Начался месяц Раджаб. Какое поклонение совершать в этом месяце? Наступает месяц Раджаб, какие богослужения следует выполнить? Начало месяца раджаб

Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух, братья и сестры! Ин ша Аллах, с наступлением вечернего намаза (магриб), 28 марта 2017 года наступает благословенный месяц Раджаб, в связи с чем, мы публикуем ответы на часто задаваемые вопросы.

1. Дуа, читаемое в начале месяца Раджаб

Вопрос: Мы знаем, что есть дуа, которое читают в начале месяца Раджаб, однако некоторые люди считают, что оно недостоверное, и чтение его является новшеством. Как будет правильно?

Ответ:

Анас ибн Малик передает, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) читал следующее дуа, когда наступал месяц Раджаб:

اَللّٰهُمَّ بَارِكْ لَناَ فِيْ رَجَبٍَ وَشَعْبانَ وَبَلّغْنَا رَمَضَانْ

Аллахумма барик ляна фи Раджаба ва Шаъбана ва балигна Рамадан

О, Аллах, благослови нас во время (месяцев) Раджаба и Шаабана и помоги нам достичь Рамадана.

(Шу’абуль Иман, хадис 3534, Ибни Сунни, хадис 660, Мухтасар Заваид Баззар, хадис 662, также см. Аль-Азкар, хадис 549)

Хадис считается слабым, однако ему можно следовать. Говорить, что это дуа является новшеством есть крайность.

Имам Навави (рахимахуллах) сказал, что этот хадис имеет некоторую слабость (Аль-Азкар, хадис 549).

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (рахимахуллах) сказал, что этот хадис подходит для доказательства достоинств этой практики (чтение дуа перед началом Раджаба) (Латаиф, с. 172).

Алляма Мухаммад Тахир аль-Фатани (рахимахуллах) говорит, что этот хадис слабый, но ему можно следовать в данном случае (Тазкиратуль Маудуат, с.117).

Следует сказать, что слабые хадисы, где приводится то или иное дуа, можно практиковать. (Мустадрак Хаким, начало главы о дуа и Натаиджуль Афкар хафиза Ибн Хаджара, т.5, с.291)

2. Пост в первые три дня месяца Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис о достоинстве поста в первые три дня месяца Раджаб: «Пророк (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: “Пост в первый день Раджаба искупает грехи трех лет, пост во второй день искупает грехи двух лет, а пост в третий день искупает грехи за один год, в дальнейшем грехи одного месяца искупаются за каждый день поста”.

Ответ:

Абу Мухаммад Аль-Халля передает этот хадис с очень слабым иснадом, поэтому этот хадис не следует цитировать. (См. Джамиу с-Сагыр, хадис 5051, Файдуль Кадир и Ат-Тайсир би шархиль Джами ас-Сагыр. Также см. Аль-Мугыр Ахмада Сиддика аль-Гумари).

Однако, Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что в общем нам следует соблюдать по возможности дополнительный (нафиль) пост в месяце Раджаб. (Аль-Адаб фи Раджаб, с. 30)

3. Просьбы о прощении во время Раджаба

Вопрос: Я получил недавно сообщение о конкретном истигфаре, который следует читать во время Раджаба и Шаабана. Есть ли основания у этого хадиса: «Если кто-то прочтет следующий истигфар семь раз в день во время Раджаба и Шаабана, Аллах сообщит ангелам, которые записывают его дела, чтобы они разорвали книгу его грехов: Астагфируллах азыми ллязи ла иляха илля хуваль хаййюль каййюму ва атубу илейхи таубатан "абдин залими линафсихи ла йамлики ли нафсихи маутан баля хайтан ва ля нушур».

Ответ:

Сообщение, о котором вы спрашиваете, приводится в некоторых книгах без иснада, поэтому я не могу прокомментировать его достоверность (см. Аль-адаб фи Раджаб, с. 39).

Раджаб является одним из четырех священных месяцев исламского календаря (аш-шухур хурум), так что человеку следует увеличить все формы поклонения в этом месяце, в том числе многократно произносить истигфар.

Мулла Али Кари (рахимахуллах) пишет, что его учителя многократно произносили истигфар в Раджаб (Аль-Адаб фи Раджаб, с.38).

4. Празднование ночи Рагаиб (ночь на первую пятницу Раджаба) - достоверная ли это практика?

Вопрос:

Во многих мусульманских странах принято отмечать т.н. Ночь Рагаиб или Ночь исполнения желаний. Считается, что это ночь, когда был зачат Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям), поэтому Аллах дает верующим все, что они пожелают в эту ночь ради Своего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям). В эту ночь мечети остаются открытыми всю ночь до рассвета, и верующие совершают особый намаз, салятуль-Рагаиб. Что вы можете сказать об этой практике?

Ответ:

Хадисы, где говорится о достоинствах особого намаза в ночь Рагаиб, были объявлены вымышленными большинством мухаддисов нашей уммы.

Следует воздержаться как от цитирования этих сообщений, так и от каких-то особых празднований или действий поклонения так и от каких-то особых празднований или действий поклонения в эту ночь. Хафиз Ибн Раджаб (рахимахуллах) пишет:

«Нет никаких доказательств в пользу совершения особых действий поклонения, которые следует выполнять этой ночью. Хадисы, где сказано об особом намазе «салятуль-рагаиб», совершаемом в ночь на первую пятницу Раджаба, ложные и вымышленные. Эти действия считаются дурным новшеством (бид’а), по мнению большинства ученых. Такая практика (отмечать эту ночь) появилась впервые в пятом веке…». (Латаифуль Маариф, с.228).

Также см. Табинуль Аджаб Хафиза Ибн Хаджара, с. 7; Тазкиратуль Маудуат аллямы Мухаммада Тахира аль-Фатани, с. 116-117, Аль-Масну’ Муллы Али Кари, с..259, хадис 464, Аль-Асаруль Марфу’а шейха Абдуль Хай Лякнави, с.44 и 48; Раддуль Мухтар (Ибн Абидина), т.2, с.26.

5. Хадис об облегчении положения верующего в месяце Раджаб

Вопрос: Пожалуйста, проверьте следующий хадис: «Тот, кто облегчает страдания мусульманина в месяце Раджаб, тому Аллах дарует дворец в раю».

Ответ: Хафиз Ибн Хаджар (рахимахуллах) назвал текст этого хадиса вымышленным. Так что хадис нельзя приводить в качестве цитаты. (См. Табиинуль Аджаб ‘Хафиза Ибн Хаджара, стр. 27, хадис: 12)

6. Вымышленный хадис о месяце Раджаб

Вопрос: Достоверен ли следующий хадис: Пророк (салляллаху ‘алейхи ва саллям) сказал: «Раджаб является месяцем, в котором Аллах умножает добрые дела. Поэтому тот, кто постится один день во время Раджаба, подобен тому, кто постился целый год; и для того, кто постится семь дней, закрываются семь врат Ада; и для того, кто постится восемь дней, открываются восемь врат Рая ему; и тот, кто постится десять дней, получит все, чего бы он ни попросил у Аллаха. И о том, кто постится пятнадцать дней в нем, будет глас с небес: «Поистине, тебе было прощено все, что ты совершил (плохого) в прошлом, что умножай свои добрые дела». Во время Раджаба Аллах ввел Нуха (мир ему) в ковчег на шесть месяцев, последний из которых пришелся на день ‘Ашура, когда он (ковчег) остановился на горе Джуди, и Нух постился вместе со всеми, кто был с ним, и даже животные (держали пост в этот день) в благодарность Аллаху...».

Ответ: Имам Табарани (рахимахуллах) и другие мухаддисы записали это сообщение (Аль-Муджамуль Кабир, хадис 5538).

Имам Байхаки (рахимахуллах) отрицал подлинность этого хадиса. Хафиз Захаби (рахимахуллах) классифицировал хадис как выдуманный. Так что ссылаться на этот хадис нельзя.

7. Есть ли доводы, что ночь Ми’радж приходится именно на 27-е Раджаба?

Вопрос: Есть ли доводы на то, что Ночь Ми’радж приходится именно на 27-е число месяца Раджаб?

Ответ: Дата 27-ого Раджаба является наиболее популярной в качестве даты ночи Ми’раджа, и некоторые ученые придерживались мнения, что это событие произошло в эту ночь. Однако, в целом мнения ученых относительно этой даты разошлись, так что нельзя с уверенностью утверждать, что Ми’радж произошел именно в эту ночь.

Хафиз Ибн Хаджар Аскаляни (рахимахуллах) пишет, что ему известно более десяти мнений относительно даты Ми’раджа. (Фатхуль Бари, т. 7, с. 254-255, хадис 3887).

Мой учитель шейх, мухаддис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) пишет в краткой статье на тему Мираджа:

«Суть дела состоит в том, что невозможно утверждать какую-то окончательную дату для ночи Ми’радж».

8. Есть ли доводы на особое проведение ночи Ми’радж?

Вопрос: У меня вопрос по поводу Ми’раджа: есть ли доводы из Корана или хадисов, что это событие произошло именно 27-ого числа месяца Раджаб? Есть ли какие-то действия поклонения, которые желательно совершать в эту ночь?

Ответ: Большинство мусульман считают, что Пророк (салляллаху aлейхи ва саллям) вознесся на небо в 27-ю ночь месяца Раджаб. Есть несколько сообщений, которые подтверждают это мнение, однако есть и другие сообщения, в которых есть указания на другие даты. Так что у нас нет никаких определенных сведений, в какое время эта ночь имела место быть.

Аз-Зуркани (рахимахуллах) приходит пять различных мнений о том, в каком месяце мог произойти Ми’радж: это месяцы Рабиуль-авваль, Рабиуль-ахыр, Раджаб, Рамадан и Шавваль. Мухаддис Абдуль-Хакк Дехляви (рахимахуллах) отмечает, что большинство ученых считают, что скорее всего Ми’радж происходил в месяце Рамадан или Рабиуль-авваль.

Тот факт, что ученые не склоняются к какой-то определенной дате этого события, указывает, не существует каких-то особых действий поклонения, которые нужно совершать именно этой ночью. Если бы в совершении какого-то ибадата в эту ночь была бы какая-то особая заслуга, то, разумеется, сподвижники Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям) передали нам сообщения об этом. Сахабы (да будет доволен ими всеми Аллах) сохраняли все подробности жизни нашего любимого Пророка (салляллаху aлейхи ва саллям), так что от них передавалось бы о какой-то особой практике поклонения, которую следует совершать этой ночью (если бы такая практика существовала).

Если кому-то хочется провести эту ночь в поклонении, он может совершать любой ибадат, который желательно делать в любую ночь: совершать дополнительные намазы, читать Коран, зикр, совершать дуа и т.д. Однако, это не следует делать с убеждением, что за совершение ибадата в эту ночь будет какое-то особое вознаграждение.

И наконец, поскольку люди часто собираются в мечетях в эту ночь, имамам и ученым следует использовать это время, чтобы призывать людей к благому и предупреждать от зла, разъясняя правильное мнение об этой ночи. (Фатава Махмудийя, 3/283-285, Фарукия), (Исламские месяцы, 49-63, Маариф).

Саджид ибн Шаббир, студент Даруль-ифта.

Проверено и одобрено муфтием Ибрагимом Десаи.

9. Есть ли доводы на желательность поста 27-ого Раджаба?

Вопрос: Есть ли какие-то доказательства того, что желательно держать пост 27-ого Раджаба?

Ответ: Ученые по хадису единогласны в том, что нет хадисов, которые подтверждают желательность поста в какое-то особое число месяца Раджаб.

Есть несколько хадисов, которые подтверждают общее достоинство поста в любой день месяца Раджаб, поскольку Раджаб - это один из четырех священных месяцев. Любой ибадат, совершенный в один из этих месяцев (Раджаб, Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам) будет более ценным. (Табийнуль Аджаб, с.7-11, Латаифуль Маариф, с. 228, Аль-Адаб фи Раджаб, с. 25).

В свете вышеизложенного нужно отметить, что человек, иншаАллах, будет вознагражден за пост в любой день Раджаба, но не следует но не следует считать, что в пост именно 27-ого Раджаба будет какое-то особое вознаграждение.

Один из моих учителей, шейхуль-хадис Фадлюль Рахман Азами (хафизахуллах) написал в статье о Мирадже:

«Что касается поста в месяце Раджаб: нет достоверных хадисов, которые подтверждают достоинства поста в какой-то из его дней. Однако, существует несколько вымышленных или крайне слабых хадисов, где говорится о достоинствах поста в Раджаб. Алляма Суюты (рахимахуллах) записал такие хадисы и указал на их слабость.

А Аллах знает лучше.

С месяцем раджаб начинается духовный период в жизни каждого верующего, который длится три священных месяца – раджаб, шаабан и рамазан. В три этих месяца, не имеющих себе равных, Всевышний даёт нам возможность очиститься от всех грехов прошедшего года и заслужить Его милость и прощение.

Посланник Аллаха (С) сказал: «Раджаб — месяц Аллаха, шаабан – мой месяц, а рамазан – месяц моей уммы (то есть шиитов)».

В месяцы раджаб и шаабан рекомендуется пост, и даже один день поста в эти месяцы имеет несметную награду. Салман Фарси передаёт от Посланника Аллаха (С), что в месяце раджаб есть день и ночь, которые таковы, что если верующий постится в этот день и бодрствует в эту ночь, то он получит награду того, кто постится 100 лет и бодрствует ночами 100 лет. Этот день и ночь выпадают на 27 раджаба.

Первый четверг этого месяца – .

13-е, 14-е и 15-е этого месяца - «айаму байз» («дни сияния»), имеющие специальную программу и «амаль умм давуд» («деяния Умм Давуда») для исполнения любого желания.

Желательные деяния этого месяца:

1. Пост, хотя бы один день месяца. Особо рекомендуется пост 27 раджаба. Имам Садык (А) также сказал: «Кто держит пост в последний день этого месяца – это станет для него безопасностью от смертной агонии »(«Васаилу шиа», том 10, С. 475).

2. После каждого обязательного намаза в этом месяце желательно читать следующее дуа:

بِسْمِ ٱللَّهِ ٱلرَّحْمٰنِ ٱلرَّحِيمِ

Бисми лляхи ррахмани ррахиим

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Алахумма салли Аля мухаммадин ва аали мухаммад

О Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада!

يَا مَنْ أَرْجُوهُ لِكُلِّ خَيْرٍ،

Йа ман арджхууху ли кулли хейр

О Тот, от Кого я ищу всякое благо,

وآمَنُ سَخَطَهُ عِنْدَ كُلِّ شَر

Ва аману сахатаху Аинда кулли шарр

и я безопасен от Его гнева при всяком зле!

يَا مَنْ يُعْطِي الْكَثِيرَ بِالْقَلِيلِ،

Йа ман йуАти ль-касира биль калииль

О Тот, Кто даёт много за малое!

يَا مَنْ يُعْطَي مَنْ سَأَلَهُ

Йа ман йуАти ман са-алаху

О Тот, Кто даёт тем, кто просит Его!

يَا مَنْ يُعْطي مَنْ لَمْ يَسْأَلْهُ وَمَنْ لَمْ يَعْرِفْهُ

Йа ман йуАти ман лам йас-альху ва ман лам йаАрифху

О Тот, Кто даёт даже тем, кто не просит Его и не знает Его

تَحَنُّناً مِنْهُ وَرَحْمَةً،

Таханнунан минху ва рахматан

по щедрости Своей и милости!

أَعْطِنِي بِمَسْأَلتِي إيَّاكَ ،

аАтыни би мас-алати ийяк

Даруй мне по моей просьбе у Тебя

وَجَمِيعِ خَيْرِ الآخِرَةِ

جَمِيعِ خَيْرِ الدُّنْيَا

джамиА хейри ддунья ва джамиА хейри ль-ахира

всякое благо ближней жизни и всякое благо жизни будущей!

وَاصْرِفْ عَنّي بِمَسْألَتي إيَّاكَ جَميعَ شَرِّ الدُّنْيا وَشَرِّ الآخِرَة

васриф Анни би мас-алати ийяк джамиА шарри ддунья ва шарри ль-ахира

И отврати от меня по моей просьбе у Тебя всякое зло ближней жизни и всякое зло жизни будущей,

فَإنَّهُ غَيْرُ مَنْقُوصٍ مَا أَعْطَيْتَ،

Фа иннаху гейра манкуусин ма аАтайт

ибо нет никого, кто уменьшил бы дарованное Тобою –

وَزِدْنِي مِنْ سَعَةِ فَضْلِكَ يَا كَرِيمُ.

Ва зидни мин фазлика йа кариим

и ещё умножь мне по Твоей щедрости, о Великодушный!

يَا ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ،

Йа заль джалали валь икрам

О, Обладатель величия и славы!

يَا ذَاَ النَّعْمَاءِ وَالْجُودِ،

Йа заль наАмааи валь джууд

О, Обладатель благ и щедрости!

يَا ذَاَ الْمَنِّ وَالطَّوْلِ،

Йа заль манни ва ттауль

О, Обладатель наделения и величия!

حَرِّمْ شَيْبَتِي عَلَى النَّارِ.

Харрим шейбати Аля ннар

Защити мою седину от Огня!

Передаётся, что Имам Садык (А) прочитал этому дуа одному из своих сподвижников в ответ на просьбу научить его такому дуа в месяц раджаб, чтобы Аллах ответил и помог ему.

3. Каждый день в месяц раджаб желательно читать .

4. В течение месяца раджаб желательно прочитать намаз Салмана Фарси, которому обучил его Посланник Аллаха (С).

Посланник Аллаха (С) сказал Салману Фарси: «О Салман, нет ни одного верующего или верующей, кто прочитал бы 30 ракятов в месяце раджаб, чтобы Аллах не простил ему все грехи и не дал бы ему награду того, кто постился весь месяц. Его смерть будет подобна смерти шахида. Он будет воскрешён вместе с шахидами Бадра. Его положение возвысится на тысячу ступеней» .

Джабраил сказал: «О Мухаммад! Этот намаз — признак различения между твоими последователями и лицемерами, потому что лицемеры не читают этот намаз».

Намаз Салмана состоит из 30-ти ракятов, из которых 10 ракятов читаются первого раджаба, 10 ракятов — пятнадцатого и еще 10 — в последний день месяца.

Все ракяты читаются намазами по два ракята в каждом. В первых 10 ракятах в каждом ракяте читаем суру «Фатиха» один раз, потом суру «Ихляс» три раза и затем суру «Неверующие» три раза. Между каждыми двумя ракятами (то есть между каждым намазом по два ракята) поднимаем руки и говорим:

Затем говорим:

Пятнадцатого раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

Последнего числа раджаба читаем 10 ракятов точно так же, как было описано выше, но между каждыми двумя ракятами говорим:

Затем говорим:

5. Много просить прощения у Аллаха. Для этого рекомендуется каждый день 1000 раз говорить эту фразу:

أَسْتَغْفِرُ اللّهَ ذَاَ الْجَلالِ وَالإكْرَامِ مِنْ جَمِيعِ الذُّنُوبِ وَالآثَامِ

Астагфиру ллаха заль джалаали валь икраам мин джамиАи ззунуби валь аасаам

«Я прошу прощения у Аллаха, Обладателя величия и славы, за все грехи и ошибки».

Также желательно повторять столько, сколько сможете:

أَسْتَغْفِرُ اللّه وَأَسْأَلُهُ التَّوْبَةَ

Астагфиру ллаха ва ас-алуху ттауба

«Прошу прощения у Аллаха и прошу Его обратиться ко мне».

6. Давать садаку в этот месяц.

7. В ночь на седьмое раджаба рекомендуется совершить специальный намаз. Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто прочитает этот намаз — Аллах поместит его под сенью Своего Трона, облегчит для него муки смерти и избавит от сжимания в могиле. Он умрёт не иначе как увидев своё место в Раю и будет избавлен от ужасов Судного Дня».

Этот намаз состоит из двух намазов по два ракята каждый. В каждом ракяте после «Фатихи» читаем суру «Ихляс» три раза, затем — «Рассвет» один раз и «Люди» один раз.

После завершения намаза 10 раз читаем салават и 10 раз — тасбихат арбā (субхана ллахи валь хамду лилляхи ва ля иляха илля ллаху ва ллаху акбар — «пречист Аллах, и хвала Аллаху, и нет бога, кроме Аллаха, и Аллах велик»).

8. 13-е, 14-е и 15-е числа раджаба, шаабана и рамадана называются «айаму байз» («дни сияния»). Имам Садык (А) сказал: «Тот, кто молится по ночам в дни сияния, стоит перед вратами великой милости и блага».

Что касается намаза в ночи на 13-е, 14-е и 15-е раджаба, то их надо совершать следующим образом:

— В ночь на 13-е раджаба читаем намаз в два ракята: в каждом ракяте после «Фатихи» читается сура «Йа.Син», потом «Власть» и «Ихляс».

— В ночь на 14- раджаба совершаем два намаза по два ракята в каждом. В каждом из ракятов читаем те же самые суры.

— В ночь на 15-е раджаба совершаем три намаза по два ракята в каждом, в каждом из которых читаем те же суры.

В ночь на 15-е раджаба также желательно прочитать (А) для 1-го раджаба, 15-го раджаба и 15-го шаабана.

В день 15-го раджаба желательно совершить гусль и прочитать 10 ракятов намаза Салмана Фарси, как было упомянуто выше.

Даты этого месяца:

Первый день этого месяца – день рождения Имама Бакира (А); второй или пятый – Имама Хади (А), десятый – Имама Джавада (А), тринадцатый – Имама Али (А).

Другие даты этого месяца:

— Пятнадцатого раджаба — день смерть Зейнаб бинт Али (А).

- 25-е раджаба — день шахадата Имама Казыма (А).

— 26-е раджаба — день смерти отца Имама Али (А) и «хранителя Ислама» Абу Талиба.

— 9-е раджаба — рождение сына Имама Хусейна Али Асгара.

— 12-е раджаба — смерть дяди Пророка (С) Аббаса.

— 20-е раджаба — рождение дочери Имама Хусейна Сакины.

— 24 раджаба — битва Хейбар (7-й год хиджры).

— 28-е раджаба — Имам Хусейн (А) выехал из Медины.

— 29-е раджаба — битва при Табуке (9-й год хиджры).

В 2017 году наступил 1438 - 1439 год Хиджры по мусульманскому лунному календарю. АиФ-Казань публикуем праздничные и памятные даты мусульманского календаря на 2017 год. Календарь составил

29 марта - первый день Раджаба - 7-го месяца мусульманского календаря, одного из четырех доисламских священных месяцев. В этом месяце отмечаются дни рождения Пророков Ибрагима (Авраама), Исы (Иисуса Христа), другие памятные даты, совершается Умра (Малый Хадж)

31 марта - Рагаиб кичасе - Высокоторжественная ночь в память бракосочетания родителей Пророка Мухаммеда - Абдуллы и Амины, и Его зачатия.

24 апреля - Миградж. Праздник в ознаменование чудесного путешествия Пророка Мухаммеда из Мекки в аль-Кудс (Иерусалим) и Его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха. Пост в Миградж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.

11 мая - Бараат, или иначе Ляйлат аль-Бараа. Святой вечер благословения, пожеланий счастья и благополучия. Ночь творения, очищения от грехов. Именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого человека с учетом благочестия и просьб, высказанных в молитвах.

21 мая - день принятия Ислама предками булгарских татар. 27 мая — начало священного Рамазана - Уразы (месяца очищения, обновления, возрождения).

25, 26, 27 июля - Гайдел-фитыр. Ураза-байрам. Праздник разговения, окончания мусульманского поста.

31 августа - День Арафата. Посещение участниками Хаджа горы Арафат возле Мекки, где паломники совершают намаз у подножия.

1 сентября - Ид аль-Адха, Курбан- байрам. Наиболее значимый праздник мусульман. Этот праздник жертвоприношения начинается через 70 дней после окончания поста и длится 3 дня. В республике Татарстан - красный день календаря.

2, 3, сентября - Ташрик - дни, когда правоверные после сотворения обязательной молитвы произносят специальные слова во имя Аллаха.

30 сентября - Ашура. Отмечается суннитами в честь десяти благ, ниспосланных Аллахом десяти пророкам, у шиитов — день памяти мученической кончины имама (предводителя) Хусейна, сына Али, внука Пророка Мухаммеда Аль- Хусейна ибн Али (626 - 680 гг.). Еще одно наиболее известное обозначение Ашуры - шахсей- вахсей. В ознаменование этого дня желателен хотя бы суточный пост.

16 ноября -26-й день месяца Сафар, когда произошло вынужденное переселение (аль-исра) Пророка Мухаммеда и его сподвижников из родного города Мекки в Ясриб (Медину). Переселение (уход или исход по - арабски «Хиджра»). Отсюда мусульманское летоисчисление Хиджры. Отсчет ведется от 16 июля 622 года нашей эры.

1 декабря - Главный день Высокоторжественного праздника Рождества Пророка Мухаммеда. Священный Маулид длится месяц. По этому случаю читаются проповеди в мечетях и на домашних собраниях (меджлисах), раздается милостыня (закят, садака).Во многих странах проходят торжественные процессии с зажженными факелами и фонарями.

Великие возможности приходят ко всем, но многие даже не подозревают, что встретились с ними. (У. Даннинг)

Странно, но проявляя ослушание и погрешности в ибадате, мы, тем не менее, получили очередную возможность встретить один из трёх благословенных месяцев – Раджаб – месяц милости и прощения, который по-своему велик и возвеличен Всевышним Аллахом. Месяц Раджаб (переводимый как «мир», «спокойствие») является одним из четырёх запретных для войн месяцев, он особо отмечен знаменательными для истории Ислама событиями.

По некоторым версиям, в первый день этого месяца в доме (мир ему) из-под печки начала поступать вода, ознаменовав начало Всемирного потопа. А в ночь на первую пятницу благословенного месяца Раджаб состоялось бракосочетание родителей Пророка ﷺ Абдуллаха ибн Абд Аль-Мутталиба и Амины бинт Вахб, история жизни которых была трогательна и драматична. Отец Посланника Аллаха ﷺ был одним из самых красивых юношей во всём городе, его отец взял ему в жёны одну из самых красивых и благородных девушек Мекки Аминат бинт Вахб.

Мать будущего Пророка ﷺ по Воле Аллаха забеременела им практически сразу, однако счастья молодожёнам в совместной жизни было отпущено очень мало. Отправившись в путешествие (по некоторым версиям, на втором месяце супружеской жизни), отец Пророка Мухаммада ﷺ покинул этот мир в молодом возрасте. Так вот, ночь, в которую происходило заключение брака между родителями Хабиба ﷺ , называют Ляйля Ар-Рагаиб (ночь даров).

Также именно в месяц Раджаб произошло ночное путешествие (исраъ ) Пророка Мухаммада ﷺ из Мекки в Масжид Аль-Акса, что в Иерусалиме, и в последующем его (вознесение) на небеса и общение со Всевышним Аллахом, сделавшее именно нашего Пророка ﷺ избранным. Эти события (), вписанные золотом в историю Ислама, произошли в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб.

Месяц Раджаб , предшествующий , является также благоприятным временем для планомерной подготовки к месяцу Рамадан. Поэтому желательно в этом месяце соблюдать пост, следуя достоверному хадису, приведённому от Абу Давуда:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«…постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся ». (Абу Давуд).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Шарх Аль-Муслим», пишет следующее: «В "Сунане" (сборнике хадисов) Абу Давуда сказано, что, поистине, Пророк ﷺ побуждал поститься в запретные месяцы (ашхур аль-хурум), и Раджаб относится к ним. Аллах знает лучше » (комментарий к хадису № 1960, 4/167).

Пусть Аллах даст нам достаточно силы и разума, дабы не упустить время дождей Его милости и прощения.

Камаль Магомедов

В этом году месяц Раджаб начинается 29-го или 30-го марта (О точной дате начала месяца будет сообщено дополнительно). Какие богослужения следует выполнять в этот месяц?

От Святейшего Пророка (с) повествуется: «Месяц Раджаб – это великий месяц Всевышнего. Никакой (другой) месяц не сможет сравниться с ним по своему почтению и преимуществам…».

В исламских источниках указывается, что богоугодным делом в месяц Раджаб является чтение нижеследующей молитвы после намазом утром и вечером. Сначала произносится: «Йа манн арджуху лиькулли хайрин ва амана сахатаху инда кули шарр, йа манн йутил касира биль-галиль, йа ман йути ман саалаху, йа манн йути манн ламйасаллу ва манн лам йарифху таханнунан минху ва рахматан. Атини бимасалати иййака джамиа хайрид-дунйа ва джамиа хайриль ахира, васриф анни бимасалати иййака джамиа шаррид-дунйа ва шарриль ахира, фа-иннаху гайру мангусин ма аатайта ва издни мин фазлика йа Карим».

Перевод: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! О, Тот, на Кого я надеюсь во всем в чем добро! И в Ком ищу убежище от гнева Его во зле! О, Тот, кто за наши маленькие и незначительные дела воздает великим вознаграждением. О, Тот, кто воздает каждому, кто попросит Тебя! О, Тот, кто ниспосылает тому, кто не просит Тебя ни о чем и не знает Тебя – обладателя милости, любви и милосердия. Воздай мне за мою просьбу и мольбу всем добром бренного мира и всем добром мира загробного! И огради меня от того в чем прошу и молю Тебя – от всего зла и плохого бренного мира и всего зла и плохого мира загробного! Ибо сколь Ты не дарил бы (от сокровищниц милости и милосердия твоего) не убудет! И, да приумножь мне от милости своей и милосердия!»

Затем левой рукой взять бороду (если нет бороды – приложить руку к голове), а указательный палец правой руки поднять вверх и произнести (женщины просто читают): «Йа заль-джалали валь икрам, йа заннамаи валь джуд, йа залманни ват-тавиль, харрим шейбати алан-нар» (приложивший левую руку к голове вместо «шейбати» должен прознести «шари»). Перевод: «О Владыка Величия и Славы! О Владыка благ и прощения! О Тот, Кому мы обязаны и Кто является пиком щедрости! Сделай запретным для ада мои седые волосы! О Милосерднейший из милосердных!».

Также большим савабом является держание поста в месяц Раджаб. В одном из преданий о посте месяца Раджаб говорится: «Тoт, ктo пoстится хoтя бы 1 дeнь в мeсяц Рaджaб, зaслужит oгрoмную милoсть и блaгoслoвeниe Aллaхa. Пoстящийся 2 дня пoлучит двoйную нaгрaду. Для пoстящeгoся 3 дня будeт сoздaн oгрoмный рoв, oтдeляющий этoгo чeлoвeкa oт Aдскoгo oгня. Тoт, ктo пoстится 4 дня будeт зaщищeн oт сумaсшeствия, разных болезней и пpoкaзы и, чтo oчeнь вaжнo, будeт зaщищeн oт злa Дaджaля (aнтихристa). Тот, кто постится 5 днeй - будeт зaщищен oт нaкaзaния в мoгилe. Тот, кто постится 6 днeй, будeт вoскрeшeн в Судный Дeнь с лицoм, сияющим ярчe и прeкрaснee, чeм пoлнaя лунa. 7 днeй - Aллaх зaкрoeт 7 двepeй Aдa, чтoбы этoт чeлoвeк нe пoпaл тудa. 8 днeй - Aллaх oткрoeт двeри Рaя для этoгo чeлoвeкa. 14 днeй - Aллaх нaгрaдит пoстящeгoся чeм-тo тaким пpepacным, o чeм ни oднa живaя душa нe слышaлa. Тому, кто постится 15 дней в Рaджaб, Аллах даст такой статус, что ни один из приближенных ангелов и ни один из Пророков-посланников (миp им) не пройдет мимо этого человека, не сказав: «Поздравления тебе, так как ты спасенный и находишься в безопасности».