Моё мировоззрение. Основные принципы. Мое мировоззрение Мое мировоззрение эссе

Прежде чем я расскажу о своем мировоззрении, я хочу сказать пару слов о том месте, которое, по моему мнению, оно занимает у каждого человека. Вот люди любят порассуждать над главными вопросами, такими как: откуда и как все началось, куда мы идем, познаваем ли наш мир, что такое любовь и пр. Все эти рассуждения можно, в общем, назвать кухонной философией. Каждый человек, так или иначе, занимается этими вопросами. Настоящая же философия отличается от кухонной тем, что ей занимаются философы. Как я понимаю, философы это такие люди, которых хлебом не корми – дай порассуждать про эти вопросы. Так появляются люди, создающие целые философские системы, потом им возражают другие люди и другие системы, затем все это дело сменяют третьи. В итоге все эти системы попадают на кухню и дают пищу для разговоров и суждений. Если выжать концентрат из главных философских идей, то не сложно заметить, что, в общем-то, философы тоже люди, а все их усилия, эта те же рассуждения на кухне, только уже не простых людей, а философов. Из этого следует, что пока нет никакой абсолютной истины и абсолютного знания. Правда это не значит, что об этих вещах не стоит думать. Думать стоит, только надо иметь в виду, что все мы так или иначе хоть немного, но заблуждаемся. При этом я хочу чтобы меня поняли правильно: я не агностик, просто меня не смогли убедить ни мудрецы древности, ни современные философы. И пусть я где-то высказываюсь так, а не иначе, но все же, как же я сам могу быть уверен в истинности своих суждений, когда до сих пор я видел слабину у каждого?

Далее мне бы хотелось рассмотреть, как происходят разговоры на философские темы. К примеру, возьмем двух человек, которые пьют чай и беседуют о том, как появился наш мир. Один утверждает, что мир произошел от большого взрыва и приводит в доказательство теории, каких-то ученных. Другой утверждает, что только высший разум мог создать нашу вселенную во всей её сложности и многообразии. Плюс приводит возражения к теориям каких-то ученных, которые привел в качестве доказательства первый. Вся философия начинается от спора, что первичнее яйцо или курица, мысль или материя, большой взрыв или Бог. А на что опираются наши спорщики? Опираются они на мировоззрение. У каждого из них оно уникальное. У первого вся родня атеисты, у второго дед был священником, ну или наоборот, что не суть важно. Когда нет четкого критерия для определения истины, а стоит признать, что такого критерия по поводу многих вопросов философии нет, люди опираются на свое мировоззрение. Таким образом, мировоззрение это тот стержень, на который надеваются все философские мысли, а также тот вектор, в котором развиваются все философские идеи. Кстати следует отметить, что если даже самые главные вопросы рассматриваются с точки зрения мировоззрения, то и решение всех остальных житейских вопросов обычно ему не противоречит.

Мировоззрение, очень личная штука, поэтому я пройдусь только по верхам, дам самую общую картинку. Так уж случилось, что я не верю в Бога, и даже не верю в идеальное начало. Я материалист, но не из-за теории большого взрыва. Мне вообще все равно, как все начиналось на самом деле, потому как я не вижу, как мне это поможет и как на меня это повлияет. На смену одной теории придет другая, другой третья. Что толку? Просто я понимаю необходимость определения, в какой лодке нахожусь я лично. Я не вижу, каких либо признаков существования Бога или высшего замысла в жизни, а напротив вижу, как все случайно, глупо и скучно. Сначала я вижу, что материи вокруг очень много, потом я вижу немного жизни, а уже только после этого вижу разум, которого даже среди людей прямо скажем мало. Теперь я задаюсь вопросом: если первична мысль, то почему же так много вокруг материи? Зачем мысли так много материи? Зачем мысль создает и упорядочивает материю? Где эта первичная мысль? Может быть это Бог? Ну такой себе высший разум все создал. Как создал, из чего создал, зачем создал? Непонятно. Уж точно не для того, чтобы играться в папу и детей с нами. Мол, кто меня будет любить и слушаться тому пряник, а кто не будет - жестоко накажу. Простите как-то примитивно играется ваш высший разум. Подобное доступно каждому человеку, достаточно завести детей. Если не Бог, может быть сама материя разумна? И оба эти понятия на самом деле едины? Весь разум мы можем свести к тому, что мы называем собственным разумом и тому, что предполагаем разумом, видя рациональное устройство мира вокруг нас. У меня пока нет уверености в рациональности мира, так я не называю камень разумным, хоть его молекулы и упорядочены особым образом. Когда я смотрю на материю - я вижу материю. Когда я рассуждаю об ее рациональном устройстве, я вижу человеческий разум, построивший идеальную модель подтвержденную опытом. Как же я не могу быть после этого материалистом?

Дальше я начинаю рассуждать о всевозможных людских понятиях. Например, что такое добро, что такое истина, что такое любовь? Что я могу сказать? Ну, я снова вижу, что понятия эти придумали люди. Наделили их определенными свойствами или же к определенным свойствам начали применять эти понятия. Суть в том, что все это придумано нами для нас самих. Могу я дать им качественную оценку? Конечно, я сделаю это, опираясь на свое мировоззрение. Добро это то, чего мы желаем себе. Любовь это добро, которое мы желаем другим. Истина же состоит в том, чтобы наши выводы не противоречили нашим посылкам. Кстати говоря, мировоззрение потрясающая штука, которая позволяет легко и непринужденно уживаться в одном человеке огромному количеству противоречий. При этом грустно наблюдать, как они мирно уживаются друг с другом. Я этого не люблю, поэтому в себе стараюсь противоречия выявлять и разрешать.

Далее оказывается, что все эти понятия, по моему, привязаны к тому обществу, которое меня окружает. Вот посудите, если бы я был воспитан дикими животными, я бы не рассуждал, как сейчас. Я бы наверно даже не говорил. Но я родился в стране, которая пыталась построить социально справедливое общество. Мой папа инженер, дед ученный. Что можно в этом узреть? Я вижу, как на мое мировоззрение повлияло окружающее меня общество. И на ваше мировоззрение тоже. А что такое это общество? Общество это совокупность объединенных людей. Чем объединенных? Объединенных местом, языком, историей, культурой. Само по себе понятие общества многомерно и подобно матрешке. Вот общество моя семья, а вот общество мои друзья. Вот общество мой народ, а вот общество моя цивилизация. Причем, по-моему, общество моя цивилизация является пока самым общим понятием, к которому применимо понятие общество. Почему? Потому, что дальше цивилизации я не вижу достаточных мотивов, чтобы приводить людей к общему знаменателю. Не вижу я пока общества люди планеты Земля. Зато вижу несколько цивилизаций, каждая из которых тянет одеяло на себя.

Цивилизация это объединение людей, обладающих общей спецификой социальной, культурной и материальной сфер жизни. Цивилизации выделяются, и существует в определенных временных рамках. В настоящее время некоторые исследователи выделяют четыре основных цивилизации. Это Европейская или Западная цивилизация, в которую входит Европа, обе Америки, Австралия. Это Евразийская цивилизация, представленная странами, входившими в состав СССР. Это Азиатская или Восточная цивилизация, в которую входят страны ближнего востока, Китай, Индия и страны Океании. Это Африканская цивилизация, в которую входят все страны Африки, кроме ЮАР, которую относят к Европейской цивилизации.

Снова необходимо определиться в какой я лодке. Поскольку мое мировоззрение сложилось под влиянием общества Советская цивилизация, логично было бы отстаивать интересы этого общества. Рассуждение здесь очень простое: если процветает общество моя цивилизация, то в нем процветает общество мой народ, а в нем процветает общество моя семья, в котором процветаю я. Если я могу способствовать процветанию своего общества, наверно надо это делать. Но почему, это я обязательно процветаю, если процветает моя цивилизация? Может быть, я как раз буду испытывать всяческие горести и лишения, может мне возразить, кто ни будь. Это, конечно, тоже может случиться. Более того, и мое и ваше личное счастье может вдруг стать несчастьем, а все труды для общества обернуться пшиком или даже и того хуже. Бывает, что не везет и глупо думать, что мы можем как-то на это повлиять. Вот, например, многие думают, что если они будут хороши, то за это судьба или Бог их вознаградит. Ха, ха, а если нет судьбы? Где ж ей взяться, когда по моей версии нет души, нет Бога, нет предопределенности. Но откуда все же тогда растут ноги у этой людской уверенности, что надо быть хорошим, чтобы быть счастливым? И что это значит, быть хорошим? Ну, вот давайте посмотрим вместе. Вот наше мировоззрение, которое сложилось под влиянием общества, к которому мы принадлежим. Оно что, вообще говоря, произвольное по содержанию? Нет, оно как раз и обусловлено нашим обществом с его базовыми понятиями и суждениями. В центре каждого общества есть две вещи: это проект общества и законы общества. Проект общества выражает направление, в котором оно движется, а законы поддерживают это движение. Если мы не признаем проект общества и его законы – мы становимся изгоями и преступниками. Всем известно, что ничего хорошего преступникам в обществе не светит. Поэтому и получается, что достичь личного блага намного проще, если способствовать процветанию общества. Т.е. развивать его согласно проекту и в рамках законов. При этом, эта деятельность будет считаться в данном обществе хорошей.

Тут могут возникнуть два довольно серьезных вопроса. Почему же тогда у нас сейчас процветают воры, обманщики, бандиты и прочие изгои, а я в это время, весь такой хороший, живу в нищете и презрении? И что же это за проект такой, от которого с каждым годом моя жизнь и жизнь моих друзей отнюдь не становится лучше? Эх, эх, друг, раньше возможно был проект, и работали некоторые законы, а теперь проект испортился, вот и законы портятся. Движение общества есть, но процветания нет. По одной из версий мы, как общество, проиграли Европейской цивилизации информационную войну, и теперь пожинаем плоды. Как это произошло, очень хорошо рассказывает Сергей Георгиевич Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием» . Я же ограничусь краткими тезисами. В настоящее время наша цивилизация находится в глубоком кризисе. Происходит подмена проекта нашей цивилизации суррогатным псевдоевропейским проектом. Подмена проекта вызывает искажение законов или ценностных ориентиров. Для нашей цивилизации необходимо выработать новый развивающий и объединяющий проект. Чем большее количество людей будет разделять этот новый проект, тем более сплоченной будет наша цивилизация. При этом стоит отметить, что речь не идет о едином государственном или политическом устройстве, речь идет о единых цивилизационный установках.

Из всего сказанного здесь можно подумать, что я разделяю тезис: бытие определят сознание, а так же идеализирую Советский союз. Однако это справедливо лишь отчасти. Жизнь, и как следствие мировоззрение - это процесс. Так в детсве я хотел стать солдатом, потом архитектором, а стал конструктором самолетов, но и на этом мое становление не закончилось. Так же и мировоззрение. Прошло несколько лет с момента, когда была написана эта статья, условно назовем ее мировоззрение 1.0. Настало время переосмыслить опыт, поэтому я написал

Введение.

1. Мировоззрение как понятие.Структура мировоззрения.

2. Структура мировоззренческоговидения.

3. Научнаяподоплека мировоззрения.

4. Значение мировоззрения длячеловека и его сущность.

5. Функции мировоззрения.

6. Основные этапы историческогоразвития мировоззрения.

Заключение


Введение

Каждыйчеловек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которыеобсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определеннымзаконам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или онкогда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, акакое - случайности?

Еще в большей степени каждыйчеловек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этоммире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческогосуществования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире илиэто ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что естьистина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Направление истории человечества,народа и жизни отдельного человека всегда отражается на их собственной духовнойжизни, а духовная жизнь, будучи отражением, вторичной по отношению к жизниматериальной, в свою очень обуславливает это направление

Духовная жизнь- сложный, многокрасочный и безграничный по содержанию феномен. Длявсестороннего рассмотрения и во всех деталях постижения духовный мир такой женеисчерпаем, как и тот мир, который находит свое духовное отражение. Правда вдуховном мире отражается не весь реальный мир. Но взамен этого духовный мир досвоего отражения реального мира добавляет свои собственные продукты: догадки,фантазию, ошибки и много кое-чего другого. Таким образом, мы имеем двебесконечны6е неисчислимые величины: реальный мир и мир духовный в их сложномвзаимодействии. И определение того, какой их этих миров - материальный илидуховный? - и какие факторы - материальные или духовные - в каждом отдельномслучае первычные, а какие вторичные, не всегда будет однозначным. В однислучаях первичными будут факторы духовные, а в других - материальные. Заметимтакже, что для познания духовный мир такой же неисчепраем, как и мирматериальный; что в изучении духовного мира могут бюыть такие же качественноновые открытия, как и в изучении мира материального.


1. Мировоззрениекак понятие. Структура мировоззрения

Каждогочеловека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такоесовесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провестичеткую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло вчеловеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такогосостояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпохавсеобщей любви и согласия»?

Можно было быназвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которыерассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этимипроблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновенияфилософии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Человексовременного вида появился 40 тысяч лет тому назад. Первый президент ШведскойАкадемии наук Карл Линней (1707-1778) в своей классификации животного миразачислил человека до вида Homo Sapiens (Человек Разумный) роду гоминидов(Человекообразных). Учёный справедливо учитывал, что человек, как существоживотного происхождения, отличается от всех других животных тем, что онявляется существом разумным (Sapiens). Только человеку, как таковому, присущеосознание окружающей среды.

Произведячеловека, природа, таким образом, произвела существо, в лице которого осозналасамоё себя. Ведь только благодаря человеку и в лице человека природа знает, чтоона цветная, тёплая, съедобна, величественна, грозная, закономерная,катастрофичная…

Вопределённой мере природа «осознаёт» себя и через существа животных,которые тоже «знают», что им можно кушать, а от чего - отравиться; кчему следует прибегать, а от чего убегать; чему и кому следует показываться, аот чего и от кого надо прятаться… Но при всём при этом, если животное и«знает», то оно не знает, что оно знает. Только человек не толькознает те или иные стороны действительности, он вместе с тем знает, что онзнает, то есть человек осознаёт себя как существо знающее. Знание человекасамого себя создаёт собой то, что мы называем самосознанием.

Самосознаниевключает в себя сознание, но не является механической суммой последнего, потомучто содержит в себе то, что ставит его, самосознание, выше сознания. Духовнотворческое объединения сознания и самосознания образуют собою то, что мыназываем мировоззрением.

Поэтомуправильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мыпоговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания,познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а ихсложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений,мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Мировоззрение- этосистема обобщающих взглядов на мир и своё место в нём.

Мировоззрениекаждого из нас - это то, каким я вижу мир и какое своё место вижу в этом мире.


/>2. Структура мировоззренческого видения

Мировоззрение,в свою очередь, не есть механической суммой сознания и самосознания.Мировоззрение - качественно новое, высшее духовное образование. В нём элементысознания (знание окружающей действительности) наличествуют всистематизированном и обобщённом виде, а самосознание (осознание этих знаний исамого себя, своего «Я») органически вплетаются в систему собственныхзнаний Определив в приближённом виде мировоззрение, перейдём до егосодержания, точнее до составных частей содержания мировоззрения.

Мировоззренческимвзглядом человек охватывает весь мир и в этом охваченным мировоззрением мире онживёт и действует. Мы всегда живём в том и таком мире, как мы его себеосознаём, как мы его себе представляем. Люди библейских времён жили, например,на Земле под хрустальным куполом неба; во времена Коперника - на небе воВселенной единой Солнечной системы; времён Гершеля и Канта - во Вселенноеединой Галактики, а сейчас - во Вселенной неисчислимого числа галактик с "чёрными дырами". Верующий человек живёт в окружении и во взаимодействии изсверхъестественными существами, - богами, ангелами, духами; атеист - в мире, вкотором нет каких бы то ни было сверхъестественных существ; суеверный - в мирециркулирующих предрассудков, - в мире исцелений, чудес, предсказаний,колдовства.

Весь мирнеобъятен, и своими знаниями о нём он присутствует в нашем мировоззрении толькочастично. Этими частичными знаниями о мире в современных условиях нас снабжаетнаука. Научные знания - наиболее доказательные и непоколебимые элементы нашегомировоззрения. Углубление и расширение наших знаний - это расширение иуглубления нашего мировоззрения. Наука не только даёт нам непоколебимыеубеждения в правдивости наших знаний о мире, она также формирует у нас научныйстиль мышления, с которым мы подходим ко всем мировоззренческим проблемам дажев том случае, когда нам заведомо известно, что определённых проблеммировоззрения нельзя решить научным способом и не нужно решать их научнымспособом. Следовательно, мы всего мира по-научному не знаем. Наука преподноситнам фрагментарные знания о мире. А поэтому, если говорить с точки зрениянаучных знаний, мы знаем мир полосочками: вот это знаем, а этого не знаем, авот что касается «этого», то мы сейчас и не предполагаем егосуществования. Но человек живёт не исключительно в том мире, который ему научнорастолкован. Он живёт во всём мире реальном, цельном. И действовать емуприходится в мире, который предстоит пред ним со всеми познанными инепознанными сторонами.

А поэтому вмировоззрении кроме настоящих научных знаний присутствуют и различного родапредположения о реальном состоянии вещей. Эти стихийные или осознанные,действительные или мнимые пробелы наших знаний о мире заполняются вмировоззрении предположениями. Следовательно, благодаря мировоззрению мы знаемто, чего на самом деле не знаем. Только в будущем дальнейшее развитие наукиподтвердить или опровергнет наши мировоззренческие предположения. Но в функционирующеммировоззрении мировоззренческие предположения для человека, а иногда - и длявсего общества, такие же убедительны, как убедительны таблица умножения, законывсемирного тяготения, шарообразность Земли… Возьмём тех людей, которые верятв телепатию, вещие сны, предсказания Глобы или там покойной Ванги, в порчу ит.п. и т.д. Наука не только не подтверждает верования в телепатию, НЛО, ведьм ипрочую нечисть, но и многократно публично показывала несостоятельность всейэтой… чертовщины, что ли? Ну, и что из этого? Для некоторых людей телепатия - достоверный факт! Гадание и колдовство - вне всякого сомнения. Причём, срединих не обязательно тёмные люди (таких только подавляющее большинство), но илюди с высшим образованием, творческая интеллигенция и даже учёные (правда,специалистов не в тех областях, в которых они допускают антинаучныепредположения). Следовательно, в мировоззрении человека знания и предположенияслиты в органическую амальгаму. Они для человека равносильны знанию, те жезнания.

В состав мировоззрениявходят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, илижизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний вту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем болеесерьезную опору может получить соответствующее мировоззрение.

Степень познавательнойнасыщенности, обоснованности, продуманности, внутренней согласованности тогоили иного мировоззрения бывает разной. Познания никогда не заполняют собойвсего поля мировоззрения. Кроме знаний о мире (включая и мир человека) вмировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаютсяопределенные системы ценностей (представления о добре и зле и другие),выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего,получают одобрение (осуждение) те или иные способы жизни, поведения.

Программы жизни,действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»:знания и ценности. Они во многом «полярны», противоположны по своейсути. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реальногомира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ковсему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, темили иным пониманием смысла жизни. В ценностном сознании формируются нравственные,эстетические (и вообще мировоззренческие) идеалы. Важнейшими понятиями, скоторыми издавна связывалось ценностное сознание, выступали понятия добра изла, красоты и уродства. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляетсяоценивание – определение ценности происходящего. Система ценностных ориентацийиграет очень важную роль в индивидуальном и групповом, общественноммировоззрении. При всей их разнородности познавательный и ценностный способыосвоения мира в человеческом сознании, жизни, действии должны быть как-тоуравновешены, приведены в согласие. Должно достигаться также напряженноеединство других «полярных» компонентов, аспектов, уровнеймировоззрения: чувств и разума, понимания и действия, веры и сомнения,теоретического и практического опыта людей, осмысления прошлого и видениябудущего. Их соотнесение, сочетание, синтез – сложная и мучительнаядуховно-практическая работа, призванная обеспечивать связанность и целостностьчеловеческого опыта, всей системы ориентаций.

Спсихологической точки зрения в мировоззрение входит наше миропонимание, нашемирочувствование и наше мироотношение. Только то, что одновременновоспринимается нашим разумом, нашими чувствами и нашей волей, - только это исоставляет наше подлинное мировоззрение. Мы в данном случае отвлекаемся от техпротиворечий, которые возникают между нашими знаниями (например, научными),нашими предположениями (например, совершенно антинаучными) и концептуальнымсодержанием наших смысложизненных идеалов. Отвлекаемся также от постоянногодиалектического противоречиями между разумом человека, его чувствами и волей.Для того, чтобы изучать любое явление надо сначала посмотреть на него в идеале,в отрыве от привходящих элементов.

Мировоззрение – комплексная форма сознания,объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, – способно раздвигатьузкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данногочеловека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. Вмировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни,все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов,современников, что-то, бережно храня, отчего-то решительно отказываясь.

Обобщим сказанное. Вконцептуальном плане структуру мировоззрения образует мир знаний, мирпредположений и мир должного; а в плане психологическом - миропонимание,мирочувствование и мироотношение

2.1 Формымировоззрения

Жизнь людей в общественосит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются вовремени все составляющие общественно-исторического процесса: техническиесредства и характер труда, отношения между людьми и сами люди, их мысли,чувства, интересы. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп,личностей также подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает,преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений.Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют ввиду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения,принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, то есть выделяют общиечерты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи.И в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретныхлюдей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющихжизнь общих воззрений. А это значит, что, кроме типовых, суммарных черт,мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых ииндивидуальных вариантов.

Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по томуили иному признаку (например, по классовой принадлежности, социальномуположению, уровню образования, профессии, приверженности к какой-либо религии идругим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и оченьсильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненныепрограммы. И все же в многообразии вариантов исторически изменяющихсямировоззрений можно выделить ряд укрупненных градаций, типов.

2.2 Христианство, материализм итеософия

Рассмотрим формы мировоззрения, образовывавшиеся напротяжении веков. Будем исходить из трех основных типов мировоззрений, принятыхдля нас. Это христианство, материализм и теософия. Для каждого извышеупомянутых мировоззрений существует ряд вопросов, помогающих нам раскрытьих сущность.

Бог или материя? Два мира или один? Христианское говорит нам:«Бог есть». А что есть бог? Бог есть любовь, любовь бесконечная, любовь клюдям, к миру, ко всему в целом. Бог есть творец, создатель вселенной, то естьименно того, что нас всех окружает, того что мы ежедневно видим и ощущаем.Подсознательно мы чувствуем, что какая-то сила есть. Что это? Тайна.Христианское учение говорит, что Бог-это бесконечное могущество, номатериалисты утверждают совершенно обратное. Для них Бога нет, как нет и некоймогущественной духовной силы, которая главенствует во вселенной, а существуетлишь материя. Пожалуй, любой, кто убежден в чем-то одном, а любое другоеотрицает, является фанатиком. Мир материален, но все-таки есть какая-то сила,за пределами понимания. Можно назвать это «высшим разумом». Материализм посвоей сути очень убедителен, так как основывается на эксперименте. Что недоказано, то не является фактом. Но то, что материя существовала вечно ибесконечно и начала нет факт весьма спорный. Их новое убеждение, что мир возникв результате «Великого взрыва» тоже не очень-то убедительно. Ведь точно такжеможно сказать, что бог сотворил мир из самого себя, и нет ничего начальнееначала, то есть бога.

Так как же устроена вселенная? Для христиан это два мира - видимый и невидимый. Видимый - это то, где мы живем, что мы, так сказать, видимвокруг себя, а невидимый - это царство Господнее: рай и ад. Для материалистов - это материальный мир, состоящий из мельчайших частиц, мир познаваемый наукой итолько ею. Материалисты признают и духовный мир, но он порожден силой разума.Теософия утверждает, что мир это - некая духоматерия, что он состоит из уровнейсущностей.

Библия, как книга,которую написали люди со слов Божьих, говорит, что жизнь без Бога невозможна.Она рассказывает о божественном происхождении жизни. Христианство развиваетсозревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости,абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являютсяего творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральныхдогмата христианства говорят о триединстве Бога и Боговоплощении. Согласнопервому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех «ипостасей»,или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового иоформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын«рождается» от Отца, святой Дух «исходит» от Отца. При этоми «рождение» и «исхождение» имеют место не во времени, таккак все лица христианской Троицы существовали всегда - «предвечны» - и равны по достоинству - «равночестны».

Человек, согласнохристианскому учению, сотворен как носитель «образа и подобия» Бога.Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобиечеловека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестныемуки и смерть, «искупил» людей, пострадав за весь род людской.Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любогоограничения человеком своих желаний и страстей: «принимая свойкрест», человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Темсамым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается исовершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и естьпредназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этимвзглядом на человека связано характерное только для христианства понятие«таинства» - особого культового действия, призванного реально ввестибожественное в жизнь человека. Это, прежде всего - крещение, причастие,исповедь (покаяние), брак, соборование.

Но данный факт весьма сомнителен, так как основывается наличном опыте создателей, не подтвержденном реальными экспериментами.Материалистическое же мировоззрение хорошо во всем и весьма убедительно, еслине считать их убеждение, что жизнь возникла случайно. Ведь, как известно, ничтоникуда не уходит бесследно и ниоткуда просто так не появляется. Теософы считаютинопланетное возникновение жизни наиболее приемлемым для себя. Если ужзадуматься, то теософская точка зрения по вопросу возникновения жизни, являетсяболее приемлемой. Ведь то, что есть инопланетная жизнь мы так до сих пор и незнаем. Так даже Бог может иметь некоторое отношение к инопланетянам. Все, чточеловек не может объяснить, он пытается объяснить чем-то необычным,сверхъестественным.

Так в чем же смысл жизни? Этот вопрос, пожалуй, люди ставятперед собой всегда. Будь они материалисты или христиане, теософы или людидругих воззрений. Этот вопрос не стоит лишь перед теми, кто живет днемсегодняшним. Христиане считают, что человек живет для того, чтобы соединиться сбогом. Материалисты преследуют научные, материальные интересы, улучшают своеблагосостояние из поколения в поколение. Теософы стремятся соединиться с«высшей» энергией. Все они стремятся к чему-то высшему. Хотя для каждого из нихэто абсолютно разные вещи. Познать непознанное - в этом, наверное, и есть смыслжизни. Найти самого себя в этом суетном мире. Узреть что-то такое, что другимнедоступно и не потерять себя как личность.

А существует ли смерть? Нет! Смерти нет и быть не может, ведьчеловек умирая, остается жить в своем духовном состоянии. Он как бы рождаетсязаново, соединяется с богом. Так считают христиане. А материалисты? Смертьесть. Смерть есть и, умирая, человек сливается с общим зарядом - это теософскоемировоззрение.

В связи со всем вышеизложенным можно сказать что всовременном обществе мировоззренческая ситуация очень сложная. Очень многолюдей говорит о боге, в тоже время, придерживаясь чисто материальных интересови практически во многом себе противореча...

Всем известно, чтосовременное обществе характеризуется глобальными кризисами говорящими лишь отом, что сейчас крайне необходима смена мировоззрения. Либо мы все пойдемдругим, гуманным по отношению к миру, путем, либо наша цивилизация навсегдаисчезнет. Их много. Обратим внимание на особенно глобальные (кризисы, которыемогут быть решены усилиями большого количества населения).

1. Нравственный.

2. Экологический.

3. Демографический.

Деградация человека,разрушение его сознания, упадок морали - все это нравственный кризис, который приведетк уничтожению мира.

Основная проблема состоитв том, что все хотят жить как в Соединенных Штатах Америки, т.е. многопроизводить, но и много получать. Но для большинства так жить невозможно.Планета этого не выдержит (ограниченные возможности природы: ресурсы, экологияи т. д.). Она еще обусловлена и демографической проблемой. К 2100 годунаселение составит 10-12 млрд., причем 9/10 будет жить в развивающихся странах.Возникнет проблема с ними. Таким образом, перенаселение планеты,демографический кризис, приведет к тому, что людям просто негде станет жить,начнутся глобальные мировые войны за место под солнцем.

Но пожалуй экологическийкризис разрушит нашу цивилизацию гораздо быстрее, чем мы думаем. Разрушениеозонового слоя Земли уже сейчас сказывается на климате планеты. Нарушаетсяприродный экологический баланс. Мировое потепление приведет к тому, что сначаланачнется глобальная засуха, а если солнце растопит льды Антарктики и Арктики, товся цивилизация исчезнет под водой, которая впоследствии под действиемиспепеляющего Солнца тоже исчезнет, унеся с собой последние формы жизни.

Мы подошли к рубежу,когда от своих собственных успехов Мы можем погибнуть, как цивилизация.Прогресс ведет к гибели человечества. Современная цивилизация создала такоемировоззрение, которое несовместимо с существованием самой цивилизацией

Так какой же выход из создавшейся ситуации? Естественно,смена мировоззрения. Во все исторические эпохи обнаруживали себя и продолжаютсохранять важное значение в наши дни мировоззренческие взгляды, идеи,основанные на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Ихнередко называют «жизненной философией». Эта стихийно складывающаясяформа мировоззрения заключает в себе мироощущение, умонастроение широких слоевобщества. Данный пласт сознания очень важен, поскольку является массовым иреально «работающим» сознанием. Вот почему, кстати, так необходимо,чтобы утверждаемые сегодня в нашей стране принципы нового политического,экономического, экологического, социального, нравственного мышления коснулисьне единиц, а вошли в сознание тысяч, миллионов людей, стали импульсом их жизни,действия. Но это, в общем. А в частности?

Новый образ жизни, новыйспособ производства, новая семья. Замена технологии на более прогрессивную,экологически чистую, безвредную для окружающей среды, поднятие моральногооблика населения путем познания духовных ценностей и проникновения их в массы,поднятия жизненного уровня, обращению к разуму человека, к научному осмыслениюпроисходящего. В некоторых сильно развитых, привилегированных странах этопрограмма контроля за рождаемостью, так называемая программа «Двух миллиардов»,смысл которой в том, чтобы оставить на планете два миллиарда людей и тем самымрешить проблему перенаселения. Но вряд ли это выход, ведь это чистой водырасизм. Расизм в общем смысле этого слова.

Это с позиции материализма.

Если брать христианское мировоззрение, то это обращение кБогу, житие по законам Божьим. И в принципе если бы все на Земле происходило быпо законам божьим, то не было бы глобальных кризисов и вполне вероятно обществоне пришло бы к такой тупиковой ситуации. Хотя у христиан есть и другая точказрения. По их убеждению все, что вокруг нас - прах, лишь материальная оболочка,а основная жизнь наступает лишь после смерти в царстве Господнем, так что всечто вокруг происходит лишь суета и абсолютно не важно что на земле будетдальше. Ведь грядет Апокалипсис и весь материальный мир сгорит в гееннеогненной.

У теософов тоже довольно-таки антагонистичное отношение кмиру, их окружающему. Мир сегодняшний сгорит в ОГНЕ и после него появитсяновый, так зачем же задумываться над сегодняшним, ведь материальная оболочкаявление временное.

В середине нашего века была написана Даниилом Андреевым - последователем Владимира Соловьева - книга «Роза Мира». Этот философскийтрактат был создан автором в политическом изоляторе, в тюрьме и является, помнению критиков, одной из самых необычных книг ХХ века.

Д. Андреев пытается показать в «Розе Мира» путипредотвращения двух самых страшных зол в современном мире - мировых войн ивсемирной тирании, пути изменения общества во всечеловеческом братство. Онговорит, что в мире существует инстанция, много лет претендующая на то, чтобыстать единственной, неуклонной объединительницей людей, предотвращающей от нихопасность войны всех против всех, опасность падения в хаос. Такая инстанция - государство. Опыт истории подводит нас к пониманию того очевидного факта, чтоопасности будут предотвращены и социальная гармония достигнута не путемразвития науки и техники самих по себе, не переразвитием государственногоначала, не приходом к власти пацифистских организаций социал-демократическоготипа - но установлением над всемирной федерацией государств некоейнезапятнанной, неподкупной, высокоавторитетной инстанции, инстанции этической, внегосударственнойи надгосударственной, ибо природа государства внеэтична по своему существу. Этуинстанцию Андреев условно называет Лигой Преобразования сущности государства.Ее задачи: последовательное осуществление всеохватывающих реформ, воспитаниечеловека облагороженного образа, замена принуждения добровольностью, окриковвнешнего закона голосом глубокой совести, - должны подготовить почву длясоздания Федерации государств. Путь к всемирному объединению в этом случаеляжет через лестницу различных ступеней международной солидарности, черезобъединение и слияние региональных содружеств; последней ступенью такойлестницы станет всемирный референдум. То обстоятельство, что последнее крупноерелигиозное движение в человечестве - протестантская Реформация - имело место400 лет назад, а последняя религия мирового значения, ислам, насчитывает уже 13веков своего существования, выдвигается иногда как аргумент в пользу мнения, чторелигиозная эра в человечестве завершилась. Более конкретная цель этого учения:объединение Земного Шара в федерацию государств с этической контролирующейинстанцией над нею, распространение материального достатка и высокогокультурного уровня на все население всех стран, воспитание поколений людейоблагороженного образа, объединение церквей, превращение планеты в сад, агосударств - в братство. Книга Д. Андреева пронизана надеждой на светлоебудущее, на то, что наши внуки и правнуки будут свидетелями прихода Розы Мира квласти надо всей землей. Он пишет: "… Вспомним всадников Апокалипсиса. Лишьпоследовательность всадников в истории не та, что предсказал провидец наострове Патмосе: первым промчался Черный - эра господства иерократии нафеодальной основе. Теперь завершает свой путь всадник второй, Красный: каждыйпоймет, что таится за этим символом. Ждем и уповаем на всадника Белого - РозуМира, золотой век человечества!


3. Научная подоплека мировоззрения

Исторически научный источник познания возник из человеческихпротиворечий. Человек чувствовал неудовлетворение от той идеи, которую емунавязывала религия. Он стремился сам познать мир. Он хотел сам объяснить тепроцессы и явления, которые происходили вокруг него. И это вполне естественно.Человек всегда стремится к познанию. Ему требуется самому соприкоснуться смиром. Узнать, как он устроен.

В тоже время появляется и идея автономии разума. Ее фундаментзакладывает Фома Аквинат (Аквинский). Идея состоит в том, что разумчеловеческий независимо не от чего сам может познавать. Путь познания - человеческий разум. Разум полностью отделяется от религии. В дальнейшем идеяавтономии разума проявляется в рациональном мышлении.

Наука - сферачеловеческой деятельности, направленной на выявление прежде всего закономерногов существовании и развитии объектов, явлений, процессов (или каких-то ихсторон). Современная наука - это сложноорганизованная система.

Смена научных картин миравозникает при обнаружении явлений, которые не удается объяснить в рамках существующихнаучных взглядов (или тогда, когда не обнаруживается явление, предсказываемоетеорией). Тогда и появляется необходимость в коренном пересмотре.

Знание закона (т.е. того,против чего природа не возражает), - это, предпосылка целенаправленнойдеятельности человека, важнейший элемент научного предвидения теории, врадикальном изменении не только содержания знания, но и стиля научногомышления. Осознать несостоятельность фундаментальной теории, еще недавноказавшейся вполне надежной, нелегко. Но еще сложнее другое. Ведь если прежняятеория функционировала как теория, то она, значит, что-то действительнообъясняла, т.е. содержала элементы объективной истины. И эти элементы должныбыть выявлены, иначе дальнейшее развитие теории будет невозможным.

Поэтому смена научнойкартины мира имеет две стороны: разрушение прежней научной картины мира, связанныхс нею стереотипов мышления (путем обнаружения ошибочных идей) и на этой основе- формирование нового знания, точнее отражающего объективную реальность.Здесь-то и возникают идейные драматические коллизии. Ведь расставаться спривычными взглядами очень непросто… А когда необходимость этого становитсядостаточно очевидной, то велик соблазн просто отбросить прежнюю концепцию какнеудачную.

Поэтому смена научныхкартин мира, связанная с коренной ломкой прежних и формированием новыхпредставлений о тех или иных областях действительности - закономерный этап вразвитии научного познания. В итоге происходит смена научной картины мира,представляющей собой результат обобщения и синтеза знания в различных областяхнауки. Эта картина мира (базирующаяся на философской картине мира как егоцелостной и наиболее общей модели) складывается под преимущественным влияниемнаиболее развитой («ведущей») науки - «лидера». Длительноевремя таковым была физика, с достижениями которой связаны механическая - Ньютоновская (две позиции: 1-деизм-религиозно-философская доктрина, котораяпризнает бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину»природы и давший ей законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательствобога в самодвижение природы и не допускает иных путей к познаванию бога, кромеразума; 2-теизм-религиозное мировоззрение, исходящее из понимания бога какабсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создавшей его и действующейв нем; тепловая (полное отрицание бога), квантово-релятивистская (позволилапонять многие свойства твердых тел, объяснить явления сверхпроводимости,ферромагнетизма, сверхтекучести, лежит в основе ядерной энергетики; познатьзаконы механического движения тел при скоростях, сравнимых со скоростью света(основана на теории относительности)) картины мира. Сейчас это синергетическаякартина мира (synergetikos-совместный, согласованно действующий), включающая всебя область научных исследований, цель которых выявление общих закономерностейпроцессов самоорганизации в открытых системах, приводящих иногда квозникновению в них новых структур. Последние могут возникать в системах,находящихся в существенно неравновесных условиях (излучение лазера,возникновение спиральных галактик). Далее это может быть модель Бога Шивы - картина неопределенного мира.

Идея Фомы Аквинского обавтономии разума. Именно с нее и начинается рациональное мышление. Именно тудауходят корни рационального источника познания. Ведь принцип рационализмавыражается буквально одной фразой: «Я САМ». В этом и есть рациональная истина,предпосылки которой обозначились еще в самом начале возникновения христианства.В то время это была лишь группа мыслителей - гностиков, среди которых Василик,Феодот и другие умы, пытавшиеся в то время вырвать разум из под гнета религии.Но если брать человеческий разум отдельно от науки, без какого-либо фундамента,основываясь на чистом разуме, то можно легко увидеть весь утопизм,необъективность рационализма. Ведь не имея под собой мощной основы человеческийразум, отрицая все, включая науку и религию, и признавая лишь себя самогоспособен заблуждаться, создавать утопии, иногда, правда, граничащие сгениальностью. Если взять математику, то она есть не что иное, как гениальнаямысль, основанная лишь на разуме человека. И иногда нельзя понять, что естьгениальность, а что есть утопия. Настолько мала грань между ними. Выслушиваяфилософов, придерживающихся рационального мышления очень трудно определить, гениальныйэто человек или просто страдающий психическим расстройством. Рационалист можетпридумать любую теорию, сколь невероятна она бы ни была, и она будет иметьправо существования, так как основывается на его умозаключениях, его разуме исоответственно личном представлении, независимо от остального мира. Основываясьна вышеизложенном можно утверждать, что рациональный источник познания даетлишь субъективную истину, довольно таки далекую от настоящей ИСТИНЫ.

Так как же искать ИСТИНУ? Как было сказано выше многиевеликие умы пытались определить для себя критерий истины. Кант, Аристотельопределяли истину по-разному. Но истина познается лишь в сравнении и глубокоманализе исторически полученных знаний. И вкратце проанализировав данныйматериал, можно выделить истину для каждой из рассматриваемых в обществетенденций. Наш метод поиска истины состоит в том, что за основу анализа мыберем науку. Далее мы размышляем над материалом с трех мировоззренческихпозиций: материалистической, христианской и теософской. И в итоге делаем свойвывод.

Научная истина-это есть научная картина мира, которая,правда, постоянно меняется в зависимости от развития науки. Она применима лишьк науке и не распространяется ни на какое другое мировоззрение.

Христианская истина была высказана Христом 2000 лет назад идо сих пор не изменилась. Ее основа - религиозный источник познания. ЕдинствоБога. Начальность Бога. Бог управляет миром. Все от Бога. Бог создатель иединовластный владыка.

Теософская истина - запутанная модель мироздания. Истина втеософском учении. Оно непоколебимо и не выносится на обсуждение. Существованиенеких богов (махатмы - полулюди, полупророки), управляющих миром.

Рациональная истина состоит в автономии разума и не даетобъективности, так как свойство человеческого разума создавать утопии,заблуждаться.


4. Значение мировоззрения длячеловека и его сущность

Насколько же важно иметь мировоззрение? Очень важно. Будь точеловек в отдельности или общество в целом, мировоззрение иметь необходимо.Хотя это самое общее представление о нашем мире, без него общество и человек будутнаходиться в вакууме, в неопределенности. Не будет цели, а значит исуществование будет бессмысленно.

Приведем примеры, когда мировоззрение формируется подвлиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по правуговорят о мировоззрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников.Обобщения жизненного опыта через деятельность педагогов, публицистов,писателей, представителей творческих профессий в различных видах искусствавнедряются в общественное сознание, реально живут и функционируют в нем.Современная ситуация наглядно свидетельствует о том, что люди, составляющиецвет науки, культуры, глубоко и масштабно размышляющие о больших, жизненноважных проблемах, оказывают формирующее воздействие на общественноемировоззрение.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного,художественного, политического и другого творчества, могут в определеннойстепени воздействовать и на мышление профессиональных философов. Яркий примертому – огромное влияние творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского наотечественную и мировую философию.

Мировоззрение, выраженное в егообыденных, типовых, массовых, элементарных проявлениях, заключает в себе нетолько богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции,веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание порой слабозащищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых настроений(националистических и других), современных «мифов» (например, неверно толкуемогоравенства) и иных не вполне зрелых проявлений общественного сознания, не говоряуже о целенаправленном воздействии со стороны преследующих своиузкоэгоистические цели отдельных социальных групп. Не застрахованы от такогорода влияний и взгляды некоторых людей, профессионально занятых научным,литературным, инженерным и другим трудом.
5. Функции мировоззрения

Неповторимостьличности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира,в уникальности его личности. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаруженытакже остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки кровипринадлежали в самом деле Иисусу Христу, то они могут выделить их этой кровиген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим,воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности ИисусаХриста, того человека, который называл себя Сыном божиим, выступил основателемновой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этогоБиологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничегопутного и не получится.

Вмировоззрение каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная.Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертьюкаждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

Поскольку мировоззренческиеобобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высшийуровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высшийуровень духовной жизни человека. Мировоззрение - это основа духовных мотивовповедения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуетсяинстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Ноповедения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кромеобъективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мыпо-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение(поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём.В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своёповедение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от когои ни от чего независящими. Они своими корнями уходят в почву мировоззрения,произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивыего поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведётдо изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему ив международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба,прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название«промывание мозгов» Всучив массам опредёленное мировоззренческиештампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляютмассам «свободно» вести себя в угоду вполне определённым интересам,жестко запрограммировать их «свободное волеизъявление». Человек же,будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своёсобственное мировоззрение, которое и определит его собственное поведения в техили иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрениячеловек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используетсядля достижения чуждых, навязанных ему целей.

Мировоззрение- источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры:искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидениявыдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубжеостальных людей. Своё видения мира они воплотили в своих произведениях,подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людейдемонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - инам показали свое видение, которое стало видением всего человечества. Сердцевинойкультуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по еёпроисхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение сталоисточником культурного творчества, в произведении культуры отраженомировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениямкультуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Всесуществующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себемировоззренческого содержания (игра «в дурака», чтение пустых детективов,«соображение на троих», бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь жеследует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного,музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас толькочерез логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается толькоего мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: чтоэто такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженнойформе не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно,вообще, никак не доходит до нас.

Конечно,содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова толькосопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведениекультуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психикичеловека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческогозначения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мыобогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека сталои моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, какего видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо даВинчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плисецкая.


6. Основные этапы исторического развития мировоззрения

Выйдя изживотного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами.Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, чточеловек осознавал мир, воспринимает его чувствами. Человек того времени виделмир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Типмировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах,называется наивным реализмом. «Наивным» - потому что по-детски,наивно, воспринимает мир, который ему кажется; «Реализм» - потому чтонаши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказалисьэффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) икардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек немогли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.

Человечествовышло из своего первобытного, во всём ещё животного образа жизни. Но наивныйреализм и сейчас крепко сидит в нашем сознания и в нашем бытовом мировоззрении.Наивный реализм, как та сорочка, что всегда ближе к телу, всегда при нас. Так,человечество уже несколько столетий знает, а каждый из нас где-то спервого-второго класса глубоко убеждён, что восход Солнца происходит от того,что Земля вращается вокруг своей оси и «ходит» вокруг Солнца, аСолнце по отношению к Земле стоит на месте. Нас этого научили и постоянно учатастрономы. Астрономы для нас и календари составляют. А прочтите листочеккалендаря. Там просто написано: «Восход Солнца...», «ЗаходСолнца...» Но ведь это только для наших чувств Солнце всходит и заходит, ав самом деле, по-научному, оно не всходит и не заходит, а стоит на месте. Воттебе и наивный реализм, вот тебе и ненаучные взгляды!..

Следующим этапомразвития мировоззрения стала мифология. Она исторически и логически произрослана почве наивного реализма, но уже отличается от него тем, что она отрываетсяот непосредственного («животного») восприятия действительности, ибопытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всёобъясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня нашихзнаний) выдумками. Как и наивный реализм, мифология видит в мире качественномногообразные и не связанные друг с другом вещи и явления. А поэтому вмифологии каждый предмет и каждое явление находить своё «объяснение»и своё понимание, по поводу каждого из них придумывается отдельный,правдоподобный в глазах ещё дикаря, миф. На более поздних этапах развитиячеловека и его мировоззрения элементы окружающей действительностипредставляются ему живыми и олицетворёнными существами, о которых составлялисьрассказы в виде легенд и мифов.

20-15 тысячлет тому назад начитает формироваться мировоззрение религиозное. Оно былоисторическим и логическим продолжением мировоззрения мифологического. К этомувремени человек успел населить окружающий его мир мифическими существами(водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной им доброй и поганой силой), атеперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь,заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существамвыражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают ихтанцами, песнями; угощают (жертвоприношения). Так постепенно мифическоемировоззрение дополняется культом, переплетается с чувствами, - начинаетформироваться комплекс такого социально-исторического феномена, как религия. Врелигии мифические, созданные воображением существа постепенно отрываются отприродных явлений и предметов, обособляются и встают над человеком иобщественной жизнью. Религия - это мировоззрение, в основе которого лежит верав существование сверхъестественных (надприродных) существ, - богов и духов.

Уже висторический час, 8-6 столетия до нашей эры, начало формироваться мировоззрениефилософское. Оно появляется как результат длительного исторического развития исозревания. Философское мировоззрение было и навсегда остаётся не продуктом ипринадлежностью масс, как то мы видим касательно всех предыдущих видовмировоззрения, а творчеством отдельных личностей, - философов (Демокрита,Платона, Аристотеля, Декарта, Канта, Гегеля, Маркса); им владеют тольконекоторые люди, в современных условиях - возможно, только незначительная частьподготовленной к философскому мышлению интеллигенции. Если предыдущиеисторические типы мировоззрения могут усваиваться с молоком матери, то усвоениефилософского мировоззрения требует и специальной подготовки соответствующихзадатков или хотя бы склонностей.

Нафилософском уровне проблемы мировоззрения находят свою доказательность. Приэтом философия апеллирует не до веры, а до разума. Философия впервыепредставляет нам мировоззрение, которое включает в себя все его триконцептуальные составные части: мир знания, мир предположений и мир должного.


Заключение

В любые времена человек пытается узнать истину и используетдля этого всевозможные мировоззрения. Ведь для того мировоззрение и существует,чтобы человечество познало через него великую, вечную истину и самое себя.Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиесяумы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящеевремя ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз инавсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание.Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новыеконцепции понимания и познавания мира. Так или иначе, мир познается человеком итрансформируется в зависимости от глубины и качества получаемых знаний. Здесьмы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о мире истинным, соответствующимнашим выводам из весьма ограниченного опыта?

Длярасширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнениетерминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс умственной деятельностипознается через такой же умозрительный процесс, и в итоге несет минимум информациио самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки научногоисследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используялишь «интуитивные» способности к постижению нового. Расширение понятийвозможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чемотчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законовмышления, тем ярче и многообразнее будет казаться окружающий мир.


Список литературы

1. Андреев Д.Л.«Роза Мира». М, из-во «Прометей». 1991.

2. Большая советскаяэнциклопедия.

3. Радугин А.А.Философия.

4. Фарман И.П.«Теория познания и философия культуры». М., «Наука», 1986

5. Канке В.А. «Философия»,из-во «Логос»

Мировоззрение, в моем понимании, это система взглядов на жизнь, которая определяет поведение и, в конечном счете, судьбу каждого человека. Немецкий философ Новалис говорил, что «судьба и характер - это разные названия одного и того же понятия». Думаю, то же самое можно сказать и относительно мировоззрения. Именно мировоззрение создает определенную картину мира, ту призму, сквозь которую человек смотрит на эту жизнь, общается с людьми, строит свое будущее.

У каждого человека – своя картина мира. Она складывается благодаря многим факторам – воспитанию, примеру родителей, собственному жизненному опыту, влиянию любимых книг и фильмов. Конечно, мировоззрение меняется с годами, по мере накопления человеком жизненного опыта. Недаром еще А. Поп говорил, что «каждый человек отличается от другого, и с каждым днем отличается от себя». Однако мне кажется, что к восемнадцати годам человек уже обладает вполне сложившимися взглядами на жизнь, и можно смело говорить о его мировоззрении.

Так каково же мое мировоззрение? Вопрос довольно сложный, он заставляет задуматься, «покопаться в себе». Думаю, основой моих жизненных взглядов является убеждение, что человек сам творит свою жизнь, свою судьбу. Одним из моих любимых афоризмов являются слова Гельвеция: «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». Я считаю, что это именно так. И примеров людей, которые «сделали себя сами», вопреки самым неблагоприятным жизненным обстоятельствам, очень много, начиная от писателя М. Горького и заканчивая киноактером и губернатором А. Шварценегерром или миллиардером Р. Абрамовичем.

Главное – определить, поставить перед собой цель и четко следовать ей. Так чего же я хочу добиться в жизни? Моя «цель номер один» – стать высококлассным профессионалом, юристом очень высокого уровня. Моя будущая профессия воспринимается сейчас неоднозначно, я думаю, во многом она дискредитирована. Но по своей сути профессия юриста – очень нужная и полезная. Именно юристы стоят на страже Закона – той незыблемой опоры, которая должена определять жизнь людей в цивилизованном обществе. Сделать так, чтобы наше существование регулировалось исключительно законом, чтобы права гражданина всегда были защищены и он чувствовал себя спокойно и уверенно в родной стране, да и во всем мире – вот в чем заключается долг настоящего юриста. И я стремлюсь стать именно таким профессионалом, делать нужное и уважаемое дело, реально помогать тем, кто в этом нуждается.

Безусловно, в моих планах - стать состоятельным человеком. Деньги дают ощущение свободы, позволяют осуществить мечты, дают возможность развиваться и самосовершенствоваться. Но, на мой взгляд, нельзя ставить деньги превыше всего и идти к ним (как, впрочем, и ко всякой цели) любой ценой.

На мой взгляд, «во главе угла» должны стоять морально-нравственные ценности, которыми человек должен руководствоваться в любых жизненных ситуациях. Эти ценности прививаются нам в семье и в обществе, они до крайности просты и, в то же время, вечны. Основы их изложены в Библии и тясячи раз повторены в мировой литературе. «Не убий», «не укради», «чти отца и мать своих», «возлюби ближнего своего, как самого себя» - вот, на мой взгляд, основа мировоззрения любого нормального человека.

Если стараться соблюдать эти принципы, то ему будут обеспечены душевное равновесие и внутреннее спокойствие. А это, мне кажется, гарант того, что в жизни он добьется всего, чего хочет. А я хочу постоянного развития и самосовершенствования во всех сферах жизни. Ведь главная беда для человека – это остановка в развитии, которая в современном мире, где царствуют бешеные ритмы и скорости, подобна смерти. Недаром мудрые люди говорят, что застой в развитии равен отступлению назад, деградации.

Я думаю, что постоянно самосовершенствоваться стоит не только в профессии, но и в своем интеллектуальном, культурном развитии. Нужно постоянно читать, узнавать что-то новое, становиться лучше. Безусловно, следует подумать и о своем физическом развитии - заниматься спортом, следить за физической формой. Думаю, это особенно актуально для меня в связи с моей профессией.

Но развития требует и душевная сфера человека. Для меня она тесным образом связана с близкими людьми, которые меня окружают. Сейчас это мои родители и родственники, которым необходима моя забота и внимание. Я считаю, что настоящий мужчина обязан заботиться о своей семье, всячески поддерживать близких людей.

В будущем я планирую иметь свою семью – любимую жену и детей. Думаю, это будет не так скоро, ведь чтобы воспитать детей, требуется крепкая база – не только материальная, но и моральная, психологическая. А для этого нужно повзрослеть, «крепко встать на ноги».

Таким образом, я считаю, что человек нуждается в простых вещах – в любимом деле, которое будет приносить моральное и материальное удовлетворение, в крепкой любящей семье с детьми, в возможность каждый день наслаждаться тем миром, в котором он живет. Однако человек должен занимать активную общественную позицию, ведь, по сути, каждый из нас творит тот мир, в котором он живет. Поэтому мы сами должны делать наше настоящее и обеспечивать будущее нашим детям. Именно тогда человек сможет быть именно человеком – сознательным существом, четко осознающим свои цели и планомерно стремящимся к их осуществлению.

Сочинение на тему моё мировоззрение философии

У каждого человека есть два образа мировозрени - это мир будничный и мир внутренний… Один мир-это повседневный мир, в котором мы в живем. В этом мире все упорядочено, все делается по правилам, все разложено по полочкам, каждый день мы получаем информацию. Половину принятой информации мы теряем. Этот мир имеет свои радости и свои печали, но в целом- это знакомый, хорошо известный и в общем-то скучный мир.

Но есть другой мир, полный чудес и превращений, загадок и тайн, волнующий и непредсказуемый. Таков был мир вашего детства, когда природа говорила с вами на своем языке, когда все вещи были одушевленными и обращались к вам и вы понимали их. Некоторым людям и во взрослом состоянии удается сохранить такой детский настрой души-как правило, поэтам, художникам, философам. Яркий пример - Антуан де Сент Экзюпери. Только человек с детским взглядом на жизнь мог создать героя, похожего на своего создателя. Художник - такой человек, который видит в мире то, чего не видят другие,- видит красоту, загадочность и очарование вещей. Философ - такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел - это еще не весь мир, что есть другой мир, более истинный, более настоящий. Мы только иногда попадаем туда - когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить как люди, а не как заведенные мыслящие машины. В этом мире мы поражаемся его красотой и загадочности, в этом мире мы знаем, что ничего не предопределено и есть всегда чудо, способное всегда изменить нашу жизнь, в этом мире мы волнуемся, помним, любим и живем вечно.

Философия- это попытка разбудить человека, разбудить в прямом смысле этого слова, ибо большинство людей спят, погруженные в свои мелочные дела и заботы, и не подозревают о существовании другого мира, другой истинной жизни, где человек действительно живет, а не прозябает в скуке повседневного унылого существования. Есть прекрасный образ «пещеры» у древнегреческого философа Платона. Большинство людей, говорил он, подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих позади людей, проезжающих повозок, им кажется, что тени - это и есть истинный и единственно возможный мир. Если узников повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не признав его.

Философия считает своим главным делом спасения человека, философия-это учение о спасении: как жить человеку, чтобы остаться человеком, как сохранить свое человеческое достоинство перед постоянными социальными бурями и катаклизмами, перед неизбежностью смерти. Основной вопрос философии звучит таким образом:Почему есть нечто, а не ничто? Если наука задается вопросом «почему», то философ, разделяя удивление ученых, добавляет и свое удивление: почему есть благо, добро, любовь, красота? Ведь в природе нет таких законов, которые заставляют нас любить друг друга или жить по совести. Когда мы видим, что люди полюбили друг друга, поженились, а потом через два месяца разошлись,- мы не удивляемся. Это естественно- сколько можно любить, надоедает ведь со временем. Когда мы просидев полчаса на уроке, вдруг отвлекаемся, начинаем думать о своем- это тоже естественно, мы ведь не можем долго находиться в напряженном внимании, мы устаем, становимся рассеянными и т.д.

Но когда мы видим, как любят друг друга всю жизнь, не могут друг без друга и умирают, как в сказке, в один день, мы удивляемся- этого не может быть, этого не должно быть. Но это есть. Когда мы видим ученого или писателя, который годами трудится над своей книгой, мы удивляемся- этого не может быть, это противоречит законам человеческой физиологии, природным законам. Однако это есть. Когда мы видим человека, который последнюю рубашку снимет, чтобы помочь другому, нас это поражает, мы считаем его чудаком. Значит, есть вещи, которые быть не должны, они противоречат повседневному укладу жизни. А они тем не менее есть. Философ и удивляется- почему есть нечто, хотя должно было быть ничто. Естественны жадность, глупость, животная злоба, эгоизм. Но в нашем мире неестественны, не имеют природных оснований, не заложены в нас природой ни любовь, ни совесть, ни добро. А они все-таки есть. Человеком управляют, следовательно, неестественные законы, потому что сам человек в своей человеческой, а не животной стихии- неестественное существо. Он не рождается природой, его основные качества и способности из природы не вытекают. Человек- сверхъестественное существо, таинственное, непостижимое. В отличие от биологии или медицины, для которых человек- существо естественное, двуногое млекопитающее, философия изучает человека как сверхъестественное существо.

С детских лет, наблюдая окружающую действительность, я пытался анализировать увиденное и делать из этого какие-то выводы. До сорока лет весь мир представлялся мне набором хаотических событий, не подчиняемых ни какой логике и не имеющей возможности его осмыслить. Человек в этом мире песчинка, которую несет ураган, и что с ним происходит или произойдет через некоторое время, совершенно не понятно. До сорока лет я был человеком, зависимым от непонятных обстоятельств. Жизнь моя была наполнена страхами за жизнь , за здоровье, беспокойством за своих близких, перед ядерной войной, перед отсутствием средств к существованию, перед морозами и жарой, перед грабителями и болезнями и т. д. и т. п.

Где-то после сорока я стал понимать логику этого мира, я обрёл тот стержень, который делает человека уверенным в себе, в своём будущем, а точнее, я обрёл силу духа. Это произошло не сразу, не вдруг. Это была работа мозга, анализирующего окружающий мир и всю поступающую информацию. Сейчас я попытаюсь передать то восприятие мира, которое осознал, и которое изменило мою жизнь. Я не буду говорить о том, что привело меня к этому. Скажу только, что это было знакомство с самыми разными философскими теориями, религиозными догматами и много, много другой информации. И так, что я узнал:

Во-первых, весь, окружающий нас мир, это СОВЕРШЕННОЕ И ГАРМОНИЧНОЕ ЗДАНИЕ. И всё, что в нём происходит, строго подчинено определенным ЗАКОНАМ, соответствующим ЛОГИКЕ, которая не всегда совпадает с земной, материалистической логикой, а порой и просто противоречит ей. Поэтому человек, пытающийся жить по законам земной логики, часто попадает в тупик и расплачивается страданиями, бедами и невзгодами за своё несовершенство. А правила поведения в этом мире просты и понятны каждому – не делать ничего, что принесет вред окружающим людям, природе, миру. Делать простые вещи – трудиться во благо себя и окружающего мира, совершать добрые поступки, не говорить гадостей, и иметь чистые мысли. Злость, раздражение, зависть, ненависть, грубость, и другие негативные чувства являются носителями отрицательной энергии и вызывают в этом мире ответную, негативную реакцию. Эта реакция проявляется впоследствии в тех бедах, что несет каждый человек в своей жизни, а в совокупности всех людей и наша планета в целом.

Во-вторых, весь, окружающий человека, мир сугубо индивидуален. Каждый из нас видит его и воспринимает по-своему, и кто-то в этом мире счастлив, а у кого-то жизнь наполнена страданиями. Но, что очень важно, особенность нашего индивидуального мира напрямую связана с нашим внутренним миром. То есть, всё, что с человеком происходит, является отражением его внутреннего «я». Когда мы смотрим на себя в зеркало, то видим свое отражение. Так и жизни, глядя вокруг себя, мы видим свое внутренне отражение. (я имею ввиду отношение к нам людей, цепь событий благоприятных, не очень, печальных и трагических и т.д. и т.п.) Отсюда причина любых наших неудач и бед лежит внутри нас самих и является отражением нашего несовершенства. И для изменения в лучшую сторону своей жизни, человек должен изменить себя, свой внутренний мир, изменить свое мировоззрение. В свое время я сделал это и убедился в правильности данного тезиса на собственном опыте.

В третьих, нужно чётко осознавать, что наша теперешняя жизнь это тот «полустанок», на котором остановился «поезд» нашего путешествия во Вселенной. А до этого было много других «остановок» и впереди нас ждет ещё много других «станций». Единственный «багаж», который мы можем взять с собой в дальнейшую дорогу это «багаж» добрых дел и наш уровень развития, т.е. богатство нашей собственной души.

Отсюда следует понять, что жизнь наша не заканчивается физической смертью, что это очередной переход из одного состояния в другое. Осознание этого факта, позволит избавиться от страха смерти и сделать нашу жизнь более осмысленной, а это в свою очередь позволит избавиться от других страхов, таких как болезни, страдания и пр.

Вот в этих трех постулатах заложена основа моего поведения в жизни. В них скрыт тот стержень, который помогает мне спокойно жить, быть свободным и счастливым! В заключении хочу сказать, что я не претендую на какое-то открытие. Всё, о чём я сказал, прописные истины и известны почти каждому. Но чтобы использовать их в повседневной личной жизни, почему-то не получается. Или не хочется? Или не можем? Что нам мешает?! Может стоит попробовать!