Свято троицкий болдинский мужской монастырь. Болдин монастырь. Святой преподобный Герасим Болдинский

СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ГЕРАСИМО-БОЛДИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков "бабьего лета". Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски "болды", теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его - гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб - столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, - так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие - невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь - попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. "Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, - думал он, - сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?" С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть "кожешвецем" - обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, - только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять - придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: "Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится". Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, - без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику - родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего - как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы... Спать-то когда? - спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо - размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников - Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились - монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. "Все в монастыре должно быть общее - учил он. - В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе - игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять". Необычное в обителях своих преподобный управление установил - в помощь игумену - собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, "в случае чего" и самого игумена поправить, тоже ведь человек - всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов - более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, - причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка - и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии - много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее - кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было - даже собор Троицкий не отобрали, там те "дворники" и "смотрители" и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые - вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, - верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть... Но главное, конечно, не в этом, главное - в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело - судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние - богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора - он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, - от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься - а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: "вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?" Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись - все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое - это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.
Фото: http://www.keytown.com/users/eparh/hram/bold.htm
Фото: сайт Смоленско-Калининградской епархии

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить "освидетельствование" почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с "религиозным опиумом". Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения "мощей" ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны - в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую - Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они - мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: "весело, мол, было, когда клуб в соборе был".


Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует - бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.

25 / 04 / 2002
Источник

Золотошвейная мастерская осени-кружевницы хорошела под яркими лучами последних деньков "бабьего лета". Чуть заметный ветерок с легким шорохом отделял точеные листья один от другого, показывал солнцу, как мастер проверяет на свет свою работу, а то щедро поливало их золотой краской. И небо в искрящейся синеве своей сквозь эти краски, резьбу и формы кружило голову.

С востока монастырь окружает роща; в стародавние времена были в ней могучие, древние дубы, по-славянски "болды", теперь же они поразбавились, и ныне уже другая поросль по-детски теснится к монастырю. Оттого в пурпуре и золоте кленовой, березовой и дубовой листвы обитель сияет как в драгоценном окладе. Небольшое озерцо с камышовыми берегами точь-в-точь отражает белоснежные стены, а насельники его - гусиные семейства плавают прямо через храмы и башни. По берегу пасутся пугливые пушисто-палевые овцы, да задумчивая корова с рыжими пятнами. И в этом золоте, подаренном миру, себя тоже чувствуешь необделенным, и на душе оттого беззаботно.

Почти пятьсот лет назад прозвонили над той дубравой невидимые колокола. Разнес этот звон ветер, и лишь один монах, проходивший мимо, услышал его. Привлекло это необычное знамение странника. Взобрался он на горку, осмотрелся, да и решил здесь остаться. Нашел дуб - столь древний и великий, что в дупле его свободно мог разместиться человек, в нем он и поселился, просто, - так немного ему было надо.

Два года жил он до того в лесной чаще. Не один, были у него и соседи, и не только птицы да звери дикие - невдалеке торговая дорога вилась средь лесов, а кто деньги возил через эту глушь - попадал под разбойничий набег; эти-то лихие люди и были самыми неспокойными соседями. Много раз пытались они его прогнать, бивали даже, а он все терпел и молился. "Для чего я, грешный, из Переславля, от старца Даниила ушел, - думал он, - сам ведь просил безмолвия и уединения. Неужто столь малых скорбей не потерплю, а они что же, окаянные, будут души христианские губить?" С этим и жил.

С детства, с 13 лет постриг его старец в монахи и нарек Герасимом. Определил ему и послушание, быть "кожешвецем" - обувь для братии да для нищих божедомцев шить. И со временем за богомудрый нрав снискал себе молодой монах уважение не только в обители Переславской, но и в самом первопрестольном граде. Из-за этого-то, после двадцати лет послушания, благословился Герасим на отшельничество, да и ушел в леса. Не любил славы человеческой.

Но и на Болдиной горе спокойнее жить ему не стало. Узнали о Герасиме местные жители, что жили под горой. Дики они были нравом, что те же лесные грабители; в вере православной не вразумленные, - только ведь Смоленское княжество от Литвы отошло: вот и обеспокоились крестьяне, безо всякой причины, за владения свои. Стали они инока прогонять - придут деревенские мужики и начнут палками бить, да насмехаться. А однажды связали по рукам и ногам и поволокли к озеру топить, чуть не бросили уже, но один сказал: "Коль убьем его, самим отвечать придется, лучше отведем его к наместнику Дорогобужскому, и подарочек притом не забудем, все и уладится". Так и сделали. Наместник избитого Герасима обругал и в тюрьму посадил, как бродягу, вот и стал он улицы подметать, да работу всякую черную исполнять, - без укоров, и с молитвою. За этим-то делом и застал его как-то раз один боярин, что к наместнику от царя прибыл. Узнал он Герасима, виделись они, когда тот со старцем к царю приходил, старец-то его, Даниил Переславский, царским духовником был. Поклонился Герасиму боярин в пояс и благословение у него взял, а тот как с метлой был, так и благословил. Наместник тут испугался, выпустил тотчас своего заключенного, покаялся перед ним, грамоты охранные дал, да еще пожертвование упросил взять. С того времени стали Герасима уважать и к дубу его приходить за советом и благословением. Находились и такие, кто, услышав об отшельнике, придя к нему, да побеседовав о спасении души, оставались, разделяя с ним труды монашеские.

Всех гостей преподобный с радостью принимал, церковку построил, чтоб помолиться где было о нуждах людских, а потом и в Москву направился просить позволение на основание новой обители. Шел он пешочком четыреста верст по Смоленской дороге, иначе ведь как пешком преподобный во всю свою жизнь никак и не передвигался. Дошел в столицу к празднику - родился у государя долгожданный наследник Иоанн Васильевич. А на крещении младенца встретил Герасим своего старца в числе восприемников. Побеседовали, кто как спасается, молитв друг у друга испросили, и разошлись восвояси.

После всеобщей радости государь Герасима ласково принял, побеседовал, царской грамотой наделил, да еще щедро подарками пожаловал новую обитель. На царские деньги и воздвигли храм да братские кельи. Строила их вся новая братия во главе с игуменом Герасимом. Но и став игуменом, сохранил преподобный строгость жития своего - как и прежде, ел одну лишь воду с хлебом, да со всеми на равных трудился: рожь молол, хлебы пек, дрова рубил, за больными ходил, да еще же службы... Спать-то когда? - спрашивали любопытные. А этого за ним и не замечали, если и дремал он, то только не лежа.

Кроме Болдина монастыря, построил преподобный еще три обители, и все разбойники на его пути встречались. Однажды пришел он в самый разбойничий притон на окраине Вязьмы. Много вяземцы от душегубов этих натерпелись, потому ограждали они дома свои высоким тыном, а ночами не спали, все ходили в дозор. Богатый боярин разбойникам потакал, и не было на них никакой управы. Вот преподобный Герасим ею и стал. Не смущаясь, приходил он на бандитские сборища и увещевал их исправиться. Вначале его, конечно, били, грозили, гнали, потом прислушиваться стали, а дальше случилось чудо - размягчились под святым словом очерствевшие сердца, и трое страшных разбойников - Добрыня, Лютый и Опта покаялись, да от жития демонского к житию равноангельскому обратились - монахами стали. Так возник Иоанно-Предтеченский монастырь у Вязьмы, прямо на месте притона. А еще была Введенская пустынь на реке Жиздре, что по просьбе местных преподобный основал, и Рождественский монастырь под Дорогобужем. И везде самолично трудился он над постройками, собирал братию, а потом из учеников своих ставил игумена. "Все в монастыре должно быть общее - учил он. - В келье ничего, кроме одежды, держать не надобно, да и та должна быть проста, из сукна. Хмельного пития в обители тоже иметь не следует, даже для гостей. Кормить всех лучше вместе - игумена, братию и гостей, да пищей одинаковой. Из обители никого не выгонять, даже за прегрешения, их надо помогать исправлять". Необычное в обителях своих преподобный управление установил - в помощь игумену - собор 12 старцев, самых мудрых, чтобы, "в случае чего" и самого игумена поправить, тоже ведь человек - всякое бывает. Впрочем, было Герасиму на кого обители свои оставить, ярких светильников веры воспитал он: Аркадий затворник и Антоний, первый епископ Вологодский, как святые церковью прославлены, а другие ученики сами монастыри основывали, учителю своему подражая. Преставился преподобный отец наш Герасим 1 (14) мая 1554 года, когда было ему от рождения лет 66, иноческого же жития да подвигов - более полувека.

И по небесным молитвам старца, обитель продолжала расцветать. Немного спустя построены были Троицкий и Введенский храмы, колокольня, - причем каждое сооружение архитектурным шедевром было. Славились монахи Болдинского монастыря и высотой духовной жизни, и ученостью своей. От Болдина начинался путь свт. Феоктиста Тверского, прп. Рахили Бородинской, и иных, менее известных подвижников. Простой же люд в великом множестве с немощами своими приходил к святому Герасиму, и вскорости всяк молящийся получал утешение в бедах и исцеление от болезней. А по праздникам престольным у монастырских стен разворачивалась ярмарка - и от такой близости к святыне гулянья народные шли чинно, без обмана и излишеств.

Но недолго братия пребывала в спокойствии - много скорбей суждено было претерпеть обители Болдинской. В 1611 году, во время польского ига, попал монастырь в иезуитские руки, и только лишь через пятьдесят лет смогли вернуть его православные. Два века спустя, в 1811, разорила и осквернила монастырь проходящая армия Наполеона, французы превратили его в тюрьму для русских пленных. По прошествии еще ста лет, в 1922 году, по приказу Советской власти монастырь был закрыт и превращен в антирелигиозный музей. Монахов, кто был помоложе, разогнали, а братия постарше устроилась работать в музее - кто смотрителями, кто дворниками, жили же они в деревне. Поначалу еще терпимо было - даже собор Троицкий не отобрали, там те "дворники" и "смотрители" и служили Богу. Только в 1929 году дозналась красная власть, что директор музейный что-то мало атеистическую пропаганду ведет, монахов пригрел, мракобесие разводит, вот и сослали его в лагеря с остатками братии и игуменом Пафнутием.

А потом война грянула, шли здесь бои лютые - вся земля смоленская огнем была повыжжена, кровью да слезами полита. И много фашистам партизаны местные докучали, а штаб партизанский и склады размещались как раз в Болдинском монастыре. В отместку за это немцы, отходя в 1943 году, взорвали монастырь. И осталась от великой и славной обители только огромная груда камней XVI века.


Фото из книги "Русские монастыри"

На нее-то и пришел в 1989 году отец Антоний. Едва только построил он храм Князя Владимира в районном центре Сафоново, что в пятидесяти верстах от Болдина, как направили его сюда. Была здесь лишь одна колокольня, восстановленная в 1960-х годах реставраторами за красоту и древность. Первым делом отремонтировал отец Антоний маленький храмик Тихвинской иконы Божией Матери, что лучше всех сохранился, да под богослужения его приспособил, - верил он, что возрождение монастыря начинаться должно с возрождения молитвы. Так оно и получилось.

Собрались вскоре помощники, стали разбирать развалины, да строить заново, не глядели, что по мирским меркам дело представлялось безнадежным. И вот, в декабре 1997 года, посреди крепких, русских морозов, торжественно освятили вновь отстроенный огромный Введенский храм, двухэтажный. Восстанавливали все по чертежам Барановского, он этот храм еще целым видел, и по монастырю Болдину свой дипломный проект защищал. Так и соорудили точную копию XVI века, а двумя годами позже удалось и расписать его. Потом корпус настоятельский восстановили, кельи, где и живут теперь.

Ныне в обители уже 15 монахов, да столько же трудников. Помимо новых построек, хозяйства, да разбора завалов их же трудами посажен яблоневый сад, коим всегда славился монастырь, переиздано житие прп. Герасима, проводятся регулярные крещения и наставления в вере христианской местного населения, сего ради в монастырь едут со всей округи, даже где свои церкви есть... Но главное, конечно, не в этом, главное - в возрождении духовного делания, для которого в наш век всеобщего обмирщения потребно много больше усилий, чем в древности.

Не мирян это дело - судить о высоте равноангельного чина. То лишь духовно опытным людям ведомо. Но вот что можно сказать: удивительно теплые воспоминания остаются о тех из братии Болдина монастыря, с кем нам посчастливилось общаться. И о строгом отце Евмении, что не хотел помогать нам без благословения настоятеля, и о скромном послушнике Дионисие, это благословение для нас получившем, и об интеллигентном отце Зосиме, подробно беседовавшем с нами о древней и новой истории монастыря, и о сосредоточенном брате Сергие, подвезшем нас на обратном пути, и, конечно же, о самом отце Антоние - богатыре с огромной, с проседью бородой, и добрыми, внимательными глазами. От них всех веяло святой, бесхитростной и богомудрой простотой, непричастной к страстям грешного мира.

Мы стоим с отцом Зосимой под глубоким синим небом, между поднявшимся из праха Введенским храмом и огромными руинами Троицкого собора - он последний в очереди на восстановление. Льется из уст монашеских сказ о делах древних, о преподобном Герасиме, ветер теребит тонкую бородку, в очках яркое осеннее солнышко отражается. Улыбается отец Зосима и каждое слово исполнено любовью к монастырю, к каждому камушку, к каждому известному и безвестному его насельнику, к каждому, большому и малому событию.

Невольно глянешь, заслушавшись, - от монастырских стен, вдаль за речку Болдинку, лесок желтеет, жмутся друг к дружке избушки деревенских, поля просторные, земелька распаханная небу синему улыбается, а по нему облака плывут. Заглядишься - а то не облака вовсе, а дымы из труб химзавода, что из-за горизонта грязными кирпичными пальцами вверх тычут. Тревожное соседство, дымы разноцветные прямо на монастырские поля веют. Спрашиваем мы у батюшки: "вредно, должно быть, от такого дела и растениям, и животине монастырской, и самим братиям?" Нет, отвечает со скромной улыбкой отец Зосима, приезжали специально ученые, делали замеры и удивлялись - все показатели в норме.

И не только так оберегает Господь монастырь. Явлено новой братии за труды их два больших знамения, укрепляющих в подвигах и напоминающих о небесном заступничестве славного основателя монастыря.

Первое - это древний антиминс игумена Пафнутия, чудесным образом сохранившийся в годы безбожной власти и, по возрождении, снова оказавшийся в монастыре. Так знаменовано было духовное преемство между воспитанниками преподобного Герасима и новой братией.

О втором же знамении рассказ особый. Святые мощи старца Герасима более четырехсот лет под спудом почивали, как раз под каменным Троицким храмом. Многие тысячи паломников посещали то место с молитвами и поклонами. При закрытии же монастыря было решено большевиками устроить "освидетельствование" почитаемых мощей, т.е. осквернение, в порядке борьбы с "религиозным опиумом". Начали копать они под Троицким храмом. Прокопав метр, наткнулись на гробик. Дальше копать заленились, а то, что нашли, и объявили останками прп. Герасима Болдинского и перезахоронили их в другом месте. Однако верующие не поверили им, и место нового погребения "мощей" ими не почиталось. Уже в наше время это подтвердилось с научной стороны - в 1998 году экспертиза установила, что найденные коммунистами останки принадлежат пятилетнему ребенку.

В то время о. Антоний с братией вел расчистку руин взорванного храма Св. Троицы. Расчистив предел до уровня пола, было решено, с молитвенным дерзновением, продолжить копать. В этом году к делу подключились и археологи. Сантиметр за сантиметром проходили века, эпохи, история монастыря раскрывалась пред глазами, но все, с замиранием, ждали встречи с самим основателем.

И вот, на глубине более 3 метров от уровня пола начала ХХ века открылись всечестные останки преподобного Герасима Болдинского. Покоились они в большой выдолбленной колоде (в древности гробы такие были), а на ногах преподобного сохранилась кожаная обувка, самим же им и вытачанная. Был же Герасим кожешвец! Без малого полтысячелетья обувь его пережила в целости!

Случилось это великое и радостное событие 17 июля, а три дня спустя было дано официальное заключение по поводу принадлежности найденных останков преподобному Герасиму. Потому и митрополит Смоленский благословил 20 июля считать датой обретения его всечестных мощей.

Поместили мощи в возрожденном Введенском храме, под иконой, единственной сохранившейся от древнего монастыря. На иконе старец Герасим с Николаем Чудотворцем держат икону Казанской Заступницы нашей за Землю русскую - Богородицы. И в иконе этой ответы на все возможные прошения наша: и за Отечество, и за здравие ближних, и за путешествующих, и на защиту от разбойников и для самих разбойников помилование.

Внешне вроде все тоже в монастыре, а говорят, изменилось в невидимом что-то. Ни спокойнее, ни легче не зажили, но и не в этом радость. Царствие Божие ближе стало. Вот они - мощи, нетленные, благоухающие тому подтверждение. Было уже и исцеление от новообретенной святыни, паломницы одной, из Дорогобужа.

Ехали мы обратно через деревню. Измельчало Болдино, захирело, умирает оно, как и вся древняя крестьянская Русь. От двухсот дворов, что в царское время здесь стояли, ныне едва домов двадцать наберется, да и в тех старушки лишь век свой доживают, а в храм никто не зайдет, будто нет ничего рядом, если и вспомнят, то только молодость свою комсомольскую: "весело, мол, было, когда клуб в соборе был".

Проносятся за окном болдинские просторы, стены белые позади, позади уж и деревня, все ближе заводские трубы, но мысли все еще там, в храме, а душа даже не просто радуется, а ликует - бывает же и в наши дни такое чудо, чтобы прямо на глазах из грязи да груды строительного мусора вырос огромный красавец-монастырь, словно видимый залог того, что и души наши, осуетившиеся грехами могут по милости Божией также преобразиться.


Ссылки

Расположен в лесистой местности вблизи от старой Смоленской дороги, на берегу искусственного озера, устроенного в пойме речки Болдинка. Основан в 1530 г. Герасимом - иноком Горицкого монастыря в Переславле-Залесском. Первой постройкой здесь была деревянная Троицкая церковь с Сергиевским приделом, освященная в 1530 г. В 1580-90-е гг. созданы главные каменные сооружения монастыря. Доминантой нового ансамбля стал Троицкий собор в центре вытянутой прямоугольной территории. К юго-западу от него расположилась трапезная палата с церковью Введения. Колокольню возвели посредине площадки, ограниченной с востока собором, а с юга - трапезной палатой. В приходо-расходных книгах монастыря за 1592 г. несколько раз упоминается имя церковного мастера Терентия. Был связан с монастырем и знаменитый "государев мастер" Федор Конь - строитель Смоленской крепости. В 1594 и 1606 гг. он и его пасынок делали крупные денежные вклады в монастырь. Вследствие польско-шведской интервенции монастырь с 1611 по 1655 г. занимали иезуиты. В 1656 г. он снова стал православным, однако крупные строительные работы в нем уже не велись. В 1770-е гг. построена кирпичная ограда монастыря взамен существовавшей ранее деревянной. В нач. 19 в. монастырь был разграблен частями наполеоновской армии, превратившими его помещения в тюрьму для русских солдат, а Троицкий собор - в конюшню.

На рубеже 19-20 вв. на месте кельи преподобного Герасима возведена небольшая кирпичная церковь («часовня"). Тогда же были переделаны Святые ворота ограды и сооружены небольшие жилые и хозяйственные постройки, в том числе дом настоятеля и просфорная. В начале 20 в. архит. П.Д. Барановский (1892-1984) тщательно исследовал сооружения монастыря и на основании археологических обмеров составил проекты реставрации. В 1920-е гг. под его руководством были конструктивно укреплены трапезная палата и шатровая церковь Введения, восстановлены декоративные элементы их фасадов - кокошники у основания шатра и карнизы. На территории монастыря устроили музей. Его закрыли - одновременно с местной общиной верующих - уже в 1929 г. В годы Великой Отечественной войны в монастыре располагались штаб советских войск и ремонтные оружейные мастерские. Фашистские захватчики при отступлении в марте 1943 г. взорвали основные сооружения монастыря: Троицкий собор, трапезную палату с церковью Введения и колокольню. Это древнейший на Смоленщине монастырский ансамбль, фрагментарно сохранивший оригинальные произведения зодчества 16-17 вв. В 1964 г. под руководством П.Д. Барановского были начаты реставрационные работы. С 1969 г. они ведутся под руководством A.M. Пономарёва. После передачи ансамбля Русской православной церкви (1990) здесь возведены новые сооружения с внеисторическим обликом, искажен силуэт церкви Введения, а от собора по-прежнему остаются руины (данные на 1997 год).

Трапезная. Двухэтажное здание с пристроенными к восточной стороне церковью Введения и Келарской палатой, сходное с трапезными палатами Пафнутьево-Боровского монастыря и Успенского монастыря в Старице. Первый этаж восстановлен в 1975 г.; второй и северное крыльцо - в 1997 г. Кирпичные стены покрыты известковой обмазкой. Между этажами проходил профилированный поясок. Окна первого этажа на западной стене обрамлены прямоугольными наличниками. Введенская церковь завершилась монументальным кирпичным шатром над небольшим восьмериком. В основании шатра прошел пояс кокошников (по два на грань). Нынешний деревянный шатер на целых шесть метров ниже первоначального и едва виден за кокошниками. Завершает его высокая шлемовидная главка. Реставраторы надеются, что с появлением необходимого финансирования исторический облик шатра будет восстановлен. Внутри помещения первого этажа трапезной были заняты под склад, кухню и другие хозяйственные нужды. Основное помещение второго этажа - квадратная одностолпная палата. Проемы в ее восточной стене ведут в церковь Введения и Келарскую палату. В интерьерах были изразцовые печи.

Ограда. В виде кирпичной стены охватывает всю территорию монастыря. Утраченные прясла, завершение стен и четыре угловые башни восстановлены в 1993 г. Стены с внешней стороны расчленены лопатками на прясла, в которые вписаны неглубокие фигурные ниши. В северной стене ограды находятся Святые ворота, перестроенные в нач. 20 в. в русском стиле. Арочные ворота и калитки на других сторонах ограды (местами переложенные) намного проще.

Просфорная. Небольшое прямоугольное одноэтажное кирпичное здание у северной стены монастыря. В южной и восточной стенах прорезаны по два оконных проема с лучковыми перемычками. Основная плоскость фасадов оформлена в виде неглубокой прямоугольной ниши. С западной стороны примыкал деревянный прируб, замененный в 1990 г. кирпичной пристройкой.

Дом настоятеля . Деревянное одноэтажное здание у восточной стены монастыря. Прямоугольный сруб был обшит тесом. В четырехскатной кровле с западной стороны (по главному фасаду) было устроено большое слуховое окно. Шесть окон западного фасада были украшены наличниками с накладной резьбой. Здание сгорело в 1984 г., и в 1993 г. на старом фундаменте возвели нынешнюю постройку в прежних объемах. При строительных работах 1991-97 гг. под братские кельи был приспособлен бывший дом казначея (к востоку от трапезной палаты) и появились два новых келейных корпуса - в северо-восточной и в западной частях монастырской территории.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г.



Болдин Свято-Троицкий монастырь, 3 класса, в 15 верстах от города Дорогобужа, при реке Болдинке. Основан в 1528 году подвижником Герасимом Болдинским, который скончался 1 мая 1554 года и покоится здесь. С 1611 года по 1655 год монастырь находился во власти иезуитов; возобновлен в 1656 году. В монастыре находится чудотворная Казанская икона Божией Матери.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»



Болдинский монастырь - наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Располагается примерно в 15 километрах на восток от города Дорогобужа. Недалеко от монастыря проходит старая Смоленская дорога. Болдинский монастырь был основан преподобным Герасимом в 1530 году. Герасим ставил своей подвижнеческой целью содание православных монастырей на землях, перешедших от Литовского княжества к Московскому государству. Спустя некоторое время Болдинский Свято-Троицкий монастырь превратился в очень влиятельный и богатый православный монастырь Смоленщины. Богатство Болдинского монастыря росло и пополнялось за счет крупных пожертвований бояр, пожалования государем земель, собственной достаточно активной экономической деятельности.

Свой расцвет монастырь получил в конце XVI - начале XVII веков. В это время во владении монастыря находились боле сотни российских деревень и сел, несколько мельниц, бортные и охотничьи угодья, скотные дворы, рыбные ловли, в таких городах как Дорогобуж, Вязьма, Москва, Смоленск у него имелись свои монастырские подворью и тоговые лавки. В самом конце XVI века в Болдинском Свято-Троицком монастыре было развернуто крупное каменное строительство. Возводились пятикупольный Троицкий собор, трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы, колокольня.

Большой "удар" по Болдинскому монастырю нанесло Смутное время, попавшее на начало XVII века, и нашествие поляков. С 1617 по 1654 годы Дорогобужскиие земли находились под управлением Польского королевства, а в нем государственной религией являлось католичество. Монахи монастыря во время Смуты большей частью покинули его, а затем земли и сам монастырь был передан Смоленскому иезуитскому коллегиуму (учебное заведение католической церкви).

После 1654 года, когда Москва вновь отвоевала у поляков Дорогобужскую землю, монастырь был восстановлен, однако владения его заметно были сокращены, и составляли ко второй половине XVII века около двух десятков деревень. 1764 год ознаменовался тем, что императрица Екатерина II отобрала у монастырей их земли, которые впоследствии были розданы дворянам. Это стало причиной упадка монастырей, очень большое количество которых из-за бедности становились недействующими. В это время выжить Болдинский монастырь смог благодаря благотворительным взносам прихожан, одним из крупных пожертвователей был князь Андрей Долгоруков.

Монастырь испытывает свой расцвет в 70-80 годы XIX века. Настоятелем был назначен иеромонах, а затем архимандрит Андрей (Васильев). В его управление, в течение 24 лет, были восстановлены и отремотированы все храмы и здания монастыря, построены новые Святые ворота, кельи, постройки для хозяйственных нужд, гостиница, настоятельский дом, мельница на озере, просфорная, посажен огромный сад. На месте, где когда-то была келья преподобного Герасима (основателя), примерно в 50 м от монастыря, была отстроена каменная часовня. На основе древних списков архимандрит Андрей написал и издал "Житие преподобного Герасима".

В начале XX века (1919-1927) под руководством П.Д. Барановского в Болдинском монастыре ведутся восстановительные работы, создается историко-художественный музей. В это же время в Болдино перевозится деревянный храм из села Усвятье. В конце 1929 года советская власть своим распоряжением закрывает Болдинский монастырь. В дальнейшем Троицкий собор отводиться под зернохранилище, в часовне устанавливается сепаратор для переработки молока, трапезный Введенский храм переоборудуется под колхозный сырзавод.

Во время Великой Отечественной войны монастырь выполнял роль одной из баз партизан, тут же размещены были ремонтные мастерские. Отступая с Дорогобужских земель, немецкие войска заминировали и подорвали все каменные постройки монастыря. Послевоенные годы привели руины монастыря в полное запустение. Кирпич от разрушенных построек местные жители постепенно использовали на свои нужды. Лишь в 1964 году, руководствуясь сохранившимися фотографиями и обмерами, под руководством П.Д. Барановского вновь начинаются реставрационно-восстановительные работы. Теперь ими руководит ученик Петра Дмитриевича - А.М. Пономарев.

С 1991 года Болдинский Свято-Троицкий монастырь передан Православной церкви. На территории монастыря восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, Троицкий собор, трапезная палата с Введенской церковью, колокольня, деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, деревянная часовня на монастырском кладбище, каменный казначейский корпус на подклете. Каменная часовня при восстановлении была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. На земле монастыря восстановлена семейная могила Вистицких. Здесь упокоились Степан (Стефан) Вистицкий, он являлся автором одного из первых учебников по тактике, его сыновья: Михаил Степанович, генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером всей российской армии, Степан Степанович, генерал-майор, в конце 1812 года возглавлял Смоленское ополчение, освобождавщее смоленские земли.

В городе Дорогобуже Болдинский монастырь имеет свое подворье, где возведен небольшой деревянный храм, ведет работу по открытию Дмитровского женского монастыря в Дорогобуже.

По материалам сайта http://www.dorogobug.ru/index.php/articles/193-boldinskiy-monastir



Святой Герасим Болдинский, основатель монастыря, поселился неподалеку от этих мест в 1528 г. К Герасиму стали стекаться ученики; в 1530 г. он срубил деревянную Сергиевскую (впоследствии Троицкую) церковь, храм Богородицы, поставил кельи. Так возник Болдинский монастырь со строгим уставом. Монастырь быстро рос: уже при Герасиме в братии было 127 человек. Основатель монастыря, успев вдохнуть жизнь еще в 3 обители, умер Е 1554 г. (66 лет) и был похоронен в созданной им Сергиевской церкви.

В конце XVII ст. монастырь был уже богат и знаменит, отстроил редчайший в провинции ансамбль зданий XVI в. В обители работал даже кирпичный завод для собственных нужд. История сохранила и имена монастырских зодчих. Самый знаменитый из них - Федор Конь, строитель городовой стены Смоленска и крепости Белого города в Москве.

В 1611 г. монастырь был захвачен и разорен поляками. Более того, обитель они отдали иезуитам - из «духовного плена» она освобождена была только в 1655 г. В 1812 г., ограбив обитель, французы превратили ее в тюрьму для пленных русских солдат.

В конце XIX в. монастырь потихоньку ветшал. Сил немногочисленной братии, которой в нач. XX в. управлял уже игумен, не хватало для поддержания в порядке огромных средневековых храмов. Шатровая Введенская церковь стояла закрытой из-за опасности обрушения.

В монастыре было три храма. В приделе св. апостолов Троицкого собора находилась рака, где почивали «под спудом» мощи прп. Герасима. В этом же приделе был похоронен затворник Аркадий, подвизавшийся в обители в кон. XVI в. Другой святыней монастыря была древняя Казанская икона Божией Матери. В подклете собора помещался фамильный склеп кн. Долгоруковых. Монастырю принадлежала Алексеевская часовня, выстроенная в честь рождения Наследника Цесаревича Алексея Николаевича.

После революции Болдин монастырь продолжал действовать - в нём оставалось 13 монахов. В 1921 г. П.Д. Барановский начал здесь реставрацию. К несчастью, не один Барановский интересовался монастырем. В 1922 г. власти конфисковали монастырское имущество, кощунственно вскрыли мощи св. Герасима. В 1928 г. прекратилась реставрация, а еще через год репрессировали всех монахов и директора музея. В обитель вселялись «трудовые коммуны», сельхозартели.

Во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен. Но жив был П.Д. Барановский. Обмерив руины, он заметил, что древние здания обрушились не по кирпичику, а большими фрагментами - их можно было вновь «собрать». В 1964 г. началось восстановление. Барановский умер в 1984 г., успев увидеть возрожденной одну лишь Трапезную палату. Но дело его продолжалось. В 1987 г. уже поднялась колокольня. Много сил в деле воссоздания монастыря отдает архитектор-реставратор ученик П.Д. Барановского - А.М. Пономарев.

14 мая 1990 г. в Болдине состоялась первая церковная служба - вечерня в храме XIX в. на месте пещерки св. Герасима. А еще через год, в день памяти св. Герасима, возродился сам монастырь. Наместником его назначен был игум. Антоний. Сегодня в монастыре 20 насельников.

Сохранились и возрождены: трапезная и колокольня (1585-1592 гг.); ограда и башня (XVIII в.); дом казначея (XIX в.); дом игумена (XIX в.); просворня (XIX в.); стены монастыря с башенками по углам (XVIII в.). Построен новый братский корпус в 1994 г.

По материалам сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=smolensk&page=19

Монастырь был основан в 1530 году преподобным Герасимом Болдинским. В XVI веке монастырь неоднократно получал дары: земли от царя, крупные вклады от бояр и состоятельных людей; обитель занималась и собственной торговой и промысловой деятельностью. К концу XVI века обитель владела более 80 селами и деревнями в Дорогобужском уезде, около 20 монастырскими деревнями в других уездах, мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями. Монастырские подворья и торговые лавки существовали в Дорогобуже, Вязьме, Смоленске, Москве. Монастырь владел мельницами, охотничьими и бортными угодьями, скотными дворами, рыбными ловлями.

Каменное строительство в монастыре развернулось в 1590-х годах. Тогда были выстроены пятикупольный Троицкий собор (взорван, ныне почти восстановлен), колокольня (сохранилась), трапезная палата с церковью Введения во храм Богородицы (сохранились) и стены (перестроены). Согласно гипотезе П.Д. Барановского, в строительстве принял участие государев зодчий Фёдор Конь.

С 1617 по 1654 годы Дорогобужский край находился в составе государства Речь Посполитая. Монастырь опустел; позже его строения были переданы Смоленскому иезуитскому коллегиуму. Монастырь возрождён в 1654 году, когда смоленские земли вновь вошли в состав Русского царства. Обитель не смогла сохранить за собою былых богатств: к концу XVII века ей принадлежало около 20 деревень.

XVIII – начало XX века

В начале XVIII века святителем Иоанном (Максимовичем) в монастыре была открыта типография. В ней печатались богослужебные книги, учебные пособия, сочинения духовно-нравственного содержания, включая труды самого Иоанна, переводы с латыни.

В 1764 году, согласно манифесту, подписанному Екатериной II (1764) у монастыря были отобраны все земли. Большую помощь монастырю оказал благотворитель –князь Андрей Долгоруков.

На 1870-1880-е годы приходится новый расцвет монастыря. Настоятелем был назначен иеромонах (впоследствии архимандрит) Андрей (Васильев). За время его 24-летнего управления монастырем были отремонтированы и перестроены все существовавшие здания и храмы монастыря, построены новые Святые ворота, часовня на месте кельи св. Герасима Болдинсого, деревянные кельи, хозяйственные здания, гостиница для паломников, настоятельский дом, просфорная, мельница на озере, высажен сад (в 700 корней). Он же на основе двух древних текстов написал и издал новое «Житие Преподобного Герасима».

В 1919-1927 годах в монастыре были проведены реставрационные работы под руководством П.Д. Барановского. В бывших монастырских зданиях организован историко-художественный музей, в экспозицию которого, в числе прочих экспонатов, вошли фрагменты изразцовых печей XVII-XVIII веков, деревянная скульптура, собранная М.И. Погодиным. На территорию обители был перевезён деревянный храм из села Усвятье.

Упразднение и возрождение монастыря

В ноябре 1929 года монастырь был официально закрыт. В Троицком соборе разместилось зернохранилище, во Введенском храме – колхозный сырзавод, в часовне – сепаратор для переработки молока.

Во время Великой Отечественной войны Болдинский монастырь был базой партизанских отрядов; в зданиях бывшей обители разместились ремонтные мастерские. В марте 1943 года при отступлении немцы заминировали и взорвали старинные постройки – Троицкий собор, Введенский храм и колокольню.

В 1964 году началась реставрация монастыря по сохранившимся обмерам и фотографиям под руководством П.Д. Барановского. Они продолжаются и поныне (руководитель – ученик Барановского А.М. Пономарёв).

В 1991 году Болдинский монастырь передан Русской православной церкви.

В настоящее время восстановлена каменная стена с четырьмя башнями, колокольня, трапезная палата с Введенской церковью. Среди других построек – деревянный дом игумена, сторожка у Святых ворот, каменный келейный корпус, каменный казначейский корпус на подклете, деревянная часовня на монастырском кладбище. Каменная часовня была перестроена в храм во имя преподобного Тихона Калужского. Троицкий собор освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в июне 2010 года.

Возрождён монастырский некрополь. Среди сохранившихся захоронений – могила семьи Вистицких, с металлической оградой и двумя гранитными колоннами, в том числе Степана (Стефана) Вистицкого, автора одного из первых учебников по тактике и его сыновей – Михаила Степановича (генерал-майор, в 1812 году был назначен М.И. Кутузовым генерал-квартирмейстером русской армии) и Степана Степановича (генерал-майор, в конце 1812 году возглавивший Смоленское ополчение).

Монастырь имеет подворья в Дорогобуже и в Сафонове.

Осенняя пора…. Располагает к долгим и задумчивым прогулкам. На Смоленщине много мест, где можно спокойно и с удовольствием провести время. Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь — наиболее древний из существующих и действующих сегодня монастырей в Смоленской области. Обитель находится в лесу в 17 км от города Дорогобужа. Добраться можно только на машине, общественный транспорт ходит редко. Правда дорога отличная, асфальт проложен до самого монастыря и все благодаря приезду на освещение вновь восстановленного Троицкого собора митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, ныне нашего патриарха.

Здесь очень красиво, безлюдно, девственная природа, много красивых видов еще по дороге от города к монастырю. Место известное и для историков, и для паломников, поэтому вполне сможете самостоятельно найти много информации об этой обители. Хотя если договориться заранее о приезде, то кто-нибудь из братии с удовольствием проведет вам экскурсию. Расскажет легенду о житие старца Герасима и становлении монастыря. Кстати вариантов много, как и у любой сказки, но самая прижившаяся приблизительно такого содержания: «В древнем городе Переславле-Залесском в далеком 1489 году родился мальчик, и нарекли его Григорием. Будучи тринадцатилетним подростком, прибился он к подвижнику Даниилу и стал жить вместе с ним в монастыре. В девятнадцать принял постриг и был наречен в иночестве Герасимом. Честно исполнял свое служение в Троицком Даниловом монастыре, который был построен в Переславле-Залесском на «богодельне», ну то есть при больнице)). Ухаживал за больными и немощными короче. Потом стал шить для них обувь, за что получил прозвище «кожешвец». Переступив тридцатилетний порог, монах Герасим отправился в паломничество. В 1528 году он поселился близ Московской дороги (ныне Старо-Смоленская). Времена были мутные, в лесах промышляло много разбойников. Говорят, что старца часто и много избивали и грабили, но он раз за разом восстанавливал свое скромное жилье. По одной из легенд первой его братией, кстати, и стали те самые разбойники. В 1530 году ему было видение, что недалеко от его хижины зазвонили в лесу колокола, и опустился на землю божественный свет, и забил из земли ключ, а посреди того места стояло дерево, огромный раскидистый дуб. И отправился Герасим пешком в Москву, бить челом перед великим князем Василием III о разрешении основать на этом месте святую обитель. Собственно разрешение получил и возвратился благополучно назад. Кстати, пока возводилась обитель, сам старец, как гласит легенда жил в дупле того самого огромного дуба. Сам дуб конечно не сохранился, но посреди монастыря, как говорят местные, стоит детеныш того самого дерева)). Дела видимо продвигались хорошо и уже в 1535 году со своим учеником преподобный отправился в Вязьму, где позже основал Иоанно-Предтечев женский монастырь, а в сороковых годах еще одну обитель в Брянских лесах. Умер Герасим 1 мая 1554 года в основанной им обители. Мощи святого находятся по сей день в Троицком соборе Болдинского монастыря».


В стародавние времена монастыри были богатыми землевладельцами, Болдиснкая обитель частенько получала земли и от государя и знати, вел монастырь и свою торговлю, а так же занимался промыслом. Времени с тех пор утекло много, несколько раз он был разорен, заброшен, забыт, но каждый раз восставал как Феникс из пепла. Уже в 1764 году Екатерина II своим манифестом отобрала все имущество и все земли у монастыря и больше века монастырь был в запустении, пока 1870 х годах не наступил новый рассвет. Был назначен новый настоятель, который за 24 года своего правления в принципе обновил и перестороил весь монастырь, даже был посажен шикарный сад в 700 корней. А уже в начале XX века начались серьезные реставрационные работы, правда, на мой взгляд, странно, что сразу после революции, а именно 1919 году стали заниматься святой обителью. Хотя, как и все в России весьма логично, 1929 году монастырь официально был закрыт. Как и большинство церквей в советский период использовался под зернохранилище, сырный завод и сепаратор для молока. Во время Великой Отечественной войны был базой для партизан, в зданиях монастыря размещались мастерские. В 1943 году центральный Троицких храм был заминирован и взорван фашистами при отступлении. Современная реставрация началась в 1964 году. В конце XX века, будучи студенткой, и вашей покорной слуге посчастливилось поучаствовать в разборах завалов центрального храма.)) Сегодня монастырь восстановлен фактически полностью, причем хочется отметить, по последнему слову техники. Несмотря на месторасположение, реально в глухом лесу, обитель имеет водоснабжение, электроснабжение и даже газифицирована. В Троицком соборе даже полы теплые. Выстроены гостиницы для паломников со всеми удобствами, так что если кто-то желает потрудиться во славу Господа, это пожалуйста. А если желания работать нет, то уж прогуляться по этим живописным местам точно стоит.
По ощущениям, это место одно из самых умиротворяющих. Тихое, красивое, завораживающее. Причем не только внутри монастыря, но и на прилегающей территории.



Вокруг монастыря деревня Болдино. Несколько жилых домов, несколько заброшенных, но не вызывающих чувство запустения.
За деревней есть место, где по преданию стояла хижина преподобного, путь указывает большой крест на холме.


Несколько лет назад пытались отреставрировать его колодец, даже нашли остатки старого деревянного венца, но что-то пошло видимо не так и колодец, как таковой не функционирует, но дойти до него не будет лишним, ибо с холма открывается потрясающий вид на обитель, где можно устроить хорошую фотосессию. Так что приезжайте, не пожалеете, сейчас самое время. Красивой Вам Болдинской осени)).