Критерии истинного знания. Критерии истины, виды и примеры Критерии истинного познания

Государственный университет

Высшая Школа Экономики

Реферат

по философии

«Критерии истинности знания. Проблема истинности».

Выполнила:

студентка 1 курса

факультета менеджмент

Бирючинских Ольга Викторовна

группа 121 ;

Москва, 2009 год

Реферат 1

Введение 4

1. Проблематика понимания понятия «истина» 5

2. Абсолютная и относительная истина 7

3. Критерии истинности знания 8

Заключение 11

Список используемой литературы 14

Введение

« Истина - пробный камень самой себе и лжи».

Бенедикт Спиноза, известный нидерландский

философ Нового Времени.

С древнейших времен люди пытались найти истинное, абсолютное знание. Когда мы говорим о знании, то имеем в виду, что в нем мы видим истинное положение вещей. Но что такое истина? Каковы ее критерии, которые способны отличить истинное знание от ложного? На эти вопросы мыслители давали сотни разных ответов. И по сей день проблема истинности продолжает оставаться одной из самых важных проблем философии.

В середине 20 века в связи с новыми научными открытиями вопрос о критериях истинного знания встал особенно остро. Философы всего мира спорят о таких вопросах как взаимосвязь науки и философии, научная рациональность, проверка истинности научных гипотез, и, в целом, о критериях истинности и научности.

Для философов проблема истины шире проблемы критериев истинного знания. Например, мы можем рассуждать об «истинной справедливости» или «истинном герое нашего поколения». В более узком смысле истина – «точное и достоверное отображение реальности в знании». 1

За последние несколько десятков лет ученые Запада пытаются отыскать основополагающие методологические подходы для того, чтобы обнаружить точные критерии истины для философской и научной деятельности. Таким образом произошел качественный сдвиг в развитии эпистемологии – философском учении о знании. Тем не менее, это вряд ли сможет привести к решению базовых проблем эпистемологии.

В своем реферате я попытаюсь ответить на основные вопросы об истине, как-то: непосредственно проблема истинности, разновидности истинного знания, существующие взгляды на критерии такого знания. Также я коснусь вопросов верификации 2 научных гипотез.

Подведу итог: главной целью и задачей моей работы является рассмотрение и изучение достаточно интересной проблемы, которая волнует не только философов и мыслителей, ученых и профессоров, но и обычных людей – проблема истины. Ведь нам также немаловажно знать, что действительно является истинным, а что неверным, а возможно и опасным знанием.

1. Проблематика понимания понятия «истина»

Начну разговор о проблеме истинности с понимания понятия «истина». Словарь современной философии определяет понятие “истина” следующим образом: “Истина (греч. aletheia, букв. - “нескрытность”) - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. К числу основных свойств , признаков истины можно отнести:

    объективность по своему внешнему источнику и субъективность по содержанию и форме;

    единство абсолютного, устойчивого (т.е. “вечные истины”) и относительного, изменчивого в ее содержании;

    взаимосвязь абстрактного и конкретного (“истина всегда конкретна”).

Истина есть процесс, а не результат.

Основной концепцией истины является классическая концепция , автором которой является Аристотель. Великий мыслитель полагал, что истинным является то, что полностью соответствует реальному положению дел. То есть, он полагал, что любое утверждение, которое не противоречит реальности мира. Долгое время эта концепция являлась основополагающей, поскольку была самой простой и ясной; она вряд ли могла породить серьезные проблемы и критику. Но с течением времени стали выявляться недостатки подобного понимания понятия истины.

Многие критики спрашивали себя: а что такое «соответствие»? Каждый человек по-разному понимает значение этого слова: для кого-то одни события или явления идентичны друг другу, а для кого-то они абсолютно не похожи. Это первая слабая сторона классической концепции истины. Следую этой концепции, хотелось бы знать, что делать с основными законами физики или понятиями типа «энергия», «молекула», и.т.д. ? Например, как мы можем соотнести утверждение «энергия сохраняется во всех замкнутых процессах» с каким-либо конкретным объектом в нашем мире. Кто когда-нибудь видел, ощущал энергию? Полагаю, что никто. Поэтому, согласно концепции Аристотеля, это утверждение неверно, хотя все мы знаем, что основной закон природы.

Из-за явных недостатков классической концепции истины многие люди взяли на веру то, что истина – это некое совершенство знаний, идеал, к которому нужно стремиться, но невозможно достичь. Такая истина носит название регулятивной идеи. Появились другие концепции истины: прагматистская и когерентная.

Стоит добавить, что ценность знания есть степень его истинности. Истина – это свойство знания.

Мы все знаем, что истинным знание может быть в виде чувственного или понятийного образа. Например, мы можем помнить какие-то отрывки из нашего прошлого: это есть истина, но не чувственная, так как мы не можем увидеть ее в реальности. Однако можем ли мы сказать, что замысел о нашем будущем – истина? Разумеется, нет. Сам замысел основан на прошлом и настоящем. Он должен опираться на истинное знание. Тем не менее, можно ли утверждать, что замысел истинен? Вряд ли. Скорее всего, мы оценим наше намерение в понятиях необходимости, полезности и выполнимости, а не истинности или ложности.

Как видим, истина – объективное содержание опыта, суждений, учений, теорий и единой картины мира в его развитии. Истинные знания о реальности помогают людям в практической деятельности, помогают предвидеть будущее, оценить его сейчас, а не потом. К сожалению, люди познают мир через многочисленные ошибки и крайности. Для того, чтобы кто-то открыл истину, нужен труд сотен людей, которые прошли через все ошибки и неудачные поиски.

Человек склонен к заблуждениям. Особенно это относится ко всему, что называется сверхъестественным, потусторонним, религиозным. Вымысел часто принимают за истину, особенно в религиозном сознании. Более того, вымысел необходимо отличать ото лжи. Но в любом отклонении от истины, будь то преднамеренная ложь или несознательная ошибка, присутствуют частицы реального мира: ведь заблуждения взяты из нашей жизни. Однако это именно заблуждения, никак не помогающие нам найти истинное знание.

Понятие истины вторично. Не существует неизменного или конечного знания. Любой предмет познания неисчерпаем, он находится в постоянном развитии. Если изменится окружающий мир, то и сам объект поменяет свои свойства. Самые достоверные научные знания носят относительный характер. Добавлю, что в научном мире каждый новый шаг, новое открытие – это открытие новых просторов незнания. Процесс познания – это бесконечный процесс. Полностью преодолеть неполноту, вероятность и относительность наших знаний о мире невозможно. Даже сам человек до конца так и не изучен, не говоря уже об окружающем мире. Мое мнение таково, что все равно не стоит считать, что все, что мы знаем – всего лишь предположение, гипотеза. Прогресс не должен стоять на месте, знания человека о мире должны с каждым днем становиться полнее и точнее.

2. Абсолютная и относительная истина

Говоря об истинности, невозможно не затронуть тему относительности и абсолютности истины. Существует два совершенно противоположных взгляда. Первая точка зрения – истинное знание абсолютно.

Сторонники этого мнения полагают, что истина объективна, не зависит от субъективных предпочтений и собственных взглядов. Если истина абсолютна, то содержание ее полностью соответствует действительности и не может быть изменено в результате новых открытий науки. Значит, абсолютная истина не может быть опровергнута кем-либо. Она неизменна на любом временном промежутке, в любую эпоху. Абсолютное знание с момента его открытия не должно встречать возражений. Абсолютная истина – это содержание знания, которое не может быть опровергнуто будущим развитием науки. Наоборот, она должна постоянно дополняться жизненным практическим опытом. Такая истина – предельное знание об объекте.

Сторонники теории относительной истины убеждены, что наше знание относительно; оно зависит от многих факторов: уровень развития науки, условия существования общество, политическая ситуация в мире, уровень практики, способности ученого. Относительное знание не обладает свойством завершенности, является неполным. Более того, с течением времени такое знание может быть опровергнуто новыми достижениями или открытиями. Каждая новый этап в развитии науки сопровождается опровержением старых взглядов и теорий или дополнениями к ним.

На мой взгляд, развитие науки – это движение к абсолютной истине. Удельный вес абсолютного знания постоянно возрастает. Каждую следующую теорию мы найдем гораздо более полной и глубокой. Таким образом, наука располагает в большей степени относительными истинами, хотя в ней присутствуют и крупицы абсолютных знаний. Не правильно и не рационально полагать, что существуют только лишь абсолютные истины. Важно помнить не только о том, что изучено, но и о том, какие колоссальные открытия еще ждут впереди.

27. Проблемы истинного знания в философии. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истинного знания. Характеристика практики и ее роль в познании

Цель любого философского познания - достижение истины. Истина - это соответствие знания тому, что есть . Следовательно, проблемы истинного знания в философии состоят в том, каким образом то или иное философское течение отвечает на вопрос - что же, в самом деле, есть? Или - что есть истинное бытие?

Таким образом, проблема истинного знания в философии, прежде всего, сводится к приведению какого-либо знания в соответствие с истинным бытием, от которого знание получает истинность своего содержания.

Учитывая наличие разных концепций истинного бытия, истинное знание по признаку соответствия истинному бытию может определяться :

1. Соответствием порядку материального бытия (Демокрит, Аристотель, Спиноза, Лейбниц и т. д.).

2. Соответствием какому-либо вечному нематериальному основанию бытия (Парменид, Гераклит, античные натурфилософы, Платон, христианские теологи, Гегель и т. д.).

3. Соответствием в том или ином виде врожденным познавательным структурам сознания (Декарт, Беркли, Кант и т. д.).

Помимо соответствия истинному бытию, истинность знания может определяться еще и его соответствием каким-либо другим стандартам различного рода:

1. Своим соответствием чувственным ощущениям (Юм, Рассел, Мах, Авенариус и т. д.).

2. Своим соответствием условно-договорным установкам (научные теории, социальные договора, процессуально-юридические отношения, атрибуты общественного сознания и т. д.).

3. Своим соответствием закрепленным в общественной практике догмам (религиозные вероучения, этические уложения, научные парадигмы, этнические традиции и т. д.).

4. Своим соответствием определенным психическим актам и состояниям личности (экзистенциализм и т. д.).

5. Соответствием позиции неких признанных авторитетов и т. д., и т. п.

Несмотря на то, что различные философские течения по-разному понимают предпосылки истинного знания, само понятие истины является общепринятым и универсально применимым, поскольку в философии принципиально однозначно понимается необходимость наличия у истины главных её существенных свойств :

1. Объективность по содержанию . Истина не зависит ни от чего, кроме достоверности того, чему она соответствует (например, истина «Земля вращается вокруг Солнца» не зависит ни от чего, кроме достоверности самого процесса вращения Земли).

2. Притяжательная обезличенность . Истина никому не принадлежит, она видна всем, признаваема всеми и является достоянием всех (истина «Земля вращается вокруг Солнца» выведена Коперником, но принадлежит всем).

3. Процессуальность . Истина это не разовый акт сознания, а процесс постоянного постижения объекта познания и углубления знания о нём (истина «Земля вращается вокруг Солнца» на протяжении веков наполняется всё новым и новым содержанием: о скорости, о центре масс, о возможных причинах, о периоде галактического обращения, о форме орбиты и т. д.).

4. Абсолютность устойчивой части содержания . Поскольку истина процессуальна, то в процессе своего развития она меняется, но сохраняет при этом неизменными некие устойчивые элементы своего содержания, которые никогда не будут опровергнуты в будущем (истина «Земля - это планета-шар, которая вращается вокруг Солнца по круговой орбите» в процессе развития знания приобрела вид «Земля - это планета геоидной формы, которая вращается вокруг Солнца по эллиптической орбите», где устойчивый элемент «Земля вращается вокруг Солнца» является абсолютной истиной).

5. Относительность содержания . Также определяется процессуальностью истины, то есть постоянной изменчивостью её нынешнего содержания относительно будущего содержания, возникающего в результате развития и углубления знания (истина «Земля вращается вокруг Солнца под действием силы притяжения, которая передается через пустое пространство» является относительной истиной в части имеющихся в её составе сведений о причине вращения Земли вокруг Солнца, или о механизме переноса гравитационного взаимодействия через пространство, поскольку окончательного объяснения этому у науки еще нет).

6. Конкретность условий формулирования и применения . Каждая истина может быть применима только в тех конкретные обстоятельствах, в которых она сформулирована (истина «Земля вращается вокруг Солнца» применима только к условиям конкретного взаимодействия Земля-Солнце в солнечной системе, то есть в условиях её реального фактического пребывания, и не применима за пределами этих обстоятельств).

Таким образом, истина по своим основным свойствам может быть относительной по содержанию или неприменимой в каких-либо условиях конкретных обстоятельств, то есть

истина может превращаться в заблуждение в процессе развития знания или же в процессе её неправильного применения .

Заблуждение - это несоответствие знания тому, что есть, это несоответствие истине. Всякое заблуждение выдвигается как истина, но характеризуется сознательным, то есть не случайным, но при этом и не преднамеренным искажением действительности.

Таким образом, заблуждение - это непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания.

Источники заблуждения:

1. Историческая ограниченность любого знания («Земля плоская и покоится на трех китах» - «Земля круглая и удерживается небесной сферой» - «Земля шарообразная и висит в пустом пространстве» - «Земля геоидная и погружена в мировой эфир» и т. д.)

2. Ущербность методов познания (например, заблуждения «Солнце вращается вокруг Земли», «электричество - это жидкость», «зародыш - это уменьшенная до микроразмеров взрослая особь» и т. д., как следствие неразвитости научной аппаратуры или методов исследования).

3. Абсолютизация или преувеличение тех или иных результатов познания (например, попытки объяснять явления психики и сознания то магнетизмом, то электричеством, то молекулярными процессами, то биохимическими реакциями, то квантовыми состояниями нейронов и т. д., как следствие преувеличения или абсолютизации значения тех или иных научных открытий).

4. Предубежденность, догматизм познавательной позиции (например, заблуждения «атом неделим» и «атом делим до бесконечности», как следствие отсутствия для обоих случаев познавательных устремлений, выпадающих за нормы привычной научной парадигмы).

5. Гносеологические причины . Это ошибки мышления или методов познания: поспешность суждений, непродуманность концепций, необоснованность выводов, субъективность восприятий, поверхностность анализа, излишняя самоуверенность утверждений или недостаточная компетентность, нарушение правил логики и т. д.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины. Несмотря на разные источники своего возникновения, заблуждения и ложь выявляются общими методами проверки, так называемыми, критериями истины.

Критерий истины - это признак, по которому какое-либо знание считается истинным.

Неоспоримо должно приниматься положение о том, что основной признак, истинности знания содержится в самом определении истины как таковой. То есть главным критерием истинности является «соответствие некоего знания истинной реальности». Это есть главный и обязательный критерий любой истины с точки зрения предпосылок истинности знания, то есть со стороны самой его возможности быть истинным в силу своей сопричастности истинному бытию.

Но этот критерий не охватывает других условий истинности знания, а именно - признаков истинности знания, выявляемых из самого содержания знания, которое не гарантировано истинно даже в том случае, когда оно отражает в себе нечто действительно истинное.

Такими критериями верности отражения в знании того, что оно собой выражает, могут быть :

1. Внутренняя непротиворечивость. Критерий на логическую правильность - ничто в содержании истины не должно концептуально отменять друг друга.

Например, истина 2+2=4 не содержит в себе ни одного элемента, который логически противоречил бы другому элементу, или конечному результату. Но утверждение 2–2=4 не является истиной уже из-за того, что результат здесь выражает идею суммы, а процесс его получения выражает идею вычитания, что и образует внутреннюю противоречивость утверждения.

2. Возможность критической проверки. Критерий проверяемости - содержание истины должно проверяться способом, объективно подтверждающим её достоверность. Например, способ проверки 4–2=2 является объективным критерием истинности выражения 2+2=4.

3. Общезначимость. Критерий неодолимой универсальности - истина должна признаваться всеми в силу отсутствия её разумной альтернативы. Истина 2+2=4 может оспариваться кем-то только тогда, когда он предложит какой-либо другой её возможный вариант.

4. Прагматизм. Критерий полезности - содержание истины может подтверждаться эффективностью результатов своего применения. Вариант 2+2=4 будет всегда полезнее по итогу своего применения в бухгалтерских расчетах, чем любые другие варианты (2+2=5, 2+2=3 и т. д.), что и может стать обоснованием его истинности.

5. Конвенционализм. Критерий условного соглашения - силами определенной группы людей нечто может приниматься за истину на совместно признанных условиях и в силу необходимости к этому.

Например, 2+2=4 верно в десятичной системе счисления, что является условным соглашением, ибо объекты 2 и 2 для случая 2+2 вне десятичной системы счисления не преобразуются в иной себе объект, в замещающую их собою сумму, а остаются двумя единичными объектами, тождественными и самим себе, и своим отношениям, то есть 2+2=2+2 вне условного соглашения о десятичной системе счисления.

6. Соотнесенность с чувственным опытом. Критерий чувственного созерцания - некоторое знание может считаться истинным, если не противоречит чувственному опыту. Истина «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» может быть обоснована опытом реальных геометрических операций (на листе бумаги и на любой другой ровной поверхности) без любого другого вида её доказательств.

7. Соотнесённость с умопостигаемым опытом. Критерий интеллигибельного созерцания - некоторое знание считается истинным, если оно не противоречит какой-либо эталонной идее о себе. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным только на основании мысленного рассмотрения соответствия этого утверждения идее евклидового пространства, которая собою как раз и определяет само содержание этого утверждения.

8. Ясность и отчетливость. Критерий разумной простоты - некоторое знание может считаться истинным, если его содержание невозможно затуманить, выразить расплывчато, подать в запутанных обоснованиях, а также, если оно не требует избыточно сложной формы для своей презентации. Утверждение «Через две точки на одной плоскости всегда можно провести прямую» можно считать истинным даже только на том основании, что его содержание невозможно запутать или сделать неопределенным по смыслу, а для его презентации нет необходимости в сложно организованной форме предъявления (графической или вербальной).

9. Способность к логической реконструкции. Критерий историзма - некоторое знание может считаться истинным, если возможно проследить весь процесс его логического возникновения, развития и оформления. Например, такая истина, как «Все тела в невесомости падают с одинаковой скоростью» может обосновываться только историей всех этапов её логического предположения и экспериментального обнаружения, ни на одном из которых нет никаких поводов к сомнению в этой истине.

10. Возможность самой возможности истины. Критерий прочности бытия - нечто может считаться истинным, если как таковая возможность к этому неустранима никакими обстоятельствами бытия. Утверждение «Всякое действие рождает противодействие» истинно даже без экспериментального подтверждения, поскольку ничто в природе вещей не может ослаблять или устранять саму возможность этого.

11. Самоочевидность чувственного внешнего опыта. Критерий аксиоматического обоснования - нечто может считаться истиной, если его достоверность не требует доказательства в силу своей очевидности. Истина «Тело тяжелее воздуха всегда будет падать вниз» принимается без доказательств в силу самой очевидности повседневного опыта.

12. Самоочевидность интеллектуального внутреннего опыта. Критерий рационального обоснования - нечто может считаться истиной, если для этого достаточно очевидны рациональные основания. Утверждение «Все тела тяжелее воздуха всегда будут падать вниз» является истинным на основании только внутреннего интеллектуального обоснования без экспериментального подтверждения для каждого из всего множества тел, которые тяжелее воздуха.

13. Самоочевидность интеллектуальной интуиции. Критерий очевидности озарения - нечто может считаться истиной, если его мгновенное интеллектуальное созерцание обладает свойствами очевидного факта. Таблица Менделеева, формула бензола Кекуле, двигатель Дизеля, квант энергии Планка, принятие научной общественностью теории Коперника до её математического подтверждения и прочие научные озарения, которые сразу же принимались за истину, и только много позже подтверждались расчетами или технологическими процессами.

14. Самоочевидность мистической интуиции. Критерий очевидности откровения - нечто может считаться истинным, если его духовное постижение обладает характером очевидной реальности. Это различного рода уверенные предчувствия, или, например, не обоснованный логикой выбор единственно правильного метода, религиозные ощущения связи с иной реальностью, так называемая научная интуиция, не объяснимое никакими причинами неприятие какой-либо концепции и т. д.

15. Однозначность логического вывода. Критерий закономерной однозначности - нечто может считаться истинным, если возникает единственная необходимость его однозначного, безвариантного принятия по итогу неких логически разворачивающихся обстоятельств. Например, отклонение стрелки электроприбора при приближении магнита однозначно потребовало принять невозможный для того времени, но однозначно закономерный вывод - электричество и магнетизм имеют общую электромагнитную природу.

16. Многообразные частные виды критериев , которые применяются в самых различных отраслях знания, в повседневной жизни или в общественной практике: математическая моделируемость, значимость того или иного содержания для индивидуального «Я», состояние непреодолимой убежденности, соответствие здравому смыслу, осмысленность, научное доказательство, логическое доказательство, операционная применимость, согласованность в разных своих частях и процессах, способность углублять поле исследования, инструментальная ценность и т. д.

17. Успешная применяемость в практике. Критерий общественной практики - если нечто теоретическое с успехом применяется в практике, то оно может считаться истинным.

Критерий общественной практики подразумевает признание теоретического знания истинным только по результатам его апробации в целеполагающей чувственно-предметной деятельности человека - в практике.

В силу того, что формы практики многообразны (это все виды материальной деятельности людей, включая социальную и политическую), практика, как критерий истины, претендует на универсальность, но не претендует на абсолютность, поскольку практика и абсолютна и относительна одновременно .

Практика абсолютна как критерий истины, поскольку объявляет себя абсолютно единственной возможностью доказывать истинность теоретических положений.

Но практика , как критерий истины, всегда относительна , поскольку практика постоянно развивается в своих формах и в своём содержании, обладая в каждый свой момент относительными свойствами критерия по сравнению с потенциалом будущего своего состояния.

Практика является не только критерием истинного знания, она также является стимулом научного познания и источником научного знания .

Практика выступает стимулом научного познания, поскольку задачи практики формируют заказ на развитие научного знания, а сама практика поставляет научному знанию фактический материал для решения этих задач, становясь, таким образом, одновременно еще и источником научного знания.

Единство практики и познания приводит к истинному знанию только в том случае, когда оно переходит в единство теории и практики.

В этом единстве теория не только подтверждается практикой, но и сама входит в практику, становится её активным элементом, меняет практику, развивает её и совершенствует.

Измененная теорией практика вновь формирует научный заказ, чем, в свою очередь, меняет и совершенствует теорию. Таким образом, единство теории и практики не только обеспечивает истинность знания, но и является инструментом ускорения процесса познания и углубления знания.

Основные термины

ДОГМА - положение, некритически принимаемое на веру в качестве непреложной и неизменной истины.

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - непреднамеренное искажение истины в результате решения задач получения истинного знания.

ЗНАНИЕ - системно организованная совокупность результатов познавательной деятельности.

ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНОСТЬ - свойство объекта познания быть интеллектуально созерцаемым.

ИСТИНА - соответствие знания тому, что есть.

КРИТЕРИЙ - признак, по которому какое-либо знание считается истинным.

ЛОЖЬ - преднамеренное искажение истины.

ПАРАДИГМА - господствующая в каком-то историческом периоде исходная модель концепций познания, определяющая пути и границы решения познавательных проблем.

ПРАКТИКА - чувственно-предметная целеполагающая деятельность человека.

ЧУВСТВЕННОЕ ОЩУЩЕНИЕ - ощущение органами чувств.

Из книги Путь с сердцем автора Корнфилд Джек

Уникальное выражение истинного «я». В пробуждении своей природы будды мы обнаруживаем, что есть один дальнейший аспект «я», который нам нужно понять, – это необходимость уважать своё личное предназначение. Такое открытие представляет собой важнейшую задачу, особенно

Из книги Идеология и утопия автора Маннгейм Карл

Глава V. Социология знания 1. Сущность социологии знания и ее границы а) Определение социологии знания и ее разделы Социология знания - недавно возникшая социологическая дисциплина. В качестве теории она стремится поставить и разработать учение о так называемой

Из книги Философия для аспирантов автора Кальной Игорь Иванович

2. Два раздела социологии знания А. Социология знания в качестве учения об экзистенциальной обусловленности знания Социология знания предстает перед нами, с одной стороны, как теория (см. гл. 2А), с другой - как метод историко-социологического исследования (см. гл. 5)

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

4. Позитивная роль социологии знания После того как была правильно поставлена проблема взаимоотношения между гносеологией в качестве теоретической основы и прогрессирующими в своем развитии эмпирическими специальными науками, после того как было понято, что первая,

Из книги Общество потребления автора Бодрийар Жан

5. Проблемы техники историко-социологического исследования в области социологии знания В настоящий момент наиболее важная задача социологии знания состоит в том, чтобы утвердить свою значимость в области конкретного историко-филологического исследования и выработать

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

4. ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ, ЛОЖЬ И ПРАВДА, СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ В процессе освоения мира, той или иной проблемной ситуации индивид в статусе субъекта познания может ориентироваться не только на свой опыт, но принимать во внимание и чужой опыт как чувственного, так

Из книги Мысли автора Паскаль Блез

Книгопечатание как первый случай механизации ремесла - пример не просто нового знания, а прикладного знания Раскол между тактильностью и другими чувствами в языке проявляется именно как гипертрофия этого чувства у Рабле и некоторых елизаветинцев, таких, например, как

Из книги Том 3 автора Энгельс Фридрих

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак (свойство) истины - объективность : конечная обусловленность реальной действительностью, опытом, практикой и независимостью содержания истинного знания от отдельных людей (как, например, утверждение о том, что Земля вращается вокруг Солнца). Истина не есть свойство материальных объектов (например, «дом есть истина»), а характеристика знаний о них.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы. Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания (хрестоматия 5.2). В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания. В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Для подтверждения или опровержения такого рода знания используются другие критерии истины: логическая непротиворечивость, когерентность (системность), эвристичность, красота, простота. Эти критерии описываются в неклассических концепциях истины.

Критерий непротиворечивости предполагает, что истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах. Логическое противоречие свидетельствует либо о заблуждении, либо о лжи.

Когерентность (системность) предполагает, что новое знание должно быть хорошо согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные. В качестве такого фундаментального знания выступают философские принципы причинности, единства мира, сохранения энергии, самоорганизации мира и т.п. Критерий когерентности позволяет выбрать между двумя теориями, которые не могут быть проверены на практике и обе являются логически непротиворечивыми. Из двух теорий истинной признается та, которая более совместима с фундаментальным знанием.

Критерий эвристичности вступает в силу, когда перечисленные выше способы отграничения истинного знания от неистинного не позволяют принять решение. Эвристичность характеризует потенцию знания к росту. Из двух теорий более эвристичной, а, следовательно, истинной, является та, в которой теоретический рост опережает эмпирический. Т.е. более эвристична та теория, которая помогает предсказывать новые факты, обеспечивает прирост знания, а не просто систематизирует уже известные факты.

Суть критерия простоты в следующем: из двух теорий предпочтение следует отдать той, которая объясняет действительность, опираясь на меньшее количество независимых допущений, т.е. более просто. Критерий простоты восходит к таким принципам, сформулированным в истории философии, как требование минимизации допущений при объяснении Аристотеля, "бритва Оккама" (не умножай сущности без необходимости), требование простоты знания Г. Лейбница. Человеку свойственно искать простейшее решение. Но свойство простоты знания трудно описать однозначно. В оценке самого критерия простоты нет единства, одни философы считают его действенным, другие теоретической химерой, которую следует убрать из науки и философии.

Красота еще более субъективный критерий, выражающий личностную удовлетворенность результатами познания. Английский ученый - физик П. Дирак утверждал, что красивая, внутренне согласованная теория не может быть неверной. Суть принципа красоты в том, что хорошая теория отличается особой эстетической гармонией, элегантностью, ясностью и стройностью. Как считает Т.Кун, значение эстетических оценок может иногда оказываться решающим. Хотя эти оценки привлекают к новой теории только немногих ученых, бывает так, что это именно те ученые, от которых зависит окончательный триумф новой концепции. Т.е. несмотря на неопределенность, критерий красоты вполне функционален.

В качестве неклассического дополнительного критерия истины может также использоваться полезность: знание, которое обеспечивает деятельность, ведущую к успеху, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания.

Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отличения истины от заблуждения и ошибок? Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Пример такой истины - «квадрат имеет четыре стороны». Подобного рода истины - результат «естественного света разума». Как свет обнаруживает и себя самого, и окружающую тьму, так и истина есть мерило и себя самой, и заблуждения. Сократ первый увидел в отвлеченности и ясности наших суждений основной признак их истинности. Декарт утверждал, что все вещи, познаваемые нами ясно и отчетливо, и на самом деле таковы, как мы их познаем. Выдвинутый Декартом критерий истины, который он полагал в ясности и очевидности знания, во многом содействовал отчетливости мышления, однако этот критерий не гарантирует надежности. Такое понимание критерия истинности полно глубокомыслия. Оно опирается на веру в силу логики нашего мышления, достоверность восприятия им реальности. На этом во многом построен наш опыт. Это сильная позиция в борьбе против всякого рода блужданий разума в потемках вымышленного. Очевидность ощущаемого и мыслимого играет не последнюю роль в установлении истины, но не может, однако, служить единственным ее критерием.

Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Вроде бы, что может быть более ясным и очевидным, чем неподвижность Земли, и тысячелетиями человечество нисколько не сомневалось в этой «непреложной истине». Ясность и очевидность - субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное».

Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности . Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение. В частности, У. Джеймс описал, как в результате воздействия веселящего газа некий человек уверился, что он знает «тайну Вселенной». Когда действие газа прекращалось, он, помня, что «знает» эту тайну, не мог сказать, в чем именно она заключается. И вот наконец ему удалось зафиксировать на бумаге эту важную информацию до прекращения действия газа. Очнувшись от дурмана, он с удивлением прочел: «Повсюду пахнет нефтью».

Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость : истинно то, что соответствует мнению большинства. Разумеется, и в этом есть свой резон: если многие убеждены в достоверности тех или иных принципов, то это само по себе может служить важной гарантией против заблуждения. Однако еще Р. Декарт заметил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Из истории науки мы знаем, что первооткрыватели, отстаивая истину, как правило, оказывались в одиночестве. Вспомним хотя бы Коперника: он один был прав, так как остальные пребывали в заблуждении относительно вращения Земли вокруг Солнца. Смешно было бы ставить на голосование в научном сообществе вопрос об истинности или ложности того или иного утверждения.

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма , т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. «Истиной прагматизм признает то, - и это единственный его критерий истины - что лучше всего “работает” на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, причем ничего не должно быть упущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет им, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие...»

Некоторые ученые полагают, что выбор той или иной концепции диктуется не тем, что полученные с ее помощью результаты подтверждаются практикой, экспериментом, а ее «изяществом», «красотой», математической «грациозностью». Эти эстетические «критерии» - феномены, конечно, - вещь приятная и, быть может, как-то и в каких-то случаях свидетельствуют об истинности. Но эти феномены малонадежны. Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896) считали, что истинно то, что мыслится экономно , а немецкий физик и философ Вильгельм Оствальд (1853-1932) выдвигал интеллектуальный энергетический императив’. «Не расторгай энергию».

Один из фундаментальных принципов научного мышления гласит: некоторое положение является истинным в том случае, если можно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином «реализуемость». Ведь существует же поговорка: «Может, это и верно в теории, но не годится для практики». Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В знании истинно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.

В качестве критерия истины практика «работает» не только в своей чувственной «наготе» - как предметная физическая деятельность, в частности в эксперименте. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. «Тот, кто поставит себе за правило проверять дело мыслью, а мысль делом... тот не может ошибаться, а если он и ошибется, то скоро снова нападет на правильный путь» . Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системе духовной культуры. Реальный процесс человеческого мышления разворачивается не только в мышлении отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая познавательная сила логического мышления. Последним же основанием достоверности нашего знания является возможность на его базе практического созидания.

Конечно, нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» - истина это или заблуждение? В течение многих веков это считалось истиной, и практика подтверждала это. С точки зрения, например, античной практики (и даже вплоть до конца XIX в.) атом действительно был неделим, так же как в настоящее время он делим, а вот элементарные частицы пока остаются неделимыми - таков уровень современной практики. Практика - «хитрая особа»: она не только подтверждает истину и разоблачает заблуждение, но и хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако сама практика постоянно совершенствуется, развивается и углубляется, причем на основе развития именно научного познания. Практика многогранна - от эмпирического жизненного опыта до строжайшего научного эксперимента. Одно дело практика первобытного человека, добывавшего огонь трением, другое - средневековых алхимиков, искавших способ превращения различных металлов в золото. Современные физические эксперименты с помощью приборов огромной разрешающей способности, расчеты на ЭВМ - это гоже практика. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. Данное положение становится закономерностью не только в области естественно-научного познания, но также и социального, особенно на современном этапе развития общества, когда в общественно-исторической практике людей все большая доля принадлежит субъективному, человеческому фактору. Развитие социально-исторического процесса, организация общественной практики все более и более осуществляются на основе научного познания социальных закономерностей.

Научное познание отличается от других видов познания стремлением к получению объективной истины, не зависящей от личности исследователя. Полученный результат не должен зависеть от пристрастий, частных мнений, авторитетов. Чтобы не выдать желаемое за действительное.

Научное познание направлено на получение таких знаний, которые не только связаны с сегодняшним днём, но и могут найти применение в будущем, используя при этом методы и формы познания.

Всю познавательную деятельность человека можно разделить на два вида:

  • · Обыденное -- осуществляется всеми людьми в течении жизни. Такое познание направлено на приобретение навыков, которые нужны человеку для приспособления к условиям реальной жизни. Народная мудрость и здравый смысл, познание через искусство, опыт повседневной жизни.
  • · Научное -- предполагает изучение явлений, механизм действия которых ещё не полностью раскрыт. Добытые сведения отличаются принципиальной новизной.

Научное знание представляет собой систему знаний об окружающем мире (законах природы, человеке, обществе и т.д.), полученную и зафиксированную при помощи специфических средств и методов(наблюдение, анализ, эксперимент, обобщение, анализ, синтез, моделирование).

Особенности научного знания:

  • · Всеобщность. Наука изучает общие законы и свойства предмета, выявляет закономерности развития и функционирования объекта в системе. Знание не ориентируется на уникальные черты и свойства предмета.
  • · Необходимость. Фиксируются главные, системообразующие стороны явления, а не случайные аспекты.
  • · Системность. Научное знание - это организованная структура, элементы которой тесно связаны между собой. Вне конкретной системы знание не может существовать.

Как же понять какое знание истинно? И какими характеристиками должно обладать знание, чтобы быть истинным?

Вопрос о том, как отличить истину от лжи, очень сложный. Для этого есть критерии истины. И главный среди них - практика.

На практике мы можем проверить истину о том, что одежда чёрного цвета нагревается быстрее, чем белого. Но, мы не сможем проверить истину о том, что крещение Руси было в 988 году. Для этого есть иные критерии. Логика, либо логичное не противоречие. Если информация логичная, непротиворечивая - значит скорее всего истинная.

В научном познании это может быть соответствие основным научным законам, ранее открытым законам . Чтобы максимально определить истинность знания необходимо использовать комплекс критериев.

Основные критерии истинности научного познания:

  • · Объективность: научное знание должно быть независимым от познающего его субъекта, его интересов, мыслей и чувств.
  • · Обоснованность: знание должно подкрепляться фактами и логическими заключениями. Утверждения без доказательств не рассматриваются в качестве научных.
  • · Рациональность: научное знание не может опираться только на веру и эмоции людей. Оно всегда приводит необходимые основания для доказательства истинности того или иного утверждения. Идея научной теории должна быть довольна проста.

Использование специальных терминов: научное знание выражено в сформированной наукой понятиях. Четкие определения также помогают лучше описывать и классифицировать наблюдаемые явления.

Непротиворечивость. Этот критерий помогает исключить употребление взаимоисключающих утверждений в рамках одной и той же концепции.

Верифицируемость: факты научного знания должны базироваться на контролируемых экспериментах, которые можно повторить в дальнейшем. Этот критерий также помогает ограничить использование любой теории, показав в каких случаях она подтверждается, а в каких ее использование будет нецелесообразным.

Подвижность: наука постоянно развивается, поэтому так важно признать, что некоторые утверждения могут оказаться неверными или неточными. Следует признать, что полученные учеными выводы не являются конечными и могут быть в дальнейшем дополнены или полностью опровергнуты.