«Здесь душа переполняется радостью. От рынка к храму: Александр Можаев о новострое на Рождественском бульваре Необходимость расширения пространства для богослужений

О сохранении единства российского народа и необходимости помнить уроки прошлого сегодня говорил Владимир Путин на открытии Храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Он построен на территории Сретенского монастыря. Президент отметил, что новый собор станет олицетворением примирения нации. Свои двери храм распахнул в год столетия трагических революционных событий.

Белокаменный собор построен по образцу и подобию исторических храмов Владимира и Суздаля. Новая архитектурная доминанта старой Москвы, словно объединяющая прошлое и настоящее. Сотни верующих собрались сегодня утром у храма.

Торжественный чин освящения нового собора провел патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Священники в белом праздничном облачении. Под колокольный звон в новый храм торжественно переносят мощи священномученика епископа Иллариона. В 20-х годах прошлого века был настоятелем Сретенского монастыря, арестован и скончался в тюрьме. Епископ Илларион считается небесным покровителем обители.

Новый соборный храм в честь новомучеников и исповедников российских - тех, кто не предал веру, тех, кто остался верен себе и своим идеалам в годы богоборчества. Место выбрано не случайно. После прихода к власти большевиков Сретенский монастырь был закрыт и разорен, а в уцелевших зданиях находилась тюрьма для священников - тех, кто не отрекся от веры и не испугался гонений. Людей расстреливали и хоронили в безымянных могилах. Портреты российских новомучеников люди держали сегодня и во время освящения храма.

Патриарх московский и всея Руси Кирилл отслужил в храме божественную литургию. Новый собор и был возведен по инициативе и под патронатом предстоятеля Русской православной церкви

У знаменитого хора Сретенского монастыря место на верхнем ярусе. Благодаря уникальной акустике, церковные песнопения разносятся по всему храму, который одновременно вмещает около двух тысяч человек.

Владимир Путин приехал в Сретенский монастырь в разгар праздничных торжеств и подарил обители старинный образ Иоанна Предтечи. В присутствии президента икону поместили в алтарь. Патриарх Кирилл и наместник монастыря епископ Тихон рассказали Владимиру Путину об убранстве храма и истории строительства, которое продолжалось более трех лет.

«Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в XX веке. Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. Мы знаем, как хрупок гражданский мир, – теперь мы это знаем, – мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность – делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал президент.

В эти дни отмечается также десятилетний юбилей воссоединения РПЦ и Русской православной церкви за рубежом. В торжествах в Сретенском монастыре участвует и делегация зарубежных иерархов. Почти век наши церкви были порознь.

«Обе церкви, искренне стремясь к укреплению нашей общей Родины, сумели достойно пройти этот путь. Русская православная церковь здесь, в России, страдая, неся огромные потери, всегда была рядом с народом. А Русская православная церковь за границей всегда помогала нашим соотечественникам, оказавшимся вдали от Родины, не только сохранять веру, но и ощущать свою тесную связь с Родиной, с Россией, с ее традициями, языком, с нашей культурой. И восстановление единства укрепило эту связь», - отметил Владимир Путин.

«Со своей стороны хотел бы сердечно поздравить всех нас с десятой годовщиной воссоединения Русской зарубежной церкви и Московского патриархата. У нас есть время для того, чтобы углублять это единство, делать его еще более прочным», - сказал патриарх Кирилл.

Глава государства спустился и в нижний храм собора, который посвящен Иоанну Предтече. Здесь президенту показали купель для крещения, украшенную уникальными мозаиками по образцу древних византийских храмов.

Владимиру Путину показали и новое здание Сретенской семинарии. На еженедельные лекции о христианской жизни здесь собирается более трехсот прихожан. Занятия транслируются в интернете, постоянных слушателей уже более 35 тысяч человек.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

15 марта у строящегося собора Новомучеников и Исповедников российских прошло первое богослужение. Открытия именно этого храма на Лубянке верующие ждут давно и с нетерпением. Снаружи на новую святыню уже устанавливают бронзовые рельефы, а внутри заканчивают роспись стен.

Под пятиглавыми тончайшего сусального золота куполами, под каменными узорами искусной резьбы, под торжественный колокольный звон над Рождественским бульваром братия Сретенского монастыря служили Литургию преждеосвященных даров. Храм в честь Исповедников и Новомученников Церкви Русской еще не освящен. И потому первое богослужение — на белоснежной и величественной паперти.

Новый храм Сретенского монастыря воздвигнут в канун важнейших для осмысления событий национальной истории. А первая служба проходит в дни Февральской революции: по новому стилю, это текущие мартовские дни.

"Мы задумывали этот храм к столетию тех судьбоносных трагических, страшных событий, которые произошли в России 15 марта 1917 года. Задумывали этот храм как храм Воскресения Христова. Как храм в память о новомученниках. Как некое духовное осмысление этого столетнего периода", — сказал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Храм в честь Исповедников и Новомученников, возведенный к 100-летию революции 1917 года, называют "храмом-на-крови". Он построен на месте мучений многих священнослужителей. Там, где шли допросы и расстрелы.

Свыше 60 метров от фундамента до крестов. У врат нижнего храма образ патриарха Тихона, который возглавлял церковь в переломном 1917 году. Рядом барельеф с изображением архиепископа Иллариона, в те годы — наместника Сретенского монастыря.

Расписывали храм два года. Контуры наносят сухим пигментом, только затем в ход идут акриловые краски. Под разным углом меняются оттенки. Секрет — в неровной поверхности стен.

Художник Павел Аторин рассказал, в чем особенность росписи: "Нижний слой краски более тёмный. Сверху накладывается следующий слой краски. Поэтому возникает такой интересный эффект мерцания. Все законы живописи те же".

Храм — памятник и символ. Его главная идея — торжество правды и духа, которые показали святые мученики. И назидание потомкам. Поэтому он такой светлый и воздушный.

Его построили из белого известняка из каменоломен Владимирской области. Тех самых месторождений, откуда мастера Андрея Боголюбского 800 с лишним лет назад брали камень для строительства первых храмов на северо-востоке Руси.

Древнерусский, византийский, современный стиль церковной архитектуры. У такой эклектики тоже своя задача — соединять эпохи и поколения в молитве за страну и поколения. Новый собор сможет вместить больше двух тысяч человек.

Мы находимся сейчас на высоте около двадцати двух метров под центральным сводом храма. Сейчас идёт заключительный этап работ. Это разборка, демонтаж строительных лесов и у нас есть уникальная возможность в крайний раз побывать на такой высоте под центральным сводом храма.

У первого, возведенного к 100-летию драматических событий храма Новомученников и Исповедников российских есть и еще одна миссия. Он стал символом исторического примирения.

"Что касается примирения, то это конечно прекрасная, высокая и благородная месса. И десятилетия испытанного уже примирения между двумя частями Русской церкви мы будем как раз праздновать и во время освещения этого храма", — пояснил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Храм-символ, храм-памятник, храм-искупление станет еще и классами воскресной школы, где, в том числе расскажут о трагических событиях 1917 года. Его уроках и главных выводах трагической эпохи.

November 26th, 2017 , 10:05 pm

За белокаменной стеной высятся золотые главы величественного храма. Редкие лучи осеннего солнца скользят по венчающим купола крестам. Стоит войти через приоткрытую калитку и сделать несколько шагов по территории обители, как начинаешь ощущать преисполняющую сердце радость от созерцаемого благолепия и соприкосновения с тишиной. В нескольких километрах от Кремля расположился довольно небольшой по площади, но при этом один из самых крупных по численности братии московских монастырей - Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. В его стенах насельники и паломники денно и нощно славят Имя Господа Бога нашего и молятся за весь мир.

Сейчас в этом укромном духовном оазисе посреди шумного, суетливого мегаполиса ничто не напоминает о трагических событиях начала XX века. Десятилетия безбожия, безумства и ненависти оставили на теле нашей страны кровоточащую рану, которая не затянулась до сих пор. По соседству с монастырской стеной располагается то самое здание на Лубянке, долгое время от случайных мыслей о котором у многих выступал холодный пот. В его кабинетах были вынесены тысячи смертных приговоров. Среди жертв репрессий были и насельники скромной обители.

После закрытия обители в 1925 году, большинство монастырских построек были разрушены, в том числе и один из древнейших в столице храмов - храм в честь Марии Египетской. В уцелевших же помещениях обосновалось общежитие НКВД. На территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. В 2011 году на проповеди, посвященной Неделе мытаря и фарисея, епископ Тихон (Шевкунов) назвал участок монастырской земли, пропитанный кровью святых мучеников, «антиминсом, тем благословенным платом, на котором совершается Божественная литургия в храме». В 1995 году в память о жертвах богоборческий власти при входе в монастырь был установлен поклонный крест.

В наши дни в храмах Сретенского монастыря вновь звучат молитвенные песнопения, славится Имя Всевышнего, и вера постепенно оживляет наши сердца. Обитель стремительно возрождается: вот уже выстроен и освящен новый храм, при монастыре действует издательство, литературное кафе, активно ведется миссионерская деятельность.

При Сретенском монастыре с 1999 года действует духовное училище. В 2002 году оно было преобразовано Сретенскую духовную семинарию. Ректором семинарии является епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Московского Сретенского монастыря. Сейчас более 200 воспитанников учатся в Сретенской семинарии, чтобы проповедовать Слово Божие по миру.

Первый год обучения юноши проводят в скиту под Рязанью. Там все устроено для полноценного учебного процесса: у курса есть свой духовник, из Москвы к учащимся приезжают преподаватели. При этом первый год, проведенный в удалении от привычной столичной жизни, помогает воспитанникам утвердиться в выбранном ими пути. Со второго курса семинаристы продолжают обучение в Московском корпусе. Здесь они не только учатся, но и несут некоторые послушания, участвуют во многих проектах обители.

В стенах семинарии сформировался знаменитый хор Сретенского монастыря, который поет на богослужениях в обители, а также участвует во многих концертах и фестивалях.

Во время экскурсии, которую для нас организовали и провели Юлия rijaya_koshka и сотрудница паломнической службы Сретенского монастыря Мария, нашей группе благословили побывать в учебном корпусе. При входе нас встретила фреска, на которой Ангел Господень ведет человека за руку. Так Всемилостивый Господь протягивает свою руку каждому своему чаду. И лишь сам человек, своевольничая как капризный и непослушный ребенок, вырывает свою ладошку из руки Отца, а потом, потерявшись, и горько плачет вдали от своего Родителя.

6. В духовной семинарии

Стоило переступить порог семинарии, как сразу возникло ощущение, будто мы вошли в храм. Приглушенный мягкий свет, на стенах - лики святых. Центральное место занимает фреска «Иисус Христос и Его ученики». По обеим сторонам от Спасителя изображены подвижники благочестия разных времен. Рядом установлен интерактивный дисплей, на котором воспитанники семинарии могут узнать об изображенных на фреске святых и прочесть важные новости обители.

7. В духовной семинарии


8.


9.


10.


11.


12.


13.

14. Заседание Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

Последний раз, когда я была в Сретенском монастыре, на его территории полным ходом велись строительные работы. Новый храм тогда был скрыт за ограждением. И вот благодаря приглашению Юли появилась возможность побывать в недавно освященном храме в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Уже издалека собор поражает благолепием. Своим торжественным видом он напоминает о Победе Спасителя над смертью и величии подвига Воинов Христовых, пострадавших за веру в богоборческие годы. Не все работы в храме завершены, поэтому мы смогли побывать только на небольшом, специально приготовленном для группы участке и приложиться к честным мощам владыки Илариона. Но даже краткое знакомство произвело сильнейшее впечатление.

Необходимость строительства нового, большого храма в Сретенском монастыре ощущалась давно. Единственный уцелевший после лихолетья собор в монастыре в дни особых церковных праздников не вмещал всех верующих, и многим приходилось слушать богослужение, стоя на улице. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в 2012 году был проведен конкурс проектных работ. На рассмотрение жюри было представлено 48 эскизов, из которых был выбран проект, лучшим образом отражающий идею торжества духовной победы новомучеников и исповедников российский и решающий все поставленные заказчиком технические задачи. В 2014 году в Сретенском монастыре начались строительные работы, а в мае 2017 года Святейший Патриарх Кирилл совершил чин освящения нового храма.

Стены собора, украшенные резными узорами из белого владимирского известняка, напоминают о древних храмах Владимирской земли. Глядя на причудливые орнаменты вспоминаются образы храмов Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, Димитрия Солунского во Владимире, Георгиевского собора в Юрьев-Польском.

Верхний храм освящен в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской, а нижний - в честь святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов. В Иоаннопредтеченском храме расположен баптистерий, то есть купель для крещения. Когда наша группа зашла в собор, там как раз совершалось Таинство Крещения. Мы постарались не мешать и ограничились изучением фресок с библейскими сюжетами в притворе.
22.

Притча о званных на брачный пир:
«…Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши тò, пошли, кто на поле своё, а кто на торговлю свою; Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; Итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, И говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; Ибо много званых, а мало избранных.» [Мф. 22, 1-14]
23.


24.

Притча о добром самарянине:
«… И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?
Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.» [Лк. 10, 25-37]
25.

Притча о сеятеле :
«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! [Мф. 13, 1-9]
<...> к всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?
Но он сказал: нет - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то́ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. [Мф. 13, 19-32]»
26.

О фарисее и мытаре:
«…два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» [Лк. 18, 10-14]
27.


28.

Войдя в верхний храм, вся наша группа на мгновение замерла от восторга - такой он величественный и торжественный. Взгляд старался охватить все пространство и вскоре остановился на фреске над алтарем с изображением Спасителя, окруженного сонмом святых Апостолов и Святых, в том числе и Новомучеников.
29.


30.


31.


32.


33.

34.


35.


36.

27. Святой благоверный князь Александр Невский

Честные мощи священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, ранее пребывали в соборе в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. По окончанию строительства нового храма и освящения его в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской святыня была перенесена на новое место. Теперь верующие могут помолиться у раки с мощами святого в новом соборе.

28. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии. С детства мальчик стремился к знаниям. В возрасте пяти лет Володя, подражая Михаилу Ломоносову, вместе со своим трехлетним братом решил отправиться в Москву, чтобы учиться. Когда уставший братишка начал плакать, Володя сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Правда, в тот раз добраться до столицы отроку не удалось. Родители вовремя спохватились и возвратили детей домой. Но тяга к учебе в будущем архиепископе Верейском не угасала никогда.

В 1900 году Владимир окончил Тульское духовное училище. В 1906-м он с отличием завершил курс Тульской духовной семинарии и поступил в Московскую духовную академию. В 1910 году юноша окончил академию со степенью кандидата богословия и остался при ней в качестве профессорского стипендиата. 28 марта 1913 года в жизни Владимира Троицкого произошло очень важное и долгожданное событие. В скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принял монашеский постриг с именем Илариона, а спустя два месяца был рукоположен в иеромонахи. 30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждили в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.

29. Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, святитель Иларион, как член Поместного Собора 1917 - 1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества.

С приходом к власти большевиков начались гонения на Церковь, сопровождаемые арестами, репрессиями, изъятием церковных ценностей, осквернением святынь, варварским разрушением храмов, живодерскими издевательствами над верующими людьми, в том числе и над малолетними детьми, стариками и женщинами.

В первую очередь свой гнев богоборческая власть обрушила на священнослужителей и монашествующих. Архимандрит Иларион впервые был арестован в 1919 году и провел в Бутырской тюрьме три месяца. После освобождения о. Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице.

В 1920 году архимандрит Иларион был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии. Тогда же владыка был назначен наместником московского Сретенского монастыря.

30. Рака с мощами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

Епископское служение стало его Крестным путем. В день своего наречения о. Иларион сказал: «Прежде я читал книги, теперь должен читать сердца человеческие, эти мудрейшие и часто вовсе непонятные письмена. Тогда писал я чернилами на бумаге, отныне предстоит мне благодатью писать образ Божий в душах человеческих. Прежде учил я, отныне должен вести ко спасению. Раньше мог я оставаться под спудом - ныне вы поставляете меня на свещнице церковном. Прежде я мог скрываться от людей и быть в любезной неизвестности - отныне должен светить людям светом добрых дел. Всей душою любил я жизнь академическую, от мира отрешенную, над миром возвышенную, уединенную, как бы пустынную. Ныне вы отнимаете надежду в эту пустыню снова и всецело возвратиться».

В сентябре 1921 года последовал новый арест. Поводом послужило то, что в престольный праздник Сретенской обители святитель Иларион добился у директора Третьяковской галереи И.Я. Грабаря разрешения взять на один день чудотворный Владимирский образ Божией Матери в Сретенский монастырь, что вызвало значительное скопление верующих. Некоторое время святитель провел в тюрьме, но вскоре был освобожден.

Спустя два года после его хиротонии о. Иларион был вновь арестован и отправлен в ссылку на год в Архангельск. Власти приняли декрет об изъятии церковного имущества и хотели принудить Патриарха Тихона направить духовенству соответствующий указ о сдаче ценностей. Богоборцы пытались оказать влияние на Святейшего посредством арестов приближенных к нему священнослужителей, в числе которых был владыка Иларион.

Помимо гонений со стороны самой богоборческой власти православная вера подверглась в начале XX века и другому нападению - обновленчеству. Сторонник Патриарха Тихона, архиепископ Иларион всеми силами старался противостоять церковному расколу и отступлению от истинной веры. В 1923 году он сослужил всенощное бдение в Сретенском монастыре, захваченном в то время обновленцами. Владыка Иларион великим чином освятил собор, который совершается в случае осквернения храмов. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в лоно Матери-Церкви.

В августе 1923 года Святейший Патриарх Тихон возвел о. Илариона в сан архиепископа.

Покровительствующие обновленцам чекисты не могли просить владыке отказ от сотрудничества и отступления от своих убеждений. В декабре 1923 года архиепископ Иларион был приговорен к трем годам заключения. Этапом он был доставлен в Кемский лагерь, а затем на Соловки. Когда архиепископ увидел весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, то сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».

Кроткий, смиренный пастырь, исполненный христианской любви, и вместе с тем бесстрашный Воин Христов, архиепископ Иларион не оставил служения Христу и в лагере, своим примером являя образ истинного христианина. Находясь на Соловках, владыка сохранил в себе все те добрые качества души, которые он приобрел посредством подвигов и до монашества, и в монашестве, и в священстве. Те, кто в это время находились вместе с ним, являлись свидетелями его полного монашеского нестяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости. Он простодушно отдавал просящим все, что имел, не заботился о своих вещах и мирских благах. Владыка Иларион радовался мысли, что Соловки оказались школой истинных добродетелей - нестяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения, трудолюбия. Благодушие святителя не было избирательным и простиралось даже на советскую власть. И на нее он мог смотреть незлобивыми очами. А доброе и мудрое пастырское слово владыки помогло прийти к покаянию многим заключенным, отбывающим вместе с ним свое наказание.

Милосердный святитель не делал различий между людьми разного происхождения и сословий. Одинаково с любовью он относился и к людям с самого «дна», и к совузникам-священнослужителям, и к своим надзирателям. Однажды во время бури в море унесло лодку с военкомом Суховым. Надзиратели и заключенные на берегу были уверены, что лодка и люди на ней обречены на верную гибель. Никто из лагерных охранников не отважился отправиться на помощь терпящим бедствие. Но владыка, помолившись и во всем полагаясь на Бога, вместе с несколькими заключенными, несмотря на шторм, выдвинулся на поиски пропавшего судна. И по Божией милости случилось чудо - глубокой ночью баркас отца Илариона вернулся вместе со спасенными на борту.

В середине лета 1925 года с Соловков архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. Здесь обстановка была отлична от Соловков. В тюрьме владыка пользовался особыми льготами - ему позволили получать книги духовного содержания. Архиепископ Иларион погрузился в чтение святоотеческой литературы и сделал много толстых тетрадей с выписками, которые после тюремной цензуры передавал своим друзьям на хранение. Святитель тайком посещал тюремного надзирателя, доброго человека, и вел у него собирание подпольной рукописной религиозной, советской литературы и копий всяких церковно-административных документов и переписки архиереев.

Григорианцы неоднократно склоняли о. Илариона присоединиться к расколу, но верный Христу пастырь не соглашался отступить от своего Учителя, что злило богоборческую власть. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг его предложение получить помилование и войти в группу архиеев, готовящих церковный переворот. «Я скорее сгнию в тюрьме, но своему направлению не изменю», - говорил он своему соузнику, обновленческому «епископу» Гервасию. Весной 1926 года архиепископ Иларион был снова возвращен на Соловки. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

На Соловках с Божией Помощью святителю Илариону удалось совершить нечто совсем невообразимое для того времени и места - отслужить в лагере Пасхальное богослужение.

Осенью 1929 года срок заключения святителя Илариона закончился, но власти не желали его освобождения. В октябре священномученик был вновь осужден на три года. На этот раз владыку приговорили к высылке в Казахстан на три года, куда его отправили этапным порядком. В дороге святитель заразился сыпным тифом, вспыхнувшим среди заключенных. В горячке владыку привезли в Ленинград и поместили в тюрьму. Когда о. Иларион в тяжелейшем состоянии оказался в больнице, доктора были уже не силах ему помочь. Врач, присутствовавший при кончине владыки, был свидетелем того, как святой благодарил Бога, радуясь близкой встрече с Ним. Он отошел ко Христу со словами: «Как хорошо! Теперь мы далеки от...». Это произошло 15(28) декабря 1929 года.

Благодаря стараниям Ленинградского митрополита Серафима (Чичагова) власти разрешили похоронить святителя в соответствии с его саном. Священномученик Иларион (Троицкий) был погребен на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы (г. Ленинград). В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

Москвичи, впервые побывавшие в этом году на Трубной площади, с очень разными интонациями произносят: «Ого!» - площадь в очередной раз переменилась. В 2017 году застройщики презентуют нам два, казалось бы, непохожих объекта: ТЦ с гордым самоназванием «Центральный рынок» и храм Новомучеников Российских в Сретенском монастыре. Новостройки стоят в начале и в конце поднимающегося в гору бульвара, но при взгляде с Трубной площади ТЦ выглядит как пьедестал храма, сочетаясь с ним не только эстетически, но и родственным обстоятельством своего появления.

Занятно бывает представить, что минувшую четверть века провел в какой-нибудь загадочной криогенной экспедиции, в полной изоляции от новостей с родины. А потом прибываешь в самое сегодня, ничего не зная ни про то, что умер, ни про то, что Лужка поперли, ни про то, что пейджер немоден. Мне кажется, внимательного взгляда на архитектуру хватило бы, чтобы сразу понять очень многое. Она говорит о времени правдивее лукавых текстовых источников. Окрестности Рождественского бульвара изменились довольно фатальным образом, но чтобы оценить эти перемены, надо вспомнить, что было до них.

Вид на Рождественский бульвар с Трубной площади. Версия 2017 года

Я впервые оказался здесь в начале 80-х - тогда еще надо было говорить «на улице Жданова». Свернули с мамой в случайный закоулок Рождественского монастыря - тогда еще надо было добавлять «бывшего». Там были квартиры и удивительный послевоенный московский уют, уже редкий в те годы: все эти лавочки у подъездов, зелень, доминошные столы, десятки подворотных котиков. Мы прошли мимо ворот Архитектурного института, у фонтана какая-то молодежь усердно небо коптила. Мама не знала о богатых алкогольных традициях МАРХИ и сказала: «Будешь хорошо учиться - станешь таким же». Ну я и стал.

Поступив в институт, я крепко обосновался на Рождественском бульваре, на ближней к пивному ларьку скамейке, так что перемены, начавшиеся в середине 90-х, происходили на моих глазах. Котиков в подворотнях к тому времени поубавилось, но в целом в этой округе Москва была еще та, заповедная. От Петровки до Лубянки простирался старый город, не менявшийся с начала XX века. Были отдельные выбитые куски в улицах, были отдельные некрикливые советские здания, но в целом местность была состоявшаяся, понятная и уютная. Автор не имеет сил в очередной раз вступать в полемику по вопросу о важности преобладания исторической застройки в историческом городе и просто принимает за аксиому: здесь было очень неплохо. Его, как говорится, если помыть - с ним жить можно.

Рынок на Трубной площади, 1890–1910-е годы

1 из 8

Трубная площадь, 1902 год

© М.Шерер/pastvu.com

2 из 8

Особняк, где в 1921–1922 годах находился Городской райком РКСМ

3 из 8

Рождественский бульвар, 1940–1947 годы

4 из 8

Кадр из фильма «Мне двадцать лет», режиссер Марлен Хуциев, 1964

5 из 8

Трубная площадь, 1982–1984 годы

6 из 8

Пивной ларек на Рождественском бульваре, 1993 год

© Р.Цеханский/pastvu.com

7 из 8

«Дом с кариатидами» в Печатниковом переулке. Кадр из художественного фильма «Железный занавес», режиссер Савва Кулиш, 1994–1996

8 из 8

Но особенно неплохо было в начале Рождественского бульвара, у знаменитого ларька, стоявшего под огромными, может быть, самыми роскошными в Москве тополями. Во время учебы в институте большого труда стоило по дороге от метро не проскочить до конца Рождественки и не очнуться, уткнувшись носом в пивную: до того замечательно жилось под этими тополями, у перекрестка четырех бульваров.

Много уютных распивочных точек таили в себе и бывшие монастыри на южной стороне бульвара, Рождественский и Сретенский. На моей памяти никто не плясал брейк-данс на развалинах часовни - это были скорее такие романтические этюды из цикла «С чего начинается Родина». Например, незабываемая видовая площадка на крыше нынешнего Настоятельского корпуса - рядом была брешь в ограде и лестница вниз, прямо к ларьку. А вы, конечно, помните, что в ларьке разливали строго в принесенные стеклянные банки: их все время приходилось где-нибудь добывать, в том числе просить по квартирам. Так дядька, над комнатой которого мы имели обыкновение кутить, всегда давал тару и просил говорить шепотом в те часы, когда у него спят дети. Жили по совести.


15 марта в храме Новомучеников и Исповедников Российских на Лубянке прошла первая служба. Его продолжают докрашивать и декорировать - к Пасхе

Было очевидно, что все это лишь затишье, что грядут перемены, которых мы ждали и на которые надеялись. Но все же предполагалось, что люди, которые примутся менять город, окажутся не настолько тупыми и жадными, а обслуживающие их коллеги-архитекторы не настолько услужливыми и рукожопыми. Новостройки скрыли лучшие панорамные виды: от Петровского бульвара на Рождественский монастырь и от Рождественского бульвара на монастырь Петровский.

Перспективу Рождественки чудовищно захламила «Легенда Цветного», недвижимость имени Наоми Кэмпбелл, - помните, супруг-олигарх однажды подарил ей квартиру в своей новостройке? (в 2013 году пара . - Прим. ред. ) Исчезла половина старых домов, исчезли целые кварталы пыльных, но дико интересных проходных дворов, превратившись в «сплошное пятно» офисной, жилой и торговой недвижимости. Гуляя по улице, сворачивать можно лишь в двери разного рода заведений: они изобильны и прекрасны, но чего-то не хватает.

Главная беда Рождественского - ТЦ «Центральный рынок», успевший прославиться в народе под именем Навозного жука. Его согласовали в 1996 году как кафе-стекляшку на месте старого общественного туалета и начали строить в 2004-м. Вполне себе аллегория времени: объект заведомо не имеет права здесь находиться, так как Бульварное кольцо - памятник садово-паркового искусства, строительство капитальных зданий поперек него юридически невозможно. Однако объект плавно вырос до 3300 кв. м, ради него вырублено сто метров бульвара, включая те самые тополя, а его стройка 10 лет содержит бульвар в состоянии лютой разрухи, запросто перекрывая технической площадкой половину полос на внешнем проезде Бульварного кольца.

2 из 10

3 из 10

4 из 10

5 из 10

6 из 10

7 из 10

8 из 10

9 из 10

10 из 10

О точной дате открытия «рынка» пока не объявлено, но снаружи он наконец закончен. Объект зрительно запер бульвар и замкнул на себя Трубную площадь, явно не имея к этому призвания. Ситуацию спасает словно стоящий на его кровле собор, вознесшийся в прошлом году в трехстах метрах отсюда. Новостройки вполне сочетаются стилистически - этакая псевдотрадиционная, несколько нелепая в своей демонстративной важности архитектура. У ТЦ - щедрое изобилие балясин, у храма - бьющая через край декоративность фасадов. По сути, собор является таким же узаконенным самостроем: капитальное новое строительство в охранной зоне древнего монастыря в принципе недопустимо. Но Сретенский монастырь давно существует по отдельным правилам.

Снова оглядываясь в 1990-е, надо заметить, что в Рождественском и Сретенском монастырях будущее наступало по-разному. Оба они имели у себя на задах типовые школьные здания, выстроенные на месте монастырских садов. Рождественский избавился от лишней недвижимости, чтобы возродить сад, а Сретенский, используя мощный административный ресурс владыки , взял противоположную тактику. Надстроил мансардой и приспособил под семинарию здание изгнанной с территории школы, надстроил тремя этажами старые ампирные кельи, а под новый собор уместил несколько тысяч кв.м подсобной площади и двухъярусный паркинг.

В православии тоже бывает свой поп, свой рок и свой андеграунд. Отец, говорят, Тихон из тех звезд, которые собирают стадионы, - нелепо ему предлагать тур по подмосковным ДК

Глядя на собор издалека, кажется, что золотые купола успели пооблезть. Лишь подойдя ближе, понимаешь, что это орнаменты серебром на позолоте. Новостройка стоит на холме и при этом измельчена в деталях как вещь, рассчитанная на обзор с близкого расстояния. Но рядом нет пространства, чтобы любоваться вычурной отделкой, старые дома на бульваре собору жмут, и возникает опасение, что это еще не финальная стадия формирования ансамбля. дом Клары Кирхгоф . Москвичам известен неповторимый «дом с кариатидами», спасенный от гибели предпринимательницей из Сыктывкара (частный бизнес на Трубе тоже шел в будущее разными стезями). Дом Кирхгоф - сросшийся с ним стеною брат-близнец, увитый плющами двор которого был одной из лучших патриотически-воспитательных точек округи. Мы с ребятами условно называли его сердцем Москвы, и те, кому было велено брать две и подтягиваться в названное место, как правило, сразу понимали, о каком сердце идет речь. Так что характерно: 20 лет спустя разрушение продолжает не загадочное ООО в малиновых костюмах, а межрегиональная общественная организация исторического и культурного наследия «Дворянский союз». Как говорится, я просто оставлю это здесь - на скрижалях столичного краеведения.

Опять-таки с ребятами мы однажды уже собирали прессу, пытаясь привлечь внимание к бедствиям лучшего московского бульвара, и я предложил нарисовать поперек дороги пунктирную линию отрыва: вот здесь, где дворы и домики, будет Москва, а вот там, где пластмассовый офис и глубокоуважаемая Наоми, - не пойми чего. Но одна умная девочка сказала: «Видите ли, Саша, проблема именно в том, что Москва - везде». И когда понимаешь, что нет волшебной черты, за которой можно было бы спрятаться от навозного градостроительства и всего прочего, что каждому из нас не вполне по нраву, становится, как ни странно, легче.