Ибн хаджар - суфизм - каталог статей - ислам - религия мира и созидания. Его известные ученики

С именем Аллаха, Хвала Ему, мир и благословение Пророку Мухаммад его семье и всем сподвижникам.

Речь пойдет о видеоролике, где выступающий утверждает, что в последнюю среду месяца Сафара на землю нисходит много бед и в связи с этим необходимо совершить специальную молитву и прочитать дуа, чтобы уберечься от них).

Данный видеоролик является показательным и затрагивает важное правило в вопросах поклонения «аль-аслю филь "ибада таукыф» (основа в поклонении остановка). В данном случае человек призывает людей с трибуны к совершению нововведения в вопросах поклонения (ибада), оправдывая это тем, что некий праведник призывал к нему.

Разберем более подробно.

1. Утверждение, что последняя среда месяца Сафар является неблагополучной. Вместе с тем выступающий сам же упомянул хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится: «Нет места суевериям, связанным с больными, птицами, совами, месяцем Сафар ». (аль-Бухари и Муслим). Для того, чтобы утверждать, что какой-то день является неблагополучным или же благополучным, необходим шариатский довод. Также как мы утверждаем на основании доводов, что ценным для нас является пятница, день Арафа, первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, Ночь Предопределения, также для утверждения о неблагополучности какого-либо дня или месяца нужен довод. Такого довода конечно же нет, напротив, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, развеял все сомнения относительно неблагоприятности месяца Сафар в общем виде.

О важном правиле в этом разделе говорит шафиитский факих, имам Абу Шама аль-Макдиси (599-665 х/1202-1267 м):

وَلَا يَنْبَغِي تَخْصِيص الْعِبَادَات بأوقات لم يخصصها بهَا الشَّرْع بل يكون جَمِيع أَفعَال الْبر مُرْسلَة فِي جَمِيع الْأَزْمَان لَيْسَ لبعضها على بعض فضل إِلَّا مَا فَضله الشَّرْع وَخَصه بِنَوْع من الْعِبَادَة فان كَانَ ذَلِك اخْتصَّ بِتِلْكَ الْفَضِيلَة تِلْكَ الْعِبَادَة دون غَيرهَا كَصَوْم يَوْم عَرَفَة وعاشوراء وَالصَّلَاة فِي جَوف اللَّيْل وَالْعمْرَة فِي رَمَضَان وَمن الْأَزْمَان مَا جعله الشَّرْع مفضلا فِيهِ جَمِيع أَعمال الْبر كعشر ذِي الْحجَّة وَلَيْلَة الْقدر الَّتِي هِيَ خير من ألف شهر أَي الْعَمَل فِيهَا أفضل من الْعَمَل فِي ألف شهر لَيْسَ فِيهَا لَيْلَة الْقدر فَمثل ذَلِك يكون أَي عمل من اعمال الْبر حصل فِيهَا كَانَ لَهُ الْفضل على نَظِيره فِي زمن آخر فَالْحَاصِل أَن الملكف لَيْسَ لَهُ منصب التَّخْصِيص بل ذَلِك الى الشَّارِع وَهَذِه كَانَت صفة عبَادَة رَسُول الله صلى الله عَلَيْهِ وَسلم

«Не следует обусловливать поклонение (определенным) временем, если его не обуславливал этим Шариат. Благочестивые дела должны оставаться свободными, для совершения их в любое время, нет у одного из времени преимущества над другим, кроме того (времени), что выделил как преимущественное Шариат, и определил для него специальный вид поклонения.

А если будет так, то этим достоинством обособляется только это богослужение, а не другое, как пост в день Арафа и Ашура, либо намаз глубокой ночью, либо Умра в месяц Рамадан из времен, которые установил Шариат. Все виды благородных поступков, как 10 дней в Зуль Хиджа, Ляйлят уль Кадр, которая лучше чем тысяча ночей, то есть деяние лучше, чем деяния тысячи ночей, которые не входят в этот день (Ляйлят уль Кадр). Подобно этому, любое богослужение, которое будет исполнено в это время у него будет достоинство над подобным ему богослужением совершенным в другое время.

Следовательно, тот на кого возложены Шариатские требования, не имеет права обусловливать (поклонение, временем, местом, видом), это прерогатива Возложившего Шариат (Аллаха) и таковым был образ поклонения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует ».

(Абу Шама аль-Макдиси, «Аль Баъис аля Инкариль Бидъа валь Хавадис», стр. 51)

2. Утверждение, что в этот день необходимо совершить специальный намаз из четырех ракаатов со специальным намерением, в котором после суры аль-Фатиха нужно прочитать суру аль-Каусар 17 раз, затем 5 раз суру аль-Ихляс, и по одному разу суры Аль-Фалак и ан-Нас. После совершения намаза совершить специальное дуа.

Наши шафиитские факыхи очень строго подходили к подобным вопросам. К примеру, взять молитву Рагаиб и молитву, совершаемую в середину месяца Ша’бан. Имамы ан-Навави, Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие факихи на чьи книги опираются все шафииты в категоричной форме запретили совершение этого намаза, назвав его мерзким нововведением. И это при том, что в отношении этих хадисов имеются ложные хадисы и некоторые ученые говорили, что хадисы слабые и можно следовать им.

Имам, Шейх уль Ислам Яхья ибн Шараф ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своей книге «аль-Маджму’» относительно молитвы «Рагаиб»:

الصلاة المعروفة بصلاة الرغائب , وهي ثنتا عشرة ركعة تصلى بين المغرب والعشاء ليلة أول جمعة في رجب , وصلاة ليلة نصف شعبان مائة ركعة وهاتان الصلاتان بدعتان ومنكران قبيحتان ولا يغتر بذكرهما في كتاب قوت القلوب , وإحياء علوم الدين , ولا بالحديث المذكور فيهما فإن كل ذلك باطل ، ولا يغتر ببعض من اشتبه عليه حكمهما من الأئمة فصنف ورقات في استحبابهما فإنه غالط في ذلك , وقد صنف الشيخ الإمام أبو محمد عبد الرحمن بن إسماعيل المقدسي كتابا نفيسا في إبطالهما فأحسن فيه وأجاد رحمه الله

«Молитва известная, как молитва Рагаиб, которую совершают в первую пятничную ночь месяца Раджаб в двенадцать ракаатов и молитва срединной ночи месяца Ша’бан в сто ракаатов – они являются мерзким, порицаемым нововведением. И не обольщайся упоминаем их в «Кут аль-Кулюб» и «Ихья улум ад-дин» и хадисом приводимом в этих книгах, все это недостоверно. И не обольщайся теми имамами, которые не поняли их суть, и исписали бумаги об их желательности, воистину они ошиблись в этом. Имам, шейх Абу Мухаммад Абдур-Рахман ибн Исмаиль аль-Макдиси написал о ложности этих молитв драгоценную книгу и преуспел, да помилует его Аллах ».

(«аль-Маджму’ шарх аль-Мухаззаб», 3/548)

Что же наши имамы-шафииты сказали бы относительно намаза в последнюю среду Сафара, который основывается на высказывании или действии некого праведника? Разве этого достаточно, чтобы ввести в религию новый желательный намаз? Ни в коем случае.

К примеру имам Ибн Хаджар аль-Хайтами говорит в книге «Тухфат аль-Мухтадж » (Книга молитвы, глава о добровольной молитве) отвечая имаму ас-Сухраварди, который упоминает в своей книге «’Аварифуль ма’ариф» также некий намаз со специальным намерением:

وَهَذَا عَجِيبٌ مِنْهُ مَعَ إمَامَتِهِ فِي الْفِقْهِ أَيْضًا وَكَيْفَ رَاجَ عَلَيْهِ صِحَّةُ وَحِلُّ صَلَاةٍ بِنِيَّةٍ مُخْتَرَعَةٍ لَمْ يَرِدْ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ وَمَنْ اسْتَحْضَرَ كَلَامَهُمْ فِي رَدِّ صَلَوَاتٍ ذُكِرَتْ فِي أَيَّامِ الْأُسْبُوعِ عَلِمَ أَنَّهُ لَا تَجُوزُ وَلَا تَصِحُّ هَذِهِ الصَّلَوَاتُ بِتِلْكَ النِّيَّاتِ الَّتِي اسْتَحْسَنَهَا الصُّوفِيَّةُ مِنْ غَيْرِ أَنْ يَرِدَ لَهَا أَصْلٌ فِي السُّنَّةِ نَعَمْ إنْ نَوَى مُطْلَقَ الصَّلَاةِ ثُمَّ دَعَا بَعْدَهَا بِمَا يَتَضَمَّنُ نَحْوَ اسْتِعَاذَةٍ أَوْ اسْتِخَارَةٍ مُطْلَقَةٍ لَمْ يَكُنْ بِذَلِكَ بَأْسٌ

«Удивительно конечно слышать от него такие слова вместе с его познанием в фикхе. Как же он допускает молитву (намаз) с выдуманным намерением, которому нет основы в Сунне? Тот же, кто приводит их слова в опровержение молитв, упоминаемых в определенные дни недели, знает, что не дозволены и недействительны эти молитвы с намерением, не пришедшим в Сунне, которые, однако, сочли хорошими некоторые суфии.

Да, нет проблем если сделать намерение на молитву вообще, а затем сделать дуа с испрашиванием защиты Аллаха или истихары ».

Да поможет нам Всевышний видеть истину истиной, а ложь ложью. Амин.

Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м).

Он — Шихабуддин, Абуль-Аббас, Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари.

Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде , он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат.

Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени.

Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца: Мухаммад ас-Сарави известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль, и ученик Ибн Аби аль-Хамаиля - Шамсуддин Ахмад аш-Шанави, который был одним из лучших учеников Шейхуль-Ислама Шарафуддина аль-Манави.

Шейх Ахмад аш-Шанави, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, вместе с благородными учеными аль-Азхара.

Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, и у самого лучшего из них - шейхуль-Ислама Закарийи аль-Ансари.

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»» .

В конце 929-го года по хиджре имам аль-Хайтами, получил разрешение выносить фетвы.

Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.

В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года.

В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу.

По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».

В 937-м году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. И в это путешествие он взял с собой написанную им «Мухтасар ар-Рауза». Во время путешествия он добавил к этой книге дополнительные пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кто-то из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам никогда его не видел. Имам аль-Хайтами, опечалился, но положился на Аллаха и хранил терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему то, что было лучше, чем утерянный шарх.

В 940-м году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал других. Находясь в Мекке, он написал шарх на «Изах» имама ан-Навави, затем — «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем — «Шарх аль-’Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение.

После этого он написал монументальный труд — «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» — комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави. Этот многотомный труд — выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.

Его известные учителя:

Шейхуль Ислам Закарийя аль-Ансари, Абдуль-Хакк ас-Синбати, Шихабуддин Ахмад ар-Рамли, Насыруддин ат-Таблави, Абуль-Хасан аль-Бакри, Шихабуддин ибн Наджар аль-Ханбали, Аш-Шамс-уль-Машхади, Аш-Шамсу-с-Самхуди, Аль-Амину-ль-Гумари, Абуль-Хасан аль-Кубра, Аш-Шамсул-Лякани аз-Зайрути, Аш-Шихаб бин ас-Сигъ. Также он учился у других великих учёных своего времени.

Его известные ученики:

Нуруддин аз-Зияди, Шихабуддин ибн Касим аль-Убади, Джамалуддин аль-Ашхар, Сайид Абдуль-Басри, Шихабуддин аш-Шанавани, Имам Мухаммад Биафзал, Бурхан бин аль-Ахдаб, Абдур-Рахман аль-Макки аль-Ханафи, Зайнуддин аль-Малибари, Мулла Али аль-Кари, Абдуррахман ибн Умар аль-Амуди, Джамалуддин аль-Хинди, Абу ас-Са’адат, и другие.

Из его книг:

«Шарх аль-Мишкат», «Тухфатуль Мухтадж би шарх аль-Минхадж», два шарха над «Иршад», «шарх-уль-Хамазиятиль Бусири», «Фатхуль Мубин би шархи Арбаин ан-Навави», «Саваику-м-Мухрика», «Каффу-р-Ра’аъ», «аз-Заваджир», «Насихат-уль-Мулюк», «Шархуль Альфия», «Ахкам фи Каватии Ислам», «Шарх-уль-’Убаб», «Тахзиру-с-Сикат», «шарх Кутату Салиха», «шарх Мухтасару Абиль Хасан», «шарх Мухтасару-р-Равза», «Манакибу Аби Ханифа», «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра», «Аль-Фатава аль-Хадийсийя», «Манхаджуль Кавим», «аль-Минахуль маккиййа фи шархи Хамзиййа».

Высказывания ученых о нем:

Имам Абдуль-Кадир аль-Факихи (920-989 х/1514-1581 м) сказал:

سيدنا وشيخنا الإمام العالم العلامة ، الحبر البحر الحجة الفهامة ، مفتي المسلمين ، صدر المدرسين ، بقية المجتهدين ، بركة بلادالله الأمين أحمد شهاب الدين بن حجر الشفعي

«Наш господин, наш шейх, имам, великий ученый, знаток, море, довод, весьма понятливый человек, муфтий мусульман, сердце преподавателей, остаток муджтахидов, водоем городов Аллаха, Ахмад Шихабуддин ибн Хаджар аш-Шафии».

[«Мукъаддима Аль-Фатава аль-Фикхийя», 1/2]

Имам Абдуль-Кадир аль-Айдарус (978-1038 х/1570-1628 м) сказал:

الإمام شيخ الإسلام خاتمة أهل الفتيا والتدريس ناشر علوم الامام محمد بن إدريس الحافظ شهاب الدين أبو العباس أحمد بن محمد بن علي بن حجر الهيتمي السعدي الأنصاري … وكان بحرا في علم الفقه وتحقيقه لا تكدره الدلاء وإمام الحرمين كما أجمع على ذلك العارفون وانعقدت عليه خناصر الملاء إمام اقتدت به الأئمة وهمام صار في إقليم الحجاز أمة مصنفاته في العصر آية يعجز عن الإتيان بمثلها المعاصرون … واحد العصر وثاني القطر وثالث الشمس والبدر من أقسمت المشكلات أن لا تتضح إلا لديه وأكدت المعضلات آليتها أن لا تتجلى إلا عليه لا سيما وفي الحجاز عليها قد حجر ولا عجب فإنه المسمى بابن حجر … برع في علوم كثيرة من التفسير والحديث وعلم الكلام وأصول الفقه وفروعه والفرائض والحساب والنحو والصرف ولا معاني والبيان والمنطق والتصوف…

«Имам, Шейхуль Ислам, конец людей фетв и обучения. Распространитель знаний Имама Мухаммада ибн Идриса (аш-Шафии), хафиз Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами ас-Саади аль-Ансари… Он был морем в науке фикх и в его иследовании которую незагрязняют ведра, Имам-уль-Харамайн как над этим согласились знающие люди и на котором заключилось полное объединение (ученых). Имам, за которым последовали имамы, герой, ставший в краях Хиджаза умматан (алим которому нет подобных), книги которого (в его) веке были знамением, современники которого были бессильны от написания таких книг, единственный своего века, вторая планета, третий после солнца и луны. Трудности, которые поклялись, что не раскроются/выясняться кроме как ему, трудности которые укрепили свою клятву, что не раскроются (никому) кроме него, особенно в Хиджазе они (трудности) затвердились, и (это) не удивление, ведь его называют Ибн Хаджаром (сын Камня)…

Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф».

[«Ан-Нур ас-Сафиру фи а’яниль Карниль Ашир», стр. 287]

Сказал аш-Шавкани (1173-1250 х/ 1760-1834 м):

كان زاهداً متقللاً على طريقة السلف ، أمراً بالمعروف ، ناهياً عن المنكر ، واستمر على ذلك حتي مات

«Он был аскетом, ограничившимся на пути саляфов (праведных предшественников), повелевающим благое, и запрещающим порицаемое, и постоянствовал в этом пока не умер».

[«Аль-Бадру т-Тали’», 1/109]

Имам Мансур ат-Табаляви (ум. 1014 х/1606 м) сказал:

خاتمة أهل التصنيف وخطيب ذوي التأليف إمام العلماء المحققين ولسان الفقهاء المدققين مولانا شيخ مشايخ الإسلام والمسلمين عالم الحرم الأمين شهاب الملة والدين ابن حجر الهيتمي ثم المكي قدس الله روحه ونور ضريجه

«Последний (из достойных) составителей (книг), проповедник авторов, имам праведных ученых, уста всех внимательных факихов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, ученый доверенного аль-Харама, звезда религиозной общины и религии, Ибн Хаджар аль-Хайтами, потом аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу».

[«Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4]

Имам Шихабуддин аль-Хафаджи аль-Ханафи (977-1069 х/1569-1659 м):

العلامة شهاب الدين أحمد بن حجر اليتمي نزيل مكة ، شرفها الله علامة الدهر خصوصا الحجاز، فإذا نشرت حلل الفضل فهو طراز الطراز. فكم حجت وفود الفضلاء لكعبته، وتوجهت وجوه الطلب إلى قبلته. إن حدث عن الفقه والحديث، لم تتقرط الآذان بمثل أخباره في القديم والحديث. فهو العلياء والسند ، ومن تفك سهام أفكاره الزرد. تآليفه غرر منيرات، أضاءت في وجوه دهم المشكلات. وهو من أجل مشايخ والدي، الذي ورثت من علمه طريفي والدي. رحمه الله تعالى.

«Выдающийся ученый Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами поселившийся в Мекке, да возвысит Аллах её. Выдающийся ученый, особенно в Хиджазе, когда расстелили одеяние достоинства, то он был образцом образцов. Сколько же достойных делегаций «совершили хадж» к его «каабе», и направились лица ищущих знания к его «кибле». Если он говорил о фикхе и хадисе, то не слышали уши что-то похожее на его речь в прошлом и в настоящем. Он возвышенность и опора, и он тот, чьи стрелы размышлений пробивают любую броню. Его труды осветляющие, которые осветили в лицах (людей) темноту неясностей. Он один из больший шейхов моего отца, от знаний которого я получил в наследство оригинальное наследство, да смилуется над ним Аллах».

[«Риханатуль Альбани», 1/435]

Имам Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани (898-973 х/1493-1566 м) сказал:

ومنهم — الشيخ الإمام العلامة المحقق الصالح الورع الزاهد الخاشع الناسك الشيخ شهاب الدين ابن حجر نزيل الحرم المكي — رضي الله عنه -. أخذ العلم عن مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالفتوى والتدريس، وأفتى بجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق… وهو مفتي الحجاز الآن، يصدرون كلهم إلا عن قوله، وله أعمال عظيمة في الليل، لا يكاد يطلع عليها إلا من خلى من الحسد من صغره إلى الآن…

«Из них — шейх, имам, великий учёный, исследователь, благочестивый, набожный, аскет, смиренный, отшельник шейх Шихабуддин ибн Хаджар, поселенец аль-Харама, аль-Макки, да будет доволен им Аллах. Взял науку от шейхов Мисра (Египта), которые дали ему разрешение на фетвы и преподавание, и он давал фетвы в университете аль-Азхара и Хиджаза. Много народа получили от него пользу, … и он посей день является муфтием в Хиджазе, и они все исходили только из его слов. У него многочисленные добрые деяния, совершенные в ночи, и не приблизится заглянуть на них никто кроме тех, кто очистился от зависти мало до велика…»

[«Лавакихуль Анвар», 1 глава 3 раздела]

Сказа имам Шамсуддин ибн аль-Гъази (1096-1167 х/1685-1754 м):

قال الإمام بن الغزي: إمام الحروين ، ومفتي العراقيين ، شيخ الإسلام ، العلامة المحقق

«Имам двух Святынь (Мекка и Медина) и муфтий иракцев, шейхуль Ислам и великий исследователь».

[«Диван аль-Ислам», 1/200-201]

Алляма, шейх Абдуллах аш-Шаркави (1208-1227 х/1793-1812 м) сказал:

العلامة المحقق الناسك الخاشع الزاهد السمح شهاب الدين ابن حجر، نزيل مكة المشرفة، أخذ رضي الله عنه العلم عن جماعة من مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالإفتاء والتدريس، فدرس وأفتى بالجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق كثيرة، وصنف عدة كتب نافعة محررة في الفقه والأصول.

«Великий ученый, исследователь, отшельник, смиренный, аскет, великодушный, Шихабуддин ибн Хаджар, жилец почтенной Мекки, взял, да сохранит его Аллах и приветствует, знание от группы шейхов Ислама в Египте, и дали они ему разрешение на фетвы и преподавание. Потом он преподавал, издавал фетвы в Джами-уль Азхаре и в Хиджазе. С него взяли пользы множество людей. Составил несколько полезных книг составленные в фикхе и в усуле».

[«Тухфату Бахия фи Табакати аш-Шафиия»]

Сказал шейх Али Басабирин аль-Хадрами (ум. 1305 х/1888 м):

والذي تلقيناه من مشايخ أن المجدد في المائة العاشرة الشيخ أحمد بن حجر الهيتامي أو الإمام محمد الرملي . ورجحة بعضهم؛ لكون الإمام بن حجر مات قبل مضي القرن

«То, что мы получили от наших шейхов (это то, что) муджаддид 10-го века (это) шейх Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами или имам ар-Рамли. Это предпочли некоторые, поскольку ибн Хаджар умер до истечения десятого века».

[«Гаяту талхис аль-Муради мин фатава бин Зияд», стр. 294]

Шейх Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265-1350 х/1849-1932 м) сказал:

قال العلامة الشيخ يسوف النبهاني معللا قبول الناس المصنفات بن حجر وإقبالهم عليها: للاتفاق على أنه أحد الأئمة الأعلام الذين لم يطعن فيهم أحد من علماء ومذهاب الإسلام من عصره إلى الان ، ولم ينسبه واحد منهم إلى بدعة أم مخالفة سنة أو أدني شيء يخل بعلمة ودينه وثقة عموم الأمة به

«Единогласны все, что он является одним из выдающихся ученых, которого не порицал ни один из ученых и мазхабов Ислама с его века до наших дней. Никто из них не отнес его к новшествам или же противоречию Сунне, или же к чему-либо низшему, что могло бы испортит его знания и религию или доверие обшей уммы к нему».

[«Шавахидуль Хакк», стр. 292]

Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:

الإمام العلامة البحر الزاخر…وبالجملة فقد كان شيخ الإسلام خاتمة العلماء الأعلام بحرا لا تكدره الدلا، إمام الحرمين كما أجمع عليه الملا، كوكبا سيارا في منهاج سماء الساري، يهتدى به المهتدون تحقيقا لقوله تعالى {وبالنجم هم يهتدون}… وأخذ عنه من لا يحصى كثرة وازدحم الناس على الأخذ عنه وافتخروا بالانتساب إليه وممن أخذ عنه مشافهة شيخ مشايخنا البرهان بن الأحدب… وأذن له بالإفتاء والتدريس وعمره دون العشرين وبرع في علوم كثيرة من التفسير والحديث والكلام والفقه أصولا وفروعا والفرائض والحساب والنحو والصرف والمعاني والبيان والمنطق والتصوف ، ومن محفوظاته المنهاج الفرعي ، ومقروآته لا يمكن حصرها وأما إجازات المشايخ له فكثيرة جدا ، استوعبها في معجم مشايخه ، وقدم إلى مكة في آخر سنة ثلاث وثلاثين فحج وجاور بها ثم عاد إلى مصر ثم حج بعياله في آخر سنة سبع وثلاثين ثم حج سنة أربعين وجاور من ذلك الوقت بمكة وأقام بها يدرس ويفتي ويؤلف

«В общем Шейхуль Ислам был последним выдающихся ученых, морем (знаний) которую не мутят ведра, имам-уль-Харамайн как на этом согласилась достойные уммы, двигающей звездой по пути двигающего неба, из-за которого становились на правильный путь идущие правильным путем, утверждая слово Всевышнего: «а по звездам они находят правильную дорогу»…

От него взяли (знания) те, перечислить которых невозможно из-за их множества. Люди теснились в получении от него знаний, и гордились они своей принадлежностью к нему. Из тех, кто взял от него (знания) из уст в уста, это шейх наших шейхов аль-Бурхан ибн аль-Ахдаб.

Ему дали разрешили на фетвы и на обучение в возрасте меньше 20-ти лет. Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф. Из его рукописей является «Минхаджу аль-Фари», а то, что он прочел невозможно ограничить. Что касается разрешений от шейхов ему, то их очень много, которые полностью охвачены (упомянуты) в «Муъджаму Машах». Прибыл он в Мекку в конце 33 года, совершил хадж и поселился в соседстве с ней (Меккой), потом возвратился обратно в Египет. После совершил хадж со своей семьей в конце 37 года, потом совершил хадж в 40-м году и с тех пор поселился навсегда в соседстве с Меккой преподавая, издавая фетвы и составляя книги».

[«Шазарат аз-Захаб», 8/370]

Имам перешёл в лучший мир в 974-м году по хиджре и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом с Ибн аз-Зубайром. Среди его караматов (чудес) — то, что один из его учеников увидел имама во сне и спросил о его положении после смерти. Имам аль-Хайтами ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн (высокая степень в Раю)».

Полное имя - Шихабуддин Абу аль-Абас Ахмад ибн Мухаммад-ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Маки аль-Ансари . Год рождения - 1504, место рождения - местечко Абу Хатайм в Египте. Так как отец богослова рано скончался, то его воспитание взяли на себя два учителя отца: Мухаммад ас-Сарви, который известен под именем Ибн Абуль-Хамиль и его послушник - Шамсуддину Ахмаду ас-Шанави. Шейх Ахмад ас-Шанави отправил юного ибн Хаджара для начального обучения в Танта. В 1517 году богослов приступил к образованию во всемирно известном аль-Азхаре, где его обучал знаменитый шейх ас-Шанави.

Богословская деятельность

Ибн Хаджар аль-Хайтами был знаменит великолепной памятью. Так же он был специалистом в тафсирах и толковании Корана, в знании хадисов, каляме, фикхе, усуле, фуруе и философии суфизма, а также в морфологии арабской вязи, логике Ислама и алгебре и т. д.

Учителями аль-Хатайми были ученики известного ибн Хаджара аль-Аскалани, к которым относится Закари аль-Ансри. В 1522 году ибн Хаджар аль-Хайтам получи полное разрешение на самостоятельное вынесение фетв.

К наиболее известным учителям аль-Хатайми

  • Абдуль-Хакъ аш-Синбати
  • Шихабудин Ахмад аръ-Рамили
  • Насруддин атъ-Таблави
  • Абуль-Хасан аль-Бакири
  • Шихабудин ибн Надджар аль-Ханбаля и др.

К известнейшим ученикам относятся следующие богословы:

  • Абдурахмон ибн Умар аль-Амудъи
  • Малик аль-Мухадисин Джамалудин аль-Инди
  • Аль-Аляма Абус-Садат
  • Аль-Маших аль-Бурган ибн аль-Азоб
  • Мула Али аль-Карри и пр. известные ученые Ислама.

Богословские труды

В 1526 году богослов отправился в Мекку, где прожил один год. Вернувшись обратно в Египет, он написал сокращение труда «Матн ар-Рауза», а после комментарии к нему. В 1533 году он дал разъяснение книге «Изах» имама ан-Наави, а после рукописные труды «Шарх аль-Ишад» и «Шарх аль-Убаб».

После были написаны подробные

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Ложь псевдо-суфиев Дагестана на религию Аллаха, сподвижников и на ученого Ибн Хаджара аль-Хайтами

Мало того, что псевдо-суфии Дагестана сделали из мавлида — одним из основных частей релиигии, проведению которого они призывают чуть ли не во всех жизненных событий, как при горе так и при радостях жизни. Всем известно, что почти никакое событие не обходится без мавлидов. Их читают при рождении не только Пророка, мир ему и благословение Аллаха, но и при рождении своих детей, до и после посещения Хаджа, приобретении авто, дома, в день свадьбы, а у некоторых мавлиды читаются после трагедий как авто-аварии и даже во время смерти их близких. Не обходятся без праведения мавлидов победы на разных спортивных соревнованиях, и не останавливает их, если этот спорт был на основе харамным, как бокс и другие виды спортивных драк! Все это никак не относится к религии, не делали этого ни Пророк, ни его сподвижники, ни их последователи, и вообще никто из праведных предшественников (саляфу-салих) этой Уммы, в следовании которым указанно в одном из достоверных хадисов. Более того, даже из тех ученых, которые считали мавлид хорошим новшеством, никто не говорил о его проведении при радости и счастьях жизни. О как же далеки они, от того на чем были эти имамы!

Но наша статья будет адресована другому вопросу, а именно той лжи, наглой и бессовестной, которую они возводят на лучшего из Уммы — Пророку Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха. Их ложь на сподвижников, которая распрастраняется на их вечерах нашидов, в газетах и сайтах. Вот лишь некоторые примеры:

  • Цитата:

«Приведем некоторые высказывания о мавлиде выдающихся людей Ислама. Например, сподвижник и первый наместник Пророка Абу Бакр говорил: «Кто организовал мавлид, потратив хоть один дирхам, тот будет со мной в блаженном Раю». Да сделает Всевышний и нас из числа друзей Абу Бакра!

Второй халиф ‘ Умар отмечал: «Каждый возвеличивший мавлид, способствует оживлению религии Ислам». Да поможет Аллах оживить Его религию!

Третий праведный халиф ‘ Усман сказал: «Кто отдал один дирхам в садака для совершения мавлида, тот подобен участнику газавата при сражении в горах Бадр и Хунайн». О Аллах! Прими и возвеличь наши деяния!

Двоюродный брат Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и четвертый праведный халиф ‘ Али, которого называют бескрайним океаном знаний, говорил: «Кто возвеличит мавлид и послужит поводом его проведения, тот не покинет этот мир без веры (имана) в сердце». О Аллах! Помилуй нас в момент оставления этого мира!

Хасан аль-Басри отмечал: «Если бы у меня было золота, величиной с гору Ухуд, то я бы хотел раздать его в садака, организовав мавлид». О Аллах! Одари нас такой же волей, какой обладал Хасан аль-Басри!

Джунайд аль-Багдади говорил: «Человек, пришедший на мавлид, искренне возвеличив Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , является истинно верующим».

Ма‘руф аль-Курхи утверждал следующее: «Кто пригласил братьев по вере на мавлид, приготовив еду, тот в Судный день встанет вместе с пророками». Да поднимет Всевышний и нас в Судный день вместе с пророками!

Фахрудин ар-Рази сказал: «Нет ни одного случая, чтобы не было благодати (бараката) от еды, на которую исполнили мавлид. Если хоть малая часть из этой еды смешается с другими продуктами, то человек, отведавший их, очистится от грехов. Если кто-либо выпьет воду, на которую прочитали мавлид, то его сердце наполнится сиянием (нуром) и избавится от недугов и болезней. И баракат от денег, на которые исполнили мавлид, переходит на все деньги, с которыми они перемешались».

Имам аш-Шафи’и сказал: «Прибежищем для того, кто позвал братьев по вере в свой дом на мавлид, приготовив еду, будет Рай «Наим».

……………….

Эти высказывания взяты из книги «Ан-ни‘мат аль кубра ‘аль алям» стр 5.Шейх уль Ислама Ибн Хаджара Хайтами»

Субхана-Ллах, и все это, они приводят после цитат от тех ученых, которые считали мавлид «хорошим новшеством»!!! Как же это все выглядила бы, перед теми, кто считал мавлид отвергаемым делам и нововведением! Так почему же, те ученые которые говорили о мавлиде как о благом новшестве, не стали аргументировать этими высказываниями?! Или эти невежды знали риваятов больше чем Ибн Хаджар аль-Аскаляни , который получил прозвище «Амир аль-Му’минун филь-Хадис» — «повелитель правоверных в Хадисе»?

Вот как он начинал свою фатву:

Шейхуль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 гг.) сказал:

أصل عمل المولد بدعة لم تنقل عن أحد من السلف الصالح من القرون الثلاثة

«Основа проведения мавлида является нововведением, не практиковавшимся во времена праведных предков (саляфу-салих) в трех столетиях…». (См. «аль-Хави лиль-Фатава», глава «Благие намерения в проведении мавлида», Хафиз ас-Суюты)

Хафиз Шамсуддин ас-Сахауи (831-902 гг.) сказал о мавлиде:

لم يفعله أحد من السلف في القرون الثلاثة وإنما حدث بعد

«В первые три века Ислама никто из саляфов не совершал этого, однако он появился позже». (См. «ас-Сира аль-Халябийя», 1/83-84, Бурхануддин аль-Халяби)

Сказал также Имам Абу Шама аль-Макъдиси (599-665 гг.) в книге о бид’атах «аль-Ба’ис ‘аля Инкариль-Бида’и уаль-Хауадис»:

ومن احسن ما ابتدع في زماننا ما يفعل كل عام في اليوم الموافق لمولده صلى الله عليه وآله وسلم

«Одно из самых прекрасных, наилучших нововведений нашего времени – это то, что совершается каждый год в день рождения Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…». (См. «аль-Ба’ис ‘аля Инкариль-Бида’и уаль-Хауадис», стр. 23)

После его слов нашего времени , хочется просто попросить посмотреть годы жизни этого Имама!

Воистину, кого Аллах не наставит, того никто не наставит!

Хотя, более научным ответом им, чтоб сказать им, принести иснад тех слов, о которых мы говорим. Ведь саляфы говорили:

‘Али ибн Абу Талиб сказал: «Смотрите на тех, от кого вы берете эти знания, ибо поистине - это религия!». (аль-Хатыб в «аль-Кифая», 121)

Ибн ‘Умар говорил: «Религия твоя! Религия твоя! Поистине - она твоя плоть и кровь! Так смотри же от кого ты берешь свою религию!». (аль-Хатыб в «аль-Кифая», 122)

Суфьян ас-Саури говорил: «Иснад - это оружие верующего! И если у него не будет этого оружия, то с помощью чего он будет сражаться?!». (См. «Файдуль-Къадир», 1/433)

Также Мухаммад ибн Сирин , Даххак , Имам Малик и др. говорили: «Поистине, эти знания - религия, так смотрите же от кого вы берете свою религию». (Муслим, 1/23, ад-Дарими, 1/124, аль-Хатыб, 2/92)

Имам Ибн аль-Мубарак говорил: «Иснад из религии, и если бы не иснад, то каждый говорил бы что хотел!». (Муслим, 1/15.

Мухаммад ибн Сирин говорил: «Раньше об иснаде не спрашивали, пока не произошла смута (в исламской общине). Когда же это произошло, то стали говорить: “Назовите нам ваших передатчиков!” И они смотрели, если передатчики были из ахлю-Сунна, то принимали их хадисы, а если они были из числа приверженцев нововведений, то хадисы от них не брали!». (Муслим, 1/15)

Ученые занимают важное и великое место в Исламе, ибо они те, посредством которых Всевышний Аллах оберегает эту религию. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение преувеличивающих, добавление заблудших и толкование невежд». (аль-Байхакъи, 10/209, аль-Хатыб, 1/29)

Под «справедливыми» подразумеваются обладатели знания о хадисах и Сунне, как сказал это имам аль-Хатыб аль-Багъдади, которые охраняют и очищают религию от всяких искажений. (См. «Тафсир аль-Къуртуби», 1/26)

Важность иснада

Специалисты по основам фикха (Усуль аль-Фикх) говорят: «Для нас аргументирование Сунной зависит от санада. Тот, кто приводит довод, должен говорить: “Мне рассказал такой-то без посредника, или через посредника, что Пророк – мир ему и благословение Аллаха! – сказал, либо сделал, либо одобрил то-то”. Для сподвижников же аргументирование Сунной не ставилось в зависимость от санада, поскольку они слышали хадисы непосредственно от Пророка, – мир ему и благословение Аллаха! – и непосредственно были свидетелями его поступков. Это касается тех случаев, когда хадис не является мутаватиром. Если же хадис мутаватир, то многочисленность его передач избавляет от необходимости предоставлять сведения о его иснаде».

В введении к своему «Сахиху» Муслим сообщает, что ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак , да будет доволен им Аллах, сказал: «Иснад относится к Религии. Если бы не иснад, каждый бы говорил, что хотел».

Имам аш-Шафи’и сказал: «Кто требует хадис без иснада подобен тому, кто собирает дрова ночью. Он и не заметит, как в его вязке среди дров окажется змея».

Иснад необходим для уточнения и удостоверения передаваемого сообщения. Потребность в нём возникла после того как последователи своих страстей стали измышлять хадисы, с помощью которых они подкрепляли свои утверждения. Ибн Сирин сказал: «Раньше не спрашивали об иснаде. Когда же возникла смута, стали говорить: “Назовите нам имена своих передатчиков”, - и смотрели, если это были приверженцы Сунны, то принимали их хадис, а если это были приверженцы нововведений, то не принимали». (См. «Маусу’ату-ль-фикхийа аль-Кувейтийя»]

Неужели все эти века до Ибн Хаджара Хайтами на которого они сылаются?

Ответил Хафиз ас-Суюти имаму аль-Факихани, фатва последнего есть у нас на сайте:

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Развеивание сомнений относительно фетвы Ибн Хаджара аль-Хайтами о постройках над могилами

بسم الله الرحمن الرحيم

Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаху, а также его семье и его сподвижникам!

На на одном из сайтов радикальных приверженцев суфизма и нововведении, размещен ответ о постройки над могилами, и смысл этого ответа приписан Ибн Хаджару аль-Хайтами , да помилует его Аллах.

Мы хотели разъяснить ошибочность приписывания этого мнения в таком виде Ибн Хаджару аль-Хайтами, указать на настоящее его мнение в этом вопросе, а также в общем осветить правильное мнение в этом вопросе.

В упомянутом ответе приводятся четыре мнения, и после того как были приведены эти четыре мнения, делается упор на дозволенность и даже желательность постройки сооружений над могилами праведников и ученых, и автор ответа говорит:

“Таким образом, те, кто говорит об абсолютной дозволенности строительства, основываются на согласии мусульманских богословов с такого рода действиями по всему исламскому миру, как это упомянуто у аль-Хакима”.

Также говорит:

“Из хадиса о запрете на строительство можно также сделать вывод о нежелательности построек, если это касается могил простых людей, но не ученых и аулия. Это исключение основано на уважении ученых “

“Ввиду этих расхождений запрещено отвергать действия тех, кто практикует одно из этих мнений. Знатоки исламского права запрещают отвергать мнение, если по нем имеется разногласие. И, естественно, является поощряемым стремление придти к единому мнению”.

С позволения Аллаха, мы по пунктам разъясним ложь и ошибки, которые присутствуют в этом ответе.

Во-первых , эта фетва ни в коем случаи не принадлежит Ибн Хаджару аль-Хайтами, в противоположность тому, о чем отвечающий заставил думать читателя.

Однако мнения приведенные в этом ответе пришли в вопросе, который задавался Ибн Хаджару, более того, в вопросе эти мнения не приведены в таком виде, однако автор ответа передал их по смыслу.

Во-вторых , отвечая на этот вопрос, Ибн Хаджар решительно отверг мнения о дозволенности, или желательности постройки над могилами ученых, или простых людях.

Вот его ответ: «»“…То, что передано и считается му’тамадом, как об этом категoрически заявил ан-Науауи, да помилует его Аллах, в книге “Шарх аль-Мухаззаб” – это запрет постройки на общественных кладбищах, а если сооружение построено там, то необходимо разрушить эту (постройку), и нет разницы между могилами ученых, праведником и других (простых людей).

А что касается книги “aль-Xадим” (упоминанием там) из того, что противоречит этому мнению (о запрете постройки) – является слабым и на это не обращают внимание.

Сколько же порицали ученые постройку купола над могилой Имама Шафи’и, да будет доволен им Аллах, а также над могилами других ученых!

Достаточно того, что в их книгах явно высказывается порицание таких вещей.

А под общественными кладбищами имеется ввиду, как сказал аль-Иснави и другие, те места в которых жители города, по обычаю, хоронят своих мертвых, а что касается земель вакфа, или то, что входит в чью-то собственность, то категорически запрещается возводить там постройки, без разрешения хозяина.

Если же это положение установлено и понятно, то запрещено возводить постройки на упомянутых кладбищах.

Необходимо разрушить на них то, что было построено, даже если это будет над могилой праведника, или ученого. Возьми это за основу и не обольщайся словами тех, кто противоречит этому…». (См. «аль-Фатауа аль-Фикхийат аль-Кубра», том 3, стр. 140-141)

В-третьих , слова о том, что никто не порицал такие постройки не соответствуют действительности.

Имам ан-Науауи , знаток шафиитского мазхаба, сказал в своей книге “аль-Маджму” (5/298), что в порицании и запретности построек над могилами, у шафиитов нет разногласий, также это мазхаб Малика, Ахмада, Давуда и обсалютного большинства ученых. Более того, в эпоху саляфов правители и наместники разрушали такие постройки, сказал Имам аш-Шафи’и в своей книге “аль-Умм”:

وَقَدْ رَأَيْت مِنْ الْوُلَاةِ مَنْ يَهْدِمَ بِمَكَّةَ مَا يُبْنَى فِيهَا فَلَمْ أَرَ الْفُقَهَاءَ يَعِيبُونَ ذَلِكَ

“Я видел как некоторые правители разрушали в Мекке, то, что было возведено (над могилами) и не видел, чтоб факихи порицали это”. (1/316)

И если это было во времена имам аш-Шафи’и когда в мусульманской общине не было этого великого отклонения в чрезмерном возвеличивании могил праведников, то что тогда эти правители сделали бы сейчас?

Однако в хадисах нет такого разделения, более того, относительно пророков и праведников пришли отдельные хадисы, запрещающие строить мечети над их могилами.

Так как строительство над могилами праведников и ученых может привести к более плачевым последствиям, чем строительство над могилами простолюдинов.

Приводит Имам аль-Бухари в главе толкования аята “и сказали: «Не отрекайтесь от ваших богов: Вадда, Сувы, Йагуса, Йаука и Насра»”. («Нух», 23) привел слова Ибн ‘Аббаса :

“Это имена правдных людей из народа Нуха, когда они умерли, шайтан внушил их народу, чтоб они установили истуканов у себя на маджлисах, в которых они сидели, и назвали их по своим именам, и (этот народ) совершил это, этим истуканам не поклонялись до тех пор, пока не умерли они и знание стерлось, и им начали поклоняться”. (аль-Бухари, 4920)

Вот пример того, к чему может привести подобное возвеличивание праведников.

Передается от Аиши , что Умму Салама – да будет доволен ими Аллах – рассказала Посланику Аллаха-мир ему и благословение от Аллаха, о церкви, которую она видела в Эфиопии, и об иконах, которые были в ней. Он сказал: “Когда у них умирает праведный человек, или праведный раб Аллаха, они сооружают на его могиле храм и рисуют там эти изобрадения. Это худшие из творений Аллаха”. (аль-Бухари, 1/438, 444, и Муслим, 528)

Как мы видим, обычай постройки мовзолеев и храмов уходит своими корнями к иудеям и христианам, поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: “Проклятие Аллаха на иудеях и христианах, они взяли могилы своих пророков местами поклонения”. (аль-Бухари, 435, Муслим, 531)

Более того, сподвижники пытались устранить фитну связаную с могилами праведников, или то, что становилось местом поломничества, передает Ибн Касир в своем “Тафсире”, также в “Тарих”, Ибн Исхак, аль-Байхаки и другие, «о том, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб, когда обнаружил могилу Данияла, во времена завоевания в Ираке, приказал, чтоб ее спрятали от людей и закопали то место, в котором они нашли могилу».

Имам Ибн ‘Абдиль-Хади в своей книге “ас-Сарим аль-Макни” (129) сказал следующее:

“Из мудрости Аллаха, что Пророка (мир ему и благословение) похоронили в его же комнате, что помешало людям (открыто) видеть могилу, совершать там и’тикаф, часто посещать ее и подобное этому. Все это было для воплощения Единобожия по отношению к Аллаху, поклонению только Ему, полностью посвещая религию Аллаху. А что касается могил, которые на кладбище “аль-Бак’и”, то там нет такой защиты, поэтому если кто-то сможет сделать все это там, то ему необходимо запретить это и разрушить то, что он взял местом поклонения, если же фитна не прекращается, кроме как если сравнять это с землей, то надо сравнять, как это сделали сподвижники по приказу ‘Умара ибн аль-Хаттаба с могилой Данияла”.

Также сказал Хафиз Ибн Хаджар в “Фатх аль-Бари”, том 7, стр. 447:

“Я нашел у ибн Са’да с достоверным иснадом от Нафи’ , то что ‘Умар – да будет доволен им Аллах – до него дошло что некоторые люди приходят к дереву (у которого была совершена “присяга довольства” во время Посланника Аллаха – да благословит его Аллах и приветствует), он пригрозил им, затем приказал его срубить, и оно было срублено”.

И это сообщение, хоть и есть разногласие в его достоверности, однако как минимум это хороший шахид (свидетельствующий смыслу) тому о чем идет речь.

Все это свидетельствует о том, что строение над могилами праведников и ученых запрещено еще в более жесткой форме, и может принести более плачевные результаты, и должно быть запрещено еще и с точки зрения правила “садду-ззараи” – “закрытие причин, которые могут привести к злу”.

В-пятых , автор ответа заявил о том, что вопросы в которых есть разногласие нельзя порицать ни одну из сторон, но он не обратил внимание, что у этого правило, которые установили некоторые ученые, есть ограничения этого положения.

Сказал Имам ас-Суюти:

“Для принятия во внимание разногласия есть условия:

1. Чтобы принятие разногласия во внимание не приводило к разногласию с другим мнением.

Поэтому разделение в витре лучше, чем слитное совершение (без салама, после каждых двух ракаатов), и хиляф с Абу Ханифой не соблюдается, так как среди ученых есть те, кто посчитал слитное совершение запретным.

2. Чтоб мнение не противоречило установленной сунне, отсюда считается сунной поднятие рук в молитве, и не обращается внимание на мнение некоторых ханафитов о том, что по этой причине (поднятии урок) молитва становится недействительной.

Потому что поднятие рук установлено от Пророка (мир ему и благословение Аллаху) путем передачи около пятидести сподвижников.

3. Чтобы мнение считалось сильным, и чтоб это не было (явной) ошибкой, как например, пост в сафаре лучше, для того, кто способен сделать это и не обращают внимание на слова Давуда о недействительности такого поста”.

(См. «аль-Ашбах уа ан-Наза’ир», том 1, стр. 137)

Это разногласие не имеет ни одно из этих условий, поэтому не может быть из тех, которые необходимо брать в расчет и порицание которых считается запретным.

Так во-первых, это мнение противоречит общим шариатским текстам и нет доказательства на то, что оно является исключением из общего запрета.

“Посланник Аллаха, мир ему и благословение, запретил штукатурить могилу, а также сидеть на ней и возводить над ней построения”. (Муслим, 970)

Этот хадис общий (‘амм) и нет конкретизирующего текста (хасс), чтоб вывести этот хадис из общего положения (‘амм), более того слова Пророка, мир ему и благословение, а также деяние его сподвижников подкрепляют общий и всеобъемлющий смысл этого хадиса.

Во-вторых, это мнение противоречит целям Шариата, а в частности самой важной цели шариата – сохранение религии (хифзу-ддин). И разъяснение этого в там, что основное направление шариата – утверждение и охранение таухида. Это со стороны приказа.

Со стороны же запрета – закрытие всех дверей которые могут привести к нарушению этого направления.

И как гласит известное правило по фикху – «Средствам дается положение их целей (т.е. к чему они приводят)».

И если это так, то даже если бы у нас не было бы хадисов запрещающих эти постройки, то отталкиваясь от горькой действительности исламские ученые должны были бы запретить эти постройки, так как это стало причиной и средством для чрезмерного возвеличивания мертвых.

Что же тогда сказать, если у нас есть прямые общие и частные тексты в этом вопросе?!

И нет для их конкретизации, ни шариатского доказательства (Коран, Сунна, Иджма, Кияс), ни даже уместного смысла?

Так как постройки над могилами, а тем более над могилами праведников, может стать причиной придавания сотоварища Аллаху, как это уже случалось с прошлыми поколениями и случается с нынешними.

В-третьих, ученые ясными текстами порицали это мнение, опровергали его, и вынесли решения о необходимости разрушить постройки над могилами.

Все это указывает на то, что это мнение не входит в допустимое разногласие, в котором не разрешается порицание какого-либо из мнений.

Некоторые слова ученых на данную тему

Говорит Имам аш-Шафи’и :

وأحب أن لا يزاد في القبر تراب من غيره وليس بأن يكون فيه تراب من غيره بأس إذا إذا زيد فيه تراب من غيره ارتفع جدا ، وإنما أحب أن يشخص على وجه الأرض شبرا أو نحوه وأحب أن لا يبنى ، ولا يجصص فإن ذلك يشبه الزينة والخيلاء ، وليس الموت موضع واحد منهما ، ولم أر قبور المهاجرين والأنصار مجصصة (قال الراوي) : عن طاوس: { إن رسول الله صلى الله عليه وسلم نهى أن تبنى القبور أو تجصص } (قال الشافعي) : وقد رأيت من الولاة من يهدم بمكة ما يبنى فيها فلم أر الفقهاء يعيبون ذلك فإن كانت القبور في الأرض يملكها الموتى في حياتهم أو ورثتهم بعدهم لم يهدم شيء أن يبنى منها وإنما يهدم إن هدم ما لا يملكه أحد فهدمه لئلا يحجر على الناس موضع القبر فلا يدفن فيه أحد فيضيق ذلك بالناس

“Я считаю, что не следует добавлять к могиле песок не из нее (т. е. кроме того песка, что был вырыт, копая могилу), но, однако не беда, если он будет добавлен с условием, что [могила] не будет слишком возвышаться. Я считаю, что [могиле] следует возвышаться над землей лишь на “шибр” (пядь руки), или что-то около того. Я считаю, что не надо строить на могилах и гипсовать их, потому что это походит на украшение, а в этом не нуждается покойный. Я не видел ни одной могилы “мухаджиров” и “ансаров”, покрытой гипсом. (Приводит передатчик) от Тавуса; что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, порицал от того, чтоб строить на могилах или гипсовать их. (Сказал аш-Шафи’и) Я видел из правителей [Мекки] тех, кто разрушал в Мекке то, что стоили в ней (на могилах), и я не видел [Ученых] Факихов, которые бы выражали на это [свое] порицание. Если могилы, находятся на земле, которыми владели умершие при жизни, или владеют [этой землей] их наследники, то не разрушается построенное на них, разрушается то, что построено на той земле, которой не владеет никто. И разрушение этого [вызвано тем], чтоб не мешало людям строение на могиле, [из-за чего] будет [невозможно] хоронить других”. (См. «аль-Умм», «Китабу Джаназа»)

Говорит Имам ан-Науауи :

قال المصنف رحمه الله تعالى (ولا يزاد في التراب الذي أخرج من القبر ، فإن زادوا فلا بأس به ويشخص القبر من الأرض قدر شبر ، لما روى القاسم بن محمد قال : ” دخلت على عائشة فقلت اكشفي لي عن قبر رسول الله صلى الله عليه وسلم وصاحبيه ، فكشفت عن ثلاثة قبور لا مشرفة ولا لاطئة

«Сказал автор, да смилуется над ним Аллах: «Не следует добавлять к могиле, песок не из нее [т. е. кроме того песка, что был вырыт, копая могилу], но, однако не беда, если он будет добавлен». [Могиле] следует возвышаться над землей лишь на “шибр” (пядь руки): как приводит Къасим ибн Мухаммад сказавший: «Я зашел к ‘Аише, да будет доволен ею Аллах, и попросил ее, чтоб она показала мне могилу посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а так же его двух соратников. Она показала мне три могилы, [которые не были} ни возвышенными, ни сравненными с землей абсолютно»». (См. «аль-Маджму», 5/295)

Также Имам ан-Науауи сказал:

السادسة) قال الشافعي والأصحاب : يكره أن يجصص القبر ، وأن يكتب عليه اسم صاحبه أو غير ذلك ، وأن يبنى عليه ، وهذا لا خلاف فيه عندنا ، وبه قال مالك وأحمد وداود وجماهير العلماء ، وقال أبو حنيفة : لا يكره

«(Шестое). Сказал аш-Шафи’и и его ученики-соратники: «[«юкраху»] является не желательным гипсование могил и то, чтоб писать на них имя ее обитателя, либо что-то другое, а также, строить на них». [Продолжает ан-Науауи] И это то, в чем нет у нас [Ученых, последователей Имама аш-Шафи’и] разногласия. Это же самое сказали Имам Малик, Ахмад, Давуд (аз-Захири), и большинство Ученых. Сказал Абу Ханифа: «[не является] не желательным…»». (См. «аль-Маджму», 5/298)

Имам Джалалу-дин ас-Суюти аш-Шафи’и (ум. в 911 г.), да смилуется над ним Аллах, пишет:

أصل عبادة الأوثان

]واعلم أن من الفقهاء من اعتقد أن سبب الكراهة في الصلاة في المقبرة ليس إلا كونها مظنة النجاسة، ونجاسة الأرض مانع من الصلاة عليها، سواء كانت مقبرة أو لم تكن. وليس ذلك كل المقصود بالنهي، وإنما المقصود الأكبر بالنهي إنما هو مظنة اتخاذها أوثاناً. كما ورد عن الإمام الشافعي رضي الله عنه أنه قال: وأكره أن يعظم مخلوق حتى يجعل قبره مسجداً مخافة الفتنة عليه من بعده من الناس. وقد نص النبي (على العلة بقوله: ” اللهم لا تجعل قبري وثناً يعبد ” ويقول: ” إن من كان قبلكم كانوا يتخذون القبور مساجد، فلا تتخذوا القبور مساجد، ولا تجلسوا عليها ” الحديث المتقدم. وأخبر أن الكفار ” كانوا إذا مات فيهم الرجل الصالح بنوا على قبره مسجداً، وصوروا فيه تلك التصاوير، أولئك شر الخلق عند الله يوم القيامة ” فجمع بين التماثيل وبين القبور. وأيضاً فإن الّلات كان سبب عبادتها تعظيم قبر رجل صالح كان هناك يلت السويق بالسمن ويطعمه للحاج، فلما مات عكفوا على قبره.

«И знай, что некоторые “Факьихи” считали, что запрещение молитвы на кладбищах заключалось лишь в том, что в них находится “наджаса”, а молитва запрещена на загрязнённой земле, будь то на кладбище или нет. Но это не единственное, почему есть запрет молитвы на кладбищах. Величайшая причина запрета молитвы (намаза) на кладбищах, — это боязнь того, что это станет источником и начальной причиной, взятия могилы, идолом . Как пришло от Имама Шафи’и (да смилуется над ним Аллах) он сказал: «И я порицаю, возвеличивание любого творения, и чтоб это ещё доводило до того, что начинают делать из могилы его, место поклонения. И это, потому что я боюсь “фитны”, которая может постичь людей». (См. “аль-Умм”, 1/246)

Ведь сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), выразив причину своего порицания: «О Аллах, не делай могилу мою идолом, которому поклоняются». (Привёл Имам Малик в “Мувата”, 1/172, и Имам Ахмад, хадис хороший)

И сказал он (да благословит его Аллах и приветствует) так же: «Поистине те, кто были до вас, брали могилы, местами поклонения, не берите могилы местами поклонения!». (Имам Муслим)

И оповестил нас Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), что когда умирал праведный человек у неверных (тех, кто был до нас), они строили на его могиле мечеть, и рисовали его изображение. И сказал Посланник Аллаха, что они наихудшие из творений перед Аллахом в Судный день. (Приводит Имам аль-Бухари)

И обобщил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), идолов и могилы в одно. Известно также, что причиной поклонения [идолу] аль-Лату, было возвеличивание праведника [по имени аль-Лат], который замешивал кашу и кормил ею паломников [к дому Аллаха], когда же он умер, [люди] стали простаивать на его могиле»».

(Имам ас-Суюти в книге «Амру биль-иттиба, уа нахью аниль-Ибтида», на стр. 136-137. Издательство «Дар ибн Аффан», Каир 2001 г.)

Имам Ибн Дакик аль-‘Ид , да смилуется над ним Аллах:

الْحَدِيثُ الْحَادِيَ عَشَرَ : عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَ : { لَمَّا اشْتَكَى النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ ذَكَرَ بَعْضُ نِسَائِهِ كَنِيسَةً رَأَيْنَهَا بِأَرْضِ الْحَبَشَةِ ، يُقَالُ لَهَا : مَارِيَةُ – وَكَانَتْ أُمُّ سَلَمَةَ وَأُمُّ حَبِيبَةَ أَتَتَا أَرْضَ الْحَبَشَةِ – فَذَكَرَتَا مِنْ حُسْنِهَا وَتَصَاوِيرَ فِيهَا ، فَرَفَعَ رَأْسَهُ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَقَالَ : أُولَئِكَ إذَا مَاتَ فِيهِمْ الرَّجُلُ الصَّالِحُ بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِدًا ، ثُمَّ صَوَّرُوا فِيهِ تِلْكَ الصُّوَرَ أُولَئِكَ شِرَارُ الْخَلْقِ عِنْدَ اللَّهِ . }

وَقَوْلُهُ عَلَيْهِ السَّلَامُ { بَنَوْا عَلَى قَبْرِهِ مَسْجِدًا } إشَارَةٌ إلَى الْمَنْعِ مِنْ ذَلِكَ . وَقَدْ صَرَّحَ بِهِ الْحَدِيثُ الْآخَرُ { لَعَنَ اللَّهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِدَ }

{ اللَّهُمَّ لَا تَجْعَلْ قَبْرِي وَثَنًا يُعْبَدُ } .

الْحَدِيثُ الثَّانِي عَشَرَ : عَنْ عَائِشَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهَا قَالَتْ : { قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي مَرَضِهِ الَّذِي لَمْ يَقُمْ مِنْهُ لَعَنَ اللَّهُ الْيَهُودَ وَالنَّصَارَى اتَّخَذُوا قُبُورَ أَنْبِيَائِهِمْ مَسَاجِدَ . قَالَتْ : وَلَوْلَا ذَلِكَ أُبْرِزَ قَبْرُهُ غَيْرَ أَنَّهُ خُشِيَ أَنْ يُتَّخَذَ مَسْجِدًا } .

هَذَا الْحَدِيثُ: يَدُلُّ عَلَى امْتِنَاعِ اتِّخَاذِ قَبْرِ الرَّسُولِ مَسْجِدًا وَمِنْهُ يُفْهَمُ امْتِنَاعُ الصَّلَاةِ عَلَى قَبْرِهِ . وَمِنْ الْفُقَهَاءِ مَنْ اسْتَدَلَّ بِعَدَمِ صَلَاةِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى قَبْرِهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ لِعَدَمِ الصَّلَاةِ عَلَى الْقَبْرِ جُمْلَةً . وَأُجِيبُوا عَنْ ذَلِكَ بِأَنَّ قَبْرَ الرَّسُولِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ مَخْصُوصٌ عَنْ هَذَا بِمَا فُهِمَ مِنْ هَذَا الْحَدِيثِ مِنْ النَّهْيِ عَنْ اتِّخَاذِ قَبْرِهِ مَسْجِدًا . وَبَعْضُ النَّاسِ : أَجَازَ الصَّلَاةَ عَلَى قَبْرِ الرَّسُولِ ، كَجَوَازِهَا عَلَى قَبْرِ غَيْرِهِ عِنْدَهُ . وَهُوَ ضَعِيفٌ لِتَطَابُقِ الْمُسْلِمِينَ عَلَى خِلَافِهِ ، وَلِإِشْعَارِ الْحَدِيثِ بِالْمَنْعِ مِنْهُ ، وَاَللَّهُ أَعْلَمُ

Передается от ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Когда уже сильно заболел Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), некоторые из его жен, (это Умму Салама и Умму Хабиба) упомянули при нем о церкви, которую они видели в Хабаше [Эфиопии] под названием – “Мария”, они рассказали о ее красоте и изображениях в ней; и тут Пророк поднял свою голову и сказал: “Это те, у которых если умер праведник, они строят на его могиле “мечеть” (место поклонения), затем изображают в ней эти изображения, — они являются наихудшими творениями у Аллаха!”». (Передает Имам Бухари и Муслим)

Сказал Ибн Дакик аль-‘Ид аш-Шафи’и , да смилуется над ним Аллах, в комментариях к этому хадису в своей книге “Ихкам аль-Ахкам фи шархи ‘умдатуль-Ахкам” (стр. 200):

“… А слово его (да благословит его Аллах и приветствует): «они строят на его могиле мечеть (место поклонения)» , указание на запрет этого. И ясно об этом указано в хадисе: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения. О Аллах не делай мою могилу местом празднеств (регулярного посещения)».

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения».

(‘Аиша также) сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной, однако я боюсь, что и её могут сделать местом поклонения». (Передает Имам Бухари и Муслим)».

Ибн Дакик аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) комментирует: “Этот хадис указывает на запрет брать могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мечетью, и из него понимается запрет молитвы на его могиле”. (Ибн Дакик аль-‘Ид аль-Малики аш-Шафи’и в “Ихкам аль-Ахкам фи шархи ‘умдатуль-Ахкам”)

Сказал Имам аш-Шафи’и :

“Я не порицаю посещение могил, но однако не надо при “зиярате” говорить неприличные слова или “дуа”, призывая погибель и скорейшую смерть [на себя]. А если ты делаешь “зиярат”, то проси прощение для покойного, смягчай своё сердце, вспомни “Ахират”, – эти дела из того, что я не порицаю”. (См. «аль-Умм», 1/278)

Ибн Хаджар аль-Хайтами , комментируя слова Имама ан-Науауи из «Минхадж ат-Талибин»: “Если была возведена постройка на общем кладбище, то она сносится” , сказал:

هدم) وجوبا لحرمته كما في المجموع لما فيه من التضييق مع أن البناء يتأبد بعد انمحاق الميت فيحرم الناس تلك البقعة وقد أفتى جمع بهدم كل ما بقرافة مصر من الأبنية حتى قبة إمامنا الشافعي رضي الله عنه التي بناها بغض الملوك وينبغي أن لكل أحد هدم ذلك ما لم يخش منه مفسدة فيتعين الرفع للإمام أخذا من كلام ابن الرفعة

“(Снести) обязательно, потому постройка является харамом (запрещена), как это пришло в книге «Маджму» (Имама ан-Науауи) поскольку она усложняет людям, оставаясь навечно после разложения мертвого. Люди лишаются этого куска земли. Вынесена фетва группой [ученых] что надо снести те строения, что на [кладбище] Карафа в Египте и даже мавзолей нашего имама аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах, который построили некоторые цари. Получается, что любой должен сносить эти строения, если только он не боится вреда. И становится необходимым обратиться к имаму (чтобы он снес эти строения) опираясь на слова Ибн Риф’а”. (Ибн Хаджар Хайтами в “Тухфату мухтадж фи шарх аль-Минхадж”)