатый и влиятельный род во всей Речи Посполитой.

В начале 15 века князь Радзивилл (вероятно, потомок верховных жрецов) крестился как Николай, оставив языческое имя в качестве фамилии. Род Радзивиллов, разделившийся на три ветви, дал Литве и Речи Посполитой воевод, кастелянов, канцлеров, маршалков, гетманов, епископов и разве только не королей. Еще больший вклад Радзивиллы внесли в культуру: от кальвинизма и арианства до знаменитого белорусского книгопечатания, от первого театра до первого барочного костёла Речи Посполитой.
У Радзивиллов были десятки резиденцией по всей стране, самые известные из сохранившихся - Биржай в Литве, Олыка на Волыни, но в первую очередь - Мир и Несвиж в Чёрной Руси, ставшие "столицей" этого рода. О них в двух частях и пойдёт речь, и начнём с Несвижа - городка (14 тыс. жителей) в 130 километрах от Минска, где я был в католическое рождество (25 декабря).

Хотя Мир и Несвиж разделяет всего 22 километра, они находятся в разных областях: Мир - в Гродненской, Несвиж - в Минской. Более того, между ними нет прямого сообщения, хотя примерно на равном расстоянии от обоих трасса Минск-Брест и железнодорожная станция Городея. Мир я посетил в феврале-2008, а Несвиж - в декабре-2010. Причём ехал туда не из Минска, как все нормальные люди, а из Барановичей, откуда автобус до Несвижа ходит 4 раза в день. Вот только жалкие 40 километров он преодолевает почти два часа. А невезение с погодой в тот день достигло апогея: +3 градуса, слякоть и туман.

Селение Несвиж известно с 1446 года, с 1492 года - дальнее имение рода Кишка, доставшееся в 1513 году в качестве приданного Ян Радзивиллу Бородатому. В 1533 году Несвиж окончательно переходит к Радзивиллам, а в 1547 году Николай Радзивилл Чёрный, получивший титул "князя Священной Римской империи", переносит сюда свою резиденцию. В 1584 году начинается строительство замка, а в 1586 Несвиж получает статус ординации (неделимой вотчины, передающейся старшему сыну) и Магдебургское право впридачу. В эти годы в Несвиже возникают типография (где Симон Будный издавал первые книги на белорусском языке), первый в стране театр "Комидехауз" (1740), с костёлами соседствуют кальвинистские церкви (в конце 16 века Радзивиллы увлекались этим течение протестантства), с иезуитским коллегиумом - арианская школа...
В общем, Несвиж мог бы быть чем-то вроде , только с масштабами Царского Села и Версаля - но от былого величия остались лишь осколки. Один из них - Ратуша на бывшей Рыночной площади в 5 минутах ходьбы от автовокзала:

Спереди ратуша, сзади райком. Одно назначение, но разные эпохи. Ратуш в Беларуси сохранилось всего 7 (Минск, Несвиж, Витебск, Могилев, Шклов, Чечерск), причём почти все полностью или частично воссозданы. Несвижская ратуша (1586) была сильно исковеркана в 19-20 веках, восстановлена в 2001 году.

При небольшом размере, одна из самых красивых и гармоничных ратуш, что я видел. И отреставрирована очень грамотно - я бы даже не заподозрил неаутентичности. С трёх сторон ее окружают торговые ряды - площадь не зря была Рыночной:

Но сама застройка площади феноменально унылая - хрущобы и брежневки (причём с двух сторон еще и не реновированные), небольшая гостиница, пара уездных домиков и единственный примечательный "дом мастера" (1721) - такие в Речи Посполитой строились для передовиков ремесленного производства и иностранных специалистов. Его аналог мы уже видели в Гродно, и их сравнение наглядно подтверждает, что Радзивиллы были богаче королей.

Когда-то такими домиками была застроена вся площадь. И можете даже не напоминать мне о том, кто всё это разрушил.

Однако и уездная застройка в Несвиже очень примитивная и нецельная. Как не трудно догадаться, процветание Несвижа закончилось под Россией: еще в 1768-70 годах Николай Радзивилл Пане-Коханку вступил в конфликт с Екатериной Второй, но был прощён. А вот когда в 1812 году Радзивиллы поддержали Наполеона, их прощать уже не стали и отобрали Несвиж, вернув лишь в 1860 году. За это время город стал обычным еврейским местечком, да и сами Радзивиллы были уже не те - один из множества дворянских родов, не лучше и не хуже десятков других. Несвиж сохранил важнейшие памятники - но были утрачены несколько второстепенных костелов и сама городская среда: как ансамбль город распался.

На кадре выше пятиэтажка стоит напротив Ратуши, за домами - костёл Божьего Тела (1580-е годы), а если посмотреть правее - увидишь Слуцкую браму (1690):

Непонятное сооружение в чистом поле - на самом деле ворота земляной крепости, некогда опоясывавшей город. За брамой - узкий перешеек меж двух прудов:

Брама стоит на "кольце" - по обе её сторону ездят машины. Но можно зайти в арку и даже внутрь - в здании пара магазинов:

С перешейка по левую руку хорошо виден Несвижский замок (1584-1619) за прудом. Туда мы дойдём позже:

Межу ратушей и брамой в одной из боковых улиц видна колокольня бывшего монастыря бенедиктинок (1763):

Монастырь основан в 1590-е годы - какой же польско-литовский город без монастыря? Колокольня-брама - в общем-то единственное уцелевшее здание:

Внутри ныне агротехникум:

Причём для Беларуси на удивление обшарпанный. Костёл Святой Евфимии (1590-е) лишился высокой гранёной башни и переделан в учебный корпус. Как собор выглядел изначально, можно , там же фотография аудитории под стрельчатыми сводами.

А между монастырём и площадью - вот такая улица, типичный пейзаж Несвижа и большинства белорусских райцентров.

Теперь пойдём в сторону замка и костёла Божьего Тела, которые от главной улицы отделены кварталом. Вид со двора:

Понравилось советское здание с башней (телефонная станция? дом связи?) - такой идеальный современный костёл. Антенна должна транслировать приглашение на службу по смс. Улица за кварталом - здесь сохранилось некое подобие уездной застройки:

И нависающий над улочкой костёл Божьего Тела:

Один из самых величественных храмов Беларуси построил Николай Радзивилл Сиротка в 1587-93 годах - для такого огромного собора срок исключительный! С архитектурой точки зрения храм уникален тем, что это первый (!) образец барокко во всей Речи Посполитой, фасад которого, построенный по образцу римской церкви Иль-Джезу (так как изначально был иезуитским), стал прототипом для сотен польско-литовских церквей - его "потомки" есть почти в каждом городе Беларуси, Литвы, Западной Украины:

Надпись на фасаде гласит - "Перед богом никто не рыцарь, а только странник-пилигрим". Кстати, для сравнения - а так выглядит первая барочная церковь России (1640-е годы), Троицы в Никитниках в Москве.

Внутри собора - красивейшее убранство: росписи, алтари, нарисованные под куполом "объёмные" статуи. В подвале - усыпальница Радзивиллов, где похоронено около 70 представителей великого рода... Мне удалось лишь полюбоваться интерьерами от входа, но зато я увидел рождественскую службу. И эта служба в одном из самых величественных соборов, что я видел, полностью оправдала поездку сюда с учётом непогоды. Фотографии убранства есть в "Глобусе Беларуси".

А здесь видны еще три постройки, примыкающих к собору. "Стела" напротив входа - придорожная часовня (1826), в дальнем углу ограды - усыпальница Булгариных (1747), а звонница на переднем плане - бывшая крепостная башня середины 16 века, старейшее сохранившееся здание Несвижа, образец литовской готики. Утверждается, что ее облик не изменился с 16 века - но глядя на широкие окна, в это верится с трудом. А может, верхушка башни уже тогда была украшением.

Лучше всего собор смотрится из парка через пруд:

Почти за апсидой костёла - вход в замковый парк (на вводном кадре). Аллея ведёт по перешейку между Замковым (справа) и Бернардинским (слева) прудами:

И несмотря на самую отвратительную в мире погоду, в парке были туристы с фотоаппаратами. Вообще, внутренний туризм в Беларуси очень развит, и Несвиж - один из ключевых его пунктов.

Но вот опять... Бернардинский пруд - есть, Бернардинский мост - есть, нет только Бернардинского собора.

За мостом, прямо в парке - памятник Великой Отечественной с вечным огнём на фоне дворца:

Замок Радзивиллов, построенный в 1584-1619 годах - пожалуй, лучший из дворцов всей Западной Руси, а может быть и Речи Посполитой. Это был переходный тип между замком-крепостью и замком-дворцом - дворец с системой бастионов. В главном корпусе напротив ворот был собственно дворец, в левом крыле с башней - казармы замкового гарнизона (а у Радзивиллов была собственная 10-тысячная армия), в правом - службы. Замковый двор выглядел так:

За свою историю замок разрушался трижды: в 1650-е годы (русско-польская война), в 1709 (вторжение шведов), однако его облик оставался близок к первоначальному. В 2002 году, ровно за 8 лет до моего приезда, в ночь на католическое Рождество замок сгорел. Для белорусского наследия это была, мягко говоря , катастрофа - как если бы в России сгорел Эрмитаж со всеми экспонатами или рухнул собор Василия Блаженного. С тех пор здесь идёт реставрация, причём отнюдь не вялотекущая.

"Коттеджный" кирпич, стеклопакеты и металлочерепица - далеко не худшее, что здесь происходит. Например, можно увидеть, что внешне вполне целая северная галерея была снесена и построена заново. Да и просто здесь сложно отделаться от общего "муляжного" впечатления. С одной стороны, по этому "макету в натуральную величину" можно понять, насколько величественным был дворец. С другой - он не кажется настоящим, несмотря на то, что сами постройки аутентичны на 80-90%.

В Белоруссии последних 200 лет процесс уничтожения наследия был, пожалуй, самый интенсивый на всём постсоветском пространстве. Огромное количество древностей было уничтожено еще царскими властями - ликвидация ратуш, перестройки древних и барочных костёлов в псевдорусские церкви-"муравьёвки", полный снос города Берестье для строительства Брестской крепости. Не меньше уничтожила война, затмившая для белорусов всю предшествовавшую историю. Многое снесли в советское время - причём не столько в 1930-е, сколько в 1960-е: погибли домонгольские церкви в Полоцке и Витебске, шедевры "виленского барокко", уже упомянутая мной Фара Витовта в Гродно... И самое страшное, что в независимой Беларуси это не прекратилось - утрат такого масштаб в постсоветское время не знала даже Россия. Какой-то злой рок, уничтожающий культуру Великого княжества Литовского независимо от власти. И я боюсь, либерализация и евроинтеграция его тоже не остановят....

Впрочем, дворец вполне можно вернуть в адекватный облик.

Хотя на фотографиях аляповатость видна не так, как в живую. А может просто погода плохая и я предвзятый. В парке верещит пила.

На панораме Несвижа за прудом и самом пруде с многочисленными рыбаками глаз просто отдыхает:

От замка я пошёл гулять по парку. Вот эти вазоны стоят там, где некогда был замковый костёл (он же доминиканский):

А в парке, который делится на 5 частей (Замковый, Старый, Новый, Английский, Яп онский) очень красиво даже при такой унылой погоде.

Перешеек между Замковым (справа) и Диким (слева) прудами ведет в Английский парк.

Теоретически, здесь много всяких скульптур, гротов, беседок - но я почти ничего не заметил. Для меня главным украшением парка стали лишайники:

В общем-то, в Несвиж я ехал "для галочки" - меня сюда как-то никогда не тянуло, но и не посетить его, если интересуешься белорусскими древностями, нельзя. Результат соответствующий: плохая погода и настроение сильно смазали впечатление о городе.
Сюда надо будет вернуться как-нибудь позже и летом. Или "золотой осенью". Чтобы погулять несколько часов по старому парку. И может быть, когда реставрация в Несвижском замке будет доведена до конца, он будет выглядеть естественнее, а чувство "муляжа" пропадёт? В конце концов даже самый красивый дом при строительстве уродлив.

Покинув парк, я направился в город вдоль трассы, у конечной остановки очень кстати подвернулся автобус.
В следующей части - о соседнем Мирском замке.

ЧЕРНАЯ РУСЬ-2010