Презентация по философии на тему общество. Презентация на тему "общество в социальной философии". Основные признаки государства

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возникновение философии и ее место в духовной жизни. Философия как форма общественного сознания «Может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет» Аристотель о философии Философия в переводе с древнегреческого (fileo - любить, sofia - мудрость) – «любовь к мудрости» Считается, что слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор, имея в виду людей, стремящихся к знанию и правильному образу жизни. В дальнейшем истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» идет от Платона, который, в свою очередь ссылался на то, что термин «философия» ввел Сократ, для которого философия представляла исследование самого себя. Сократ жил во времена, когда активно действовали так называемые софисты - мудрецы, умные люди, которые обучали всех желающих различного рода наукам. Сократ же утверждал, что подлинным софистом, мудрецом, является один лишь Бог. Человек не может быть мудрецом, он может быть только лишь любителем мудрости, философом. Таким образом, Сократ противопоставлял себя софистам, и в этом противопоставлении и появились впервые термины «философия» и «философ». В этом смысле этот термин употребляется и у Платона, который утверждал, что философия - это учение о вечно сущем и неизменном, т.е. наука об идеях. Сократ

3 слайд

Описание слайда:

Аристотель еще более способствовал утверждению термина «философия». По Аристотелю, философия есть наука, исследующая все сущее как таковое, первое начало всего существующего. Начиная с Аристотеля термин «философия» прочно утвердился в древнегреческом языке. Рождение и становление философского знания, философии как науки, неотделимо от мировоззрения. Мировоззрение – потребность человека познать мир; совокупность (система) взглядов на мир в целом и отношение человека к этому миру. Основные формы мировоззрения: мифологическое; религиозное; художественное; натуралистическое; обыденное (повседневное); философское.

4 слайд

Описание слайда:

Особое место и роль философского мировоззрения состоит в том, что оно относится к н аучной сфере общественного сознания, имеет специфический категориальный аппарат, опирающий на данный разных наук и опыт развития человечества. Философская форма мировоззрения начинает вызревать в условия высокого уровня общественно-экономического и культурного уровня общества. Ее первые признаки проступают в 12-8 веках до н.э. (в Древней Индии. Китае, Египте). Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с культурным переворотом в Древней Греции в 8-5 веках до н.э. Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, открывшей возможность свободного мышления. Соотношение и различие философии и религии РЕЛИГИЯ ФИЛОСОФИЯ КОСМОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как устроен мир? КОСМОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: каково происхождение окружающего нас мира и как его свойства менялись во временит? АНТРОПОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: что есть человек и какое его место в окружающем мире? ГНОСЕОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: какими средствами познания сущего обладает человек по своей природе и как и в каком порядке следует употреблять их в деле познания? 1. ТЕОЛОГИЯ (богословие). Отвечает на вопрос: что есть творящая или организующая из хаоса мир божественная инстанция? 2. ТЕОГОНИЯ. Отвечает на вопрос: как эволюционировала во времени божественная инстанция, соотв5ественно изменяя мир? 3. ЭСХАТОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: к какому концу направляет развитие мира божественное начало? 4. СОТЕРИОЛОГИЯ. Отвечает на вопрос: как нужно вести себя человеку по отношении к миру.

5 слайд

Описание слайда:

Философия в течение долгого периода развивалась вместе с естественнонаучным знанием, а философы были одновременно и естествоиспытателями. Философией долгое время обозначали всю совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством – практические наблюдения и выводы, основы наук, раздумья людей о мире и себе, о смысле и цели человеческого существования. Так, Аристотель физику называл второй философией. Биология и психология (в нашем понимании) тоже были частью философии. Со временем от философии начинают отпочковываться другие науки. Сначала математика, в дальнейшем - геометрия и астрономия. После Гиппократа, Аристотеля и Галена - медицина. В эпоху Возрождения от философии отделяется физика, в потом появляется химия. В XIX веке отделяется психология. В XX веке появляется социология, культурология. политология и т.д. Понимание предмета философии связано с социально-историческими условиями. В античности смысл философии виделся в поиске истины (Пифагор), в познании вечных и абсолютных истин (Платон), в постижении всеобщего в самом мире (Аристотель). В эпоху разложения античного общества философия представала средством освобождения человека от страха перед будущим и страданиями, способствующая достижению счастья и душевного здоровья (Эпикур). Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы приспособить ее к соответственным интересам; одни устремляли свое взор к Богу, другие – на землю, одни утверждали, что философия самодостаточна, другие говорят, что ее задача – служить обществу. Аристотель Эпикур

6 слайд

Описание слайда:

В 19-20 веках возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. Общее в различных философских концепциях Исследование наиболее общих вопросов бытия Философское учение о бытии - онтология (от греч ontos - сущее и logos – учение) Анализ наиболее общих вопросов познания Философское учение о познании - гносеология (от греч. gnosis - знание, познание и и logos – учение) Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества Социальная философия Исследование наиболее общих и существенных проблем человека Философская антропология Философия – учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира; это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру; это размышление над всеобщими проблемами в системе «мир – человек» (П.В. Алексеев)

7 слайд

Описание слайда:

Предмет философии – всеобщее в системе «мир-человек». Предмет философии может быть представлен в общих своих контурах как предмет мировоззрения, имеющий две подсистемы субстратного типа – Человек и Мир; и четыре подсистемы отношений между ними: генетические; познавательные; аксиологические; праксиологические. человек мир Философия выступает как: информация о мире в целом и отношении человека к этому миру; комплекс принципов познания. Функции философии: Мировоззренческие Методологические Мировоззренческие функции философии: гуманистическая (место, роль человека в мире, вопросы жизни и смерти, поиски смысла жизни, отчуждение человека и т.п.); социально-аксиологическая (разработка представлений о ценностях, формирование представлений о социальном идеале, интерпретация, критика социальной действительности); культурно-воспитательная; объяснительно-информационная (отражательно-обобщаю-щая). Методологические функции философии: эвристическая; координирующая; интегрирующая; логико-гносеологическая. генетические познавательные аксиологические праксиологические

8 слайд

Описание слайда:

Сущность философских проблем (вопросов). В философии проблемы концентрируются вокруг отношения человека к миру в целом. Эти проблемы можно разделить на: онтологические (онтология – учение о бытии, философия бытия)); антропологические (жизневоззренческие, экзистенциальные); аксиологичесие (ценностные); гносеологические (гносеология – теория познания); праксиологические (духовно-практические). Основные философские проблемы (вопросы): Как дух соотносится с материей? Существую ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная? Имеет ли Вселенная цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти вопросы неразрывно связаны с существованием человека, с его потребностью осмысления мира и своего отношения к нему.

9 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии Философия как вид знания. В философском знании представлены все имеющиеся в человеческой культуре виды знания – они переплетены и дают интегральное целое, т.е. философское знание есть комплексный вид знания. Философское знание имеет сущностные признаки, свойственные: естественнонаучному знанию; идеологии; гуманитарному знанию; художественному знанию; трансцендирующему постижению объекта (религия, мистика); обыденному (повседневному) знанию людей. ОНТОЛОГИЯ (учение о бытии) МЕТОДОЛОГИЯ (учение о методе) ГНОСЕОЛОГИЯ (учение о познании) ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ ЭСТЕТИКА СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТИКА ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ ЛОГИКА

10 слайд

Описание слайда:

Средства познания в философии. Средства исследования в философии можно разделить на: научные – в отличие от средств обыденного познания, художественного освоения действительности и средств религии); умозрительные (в отличие от экспериментальных наук); всеобще-категориальные; критически-конструктивно-рефлексивные. Методом философского исследования является диалектика, которая немыслима без правил и законов формальной логики. В философском познании также используются: индукция и дедукция; формально-логические определения; метод эктраполяции; метод идеализации; метод мысленных экспериментов; метод герменевтической интерпретации (раскрытие внутреннего смысла текстов); интеллектуальная интуиция. Философия и другие науки. Философия - наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом и внутреннего мира человека. Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Кратко и условно можно назвать философию наукой обо всем. Но не обо всем вообще, а о самых главных чертах и основных признаках мироздания и человека. Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. Сходство всех наук в том, что они изучают один и тот же окружающий нас мир. А их различие в том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология - животный, астрономия исследует небесные тела, география - материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью, стремится увидеть, описать ее интересующую грань мироздания. Философия же пытается увидеть весь окружающий целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, философия же, изучая все, стремится добыть все знание. Философия как метанаука, ставит перед собой глобальные цели в постижении окружающего мира.

11 слайд

Описание слайда:

Философия в современном мире Как мы видели, зарождение науки было тесно связано с философской ориентацией на постижение начал и причин всего сущего. Однако сегодня наука радикально отличается от этой первоначальной античной установки. В современной жизни обнаруживается противоречие – наука, порвав с философской традицией, все больше вторгается нашу жизнь, а философия и гуманитарное знание в целом стали влиять на человеческое поведение в гораздо меньшем масштабе. Научно-техническое знание, оторванное от гуманитарных (гуманистических) оснований, превращается в орудие манипуляции природными и социальными процессами. Наука и научное творчество в современном мире оказалось оторванными от жизненных ценностей и потребностей, человек стал придатком машины, технологических процессов. Достижения науки и техники оборачиваются трагедией, человечество стоит на пороге экологической катастрофы. В этой связи задача философии и философов, и в целом гуманитарного знания, состоит в гуманитарной экспертизе и выработке стратегических ориентаций современного научно-технического прогресса. Без философского знания, без философского осмысления действительности невозможно построение свободного государства и гражданского общества, невозможно развитие духовных ценностей. Знание философии раскрепощает людей, помогает им разобраться в сложных жизненных противоречиях. Философия в наши дни выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях.

Философия человека. Что предполагала проанализировать философия при изучении чело века? Прежде всего уяснение отношения человека к миру, вокруг него и к самому себе. В чём же сущность человека? На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трёх составляющих: 1. Биологического(тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т. д.). 2. Психического(чувства, воображение, память, мышление, воля, ха рактер и т. д.). 3. Социального(мировоззрение, целостные установки, моральные черты, знание и умение, квалификация). Человек всегда в семье, коллективе, обществе. Общество-это инди вид с его соцальными связями.

Характерные черты общества Субъект и носитель жизненных потребностей людей и способов их удовлетворения. Субъект и носитель общественного производства, способов осуществления. Субъект и носитель производственных и всех других форм общественных отношений. Субъект и носитель общественного сознания. Субъект и носитель свободы и творческой деятельности. Общество в качестве интегрированной целостности выступает как субъект и носитель всеобщих потребностей реализация которых обуславливает жизнедеятельность индивида и общества в целом.

Основные различия между понятиями: «общество» , «страна» и «государство» Наиболее крупное объединение людей, устойчиво связанных между собой разнообразным взаимодействием, общей территорией, историей и культурой Общество Страна Обособленная территория независимого проживания данного общества со своими границами и общественным устройством Государство Политическая система данного общества (страны) с определенным режимом власти и органами управления В центре этих понятий- человек, его бытие. Бытие-это прежде всего человеческое существование или бытие есть наша жизнь.

Сущность бытия. Бытие- это все, что существует. Основные формы бытия Бытие вещей, состояний, процессов Бытие человека Бытие духовное Бытие социальное В современном, динамичном, противоречивом мире очень важно иметь смысл жиз ни. Точки зрения на эту категорию самые различные.

Концепция смысла жизни Гедонизм Жить- значит наслаждаться Эвдемонизм Жизнь – стремление к счастью Аскетизм Жизнь – это отречение от мира Этика долга Жизнь – это самопожертвование, служение идеалу Утилитаризм Жить – значит из всего извлекать пользу Прагматизм Цель жизни оправдывает любые средства ее достижегния В современном обществе очень важно иметь идеалы, смысл жизни, ведущие к прогрессу.

Политическая жизнь. В современном противоречивом мире важно создать общества, со общества, которые смогут выжить в долговременной перспектве. Любое общество политически оформлено. Оно имеет механизм власти. Этот механизм власти носит название политическая система. Что такое политическая система? Политическая система-это реальный, сложный механизм форми рования и функционирования власти в обществе. Элементы политической системы: -политическая организация, поли тические отношения, политические и правовые нормы, политичес кое сознание и политическая культура. Политическая организация включает: государство, партии, общественные организации и движе ния, трудовые коллективы, средства массовой информации.

Функционирование политической системы. Обратная связь Ввод информации Окружающая среда Требования Поддержка Окружающая среда Решение Политическая система Действие Выход информации Окружающая среда Обратная связь Важнейшим фактором участия в полит. жизни является индив. сознание.

Сознание - высшая форма отражения действительности Сущность сознания Свойство высокоорганизо ванной материи человеческого мозга Высшая форма отражения действительнос ти Продукт общественн ого развития Структура индивидуального сознания Чувственное познание с его ощущениями, восприятиями, представлениями Мышление с его понятиями, суждениями, умозаключениями и т. д. Воля, внимание, память Чувства, эмоции, переживания

Формирование сознания. Биофизика Юриспруденция Психиатрия Философ ия Психологи я Сознание Информатика Нейрофизиолог ия Кибернетика Индивидуальное сознание связано с общественным сознанием.

Формы общественного сознания. Право Политика Философи я Наука Формы обществен ного сознания Искусств о Сознание тесно связано с познанием. Мораль Религия

Сущность познания. Познание становится важной функцией сознания, функцией жизнедеятельности человека. Уже древние философы занимались проблемой познания. Основные точки зрения на проблему познания. 1. Точка зрения Сократа. Он считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеческому разуму. Поэто му проблема познания сводится к проблеме самопознания. Задачафилософство вания-познать самого себя. 2. Точка зрения Платона. Он считал, что источник поз нания-это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в котором она существовала до её переселения в тело человека. 3. Точка зрения Демокрита. Душа человека является движущим началом и одновременно органом ощуще ния и мышления. 4. Точка зрения Аристотеля. Он сформулировал три главных зако на: закон противоречия, закон тождества и закон исключённого третьего. Затем был открыт 4 -й закон-закон достаточного основания. Эти законы и сегодня изуча ются формальной логикой. Древние философы внесли свой вклад в развитие тео рии познания. Современные философы определяют познание как процесс твор ческого отражения действительности в сознании человека. Процесс познания в

Цикл познавательной деятельности. П 1 Э П 2 ДП П 1 - исходный рубеж практики, Э- эмпирическое знание, Т- теоретический уровень познания, ДП- духовно-практическое звено познания, П 2 - новый уровень практики. Т

Тема. Типология культур и цивилизаций. Термин «культура» понимается как «воспитанность» , соответствие идеалам гуманизма, просвещения, следование Разуму. Культура(лат. термин)-означает возделывание, обработку, воспита ние, развитие, поклонение. Основные структурные элементы культуры. 1. Культура жизненных потребностей и способов их удовлетворе ния и воспроизводства. 2. Культура процесса производства. 3. Культура общественных отношений. 4. Культура общественного сознания. 5. Сфера свободы и творчества.

Значение культуры. Культура и цивилизация. В культуре можно выделить следующие компоненты: 1)символы, 2)язык, 3)ценности и убеждения, 4)нормы, 5)материальная культура, включая технологии. По способам самоорганизации культуры мож но выделить три глобальных типа: а)дописменный или традицион ный, б)письменный(основу которого составляет книжность), в)эк ранный(находящийся в развитии). Культура имеет большое значе ние. Основные функции культуры: 1)гносеологическая(познаватель ная), 2)исторического обмена, 3)коммуникативная, 4)регулятивная, 5)психологической разрядки, 6)гуманистическая. Культура связана с цивилизацией. Многие философы определяют цивилизацию, как одну из ступеней в развитии культуры или это уро вень, ступень общественного развития материальной и духовной ку льтуры. Выделяются след. типы цивилизаций: 1)китайская, 2)индийс кая, 3)исламистская, 4)русская, 5)западная.

Поведенческие подсистемы духовной культуры общества. Социальные ценности общепризнанные и наибо лее значимые идеалы и цели в данном обществе например патриотизм, законопос лушность, частная собс твенность, трудолюби е, богатство, дружба… Социальные нормы регуляторы поведения и совместной жизни лю дей в данном общ-ве Неформальны Формальны е е специально естественносл уста о новленные жившиеся обра прав зцы поведения ила поведения Моральные нормы Правовые нормы

Картина мира. Основные черты: 1. Восприятие мира как объективной данности 2. Связь с мировоззрением 3. Историчность Научная картина мира Религиозная картина мира Философская картина мира

Тема: философия истории, философия религии. История-это наука о поступательном развитии человеческого обще ства во всём его многообразии. История-греческое слово, рассказ о прошедшем, об узнанном. В истории выделяется: всемирная или всеобщая история и история отечеств(стран, народов). История подразделяется на: 1)историю первобытнообщинного об щества, 2)древнюю историю, 3)историю средних веков, 4)новую ис торию, 5)новейшую историю. Отрасли истории: а) экономическая история, б) военная история, в) историческая география, г)историография ит. д.

Функции истории. 1. Познавательная 2. Воспитательная. 3. Идеологическая. 4. Практически-рекомендательная. 5. Коммуникативная. 6. Социально-прогностическая. 7. Мировоззренческая.

Философия религии. Религия-социальный институт, включающий верования и практики, основанные на представлении о сокральном. Религия имеет свои корни: социальные, психологические, гносеоло гические. Элементы религии: 1. познавательный компонент, 2. эмоциональный компонент, 3. обрядово-культовый элемент. Первоначальной формой религии на Руси было- язычество, затем постепенно вводится христианство. (988 г. -крещение Руси). Типы религиозных организаций: церковь, деноминация(вероучение) секта, культ. Основные мировые религии: христианство, ислам, буд дим, иудаизм и т. д. Значение религии(функции): познавательная, вос питательная, интегрирующая, помощи.

Роль духовных ориентаций в жизни человека и человечества. В условиях глобализации и глобальных проблем большое значение должно придаваться культуре взаимопонимания людей разных ду ховных ориентаций, поиску компромиссов в общественно-полити ческой жизни, устранению насилия как способа решения общест венных и личных проблем. Проблема духовного наследия сейчас чрезвычайно важна, ибо темпы развития мира в настоящее время значительновозросли. Сего дня важны духовные революции. А для них нужны соответствую щие формы демократического устройства большинства стран мира. В настоящее время не может быть истинным то, что безнравствен но, а оправдание насилия самыми благими целями намерениями приводит в итоге к торжеству насилия и зла, к самоуничтожению.

Основные элементы духовной жизни общества. Духовная деятельность(деятельность сознания, дающая представление о матери риальном и духовном мире человека) Духовные ценности(возникающие в результате духовной деятельности, религиоз ные устои, научные теории, художественные произведения) Духовные потребности(потребности в восприятии и усвоении духовных ценнос тей) и духовное потребление Духовные отношения(общения между людьми в соответствии с их духовными по требностями и взаимообмен духовными ценностями) Индивидуальное и общественное сознание человека Человек с его индивидуальными качествами, особенно духов ными становится в центре геополитики, прежде всего современной геофилософии.

Новейшая геополитика(геофилософия). Геополитика(греч. -географическая политика)-наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспреде ления сфер влияния(центров сил) различных государств и межгосу дарственных объединений. Различают: традиционную геополитику, новую геополитику(геоэко номику)и новейшую геополитику(геофилософию). В новейшей геополитике доминирует сила духа над военной и эко номической мощью, она способствует преодолению традиционно го географического и экономического детерминизма за счёт рас ширения базисных факторов, определяющих поведение государ ств в международных отношениях. Геофилософия оперирует упорядоченными соотношениями космо са(природы), микрокосмоса(души человека) и местности(полиса) в данном месте и социальном времени.






































1 из 37

Презентация на тему: Социальная философия. Общество

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

1.Понятие общества В «Толковом словаре русского языка» приводится шесть разных его значений. Общество - это совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности («феодальное общество»). Или круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов («дворянское общество»). Добровольное, постоянно действующее объединение людей для какой-либо цели («общество филателистов»). Та или иная среда людей, компания («попасть в дурную компанию»).

№ слайда 6

Описание слайда:

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Общество - не просто совокупность людей, но ещё и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Социальная реальность (Эмиль Дюркгейм) отличается от природной реальности и несводима к последней. Но она столь же «реальна», как и природа, хотя и имеет свою специфику. Это «надбиологическая» и «надиндивидуальная» реальность, которая первична по отношению к биопсихической реальности, воплощённой в человеческих индивидах. Ведь человек, с его биологической и психической организацией, может существовать только в условиях общественной жизни.

№ слайда 7

Описание слайда:

ОБЪЁМЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-первых, под обществом могут пониматься разные по своим масштабам социальные организмы: Отдельное общество, имеющее место на некоторой территории в течение определённого исторического времени (древнегреческое общество, современное российское общество и т.п.). Региональное объединение нескольких отдельных обществ (социокультурный мир). Например, западноевропейское общество, мусульманский мир. Человеческое общество – множество всех отдельных обществ, рассматриваемое как единое исторически развивающееся целое.

№ слайда 8

Описание слайда:

СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО» Во-вторых, понятие «общество» обретает разный смысл в зависимости от уровня абстракции, на котором рассматривается общество: На первом уровне понятие общества отражает конкретный исторически образовавшийся социальный организм – отдельное общество, социокультурный мир, человеческое общество как целое. На более высоком уровне абстракции это понятие означает определённый тип общества: первобытное общество, индустриальное общество и т.п.

№ слайда 9

Описание слайда:

«ОБЩЕСТВО ВООБЩЕ» Наконец, на высшем уровне имеется в виду «общество вообще». Оно строится путём абстрагирования от специфических особенностей, которыми различные социальные организмы отличаются друг от друга, и фиксируют лишь такие черты и признаки, которые присущи любым типам общества. Иначе говоря, в этом понятии отражаются свойства социальной реальности вообще.

№ слайда 10

Описание слайда:

2.Структура (устройство) общества. К подсистемам или социальным структурам общества относят различного рода социальные общности, группы, организации, - такие, как семья, этнос, нация, классы и др. Здесь внимание привлекают вопросы, касающиеся их природы, их взаимосвязи, их социальных функций, их места и роли в развитии общества, эти вопросы будут рассмотрены позже.

№ слайда 11

Описание слайда:

ТРИ ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ: во-первых, производительную, утилитарную деятельность, связанную с удовлетворением жизненных потребностей; во-вторых, организационную, управленческую деятельность, призванную обеспечить согласованность коллективных действий, общественный порядок; в-третьих, информационную деятельность, состоящую в накоплении, сохранении и трансляции знаний, ценностей и норм поведения.

№ слайда 12

Описание слайда:

3.Специфика социальной реальности Социальная жизнь - это вся совокупность условий общественной жизни, которые выступают перед членами общества как надиндивидуальные, объективно данные обстоятельства их существования. Социальная реальность складывается из явлений, которые Дюркгейм называет социальными фактами. Это особый тип явлений, которые имеют место только в обществе, только в совместной жизни людей. Они содержат в себе какую-то исходящую от людей духовность, которой нет в физических, химических, биологических фактах.

№ слайда 13

Описание слайда:

4.Состав социальной реальности Выделим некоторые важнейшие компоненты социальной реальности. Сами люди, их объединения, отношения, действия – это главная составляющая социальной реальности, созидающая её сила. Человек, в котором соединяется материальное и духовное, тело и душа, распространяет эту свою «двойственность» вокруг себя. И это «двухслойное» - материальное и духовное – содержание социальной реальности в человеческом мире.

№ слайда 14

Описание слайда:

ЯЗЫК Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в языке. Общаясь с помощью языка, люди приписывают звукам устной речи (или буквам письменной речи) смыслы, которыми они физически – как колебания воздуха (или какие-то закорючки) – сами по себе не обладают.

№ слайда 15

Описание слайда:

АРТЕФАКТЫ Мир материальных артефактов. Артефактами (от лат. арте – искусственный и фактуз – сделанный) в широком смысле слова называют любой искусственно созданный объект, в отличие от объектов, возникших в природе естественным путём. К артефактам относятся сделанные руками людей вещи, рождённые в их головах мысли, найденные ими средства и способы действий, формы совместной жизни и пр.

№ слайда 16

Описание слайда:

ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ вовлечённые в сферу социальной деятельности. Осваивая природу, люди усматривают смысл – ценность, пользу и т.д. – также и в естественно возникших её явлениях. Так, например, нефть, не имевшая когда-то никакого отношения к социальной реальности, вошла в неё и превратилась в общественное богатство страны.

№ слайда 17

Описание слайда:

КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ У каждого человека складывается своя индивидуальная картина окружающего его мира. Но вместе с тем существуют и общие взгляды, представления, мысленные установки, имеющие хождение в обществе и более или менее разделяемые его членами. Э.Дюркгейм назвал их «коллективными представлениями». Они существуют в головах людей, но не зависят от личной природы индивидов.

№ слайда 18

Описание слайда:

5. Гражданское общество и государство. Особое место среди всех социальных организаций занимает государство. Конфуций уподоблял государство большой семье и считал, что опорой государственной власти служит нравственность, любовь и уважение младших к старшим. Против этого выступала школа фацзя («законников»), которая утверждала, что государственная политика несовместима с моралью и власть должна строиться не на нравственных принципах и совести, а на законе и страхе наказания.

№ слайда 19

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 1. Публичная власть – система государственных органов и учреждений, специальный аппарат управления (парламент, правительство, министерства и т.д.) и принуждения («силовые» органы: армия, полиция др.). 2. Система правовых норм, юридических законов, которыми регулируются общественные отношения (в отличие от обычаев и традиций, действующих в первобытном строе, юридические законы устанавливаются государством и реализуются благодаря его силе).

№ слайда 20

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА: 3. Территориальное деление населения (в отличие от деления населения по кровнородственному признаку в родовом строе, государство объединяет своей властью и защищает всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени). 4. Система налогов, дающих средства для содержания государственного аппарата, а также организаций и людей, находящихся на государственном обеспечении (в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения), и для осуществления функций, которые государство должно выполнять.

№ слайда 21

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Охрана правопорядка – обеспечение соблюдения законности всеми лицами государства, борьба с правонарушениями, охрана прав и свобод граждан. 2. Экономическая – регулирование хозяйственной жизни страны через систему налогообложения, регулирования цен, поддержку приоритетных отраслей экономики и т.д.

№ слайда 22

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 3. Социальная – защита нетрудоспособного и малоимущего населения, создание условий для развития здравоохранения, образования, общественного транспорта и т.д. 4. Культурная – обеспечение деятельности учреждений науки, искусства, религии, средств массовой информации и т.д. В современных условиях всё большее значение приобретает 5. экологическая функция государства.

№ слайда 23

Описание слайда:

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: 1. Оборона страны или военная экспансия в отношении других стран. 2. Внешнеполитическая деятельность – проведение интересов государства в международных отношениях с другими государствами. 3. Внешнеэкономическая деятельность – торгово-промышленные и финансовые контакты с другими государствами. Среди внешних функций в современном мире важное место занимает 4. международное сотрудничество в сфере социально-гуманитарного, культурного, технического, научного взаимодействия и обмена.

№ слайда 24

Описание слайда:

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА Ныне государства обычно различают по формам правления, государственного устройства и политического режима. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: власть передаётся по наследству; власть принадлежит властителю (монарху) бессрочно. Различаются монархии неограниченные и ограниченные. Признаки республики: выборность власти; выборность на определённый срок. Республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. Особой формой считают диктатуру.

26

Описание слайда:

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 4.Социальный характер государства – политика его направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 5.Признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. 6.Разделение исполнительной, законодательной и судебной власти.

№ слайда 27

Описание слайда:

ВАЖНЕЙШИЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ГОСУДАРСТВА: 7.Идеологическое многообразие – никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 8.Политическое многообразие – общественные объединения и партии равны перед законом. 9.Соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

№ слайда 28

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО Одним из феноменов современной демократии является гражданское общество. Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Становление его концепции относится ко второй половине 18 – началу 19 веков. Философия Просвещения, немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость чёткого различия между государством и гражданским обществом, отдавали приоритет государству (особенно Гегель).

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: 1. Полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей; 2. Защита частных сфер жизни людей; 3. Рычаг сдерживания политической власти от абсолютного господства; 4. Стабилизация общественных отношений и процессов.

№ слайда 31

Описание слайда:

6.Развитие общества Говоря о развитии общества, зададим себе вопрос: действуют ли в человеческой истории законы, определяющие поведение социальных систем и подсистем - этносов, классов, государств и человечества в целом? Или же исторические явления уникальны и неповторимы, а, следовательно, как писал С. Франк, здесь нет места для закономерности?

Описание слайда:

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Ныне развёртывается процесс формирования принципиально нового типа социальной реальности. Этот процесс идёт одновременно в двух основных направлениях: 1. становление нового типа общества в наиболее развитых странах; 2. образование глобального, охватывающего весь мир социального организма (глобализация).

№ слайда 34

Описание слайда:

«ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО» Новый тип общества который приходит на смену индустриальному, называют по-разному: «постиндустриальное общество» (Дж.Белл, Дж.Гэльрейт); «сверхиндустриальная цивилизация» (О.Тоффлер); «информационное общество» (М.Маклюэн, Е.Масуда); «технотронное общество»(З.Бжезинский). Постиндустриальное общество – продукт НТР 20-21 веков.

№ слайда 35

Описание слайда:

Литература: Аристотель. Политика. Соч.6 в 4-х т. Т.4. – М.: Мысль, 1983. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М.,1993. С.23. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории /Общественные науки и современность. 1999, № 6. Волков А.И. Человеческое измерение прогресса. – М.: Политиздат,1990. А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. Философия. - СПб.: Издательство ДНК. 2001. Гл. 7. Социальная философия. Маркс К. Письмо П.В.Анненкову, 28 дек. 1846 г. //Маркс К.Энгельс Ф. Соч., т.27. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. С.303-304. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

№ слайда 36

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Ф.А Хайек. Дорога к рабству // Вопросы философии,1990. №10, 11, !2. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. – М.,1992. С.220. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. С.24. Статья «общество». Платон. Государство /Платон. Диалоги. – М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2003. С.86-98.

№ слайда 37

Описание слайда:

ЛИТЕРАТУРА: Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1992. С.24. Томас Джефферсон о демократии / Сост.: Сол К. Падовер. – СПб.: Лениздат, 1992. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс // Вопросы философии,1989, № 3, 4. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983: статьи «государство», «общество». Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Мировоззрение – необходимая часть духовной культуры общества, внутреннего мира каждой человеческой личности. Разнородные

блоки знаний, убеждений, мыслей, образов, идеалов, чувств и настроений,

стремлений и надежд, соединясь в целостной картине окружающей действи-

тельности, предстают как более или менее разработанное, упорядоченное или

хаотичное, верное или иллюзорное понимание людьми мира в целом, его

частей и состояний; как осознание человеком самого себя и своего места в

мире, как память о прошлом, видение настоящего и предвосхищение буду-

В состав мировоззрения входят и играют в нём каждое свою специфиче-

скую роль повседневные впечатления, обыденные или житейские практиче-

ские знания, профессиональные умения, глубокие научные истины. Все эти

компоненты составляют жизненный опыт как отдельного человека, так и не-

которой общности людей – группы или массы, и чем солиднее, чем богаче

Однако знания никогда не заполняют собой всё поле мировоззрения.

Кроме знаний о мире и самом человеке как его элементе в мировоззрении

осмысливается весь уклад человеческой жизни, выражаются определённые

системы ценностных ориентаций – суждения о добре и зле, благе и справед-

ливости, красоте и уродстве, дружбе и вражде, любви и ненависти и т.п.

Здесь создаются образы прошлого и конструируются проекты будущего, по-

лучают одобрение или осуждение различные мотивы и способы поведения и

всей жизни в целом.

Вообще программы действий, направленность поступков людей имеют

под собой две опоры: знания и ценности, которые во многом противополож-

ны по своей сути и вместе с тем дополняют друг друга как две стороны од-

ной монеты. Познанием движет стремление к истине, к правильному и точ-

ному воспроизведению существенных черт и объективного содержания ре-

альной действительности. Ценностное сознание имеет другой смысл. Оно

воплощает в себе отношение людей ко всему существующему и происходя-

щему с собственно человеческой точки зрения, субъективно, то есть в соот-

ветствии с их потребностями, интересами, целями, тем или иным понимани-

ем смысла их собственной жизни. Представление о мире в ценностном ас-

пекте – это человеческое измерение многоразличных фрагментов действи-

тельности.

При всей их разнородности познавательный и ценностный способы ос-

воения мира человеческим сознанием и практическим действием должны

быть гармонизированы, приведены в согласие. Необходимо также, чтобы

было достигнуто напряжённое единство других полюсов в содержании миро-

воззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения, теоре-

тического и практического опыта людей, осмысления прошлого и предвиде-

ния будущего. Их гармоничное сочетание всегда есть результат сложной,

долгой и порой мучительной духовной работы, призванной тем не менее

обеспечить цельность и связанность человеческого опыта и дать ему надёж-

ные ориентиры в настоящей и предстоящей жизни.

Мировоззрение способно раздвигать узкие рамки повседневности, кон-

кретных места и времени. Оно позволяет соотносить опыт каждого данного

человека с опытом других людей, включая и тех, которые жили раньше, и

даже в далёком прошлом. В мировоззрения накапливается и уясняется смы-

щаются к духовному миру пращуров, дедов и отцов, ближних и дальних со-

временников, что-то при этом бережно храня, а от чего-то решительно отка-

Итак, мировоззрение есть целостная совокупность знаний, представле-

ний, суждений, оценок и принципов, определяющих самое общее видение и

понимание мира, места в нём человека, и вместе с тем формирующее жиз-

ненные позиции, структуры поведения и программы деятельности людей. В

мировоззрении в обобщённом виде представлены познавательная, ценност-

ная и поведенческая стороны человеческого существования.

Мировоззрение, выраженное в его обыденных, расхожих, массовых

проявлениях, в повседневных формах, содержит в себе не только богатую

“память веков”, убедительный жизненный опыт, традиции, веру и сомнения,

но и множество заблуждений и предрассудков.

Житейское толкование в его повседневных формах имеет стихийный ха-

рактер, оно хаотично, не отличается сколько-нибудь глубокой продуманно-

стью, систематичностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не

всегда выдерживается логика, эмоции могут в критических ситуациях за-

тмить разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Повседневное мышле-

ние сиюминутно и приземлённо, оно пасует перед проблемами, требующими

серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, понимания важных ценностей

и стремления к высоким идеалам.

Эти недостатки преодолеваются на теоретическом уровне мировоззре-

ния, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует опираясь на

логику, обосновывая свои утверждения и выводы, согласовывая их с наукой

и практикой, вписывая их в контекст исторической традиции и современно-

сти. На профессиональной основе этим занимается философия.

В истории духовной культуры общества имели место следующие основные формы мировоззрения: мифология, религия, наука и философия.

Мифология – самая древняя форма мировоззрения. Она возникла в неза-

памятные времена и представляла собой синкретичную, то есть целостную,

нерасчленённую эмоциональную и рациональную, теоретическую и практи-

ческую, реалистическую и фантастическую картину действительности. В

мифах причудливо переплетались предания старины, правдивые повествова-

ния об исторических событиях, путешествиях в другие страны, происхожде-

нии ремёсел, наблюдениях за природой, и вместе с тем вымышленные рас-

сказы о богах и героях, волшебных вещах и явлениях, чудесных превращени-

ях, удивительных существах.

В мифах бессмертные боги вмешивались в дела людей, помогали им или

вредили, ссорились и мирились, любили и рожали детей, в том числе и от

людей. Вся природа была населена одухотворёнными и человекоподобными

существами: в реках и озёрах плескались нимфы у греков, наяды у римлян,

русалки у славян; в лесах жили дриады или лешие; в болотах - кикиморы; в

омутах - водяные.

Силы природы олицетворялись. Громами и молниями ведал бог

Зевс у греков, Юпитер у римлян, Перун у славян; Солнцем был Гелиос или

Ярило; морями и океаном правил Посейдон или Нептун; под землёй было

царство Аида или Плутона.

Мифологическое мировоззрение было художественным, то есть выра-

жалось как мировосприятие через чувственные наглядные образы: литера-

турный сюжет, живописное изображение, скульптурное изваяние. Оно было

также антропоморфным, то есть очеловеченным представлением действи-

тельности. Боги были не просто похожи на людей внешне; к ним обращались

так же, как к своим соплеменникам с мольбами или угрозами, их пытались

задобрить подношениями или же наказывали розгами их изображения за не-

выполненные поручения. Пантеон богов представлял собой точное воспроиз-

ведение родовой семьи: патриарх во главе, а вокруг него жёны, дети, много-

численная родня в различных коленах.

Религия в своих зародышевых формах появилась также в глубокой древ-

ности в виде анимизма – одушевления живых и неживых существ и предме-

тов окружающего мира; тотемизма – поклонения своим животным предкам;

фетишизма – наделения волшебными свойствами различных вещей и явле-

ний; магии – веры в способность человека с помощью ритуальных действий

влиять на других людей, на животных и природные силы, и даже на богов и

духов. Как разновидности магии существовали колдовство, ведовство, ша-

манство, знахарство и тому подобное.

Как самостоятельная форма мировоззрения религия формируется в пе-

риод разложения родового общества и становления цивилизаций, когда по-

являются мировые религии, такие как иудаизм, христианство, ислам, буд-

дизм. Эти религии основаны на принципе монотеизма, то есть единобожия, и

персона Бога приобретает в них принципиально новое понимание. Бог – это

творец всего сущего, демиург и вседержитель, существо не от мира сего,

трансцендентная, то есть потусторонняя сущность, абсолютное совершенст-

во, стоящее вне и над природой, обществом, человеком. В мировоззренче-

ской форме достигает полноты основная характеристика религии: вера в

сверхъестественное.

Наука, как и религия, формируется как мировоззрение на основе содер-

жания мифологии. Но если религия концентрирует в себе фантастические

элементы мифов и придаёт им сакральный, священный характер, то наука

вбирает в своё содержание реалистические элементы мифов, представляю-

щие собой накопленный и зафиксированный в знаниях, то есть в знаковых

моделях и прежде всего в языке, опыт практической деятельности людей по

освоению и преобразованию окружающей их природной и социальной сре-

Наблюдения за климатом, сменой сезонов года, движением звёзд на не-

бе, течением и разливами рек, приливами и отливами морей; использование

свойств различных материалов – металлов, дерева, глины, кож, плодов рас-

тений и продуктов животных в процессе их обработки и далее в потреблении

их как утилитарных ценностей, удовлетворяющих потребности людей и тем

самым приносящих пользу – вот тот материал, из которого начинает строить-

ся научная картина мира.

Философия также возникает в ту эпоху, когда родовое сознание уже не

в состоянии выразить духовное содержание культуры бурно развивающегося

цивилизованного общества. Причём философия занимает особенное место в

мировоззренческих построениях: её нельзя вывести непосредственно из ми-

фов или представить как обобщённый и выраженный в абстрактной форме

опыт практической деятельности людей. Так же как к науке, особняком стоит

она и по отношению к религии, поскольку стремится дать рациональное, то

есть разумное объяснение действительности, не опираясь на слепую веру и

тем более на нелепые суеверия.

Специфика философского знания заключается в том, что это знание имеет

рефлексивный характер, от латинского reflectia – отражение, то есть это такое

знание, в котором главным предметом осмысления является сам человек. Ко-

гда человек размышляет обо всём сущем не отстранённо, а с позиций своего

субъективного отношения к природе, обществу и даже Богу; когда человек

прежде всего обращает внимание на свои собственные действия с точки зре-

ния именно своих интересов и сквозь призму именно своих человеческих

оценок; когда человек стремится представить себе не мир вообще, не мир как

таковой, а как мой мир, он вступает на поле философии.

Религия и наука находятся в оппозиции друг к другу: это альтернативные и непримиримые формы мировоззрения, и по мере развития человеческого общества в ходе эволюции его духовной культуры пропасть между религией и наукой расширяется и углубляется.

Выдающийся философ ХХ века Бертран Рассел высказал идею о том, что

философия как раз и призвана служить мостом между религией и наукой, она

должна осваивать ничейную землю между ними, выстраивать свои теорети-

ческие конструкции между областями пылкого воображения и сухого факта,

которые дают каждая сама по себе одностороннюю и, следовательно, непол-

ную и недостаточную картину действительности.

Философия, таким образом, является центром, системообразующим

ядром мировоззрения, обеспечивающим его целостность и полноту.

Философия существует уже три тысячи лет. В европейской культуре она возникла в конце VП века до нашей эры в Древней Греции. За двадцать шесть веков развития философского мировоззрения были созданы многие десятки философских школ, учений, теорий; сотни выдающихся и великих мыслителей внесли свой оригинальный и неповторимый вклад в копилку философского знания. Как разобраться в многообразии философских построений, различных мировоззренческих идей, альтернативных и нередко противоположных по смыслу и конкурирующих друг с другом философских теорий?

Критерий оценки тех или иных философских позиций предложил в своих «Лекциях по истории философии» великий немецкий философ Х1Х века Георг Гегель: определить место той или иной теории можно в соответствии с тем, как она решает проблему отношения мышления к бытию. Другой немецкий мыслитель того же века, классик марксистской философии Фридрих Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» назвал эту проблему основным вопросом философии и сформулировал её следующим образом: «Великий основной вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос о том, что первично: материя или сознание, бытие или мышление, природа или дух?» Ещё одна постановка вопроса звучит так: «Создан ли мир Богом, или он существует от века?» Иначе говоря, первичность не сводится к ответу “раньше – позже”, а означает начало и причину, основание и сущность.

Основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание представляют собой изначальные сущности и не могут быть сведены друг к другу. Каждая из них независима и в действительности они занимают равное место. Такая позиция получила наименование дуализма и встречалась в истории философии гораздо реже, чем материализм и идеа-

лизм, которые, утверждая принцип единства мира, могут быть охарактеризо-

ваны как монизм, монистическая философия от mono – один. Ярким предста-

вителем дуализма был французский философ ХУП века Рене Декарт.

Возможен также и такой вариант ответа на основной вопрос философии, в

котором утверждается наличие множества первоначал, в предельном случае

множества неограниченного. Такое решение получило название плюрализма

от латинского pluralis – множественный и было предложено один лишь раз за

всю историю философии великим немецким мыслителем ХУП века Готтф-

ридом Лейбницем.

Ещё одна проблема, а именно: “познаваем ли мир ? способен ли человек

правильно и со всей возможной глубиной постигнуть сущность окружающей

его действительности?” - эта проблема получила в упомянутой работе Эн-

гельса наименование второй стороны основного вопроса философии, по-

скольку речь идёт о взаимосвязи и единстве бытия и мышления. Этот вопрос

допускает два ответа: “мир познаваем”, и такое решение называют гносеоло-

гическим оптимизмом от греческого gnoseo – знаю; и “мир непознаваем” –

гносеологический пессимизм или агностицизм , яркими представителями ко-

торого были шотландский философ ХVП века Давид Юм и родоначальник

немецкой классической философии ХIХ века Иммануил Кант.

Варианты решения как первой, так и второй стороны основного вопроса

философии представляют собой основные типы философских построений, а

частные решения в рамках каждого из типов ре-шений составляют дальней-

шую классификацию философских теорий.

Предмет философии изменялся со временем в силу того, что философское знание имеет рефлексивный характер. Оно сосредоточивается на тех идеях, понятиях и переживаниях, которые составляют центр духовной культуры общества в ту или иную историческую

эпоху, к которым обращён пристальный интерес людей в определённый пе-

риод их исторического развития, которые заполняют как сознание отдельных

людей, так и общества в целом.

Так, в Aнтичную эпоху, с VI века до нашей эры по IV век нашей эры

предметом осмысления была природа, поскольку люди в то время ещё не от-

деляли себя от природы, не противопоставляли себя ей и более того – упо-

добляли себя природе, полагая, что человек есть микрокосм, то есть малень-

кое подобие большого космоса. Природные силы и стихии, устройство земли

и неба, события и явления в окружающей ойкумену – обжитой и освоенный

людьми мир - естественной среде: вот что занимает умы древних мыслите-

лей. В натуралистическом мировоззрении Античности человек вписан в со-

став космоса как один из его элементов и понимание космического порядка

имеет первостепенное значение. В силу этого обстоятельства философия ан-

тичной эпохи может быть охарактеризована как космоцентризм .

В Средние века, с V по XIV, ориентация философии меняется радикаль-

ным образом, поскольку центральное место в духовной культуре общества

занимает религия и философия рефлексирует над содержанием религиозных

мировоззренческих доктрин. Теперь её занимают проблемы сотворения мира,

божественного откровения, гармонии веры и разума, цели существования и

конца света. Видное место занимает проблема теодицеи – оправдания Бога и

поиска источника зла.

Понятно, что центральной фигурой религиозного мировоззрения являет-

ся сам Творец, сущность которого стремятся постигнуть как силой ума, так и

путём сверхчувственной интуиции, когда обладающему глубокой и искрен-

ней верой человеку божественное Провидение приоткроет завесу тайны бы-

тия. В связи с ориентацией на постижение Бога и Его сакральной воли сред-

невековая философия предстаёт перед нами как теоцентризм (от греческого

theos – Бог).

Следующая эпоха – Возрождение, XV - XVI века – выдвигает на веду-

щую роль в общественной жизни другую форму духовной культуры, а имен-

но: искусство. Ренессанс, эпоха Возрождения стала временем гениального

творчества великих мастеров живописи и музыки, поэзии и прозы, ваяния и

зодчества. По всем странам Европы прошло движение гуманистов (от латин-

ского humanum – человек), внушая всеми средствами искусства уважение к

достоинству человека, провозглашая самоценность человеческой жизни.

Человек-художник, человек-мастер, человек-творец – он чуть ли не рав-

няется с самим господом Богом и уж во всяком случае как образ и подобие

Божие на земле человек обладает свободой воли и поэтому сам является хо-

зяином своей судьбы и несёт ответственность за свои прошлые деяния и гря-

дущие последствия. Такое направление мировоззренческой мысли называет-

ся антропоцентризм (от греческого anthropos – человек).

Эпоха Просвещения охватывает XVII - XVIII века и характерна бурным

развитием науки, которая после философских манифестов Френсиса Бэкона

приобретает опытный, экспериментальный характер и превращается из умо-

зрительной и спекулятивной схоластики, университетского школярства, в

науку в современном понимании этого слова, то есть в профессиональную

познавательную деятельность.

Академические учёные сообщества, книгопечатание и появление массо-

вой прессы, распространение грамотности от светских салонов до городских

и даже сельских низов – вот приметы времени. Выдающиеся учёные, фунда-

ментальные теории в естествознании, поразительные открытия в исследова-

нии живой и неживой природы – вот достижения эпохи. Само слово “про-

свещение” означает борьбу света разума против тьмы невежества, света нау-

ки против религиозного мракобесия. Рефлексия над наукой приводит фило-

софию к тому, что она выступает как гносеоцентризм (от греческого gnosis –

В XIX веке наступает эпоха классицизма. Классические, то есть образ-

цовые, служащие примером и предметом изучения и подражания, закончен-

ные и совершенные творения – это идеал позапрошлого века. В этот период

создаются классические теории в науке, появляются классические литерату-

ра, живопись, музыка. В России, к примеру, это Лобачевский и Менделеев,

поэты и прозаики пушкинской словесности, художники-передвижники, “мо-

гучая кучка” композиторов.

Век девятнадцатый – это время наполеоновских войн, бурных и крова-

вых революций от декабристов до Парижской Коммуны, глубоких социаль-

ных реформ. Исторический процесс стал не просто заметным – он обрёл ха-

рактер бурной публичной жизни и состояние общества, юридические и соци-

альные проблемы выводят на первые роли в науке, публицистике и даже ис-

кусстве обществоведение на смену естествознанию. Философия отображает

новый фокус общественного внимания и выступает как социоцентризм (от

греческого socium – общество).

Наконец современная эпоха, XX век – это время крупнейших социаль-

ных революций, имевших мировое значение; время мировых войн, вовлек-

ших в трагедию самоистребления большую часть человечества; время все-

мирных организаций, таких как Лига Наций и ООН; время создания круп-

нейших региональных союзов наднационального характера в Европе, Север-

ной Америке, Азиатско-тихоокеанском регионе.

Двадцатый век – это век глобализации общественной жизни, когда мно-

гие процессы от сфер экологии и демографии до областей экономики и поли-

тики приобретают общепланетный масштаб. Оружие массового уничтоже-

ния, спутниковые системы связи, транснациональные корпорации составили первые несущие конструкции единого человечества. В этих условиях исключительную роль начинает играть политика, управленческие технологии, формирование общественного мнения, культивирование массовой психологии и идеологии.

Философия реагирует на духовные новации эпохи выделением из своего

предмета специальной дисциплины – политологии, обострённым вниманием

к социальной проблематике, и в силу этого сама выступает на этом этапе раз-

вития своего предмета как политоцентризм (от греческого polis – город, го-

сударство).

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии - опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого - свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:

«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).

«Задача философии - объяснить все существующее» (В. Соловьев)

«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы - конечного смысла». (М. Мамардашвили).

Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, как существенное понимание, высшее ориентирование, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на стратегическую цель нашего пребывания в мироздании.

Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего - с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они - «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) - их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.

Философия не просто тесно связана со всеми сферами культуры (наукой, искусством, религией, политикой, идеологией и пр.), но в какой-то мере является их частью, либо можно сказать наоборот, что философия объединяет в себе какие-то качества науки, искусства, религии, обыденного здравого смысла и даже мистики. Рассмотрим эти соотношения подробнее.

Конечно философия не может не учитывать науки с ее стандартами, нормами и идеалами, но невозможно превратить философию в строгую науку, так как у философии есть и свои самодостаточные способы постановки проблем, обоснования прозрений. Философия изначально и принципиально плюралистична, а естествознание в своих выводах - однозначно. Философия потому и существует, что есть вопросы, на которые наука никогда не даст ответа. Нельзя научно обосновать свободу. Хотя ученые - люди свободные, но их мысль разворачивается в жестких рамках установленных закономерностей, фактов и обстоятельств, неумолимой логики. Философская же мысль может быть непроизвольна, внерациональна, она может быть и афористична, и эссеистична и даже деконструктивна. Это пример свободного вдохновения, могущего строить любые воображаемые миры. Философия - пограничное знание, она всегда на грани знания и незнания, сокрытого и несокрытого.

Особенно ясно отличие языка философии от научного, в первую очередь естественнонаучного, видно при сравнении словарей. Если в словаре естественной науки каждому термину дано четкое определение, указаны способы и области его применения, и лишь в редких случаях упоминается имя ученого, впервые употребившего данный термин, то совсем иная картина в философском словаре. До девяносто процентов его содержания составляют исторические справки, сообщающие о том, кто и в каком смысле употреблял обсуждаемый термин. То есть в философском словаре больше представлена история понятий и принципов - своего рода эпизоды развития языка философии, в то время как словарь конкретной науки дает теорию понятий и принципов.

Проблемные поля философии и религии особенно близки. Возможно, религиозное сознание более канонично и догматично, а философия в качестве субстанции может брать любое начало: идея, абсолют, хаос, жизнь, воля, материя, Дао, единое и пр. Философская рефлексия может органично дополнять данность мира в религиозном и мистическом опыте.

Если знакомиться с философскими текстами, то становится явным, что у каждого философа есть свой стиль письма, так же как и каждый писатель, работающий в сфере художественной литературы, имеет свой неповторимый стиль. В философских текстах часто используются тропы, образы, напоминающие художественные - все это сближает философию с искусством.

В то же время философский язык гораздо ближе к обыденному, разговорному языку, чем, например, язык науки. Философствование включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений. В обыденной жизни нередко проявляется такой феномен человеческой жизни как мудрость. Мы можем сказать «мудрый человек», «мудрый философ», но вряд ли скажем «мудрый инженер» или «мудрый химик». Не случайно слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». В своей любви к мудрости, философия, охватывая все достижения культуры, осмысляет их, выделяет самое главное, существенное. Но это происходит не только в форме отстраненного анализа, но через глубокую заинтересованность, переживание и сочувствие.

Однако мы знаем, что существует понятие мировоззрения, как совокупности взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Как же соотносятся эти два понятия: философия и мировоззрение? Здесь возможен двойственный ответ. С одной стороны, философия - это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Но с другой стороны, учитывая, что понятие мировоззрения охватывает гораздо более широкий спектр явлений, можно считать, что философия - это часть (или одна из форм) мировоззрения (хотя несомненно, одна из самых теоретически продуманных). К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов. то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. По мере формирования культовой системы, то есть системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным, абсолютным, вечным - формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного - в сферу идеального, абсолютного, вечного (трансцендентного), придавало устойчивость человеческому бытию, смысл человеческой жизни.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера «Илиада» и «Одиссея». О философских воззрениях Гомера можно сказать, сто он всецело находился на почве философии. Ему принадлежит изречение: «Мы все вода и земля». Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) – крестьянский поэт, автор знаменитых «Трудов и дней» и «Теогонии». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. «Родословная богов» начинается так: в начале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб – начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо – видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная «Теогония», т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны-гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов Кроноса – берет начало новое поколение богов: сын Кроноса – Зев в борьбе за власть отсекает у отца «мужское достоинство», которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви – Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности – та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. Однако логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею переполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.

Слово «философия» впервые произнес великий мыслитель Древней Греции – Пифагор. К нему обратился один из его учеников со словами: «O, sophicos!», то есть «мудрец», и тогда Пифагор ответил: «Я не мудрец, я лишь любитель мудрости. Все могут знать одни Боги. Я только стремлюсь к этому».

В Древней Греции был великий мыслитель по имени Сократ. И однажды

спросили у знаменитого Оракула в храме Аполлона в городе Дельфы: кто яв-

ляется мудрейшим из эллинов? И дельфийский Оракул, который всегда отве-

чал весьма уклончиво, на этот раз дал совершенно определённый ответ: муд-

рейшим из эллинов является Сократ. Пришли к Сократу и передали ему сло-

ва Оракула. На это мнение Сократ пожал плечами и сказал: «Я знаю только

Был также в Древней Греции знаменитый философ Диоген из города

Синопы. Он был настолько знаменит, что поговорить с ним приехал великий

полководец Александр Македонский, и он был настолько восхищён умом

Диогена, что воскликнул: «Я великий Александр. Я могу выполнить любое

твоё желание. Проси всего, чего ты хочешь». На это Диоген ответил: «Ото-

двинься в сторону, ты заслоняешь мне солнце». И тогда Александр сказал:

«Если бы я не был великим Александром, я бы хотел быть Диогеном».

Так вот однажды к Диогену обратился философ-софист Антисфен и ска-

зал: «Послушай, Диоген! Если ты мудрейший из нас, то почему ты больше

всех задаёшь вопросов?» В ответ Диоген взял прутик и нарисовал на песке

диаграмму. Изобразив маленький круг, он сказал: «Вот Ваши знания». Затем

описал вокруг этого круга большой круг и сказал: «А вот мои знания. А те-

перь посмотрите, у кого из нас больше граница с неизвестным». В этом и со-

стоит парадокс Диогена: чем больше мы знаем, тем больше мы убеждаемся в

собственном невежестве.

Для того, чтобы определить качество интеллекта, можно предложить та-

кое понятие, как склад ума. Начнём с обычного склада как помещения, в ко-

тором хранят разные вещи. В одном случае это может быть тёмный чулан

или заброшенный чердак, где как попало сбросан в кучу всякий хлам, и когда

нам что-нибудь понадобится, мы можем долго рыться в своём барахле, выби-

ваясь из сил и не достигая успеха. В другом случае это будет светлая комна-

та, где все вещи разложены по полочкам, каждая на своём месте, снабжена

бирочкой, занесена в каталог, и когда в ней возникнет нужда, мы найдём её

легко и быстро и пустим в дело. Так и в своей голове мы можем иметь либо

тёмный чулан, либо светлую комнату, и тогда мудрость – это хороший склад

ума, то есть светлый, упорядоченный, хорошо организованный ум, который

можно эффективно использовать и в работе, и в жизни.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные понятия и предмет философии Основы философии

учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира Философия (phileo и sofia)

Предмет философии Человек Человек - человек Человек - общество Человек - природа Человек - мир Ч Е Л О В Е К ОБЩЕСТВО ПРИРОДА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 10 Ф И Л О С О Ф И Я 1.Форма общественного сознания, направленная на выработку целостного взгляда на мир и место в нем человека. 2. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру 3.Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления Философия С В Я З И

Структура философского знания: Онтология (ontos и logos)-учение о бытии. Гносеология (gnosis и logos)-учение о познании. Философская антропология (antropos и logos) -учение о человеке. Этика – философская теория морали и нравственности. Логика – учение о последовательном, непротиворечивом и доказательном мышлении. Аксиология – учение о ценностях. Эстетика – учение о прекрасном, его законах и нормах др.

Функции философии Мировоззренческая Гносеологическая Методологическая Социальная Аксиологическая Гуманистическая рационально-теоретический способ ориентации в мире как следствие обобщения, интеграции культуры оценка всех видов человеческой практики и принципиальных возможностей познания разработка учения о характере и закономерностях познавательного процесса разработка теории поисковой деятельности, ее принципов, способов, норм гармонизация общественных отношений на гуманитарных основаниях утверждение социально-удостоверенных ценностей, стандартов, идеалов, регламентирующих многообразие общественных и личных отношений сверхзадача философии – показать «каким» надо быть, чтобы быть человеком. 11

это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентации. Мировоззрение -

Тип ы мировоззрения Мифологи ческое Религ иозное Философ ское формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа

Основной вопрос философии Онтологическая сторона основного вопроса Гносеологическая сторона основного вопроса Что первично: материя или сознание? Познаваем ли мир? 1. Первичная материя – материализм («линия Демокрита ») 2. Первично сознание – идеализм («линия Платона») 3. Материя и сознание являются равными и независимыми основами бытия – деизм. 1. Мир познаваем А) Эмпиризм (Ф.Бэкон) – «нет ничего в мыслях (разуме), чего до этого не было бы в чувствах и опыте» Б) Рационализм – (от лат. rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. 2. Мир непознаваем А) Агностицизм (И. Кант) – существуют загадки и противоречия, которые не будут разгаданы человечеством никогда (например, существует ли Бог) Б) Скептицизм – философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

ЧТО ФИЛОСОФИЯ МОЖЕТ ДАТЬ КАЖДОМУ ЧЕЛОВЕКУ? (ПРАКТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ)

Философия Ответить на наиболее фундаментальные вопросы о мире и человеке Помочь осмыслить свое место в мире и смысл жизни Обучить принципам « мудрой жизни » (т. е. жизни без иллюзий, без страданий, без заблуждений и т. д.) Укрепить внутренний духовный « стержень » и развить способность стойко преодолевать жизненные трудности (никогда не сдаваться). Научить синтетическому (философскому) стилю мышления, т.е. способности глубоко и всесторонне видеть любую проблему и плодотворно решать ее Научить познанию будущего Научить совершенствованию и раскрытию своих внутренних сил

Домашнее задание Объясните, к ак Вы понимаете выражение – "найти философский камень"? Откуда пришло это выражение? "Философия…одна только отличает нас от дикарей и варваров…Каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют" (Р.Декарт). Что такое "философствование"? В чем смысл этого понятия?